ОГЛАВЛЕНИЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
Введение 12
ГЛАВА I. Философия познания — XXI век.
Синтез когнитивных практик .27
Традиционная теория познания
как виртуальный феномен .28
Каков статус и предметное поле
традиционной «теории познания»
как виртуального конструкта? 30
Виртуальность субъектно-объектных отношений и субъекта познания .41
Многообразие когнитивных практик
и принципы их возможного синтеза 49
Богатство познавательного опыта
и проблемы его использования 50
Синтез когнитивных практик
и принципы постмодернизма 53
Герменевтика как одна из ведущих
когнитивных практик 57
Герменевтические аспекты
традиционных проблем познания 57
Исторические типы герменевтики,
идеи главных представителей .60
ГЛАВА II. Значение когнитивного опыта гуманитарных наук для философии познания ... .79
Идеи М. Бахтина и их значение для современной эпистемологии и философии познания 80
О природе «мира теоретизма»
и «участном мышлении» 81
Пространство, время, хронотоп
в гуманитарном знании .88
6
Опыт рефлексии ценностных компонентов
в гуманитарном знании 101
Опыт рефлексии ценностных компонентов
при анализе поэтики произведения 103
Рефлексия ценностных элементов как операция гуманитарной эпистемологии 108
Эпистемологические следствия
рефлексии опыта гуманитарных наук 115
ГЛАВА III. Феномен «Я» и субъект
в философии Декарта 123
Множественность «Я» в текстах Декарта 125
Авторское «Я» Декарта 125
«Я» Декарта как эмпирический индивид 127
«Я» как «мыслящая вещь» 131
«Я» как ego в cogito ergo sum 133
«Я» как субъект. Неявное введение субъектно-объектных отношений 137
Присутствие «Я» не ставится под вопрос 142
Предпосылки и предрассудки по Декарту ............................144
Воля, свобода, истина 149
Единство метода и правил морали 152
ГЛАВА IV. Принцип доверия человеку познающему: аргументы за и против 158
Некоторые историко-философские
предпосылки проблемы 160
Скептицизм как история «недоверия»
человеку познающему 160
Традиция Протагора 166
Принцип доверия субъекту:
аргументы за и против 169
Аргументы от эволюционной
теории познания 169
7
Природа и сущность деформаций,
осуществляемых человеком познающим 178
Научное воображение
и проблема доверия субъекту 179
Принцип доверия в контексте проблемы «разумения — неразумения» (М. Фуко) 183
Телесность человека познающего
как основание доверия ему 186
ГЛАВА V. Эмпирический субъект
и категория жизни 193
Жизнь как категория философии 194
Риккерт о «философии жизни» 194
Европейские традиции
исследования феномена жизни 198
Жизнь как категория наук о духе 204
Дилътей: жизнь как жизнеосуществление
в истории и культуре 205
Науки о духе — выражение
сознающей себя жизни 209
Категория жизни в онтологическом
и культурно-историческом аспектах 214
ГЛАВА VI. Формирование субъекта
интерпретирующего : герменевтические
смыслы образования 226
Образование как «подъем ко всеобщему» 227
Возвращение субъекта в образование 228
Изменение базовых операций познания
под влиянием образования
(на примере репрезентации) 231
Образование как приобщение к образцам
и «символическому универсуму» 235
Образование как субъективизация
всеобщего опыта и знания 237
8
Понимание субъекта, истины
и каноны образования 238
Формальное знание, «жизненный мир» и коренные интуиции субъекта образования.....243
Забота как фундаментальная предпосылка формообразования субъекта интерпретирующего . . .247
ГЛАВА VII. Вера и достоверность в познании .. .259
Герменевтика, феноменология:
выяснение природы веры и достоверности 260
Поиск условий и оснований
веры и достоверности 260
Достоверность, уверенность,
вера как «формы жизни» 264
Достоверность и «языковые игры» 266
Эпистемологический статус веры 269
Вера и знание 269
Конструктивная роль веры в познании 272
Предпосылки и основания веры
как субъективной уверенности 275
Вера и верования как компоненты
личностного знания и
«жизненные феномены» 278
Вера и сомнение 285
Вера и понимание 289
Вера и истина 293
ГЛАВА VIII. Интерпретация: философские и эпистемологические смыслы и особенности 304
Философское понимание интерпретации 305
Онтологические предпосылки 305
Интерпретация в контексте
философской герменевтики 309
Проблема интерпретации
в аналитической философии 316
9
Эпистемологические проблемы интерпретации . . . .321
Логика-методологические
аспекты интерпретации 321
Интерпретация в когнитивных
науках: роль идей герменевтики 323
Каноны интерпретации
в гуманитарном знании.
