Л.С. ДЕМИДОВА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 

   СТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ

   Структурная перестройка хозяйства входит  в  комплекс  главнейших  задач,

которые решаются при  переходе  от  плановой  экономики  к  рыночной.  Можно

спорить о последовательности таких составляющих трансформации экономики, как

финансовая стабилизация, приватизация, либерализация  цен,  но  не  вызывает

сомнений  положение  о  том,  что   эти   процессы   должны   предшествовать

реструктуризации, поскольку создание новой, эффективной структуры невозможно

без  свободных   цен,   свободы   хозяйствующих   субъектов   и   устойчивой

экономической  среды.  Только   в   этом   случае   формируется   нормальный

инвестиционный  климат,  сокращаются  неопределенность  и  риски,  то   есть

создаются  условия,  необходимые  для  принятия  рациональных  хозяйственных

решений  относительно  распределения   ресурсов.   Иными   словами,   начало

реструктуризации  должно  следовать  во  времени  за   другими   мерами   по

реформированию экономики. В свою  очередь  в  ходе  структурной  перестройки

преодолевается экономический кризис и закладываются  основы  для  следующего

этапа развития - перехода хозяйства к экономическому росту.

   Ключевое  значение   для   реструктуризации   имеет   нормализация   цен:

производители и потребители ползают  правильные  ориентиры  в  распределении

ресурсов только при более или менее устоявшихся пропорциях цен и в  условиях

их общей устойчивости. В России после  либерализации  цен  ценовая  ситуация

складывалась  довольно  противоречиво.  С  одной  стороны,  быстро  меняется

соотношение цен на различные факторы производства и виды продукции.  В  этом

отношении показательно положение на рынке потребительских товаров и услуг. В

странах с

   развитой рыночной экономикой на этом рынке по уровню цен всегда  лидируют

услуги, за  ними  следуют  продовольственные,  а  затем  непродовольственные

товары. В дореформенной России соотношение цен на эти  группы  товаров  было

противоположным:   сравнительно   дешевыми   были   услуги,    дорогими    -

непродовольственные   товары,   а   продовольствие   занимало   между   ними

промежуточное место, но  ближе  к  услугам.  После  освобождения  цен  стали

стремительно формироваться новые ценовые пропорции.  По  нашим  расчетам,  с

конца 1992 г. по июль 1995 г. непродовольственные  товары  подорожали  в  33

раза, продовольствие - в 52 раза, услуги - в 327  раз  (1).  Таким  образом,

ценовые  пропорции,   глубоко   деформированные   административной   моделью

ценообразования,  стали  в  большей  степени   соответствовать   реальности.

Динамично менялось соотношение цен и на других рынках.

   Ломка   ценовых    пропорций    несомненно    способствует    структурным

преобразованиям, но, с другой стороны, как  показывают  приведенные  данные,

упорядочение  цен  происходило  до  самого  последнего  времени  в  условиях

сильнейшей инфляции, которая тормозила этот процесс, обесценивая накопления,

искажая ценовые сигналы. Соответственно  замедлялся  переход  к  активным  и

крупномасштабным структурным преобразованиям.  Только  в  середине  1996  г.

появились признаки стабилизации цен.

   Структурная перестройка в отличие от других элементов  реформы  -  задача

намного более сложная. В первую очередь это связано с глубокими различиями в

структурных характеристиках двух  альтернативных  хозяйственных  систем.  На

основе планового распределения ресурсов сложилось громоздкое и неэффективное

хозяйство. Его дефекты хорошо известны: преобладание тяжелой  промышленности

и военного сектора; преимущественная ориентация на промежуточный,  а  не  на

конечный   спрос;   невосприимчивость   к   научно-техническому   прогрессу;

неспособность динамично и адекватно реагировать  на  потребительский  спрос.

Производственный аппарат малоподвижен, инерционен, не  в  последнюю  очередь

из-за  преобладания  в  его  составе  крупных  и   крупнейших   предприятий;

производству   свойственны   глубокие   диспропорции,   которые    постоянно

накапливались, не разрешались, как в альтернативной системе,  под  действием

циклических и структурных кризисов.

   О  структурных  различиях  двух  хозяйственных  систем  можно  судить  по

результатам  сравнения  их   некоторых   характеристик.   Так,   доля   1-го

подразделения в общественном продукте в предреформенном СССР составляла 75%,

в США - 55%. Удельный вес тяжелой промышленности  в  промышленной  продукции

составлял соответственно  75%  и  60%.  В  целом  ряде  случаев  соотношение

структурных  элементов  было   зеркально   противоположным:   В   России   в

потребительский сектор направлялось  только  30%  продукции  машиностроения,

тогда как в США -70%; доля сферы услуг в валовом внутреннем продукте  России

перед началом реформ равнялась 30%, в США - около 70%. В плановой  экономике

в  сравнении  с   развитой   рыночной   относительно   меньшая   часть   ВВП

предназначалась для личного потребления и шла на  социальные  цели.  Словом,

хозяйство в значительной степени работало само на себя, с невысокой полезной

отдачей.  Вполне  понятно,  что  преодоление  столь   глубоких   структурных

деформаций требует больших усилий, ресурсов и длительного времени.

   Структурную перестройку осложняют и другие факторы, в  частности  дефицит

инвестиционных ресурсов. Их хронический недостаток в неэффективной  плановой

экономике в современных  условиях  усугубляется  резким  кризисным  падением

производства, дефицитом  государственного  бюджета.  По  известным  причинам

экономического и политического характера  не  идут  в  российскую  экономику

иностранный  и  накопленный  в   последние   годы   отечественный   капитал.

Существенно негативное воздействие оказал и разрыв  экономических  связей  в

результате распада СССР и социалистической системы хозяйства, хотя нельзя не

признать, что  они  далеко  не  всегда  были  экономически  обоснованными  и

рациональными.

   Опыт реформ показывает, что самым существенным тормозом на пути  создания

новой структуры, как и вообще рыночных реформ, является состояние,  качество

человеческого капитала, то есть  убедительно  подтверждается  справедливость

положения экономической науки о главенствующей роли человеческого фактора  в

развитии хозяйства.  Значительная  часть  работников  оказалась  не  готовой

действовать в новой обстановке; им явно  недостает  соответствующих  знаний,

квалификации, предпринимательских навыков. В первую очередь это относится  к

руководящему звену. По данным социологических обследований, 2/3  современных

управленцев  -  представители  старого  директорского   корпуса;   в   своем

большинстве они с трудом ориентируются в новых  непривычных  условиях;  мало

меняется их экономическое поведение: в центре внимания  привычные  заботы  о

производственных мощностях, а  не  проблемы  рынка  и  сбыта  продукции.  По

имеющимся данным, 83%  директоров  российских  промышленных  предприятий  по

образованию техники и технологи (2). В этих условиях, если бы инвестиционные

ресурсы и

   были в наличии, маловероятно, чтобы их направление было  рациональным,  а

использование эффективным. Известно  также,  что  требованиям  экономической

обоснованности  удовлетворяют  не  больше  10-15%  инвестиционных  проектов,

поступающих в коммерческие банки. В адаптации к новым условиям  нуждается  и

немалая часть рядовой рабочей силы: например, наши строители,  работающие  в

югославских или турецких фирмах, далеко не  всегда  удерживают  предложенный

трудовой  ритм,  требования  к  дисциплине,  недостаточен   и   уровень   их

квалификации.

