Ю.В. КУРЕНКОВ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В МЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ: ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И ПЕРЕСТРОЙКА
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. Я бы хотел остановится на двух вопросах: о теории переходного периода
и о практике переходного периода /на примере развития промышленности РФ/.
Теория переходного периода, на мой взгляд, еще не создана, поскольку
практически ни одна страна не имела опыта перехода от 100-процентной
государственной центрально-планируемой экономики к рыночной системе.
Утверждения общего плана /на базе концепции Л.Вальраса, В.Парето, Э.Бароне/,
что все развитие цивилизации можно теоретически представить как переход от
одного равновесного состояния экономики к другому, вне зависимости от форм
собственности, динамики НТП и качества человеческого фактора, по крайней
мере, спорны. Во всяком случае М.Алле, лауреат Нобелевской премии 1988 г. в
области экономики, в своих работах доказывает, что в мировом хозяйстве нет
единого рынка и единых мировых равновесных цен /спроса-предложения/, а есть
система локальных рынков, которую следует характеризовать как неравновесную.
Вполне возможно, что теория перехода от равновесной системы к неравновесной
и наоборот более приемлема для характеристики процессов переходного периода.
В то же время нужна практическая основа теории переходного периода и здесь,
на наш взгляд, наиболее важно правильно определить регуляционные функции и
соотношения в двух взаимосвязанных структурах: государстве и рынке.
Общая схема нашего рассуждения такова: государство и рынок есть
взаимосообщающиеся регуляционные сосуды, поэтому гипертрофированное развитие
одной из этих структур вредит обеим. Опыт 100-процентного владения
государством собственности /СССР/, планирования ее развития и управления ей,
а также опыт функционирования практически нерегулируемого свободного рынка
/опыт Великой депрессии США 1929-1932 гг./ убедительно доказали
экономическую несостоятельность и крах таких автономных, однобоких
хозяйственных систем.
Теория и практика взаимодействия государства и рынка, по моему мнению, по
степени актуальности выдвигаются на передний план. Первые опыты реформ
показывают, насколько многосложен переходный процесс: довольно быстрая
/автоматическая / смена форм собственности и собственника без кардинальных
институциональных и законодательных изменений не ведет к изменениям в
эффективности производства и как следствие не приводит к новому
инвестиционному процессу и решению социальных проблем. Во всяком случав, в
анализе принципов, форм и методов взаимодействия государства и рынка в
современной российской экономической литературе имеется много путаницы и
нелепостей. Покажем это на одном примере. В докторской диссертации
Л.И.Ерохиной /М.,199б г./ утверждается, что "... ключевым элементом
экономики этих стран /речь идет о Франции, Великобритании, Италии - Ю.К./
являлось государственное планирование: государство концентрировало свои
усилия на развитии базовых отраслей, играющих первостепенную роль в
переориентации народного хозяйства." И далее "... успех японской модели
развития в значительной мере объяснялся эффективностью планирования ...". И
наконец, последний аккорд:"...Происходило однозначное усиление роли
государства, а в рамках государственной деятельности возрастала роль
планирования "/ речь идет о США - Ю.К./.
Другими словами, существует точка зрения, согласно которой следует
усиливать роль государства, хотя, по нашему мнению, и в теории и на практике
самой актуальной является задача разграничения регуляционных функций
государства и рынка. Нужен своеобразный договор об общественном согласии,
партнерстве, где целесообразно определить автономные регулирующие функции
государства, автономные функции бизнеса и совместные функции /сферы
деятельности/ государства и рынка.
2. Начальный этап переходного периода к рынку породил и его начальные
иллюзии: предполагалось, что спад промышленного производства будет
непродолжительным и не очень глубоким. Бытовало мнение, что можно довольно
быстро исправить ценовые искажения, порожденные центрально - планируемой
экономикой, создать конкурентную рыночную среду и войти в мировое сообщество
с новой структурой промышленного производства.
Но этого не произошло. Либерализация цен (январь 1992 г.) оказалась
палкой о двух концах: началась новая дифференциация цен, на которую влияли и
спросовые ограничения, и оставшаяся монополизация, и расстыковка цен на
топливо, энергию, капитальные товары, готовые изделия, транспортные тарифы,
основные и оборотные фонды, и отсутствие класса эффективных собственников,
грамотных менеджеров и т.д. Если раньше цены были состыкованы по принципу
минимизации издержек производства и норматива рентабельности, хотя
внутренние и мировые цены никак не согласовывались, то движение к рынку
началось с ориентации на мировые цены, но для этого не были созданы условия
для выхода на мировой уровень эффективности промышленного производства.
За пять последних лет (1991-1995 гг.) в экономической ситуации
промышленности произошли более существенные изменения, чем за предыдущие
двадцать лет (1970-1990 гг.).
В первую очередь следует отметить повальное снижение физических объемов
производства во всех отраслях промышленности, кроме полиграфической (хотя
это не результат обильных капиталовложений в отрасль, где они в сопоставимых
ценах составили в 1995 г. лишь 12% ,от уровня 1990 г.). Дифференциация
темпов экономической динамики началась уже в 1991 г., когда диапазоны
колебаний в развитии отдельных отраслей по сравнению с 1990 г. /100/
составили 49,5 процентных пункта (от + 25,5 в полиграфической промышленности
до 24,0 - в приборостровнии). За 1992-1995 гг. расслоение в темпах
экономической динамики нарастало - от 94,8 проц. пункта в 1992 г., 110,9
проц. пункта в 1993 г., 110,3 проц. пункта в 1994 г., до 116,8 проц. пункта
в 1995 г. с той лишь разницей, что крайние плюсовые значения снижались, а
крайние отрицательные значения возрастали (по текстильной промышленности,
например, до минус 80,8 проц. пункта). Общий объем промышленного
производства сократился за эти годы в два раза. В связи с разными условиями
воспроизводства отдельных отраслей промышленности, особенно проявившимися с
1992 г. в результате либерализации цен, началось изменение рыночной
структуры промышленного производства в направлении, далеком от бытовавших
ранее представлений о принципах и направлениях структурной политики.