Идеи Э. Бетти, E Д. Хирша 328
Некоторые специальные проблемы интерпретации
в социально-гуманитарных науках 334
Интерпретация в исторических науках 334
Ценностные и мировоззренческие
аспекты интерпретации 342
Интерпретация в философии 363
Особенности интерпретации
философских текстов 363
Способы реализации герменевтического принципа в философской интерпретации 368
ГЛАВА IX. Релятивизм. Психологизм.
Историзм 384
Проблема релятивизма в историко- философском контексте 385
Релятивизм как философская традиция 385
Оценка релятивизма в немецком
историцизме и неокантианстве 388
Динамика идей Э. Гуссерля: психологизм, релятивизм, историзм .395
Проблема релятивизма в социологии познания . . . .406
Трактовка релятивности знания
в эпистемологии К. Манхейма .406
О релятивизме в историческом
исследовании М. Манделъбаум, П. Бурдъё ......412
Эпистемология о природе релятивизма
(релятивизм в естественных науках) 417
10
Ст. Тулмин о позициях «абсолютистов»
и «релятивистов» в эпистемологии .418
Изменение образа науки — изменение понимания природы релятивизма 423
Н. Решер: субъективный фактор
и «границы когнитивного релятивизма».........437
Релятивизм и проблема ценностей 442
Антитеза «психологизм — антипсихологизм»,
ее роль в понимании природы релятивизма 451
Конструктивные функции релятивности
знания и релятивизм как концепция 457
ГЛАВА X. Язык в философии познания:
как «опыт мира» и «горизонт онтологии» 477
Язык и познание 478
Соотношение эпистемологии
и философии языка по Р. Рорти .478
Герменевтика: целостный подход
к языку человека познающего 481
«Онтологический поворот герменевтики
на путеводной нити языка» .488
Перевод как один из способов представления проблемы языка и познания 491
Научное и нарративное знание с позиции
языка и языковых игр 495
Феномен «концепт»: теоретические
исследования и опыт применения 502
Подходы и способы исследования
феномена «концепт» 502
Концепт в герменевтическом контексте.
Структура концепта
и архитектоника опыта 508
От концепта к понятию и обратно 514
11
ГЛАВА XI. Познание времени
и время в познании 527
Способы представления времени в учениях
о сознании и познании 528
Проблема времени
в классической гносеологии 529
А. Бергсон: длительность как основание человеческого бытия и сознания 534
Ответ феноменологов на вопрос
«Что есть время?» 538
Проблема времени в концепциях герменевтики . .543
Введение темпоральности
в герменевтические исследования 544
Герменевтическое значение
временного отстояния 551
Понимание времени в горизонте «бытия и времени» 553 Категория времени в хайдеггеровской интерпретации философии Канта 554
Неклассическое понимание
времени в работах Хайдеггера 561
Представление времени в гуманитарном знании . . .565
Опыт постижения времени в логике 565
Некоторые концептуальные подходы
к проблеме времени в гуманитаристике 571
Вместо заключения 583
Литература 588
Указатель имен 613
Предметный указатель 616
Summary 622
12
Введение 12
ГЛАВА I. Философия познания — XXI век.
