III. Восточная Германии как особый случай: преимущества и недостатки

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 

В принципе Восточная Германия стояла перед теми же проблемами, что любая другая переходная страна. Но рамочные условия были совершенно иными. Посткоммунистические страны могли рассчитывать на советы западных стран и на некоторую финансовую помощь – но им нужно было решать проблемы перехода по-своему (путем эндогенной трансформации). Напротив, благодаря воссоединению, трансформация бывшей ГДР была экзогенной. Восточную Германию можно рассматривать как особо благоприятный случай [cм.: 16, 10, 11]. Воссоединение повлекло за собой перенос институтов, административных возможностей и масштабную финансовую помощь восточной части от более крупной и богатой западной. До 1999 г. 1 569 миллиардов марок было вложено в программу "Строительство-Восток". Это имело следствием три преимущества. 1. Быстрая модернизация инфраструктуры. 2.Финансовое сглаживание экономических и социальных трудностей, повышение жизненного уровня крупных сегментов населения. 3. Возможность переноса испытанных институтов. Поэтому трансформация шла быстрее, глубже и последовательнее, чем в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) [cм.: 16, S. 330, 14, S.154].

Однако последствия экзогенной трансформации неоднозначны. В плане интеграции систем экономический и валютный союз, осуществленный главным образом в политических целях, привел к большим экономическим проблемам в хозяйстве Восточной Германии, гораздо бóльшим, чем в других переходных странах. Произошла быстрая де-индустриализация, сопровождавшаяся массовой безработицей. Последовавшее оздоровление экономики замедлилось гораздо раньше, чем во многих других переходных странах. Поэтому Восточная Германия остается зависимой от западногерманских финансовых трансфертов. Объединение и перелив элит многое облегчал, но и мешал восточным немцам самим находить свои решения. Возможности восточногерманских элит влиять на весь процесс были и остаются очень ограниченными. Во время приватизации огромное большинство бывших народных предприятий были проданы западногерманским инвесторам через Совет по опеке. Вследствие этого многие восточные немцы чувствуют себя "колонизованными", считая, что их биография и жизнь обесценены.

Разрыв в условиях жизни – в сравнении с Западной Германией - многие восточные немцы рассматривают как коллективную относительную депривацию. Несмотря на позитивные процессы для многих в социальной защите после "поворота", восемь из десяти восточных немцев считают себя гражданами второго сорта, которые не получают того, на что имеют право [13]. Из-за роспуска ГДР политическая система единой Германии стала адресатом недовольства и протеста [10]. Экзогенная трансформация запада и востока вызывает конфликтные проблемы социальной интеграции, как часто бывает в союзах неравных.

 

Условия жизни (В этом разделе воздействие трансформации путем объединения показано на кросс-национальных сравнениях со странами, испытавшими эндогенную трансформацию).

Доминирующей чертой положения Восточной Германии является улучшение жизненных условий – вопреки глубокому экономическому кризису. Уже в 1992/93 г. почти две трети восточных немцев отмечали улучшение личных жизненных условий, лишь пятая часть в ГДР чувствовала себя лучше. Во всех других переходных странах люди отмечали ухудшение финансового положения своих домохозяйств против 1989 г. Лишь немногие отмечали улучшение [ср. Рис.3]. Благоприятное положение Восточной Германии не менялось в очередном исследовании Барометр новых демократий, обнаруживаясь и в дальнейших компаративных исследованиях.

Согласно недавним исследованиям (Социальная защита в Германии, 1998 г. и Венгерский Евромодуль в 1999 г.), граждане новых федеральных земель более удовлетворены личным экономическим положением, чем, в частности, венгры. Это отражает разные экономические итоги перехода от плановой экономики к рыночной на уровне индивидов и домохозяйств.

В некоторой степени выгоды положения восточных немцев выражены в оценках ими общих условий жизни в сравнении с другими странами. Они считают условия своей жизни хуже, чем в Западной Германии, но на одном уровне с Италией и Испанией и намного выше, чем в Венгрии и Польше (см. Табл.1).

