8. Понятие консульского права и его источники.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 

Первые

консулы появились достаточно давно. Они представляли собой людей

имевших бесспорный авторитет среди купцов. Консул был знатоком

торговых обычаев, специалистом в частном праве. Да и само название

«консул» возникло от слова советник counsult. Консул мог оказывать

помощь и содействие отечественным купцам и другим частным лицам и

организациям. Долгое время консулы были выборными должностями.

Несколько позже консулы стали назначаемые государством

должностные лица, призванные оказывать на территории иностранного

государства помощь. Изначально они не имели право представлять

интересы своего государства как такового. Однако, со временем круг

вопросов, входящих в компетенцию консульских учреждений,

неуклонно расширялся, их функции приобретали все более

многогранный характер. Была создана консульская служба государства,

в задачи которой входило содействовать развитию не только

экономических, торговых, но и научно-технических, культурных и

туристских отношений между государствами. Особенности развития

консульских отношений в определенной степени отличается от

дипломатических. Это нашло свое отражение в их правовой природе.

Консульские отношения долгое время регулировались обычаями

и, лишь в начале прошлого века, была сделана попытка, кодифицировать

консульское право.

Под консульским правом понимается система международно-

правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских

учреждений их персонала и определяющих их статус и функции,

иммунитеты и привилегии консулов. Консульское право - одна из

старейших отраслей права, регулирующая отношения, связанные,

прежде всего с международной торговлей и торговым мореплаванием.

Его основными источниками являются международный договор и

международный обычай. Международные договоры по консульским

вопросам заключаются как на двусторонней, так и на многосторонней

основе.

К источникам консульского права относятся также положения

некоторых международных договоров, которые не посвящены

исключительно консульским вопросам. Это, прежде всего Венская

конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, ст. 3 которой

предусматривает возможность выполнения консульских функций

дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и

международные договоры о правовой помощи, об урегулировании случаев

двойного гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и

мореплавания и ряд других.

Не последнюю роль в консульском праве играют двусторонние

договоры и конвенции по консульским вопросам, заключать которые

начали еще в XII - XIII веках. Сейчас их число во всем мире достигает

нескольких тысяч.

В определенном значении источниками консульского права

являются положения национального законодательства, определяющие

статус, функции и структуру консульских органов, а также регулирующие

определенные аспекты деятельности иностранных консульских

учреждений.

К настоящему времени консульское право реально кодифицировано.

Начало кодификации было положено подписанием Каракасской конвенции

о консульских функциях 1911 года, затем на Гаванской конференции

межамериканских государств в 1928 году работа над кодификацией

консульского права была продолжена - 20 латиноамериканскими

государствами и США, которые подписали Гаванскую конвенцию о

консульских чиновниках. Обе конвенции носили региональный характер.

Поэтому международное сообщество принимало ряд мер по дальнейшей

разработке консульского права. Завершить кодификацию удалось

благодаря усилиям ООН. В 1963 году в Вене была подписана Венская

конвенция о консульских сношениях 1963 года, в которой участвуют 152

государства, в том числе и Россия. Конвенция вступила в силу 18 марта

1967 г. СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 года. Эта конвенция носит

универсальный характер.

Не смотря на широкое развитие консульского права сегодня,

существуют области отношений между государствами, которые

регулируются обычными нормами. Скажем, если какое-либо государство

не участвует в многосторонних конвенциях по консульскому праву, оно

все равно должно придерживаться положений этих конвенций, поскольку

они издавна были обычными нормами международного права.

В соответствии с международной практикой государства

устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия.

Установление дипломатических отношений отнюдь не означает

автоматического установления консульских отношений. Консульские

отношения могут устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии

дипломатических отношений. Разрыв дипломатических отношений не

влечет за собой автоматически разрыва консульских отношений.

Современная международная практика знает два вида консульских

учреждений: консульские отделы при дипломатических

представительствах и самостоятельные (отдельные) консульские

учреждения.

Венская конвенция 1963 г. регулирует порядок открытия

консульского учреждения, консульские функции, классы глав

консульских учреждений, назначение и отзыв глав консульских

учреждений, их работников, преимущества, привилегии и иммунитеты

консульских учреждений, штатных консульских должностных лиц и

других работников консульских учреждений.