   Несмотря на множество трудностей и препятствий, реформы  положили  начало

структурным преобразованиям, и  в  пестрой,  довольно  хаотической  и  часто

противоречивой картине изменений уже можно  выделить  ряд  четко  выраженных

сдвигов и тенденций, как позитивных, так и усугубляющих кризисное  состояние

экономики. Особенно сложно, учитывая отмеченные выше дефекты структуры, идут

преобразования в промышленном секторе,  где  наметился  ряд  неблагоприятных

тенденций: рост доли добывающих отраслей и в  целом  тяжелой  промышленности

при ухудшении позиций и без того слаборазвитой  легкой  индустрии,  а  также

машиностроения и ряда высокотехнологичных производств. Но, с другой стороны,

довольно  четко  определились  сдвиги,  сближающие  хозяйственную  структуру

России с рыночной. К их числу в первую очередь относится расширение  позиций

сферы услуг в хозяйстве. Доля ее отраслей в ВВП России увеличилась с 30,2% в

1989 г. до 53% в 1995 г.; растет удельный вес услуг и в капиталовложениях, и

в численности занятых, хотя и не столь быстро (3). В основе этого  сдвига  -

две основные причины: первая  -  недостаточное  развитие  отраслей  услуг  в

прошлом и соответственно меньшие размеры падения  объемов  их  производства,

чем в материальной сфере; и вторая- формирование целого комплекса  услуг,  в

которых плановая экономика или вообще не нуждалась, или которым отводилось в

ней скромное  место.  За  короткий  срок  была  создана  разветвленная  сеть

кредитно-финансовых учреждений, а их лидеры -  коммерческие  банки  -  стали

фундаментом кредитно-финансовой системы страны; динамично развивается мелкая

розничная торговля; быстро прогрессируют  система  страховых  учреждений,  а

также  связь,  особенно  телекоммуникации,  заметно   сокращающие   глубокое

отставание от западных стран по масштабам и техническому  уровню.  В  стране

возникли и расширяют свои позиции такие ранее не известные виды  услуг,  как

торговля  недвижимостью,  информационные,  инновационные  фирмы,   а   также

разнообразные услуги, работающие на нужды производства и бизнеса  в  области

менеджмента, маркетинга, аудита, различного рода консул

   ьтационные службы и т.п.

   Значение Для России этого сдвига многопланово. Важно, что на  общем  фоне

падения  производства  в   материальной   сфере   в   услугах   продолжается

экономический  рост,  создаются  новые  рабочие  места.  Уже  в  1993  г.  в

кредитно-финансовых и страховых учреждениях работали около 600 тыс, человек,

в 1995 г. в услугах по компьютерному программированию - 200 тыс. человек(4).

Среди лидеров по росту занятости- охранный бизнес, что едва ли можно отнести

к  разряду  позитивных  явлений,  но   это   отражает   непростой   характер

происходящих преобразований, существующий  в  обществе  уровень  культуры  и

нравственности.  Не  менее  важное  обстоятельство  -  создание   в   стране

инфраструктуры рыночной экономики: без развитой системы транспорта и  связи,

широкой сети кредитно-финансовых и страховых  учреждений,  торговли,  целого

спектра деловых услуг современный рынок просто  не  работает.  С  появлением

новых  услуг  преодолевается  также  примитивный  характер  сложившейся  при

социализме экономики: диверсифицируется и усложняется ее отраслевой  состав,

повышается  интеллектуальная  составляющая.  Многие  услуги  -   банковские,

телекоммуникации, информатика, консультационные и другие виды деловых  услуг

- относятся к наукоемким. За рубежом наукоемкие виды  услуг  в  сочетании  с

высокотехнологичными  промышленными   отраслями   образуют   активное   ядро

современного хозяйства,  во  многом  определяющее  его  экономический  рост,

научно-технический прогресс  и  эффективность  производства.  Эти  изменения

соответствуют мировым тенденциям, и можно полагать, что Россия делает первые

шаги на пути развития постиндустриальной экономики, по которому уже уверенно

следуют развитые страны рыночной экономики. Как известно, на  долю  услуг  в

этих странах приходится в настоящее время  до  60-70%  валового  внутреннего

продукта и еще  большая  часть  общей  занятых  в  хозяйстве.  Однако  этот.

структурный сдвиг не только в нашей публицистике, но и в научной литературе,

нередко  получает  негативную   оценку,   как   процесс   деиндустриализация

хозяйства. Действительно, позиции  индустрии  сокращаются,  но  такого  рода

изменения следует привет

   ствовать, а не пугать ими широкую публику. Индустриальный  сектор  России

по стандартам эффективной рыночной экономики гипертрофирован и  нуждается  в

сокращении прежде всего за счет военных производств и ряда базовых  отраслей

тяжелой промышленности. На долю промышленности до начала реформ  приходилось

около 40% ВВП России, что намного больше, чем в западных странах,  где  этот

показатель   варьирует   в   пределах   20-30%   (5).   России   нужна    не

реиндустриализация, как предлагается в некоторых программах, а

   переход  промышленности  на  новую  модель   с   иными   структурными   и

качественными параметрами. Опыт глубокой структурной  перестройки  хозяйства

развитых зарубежных стран во  второй  половине  70-х  -  начале  80-х  годов

показывает, что  переход  к  постиндустриальному,  информационному  обществу

невозможен без развития и  участия  широчайшего  спектра  услуг.  Вообще,  в

современной рыночной экономике материальный продукт и  услуги  уже  давно  и

никоим образом не противопоставляются; их глубокая интеграция, Взаимосвязь и

взаимозависимость лежат в основе таких новейших направлений и форм  развития

производительных  сил,  как   информатизация,   компьютеризация   хозяйства,

интернационализация производства, глобализация рынков.

   Расширение позиций сферы услуг в хозяйстве России неправомерно, по нашему

мнению, рассматривать, как временное явление, связанное только  с  кризисным

сокращением материального производства.  Этот  сдвиг  -  результат  действия

глубинных объективных причин. С одной стороны, с началом рыночных реформ и в

ходе их реализации сформировались и возрастают потребности хозяйства  в  тех

видах деятельности, которые  опосредуют  рыночные  отношения,  но,  как  уже

отмечалось, не получили должного развития в  плановой  экономике.  С  другой

стороны, хозяйство располагает ресурсами, необходимыми  дм  реализации  этой

потребности. Сравнительно безболезненно решается проблема рабочей  силы  для

новых отраслей услуг за счет ее оттока  из  сокращающихся  секторов,  прежде

всего из военно-промышленного комплекса, а также за  счет  немалых  размеров

скрытой безработицы во многих других отраслях хозяйства. Народившийся  рынок

рабочей силы обеспечивает довольно быстрое ее  перераспределение  в  отрасли

услуг. Сфера услуг  получает,  таким  образом,  основной  ресурс,  поскольку

мнение ее отрасли отличаются высокой трудоемкостью, одновременно  смягчается

угроза безработицы. Сравнительно легче,  чем  в  материальном  производстве,

решается в услугах и проблема инвестиций. Их основным источником было  и  до

последнего  времени  остается  быстрое  накопление  капитала  в  новых,  как

правило, высокоприбыльных видах деятельности. Более  доступен  для  услуг  и

кредитный рынок из-за преобладания краткосрочных кредитов, используемых  для

реализации характерных для услуг сравнительно низкокапиталоемких проектов  с

короткими сроками окупаемости.

