Ю.В. КУРЕНКОВ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 

   ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В МЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ: ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И ПЕРЕСТРОЙКА

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

   1. Я бы хотел остановится на двух вопросах: о теории переходного  периода

и о практике переходного периода /на примере развития промышленности РФ/.

   Теория переходного периода, на мой  взгляд,  еще  не  создана,  поскольку

практически ни  одна  страна  не  имела  опыта  перехода  от  100-процентной

государственной  центрально-планируемой  экономики   к   рыночной   системе.

Утверждения общего плана /на базе концепции Л.Вальраса, В.Парето, Э.Бароне/,

что все развитие цивилизации можно теоретически представить как  переход  от

одного равновесного состояния экономики к другому, вне зависимости  от  форм

собственности, динамики НТП и качества  человеческого  фактора,  по  крайней

мере, спорны. Во всяком случае М.Алле, лауреат Нобелевской премии 1988 г.  в

области экономики, в своих работах доказывает, что в мировом  хозяйстве  нет

единого рынка и единых мировых равновесных цен /спроса-предложения/, а  есть

система локальных рынков, которую следует характеризовать как неравновесную.

Вполне возможно, что теория перехода от равновесной системы к  неравновесной

и наоборот более приемлема для характеристики процессов переходного периода.

В то же время нужна практическая основа теории переходного периода и  здесь,

на наш взгляд, наиболее важно правильно определить регуляционные  функции  и

соотношения в двух взаимосвязанных структурах: государстве и рынке.

   Общая  схема  нашего  рассуждения  такова:  государство  и   рынок   есть

взаимосообщающиеся регуляционные сосуды, поэтому гипертрофированное развитие

одной  из  этих  структур  вредит  обеим.  Опыт   100-процентного   владения

государством собственности /СССР/, планирования ее развития и управления ей,

а также опыт функционирования практически нерегулируемого  свободного  рынка

/опыт  Великой   депрессии   США   1929-1932   гг./   убедительно   доказали

экономическую  несостоятельность  и   крах   таких   автономных,   однобоких

хозяйственных систем.

   Теория и практика взаимодействия государства и рынка, по моему мнению, по

степени актуальности выдвигаются  на  передний  план.  Первые  опыты  реформ

показывают,  насколько  многосложен  переходный  процесс:  довольно  быстрая

/автоматическая / смена форм собственности и собственника  без  кардинальных

институциональных и  законодательных  изменений  не  ведет  к  изменениям  в

эффективности  производства  и  как   следствие   не   приводит   к   новому

инвестиционному процессу и решению социальных проблем. Во всяком  случав,  в

анализе принципов, форм и  методов  взаимодействия  государства  и  рынка  в

современной российской экономической литературе  имеется  много  путаницы  и

нелепостей.  Покажем  это  на  одном  примере.  В   докторской   диссертации

Л.И.Ерохиной  /М.,199б  г./  утверждается,  что  "...   ключевым   элементом

экономики этих стран /речь идет о Франции, Великобритании,  Италии  -  Ю.К./

являлось  государственное  планирование:  государство  концентрировало  свои

усилия  на  развитии  базовых  отраслей,  играющих  первостепенную  роль   в

переориентации народного хозяйства." И  далее  "...  успех  японской  модели

развития в значительной мере объяснялся эффективностью планирования ...".  И

наконец,  последний   аккорд:"...Происходило   однозначное   усиление   роли

государства,  а  в  рамках  государственной  деятельности  возрастала   роль

планирования "/ речь идет о США - Ю.К./.

   Другими  словами,  существует  точка  зрения,  согласно  которой  следует

усиливать роль государства, хотя, по нашему мнению, и в теории и на практике

самой  актуальной  является  задача  разграничения   регуляционных   функций

государства и рынка. Нужен своеобразный договор  об  общественном  согласии,

партнерстве, где целесообразно определить  автономные  регулирующие  функции

государства,  автономные  функции  бизнеса  и  совместные   функции   /сферы

деятельности/ государства и рынка.

   2. Начальный этап переходного периода к рынку  породил  и  его  начальные

иллюзии:  предполагалось,  что   спад   промышленного   производства   будет

непродолжительным и не очень глубоким. Бытовало мнение, что  можно  довольно

быстро исправить ценовые искажения,  порожденные  центрально  -  планируемой

экономикой, создать конкурентную рыночную среду и войти в мировое сообщество

с новой структурой промышленного производства.

   Но этого не произошло.  Либерализация  цен  (январь  1992  г.)  оказалась

палкой о двух концах: началась новая дифференциация цен, на которую влияли и

спросовые ограничения, и оставшаяся  монополизация,  и  расстыковка  цен  на

топливо, энергию, капитальные товары, готовые изделия, транспортные  тарифы,

основные и оборотные фонды, и отсутствие класса  эффективных  собственников,

грамотных менеджеров и т.д. Если раньше цены были  состыкованы  по  принципу

минимизации  издержек  производства   и   норматива   рентабельности,   хотя

внутренние и мировые цены никак не  согласовывались,  то  движение  к  рынку

началось с ориентации на мировые цены, но для этого не были созданы  условия

для выхода на мировой уровень эффективности промышленного производства.

   За  пять  последних  лет  (1991-1995  гг.)   в   экономической   ситуации

промышленности произошли более существенные  изменения,  чем  за  предыдущие

двадцать лет (1970-1990 гг.).

   В первую очередь следует отметить повальное снижение  физических  объемов

производства во всех отраслях промышленности,  кроме  полиграфической  (хотя

это не результат обильных капиталовложений в отрасль, где они в сопоставимых

ценах составили в 1995 г. лишь  12%  ,от  уровня  1990  г.).  Дифференциация

темпов экономической динамики  началась  уже  в  1991  г.,  когда  диапазоны

колебаний в развитии  отдельных  отраслей  по  сравнению  с  1990  г.  /100/

составили 49,5 процентных пункта (от + 25,5 в полиграфической промышленности

до  24,0  -  в  приборостровнии).  За  1992-1995  гг.  расслоение  в  темпах

экономической динамики нарастало - от 94,8 проц. пункта  в  1992  г.,  110,9

проц. пункта в 1993 г., 110,3 проц. пункта в 1994 г., до 116,8 проц.  пункта

в 1995 г. с той лишь разницей, что крайние плюсовые  значения  снижались,  а

крайние отрицательные значения возрастали  (по  текстильной  промышленности,

например,  до  минус  80,8  проц.   пункта).   Общий   объем   промышленного

производства сократился за эти годы в два раза. В связи с разными  условиями

воспроизводства отдельных отраслей промышленности, особенно проявившимися  с

1992  г.  в  результате  либерализации  цен,  началось  изменение   рыночной

структуры промышленного производства в направлении,  далеком  от  бытовавших

ранее представлений о принципах и направлениях структурной политики.

