5. ПРИЧИНЫ ПРИДЕРЖИВАИИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21
Почему российские предприятия не спешат расставаться с "лишними людьми"?
Что лежит в основе их предрасположенности к придерживанию рабочей силы?
В исследованиях, посвященных российскому рынку труда, обсуждаются
несколько возможных причин подобного поведения:
- социальная ответственность руководства предприятий, забота о тех, кого
а случае увольнения ждут тяжелые жизненные лишения (подкрепляющим фактором
может быть опасение менеджеров подвергнуться за свою "безжалостность"
социальному остракизму);
- убежденность менеджеров, что спрос на продукцию предприятия вскоре
возрастет и "простаивающая" рабочая сила будет востребована;
- нежелание провоцировать конфликты с трудовым коллективом, нарушать
здоровый социальный климат;
- высокие организационные и финансовые издержки, сопряженные с
избавлением от "лишних" работников; - стремление сохранить статус
предприятия (власть, влияние, престиж директора чаще всего напрямую
определяются размерами предприятия, которым он руководит);
- технологическая жесткость, опасения сбоев в ходе производственного
процесса, которые могут последовать при резком "сбросе" рабочей силы [5];
- запреты на высвобождение персонала, исходящие от местных, региональных
или центральных властей;
- противодействие профсоюзов;
- оппозиция работников-акционеров [6];
- бегство от налога на превышение нормируемого уровня оплаты труда путем
перевода "лишних людей" на минимальную заработную плату вместо их увольнения
[7j;
- возможность оказывать давление на власти, угрожая массовыми
увольнениями и выбивая с помощью этих угроз дотации, кредиты, льготы;
- отсутствие сколько-нибудь заметных издержек, которые порождало бы
существование на предприятии недоиспользуемых трудовых ресурсов.
Попытка оценить значение этих факторов была предпринята в январских
опросах 1995 и 1996 гг. Ее результаты приведены в таблице 6. Как видим, из
13 предлагавшихся вариантов ответа с большим отрывом лидирует социальная
ответственность руководства - в среднем по двум опросам на нее указали 72%
трудоизбыточных предприятий. Затем следуют: ожидание роста спроса (39%),
высокие издержки, связанные с сокращением занятости (28% - оценка за январь
1996 г.), нежелание создавать напряженность в коллективе (28%), стремление
сохранить статус предприятия (26%), технологические ограничения (17%).
Рейтинг каждой из остальных причин не превышает 4-5%.
Конечно, интерпретировать полученные результаты следует с известной
осторожностью. Предложенные в опросах варианты ответа неодинаковы с точки
зрения их этической и эмоциональной окраски. Некоторые из них могли
выбираться просто потому, что предлагали респондентам более привлекательную
трактовку мотивов их поведения. Так, например, очень привлекательным
выглядит фактор социальной ответственности руководителя. Но частота его
упоминания не обязательно свидетельствует о том, что для менеджеров он
действительно является самым важным, перевешивающим иные соображения.
Противоположный пример дает мотив облегчения доступа к льготам, кредитам и
дотациям, который практически не встречается в ответах респондентов. В то же
время очень близкий по сути вариант ответа - "сохранение статуса" -
отмечается на каждом четвертом трудоизбыточном предприятии.
Однако при всех неизбежных оговорках очевидно, что данные РЭБ не
подтверждают многих распространенных объяснений феномена придерживания
рабочей силы. И технологическая жесткость, и налоговые соображения, и
запреты со стороны властей, и возможность шантажировать государство угрозой
массовых увольнений играют явно второстепенную роль. Подкрепляются выводы
ряда предшествующих исследований о том, что избыточную занятость невозможно
объяснить влиянием профсоюзов или оппозицией работников-акционеров.
Тем рельефнее на этом фоне выступают две главные причины избыточной
занятости: патернализм и ожидание роста спроса на выпускаемую продукцию.
Почему российские предприятия не спешат расставаться с "лишними людьми"?
Что лежит в основе их предрасположенности к придерживанию рабочей силы?
В исследованиях, посвященных российскому рынку труда, обсуждаются
несколько возможных причин подобного поведения:
- социальная ответственность руководства предприятий, забота о тех, кого
а случае увольнения ждут тяжелые жизненные лишения (подкрепляющим фактором
может быть опасение менеджеров подвергнуться за свою "безжалостность"
социальному остракизму);
- убежденность менеджеров, что спрос на продукцию предприятия вскоре
возрастет и "простаивающая" рабочая сила будет востребована;
- нежелание провоцировать конфликты с трудовым коллективом, нарушать
здоровый социальный климат;
- высокие организационные и финансовые издержки, сопряженные с
избавлением от "лишних" работников; - стремление сохранить статус
предприятия (власть, влияние, престиж директора чаще всего напрямую
определяются размерами предприятия, которым он руководит);
- технологическая жесткость, опасения сбоев в ходе производственного
процесса, которые могут последовать при резком "сбросе" рабочей силы [5];
- запреты на высвобождение персонала, исходящие от местных, региональных
или центральных властей;
- противодействие профсоюзов;
- оппозиция работников-акционеров [6];
- бегство от налога на превышение нормируемого уровня оплаты труда путем
перевода "лишних людей" на минимальную заработную плату вместо их увольнения
[7j;
- возможность оказывать давление на власти, угрожая массовыми
увольнениями и выбивая с помощью этих угроз дотации, кредиты, льготы;
- отсутствие сколько-нибудь заметных издержек, которые порождало бы
существование на предприятии недоиспользуемых трудовых ресурсов.
Попытка оценить значение этих факторов была предпринята в январских
опросах 1995 и 1996 гг. Ее результаты приведены в таблице 6. Как видим, из
13 предлагавшихся вариантов ответа с большим отрывом лидирует социальная
ответственность руководства - в среднем по двум опросам на нее указали 72%
трудоизбыточных предприятий. Затем следуют: ожидание роста спроса (39%),
высокие издержки, связанные с сокращением занятости (28% - оценка за январь
1996 г.), нежелание создавать напряженность в коллективе (28%), стремление
сохранить статус предприятия (26%), технологические ограничения (17%).
Рейтинг каждой из остальных причин не превышает 4-5%.
Конечно, интерпретировать полученные результаты следует с известной
осторожностью. Предложенные в опросах варианты ответа неодинаковы с точки
зрения их этической и эмоциональной окраски. Некоторые из них могли
выбираться просто потому, что предлагали респондентам более привлекательную
трактовку мотивов их поведения. Так, например, очень привлекательным
выглядит фактор социальной ответственности руководителя. Но частота его
упоминания не обязательно свидетельствует о том, что для менеджеров он
действительно является самым важным, перевешивающим иные соображения.
Противоположный пример дает мотив облегчения доступа к льготам, кредитам и
дотациям, который практически не встречается в ответах респондентов. В то же
время очень близкий по сути вариант ответа - "сохранение статуса" -
отмечается на каждом четвертом трудоизбыточном предприятии.
Однако при всех неизбежных оговорках очевидно, что данные РЭБ не
подтверждают многих распространенных объяснений феномена придерживания
рабочей силы. И технологическая жесткость, и налоговые соображения, и
запреты со стороны властей, и возможность шантажировать государство угрозой
массовых увольнений играют явно второстепенную роль. Подкрепляются выводы
ряда предшествующих исследований о том, что избыточную занятость невозможно
объяснить влиянием профсоюзов или оппозицией работников-акционеров.
Тем рельефнее на этом фоне выступают две главные причины избыточной
занятости: патернализм и ожидание роста спроса на выпускаемую продукцию.