   С  выходом  хозяйства  из  кризиса  и  при  продолжении  рыночных  реформ

тенденция опережающего роста отраслей сферы услуг в России должна, по нашему

мнению, сохраниться. Она  диктуется  необходимостью  дальнейшего  расширения

социальных услуг и бытового обслуживания, недостаточно развитых  в  прошлом,

проблемы которых в последние годы еще более усугубились. По рыночным  меркам

далеко не удовлетворительны у нас масштабы  торговли  и  кредитно-финансовой

сферы,  то  есть  ключевых  посреднических  звеньев  рыночных  отношений.  В

торговле  США  в  настоящее  время   занято   больше   работников,   чем   в

промышленности,  тогда  как  в  России  их  в  три  раза   меньше,   чем   в

промышленности.  Велики  также  потребности  производства  и   населения   в

средствах транспорта, современных коммуникациях, а  также  в  информационной

инфраструктуре, системе страхования и  деловых  услугах.  В  России  деловые

услуги  только  зарождаются,  тогда  как  в  странах  с  развитой   рыночной

экономикой  эта  отрасль  выросла  в  крупное  подразделение   хозяйства   с

разветвленным отраслевым составом. В США по численности  занятых  -  6  млн.

человек- деловые услуги превосходят транспорт  и  связь,  вместе  взятые,  и

строительство  (6).  Приведенные  данные  свидетельствуют  о  том,   что   в

современной рыночной экономике многократно возрастают  затраты  ресурсов  на

предпроизводственные  и  послепроизводственные  операции   и   на   функции,

опосредующие движение товара.  Только  при  этом  условии  можно  произвести

конкурентоспособную   продукцию,   максимально   удовлетворяя   общественные

потребности,  и  своевременно   довести   ев   до   конечного   потребителя.

Стремительно изживается и такой дефект организационной  структуры  хозяйства

России, как практическое отсутствие до последнего времени мелкого и среднего

производства. Социалистическая система хозяйствования  изначально  опиралась

на крупное производство по причинам  догматического  толкования  преимуществ

экономии  на  масштабах  и  в  интересах  облегчения   процесса   управления

хозяйством; имела значение и идеологическая оценка мелкого производства, как

формы не соответствующей принципам социализма. За короткий ср

   ок число мелких и средних предприятий превысило 900 тыс., на  них  занято

на постоянной основе  8,5  млн.  человек  и  еще  большее  число  работников

получают здесь дополнительную  работу.  Уже  сейчас  этот  сектор  хозяйства

отличается сравнительно высокой  эффективностью:  в  1994  г.  на  его  долю

приходилось 3% основных фондов, 10% постоянной рабочей силы, 12% ВВП  и  1/3

прибылей (7).

   Мелкое и среднее предпринимательство  в  России  нуждается  в  дальнейшем

расширении*  Его  нынешние  масштабы  недостаточны  ни  по  меркам  развитых

рыночных стран, где доля этого сектора в ВВП  приближается  к  половине  или

превышает ев, и еще выше она в численности занятых, ни в плане  потребностей

российских рыночных реформ. Судя по зарубежному опыту,

   мелкий и средний бизнес способен внести весомый вклад в решение острейших

для России проблем безработицы и социальной устойчивости  общества  за  счет

поглощения рабочей силы, высвобождающейся из других  сфер,  и  в  результате

формирования социального слоя  мелких  собственников.  Не  менее  важна,  по

нашему мнению, его роль в утверждении  в  экономике  рыночных  принципов.  С

развитием мелкого производства распространяется рыночное мышление и  знание,

которых остро  не  хватает  в  обществе,  утверждается  рыночное  поведение,

подрывается традиционная иждивенческая жизненная  позиция  населения  и  его

ориентация на помощь и поддержку со стороны государства, на его патернализм.

Существенное значение для развития хозяйства на новой основе  имеет  немалый

потенциал мелкого и среднего бизнеса в создании рыночной среды,  активизации

конкуренции. Развертывание в России  конкурентной  борьбы  крайне  осложнено

преобладанием в хозяйственной структуре крупных предприятий и соответственно

высокой степенью монополизации рынков. Конкурентное давление  до  последнего

времени ограничивается главным  образом  экспансией  иностранных  товаров  и

услуг и в значительно меньшей степени иностранного  капитала;  на  некоторых

рынках начинает ощущаться и воздействие спросовых  ограничений.  Этого  явно

недостаточно для здорового развития рыночного хозяйства,  его  интеграции  в

мировую экономику. Утверждение же производителей товаров и услуг на  мировых

рынках, как показывают авторитетные  зарубежные  исследования,  находится  в

прямой зависимости от степени развития  конкуренции  внутри  страны  (8).  В

наших  условиях  господства  монополий  на   многих   рынках   катализатором

конкуренции могут и должны стать мелкие и средние  предприятия.  Уже  сейчас

этому сектору хозяйства в большей мере, чем крупному  производству,  присуща

рыночная  модель  поведения.  По  мере   расширения   он   будет   оказывать

возрастающее конкурентное воздействие на  рынки  рабочей  силы,  инвестиций,

сырья и готовой  продукции.  Учитывая  ключевое  значение  этого  сектора  в

решении многих острейших проблем, необходимо ввести режим наибольшего бла

   гоприятствования для мелких  и  средних  хозяйственных  структур.  Этого,

однако,  не  делается.  Российский  мелкий  бизнес  сталкивается   в   своей

деятельности со множеством трудностей и преград. Главные среди них, судя  по

результатам  обследований,  -  тяжелое   налоговое   бремя,   несовершенство

законодательства, неблагоприятные условия получения  кредитов,  трудности  в

мобилизации  стартового  капитала  и  т.п.  Мелких  предпринимателей   душат

коррупция и рэкет.

   Нельзя сказать, что этот  сектор  совсем  обойден  вниманием  со  стороны

государства:   принимаются    законы,    программы,    выпускаются    указы,

предусматривающие  помощь  и  поддержку.  Однако,  во   многом   они   носят

декларативный характер, не подкрепляются  реальными  мерами;  не  разработан

организационно-хозяйственный  механизм  их   реализации.   В   экономической

политике государства насущно  необходим  поворот  к  нуждам  этого  сектора,

отход, несмотря на  мощное  давление  промышленного  и  аграрного  лобби  от

традиционной ориентации на интересы крупного производства.

