Аннотация
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
Микешина Л.А.
Философия познания: полемические главы
ГЛАВА I Философия познания -XXI век. Синтез когнитивных практик
Традиционная теория познания как виртуальный феномен
Какое статус и предметное поле традиционной «теории познания» как виртуального конструкта?
Виртуальность субъектно-объектных отношений и субъекта познания.
Многообразие когнитивных практик и принципы их возможного синтеза
Богатство познавательного опыта и проблемы его использования.
Синтез когнитивных практик и принципы постмодернизма.
Герменевтика как одна из ведущих когнитивных практик
Герменевтические аспекты традиционных проблем познания.
Исторические типы герменевтики, идеи главных представителей.
ГЛАВА II Значение когнитивного опыта гуманитарных наук для философии познания
Идеи М. Бахтина и их значение для современной эпистемологии и философии познания
О природе «мира теоретизма» и «участком мышлении».
Пространство, время, хронотоп в гуманитарном знании.
Опыт рефлексии ценностных компонентов в гуманитарном знании
Опыт рефлексии ценностных компонентов при анализе поэтики произведения.
Рефлексия ценностных элементов как операция гуманитарной эпистемологии.
Эпистемологические следствия рефлексии опыта гуманитарных наук.
ГЛАВА III Феномен «Я» и субъект в философии Декарта
Множественность «Я» в текстах Декарта
«Я» Декарта как эмпирический индивид.
«Я» как ego в cogito ergo sum.
«Я» как субъект. Неявное введение субъектно-объектных отношений.
Присутствие «Я» не ставится под вопрос
Предпосылки и предрассудки по Декарту.
Единство метода и правил морали.
ГЛАВА IV Принцип доверия человеку познающему: аргументы за и против
Некоторые историко-философские предпосылки проблемы
Скептицизм как история «недоверия» человеку познающему.
Принцип доверия субъекту: аргументы за и против
Аргументы от эволюционной теории познания.
Природа и сущность деформаций, осуществляемых человеком познающим
Научное воображение и проблема доверия субъекту.
Принцип доверия в контексте проблемы «разумения — неразумения» (М. Фуко).
Телесность человека познающего как основание доверия ему
ГЛАВА V Эмпирический субъект и категория жизни
Европейские традиции исследования феномена жизни.
Жизнь как категория наук о духе
Дилыпей: жизнь как жизнеосуществление в истории и культуре.
Науки о духе — выражение сознающей себя жизни.
Категория жизни в онтологическом и культурно-историческом аспектах
ГЛАВА VI Формирование субъекта
интерпретирующего: герменевтические смыслы образования
Образование как «подъем ко всеобщему»
Возвращение субъекта в образование.
Изменение базовых операций познания под влиянием образования (на примере репрезентации).
Образование как приобщение к образцам и «символическому универсуму».
Образование как субъективизация всеобщего опыта и знания
Понимание субъекта, истины и каноны образования.
Формальное знание, «жизненный мир» и коренные интуиции субъекта образования.
Забота как фундаментальная предпосылка формообразования субъекта интерпретирующего
ГЛАВА VII Вера и достоверность в познании
Герменевтика, феноменология: выяснение природы веры и достоверности
Поиск условий и оснований веры и достоверности.
Достоверность, уверенность, вера как «формы жизни».
Достоверность u «языковые игры».
Эпистемологический статус веры
Конструктивная роль веры в познании.
Предпосылки и основания веры как субъективной уверенности.
Вера u верования как компоненты личностного знания и «жизненные феномены».
ГЛАВА VIII Интерпретация: философские и эпистемологические смыслы и особенности
Философское понимание интерпретации
Интерпретация в контексте философской герменевтики.
Проблема интерпретации в аналитической философии.
Эпистемологические проблемы интерпретации
Логико-методологические аспекты интерпретации.
Интерпретация в когнитивных науках: роль идей герменевтики.
Каноны интерпретации в гуманитарном знании. Идеи Э. Бетти и Е.Д. Хирша.