Основные структурные изменения за 1991-1995 гг. в принципиальном плане
заключались в следующем:
во-первых, резко возросла доля топливно-энергетического комплекса -на
19,3 проц. пункта;
во-вторых, существенно вырос удельный вес материально-сырьевых отраслей -
на 6,4 проц. пункта;
в-третьих, резко сократился удельный вес отраслей машиностроительного
комплекса -на 12,9 проц. пункта;
в-четвертых, упала доля комплекса отраслей легкой промышленности -на 10,1
проц. пункта.
Реальные рыночные условия этих лет, связанные как со спросовыми
ограничениями, так и с разной эластичностью движения цен по сравнению со
среднепромышленной ценой привели к утяжелению структуры промышленного
производства. В итоге повысилась доля отраслей, работающих на первичный и
промежуточный спрос и, к сожалению, упала доля отраслей, работающих на
конечный - инвестиционный и потребительский спрос. Но на это были
объективные причины. Относительно цен в этом процессе можно констатировать,
что в 1991-1995 гг. эластичность цен по отношению к средней цене в
промышленности в электроэнергетике составила 2,1 раза, в топливной
промышленности - 1,64, в то время как в машиностроении -0,71 и в легкой
промышленности - 0,52, что и было одной из основных причин дифференциации.
Были и другие причины дифференциации промышленной динамики, которые
связаны со спецификой продукции отдельных отраслей и их
конкурентоспособностью. Продукция топливно-энергетических и
материально-сырьевых отраслей изначально, при прочих равных условиях, более
конкурентоспособна на внешнем рынке, чем продукция отраслей, работающих на
конечный спрос (машиностроение, легкая, пищевая промышленность и др.).
Отсюда, продукция ряда топливных и материалосырьевых отраслей (нефтяная,
газовая, нефтеперерабатывающая, химическая, нефтехимическая, черная и
цветная металлургия и др.) в условиях отмены монополии внешней торговли
относительно быстро нашла дорогу на зарубежные рынки, что способствовало
финансовой устойчивости развития этих отраслей.
В то же время малоконкурентоспособная на внешних рынках продукция
отечественного гражданского машиностроительного комплекса, в условиях
запрета самостоятельной продажи предприятиями продукции военного
машиностроения, дорогостоящая по сравнению с импортными аналогами и менее
качественная бытовая техника и электроника, неравномерное и слабое
федеральное финансирование государственного оборонного заказа - все это
вместе взятое привело к существенному снижению удельного веса
машиностроительного комплекса в промышленном производстве. Что касается не
менее существенного снижения в промышленном производстве доли исконно
русской, традиционной, особенно для центральных районов России, текстильной
и легкой промышленности, то здесь главная причина падения кроется в сломе
сложившегося десятилетиями механизма клирингового обмена российской нефти на
узбекский хлопок. В результате произошло "утяжеление" структуры
промышленности и усилился "тяжелый" экономический рост, от которого в
теоретических концепциях структурной политики мы хотели уйти. Расслоение
промышленности сказалось на отраслевых приоритетах промышленного развития.
Для измерения ранговых инвестиционных приоритетов были использованы
экономические критерии (интегральные показатели фондоотдачи продукции и
рентабельности фондов), по которым были проведены расчеты для 27 отраслей
промышленности РФ и США. Суть концепции измерения ранговых инвестиционных
приоритетов по отраслям промышленности вытекает из критериев эффективности
производства, к которым мы относим два: фондоотдачу продукции (соотношение
продукт/капитал) и рентабельность фондов (соотношение прибыль/капитал).
Методологически это означает: а) дефицит инвестиций и отсюда их минимизация
на единицу конечного эффекта принимаются за главный критерий - ограничитель
инвестиционного процесса в переходный период к рыночной экономике; б)
получение максимума продукции на единицу основных фондов рассматривается как
двуединое выражение: объективных и технологических схем соединения капитала
и продукта и продуктивного использования капитала; в) получение продукции не
с любыми экономическими характеристиками, а с показателями высшей рыночной
рентабельности - то есть с показателями прибыли, снимаемой с единицы фондов.
Ранговые инвестиционные приоритеты - это в конечном итоге условный
показатель, на основе которого на макроуровне можно определять самые общие
ориентиры для инвестиционных предпочтений. В то же время следует иметь в
виду, что более или менее крупные отрасли промышленности могут быть
дезагрегированы в более мелкие структуры (в российских промышленных цензах
имеется примерно 435 таких структур, с учетом регионально-отраслевых кодов -
37845), поскольку в крупных и даже средних структурах находятся отдельные
подотрасли и производства, имеющие как позитивную, так и негативную динамику
приведенных выше измерителей. То же самое можно сказать и о
регионально-отраслевых структурах.
Все измерения выполнены в текущих рыночных ценах, хотя в стационарной
экономике динамические ряды экономических показателей измеряются как в
текущих ценах, так и в сопоставимых ценах (индексах физического объема).