   Таким образом, начавшиеся в хозяйстве России  структурные  преобразования

совершаются  в  сложной  обстановке,  в  условиях  кризиса.   Отраслевые   и

воспроизводственные пропорции меняются в основном в результате разных темпов

падения объемов производства, отличаются неустойчивостью. Но уже  наметились

некоторые отчетливо выраженные структурные тенденции;  по  экономическому  и

социальному значению среди них выделяются расширение позиций сферы  услуг  и

формирование мелкого и среднего  производства.  То  есть  в  соответствии  с

потребностями хозяйства в первую очередь возникают и быстро  развиваются  те

звенья структуры, которые необходимы для реализации рыночных реформ и самого

процесса реструктуризации.

   Специфика структурной перестройки заключается в том, что на ее  начальной

стадии общая структура хозяйства меняется в  значительной  степени  за  счет

формирования новых звеньев на  периферии  основной  структуры,  по  внешнему

контуру   созданного    ранее    производственного    аппарата.    Изменения

концентрируются  преимущественно  в  сферах,  где   не   требуются   крупные

инвестиции, в трудоемких отраслях и видах деятельности. В новых  структурных

звеньях более активно утверждаются  рыночные  отношения,  хотя  в  целом  их

уровень  остается  недостаточным.  Наиболее  рыночными  являются  банковский

сектор  и  другие  услуги  кредитно-финансовой  системы,  мелкая   розничная

торговля, страховой и туристический бизнес и ряд других отраслей услуг.

   Реструктуризация ранее созданного производства идет  медленно,  принимает

болезненные формы, сопровождается в ряде  случаев  ухудшением  хозяйственных

пропорций, утяжелением структуры. Прогрессивные перемены  осложняются  здесь

неэффективностью  многих  производств,  неопределенностью   их   перспектив,

особенно отраслей военно-промышленного комплекса.

   Рассмотренные сдвиги  -  расширение  позиций  сферы  услуг  и  мелкого  и

среднего производства - с  позиций  рыночных  реформ  несомненно  позитивны,

однако их содержательное наполнение, функции новых структур далеко не всегда

соответствуют  стандартам  рыночной  экономики,  Общеизвестны  драматические

последствия  для  широких  масс  населения  многочисленных  афер  строителей

финансовых  пирамид,  а  также  непрофессионализма,  просчетов  и  ошибок  в

деятельности  руководства  других  финансовых   и   кредитных   организаций.

Неорганизованная мелкая розница, прежде всего  "челночный"  6изнвс,  хотя  и

выполняет в  современных  условиях  полезные  для  общества  функции,  часто

принимает примитивные формы; их следует рассматривать в качестве  временного

явления и вводить в цивилизованное русло. Точно также мелкий бизнес в России

организуется и действует по  более  упрощенной  модели,  нежели  в  рыночных

странах, по преимуществу автономно и изолированно. В  развитой  же  рыночной

экономике  мелкие  фирмы  в  своей  массе  тесно  интегрируются  с   крупным

производством: в промышленности  широко  практикуются  кооперационные  связи

между ними, в торговле и услугах - различного  рода  контрактные  отношения.

Такого  рода  кооперация  взаимовыгодна  для  партнеров:  с  одной  стороны,

повышается устойчивость мелких предпринимателей, с другой - эффективность их

крупных контрагентов с соответствующими позитивными последствиями для  всего

хозяйства и общества.  Российские  крупные  предприятия  не  проявляют  пока

интереса к сотрудничеству с мелкими структурами, хотя оно способствовало  бы

решению их проблем. В отличие от зарубежных стран, где для  мелкого  бизнеса

характерна  узкая   специализация,   обеспечивающая   их   эффективность   и

конкурентоспособность, мелкий бизнес в России широко  диверсифицирует  сферу

деятельности с тем, чтобы, учитывая конъюнктуру, оперативно перемещаться  на

более выгодные рынки, которых в стране недавнего всеобщего  дефицита  вполне

достаточно, снимая с них "сливки". Отсюда  и  неустойчивость  складывающихся

отраслевых пропорций.

   Реструктуризация идет во всех странах бывшей социалистической  системы  и

бывшего СССР, но при существенных  различиях  в  темпах  и  направлениях.  В

большинстве стран Центральной и Восточной Европы  и  в  странах  Балтии  она

осуществляется быстрее и успешнее, чем в России. Сказываются различия  между

этими странами и Россией  в  масштабах  хозяйства,  степени  деформации  его

структуры, в частности, в размерах ВПК, продолжительности и глубине  падения

производства. Немаловажное значение имеют и более длительный  в  ряде  стран

предшествующий опыт реформирования, и более высокое  качество  человеческого

капитала, в том числе не  до  конца  утраченные  в  социалистический  период

навыки предпринимательства  и  хозяйственной  инициативы,  а  также  уровень

культуры в обществе и настрой населения на реформы и перемены. При  этом  во

всех странах четко  выражен  сдвиг  в  направлении  сферы  услуг  и  мелкого

предпринимательства. По-видимому, это насущно необходимая  для  хозяйства  и

сравнительно более легко реализуемая  форма  реструктуризации  в  переходный

период. Некоторые страны добились  в  этом  отношении  крупных  успехов:  по

соотношению в хозяйстве крупного, среднего и мелкого  производства  Чехия  и

Венгрия уже вышли на уровень Австрии.

   В большинстве  реформируемых  стран  процесс  реструктуризации  хозяйства

проходит начальный этап. Впереди намного более сложные задачи преобразования

созданного  ранее   производственного   аппарата.   По   всей   вероятности,

структурная перестройка займет длительный период времени, особенно в  России

с ее громоздкой, высококапиталоемкой структурой.  Даже  в  восточных  землях

Германии, где хозяйственные пропорции были более близкими к рыночным, чем  в

России,   при   массированных   вливаниях   инвестиций    и    многоплановой

научно-технической, информационной,  организационной  и  т.п.  поддержке  со

стороны государства, завершение кардинальной перестройки ожидается не  ранее

начала следующего века.

   СНОСКИ:

   1. Рассчитано по: "Российский статистический ежегодник 1994". Москва 1994

г.с.286; "Статистическое обозрение", Москва 1995 г.N7, с. 44,45.

   2. "Финансовые известия", 26.04.1996 г.

   3. "Статистическое обозрение", 1995 г. N 6, с.21; N 7, с. 10.

   4. "Российский статистический ежегодник, 1994 г.", с.61.

   5. Рассчитано по: "Российский статистический ежегодник, 1994", с.242-245;

"National Accounts, 1974-1991",

   Paris 1993, pp.56,239,267,541.

   6. "Российский статистический ежегодник, 1994", c.61  Survey  of  Current

Business", August 1993, p.91.

   7.  "Финансовые  известия"  5.03.  1996г.  6.  См.  например,  Портер  М.

"Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран". Москва

   1993 г.

   СТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ

   Структурная перестройка хозяйства входит  в  комплекс  главнейших  задач,

которые решаются при  переходе  от  плановой  экономики  к  рыночной.  Можно

спорить о последовательности таких составляющих трансформации экономики, как

финансовая стабилизация, приватизация, либерализация  цен,  но  не  вызывает

сомнений  положение  о  том,  что   эти   процессы   должны   предшествовать

реструктуризации, поскольку создание новой, эффективной структуры невозможно

без  свободных   цен,   свободы   хозяйствующих   субъектов   и   устойчивой

экономической  среды.  Только   в   этом   случае   формируется   нормальный

инвестиционный  климат,  сокращаются  неопределенность  и  риски,  то   есть

создаются  условия,  необходимые  для  принятия  рациональных  хозяйственных

решений  относительно  распределения   ресурсов.   Иными   словами,   начало

реструктуризации  должно  следовать  во  времени  за   другими   мерами   по

реформированию экономики. В свою  очередь  в  ходе  структурной  перестройки

преодолевается экономический кризис и закладываются  основы  для  следующего

этапа развития - перехода хозяйства к экономическому росту.

   Ключевое  значение   для   реструктуризации   имеет   нормализация   цен:

производители и потребители ползают  правильные  ориентиры  в  распределении

ресурсов только при более или менее устоявшихся пропорциях цен и в  условиях

их общей устойчивости. В России после  либерализации  цен  ценовая  ситуация

складывалась  довольно  противоречиво.  С  одной  стороны,  быстро  меняется

соотношение цен на различные факторы производства и виды продукции.  В  этом

отношении показательно положение на рынке потребительских товаров и услуг. В

странах с

   развитой рыночной экономикой на этом рынке по уровню цен всегда  лидируют

услуги, за  ними  следуют  продовольственные,  а  затем  непродовольственные

товары. В дореформенной России соотношение цен на эти  группы  товаров  было

противоположным:   сравнительно   дешевыми   были   услуги,    дорогими    -

непродовольственные   товары,   а   продовольствие   занимало   между   ними

промежуточное место, но  ближе  к  услугам.  После  освобождения  цен  стали

стремительно формироваться новые ценовые пропорции.  По  нашим  расчетам,  с

конца 1992 г. по июль 1995 г. непродовольственные  товары  подорожали  в  33

раза, продовольствие - в 52 раза, услуги - в 327  раз  (1).  Таким  образом,

ценовые  пропорции,   глубоко   деформированные   административной   моделью

ценообразования,  стали  в  большей  степени   соответствовать   реальности.

Динамично менялось соотношение цен и на других рынках.

   Ломка   ценовых    пропорций    несомненно    способствует    структурным

преобразованиям, но, с другой стороны, как  показывают  приведенные  данные,

упорядочение  цен  происходило  до  самого  последнего  времени  в  условиях

сильнейшей инфляции, которая тормозила этот процесс, обесценивая накопления,

искажая ценовые сигналы. Соответственно  замедлялся  переход  к  активным  и

крупномасштабным структурным преобразованиям.  Только  в  середине  1996  г.

появились признаки стабилизации цен.

   Структурная перестройка в отличие от других элементов  реформы  -  задача

намного более сложная. В первую очередь это связано с глубокими различиями в

структурных характеристиках двух  альтернативных  хозяйственных  систем.  На

основе планового распределения ресурсов сложилось громоздкое и неэффективное

хозяйство. Его дефекты хорошо известны: преобладание тяжелой  промышленности

и военного сектора; преимущественная ориентация на промежуточный,  а  не  на

конечный   спрос;   невосприимчивость   к   научно-техническому   прогрессу;

неспособность динамично и адекватно реагировать  на  потребительский  спрос.

Производственный аппарат малоподвижен, инерционен, не  в  последнюю  очередь

из-за  преобладания  в  его  составе  крупных  и   крупнейших   предприятий;

производству   свойственны   глубокие   диспропорции,   которые    постоянно

накапливались, не разрешались, как в альтернативной системе,  под  действием

циклических и структурных кризисов.

   О  структурных  различиях  двух  хозяйственных  систем  можно  судить  по

результатам  сравнения  их   некоторых   характеристик.   Так,   доля   1-го

подразделения в общественном продукте в предреформенном СССР составляла 75%,

в США - 55%. Удельный вес тяжелой промышленности  в  промышленной  продукции

составлял соответственно  75%  и  60%.  В  целом  ряде  случаев  соотношение

структурных  элементов  было   зеркально   противоположным:   В   России   в

потребительский сектор направлялось  только  30%  продукции  машиностроения,

тогда как в США -70%; доля сферы услуг в валовом внутреннем продукте  России

перед началом реформ равнялась 30%, в США - около 70%. В плановой  экономике

в  сравнении  с   развитой   рыночной   относительно   меньшая   часть   ВВП

предназначалась для личного потребления и шла на  социальные  цели.  Словом,

хозяйство в значительной степени работало само на себя, с невысокой полезной

отдачей.  Вполне  понятно,  что  преодоление  столь   глубоких   структурных

деформаций требует больших усилий, ресурсов и длительного времени.

   Структурную перестройку осложняют и другие факторы, в  частности  дефицит

инвестиционных ресурсов. Их хронический недостаток в неэффективной  плановой

экономике в современных  условиях  усугубляется  резким  кризисным  падением

производства, дефицитом  государственного  бюджета.  По  известным  причинам

экономического и политического характера  не  идут  в  российскую  экономику

иностранный  и  накопленный  в   последние   годы   отечественный   капитал.

Существенно негативное воздействие оказал и разрыв  экономических  связей  в

результате распада СССР и социалистической системы хозяйства, хотя нельзя не

признать, что  они  далеко  не  всегда  были  экономически  обоснованными  и

рациональными.

   Опыт реформ показывает, что самым существенным тормозом на пути  создания

новой структуры, как и вообще рыночных реформ, является состояние,  качество

человеческого капитала, то есть  убедительно  подтверждается  справедливость

положения экономической науки о главенствующей роли человеческого фактора  в

развитии хозяйства.  Значительная  часть  работников  оказалась  не  готовой

действовать в новой обстановке; им явно  недостает  соответствующих  знаний,

квалификации, предпринимательских навыков. В первую очередь это относится  к

руководящему звену. По данным социологических обследований, 2/3  современных

управленцев  -  представители  старого  директорского   корпуса;   в   своем

большинстве они с трудом ориентируются в новых  непривычных  условиях;  мало

меняется их экономическое поведение: в центре внимания  привычные  заботы  о

производственных мощностях, а  не  проблемы  рынка  и  сбыта  продукции.  По

имеющимся данным, 83%  директоров  российских  промышленных  предприятий  по

образованию техники и технологи (2). В этих условиях, если бы инвестиционные

ресурсы и

   были в наличии, маловероятно, чтобы их направление было  рациональным,  а

использование эффективным. Известно  также,  что  требованиям  экономической

обоснованности  удовлетворяют  не  больше  10-15%  инвестиционных  проектов,

поступающих в коммерческие банки. В адаптации к новым условиям  нуждается  и

немалая часть рядовой рабочей силы: например, наши строители,  работающие  в

югославских или турецких фирмах, далеко не  всегда  удерживают  предложенный

трудовой  ритм,  требования  к  дисциплине,  недостаточен   и   уровень   их

квалификации.