Некоторые специальные проблемы интерпретации в социально-гуманитарных науках
Интерпретация в исторических науках.
Ценностные и мировоззренческие аспекты интерпретации.
Особенности интерпретации философских текстов.
Способы реализации герменевтического принципа в философской интерпретации.
ГЛАВА IX Релятивизм. Психологизм. Историзм
Проблема релятивизма в историко-философском контексте
Релятивизм как философская традиция.
Оценка релятивизма в немецком историцизме и неокантианстве.
Динамика идей Э. Гуссерля: психологизм, релятивизм, историзм.
Проблема релятивизма в социологии познания
Трактовка релятивности знания в эпистемологии К. Манхейма
О релятивизме в историческом исследовании. М. Мандельбаум, П. Бурдьё.
Эпистемология о природе релятивизма (релятивизм в естественных науках)
Ст. Тулмин о позициях «абсолютистов» и «релятивистов» в эпистемологии.
Изменение образа науки — изменение понимания природы, релятивизма.
Н. Решер: субъективный фактор и «границы когнитивного релятивизма».
Релятивизм и проблема ценностей
Антитеза «психологизм - антипсихологизм», ее роль в понимании природы релятивизма
Конструктивные функции релятивности знания и релятивизм как концепция
ГЛАВА X Язык в философии познания: как «опыт мира» и «горизонт онтологии»
Соотношение эпистемологии и философии языка по Р. Рорти.
Герменевтика: целостный подход к языку человека познающего.
«Онтологический поворот герменевтики на путеводной нити языка».
Перевод как один из способов представления проблемы языка и познания
Научное и нарративное знание с позиции языка и языковых игр
Феномен «концепт»: теоретические исследования и опыт применения
Подходы u способы исследования феномена «концепт».
Концепт в герменевтическом контексте. Структура концепта и архитектоника опыта.
От концепта к понятию и обратно. Опыт Декарта и Гуссерля.
ГЛАВА XI Познание времени и время в познании
Способы представления времени в учениях о сознании и познании
Проблема времени в классической гносеологии.
А. Бергсон: длительность как основание человеческого бытия и сознания.
Ответ феноменологов на вопрос «Что есть время?».
Проблема времени в концепциях герменевтики
Введение темпорольности в герменевтические исследования.
Герменевтическое значение временного отстояния.
Понимание времени в горизонте «бытия и времени»
Категория времени в хайдеггеровской интерпретации философии Канта.
Неклассическое понимание времени в работах Хайдеггера.
Представление времени в гуманитарном знании
Опыт постижения времени в логике.
Некоторые концептуальные подходы к проблеме времени в гуманитаристике.
Дорогим моим - мужу, сыновьям, внукам
Л.А. Микешина
Философия познания
Полемические главы
Прогресс-Традиция
Москва
УДК 1/14 ББК 87 M 59
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ),
проект № 01-03-16099
В оформлении книги использована работа французского художника Пьера-Ива Тремуа.
M 59 Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002 - 624 с. ISBN 5-89826-108-7
Аннотация Монография посвящена проблемам философии познания, которые традиционно считались не главными, дискуссионными или подвергались гонению как иррациональные и "ненаучные". С расширением "поля" рациональности, признанием значимости социокультурного, антропологического и эволюционного подходов в познании эти "маргинальные" проблемы выходят на передний план и нуждаются в современной оценке и осмыслении. Рассмотрены проблема синтеза познавательных практик, принцип доверия субъекту познания, конструктивная роль категорий жизни, веры и достоверности в познании, соотношение релятивизма, психологизма и историзма. Исследована интерпретация как фундаментальная операция познавательной деятельности, введено понятие субъекта интерпретирующего, рассмотрены герменевтические смыслы образования в качестве способа формирования такого субъекта. В особом ракурсе, как "опыт мира" исследуются язык, а также фундаментальная проблема - познание времени и время в познании.
ББК 87
© Л.А. Микешина, 2002. © A.B. Орешина, оформление, 2002.© Издательство «Прогресс-Традиция», ISBN 5-89826-108-7издание на русском языке, 2002.