Однако в переходной экономике РФ вряд ли целесообразно и возможно
использовать показатели физического объема основных фондов и продукции по
той простой причине, что физические объемы продукции падают, а после
переоценок - восстановительная стоимость основных фондов растет. Например,
для условий 1992 г., когда физический объем промышленного производства упал
по сравнению с 1990 г. на 25%, а стоимость основных
промышленно-производственных фондов выросла в 20 раз (т.е. 2000%), то
фондоотдача при сопоставлении разнодвижущихся показателей упала бы в 27 раз,
что не отвечает реальным процессам в экономике промышленного производства,
изменениям в качестве, новизне и техническом уровне фондов. Поэтому все
измерения проводились в реальных рыночных ценах продукции промышленного
производства и рыночных ценах основных фондов по полной восстановительной
стоимости. Ограничения методики связаны с двумя обстоятельствами: во-первых,
реальная загрузка производственных мощностей различна в разных отраслях
промышленности и ее желательно учесть; во-вторых, расчеты построены по
производственной эффективности, из всех экзогенных факторов учтен только
один: при разделении объемов промышленного производства на себестоимость и
прибыль из объема продукции вычтены налог на добавленную стоимость и акцизы.
В 1990 г. в условиях дорыночного состояния экономики и регламентируемых
цен, по экономической ситуации того времени, первые десять мест для
приоритетного инвестирования заняли: 1) швейная; 2) кожевенно-обувная; 3)
текстильная; 4) мебельная; 5) пищевая; 6) резино-асбестовая; 7)
железнодорожное машиностроение; 8) деревообрабатывающая; 9) приборостроение,
электронная; 10) электротехническая. Таким образом, отрасли текстильной,
легкой и пищевой промышленности, работающие на конечный спрос, а также
наукоемкие отрасли высокой технологии (приборостроение, точное
машиностроение, электронная и электротехническая) - точки экономического
роста - являлись предпочтительными для первоочередного инвестирования.
Причем, для зрелой рыночной экономики США - шесть из десяти отраслей
совпадают (швейная, кожевенно-обувная, мебельная, пищевая, приборостроение,
транспортное машиностроение) и добавляются четыре новые - табачная,
полиграфическая, некоторые товары длительного пользования, автомобильная (то
есть отрасли также работающие на конечный спрос).
Либерализация цен 1992 г. несколько меняет эти приоритеты, в первой
десятке остается шесть уже знакомых отраслей, и вместо отраслей -
железнодорожного машиностроения, пищевой, деревообрабатывающей,
промышленности и приборостроения - добавляются - нефтеперерабатывающая,
цветная металлургия, автомобильная, нефтехимическая и химическая. Другими
словами, появляются базовые топливно-сырьевые и материалопроизводящие
отрасли: нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, цветная металлургия, а
также автомобильная - наиболее структурообразующая отрасль, что становится
одним из индикаторов их будущей экспортной ориентации.
Последующие изменения цен в 1993-1995 гг. в направлении равновесных цен
спроса-предложения меняют и эти приоритеты, но не кардинально.
В соответствии с относительной величиной интегрального коэффициента
инвестиционной привлекательности, рассчитанного по условиям функционирования
промышленности в 1995 г., то есть в условиях дальнейшей либерализации и
дифференциации цен, новых переоценок стоимости основных
промышленно-производственных фондов, первые двенадцать отраслей
расположились в следующем порядке: 1) нефтеперерабатывающая; 2) швейная; 3)
полиграфическая; 4) мебельная; 5) пищевая; 6) кожевенно-обувная; 7) цветная
металлургия; 8) железнодорожное машиностроение; 9) автомобильная
промышленность; 10) черная металлургия; 11) резино-асбестовая; 12)
нефтехимическая. Взяты двенадцать отраслей, поскольку ранговые
инвестиционные приоритеты трех последних практически совпадают. Общая
картина представляется достаточно диверсифицированной: в наборе есть отрасли
первичного сектора - топливные, вторичного - металлургическая,
нефтехимическая и др., третичного, работающего на конечный потребительский
спрос - автомобильная, полиграфическая, отдельные отрасли легкой
промышленности и пищевая.
Таким образом, в переходной экономике вряд ли могут централизованно,
сверху устанавливаться отраслевые структурные приоритеты, поскольку по мере
созревания рыночной среды они будут динамично меняться. Следует иметь также
в виду, что все хозяйство должно быть структурировано и взаимосвязано,
фиксированные на длительное время приоритеты в инвестиционном процессе
приводят к диспропорциям, что в конечном итоге подрывает развитие
приоритетных отраслей.
При создании полновесной и устойчивой структуры хозяйства РФ, в первую
очередь промышленности, следует иметь в виду, что в рыночной экономике,
наряду с крупными предлриятиями существует огромное количество малых и
средних предприятий, в совокупности образующих единую, иерархическую
структуру хозяйства (особенно интересен опыт Японии и Италии). По-видимому,
есть смысл отказаться от строительства гигантов-долгостроев и создавать
новые небольшие предприятия, построенные на современных замкнутых
мини-технологиях, которые могут обеспечить новые рабочие места и расширить
совокупный платежеспособный спрос.
Наконец, была сделана попытка рассчитать паритеты реальной покупательной
способности отдельно по продукции и основным фондам в рублево-долларовом
эквиваленте. Из этих экспериментальных расчетов вытекает, что пока
инвестирование в промышленность РФ предпочтительнее, чем вывоз капитала,
скажем, в США.
За четыре года развертывания экономических реформ появились
обнадеживающие итоги, связанные в первую очередь с разгосударствлением
собственности - важнейшего структурного сдвига в экономике РФ, что,
естественно, отразилось на структуре инвестиционного процесса. В целом за
1995 г. государственные капитальные вложения составили 32%, смешанные
(частно-государственные) -42% и частные - 17%; во вводе основных фондов -
соответственно 30; 43; 20%; в объеме подрядных работ - 15; 45; 38%.