   Несмотря на множество трудностей и препятствий, реформы  положили  начало

структурным преобразованиям, и  в  пестрой,  довольно  хаотической  и  часто

противоречивой картине изменений уже можно  выделить  ряд  четко  выраженных

сдвигов и тенденций, как позитивных, так и усугубляющих кризисное  состояние

экономики. Особенно сложно, учитывая отмеченные выше дефекты структуры, идут

преобразования в промышленном секторе,  где  наметился  ряд  неблагоприятных

тенденций: рост доли добывающих отраслей и в  целом  тяжелой  промышленности

при ухудшении позиций и без того слаборазвитой  легкой  индустрии,  а  также

машиностроения и ряда высокотехнологичных производств. Но, с другой стороны,

довольно  четко  определились  сдвиги,  сближающие  хозяйственную  структуру

России с рыночной. К их числу в первую очередь относится расширение  позиций

сферы услуг в хозяйстве. Доля ее отраслей в ВВП России увеличилась с 30,2% в

1989 г. до 53% в 1995 г.; растет удельный вес услуг и в капиталовложениях, и

в численности занятых, хотя и не столь быстро (3). В основе этого  сдвига  -

две основные причины: первая  -  недостаточное  развитие  отраслей  услуг  в

прошлом и соответственно меньшие размеры падения  объемов  их  производства,

чем в материальной сфере; и вторая- формирование целого комплекса  услуг,  в

которых плановая экономика или вообще не нуждалась, или которым отводилось в

ней скромное  место.  За  короткий  срок  была  создана  разветвленная  сеть

кредитно-финансовых учреждений, а их лидеры -  коммерческие  банки  -  стали

фундаментом кредитно-финансовой системы страны; динамично развивается мелкая

розничная торговля; быстро прогрессируют  система  страховых  учреждений,  а

также  связь,  особенно  телекоммуникации,  заметно   сокращающие   глубокое

отставание от западных стран по масштабам и техническому  уровню.  В  стране

возникли и расширяют свои позиции такие ранее не известные виды  услуг,  как

торговля  недвижимостью,  информационные,  инновационные  фирмы,   а   также

разнообразные услуги, работающие на нужды производства и бизнеса  в  области

менеджмента, маркетинга, аудита, различного рода консул

   ьтационные службы и т.п.

   Значение Для России этого сдвига многопланово. Важно, что на  общем  фоне

падения  производства  в   материальной   сфере   в   услугах   продолжается

экономический  рост,  создаются  новые  рабочие  места.  Уже  в  1993  г.  в

кредитно-финансовых и страховых учреждениях работали около 600 тыс, человек,

в 1995 г. в услугах по компьютерному программированию - 200 тыс. человек(4).

Среди лидеров по росту занятости- охранный бизнес, что едва ли можно отнести

к  разряду  позитивных  явлений,  но   это   отражает   непростой   характер

происходящих преобразований, существующий  в  обществе  уровень  культуры  и

нравственности.  Не  менее  важное  обстоятельство  -  создание   в   стране

инфраструктуры рыночной экономики: без развитой системы транспорта и  связи,

широкой сети кредитно-финансовых и страховых  учреждений,  торговли,  целого

спектра деловых услуг современный рынок просто  не  работает.  С  появлением

новых  услуг  преодолевается  также  примитивный  характер  сложившейся  при

социализме экономики: диверсифицируется и усложняется ее отраслевой  состав,

повышается  интеллектуальная  составляющая.  Многие  услуги  -   банковские,

телекоммуникации, информатика, консультационные и другие виды деловых  услуг

- относятся к наукоемким. За рубежом наукоемкие виды  услуг  в  сочетании  с

высокотехнологичными  промышленными   отраслями   образуют   активное   ядро

современного хозяйства,  во  многом  определяющее  его  экономический  рост,

научно-технический прогресс  и  эффективность  производства.  Эти  изменения

соответствуют мировым тенденциям, и можно полагать, что Россия делает первые

шаги на пути развития постиндустриальной экономики, по которому уже уверенно

следуют развитые страны рыночной экономики. Как известно, на  долю  услуг  в

этих странах приходится в настоящее время  до  60-70%  валового  внутреннего

продукта и еще  большая  часть  общей  занятых  в  хозяйстве.  Однако  этот.

структурный сдвиг не только в нашей публицистике, но и в научной литературе,

нередко  получает  негативную   оценку,   как   процесс   деиндустриализация

хозяйства. Действительно, позиции  индустрии  сокращаются,  но  такого  рода

изменения следует привет

   ствовать, а не пугать ими широкую публику. Индустриальный  сектор  России

по стандартам эффективной рыночной экономики гипертрофирован и  нуждается  в

сокращении прежде всего за счет военных производств и ряда базовых  отраслей

тяжелой промышленности. На долю промышленности до начала реформ  приходилось

около 40% ВВП России, что намного больше, чем в западных странах,  где  этот

показатель   варьирует   в   пределах   20-30%   (5).   России   нужна    не

реиндустриализация, как предлагается в некоторых программах, а

   переход  промышленности  на  новую  модель   с   иными   структурными   и

качественными параметрами. Опыт глубокой структурной  перестройки  хозяйства

развитых зарубежных стран во  второй  половине  70-х  -  начале  80-х  годов

показывает, что  переход  к  постиндустриальному,  информационному  обществу

невозможен без развития и  участия  широчайшего  спектра  услуг.  Вообще,  в

современной рыночной экономике материальный продукт и  услуги  уже  давно  и

никоим образом не противопоставляются; их глубокая интеграция, Взаимосвязь и

взаимозависимость лежат в основе таких новейших направлений и форм  развития

производительных  сил,  как   информатизация,   компьютеризация   хозяйства,

интернационализация производства, глобализация рынков.

   Расширение позиций сферы услуг в хозяйстве России неправомерно, по нашему

мнению, рассматривать, как временное явление, связанное только  с  кризисным

сокращением материального производства.  Этот  сдвиг  -  результат  действия

глубинных объективных причин. С одной стороны, с началом рыночных реформ и в

ходе их реализации сформировались и возрастают потребности хозяйства  в  тех

видах деятельности, которые  опосредуют  рыночные  отношения,  но,  как  уже

отмечалось, не получили должного развития в  плановой  экономике.  С  другой

стороны, хозяйство располагает ресурсами, необходимыми  дм  реализации  этой

потребности. Сравнительно безболезненно решается проблема рабочей  силы  для

новых отраслей услуг за счет ее оттока  из  сокращающихся  секторов,  прежде

всего из военно-промышленного комплекса, а также за  счет  немалых  размеров

скрытой безработицы во многих других отраслях хозяйства. Народившийся  рынок

рабочей силы обеспечивает довольно быстрое ее  перераспределение  в  отрасли

услуг. Сфера услуг  получает,  таким  образом,  основной  ресурс,  поскольку

мнение ее отрасли отличаются высокой трудоемкостью, одновременно  смягчается

угроза безработицы. Сравнительно легче,  чем  в  материальном  производстве,

решается в услугах и проблема инвестиций. Их основным источником было  и  до

последнего  времени  остается  быстрое  накопление  капитала  в  новых,  как

правило, высокоприбыльных видах деятельности. Более  доступен  для  услуг  и

кредитный рынок из-за преобладания краткосрочных кредитов, используемых  для

реализации характерных для услуг сравнительно низкокапиталоемких проектов  с

короткими сроками окупаемости.

