Три перспективы теорий модернизации
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20
В социальной науке модернизация имеет тройную референтную рамку. Под модернизацией можно понимать 1. Вековой процесс после индустриальной революции, в ходе которого развивалась маленькая группа сегодня современных обществ. 2. Многие догоняющие процессы менее- или слабо-развитых стран. 3. Попытки современных обществ удержать, сохранить развитие и совладать с новыми вызовами путем инноваций и реформ. При таком понимании происходящая в Восточной Европе трансформация – особый тип в рамках второй группы модернизационных процессов, а именно в уже индустриализованных и урбанизированных обществах. Это переход от диктатур или авторитарных систем к демократии и от командной плановой экономики к рыночной. В идеальном случае к переходу сознательно стремятся элиты и все население, то есть цели хорошо известны и приняты, и в случае успеха они приведут к улучшению благосостояния широких слоев населения.
Много более спорной является идея, что усилия ради развития бедных стран, в сущности, представляют собой процессы догоняющей модернизации, ориентированные на западную модель. Эта идея классической модернизации была предметом ожесточенных споров в 1950-60-е годы. Критиковались "вестернизация" и "американизация", а также идея непрерывного роста в сторону капиталистического общества изобилия. В то же время, в лице социализма существовала альтернатива некапиталистического развития, которая пропагандировалась в ряде вариантов – советская модель, китайская модель, временами кубинская модель и модель африканской социализации. С крахом социализма эти альтернативы на время прекратили существование, если не считать нынешнюю китайскую программу "Социалистической рыночной экономики".
Поэтому наиболее спорной является идея, что современные общества могут решать новые проблемы, производные от более сложных природных, международных и психо-социальных условий окружающей среды, на пути "продолжения модернизации" – то есть дальнейшего развития их базовых институтов путем реформ и инноваций. Но предлагаемые взамен "продолжающейся модернизации" (В. Цапф) теоретические альтернативы являются или лишь вариантами модернизации или морализирующими мечтаниями без всякой институциональной базы. Так, "рефлектирующая модернизация" У. Бека, в которой индивиды и группы в своих институтах и организациях критически пересматривают последствия модернизации и ее рисков, уже включена в теории модернизации.
В социальной науке модернизация имеет тройную референтную рамку. Под модернизацией можно понимать 1. Вековой процесс после индустриальной революции, в ходе которого развивалась маленькая группа сегодня современных обществ. 2. Многие догоняющие процессы менее- или слабо-развитых стран. 3. Попытки современных обществ удержать, сохранить развитие и совладать с новыми вызовами путем инноваций и реформ. При таком понимании происходящая в Восточной Европе трансформация – особый тип в рамках второй группы модернизационных процессов, а именно в уже индустриализованных и урбанизированных обществах. Это переход от диктатур или авторитарных систем к демократии и от командной плановой экономики к рыночной. В идеальном случае к переходу сознательно стремятся элиты и все население, то есть цели хорошо известны и приняты, и в случае успеха они приведут к улучшению благосостояния широких слоев населения.
Много более спорной является идея, что усилия ради развития бедных стран, в сущности, представляют собой процессы догоняющей модернизации, ориентированные на западную модель. Эта идея классической модернизации была предметом ожесточенных споров в 1950-60-е годы. Критиковались "вестернизация" и "американизация", а также идея непрерывного роста в сторону капиталистического общества изобилия. В то же время, в лице социализма существовала альтернатива некапиталистического развития, которая пропагандировалась в ряде вариантов – советская модель, китайская модель, временами кубинская модель и модель африканской социализации. С крахом социализма эти альтернативы на время прекратили существование, если не считать нынешнюю китайскую программу "Социалистической рыночной экономики".
Поэтому наиболее спорной является идея, что современные общества могут решать новые проблемы, производные от более сложных природных, международных и психо-социальных условий окружающей среды, на пути "продолжения модернизации" – то есть дальнейшего развития их базовых институтов путем реформ и инноваций. Но предлагаемые взамен "продолжающейся модернизации" (В. Цапф) теоретические альтернативы являются или лишь вариантами модернизации или морализирующими мечтаниями без всякой институциональной базы. Так, "рефлектирующая модернизация" У. Бека, в которой индивиды и группы в своих институтах и организациях критически пересматривают последствия модернизации и ее рисков, уже включена в теории модернизации.