   Основные структурные изменения за 1991-1995 гг.  в  принципиальном  плане

заключались в следующем:

   во-первых, резко возросла  доля  топливно-энергетического  комплекса  -на

19,3 проц. пункта;

   во-вторых, существенно вырос удельный вес материально-сырьевых отраслей -

на 6,4 проц. пункта;

   в-третьих, резко сократился  удельный  вес  отраслей  машиностроительного

комплекса -на 12,9 проц. пункта;

   в-четвертых, упала доля комплекса отраслей легкой промышленности -на 10,1

проц. пункта.

   Реальные  рыночные  условия  этих  лет,  связанные  как   со   спросовыми

ограничениями, так и с разной эластичностью движения  цен  по  сравнению  со

среднепромышленной  ценой  привели  к  утяжелению  структуры   промышленного

производства. В итоге повысилась доля отраслей, работающих  на  первичный  и

промежуточный спрос и, к  сожалению,  упала  доля  отраслей,  работающих  на

конечный  -  инвестиционный  и  потребительский  спрос.  Но  на   это   были

объективные причины. Относительно цен в этом процессе можно  констатировать,

что в  1991-1995  гг.  эластичность  цен  по  отношению  к  средней  цене  в

промышленности  в  электроэнергетике  составила  2,1   раза,   в   топливной

промышленности - 1,64, в то время как в  машиностроении  -0,71  и  в  легкой

промышленности - 0,52, что и было одной из основных причин дифференциации.

   Были и  другие  причины  дифференциации  промышленной  динамики,  которые

связаны    со    спецификой    продукции    отдельных    отраслей    и    их

конкурентоспособностью.      Продукция       топливно-энергетических       и

материально-сырьевых отраслей изначально, при прочих равных условиях,  более

конкурентоспособна на внешнем рынке, чем продукция отраслей,  работающих  на

конечный спрос  (машиностроение,  легкая,  пищевая  промышленность  и  др.).

Отсюда, продукция ряда топливных  и  материалосырьевых  отраслей  (нефтяная,

газовая,  нефтеперерабатывающая,  химическая,  нефтехимическая,   черная   и

цветная металлургия и др.) в  условиях  отмены  монополии  внешней  торговли

относительно быстро нашла дорогу на  зарубежные  рынки,  что  способствовало

финансовой устойчивости развития этих отраслей.

   В  то  же  время  малоконкурентоспособная  на  внешних  рынках  продукция

отечественного  гражданского  машиностроительного  комплекса,   в   условиях

запрета   самостоятельной   продажи   предприятиями    продукции    военного

машиностроения, дорогостоящая по сравнению с импортными  аналогами  и  менее

качественная  бытовая  техника  и  электроника,   неравномерное   и   слабое

федеральное финансирование государственного  оборонного  заказа  -  все  это

вместе   взятое   привело   к   существенному   снижению   удельного    веса

машиностроительного комплекса в промышленном производстве. Что  касается  не

менее  существенного  снижения  в  промышленном  производстве  доли  исконно

русской, традиционной, особенно для центральных районов России,  текстильной

и легкой промышленности, то здесь главная причина падения  кроется  в  сломе

сложившегося десятилетиями механизма клирингового обмена российской нефти на

узбекский   хлопок.   В   результате   произошло   "утяжеление"    структуры

промышленности и  усилился  "тяжелый"  экономический  рост,  от  которого  в

теоретических концепциях структурной политики  мы  хотели  уйти.  Расслоение

промышленности сказалось на отраслевых приоритетах промышленного развития.

   Для  измерения  ранговых  инвестиционных  приоритетов  были  использованы

экономические критерии  (интегральные  показатели  фондоотдачи  продукции  и

рентабельности фондов), по которым были проведены расчеты  для  27  отраслей

промышленности РФ и США. Суть концепции  измерения  ранговых  инвестиционных

приоритетов по отраслям промышленности вытекает из  критериев  эффективности

производства, к которым мы относим два: фондоотдачу  продукции  (соотношение

продукт/капитал)  и  рентабельность  фондов  (соотношение  прибыль/капитал).

Методологически это означает: а) дефицит инвестиций и отсюда их  минимизация

на единицу конечного эффекта принимаются за главный критерий -  ограничитель

инвестиционного процесса  в  переходный  период  к  рыночной  экономике;  б)

получение максимума продукции на единицу основных фондов рассматривается как

двуединое выражение: объективных и технологических схем соединения  капитала

и продукта и продуктивного использования капитала; в) получение продукции не

с любыми экономическими характеристиками, а с показателями  высшей  рыночной

рентабельности - то есть с показателями прибыли, снимаемой с единицы фондов.

Ранговые  инвестиционные  приоритеты  -  это  в  конечном   итоге   условный

показатель, на основе которого на макроуровне можно определять  самые  общие

ориентиры для инвестиционных предпочтений. В то же  время  следует  иметь  в

виду,  что  более  или  менее  крупные  отрасли  промышленности  могут  быть

дезагрегированы в более мелкие структуры (в российских  промышленных  цензах

имеется примерно 435 таких структур, с учетом регионально-отраслевых кодов -

37845), поскольку в крупных и даже средних  структурах  находятся  отдельные

подотрасли и производства, имеющие как позитивную, так и негативную динамику

приведенных  выше   измерителей.   То   же   самое   можно   сказать   и   о

регионально-отраслевых структурах.

   Все измерения выполнены в текущих рыночных  ценах,  хотя  в  стационарной

экономике динамические  ряды  экономических  показателей  измеряются  как  в

текущих ценах, так и в сопоставимых  ценах  (индексах  физического  объема).

