ОГЛАВЛЕНИЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 

Введение       12

ГЛАВА I. Философия познания — XXI век.

Синтез когнитивных практик         .27

Традиционная теория познания

как виртуальный феномен              .28

Каков статус и предметное поле

традиционной «теории познания»

как виртуального конструкта?        30

Виртуальность субъектно-объектных отношений и субъекта познания           .41

Многообразие когнитивных практик

и принципы их возможного синтеза         49

Богатство познавательного опыта

и проблемы его использования      50

Синтез когнитивных практик

и принципы постмодернизма        53

Герменевтика как одна из ведущих

когнитивных практик          57

Герменевтические аспекты

традиционных проблем познания 57

Исторические типы герменевтики,

идеи главных представителей        .60

ГЛАВА II. Значение когнитивного опыта гуманитарных наук для философии познания ... .79

Идеи М. Бахтина и их значение для современной эпистемологии и философии познания             80

О природе «мира теоретизма»

и «участном мышлении»     81

Пространство, время, хронотоп

в гуманитарном знании       .88

6

Опыт рефлексии ценностных компонентов

в гуманитарном знании       101

Опыт рефлексии ценностных компонентов

при анализе поэтики произведения          103

Рефлексия ценностных элементов как операция гуманитарной  эпистемологии       108

Эпистемологические следствия

рефлексии опыта гуманитарных наук        115

ГЛАВА III. Феномен «Я» и субъект

в философии Декарта           123

Множественность «Я» в текстах Декарта 125

Авторское «Я» Декарта        125

«Я» Декарта как эмпирический индивид  127

«Я» как «мыслящая вещь»   131

«Я» как ego в cogito ergo sum            133

«Я» как субъект. Неявное введение субъектно-объектных отношений            137

Присутствие «Я» не ставится под вопрос 142

Предпосылки и предрассудки по Декарту  ............................144

Воля, свобода, истина         149

Единство метода и правил морали            152

ГЛАВА IV. Принцип доверия человеку познающему: аргументы за и против           158

Некоторые историко-философские

предпосылки проблемы      160

Скептицизм как история «недоверия»

человеку познающему          160

Традиция Протагора            166

Принцип доверия субъекту:

аргументы за и против        169

Аргументы от эволюционной

теории познания      169

7

Природа и сущность деформаций,

осуществляемых человеком познающим              178

Научное воображение

и проблема доверия субъекту         179

Принцип доверия в контексте проблемы «разумения — неразумения» (М. Фуко)    183

Телесность человека познающего

как основание доверия ему             186

ГЛАВА V. Эмпирический субъект

и категория жизни    193

Жизнь как категория философии   194

Риккерт о «философии жизни»       194

Европейские традиции

исследования феномена жизни      198

Жизнь как категория наук о духе                204

Дилътей: жизнь как жизнеосуществление

в истории и культуре           205

Науки о духе — выражение

сознающей себя жизни        209

Категория жизни в онтологическом

и культурно-историческом аспектах          214

ГЛАВА VI. Формирование субъекта

интерпретирующего : герменевтические

смыслы образования           226

Образование как «подъем ко всеобщему»             227

Возвращение субъекта в образование       228

Изменение базовых операций познания

под влиянием образования

(на примере репрезентации)          231

Образование как приобщение к образцам

и «символическому универсуму»   235

Образование как субъективизация

всеобщего опыта и знания              237

8

Понимание субъекта, истины

и каноны образования         238

Формальное знание, «жизненный мир» и коренные интуиции субъекта образования.....243

Забота как фундаментальная предпосылка формообразования субъекта интерпретирующего . . .247

ГЛАВА VII. Вера и достоверность в познании .. .259

Герменевтика, феноменология:

выяснение природы веры и достоверности         260

Поиск условий и оснований

веры и достоверности         260

Достоверность, уверенность,

вера как «формы жизни»     264

Достоверность и «языковые игры»            266

Эпистемологический статус веры             269

Вера и знание           269

Конструктивная роль веры в познании    272

Предпосылки и основания веры

как субъективной уверенности       275

Вера и верования как компоненты

личностного знания и

«жизненные феномены»      278

Вера и сомнение       285

Вера и понимание    289

Вера и истина           293

ГЛАВА VIII. Интерпретация: философские и эпистемологические смыслы и особенности 304

Философское понимание интерпретации            305

Онтологические предпосылки       305

Интерпретация в контексте

философской герменевтики            309

Проблема интерпретации

в аналитической философии          316

9

Эпистемологические проблемы интерпретации   . . . .321

Логика-методологические

аспекты интерпретации      321

Интерпретация в когнитивных

науках: роль идей герменевтики     323

Каноны интерпретации

в гуманитарном знании.

Идеи Э. Бетти, E Д. Хирша 328

Некоторые специальные проблемы интерпретации

в социально-гуманитарных науках            334

Интерпретация в исторических науках     334

Ценностные и мировоззренческие

аспекты интерпретации      342

Интерпретация в философии          363

Особенности интерпретации

философских текстов           363

Способы реализации герменевтического принципа в философской интерпретации            368

ГЛАВА IX. Релятивизм. Психологизм.

Историзм       384

Проблема релятивизма в историко- философском контексте   385

Релятивизм как философская традиция     385

Оценка релятивизма в немецком

историцизме и неокантианстве     388

Динамика идей Э. Гуссерля: психологизм, релятивизм, историзм       .395

Проблема релятивизма в социологии познания . . . .406

Трактовка релятивности знания

в эпистемологии К. Манхейма       .406

О релятивизме в историческом

исследовании М. Манделъбаум, П. Бурдъё   ......412

Эпистемология о природе релятивизма

(релятивизм в естественных науках)         417

10

Ст. Тулмин о позициях «абсолютистов»

и «релятивистов» в эпистемологии           .418

Изменение образа науки — изменение понимания природы релятивизма     423

Н. Решер: субъективный фактор

и «границы когнитивного релятивизма».........437

Релятивизм и проблема ценностей           442

Антитеза «психологизм — антипсихологизм»,

ее роль в понимании природы релятивизма        451

Конструктивные функции релятивности

знания и релятивизм как концепция         457

ГЛАВА X. Язык в философии познания:

как «опыт мира» и «горизонт онтологии» 477

Язык и познание      478

Соотношение эпистемологии

и философии языка по Р. Рорти     .478

Герменевтика: целостный подход

к языку человека познающего         481

«Онтологический поворот герменевтики

на путеводной нити языка»            .488

Перевод как один из способов представления проблемы языка и познания   491

Научное и нарративное знание с позиции

языка и языковых игр          495

Феномен «концепт»: теоретические

исследования и опыт применения            502

Подходы и способы исследования

феномена «концепт»            502

Концепт в герменевтическом контексте.

Структура концепта

и архитектоника опыта        508

От концепта к понятию и обратно            514

11

ГЛАВА XI. Познание времени

и время в познании  527

Способы представления времени в учениях

о сознании и познании       528

Проблема времени

в классической гносеологии           529

А. Бергсон: длительность как основание человеческого бытия и сознания     534

Ответ феноменологов на вопрос

«Что есть время?»     538

Проблема времени в концепциях герменевтики   .                                   .543

Введение темпоральности

в герменевтические исследования 544

Герменевтическое значение

временного отстояния         551

Понимание времени в горизонте «бытия и времени» 553 Категория времени в хайдеггеровской интерпретации философии Канта 554

Неклассическое понимание

времени в работах Хайдеггера       561

Представление времени в гуманитарном знании . .       .565

Опыт постижения времени в логике        565

Некоторые концептуальные подходы

к проблеме времени в гуманитаристике   571

Вместо заключения              583

Литература    588

Указатель имен         613

Предметный указатель         616

Summary         622

12

Введение       12

ГЛАВА I. Философия познания — XXI век.