Принятые меры по самофинансированию инвестиционного процесса за счет
ежегодной переоценки основных фондов, задействования механизма ускоренной
амортизации и освобождения от налогов инвестиционных средств, идущих на
накопление основных фондов, реально сказались на источниках финансирования
капитальных вложений. Так, за 1995 г. за счет централизованных капитальных
вложений было профинансировано 23% капиталовложений, а за счет собственных
средств предприятий (включая совместные) - 68,3% капиталовложений.
Постепенное восстановление инвестиционного процесса за счет частных
средств и усиление контроля за выполнением федеральной инвестиционной
программы позволит выйти на более эффективные пропорции в структуре
хозяйства и промышленности РФ. Процессам структурной перестройки хозяйства
РФ будут способствовать наметившиеся сдвиги в привлечении иностранных
инвестиций, а также возрастающая роль регионов в инвестиционном обеспечении
структурной перестройки.
Очевидно, что слабые регуляционные силы нарождающегося отечественного
рынка требуют в переходный период проведения определенной государственной
промышленной политики. Одной из иллюзий начального процесса переходного
периода стало мнение о необходимости упразднения регулирующей роли
государства в промышленном развитии и переходе к системе авторегуляции
рынка. На самом деле, речь должна идти об изменении самой концепции
государственной промышленной политики. В СССР вся промышленность
принадлежала государству и прямое управление развитием отдельных отраслей
считалось наиболее эффективной формой их функционирования. В то же время
западный опыт показывает, что произошел переход от классической формы
государственной промышленной политики, суть которой состояла в прямом
вмешательстве государства в развитие принадлежащих ему отраслей и компаний
путем их субсидирования и защиты отечественных рынков за счет введения
жестких таможенных тарифов, квот на импорт и т.д., к косвенным формам
промышленного регулирования. Возникла общая тенденция к приватизации
государственных предприятий в тех странах, где значительная часть
промышленных отраслей находилась в собственности государства. Так, в США
доля государства в национальном богатстве составляет 20%, в ВВП - 11-12%, в
промышленности - 1,5%, хотя вряд ли кто будет утверждать о слабости
американской государственности. Другими словами, регулирующая роль
государства напрямую не зависит от владения им собственностью, а в
значительной мере связана с совершенством законодательной базы и менталитета
граждан.
К настоящему времени в отечественной промышленности произошли
существенные изменения в формах собственности. Приватизация была проведена
ускоренными темпами, и уже в 1994 г. государственная собственность составила
в промышленности РФ только 20%, частная -15% и смешанная - 63%. При этом
негосударственная форма собственности составляет от 69% в электроэнергетике
до 99% в черной металлургии. Но пока, к сожалению, смена форм собственности
автоматически не привела к повышению эффективности производства, основные
показатели эффективности промышленного развития (рентабельность
производства, фондоотдача, производительность труда и др.) по сравнению с
базовым 1990 г. в настоящее время ниже.
В принципе, это понятно. Сохранились те же производственные мощности,
технический уровень производства, те же люди (безработица невелика), и почти
полное отсутствие квалифицированных менеджеров, преобладание смешанной формы
собственности (где перемешались непонятным образом интересы государства,
бизнеса и теневой экономики). Без существенных институциональных
преобразований вряд ли можно было за такой короткий срок существенно
увеличить результаты. В то же время хотелось бы согласиться с г-ном ван
Хэлом, который в Европейской экономической комиссии в июне 1995 г. изложил
модель перестройки государственных промышленных предприятий в Нидерландах,
включающую пять типов преобразований: правовое преобразование
государственных предприятий, требующее создания юридических основ
регулирования прав собственности (где, по нашему мнению, создание
акционерных обществ закрытого типа с ограниченной ответственностью вряд ли
является наиболее эффективной формой экономического развития); экономическое
преобразование государственных предприятий для условий реальной рыночной
экономики, для чего требуется либерализация рынков и введение правил
бухгалтерского учета, основанных на налоговом законодательстве, с целью
придания предприятиям предпринимательского характера и обеспечения
возможностей для перемещения прибылей; приватизация государственных
предприятий и передача их в частный сектор, для чего необходимо создание
рынков капитала и условий для его перемещения (перелива); техническое
преобразование государственных предприятий, ориентирующихся на абстрактное
производство (обезличенную потребность), в организации, специализирующиеся
на производстве конкретных видов продукции, услуг и маркетинга с
соответствующей реорганизацией, обменом технологиями и техническим
переоснащением; социальное преобразование государственных предприятий,
направленное на изменение образа мышления администрации и работников, их
отношения к рыночным механизмам, включая переход от установления иллюзорных
производственных планов к условиям неопределенности рыночной конъюнктуры,
для чего необходимы меры по переподготовке кадров, социальной защите в сфере
занятости в течение переходного периода. Предполагается, что рамочные
условия и законодательная база таких преобразований должны быть обеспечены
государством.
В заключение следует сказать, что если в стране с развитой рыночной
экономикой и сравнительно небольшим промышленным сектором, в которой
функционируют государственные промышленные предприятия, необходим довольно
сложный процесс их перестройки на рыночные рельсы, то какой гигантской
задачей является не квази, а реальное направление промышленного сектора РФ
на эффективный путь развития. И здесь велика роль новой государственной
промышленной политики (лучше идти на двух ногах - интегрируя регуляционные
силы государства и рынка - , чем на одной, тем более в переходный период) и
законодательной базы преобразований. Пока законодательная база такова,
каковы сами законодатели, а образцом государственной промышленной политики
кое-кто пытается изобразить экономическую политику Госплана.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В МЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ: ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И ПЕРЕСТРОЙКА
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. Я бы хотел остановится на двух вопросах: о теории переходного периода
и о практике переходного периода /на примере развития промышленности РФ/.