Однако  в  переходной  экономике  РФ  вряд  ли  целесообразно   и   возможно

использовать показатели физического объема основных фондов  и  продукции  по

той простой  причине,  что  физические  объемы  продукции  падают,  а  после

переоценок - восстановительная стоимость основных фондов  растет.  Например,

для условий 1992 г., когда физический объем промышленного производства  упал

по   сравнению   с    1990    г.    на    25%,    а    стоимость    основных

промышленно-производственных фондов  выросла  в  20  раз  (т.е.  2000%),  то

фондоотдача при сопоставлении разнодвижущихся показателей упала бы в 27 раз,

что не отвечает реальным процессам в экономике  промышленного  производства,

изменениям в качестве, новизне и  техническом  уровне  фондов.  Поэтому  все

измерения проводились в  реальных  рыночных  ценах  продукции  промышленного

производства и рыночных ценах основных фондов  по  полной  восстановительной

стоимости. Ограничения методики связаны с двумя обстоятельствами: во-первых,

реальная загрузка производственных  мощностей  различна  в  разных  отраслях

промышленности и ее  желательно  учесть;  во-вторых,  расчеты  построены  по

производственной эффективности, из всех  экзогенных  факторов  учтен  только

один: при разделении объемов промышленного производства на  себестоимость  и

прибыль из объема продукции вычтены налог на добавленную стоимость и акцизы.

   В 1990 г. в условиях дорыночного состояния экономики  и  регламентируемых

цен,  по  экономической  ситуации  того  времени,  первые  десять  мест  для

приоритетного инвестирования заняли: 1) швейная;  2)  кожевенно-обувная;  3)

текстильная;  4)   мебельная;   5)   пищевая;   6)   резино-асбестовая;   7)

железнодорожное машиностроение; 8) деревообрабатывающая; 9) приборостроение,

электронная; 10) электротехническая.  Таким  образом,  отрасли  текстильной,

легкой и пищевой промышленности,  работающие  на  конечный  спрос,  а  также

наукоемкие   отрасли    высокой    технологии    (приборостроение,    точное

машиностроение, электронная и  электротехническая)  -  точки  экономического

роста  -  являлись  предпочтительными  для  первоочередного  инвестирования.

Причем, для зрелой  рыночной  экономики  США  -  шесть  из  десяти  отраслей

совпадают (швейная, кожевенно-обувная, мебельная, пищевая,  приборостроение,

транспортное  машиностроение)  и  добавляются  четыре  новые   -   табачная,

полиграфическая, некоторые товары длительного пользования, автомобильная (то

есть отрасли также работающие на конечный спрос).

   Либерализация цен 1992 г.  несколько  меняет  эти  приоритеты,  в  первой

десятке  остается  шесть  уже  знакомых  отраслей,  и  вместо   отраслей   -

железнодорожного     машиностроения,     пищевой,      деревообрабатывающей,

промышленности и  приборостроения  -  добавляются  -  нефтеперерабатывающая,

цветная металлургия, автомобильная, нефтехимическая  и  химическая.  Другими

словами,  появляются  базовые  топливно-сырьевые   и   материалопроизводящие

отрасли:  нефтеперерабатывающая,  нефтехимическая,  цветная  металлургия,  а

также автомобильная - наиболее структурообразующая отрасль,  что  становится

одним из индикаторов их будущей экспортной ориентации.

   Последующие изменения цен в 1993-1995 гг. в направлении  равновесных  цен

спроса-предложения меняют и эти приоритеты, но не кардинально.

   В  соответствии  с  относительной  величиной  интегрального  коэффициента

инвестиционной привлекательности, рассчитанного по условиям функционирования

промышленности в 1995 г., то есть  в  условиях  дальнейшей  либерализации  и

дифференциации     цен,     новых     переоценок     стоимости      основных

промышленно-производственных    фондов,    первые    двенадцать     отраслей

расположились в следующем порядке: 1) нефтеперерабатывающая; 2) швейная;  3)

полиграфическая; 4) мебельная; 5) пищевая; 6) кожевенно-обувная; 7)  цветная

металлургия;   8)   железнодорожное   машиностроение;    9)    автомобильная

промышленность;  10)  черная   металлургия;   11)   резино-асбестовая;   12)

нефтехимическая.   Взяты    двенадцать    отраслей,    поскольку    ранговые

инвестиционные  приоритеты  трех  последних  практически  совпадают.   Общая

картина представляется достаточно диверсифицированной: в наборе есть отрасли

первичного   сектора   -   топливные,   вторичного    -    металлургическая,

нефтехимическая и др., третичного, работающего на  конечный  потребительский

спрос   -   автомобильная,   полиграфическая,   отдельные   отрасли   легкой

промышленности и пищевая.

   Таким образом, в переходной  экономике  вряд  ли  могут  централизованно,

сверху устанавливаться отраслевые структурные приоритеты, поскольку по  мере

созревания рыночной среды они будут динамично меняться. Следует иметь  также

в виду, что все  хозяйство  должно  быть  структурировано  и  взаимосвязано,

фиксированные на  длительное  время  приоритеты  в  инвестиционном  процессе

приводят  к  диспропорциям,  что  в  конечном   итоге   подрывает   развитие

приоритетных отраслей.

   При создании полновесной и устойчивой структуры хозяйства  РФ,  в  первую

очередь промышленности, следует иметь в  виду,  что  в  рыночной  экономике,

наряду с крупными  предлриятиями  существует  огромное  количество  малых  и

средних  предприятий,  в  совокупности  образующих   единую,   иерархическую

структуру хозяйства (особенно интересен опыт Японии и Италии).  По-видимому,

есть смысл отказаться  от  строительства  гигантов-долгостроев  и  создавать

новые  небольшие   предприятия,   построенные   на   современных   замкнутых

мини-технологиях, которые могут обеспечить новые рабочие места  и  расширить

совокупный платежеспособный спрос.

   Наконец, была сделана попытка рассчитать паритеты реальной  покупательной

способности отдельно по продукции и  основным  фондам  в  рублево-долларовом

эквиваленте.  Из  этих  экспериментальных  расчетов   вытекает,   что   пока

инвестирование в промышленность РФ  предпочтительнее,  чем  вывоз  капитала,

скажем, в США.

   За   четыре   года   развертывания   экономических    реформ    появились

обнадеживающие итоги,  связанные  в  первую  очередь  с  разгосударствлением

собственности  -  важнейшего  структурного  сдвига  в  экономике  РФ,   что,

естественно, отразилось на структуре инвестиционного процесса.  В  целом  за

1995  г.  государственные  капитальные  вложения  составили  32%,  смешанные

(частно-государственные) -42% и частные - 17%; во вводе  основных  фондов  -

соответственно 30; 43; 20%; в объеме подрядных работ - 15; 45; 38%.