5
Микешина Л.А.
Философия познания: полемические главы
ГЛАВА I Философия познания -XXI век. Синтез когнитивных практик
Традиционная теория познания как виртуальный феномен
Какое статус и предметное поле традиционной «теории познания» как виртуального конструкта?
Виртуальность субъектно-объектных отношений и субъекта познания.
Многообразие когнитивных практик и принципы их возможного синтеза
Богатство познавательного опыта и проблемы его использования.
Синтез когнитивных практик и принципы постмодернизма.
Герменевтика как одна из ведущих когнитивных практик
Герменевтические аспекты традиционных проблем познания.
Исторические типы герменевтики, идеи главных представителей.
ГЛАВА II Значение когнитивного опыта гуманитарных наук для философии познания
Идеи М. Бахтина и их значение для современной эпистемологии и философии познания
О природе «мира теоретизма» и «участком мышлении».
Пространство, время, хронотоп в гуманитарном знании.
Опыт рефлексии ценностных компонентов в гуманитарном знании
Опыт рефлексии ценностных компонентов при анализе поэтики произведения.
Рефлексия ценностных элементов как операция гуманитарной эпистемологии.
Эпистемологические следствия рефлексии опыта гуманитарных наук.
ГЛАВА III Феномен «Я» и субъект в философии Декарта
Множественность «Я» в текстах Декарта
«Я» Декарта как эмпирический индивид.
«Я» как ego в cogito ergo sum.
«Я» как субъект. Неявное введение субъектно-объектных отношений.
Присутствие «Я» не ставится под вопрос
Предпосылки и предрассудки по Декарту.
Единство метода и правил морали.
ГЛАВА IV Принцип доверия человеку познающему: аргументы за и против
Некоторые историко-философские предпосылки проблемы
Скептицизм как история «недоверия» человеку познающему.
Принцип доверия субъекту: аргументы за и против
Аргументы от эволюционной теории познания.
Природа и сущность деформаций, осуществляемых человеком познающим
Научное воображение и проблема доверия субъекту.
Принцип доверия в контексте проблемы «разумения — неразумения» (М. Фуко).
Телесность человека познающего как основание доверия ему
ГЛАВА V Эмпирический субъект и категория жизни
Европейские традиции исследования феномена жизни.
Жизнь как категория наук о духе
Дилыпей: жизнь как жизнеосуществление в истории и культуре.
Науки о духе — выражение сознающей себя жизни.
Категория жизни в онтологическом и культурно-историческом аспектах
ГЛАВА VI Формирование субъекта
интерпретирующего: герменевтические смыслы образования
Образование как «подъем ко всеобщему»
Возвращение субъекта в образование.
Изменение базовых операций познания под влиянием образования (на примере репрезентации).
Образование как приобщение к образцам и «символическому универсуму».
Образование как субъективизация всеобщего опыта и знания
Понимание субъекта, истины и каноны образования.
Формальное знание, «жизненный мир» и коренные интуиции субъекта образования.
Забота как фундаментальная предпосылка формообразования субъекта интерпретирующего
ГЛАВА VII Вера и достоверность в познании
Герменевтика, феноменология: выяснение природы веры и достоверности
Поиск условий и оснований веры и достоверности.
Достоверность, уверенность, вера как «формы жизни».
Достоверность u «языковые игры».
Эпистемологический статус веры
Конструктивная роль веры в познании.
Предпосылки и основания веры как субъективной уверенности.
Вера u верования как компоненты личностного знания и «жизненные феномены».
ГЛАВА VIII Интерпретация: философские и эпистемологические смыслы и особенности
Философское понимание интерпретации
Интерпретация в контексте философской герменевтики.
Проблема интерпретации в аналитической философии.
Эпистемологические проблемы интерпретации
Логико-методологические аспекты интерпретации.
Интерпретация в когнитивных науках: роль идей герменевтики.
Каноны интерпретации в гуманитарном знании. Идеи Э. Бетти и Е.Д. Хирша.
