Аннотация
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20
В. Цапф, Р. Хабих, Т. Бульман, Я. Делей
ГЕРМАНИЯ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Д-р ЦАПФ Вольфганг – профессор социологии в Берлинском Свободном университете и директор исследовательского проекта «Социальная структура и социальный мониторинг» в Берлинском научном центре социальных исследований. Д-р ХАБИХ Роланд - координатор, БУЛЬМАН Томас и д-р ДЕЛЕЙ Ян – члены того же исследовательского проекта
Концептуальной основой этой статьи является теория (точнее – теории) модернизации. Мы сосредоточились в основном на развитии развитии социального обеспечения и переменах в социальной структуре. Благодаря "трансформации через объединение" Восточная Германия – особый случай перехода. Нет смысла писать о Восточной Германии, не cоотнося ее с Германией Западной. Поэтому мы использовали двойную оценку – перемены в Восточной Германии и ее положение в объединенной Германии. Федеративная Республика Германия организована как федеральное государство, с 1990 г. состоящее из 16 федеральных земель: 11 прежних западногерманских земель и пять бывших восточногерманских земель. В нашей статье мы называем земли, до 1990 г. относившиеся к Германской Демократической Республике, - "новые федеральные земли", или "Восточная Германия"; ранее принадлежавшие Федеративной Республике Германия - "старые федеральные земли" или "Западная Германия".
Анализ основан на опубликованных исследованиях процессов объединения: "Развитие социального обеспечения в объединенной Германии" (под редакцией В. Цапфа, Р. Хабиха), и "Итоговые данные 1999 г." (совместно с Федеральным Управлением статистики), ряд статей и тезисов. Главный предмет исследования – социально-структурные перемены. Под социальной структурой понимаются прежде всего демографическую конфигурацию населения, а также его ранжирование относительно дорогих и ограниченных ресурсов, таких как места работы, доход, престиж и власть. Социальную структуру можно определить также как систему социальных классов и страт, операционализируемую через систему социальных позиций и ее нынешние тенденции дифференциации в направлении плюрализации социальных сред, образов жизни и стилей жизни. Наконец, на самом сложном уровне социальная структура понимается как система политических, экономических и культурных институтов с классическими проблемами напряженностей и конфликтов, реформ и инноваций, системной и социальной интеграции [8].
Эмпирическая база анализа это, прежде всего, данные наших исследований - "Социальная защита в Германии" (самое последнее исследование 1998 г. и его новая европейская версия – Евромодуль - проведено в 1999 г.). Кроме того, использованы "Экономическое поведение и политические установки" (Экопол - Oekopol 1993) и данные двух небольших омнибусных модулей, проведенных нами в октябре-ноябре 1994 и декабре 1995 гг. Кроме того, использованы данные широко известных проектов "Германская социоэкономическая панель" и сравнительное исследование "Барометр новых демократий" (подробнее о них см. приложение на с. 36).
Модернизация определяется как развитие четырех базовых институтов современного общества - состязательная демократия, рыночная экономика, социальное государство, массовое потребление, разрешение текущих проблем путем реформ и инноваций. Трансформация понимается как попытка, например, постсоциалистических обществ, сравняться в развитии этих базовых институтов с западными странами. Модернизация - не однородный поступательный процесс. "Процессы модернизации включают краткосрочные расходы и жертвы: материальные, человеческие или те и другие. Некоторые из них несут лишения определенным сегментам населения. Не все получат равные выгоды. Но общим критерием суждения об успехе модернизации является то, что все большее число акторов имеют лучшие жизненные условия, лучшие возможности совладания с потребностями среды во время или вследствие процесса модернизации, чем до ее начала" [12, p.12].
В. Цапф, Р. Хабих, Т. Бульман, Я. Делей
ГЕРМАНИЯ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Д-р ЦАПФ Вольфганг – профессор социологии в Берлинском Свободном университете и директор исследовательского проекта «Социальная структура и социальный мониторинг» в Берлинском научном центре социальных исследований. Д-р ХАБИХ Роланд - координатор, БУЛЬМАН Томас и д-р ДЕЛЕЙ Ян – члены того же исследовательского проекта
Концептуальной основой этой статьи является теория (точнее – теории) модернизации. Мы сосредоточились в основном на развитии развитии социального обеспечения и переменах в социальной структуре. Благодаря "трансформации через объединение" Восточная Германия – особый случай перехода. Нет смысла писать о Восточной Германии, не cоотнося ее с Германией Западной. Поэтому мы использовали двойную оценку – перемены в Восточной Германии и ее положение в объединенной Германии. Федеративная Республика Германия организована как федеральное государство, с 1990 г. состоящее из 16 федеральных земель: 11 прежних западногерманских земель и пять бывших восточногерманских земель. В нашей статье мы называем земли, до 1990 г. относившиеся к Германской Демократической Республике, - "новые федеральные земли", или "Восточная Германия"; ранее принадлежавшие Федеративной Республике Германия - "старые федеральные земли" или "Западная Германия".
Анализ основан на опубликованных исследованиях процессов объединения: "Развитие социального обеспечения в объединенной Германии" (под редакцией В. Цапфа, Р. Хабиха), и "Итоговые данные 1999 г." (совместно с Федеральным Управлением статистики), ряд статей и тезисов. Главный предмет исследования – социально-структурные перемены. Под социальной структурой понимаются прежде всего демографическую конфигурацию населения, а также его ранжирование относительно дорогих и ограниченных ресурсов, таких как места работы, доход, престиж и власть. Социальную структуру можно определить также как систему социальных классов и страт, операционализируемую через систему социальных позиций и ее нынешние тенденции дифференциации в направлении плюрализации социальных сред, образов жизни и стилей жизни. Наконец, на самом сложном уровне социальная структура понимается как система политических, экономических и культурных институтов с классическими проблемами напряженностей и конфликтов, реформ и инноваций, системной и социальной интеграции [8].
Эмпирическая база анализа это, прежде всего, данные наших исследований - "Социальная защита в Германии" (самое последнее исследование 1998 г. и его новая европейская версия – Евромодуль - проведено в 1999 г.). Кроме того, использованы "Экономическое поведение и политические установки" (Экопол - Oekopol 1993) и данные двух небольших омнибусных модулей, проведенных нами в октябре-ноябре 1994 и декабре 1995 гг. Кроме того, использованы данные широко известных проектов "Германская социоэкономическая панель" и сравнительное исследование "Барометр новых демократий" (подробнее о них см. приложение на с. 36).
Модернизация определяется как развитие четырех базовых институтов современного общества - состязательная демократия, рыночная экономика, социальное государство, массовое потребление, разрешение текущих проблем путем реформ и инноваций. Трансформация понимается как попытка, например, постсоциалистических обществ, сравняться в развитии этих базовых институтов с западными странами. Модернизация - не однородный поступательный процесс. "Процессы модернизации включают краткосрочные расходы и жертвы: материальные, человеческие или те и другие. Некоторые из них несут лишения определенным сегментам населения. Не все получат равные выгоды. Но общим критерием суждения об успехе модернизации является то, что все большее число акторов имеют лучшие жизненные условия, лучшие возможности совладания с потребностями среды во время или вследствие процесса модернизации, чем до ее начала" [12, p.12].