   С  выходом  хозяйства  из  кризиса  и  при  продолжении  рыночных  реформ

тенденция опережающего роста отраслей сферы услуг в России должна, по нашему

мнению, сохраниться. Она  диктуется  необходимостью  дальнейшего  расширения

социальных услуг и бытового обслуживания, недостаточно развитых  в  прошлом,

проблемы которых в последние годы еще более усугубились. По рыночным  меркам

далеко не удовлетворительны у нас масштабы  торговли  и  кредитно-финансовой

сферы,  то  есть  ключевых  посреднических  звеньев  рыночных  отношений.  В

торговле  США  в  настоящее  время   занято   больше   работников,   чем   в

промышленности,  тогда  как  в  России  их  в  три  раза   меньше,   чем   в

промышленности.  Велики  также  потребности  производства  и   населения   в

средствах транспорта, современных коммуникациях, а  также  в  информационной

инфраструктуре, системе страхования и  деловых  услугах.  В  России  деловые

услуги  только  зарождаются,  тогда  как  в  странах  с  развитой   рыночной

экономикой  эта  отрасль  выросла  в  крупное  подразделение   хозяйства   с

разветвленным отраслевым составом. В США по численности  занятых  -  6  млн.

человек- деловые услуги превосходят транспорт  и  связь,  вместе  взятые,  и

строительство  (6).  Приведенные  данные  свидетельствуют  о  том,   что   в

современной рыночной экономике многократно возрастают  затраты  ресурсов  на

предпроизводственные  и  послепроизводственные  операции   и   на   функции,

опосредующие движение товара.  Только  при  этом  условии  можно  произвести

конкурентоспособную   продукцию,   максимально   удовлетворяя   общественные

потребности,  и  своевременно   довести   ев   до   конечного   потребителя.

Стремительно изживается и такой дефект организационной  структуры  хозяйства

России, как практическое отсутствие до последнего времени мелкого и среднего

производства. Социалистическая система хозяйствования  изначально  опиралась

на крупное производство по причинам  догматического  толкования  преимуществ

экономии  на  масштабах  и  в  интересах  облегчения   процесса   управления

хозяйством; имела значение и идеологическая оценка мелкого производства, как

формы не соответствующей принципам социализма. За короткий ср

   ок число мелких и средних предприятий превысило 900 тыс., на  них  занято

на постоянной основе  8,5  млн.  человек  и  еще  большее  число  работников

получают здесь дополнительную  работу.  Уже  сейчас  этот  сектор  хозяйства

отличается сравнительно высокой  эффективностью:  в  1994  г.  на  его  долю

приходилось 3% основных фондов, 10% постоянной рабочей силы, 12% ВВП  и  1/3

прибылей (7).

   Мелкое и среднее предпринимательство  в  России  нуждается  в  дальнейшем

расширении*  Его  нынешние  масштабы  недостаточны  ни  по  меркам  развитых

рыночных стран, где доля этого сектора в ВВП  приближается  к  половине  или

превышает ев, и еще выше она в численности занятых, ни в плане  потребностей

российских рыночных реформ. Судя по зарубежному опыту,

   мелкий и средний бизнес способен внести весомый вклад в решение острейших

для России проблем безработицы и социальной устойчивости  общества  за  счет

поглощения рабочей силы, высвобождающейся из других  сфер,  и  в  результате

формирования социального слоя  мелких  собственников.  Не  менее  важна,  по

нашему мнению, его роль в утверждении  в  экономике  рыночных  принципов.  С

развитием мелкого производства распространяется рыночное мышление и  знание,

которых остро  не  хватает  в  обществе,  утверждается  рыночное  поведение,

подрывается традиционная иждивенческая жизненная  позиция  населения  и  его

ориентация на помощь и поддержку со стороны государства, на его патернализм.

Существенное значение для развития хозяйства на новой основе  имеет  немалый

потенциал мелкого и среднего бизнеса в создании рыночной среды,  активизации

конкуренции. Развертывание в России  конкурентной  борьбы  крайне  осложнено

преобладанием в хозяйственной структуре крупных предприятий и соответственно

высокой степенью монополизации рынков. Конкурентное давление  до  последнего

времени ограничивается главным  образом  экспансией  иностранных  товаров  и

услуг и в значительно меньшей степени иностранного  капитала;  на  некоторых

рынках начинает ощущаться и воздействие спросовых  ограничений.  Этого  явно

недостаточно для здорового развития рыночного хозяйства,  его  интеграции  в

мировую экономику. Утверждение же производителей товаров и услуг на  мировых

рынках, как показывают авторитетные  зарубежные  исследования,  находится  в

прямой зависимости от степени развития  конкуренции  внутри  страны  (8).  В

наших  условиях  господства  монополий  на   многих   рынках   катализатором

конкуренции могут и должны стать мелкие и средние  предприятия.  Уже  сейчас

этому сектору хозяйства в большей мере, чем крупному  производству,  присуща

рыночная  модель  поведения.  По  мере   расширения   он   будет   оказывать

возрастающее конкурентное воздействие на  рынки  рабочей  силы,  инвестиций,

сырья и готовой  продукции.  Учитывая  ключевое  значение  этого  сектора  в

решении многих острейших проблем, необходимо ввести режим наибольшего бла

   гоприятствования для мелких  и  средних  хозяйственных  структур.  Этого,

однако,  не  делается.  Российский  мелкий  бизнес  сталкивается   в   своей

деятельности со множеством трудностей и преград. Главные среди них, судя  по

результатам  обследований,  -  тяжелое   налоговое   бремя,   несовершенство

законодательства, неблагоприятные условия получения  кредитов,  трудности  в

мобилизации  стартового  капитала  и  т.п.  Мелких  предпринимателей   душат

коррупция и рэкет.

   Нельзя сказать, что этот  сектор  совсем  обойден  вниманием  со  стороны

государства:   принимаются    законы,    программы,    выпускаются    указы,

предусматривающие  помощь  и  поддержку.  Однако,  во   многом   они   носят

декларативный характер, не подкрепляются  реальными  мерами;  не  разработан

организационно-хозяйственный  механизм  их   реализации.   В   экономической

политике государства насущно  необходим  поворот  к  нуждам  этого  сектора,

отход, несмотря на  мощное  давление  промышленного  и  аграрного  лобби  от

традиционной ориентации на интересы крупного производства.