Первые

консулы появились достаточно давно. Они представляли собой людей

имевших бесспорный авторитет среди купцов. Консул был знатоком

торговых обычаев, специалистом в частном праве. Да и само название

«консул» возникло от слова советник counsult. Консул мог оказывать

помощь и содействие отечественным купцам и другим частным лицам и

организациям. Долгое время консулы были выборными должностями.

Несколько позже консулы стали назначаемые государством

должностные лица, призванные оказывать на территории иностранного

государства помощь. Изначально они не имели право представлять

интересы своего государства как такового. Однако, со временем круг

вопросов, входящих в компетенцию консульских учреждений,

неуклонно расширялся, их функции приобретали все более

многогранный характер. Была создана консульская служба государства,

в задачи которой входило содействовать развитию не только

экономических, торговых, но и научно-технических, культурных и

туристских отношений между государствами. Особенности развития

консульских отношений в определенной степени отличается от

дипломатических. Это нашло свое отражение в их правовой природе.

Консульские отношения долгое время регулировались обычаями

и, лишь в начале прошлого века, была сделана попытка, кодифицировать

консульское право.

Под консульским правом понимается система международно-

правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских

учреждений их персонала и определяющих их статус и функции,

иммунитеты и привилегии консулов. Консульское право - одна из

старейших отраслей права, регулирующая отношения, связанные,

прежде всего с международной торговлей и торговым мореплаванием.

Его основными источниками являются международный договор и

международный обычай. Международные договоры по консульским

вопросам заключаются как на двусторонней, так и на многосторонней

основе.

К источникам консульского права относятся также положения

некоторых международных договоров, которые не посвящены

исключительно консульским вопросам. Это, прежде всего Венская

конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, ст. 3 которой

предусматривает возможность выполнения консульских функций

дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и

международные договоры о правовой помощи, об урегулировании случаев

двойного гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и

мореплавания и ряд других.

Не последнюю роль в консульском праве играют двусторонние

договоры и конвенции по консульским вопросам, заключать которые

начали еще в XII - XIII веках. Сейчас их число во всем мире достигает

нескольких тысяч.

В определенном значении источниками консульского права

являются положения национального законодательства, определяющие

статус, функции и структуру консульских органов, а также регулирующие

определенные аспекты деятельности иностранных консульских

учреждений.

К настоящему времени консульское право реально кодифицировано.

Начало кодификации было положено подписанием Каракасской конвенции

о консульских функциях 1911 года, затем на Гаванской конференции

межамериканских государств в 1928 году работа над кодификацией

консульского права была продолжена - 20 латиноамериканскими

государствами и США, которые подписали Гаванскую конвенцию о

консульских чиновниках. Обе конвенции носили региональный характер.

Поэтому международное сообщество принимало ряд мер по дальнейшей

разработке консульского права. Завершить кодификацию удалось

благодаря усилиям ООН. В 1963 году в Вене была подписана Венская

конвенция о консульских сношениях 1963 года, в которой участвуют 152

государства, в том числе и Россия. Конвенция вступила в силу 18 марта

1967 г. СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 года. Эта конвенция носит

универсальный характер.

Не смотря на широкое развитие консульского права сегодня,

существуют области отношений между государствами, которые

регулируются обычными нормами. Скажем, если какое-либо государство

не участвует в многосторонних конвенциях по консульскому праву, оно

все равно должно придерживаться положений этих конвенций, поскольку

они издавна были обычными нормами международного права.

В соответствии с международной практикой государства

устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия.

Установление дипломатических отношений отнюдь не означает

автоматического установления консульских отношений. Консульские

отношения могут устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии

дипломатических отношений. Разрыв дипломатических отношений не

влечет за собой автоматически разрыва консульских отношений.

Современная международная практика знает два вида консульских

учреждений: консульские отделы при дипломатических

представительствах и самостоятельные (отдельные) консульские

учреждения.

Венская конвенция 1963 г. регулирует порядок открытия

консульского учреждения, консульские функции, классы глав

консульских учреждений, назначение и отзыв глав консульских

учреждений, их работников, преимущества, привилегии и иммунитеты

консульских учреждений, штатных консульских должностных лиц и

других работников консульских учреждений.