Теория переходного периода, на мой взгляд, еще не создана, поскольку
практически ни одна страна не имела опыта перехода от 100-процентной
государственной центрально-планируемой экономики к рыночной системе.
Утверждения общего плана /на базе концепции Л.Вальраса, В.Парето, Э.Бароне/,
что все развитие цивилизации можно теоретически представить как переход от
одного равновесного состояния экономики к другому, вне зависимости от форм
собственности, динамики НТП и качества человеческого фактора, по крайней
мере, спорны. Во всяком случае М.Алле, лауреат Нобелевской премии 1988 г. в
области экономики, в своих работах доказывает, что в мировом хозяйстве нет
единого рынка и единых мировых равновесных цен /спроса-предложения/, а есть
система локальных рынков, которую следует характеризовать как неравновесную.
Вполне возможно, что теория перехода от равновесной системы к неравновесной
и наоборот более приемлема для характеристики процессов переходного периода.
В то же время нужна практическая основа теории переходного периода и здесь,
на наш взгляд, наиболее важно правильно определить регуляционные функции и
соотношения в двух взаимосвязанных структурах: государстве и рынке.
Общая схема нашего рассуждения такова: государство и рынок есть
взаимосообщающиеся регуляционные сосуды, поэтому гипертрофированное развитие
одной из этих структур вредит обеим. Опыт 100-процентного владения
государством собственности /СССР/, планирования ее развития и управления ей,
а также опыт функционирования практически нерегулируемого свободного рынка
/опыт Великой депрессии США 1929-1932 гг./ убедительно доказали
экономическую несостоятельность и крах таких автономных, однобоких
хозяйственных систем.
Теория и практика взаимодействия государства и рынка, по моему мнению, по
степени актуальности выдвигаются на передний план. Первые опыты реформ
показывают, насколько многосложен переходный процесс: довольно быстрая
/автоматическая / смена форм собственности и собственника без кардинальных
институциональных и законодательных изменений не ведет к изменениям в
эффективности производства и как следствие не приводит к новому
инвестиционному процессу и решению социальных проблем. Во всяком случав, в
анализе принципов, форм и методов взаимодействия государства и рынка в
современной российской экономической литературе имеется много путаницы и
нелепостей. Покажем это на одном примере. В докторской диссертации
Л.И.Ерохиной /М.,199б г./ утверждается, что "... ключевым элементом
экономики этих стран /речь идет о Франции, Великобритании, Италии - Ю.К./
являлось государственное планирование: государство концентрировало свои
усилия на развитии базовых отраслей, играющих первостепенную роль в
переориентации народного хозяйства." И далее "... успех японской модели
развития в значительной мере объяснялся эффективностью планирования ...". И
наконец, последний аккорд:"...Происходило однозначное усиление роли
государства, а в рамках государственной деятельности возрастала роль
планирования "/ речь идет о США - Ю.К./.
Другими словами, существует точка зрения, согласно которой следует
усиливать роль государства, хотя, по нашему мнению, и в теории и на практике
самой актуальной является задача разграничения регуляционных функций
государства и рынка. Нужен своеобразный договор об общественном согласии,
партнерстве, где целесообразно определить автономные регулирующие функции
государства, автономные функции бизнеса и совместные функции /сферы
деятельности/ государства и рынка.
2. Начальный этап переходного периода к рынку породил и его начальные
иллюзии: предполагалось, что спад промышленного производства будет
непродолжительным и не очень глубоким. Бытовало мнение, что можно довольно
быстро исправить ценовые искажения, порожденные центрально - планируемой
экономикой, создать конкурентную рыночную среду и войти в мировое сообщество
с новой структурой промышленного производства.
Но этого не произошло. Либерализация цен (январь 1992 г.) оказалась
палкой о двух концах: началась новая дифференциация цен, на которую влияли и
спросовые ограничения, и оставшаяся монополизация, и расстыковка цен на
топливо, энергию, капитальные товары, готовые изделия, транспортные тарифы,
основные и оборотные фонды, и отсутствие класса эффективных собственников,
грамотных менеджеров и т.д. Если раньше цены были состыкованы по принципу
минимизации издержек производства и норматива рентабельности, хотя
внутренние и мировые цены никак не согласовывались, то движение к рынку
началось с ориентации на мировые цены, но для этого не были созданы условия
для выхода на мировой уровень эффективности промышленного производства.
За пять последних лет (1991-1995 гг.) в экономической ситуации
промышленности произошли более существенные изменения, чем за предыдущие
двадцать лет (1970-1990 гг.).
В первую очередь следует отметить повальное снижение физических объемов
производства во всех отраслях промышленности, кроме полиграфической (хотя
это не результат обильных капиталовложений в отрасль, где они в сопоставимых
ценах составили в 1995 г. лишь 12% ,от уровня 1990 г.). Дифференциация
темпов экономической динамики началась уже в 1991 г., когда диапазоны
колебаний в развитии отдельных отраслей по сравнению с 1990 г. /100/
составили 49,5 процентных пункта (от + 25,5 в полиграфической промышленности
до 24,0 - в приборостровнии). За 1992-1995 гг. расслоение в темпах
экономической динамики нарастало - от 94,8 проц. пункта в 1992 г., 110,9
проц. пункта в 1993 г., 110,3 проц. пункта в 1994 г., до 116,8 проц. пункта
в 1995 г. с той лишь разницей, что крайние плюсовые значения снижались, а
крайние отрицательные значения возрастали (по текстильной промышленности,
например, до минус 80,8 проц. пункта). Общий объем промышленного
производства сократился за эти годы в два раза. В связи с разными условиями
воспроизводства отдельных отраслей промышленности, особенно проявившимися с
1992 г. в результате либерализации цен, началось изменение рыночной
структуры промышленного производства в направлении, далеком от бытовавших
ранее представлений о принципах и направлениях структурной политики.