   Принятые меры по  самофинансированию  инвестиционного  процесса  за  счет

ежегодной переоценки основных фондов,  задействования  механизма  ускоренной

амортизации и освобождения от  налогов  инвестиционных  средств,  идущих  на

накопление основных фондов, реально сказались на  источниках  финансирования

капитальных вложений. Так, за 1995 г. за счет  централизованных  капитальных

вложений было профинансировано 23% капиталовложений, а за  счет  собственных

средств предприятий (включая совместные) - 68,3% капиталовложений.

   Постепенное  восстановление  инвестиционного  процесса  за  счет  частных

средств  и  усиление  контроля  за  выполнением  федеральной  инвестиционной

программы  позволит  выйти  на  более  эффективные  пропорции  в   структуре

хозяйства и промышленности РФ. Процессам структурной  перестройки  хозяйства

РФ  будут  способствовать  наметившиеся  сдвиги  в  привлечении  иностранных

инвестиций, а также возрастающая роль регионов в инвестиционном  обеспечении

структурной перестройки.

   Очевидно, что слабые  регуляционные  силы  нарождающегося  отечественного

рынка требуют в переходный период  проведения  определенной  государственной

промышленной политики. Одной  из  иллюзий  начального  процесса  переходного

периода  стало  мнение  о  необходимости   упразднения   регулирующей   роли

государства в промышленном  развитии  и  переходе  к  системе  авторегуляции

рынка. На  самом  деле,  речь  должна  идти  об  изменении  самой  концепции

государственной   промышленной   политики.   В   СССР   вся   промышленность

принадлежала государству и прямое управление  развитием  отдельных  отраслей

считалось наиболее эффективной формой их функционирования.  В  то  же  время

западный опыт  показывает,  что  произошел  переход  от  классической  формы

государственной  промышленной  политики,  суть  которой  состояла  в  прямом

вмешательстве государства в развитие принадлежащих ему отраслей  и  компаний

путем их субсидирования и  защиты  отечественных  рынков  за  счет  введения

жестких таможенных тарифов, квот  на  импорт  и  т.д.,  к  косвенным  формам

промышленного  регулирования.  Возникла  общая  тенденция   к   приватизации

государственных  предприятий  в  тех   странах,   где   значительная   часть

промышленных отраслей находилась в собственности  государства.  Так,  в  США

доля государства в национальном богатстве составляет 20%, в ВВП - 11-12%,  в

промышленности -  1,5%,  хотя  вряд  ли  кто  будет  утверждать  о  слабости

американской   государственности.   Другими   словами,   регулирующая   роль

государства  напрямую  не  зависит  от  владения  им  собственностью,  а   в

значительной мере связана с совершенством законодательной базы и менталитета

граждан.

   К   настоящему   времени   в   отечественной   промышленности   произошли

существенные изменения в формах собственности. Приватизация  была  проведена

ускоренными темпами, и уже в 1994 г. государственная собственность составила

в промышленности РФ только 20%, частная -15% и смешанная  -  63%.  При  этом

негосударственная форма собственности составляет от 69% в  электроэнергетике

до 99% в черной металлургии. Но пока, к сожалению, смена форм  собственности

автоматически не привела к повышению  эффективности  производства,  основные

показатели    эффективности    промышленного    развития     (рентабельность

производства, фондоотдача, производительность труда и др.)  по  сравнению  с

базовым 1990 г. в настоящее время ниже.

   В принципе, это понятно. Сохранились  те  же  производственные  мощности,

технический уровень производства, те же люди (безработица невелика), и почти

полное отсутствие квалифицированных менеджеров, преобладание смешанной формы

собственности (где перемешались  непонятным  образом  интересы  государства,

бизнеса   и   теневой   экономики).   Без   существенных   институциональных

преобразований вряд ли можно было за такой короткий срок существенно

   увеличить результаты. В то же время хотелось бы согласиться с  г-ном  ван

Хэлом, который в Европейской экономической комиссии в июне 1995  г.  изложил

модель перестройки государственных промышленных предприятий  в  Нидерландах,

включающую    пять    типов    преобразований:    правовое    преобразование

государственных   предприятий,   требующее   создания   юридических    основ

регулирования  прав  собственности  (где,   по   нашему   мнению,   создание

акционерных обществ закрытого типа с ограниченной ответственностью  вряд  ли

является наиболее эффективной формой экономического развития); экономическое

преобразование государственных предприятий  для  условий  реальной  рыночной

экономики,  для  чего  требуется  либерализация  рынков  и  введение  правил

бухгалтерского учета, основанных  на  налоговом  законодательстве,  с  целью

придания   предприятиям   предпринимательского   характера   и   обеспечения

возможностей  для   перемещения   прибылей;   приватизация   государственных

предприятий и передача их в частный сектор,  для  чего  необходимо  создание

рынков капитала  и  условий  для  его  перемещения  (перелива);  техническое

преобразование государственных предприятий, ориентирующихся  на  абстрактное

производство (обезличенную потребность), в  организации,  специализирующиеся

на  производстве  конкретных  видов  продукции,   услуг   и   маркетинга   с

соответствующей   реорганизацией,   обменом   технологиями   и   техническим

переоснащением;  социальное  преобразование   государственных   предприятий,

направленное на изменение образа мышления  администрации  и  работников,  их

отношения к рыночным механизмам, включая переход от установления  иллюзорных

производственных планов к условиям  неопределенности  рыночной  конъюнктуры,

для чего необходимы меры по переподготовке кадров, социальной защите в сфере

занятости  в  течение  переходного  периода.  Предполагается,  что  рамочные

условия и законодательная база таких преобразований должны  быть  обеспечены

государством.

   В заключение следует сказать, что  если  в  стране  с  развитой  рыночной

экономикой  и  сравнительно  небольшим  промышленным  сектором,  в   которой

функционируют государственные промышленные предприятия,  необходим  довольно

сложный процесс их перестройки  на  рыночные  рельсы,  то  какой  гигантской

задачей является не квази, а реальное направление промышленного  сектора  РФ

на эффективный путь развития. И  здесь  велика  роль  новой  государственной

промышленной политики (лучше идти на двух ногах -  интегрируя  регуляционные

силы государства и рынка - , чем на одной, тем более в переходный период)  и

законодательной  базы  преобразований.  Пока  законодательная  база  такова,

каковы сами законодатели, а образцом государственной  промышленной  политики

кое-кто пытается изобразить экономическую политику Госплана.

   ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В МЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ: ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И ПЕРЕСТРОЙКА

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

   1. Я бы хотел остановится на двух вопросах: о теории переходного  периода

и о практике переходного периода /на примере развития промышленности РФ/.

   Теория переходного периода, на мой  взгляд,  еще  не  создана,  поскольку

практически ни  одна  страна  не  имела  опыта  перехода  от  100-процентной

государственной  центрально-планируемой  экономики   к   рыночной   системе.

Утверждения общего плана /на базе концепции Л.Вальраса, В.Парето, Э.Бароне/,

что все развитие цивилизации можно теоретически представить как  переход  от

одного равновесного состояния экономики к другому, вне зависимости  от  форм

собственности, динамики НТП и качества  человеческого  фактора,  по  крайней

мере, спорны. Во всяком случае М.Алле, лауреат Нобелевской премии 1988 г.  в

области экономики, в своих работах доказывает, что в мировом  хозяйстве  нет

единого рынка и единых мировых равновесных цен /спроса-предложения/, а  есть

система локальных рынков, которую следует характеризовать как неравновесную.

Вполне возможно, что теория перехода от равновесной системы к  неравновесной

и наоборот более приемлема для характеристики процессов переходного периода.

В то же время нужна практическая основа теории переходного периода и  здесь,

на наш взгляд, наиболее важно правильно определить регуляционные  функции  и

соотношения в двух взаимосвязанных структурах: государстве и рынке.

   Общая  схема  нашего  рассуждения  такова:  государство  и   рынок   есть

взаимосообщающиеся регуляционные сосуды, поэтому гипертрофированное развитие

одной  из  этих  структур  вредит  обеим.  Опыт   100-процентного   владения

государством собственности /СССР/, планирования ее развития и управления ей,

а также опыт функционирования практически нерегулируемого  свободного  рынка

/опыт  Великой   депрессии   США   1929-1932   гг./   убедительно   доказали

экономическую  несостоятельность  и   крах   таких   автономных,   однобоких

хозяйственных систем.

   Теория и практика взаимодействия государства и рынка, по моему мнению, по

степени актуальности выдвигаются  на  передний  план.  Первые  опыты  реформ

показывают,  насколько  многосложен  переходный  процесс:  довольно  быстрая

/автоматическая / смена форм собственности и собственника  без  кардинальных

институциональных и  законодательных  изменений  не  ведет  к  изменениям  в

эффективности  производства  и  как   следствие   не   приводит   к   новому

инвестиционному процессу и решению социальных проблем. Во всяком  случав,  в

анализе принципов, форм и  методов  взаимодействия  государства  и  рынка  в

современной российской экономической литературе  имеется  много  путаницы  и

нелепостей.  Покажем  это  на  одном  примере.  В   докторской   диссертации

Л.И.Ерохиной  /М.,199б  г./  утверждается,  что  "...   ключевым   элементом

экономики этих стран /речь идет о Франции, Великобритании,  Италии  -  Ю.К./

являлось  государственное  планирование:  государство  концентрировало  свои

усилия  на  развитии  базовых  отраслей,  играющих  первостепенную  роль   в

переориентации народного хозяйства." И  далее  "...  успех  японской  модели

развития в значительной мере объяснялся эффективностью планирования ...".  И

наконец,  последний   аккорд:"...Происходило   однозначное   усиление   роли

государства,  а  в  рамках  государственной  деятельности  возрастала   роль

планирования "/ речь идет о США - Ю.К./.

   Другими  словами,  существует  точка  зрения,  согласно  которой  следует

усиливать роль государства, хотя, по нашему мнению, и в теории и на практике

самой  актуальной  является  задача  разграничения   регуляционных   функций

государства и рынка. Нужен своеобразный договор  об  общественном  согласии,

партнерстве, где целесообразно определить  автономные  регулирующие  функции

государства,  автономные  функции  бизнеса  и  совместные   функции   /сферы

деятельности/ государства и рынка.

   2. Начальный этап переходного периода к рынку  породил  и  его  начальные

иллюзии:  предполагалось,  что   спад   промышленного   производства   будет

непродолжительным и не очень глубоким. Бытовало мнение, что  можно  довольно

быстро исправить ценовые искажения,  порожденные  центрально  -  планируемой

экономикой, создать конкурентную рыночную среду и войти в мировое сообщество

с новой структурой промышленного производства.

   Но этого не произошло.  Либерализация  цен  (январь  1992  г.)  оказалась

палкой о двух концах: началась новая дифференциация цен, на которую влияли и

спросовые ограничения, и оставшаяся  монополизация,  и  расстыковка  цен  на

топливо, энергию, капитальные товары, готовые изделия, транспортные  тарифы,

основные и оборотные фонды, и отсутствие класса  эффективных  собственников,

грамотных менеджеров и т.д. Если раньше цены были  состыкованы  по  принципу

минимизации  издержек  производства   и   норматива   рентабельности,   хотя

внутренние и мировые цены никак не  согласовывались,  то  движение  к  рынку

началось с ориентации на мировые цены, но для этого не были созданы  условия

для выхода на мировой уровень эффективности промышленного производства.

   За  пять  последних  лет  (1991-1995  гг.)   в   экономической   ситуации

промышленности произошли более существенные  изменения,  чем  за  предыдущие

двадцать лет (1970-1990 гг.).

   В первую очередь следует отметить повальное снижение  физических  объемов

производства во всех отраслях промышленности,  кроме  полиграфической  (хотя

это не результат обильных капиталовложений в отрасль, где они в сопоставимых

ценах составили в 1995 г. лишь  12%  ,от  уровня  1990  г.).  Дифференциация

темпов экономической динамики  началась  уже  в  1991  г.,  когда  диапазоны

колебаний в развитии  отдельных  отраслей  по  сравнению  с  1990  г.  /100/

составили 49,5 процентных пункта (от + 25,5 в полиграфической промышленности

до  24,0  -  в  приборостровнии).  За  1992-1995  гг.  расслоение  в  темпах

экономической динамики нарастало - от 94,8 проц. пункта  в  1992  г.,  110,9

проц. пункта в 1993 г., 110,3 проц. пункта в 1994 г., до 116,8 проц.  пункта

в 1995 г. с той лишь разницей, что крайние плюсовые  значения  снижались,  а

крайние отрицательные значения возрастали  (по  текстильной  промышленности,

например,  до  минус  80,8  проц.   пункта).   Общий   объем   промышленного

производства сократился за эти годы в два раза. В связи с разными  условиями

воспроизводства отдельных отраслей промышленности, особенно проявившимися  с

1992  г.  в  результате  либерализации  цен,  началось  изменение   рыночной

структуры промышленного производства в направлении,  далеком  от  бытовавших

ранее представлений о принципах и направлениях структурной политики.