 

В принципе Восточная Германия стояла перед теми же проблемами, что любая другая переходная страна. Но рамочные условия были совершенно иными. Посткоммунистические страны могли рассчитывать на советы западных стран и на некоторую финансовую помощь – но им нужно было решать проблемы перехода по-своему (путем эндогенной трансформации). Напротив, благодаря воссоединению, трансформация бывшей ГДР была экзогенной. Восточную Германию можно рассматривать как особо благоприятный случай [cм.: 16, 10, 11]. Воссоединение повлекло за собой перенос институтов, административных возможностей и масштабную финансовую помощь восточной части от более крупной и богатой западной. До 1999 г. 1 569 миллиардов марок было вложено в программу "Строительство-Восток". Это имело следствием три преимущества. 1. Быстрая модернизация инфраструктуры. 2.Финансовое сглаживание экономических и социальных трудностей, повышение жизненного уровня крупных сегментов населения. 3. Возможность переноса испытанных институтов. Поэтому трансформация шла быстрее, глубже и последовательнее, чем в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) [cм.: 16, S. 330, 14, S.154].

Однако последствия экзогенной трансформации неоднозначны. В плане интеграции систем экономический и валютный союз, осуществленный главным образом в политических целях, привел к большим экономическим проблемам в хозяйстве Восточной Германии, гораздо бóльшим, чем в других переходных странах. Произошла быстрая де-индустриализация, сопровождавшаяся массовой безработицей. Последовавшее оздоровление экономики замедлилось гораздо раньше, чем во многих других переходных странах. Поэтому Восточная Германия остается зависимой от западногерманских финансовых трансфертов. Объединение и перелив элит многое облегчал, но и мешал восточным немцам самим находить свои решения. Возможности восточногерманских элит влиять на весь процесс были и остаются очень ограниченными. Во время приватизации огромное большинство бывших народных предприятий были проданы западногерманским инвесторам через Совет по опеке. Вследствие этого многие восточные немцы чувствуют себя "колонизованными", считая, что их биография и жизнь обесценены.

Разрыв в условиях жизни – в сравнении с Западной Германией - многие восточные немцы рассматривают как коллективную относительную депривацию. Несмотря на позитивные процессы для многих в социальной защите после "поворота", восемь из десяти восточных немцев считают себя гражданами второго сорта, которые не получают того, на что имеют право [13]. Из-за роспуска ГДР политическая система единой Германии стала адресатом недовольства и протеста [10]. Экзогенная трансформация запада и востока вызывает конфликтные проблемы социальной интеграции, как часто бывает в союзах неравных.

 

Условия жизни (В этом разделе воздействие трансформации путем объединения показано на кросс-национальных сравнениях со странами, испытавшими эндогенную трансформацию).

Доминирующей чертой положения Восточной Германии является улучшение жизненных условий – вопреки глубокому экономическому кризису. Уже в 1992/93 г. почти две трети восточных немцев отмечали улучшение личных жизненных условий, лишь пятая часть в ГДР чувствовала себя лучше. Во всех других переходных странах люди отмечали ухудшение финансового положения своих домохозяйств против 1989 г. Лишь немногие отмечали улучшение [ср. Рис.3]. Благоприятное положение Восточной Германии не менялось в очередном исследовании Барометр новых демократий, обнаруживаясь и в дальнейших компаративных исследованиях.

Согласно недавним исследованиям (Социальная защита в Германии, 1998 г. и Венгерский Евромодуль в 1999 г.), граждане новых федеральных земель более удовлетворены личным экономическим положением, чем, в частности, венгры. Это отражает разные экономические итоги перехода от плановой экономики к рыночной на уровне индивидов и домохозяйств.

В некоторой степени выгоды положения восточных немцев выражены в оценках ими общих условий жизни в сравнении с другими странами. Они считают условия своей жизни хуже, чем в Западной Германии, но на одном уровне с Италией и Испанией и намного выше, чем в Венгрии и Польше (см. Табл.1).