Синтез когнитивных практик         .27

Традиционная теория познания

как виртуальный феномен              .28

Каков статус и предметное поле

традиционной «теории познания»

как виртуального конструкта?        30

Виртуальность субъектно-объектных отношений и субъекта познания           .41

Многообразие когнитивных практик

и принципы их возможного синтеза         49

Богатство познавательного опыта

и проблемы его использования      50

Синтез когнитивных практик

и принципы постмодернизма        53

Герменевтика как одна из ведущих

когнитивных практик          57

Герменевтические аспекты

традиционных проблем познания 57

Исторические типы герменевтики,

идеи главных представителей        .60

ГЛАВА II. Значение когнитивного опыта гуманитарных наук для философии познания ... .79

Идеи М. Бахтина и их значение для современной эпистемологии и философии познания             80

О природе «мира теоретизма»

и «участном мышлении»     81

Пространство, время, хронотоп

в гуманитарном знании       .88

6

Опыт рефлексии ценностных компонентов

в гуманитарном знании       101

Опыт рефлексии ценностных компонентов

при анализе поэтики произведения          103

Рефлексия ценностных элементов как операция гуманитарной  эпистемологии       108

Эпистемологические следствия

рефлексии опыта гуманитарных наук        115

ГЛАВА III. Феномен «Я» и субъект

в философии Декарта           123

Множественность «Я» в текстах Декарта 125

Авторское «Я» Декарта        125

«Я» Декарта как эмпирический индивид  127

«Я» как «мыслящая вещь»   131

«Я» как ego в cogito ergo sum            133

«Я» как субъект. Неявное введение субъектно-объектных отношений            137

Присутствие «Я» не ставится под вопрос 142

Предпосылки и предрассудки по Декарту  ............................144

Воля, свобода, истина         149

Единство метода и правил морали            152

ГЛАВА IV. Принцип доверия человеку познающему: аргументы за и против           158

Некоторые историко-философские

предпосылки проблемы      160

Скептицизм как история «недоверия»

человеку познающему          160

Традиция Протагора            166

Принцип доверия субъекту:

аргументы за и против        169

Аргументы от эволюционной

теории познания      169

7

Природа и сущность деформаций,

осуществляемых человеком познающим              178

Научное воображение

и проблема доверия субъекту         179

Принцип доверия в контексте проблемы «разумения — неразумения» (М. Фуко)    183

Телесность человека познающего

как основание доверия ему             186

ГЛАВА V. Эмпирический субъект

и категория жизни    193

Жизнь как категория философии   194

Риккерт о «философии жизни»       194

Европейские традиции

исследования феномена жизни      198

Жизнь как категория наук о духе                204

Дилътей: жизнь как жизнеосуществление

в истории и культуре           205

Науки о духе — выражение

сознающей себя жизни        209

Категория жизни в онтологическом

и культурно-историческом аспектах          214

ГЛАВА VI. Формирование субъекта

интерпретирующего : герменевтические

смыслы образования           226

Образование как «подъем ко всеобщему»             227

Возвращение субъекта в образование       228

Изменение базовых операций познания

под влиянием образования

(на примере репрезентации)          231

Образование как приобщение к образцам

и «символическому универсуму»   235

Образование как субъективизация

всеобщего опыта и знания              237

8

Понимание субъекта, истины

и каноны образования         238

Формальное знание, «жизненный мир» и коренные интуиции субъекта образования.....243

Забота как фундаментальная предпосылка формообразования субъекта интерпретирующего . . .247

ГЛАВА VII. Вера и достоверность в познании .. .259

Герменевтика, феноменология:

выяснение природы веры и достоверности         260

Поиск условий и оснований

веры и достоверности         260

Достоверность, уверенность,

вера как «формы жизни»     264

Достоверность и «языковые игры»            266

Эпистемологический статус веры             269

Вера и знание           269

Конструктивная роль веры в познании    272

Предпосылки и основания веры

как субъективной уверенности       275

Вера и верования как компоненты

личностного знания и

«жизненные феномены»      278

Вера и сомнение       285

Вера и понимание    289

Вера и истина           293

ГЛАВА VIII. Интерпретация: философские и эпистемологические смыслы и особенности 304

Философское понимание интерпретации            305

Онтологические предпосылки       305

Интерпретация в контексте

философской герменевтики            309

Проблема интерпретации

в аналитической философии          316

9

Эпистемологические проблемы интерпретации   . . . .321

Логика-методологические

аспекты интерпретации      321

Интерпретация в когнитивных

науках: роль идей герменевтики     323

Каноны интерпретации

в гуманитарном знании.

Идеи Э. Бетти, E Д. Хирша 328

Некоторые специальные проблемы интерпретации

в социально-гуманитарных науках            334

Интерпретация в исторических науках     334

Ценностные и мировоззренческие

аспекты интерпретации      342

Интерпретация в философии          363

Особенности интерпретации

философских текстов           363

Способы реализации герменевтического принципа в философской интерпретации            368

ГЛАВА IX. Релятивизм. Психологизм.

Историзм       384

Проблема релятивизма в историко- философском контексте   385

Релятивизм как философская традиция     385

Оценка релятивизма в немецком

историцизме и неокантианстве     388

Динамика идей Э. Гуссерля: психологизм, релятивизм, историзм       .395

Проблема релятивизма в социологии познания . . . .406

Трактовка релятивности знания

в эпистемологии К. Манхейма       .406

О релятивизме в историческом

исследовании М. Манделъбаум, П. Бурдъё   ......412

Эпистемология о природе релятивизма

(релятивизм в естественных науках)         417

10

Ст. Тулмин о позициях «абсолютистов»

и «релятивистов» в эпистемологии           .418

Изменение образа науки — изменение понимания природы релятивизма     423

Н. Решер: субъективный фактор

и «границы когнитивного релятивизма».........437

Релятивизм и проблема ценностей           442

Антитеза «психологизм — антипсихологизм»,

ее роль в понимании природы релятивизма        451

Конструктивные функции релятивности

знания и релятивизм как концепция         457

ГЛАВА X. Язык в философии познания:

как «опыт мира» и «горизонт онтологии» 477

Язык и познание      478

Соотношение эпистемологии

и философии языка по Р. Рорти     .478

Герменевтика: целостный подход

к языку человека познающего         481

«Онтологический поворот герменевтики

на путеводной нити языка»            .488

Перевод как один из способов представления проблемы языка и познания   491

Научное и нарративное знание с позиции

языка и языковых игр          495

Феномен «концепт»: теоретические

исследования и опыт применения            502

Подходы и способы исследования

феномена «концепт»            502

Концепт в герменевтическом контексте.

Структура концепта

и архитектоника опыта        508

От концепта к понятию и обратно            514

11

ГЛАВА XI. Познание времени

и время в познании  527

Способы представления времени в учениях

о сознании и познании       528

Проблема времени

в классической гносеологии           529

А. Бергсон: длительность как основание человеческого бытия и сознания     534

Ответ феноменологов на вопрос

«Что есть время?»     538

Проблема времени в концепциях герменевтики   .                                   .543

Введение темпоральности

в герменевтические исследования 544

Герменевтическое значение

временного отстояния         551

Понимание времени в горизонте «бытия и времени» 553 Категория времени в хайдеггеровской интерпретации философии Канта 554

Неклассическое понимание

времени в работах Хайдеггера       561

Представление времени в гуманитарном знании . .       .565

Опыт постижения времени в логике        565

Некоторые концептуальные подходы

к проблеме времени в гуманитаристике   571

Вместо заключения              583

Литература    588

Указатель имен         613

Предметный указатель         616

Summary         622

12