   Основные структурные изменения за 1991-1995 гг.  в  принципиальном  плане

заключались в следующем:

   во-первых, резко возросла  доля  топливно-энергетического  комплекса  -на

19,3 проц. пункта;

   во-вторых, существенно вырос удельный вес материально-сырьевых отраслей -

на 6,4 проц. пункта;

   в-третьих, резко сократился  удельный  вес  отраслей  машиностроительного

комплекса -на 12,9 проц. пункта;

   в-четвертых, упала доля комплекса отраслей легкой промышленности -на 10,1

проц. пункта.

   Реальные  рыночные  условия  этих  лет,  связанные  как   со   спросовыми

ограничениями, так и с разной эластичностью движения  цен  по  сравнению  со

среднепромышленной  ценой  привели  к  утяжелению  структуры   промышленного

производства. В итоге повысилась доля отраслей, работающих  на  первичный  и

промежуточный спрос и, к  сожалению,  упала  доля  отраслей,  работающих  на

конечный  -  инвестиционный  и  потребительский  спрос.  Но  на   это   были

объективные причины. Относительно цен в этом процессе можно  констатировать,

что в  1991-1995  гг.  эластичность  цен  по  отношению  к  средней  цене  в

промышленности  в  электроэнергетике  составила  2,1   раза,   в   топливной

промышленности - 1,64, в то время как в  машиностроении  -0,71  и  в  легкой

промышленности - 0,52, что и было одной из основных причин дифференциации.

   Были и  другие  причины  дифференциации  промышленной  динамики,  которые

связаны    со    спецификой    продукции    отдельных    отраслей    и    их

конкурентоспособностью.      Продукция       топливно-энергетических       и

материально-сырьевых отраслей изначально, при прочих равных условиях,  более

конкурентоспособна на внешнем рынке, чем продукция отраслей,  работающих  на

конечный спрос  (машиностроение,  легкая,  пищевая  промышленность  и  др.).

Отсюда, продукция ряда топливных  и  материалосырьевых  отраслей  (нефтяная,

газовая,  нефтеперерабатывающая,  химическая,  нефтехимическая,   черная   и

цветная металлургия и др.) в  условиях  отмены  монополии  внешней  торговли

относительно быстро нашла дорогу на  зарубежные  рынки,  что  способствовало

финансовой устойчивости развития этих отраслей.

   В  то  же  время  малоконкурентоспособная  на  внешних  рынках  продукция

отечественного  гражданского  машиностроительного  комплекса,   в   условиях

запрета   самостоятельной   продажи   предприятиями    продукции    военного

машиностроения, дорогостоящая по сравнению с импортными  аналогами  и  менее

качественная  бытовая  техника  и  электроника,   неравномерное   и   слабое

федеральное финансирование государственного  оборонного  заказа  -  все  это

вместе   взятое   привело   к   существенному   снижению   удельного    веса

машиностроительного комплекса в промышленном производстве. Что  касается  не

менее  существенного  снижения  в  промышленном  производстве  доли  исконно

русской, традиционной, особенно для центральных районов России,  текстильной

и легкой промышленности, то здесь главная причина падения  кроется  в  сломе

сложившегося десятилетиями механизма клирингового обмена российской нефти на

узбекский   хлопок.   В   результате   произошло   "утяжеление"    структуры

промышленности и  усилился  "тяжелый"  экономический  рост,  от  которого  в

теоретических концепциях структурной политики  мы  хотели  уйти.  Расслоение

промышленности сказалось на отраслевых приоритетах промышленного развития.

   Для  измерения  ранговых  инвестиционных  приоритетов  были  использованы

экономические критерии  (интегральные  показатели  фондоотдачи  продукции  и

рентабельности фондов), по которым были проведены расчеты  для  27  отраслей

промышленности РФ и США. Суть концепции  измерения  ранговых  инвестиционных

приоритетов по отраслям промышленности вытекает из  критериев  эффективности

производства, к которым мы относим два: фондоотдачу  продукции  (соотношение

продукт/капитал)  и  рентабельность  фондов  (соотношение  прибыль/капитал).

Методологически это означает: а) дефицит инвестиций и отсюда их  минимизация

на единицу конечного эффекта принимаются за главный критерий -  ограничитель

инвестиционного процесса  в  переходный  период  к  рыночной  экономике;  б)

получение максимума продукции на единицу основных фондов рассматривается как

двуединое выражение: объективных и технологических схем соединения  капитала

и продукта и продуктивного использования капитала; в) получение продукции не

с любыми экономическими характеристиками, а с показателями  высшей  рыночной

рентабельности - то есть с показателями прибыли, снимаемой с единицы фондов.

Ранговые  инвестиционные  приоритеты  -  это  в  конечном   итоге   условный

показатель, на основе которого на макроуровне можно определять  самые  общие

ориентиры для инвестиционных предпочтений. В то же  время  следует  иметь  в

виду,  что  более  или  менее  крупные  отрасли  промышленности  могут  быть

дезагрегированы в более мелкие структуры (в российских  промышленных  цензах

имеется примерно 435 таких структур, с учетом регионально-отраслевых кодов -

37845), поскольку в крупных и даже средних  структурах  находятся  отдельные

подотрасли и производства, имеющие как позитивную, так и негативную динамику

приведенных  выше   измерителей.   То   же   самое   можно   сказать   и   о

регионально-отраслевых структурах.

   Все измерения выполнены в текущих рыночных  ценах,  хотя  в  стационарной

экономике динамические  ряды  экономических  показателей  измеряются  как  в

текущих ценах, так и в сопоставимых  ценах  (индексах  физического  объема).