Основные структурные изменения за 1991-1995 гг. в принципиальном плане
заключались в следующем:
во-первых, резко возросла доля топливно-энергетического комплекса -на
19,3 проц. пункта;
во-вторых, существенно вырос удельный вес материально-сырьевых отраслей -
на 6,4 проц. пункта;
в-третьих, резко сократился удельный вес отраслей машиностроительного
комплекса -на 12,9 проц. пункта;
в-четвертых, упала доля комплекса отраслей легкой промышленности -на 10,1
проц. пункта.
Реальные рыночные условия этих лет, связанные как со спросовыми
ограничениями, так и с разной эластичностью движения цен по сравнению со
среднепромышленной ценой привели к утяжелению структуры промышленного
производства. В итоге повысилась доля отраслей, работающих на первичный и
промежуточный спрос и, к сожалению, упала доля отраслей, работающих на
конечный - инвестиционный и потребительский спрос. Но на это были
объективные причины. Относительно цен в этом процессе можно констатировать,
что в 1991-1995 гг. эластичность цен по отношению к средней цене в
промышленности в электроэнергетике составила 2,1 раза, в топливной
промышленности - 1,64, в то время как в машиностроении -0,71 и в легкой
промышленности - 0,52, что и было одной из основных причин дифференциации.
Были и другие причины дифференциации промышленной динамики, которые
связаны со спецификой продукции отдельных отраслей и их
конкурентоспособностью. Продукция топливно-энергетических и
материально-сырьевых отраслей изначально, при прочих равных условиях, более
конкурентоспособна на внешнем рынке, чем продукция отраслей, работающих на
конечный спрос (машиностроение, легкая, пищевая промышленность и др.).
Отсюда, продукция ряда топливных и материалосырьевых отраслей (нефтяная,
газовая, нефтеперерабатывающая, химическая, нефтехимическая, черная и
цветная металлургия и др.) в условиях отмены монополии внешней торговли
относительно быстро нашла дорогу на зарубежные рынки, что способствовало
финансовой устойчивости развития этих отраслей.
В то же время малоконкурентоспособная на внешних рынках продукция
отечественного гражданского машиностроительного комплекса, в условиях
запрета самостоятельной продажи предприятиями продукции военного
машиностроения, дорогостоящая по сравнению с импортными аналогами и менее
качественная бытовая техника и электроника, неравномерное и слабое
федеральное финансирование государственного оборонного заказа - все это
вместе взятое привело к существенному снижению удельного веса
машиностроительного комплекса в промышленном производстве. Что касается не
менее существенного снижения в промышленном производстве доли исконно
русской, традиционной, особенно для центральных районов России, текстильной
и легкой промышленности, то здесь главная причина падения кроется в сломе
сложившегося десятилетиями механизма клирингового обмена российской нефти на
узбекский хлопок. В результате произошло "утяжеление" структуры
промышленности и усилился "тяжелый" экономический рост, от которого в
теоретических концепциях структурной политики мы хотели уйти. Расслоение
промышленности сказалось на отраслевых приоритетах промышленного развития.
Для измерения ранговых инвестиционных приоритетов были использованы
экономические критерии (интегральные показатели фондоотдачи продукции и
рентабельности фондов), по которым были проведены расчеты для 27 отраслей
промышленности РФ и США. Суть концепции измерения ранговых инвестиционных
приоритетов по отраслям промышленности вытекает из критериев эффективности
производства, к которым мы относим два: фондоотдачу продукции (соотношение
продукт/капитал) и рентабельность фондов (соотношение прибыль/капитал).
Методологически это означает: а) дефицит инвестиций и отсюда их минимизация
на единицу конечного эффекта принимаются за главный критерий - ограничитель
инвестиционного процесса в переходный период к рыночной экономике; б)
получение максимума продукции на единицу основных фондов рассматривается как
двуединое выражение: объективных и технологических схем соединения капитала
и продукта и продуктивного использования капитала; в) получение продукции не
с любыми экономическими характеристиками, а с показателями высшей рыночной
рентабельности - то есть с показателями прибыли, снимаемой с единицы фондов.
Ранговые инвестиционные приоритеты - это в конечном итоге условный
показатель, на основе которого на макроуровне можно определять самые общие
ориентиры для инвестиционных предпочтений. В то же время следует иметь в
виду, что более или менее крупные отрасли промышленности могут быть
дезагрегированы в более мелкие структуры (в российских промышленных цензах
имеется примерно 435 таких структур, с учетом регионально-отраслевых кодов -
37845), поскольку в крупных и даже средних структурах находятся отдельные
подотрасли и производства, имеющие как позитивную, так и негативную динамику
приведенных выше измерителей. То же самое можно сказать и о
регионально-отраслевых структурах.
Все измерения выполнены в текущих рыночных ценах, хотя в стационарной
экономике динамические ряды экономических показателей измеряются как в
текущих ценах, так и в сопоставимых ценах (индексах физического объема).