   Таким образом, начавшиеся в хозяйстве России  структурные  преобразования

совершаются  в  сложной  обстановке,  в  условиях  кризиса.   Отраслевые   и

воспроизводственные пропорции меняются в основном в результате разных темпов

падения объемов производства, отличаются неустойчивостью. Но уже  наметились

некоторые отчетливо выраженные структурные тенденции;  по  экономическому  и

социальному значению среди них выделяются расширение позиций сферы  услуг  и

формирование мелкого и среднего  производства.  То  есть  в  соответствии  с

потребностями хозяйства в первую очередь возникают и быстро  развиваются  те

звенья структуры, которые необходимы для реализации рыночных реформ и самого

процесса реструктуризации.

   Специфика структурной перестройки заключается в том, что на ее  начальной

стадии общая структура хозяйства меняется в  значительной  степени  за  счет

формирования новых звеньев на  периферии  основной  структуры,  по  внешнему

контуру   созданного    ранее    производственного    аппарата.    Изменения

концентрируются  преимущественно  в  сферах,  где   не   требуются   крупные

инвестиции, в трудоемких отраслях и видах деятельности. В новых  структурных

звеньях более активно утверждаются  рыночные  отношения,  хотя  в  целом  их

уровень  остается  недостаточным.  Наиболее  рыночными  являются  банковский

сектор  и  другие  услуги  кредитно-финансовой  системы,  мелкая   розничная

торговля, страховой и туристический бизнес и ряд других отраслей услуг.

   Реструктуризация ранее созданного производства идет  медленно,  принимает

болезненные формы, сопровождается в ряде  случаев  ухудшением  хозяйственных

пропорций, утяжелением структуры. Прогрессивные перемены  осложняются  здесь

неэффективностью  многих  производств,  неопределенностью   их   перспектив,

особенно отраслей военно-промышленного комплекса.

   Рассмотренные сдвиги  -  расширение  позиций  сферы  услуг  и  мелкого  и

среднего производства - с  позиций  рыночных  реформ  несомненно  позитивны,

однако их содержательное наполнение, функции новых структур далеко не всегда

соответствуют  стандартам  рыночной  экономики,  Общеизвестны  драматические

последствия  для  широких  масс  населения  многочисленных  афер  строителей

финансовых  пирамид,  а  также  непрофессионализма,  просчетов  и  ошибок  в

деятельности  руководства  других  финансовых   и   кредитных   организаций.

Неорганизованная мелкая розница, прежде всего  "челночный"  6изнвс,  хотя  и

выполняет в  современных  условиях  полезные  для  общества  функции,  часто

принимает примитивные формы; их следует рассматривать в качестве  временного

явления и вводить в цивилизованное русло. Точно также мелкий бизнес в России

организуется и действует по  более  упрощенной  модели,  нежели  в  рыночных

странах, по преимуществу автономно и изолированно. В  развитой  же  рыночной

экономике  мелкие  фирмы  в  своей  массе  тесно  интегрируются  с   крупным

производством: в промышленности  широко  практикуются  кооперационные  связи

между ними, в торговле и услугах - различного  рода  контрактные  отношения.

Такого  рода  кооперация  взаимовыгодна  для  партнеров:  с  одной  стороны,

повышается устойчивость мелких предпринимателей, с другой - эффективность их

крупных контрагентов с соответствующими позитивными последствиями для  всего

хозяйства и общества.  Российские  крупные  предприятия  не  проявляют  пока

интереса к сотрудничеству с мелкими структурами, хотя оно способствовало  бы

решению их проблем. В отличие от зарубежных стран, где для  мелкого  бизнеса

характерна  узкая   специализация,   обеспечивающая   их   эффективность   и

конкурентоспособность, мелкий бизнес в России широко  диверсифицирует  сферу

деятельности с тем, чтобы, учитывая конъюнктуру, оперативно перемещаться  на

более выгодные рынки, которых в стране недавнего всеобщего  дефицита  вполне

достаточно, снимая с них "сливки". Отсюда  и  неустойчивость  складывающихся

отраслевых пропорций.

   Реструктуризация идет во всех странах бывшей социалистической  системы  и

бывшего СССР, но при существенных  различиях  в  темпах  и  направлениях.  В

большинстве стран Центральной и Восточной Европы  и  в  странах  Балтии  она

осуществляется быстрее и успешнее, чем в России. Сказываются различия  между

этими странами и Россией  в  масштабах  хозяйства,  степени  деформации  его

структуры, в частности, в размерах ВПК, продолжительности и глубине  падения

производства. Немаловажное значение имеют и более длительный  в  ряде  стран

предшествующий опыт реформирования, и более высокое  качество  человеческого

капитала, в том числе не  до  конца  утраченные  в  социалистический  период

навыки предпринимательства  и  хозяйственной  инициативы,  а  также  уровень

культуры в обществе и настрой населения на реформы и перемены. При  этом  во

всех странах четко  выражен  сдвиг  в  направлении  сферы  услуг  и  мелкого

предпринимательства. По-видимому, это насущно необходимая  для  хозяйства  и

сравнительно более легко реализуемая  форма  реструктуризации  в  переходный

период. Некоторые страны добились  в  этом  отношении  крупных  успехов:  по

соотношению в хозяйстве крупного, среднего и мелкого  производства  Чехия  и

Венгрия уже вышли на уровень Австрии.

   В большинстве  реформируемых  стран  процесс  реструктуризации  хозяйства

проходит начальный этап. Впереди намного более сложные задачи преобразования

созданного  ранее   производственного   аппарата.   По   всей   вероятности,

структурная перестройка займет длительный период времени, особенно в  России

с ее громоздкой, высококапиталоемкой структурой.  Даже  в  восточных  землях

Германии, где хозяйственные пропорции были более близкими к рыночным, чем  в

России,   при   массированных   вливаниях   инвестиций    и    многоплановой

научно-технической, информационной,  организационной  и  т.п.  поддержке  со

стороны государства, завершение кардинальной перестройки ожидается не  ранее

начала следующего века.

   СНОСКИ:

   1. Рассчитано по: "Российский статистический ежегодник 1994". Москва 1994

г.с.286; "Статистическое обозрение", Москва 1995 г.N7, с. 44,45.

   2. "Финансовые известия", 26.04.1996 г.

   3. "Статистическое обозрение", 1995 г. N 6, с.21; N 7, с. 10.

   4. "Российский статистический ежегодник, 1994 г.", с.61.

   5. Рассчитано по: "Российский статистический ежегодник, 1994", с.242-245;

"National Accounts, 1974-1991",

   Paris 1993, pp.56,239,267,541.

   6. "Российский статистический ежегодник, 1994", c.61  Survey  of  Current

Business", August 1993, p.91.

   7.  "Финансовые  известия"  5.03.  1996г.  6.  См.  например,  Портер  М.

"Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран". Москва

   1993 г.