Однако  в  переходной  экономике  РФ  вряд  ли  целесообразно   и   возможно

использовать показатели физического объема основных фондов  и  продукции  по

той простой  причине,  что  физические  объемы  продукции  падают,  а  после

переоценок - восстановительная стоимость основных фондов  растет.  Например,

для условий 1992 г., когда физический объем промышленного производства  упал

по   сравнению   с    1990    г.    на    25%,    а    стоимость    основных

промышленно-производственных фондов  выросла  в  20  раз  (т.е.  2000%),  то

фондоотдача при сопоставлении разнодвижущихся показателей упала бы в 27 раз,

что не отвечает реальным процессам в экономике  промышленного  производства,

изменениям в качестве, новизне и  техническом  уровне  фондов.  Поэтому  все

измерения проводились в  реальных  рыночных  ценах  продукции  промышленного

производства и рыночных ценах основных фондов  по  полной  восстановительной

стоимости. Ограничения методики связаны с двумя обстоятельствами: во-первых,

реальная загрузка производственных  мощностей  различна  в  разных  отраслях

промышленности и ее  желательно  учесть;  во-вторых,  расчеты  построены  по

производственной эффективности, из всех  экзогенных  факторов  учтен  только

один: при разделении объемов промышленного производства на  себестоимость  и

прибыль из объема продукции вычтены налог на добавленную стоимость и акцизы.

   В 1990 г. в условиях дорыночного состояния экономики  и  регламентируемых

цен,  по  экономической  ситуации  того  времени,  первые  десять  мест  для

приоритетного инвестирования заняли: 1) швейная;  2)  кожевенно-обувная;  3)

текстильная;  4)   мебельная;   5)   пищевая;   6)   резино-асбестовая;   7)

железнодорожное машиностроение; 8) деревообрабатывающая; 9) приборостроение,

электронная; 10) электротехническая.  Таким  образом,  отрасли  текстильной,

легкой и пищевой промышленности,  работающие  на  конечный  спрос,  а  также

наукоемкие   отрасли    высокой    технологии    (приборостроение,    точное

машиностроение, электронная и  электротехническая)  -  точки  экономического

роста  -  являлись  предпочтительными  для  первоочередного  инвестирования.

Причем, для зрелой  рыночной  экономики  США  -  шесть  из  десяти  отраслей

совпадают (швейная, кожевенно-обувная, мебельная, пищевая,  приборостроение,

транспортное  машиностроение)  и  добавляются  четыре  новые   -   табачная,

полиграфическая, некоторые товары длительного пользования, автомобильная (то

есть отрасли также работающие на конечный спрос).

   Либерализация цен 1992 г.  несколько  меняет  эти  приоритеты,  в  первой

десятке  остается  шесть  уже  знакомых  отраслей,  и  вместо   отраслей   -

железнодорожного     машиностроения,     пищевой,      деревообрабатывающей,

промышленности и  приборостроения  -  добавляются  -  нефтеперерабатывающая,

цветная металлургия, автомобильная, нефтехимическая  и  химическая.  Другими

словами,  появляются  базовые  топливно-сырьевые   и   материалопроизводящие

отрасли:  нефтеперерабатывающая,  нефтехимическая,  цветная  металлургия,  а

также автомобильная - наиболее структурообразующая отрасль,  что  становится

одним из индикаторов их будущей экспортной ориентации.

   Последующие изменения цен в 1993-1995 гг. в направлении  равновесных  цен

спроса-предложения меняют и эти приоритеты, но не кардинально.

   В  соответствии  с  относительной  величиной  интегрального  коэффициента

инвестиционной привлекательности, рассчитанного по условиям функционирования

промышленности в 1995 г., то есть  в  условиях  дальнейшей  либерализации  и

дифференциации     цен,     новых     переоценок     стоимости      основных

промышленно-производственных    фондов,    первые    двенадцать     отраслей

расположились в следующем порядке: 1) нефтеперерабатывающая; 2) швейная;  3)

полиграфическая; 4) мебельная; 5) пищевая; 6) кожевенно-обувная; 7)  цветная

металлургия;   8)   железнодорожное   машиностроение;    9)    автомобильная

промышленность;  10)  черная   металлургия;   11)   резино-асбестовая;   12)

нефтехимическая.   Взяты    двенадцать    отраслей,    поскольку    ранговые

инвестиционные  приоритеты  трех  последних  практически  совпадают.   Общая

картина представляется достаточно диверсифицированной: в наборе есть отрасли

первичного   сектора   -   топливные,   вторичного    -    металлургическая,

нефтехимическая и др., третичного, работающего на  конечный  потребительский

спрос   -   автомобильная,   полиграфическая,   отдельные   отрасли   легкой

промышленности и пищевая.

   Таким образом, в переходной  экономике  вряд  ли  могут  централизованно,

сверху устанавливаться отраслевые структурные приоритеты, поскольку по  мере

созревания рыночной среды они будут динамично меняться. Следует иметь  также

в виду, что все  хозяйство  должно  быть  структурировано  и  взаимосвязано,

фиксированные на  длительное  время  приоритеты  в  инвестиционном  процессе

приводят  к  диспропорциям,  что  в  конечном   итоге   подрывает   развитие

приоритетных отраслей.

   При создании полновесной и устойчивой структуры хозяйства  РФ,  в  первую

очередь промышленности, следует иметь в  виду,  что  в  рыночной  экономике,

наряду с крупными  предлриятиями  существует  огромное  количество  малых  и

средних  предприятий,  в  совокупности  образующих   единую,   иерархическую

структуру хозяйства (особенно интересен опыт Японии и Италии).  По-видимому,

есть смысл отказаться  от  строительства  гигантов-долгостроев  и  создавать

новые  небольшие   предприятия,   построенные   на   современных   замкнутых

мини-технологиях, которые могут обеспечить новые рабочие места  и  расширить

совокупный платежеспособный спрос.

   Наконец, была сделана попытка рассчитать паритеты реальной  покупательной

способности отдельно по продукции и  основным  фондам  в  рублево-долларовом

эквиваленте.  Из  этих  экспериментальных  расчетов   вытекает,   что   пока

инвестирование в промышленность РФ  предпочтительнее,  чем  вывоз  капитала,

скажем, в США.

   За   четыре   года   развертывания   экономических    реформ    появились

обнадеживающие итоги,  связанные  в  первую  очередь  с  разгосударствлением

собственности  -  важнейшего  структурного  сдвига  в  экономике  РФ,   что,

естественно, отразилось на структуре инвестиционного процесса.  В  целом  за

1995  г.  государственные  капитальные  вложения  составили  32%,  смешанные

(частно-государственные) -42% и частные - 17%; во вводе  основных  фондов  -

соответственно 30; 43; 20%; в объеме подрядных работ - 15; 45; 38%.