Однако в переходной экономике РФ вряд ли целесообразно и возможно
использовать показатели физического объема основных фондов и продукции по
той простой причине, что физические объемы продукции падают, а после
переоценок - восстановительная стоимость основных фондов растет. Например,
для условий 1992 г., когда физический объем промышленного производства упал
по сравнению с 1990 г. на 25%, а стоимость основных
промышленно-производственных фондов выросла в 20 раз (т.е. 2000%), то
фондоотдача при сопоставлении разнодвижущихся показателей упала бы в 27 раз,
что не отвечает реальным процессам в экономике промышленного производства,
изменениям в качестве, новизне и техническом уровне фондов. Поэтому все
измерения проводились в реальных рыночных ценах продукции промышленного
производства и рыночных ценах основных фондов по полной восстановительной
стоимости. Ограничения методики связаны с двумя обстоятельствами: во-первых,
реальная загрузка производственных мощностей различна в разных отраслях
промышленности и ее желательно учесть; во-вторых, расчеты построены по
производственной эффективности, из всех экзогенных факторов учтен только
один: при разделении объемов промышленного производства на себестоимость и
прибыль из объема продукции вычтены налог на добавленную стоимость и акцизы.
В 1990 г. в условиях дорыночного состояния экономики и регламентируемых
цен, по экономической ситуации того времени, первые десять мест для
приоритетного инвестирования заняли: 1) швейная; 2) кожевенно-обувная; 3)
текстильная; 4) мебельная; 5) пищевая; 6) резино-асбестовая; 7)
железнодорожное машиностроение; 8) деревообрабатывающая; 9) приборостроение,
электронная; 10) электротехническая. Таким образом, отрасли текстильной,
легкой и пищевой промышленности, работающие на конечный спрос, а также
наукоемкие отрасли высокой технологии (приборостроение, точное
машиностроение, электронная и электротехническая) - точки экономического
роста - являлись предпочтительными для первоочередного инвестирования.
Причем, для зрелой рыночной экономики США - шесть из десяти отраслей
совпадают (швейная, кожевенно-обувная, мебельная, пищевая, приборостроение,
транспортное машиностроение) и добавляются четыре новые - табачная,
полиграфическая, некоторые товары длительного пользования, автомобильная (то
есть отрасли также работающие на конечный спрос).
Либерализация цен 1992 г. несколько меняет эти приоритеты, в первой
десятке остается шесть уже знакомых отраслей, и вместо отраслей -
железнодорожного машиностроения, пищевой, деревообрабатывающей,
промышленности и приборостроения - добавляются - нефтеперерабатывающая,
цветная металлургия, автомобильная, нефтехимическая и химическая. Другими
словами, появляются базовые топливно-сырьевые и материалопроизводящие
отрасли: нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, цветная металлургия, а
также автомобильная - наиболее структурообразующая отрасль, что становится
одним из индикаторов их будущей экспортной ориентации.
Последующие изменения цен в 1993-1995 гг. в направлении равновесных цен
спроса-предложения меняют и эти приоритеты, но не кардинально.
В соответствии с относительной величиной интегрального коэффициента
инвестиционной привлекательности, рассчитанного по условиям функционирования
промышленности в 1995 г., то есть в условиях дальнейшей либерализации и
дифференциации цен, новых переоценок стоимости основных
промышленно-производственных фондов, первые двенадцать отраслей
расположились в следующем порядке: 1) нефтеперерабатывающая; 2) швейная; 3)
полиграфическая; 4) мебельная; 5) пищевая; 6) кожевенно-обувная; 7) цветная
металлургия; 8) железнодорожное машиностроение; 9) автомобильная
промышленность; 10) черная металлургия; 11) резино-асбестовая; 12)
нефтехимическая. Взяты двенадцать отраслей, поскольку ранговые
инвестиционные приоритеты трех последних практически совпадают. Общая
картина представляется достаточно диверсифицированной: в наборе есть отрасли
первичного сектора - топливные, вторичного - металлургическая,
нефтехимическая и др., третичного, работающего на конечный потребительский
спрос - автомобильная, полиграфическая, отдельные отрасли легкой
промышленности и пищевая.
Таким образом, в переходной экономике вряд ли могут централизованно,
сверху устанавливаться отраслевые структурные приоритеты, поскольку по мере
созревания рыночной среды они будут динамично меняться. Следует иметь также
в виду, что все хозяйство должно быть структурировано и взаимосвязано,
фиксированные на длительное время приоритеты в инвестиционном процессе
приводят к диспропорциям, что в конечном итоге подрывает развитие
приоритетных отраслей.
При создании полновесной и устойчивой структуры хозяйства РФ, в первую
очередь промышленности, следует иметь в виду, что в рыночной экономике,
наряду с крупными предлриятиями существует огромное количество малых и
средних предприятий, в совокупности образующих единую, иерархическую
структуру хозяйства (особенно интересен опыт Японии и Италии). По-видимому,
есть смысл отказаться от строительства гигантов-долгостроев и создавать
новые небольшие предприятия, построенные на современных замкнутых
мини-технологиях, которые могут обеспечить новые рабочие места и расширить
совокупный платежеспособный спрос.
Наконец, была сделана попытка рассчитать паритеты реальной покупательной
способности отдельно по продукции и основным фондам в рублево-долларовом
эквиваленте. Из этих экспериментальных расчетов вытекает, что пока
инвестирование в промышленность РФ предпочтительнее, чем вывоз капитала,
скажем, в США.
За четыре года развертывания экономических реформ появились
обнадеживающие итоги, связанные в первую очередь с разгосударствлением
собственности - важнейшего структурного сдвига в экономике РФ, что,
естественно, отразилось на структуре инвестиционного процесса. В целом за
1995 г. государственные капитальные вложения составили 32%, смешанные
(частно-государственные) -42% и частные - 17%; во вводе основных фондов -
соответственно 30; 43; 20%; в объеме подрядных работ - 15; 45; 38%.