Некоторые специальные проблемы интерпретации в социально-гуманитарных науках
Интерпретация в исторических науках.
Ценностные и мировоззренческие аспекты интерпретации.
Особенности интерпретации философских текстов.
Способы реализации герменевтического принципа в философской интерпретации.
ГЛАВА IX Релятивизм. Психологизм. Историзм
Проблема релятивизма в историко-философском контексте
Релятивизм как философская традиция.
Оценка релятивизма в немецком историцизме и неокантианстве.
Динамика идей Э. Гуссерля: психологизм, релятивизм, историзм.
Проблема релятивизма в социологии познания
Трактовка релятивности знания в эпистемологии К. Манхейма
О релятивизме в историческом исследовании. М. Мандельбаум, П. Бурдьё.
Эпистемология о природе релятивизма (релятивизм в естественных науках)
Ст. Тулмин о позициях «абсолютистов» и «релятивистов» в эпистемологии.
Изменение образа науки — изменение понимания природы, релятивизма.
Н. Решер: субъективный фактор и «границы когнитивного релятивизма».
Релятивизм и проблема ценностей
Антитеза «психологизм - антипсихологизм», ее роль в понимании природы релятивизма
Конструктивные функции релятивности знания и релятивизм как концепция
ГЛАВА X Язык в философии познания: как «опыт мира» и «горизонт онтологии»
Соотношение эпистемологии и философии языка по Р. Рорти.
Герменевтика: целостный подход к языку человека познающего.
«Онтологический поворот герменевтики на путеводной нити языка».
Перевод как один из способов представления проблемы языка и познания
Научное и нарративное знание с позиции языка и языковых игр
Феномен «концепт»: теоретические исследования и опыт применения
Подходы u способы исследования феномена «концепт».
Концепт в герменевтическом контексте. Структура концепта и архитектоника опыта.
От концепта к понятию и обратно. Опыт Декарта и Гуссерля.
ГЛАВА XI Познание времени и время в познании
Способы представления времени в учениях о сознании и познании
Проблема времени в классической гносеологии.
А. Бергсон: длительность как основание человеческого бытия и сознания.
Ответ феноменологов на вопрос «Что есть время?».
Проблема времени в концепциях герменевтики
Введение темпорольности в герменевтические исследования.
Герменевтическое значение временного отстояния.
Понимание времени в горизонте «бытия и времени»
Категория времени в хайдеггеровской интерпретации философии Канта.
Неклассическое понимание времени в работах Хайдеггера.
Представление времени в гуманитарном знании
Опыт постижения времени в логике.
Некоторые концептуальные подходы к проблеме времени в гуманитаристике.
Дорогим моим - мужу, сыновьям, внукам
Л.А. Микешина
Философия познания
Полемические главы
Прогресс-Традиция
Москва
УДК 1/14 ББК 87 M 59
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ),
проект № 01-03-16099
В оформлении книги использована работа французского художника Пьера-Ива Тремуа.
M 59 Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002 - 624 с. ISBN 5-89826-108-7
Аннотация Монография посвящена проблемам философии познания, которые традиционно считались не главными, дискуссионными или подвергались гонению как иррациональные и "ненаучные". С расширением "поля" рациональности, признанием значимости социокультурного, антропологического и эволюционного подходов в познании эти "маргинальные" проблемы выходят на передний план и нуждаются в современной оценке и осмыслении. Рассмотрены проблема синтеза познавательных практик, принцип доверия субъекту познания, конструктивная роль категорий жизни, веры и достоверности в познании, соотношение релятивизма, психологизма и историзма. Исследована интерпретация как фундаментальная операция познавательной деятельности, введено понятие субъекта интерпретирующего, рассмотрены герменевтические смыслы образования в качестве способа формирования такого субъекта. В особом ракурсе, как "опыт мира" исследуются язык, а также фундаментальная проблема - познание времени и время в познании.
ББК 87
© Л.А. Микешина, 2002. © A.B. Орешина, оформление, 2002.© Издательство «Прогресс-Традиция», ISBN 5-89826-108-7издание на русском языке, 2002.
5