   Принятые меры по  самофинансированию  инвестиционного  процесса  за  счет

ежегодной переоценки основных фондов,  задействования  механизма  ускоренной

амортизации и освобождения от  налогов  инвестиционных  средств,  идущих  на

накопление основных фондов, реально сказались на  источниках  финансирования

капитальных вложений. Так, за 1995 г. за счет  централизованных  капитальных

вложений было профинансировано 23% капиталовложений, а за  счет  собственных

средств предприятий (включая совместные) - 68,3% капиталовложений.

   Постепенное  восстановление  инвестиционного  процесса  за  счет  частных

средств  и  усиление  контроля  за  выполнением  федеральной  инвестиционной

программы  позволит  выйти  на  более  эффективные  пропорции  в   структуре

хозяйства и промышленности РФ. Процессам структурной  перестройки  хозяйства

РФ  будут  способствовать  наметившиеся  сдвиги  в  привлечении  иностранных

инвестиций, а также возрастающая роль регионов в инвестиционном  обеспечении

структурной перестройки.

   Очевидно, что слабые  регуляционные  силы  нарождающегося  отечественного

рынка требуют в переходный период  проведения  определенной  государственной

промышленной политики. Одной  из  иллюзий  начального  процесса  переходного

периода  стало  мнение  о  необходимости   упразднения   регулирующей   роли

государства в промышленном  развитии  и  переходе  к  системе  авторегуляции

рынка. На  самом  деле,  речь  должна  идти  об  изменении  самой  концепции

государственной   промышленной   политики.   В   СССР   вся   промышленность

принадлежала государству и прямое управление  развитием  отдельных  отраслей

считалось наиболее эффективной формой их функционирования.  В  то  же  время

западный опыт  показывает,  что  произошел  переход  от  классической  формы

государственной  промышленной  политики,  суть  которой  состояла  в  прямом

вмешательстве государства в развитие принадлежащих ему отраслей  и  компаний

путем их субсидирования и  защиты  отечественных  рынков  за  счет  введения

жестких таможенных тарифов, квот  на  импорт  и  т.д.,  к  косвенным  формам

промышленного  регулирования.  Возникла  общая  тенденция   к   приватизации

государственных  предприятий  в  тех   странах,   где   значительная   часть

промышленных отраслей находилась в собственности  государства.  Так,  в  США

доля государства в национальном богатстве составляет 20%, в ВВП - 11-12%,  в

промышленности -  1,5%,  хотя  вряд  ли  кто  будет  утверждать  о  слабости

американской   государственности.   Другими   словами,   регулирующая   роль

государства  напрямую  не  зависит  от  владения  им  собственностью,  а   в

значительной мере связана с совершенством законодательной базы и менталитета

граждан.

   К   настоящему   времени   в   отечественной   промышленности   произошли

существенные изменения в формах собственности. Приватизация  была  проведена

ускоренными темпами, и уже в 1994 г. государственная собственность составила

в промышленности РФ только 20%, частная -15% и смешанная  -  63%.  При  этом

негосударственная форма собственности составляет от 69% в  электроэнергетике

до 99% в черной металлургии. Но пока, к сожалению, смена форм  собственности

автоматически не привела к повышению  эффективности  производства,  основные

показатели    эффективности    промышленного    развития     (рентабельность

производства, фондоотдача, производительность труда и др.)  по  сравнению  с

базовым 1990 г. в настоящее время ниже.

   В принципе, это понятно. Сохранились  те  же  производственные  мощности,

технический уровень производства, те же люди (безработица невелика), и почти

полное отсутствие квалифицированных менеджеров, преобладание смешанной формы

собственности (где перемешались  непонятным  образом  интересы  государства,

бизнеса   и   теневой   экономики).   Без   существенных   институциональных

преобразований вряд ли можно было за такой короткий срок существенно

   увеличить результаты. В то же время хотелось бы согласиться с  г-ном  ван

Хэлом, который в Европейской экономической комиссии в июне 1995  г.  изложил

модель перестройки государственных промышленных предприятий  в  Нидерландах,

включающую    пять    типов    преобразований:    правовое    преобразование

государственных   предприятий,   требующее   создания   юридических    основ

регулирования  прав  собственности  (где,   по   нашему   мнению,   создание

акционерных обществ закрытого типа с ограниченной ответственностью  вряд  ли

является наиболее эффективной формой экономического развития); экономическое

преобразование государственных предприятий  для  условий  реальной  рыночной

экономики,  для  чего  требуется  либерализация  рынков  и  введение  правил

бухгалтерского учета, основанных  на  налоговом  законодательстве,  с  целью

придания   предприятиям   предпринимательского   характера   и   обеспечения

возможностей  для   перемещения   прибылей;   приватизация   государственных

предприятий и передача их в частный сектор,  для  чего  необходимо  создание

рынков капитала  и  условий  для  его  перемещения  (перелива);  техническое

преобразование государственных предприятий, ориентирующихся  на  абстрактное

производство (обезличенную потребность), в  организации,  специализирующиеся

на  производстве  конкретных  видов  продукции,   услуг   и   маркетинга   с

соответствующей   реорганизацией,   обменом   технологиями   и   техническим

переоснащением;  социальное  преобразование   государственных   предприятий,

направленное на изменение образа мышления  администрации  и  работников,  их

отношения к рыночным механизмам, включая переход от установления  иллюзорных

производственных планов к условиям  неопределенности  рыночной  конъюнктуры,

для чего необходимы меры по переподготовке кадров, социальной защите в сфере

занятости  в  течение  переходного  периода.  Предполагается,  что  рамочные

условия и законодательная база таких преобразований должны  быть  обеспечены

государством.

   В заключение следует сказать, что  если  в  стране  с  развитой  рыночной

экономикой  и  сравнительно  небольшим  промышленным  сектором,  в   которой

функционируют государственные промышленные предприятия,  необходим  довольно

сложный процесс их перестройки  на  рыночные  рельсы,  то  какой  гигантской

задачей является не квази, а реальное направление промышленного  сектора  РФ

на эффективный путь развития. И  здесь  велика  роль  новой  государственной

промышленной политики (лучше идти на двух ногах -  интегрируя  регуляционные

силы государства и рынка - , чем на одной, тем более в переходный период)  и

законодательной  базы  преобразований.  Пока  законодательная  база  такова,

каковы сами законодатели, а образцом государственной  промышленной  политики

кое-кто пытается изобразить экономическую политику Госплана.