Принятые меры по самофинансированию инвестиционного процесса за счет
ежегодной переоценки основных фондов, задействования механизма ускоренной
амортизации и освобождения от налогов инвестиционных средств, идущих на
накопление основных фондов, реально сказались на источниках финансирования
капитальных вложений. Так, за 1995 г. за счет централизованных капитальных
вложений было профинансировано 23% капиталовложений, а за счет собственных
средств предприятий (включая совместные) - 68,3% капиталовложений.
Постепенное восстановление инвестиционного процесса за счет частных
средств и усиление контроля за выполнением федеральной инвестиционной
программы позволит выйти на более эффективные пропорции в структуре
хозяйства и промышленности РФ. Процессам структурной перестройки хозяйства
РФ будут способствовать наметившиеся сдвиги в привлечении иностранных
инвестиций, а также возрастающая роль регионов в инвестиционном обеспечении
структурной перестройки.
Очевидно, что слабые регуляционные силы нарождающегося отечественного
рынка требуют в переходный период проведения определенной государственной
промышленной политики. Одной из иллюзий начального процесса переходного
периода стало мнение о необходимости упразднения регулирующей роли
государства в промышленном развитии и переходе к системе авторегуляции
рынка. На самом деле, речь должна идти об изменении самой концепции
государственной промышленной политики. В СССР вся промышленность
принадлежала государству и прямое управление развитием отдельных отраслей
считалось наиболее эффективной формой их функционирования. В то же время
западный опыт показывает, что произошел переход от классической формы
государственной промышленной политики, суть которой состояла в прямом
вмешательстве государства в развитие принадлежащих ему отраслей и компаний
путем их субсидирования и защиты отечественных рынков за счет введения
жестких таможенных тарифов, квот на импорт и т.д., к косвенным формам
промышленного регулирования. Возникла общая тенденция к приватизации
государственных предприятий в тех странах, где значительная часть
промышленных отраслей находилась в собственности государства. Так, в США
доля государства в национальном богатстве составляет 20%, в ВВП - 11-12%, в
промышленности - 1,5%, хотя вряд ли кто будет утверждать о слабости
американской государственности. Другими словами, регулирующая роль
государства напрямую не зависит от владения им собственностью, а в
значительной мере связана с совершенством законодательной базы и менталитета
граждан.
К настоящему времени в отечественной промышленности произошли
существенные изменения в формах собственности. Приватизация была проведена
ускоренными темпами, и уже в 1994 г. государственная собственность составила
в промышленности РФ только 20%, частная -15% и смешанная - 63%. При этом
негосударственная форма собственности составляет от 69% в электроэнергетике
до 99% в черной металлургии. Но пока, к сожалению, смена форм собственности
автоматически не привела к повышению эффективности производства, основные
показатели эффективности промышленного развития (рентабельность
производства, фондоотдача, производительность труда и др.) по сравнению с
базовым 1990 г. в настоящее время ниже.
В принципе, это понятно. Сохранились те же производственные мощности,
технический уровень производства, те же люди (безработица невелика), и почти
полное отсутствие квалифицированных менеджеров, преобладание смешанной формы
собственности (где перемешались непонятным образом интересы государства,
бизнеса и теневой экономики). Без существенных институциональных
преобразований вряд ли можно было за такой короткий срок существенно
увеличить результаты. В то же время хотелось бы согласиться с г-ном ван
Хэлом, который в Европейской экономической комиссии в июне 1995 г. изложил
модель перестройки государственных промышленных предприятий в Нидерландах,
включающую пять типов преобразований: правовое преобразование
государственных предприятий, требующее создания юридических основ
регулирования прав собственности (где, по нашему мнению, создание
акционерных обществ закрытого типа с ограниченной ответственностью вряд ли
является наиболее эффективной формой экономического развития); экономическое
преобразование государственных предприятий для условий реальной рыночной
экономики, для чего требуется либерализация рынков и введение правил
бухгалтерского учета, основанных на налоговом законодательстве, с целью
придания предприятиям предпринимательского характера и обеспечения
возможностей для перемещения прибылей; приватизация государственных
предприятий и передача их в частный сектор, для чего необходимо создание
рынков капитала и условий для его перемещения (перелива); техническое
преобразование государственных предприятий, ориентирующихся на абстрактное
производство (обезличенную потребность), в организации, специализирующиеся
на производстве конкретных видов продукции, услуг и маркетинга с
соответствующей реорганизацией, обменом технологиями и техническим
переоснащением; социальное преобразование государственных предприятий,
направленное на изменение образа мышления администрации и работников, их
отношения к рыночным механизмам, включая переход от установления иллюзорных
производственных планов к условиям неопределенности рыночной конъюнктуры,
для чего необходимы меры по переподготовке кадров, социальной защите в сфере
занятости в течение переходного периода. Предполагается, что рамочные
условия и законодательная база таких преобразований должны быть обеспечены
государством.
В заключение следует сказать, что если в стране с развитой рыночной
экономикой и сравнительно небольшим промышленным сектором, в которой
функционируют государственные промышленные предприятия, необходим довольно
сложный процесс их перестройки на рыночные рельсы, то какой гигантской
задачей является не квази, а реальное направление промышленного сектора РФ
на эффективный путь развития. И здесь велика роль новой государственной
промышленной политики (лучше идти на двух ногах - интегрируя регуляционные
силы государства и рынка - , чем на одной, тем более в переходный период) и
законодательной базы преобразований. Пока законодательная база такова,
каковы сами законодатели, а образцом государственной промышленной политики
кое-кто пытается изобразить экономическую политику Госплана.