Синтез когнитивных практик .27
Традиционная теория познания
как виртуальный феномен .28
Каков статус и предметное поле
традиционной «теории познания»
как виртуального конструкта? 30
Виртуальность субъектно-объектных отношений и субъекта познания .41
Многообразие когнитивных практик
и принципы их возможного синтеза 49
Богатство познавательного опыта
и проблемы его использования 50
Синтез когнитивных практик
и принципы постмодернизма 53
Герменевтика как одна из ведущих
когнитивных практик 57
Герменевтические аспекты
традиционных проблем познания 57
Исторические типы герменевтики,
идеи главных представителей .60
ГЛАВА II. Значение когнитивного опыта гуманитарных наук для философии познания ... .79
Идеи М. Бахтина и их значение для современной эпистемологии и философии познания 80
О природе «мира теоретизма»
и «участном мышлении» 81
Пространство, время, хронотоп
в гуманитарном знании .88
6
Опыт рефлексии ценностных компонентов
в гуманитарном знании 101
Опыт рефлексии ценностных компонентов
при анализе поэтики произведения 103
Рефлексия ценностных элементов как операция гуманитарной эпистемологии 108
Эпистемологические следствия
рефлексии опыта гуманитарных наук 115
ГЛАВА III. Феномен «Я» и субъект
в философии Декарта 123
Множественность «Я» в текстах Декарта 125
Авторское «Я» Декарта 125
«Я» Декарта как эмпирический индивид 127
«Я» как «мыслящая вещь» 131
«Я» как ego в cogito ergo sum 133
«Я» как субъект. Неявное введение субъектно-объектных отношений 137
Присутствие «Я» не ставится под вопрос 142
Предпосылки и предрассудки по Декарту ............................144
Воля, свобода, истина 149
Единство метода и правил морали 152
ГЛАВА IV. Принцип доверия человеку познающему: аргументы за и против 158
Некоторые историко-философские
предпосылки проблемы 160
Скептицизм как история «недоверия»
человеку познающему 160
Традиция Протагора 166
Принцип доверия субъекту:
аргументы за и против 169
Аргументы от эволюционной
теории познания 169
7
Природа и сущность деформаций,
осуществляемых человеком познающим 178
Научное воображение
и проблема доверия субъекту 179
Принцип доверия в контексте проблемы «разумения — неразумения» (М. Фуко) 183
Телесность человека познающего
как основание доверия ему 186
ГЛАВА V. Эмпирический субъект
и категория жизни 193
Жизнь как категория философии 194
Риккерт о «философии жизни» 194
Европейские традиции
исследования феномена жизни 198
Жизнь как категория наук о духе 204
Дилътей: жизнь как жизнеосуществление
в истории и культуре 205
Науки о духе — выражение
сознающей себя жизни 209
Категория жизни в онтологическом
и культурно-историческом аспектах 214
ГЛАВА VI. Формирование субъекта
интерпретирующего : герменевтические
смыслы образования 226
Образование как «подъем ко всеобщему» 227
Возвращение субъекта в образование 228
Изменение базовых операций познания
под влиянием образования
(на примере репрезентации) 231
Образование как приобщение к образцам
и «символическому универсуму» 235
Образование как субъективизация
всеобщего опыта и знания 237
8
Понимание субъекта, истины
и каноны образования 238
Формальное знание, «жизненный мир» и коренные интуиции субъекта образования.....243
Забота как фундаментальная предпосылка формообразования субъекта интерпретирующего . . .247
ГЛАВА VII. Вера и достоверность в познании .. .259
Герменевтика, феноменология:
выяснение природы веры и достоверности 260
Поиск условий и оснований
веры и достоверности 260
Достоверность, уверенность,
вера как «формы жизни» 264
Достоверность и «языковые игры» 266
Эпистемологический статус веры 269
Вера и знание 269
Конструктивная роль веры в познании 272
Предпосылки и основания веры
как субъективной уверенности 275
Вера и верования как компоненты
личностного знания и
«жизненные феномены» 278
Вера и сомнение 285
Вера и понимание 289
Вера и истина 293
ГЛАВА VIII. Интерпретация: философские и эпистемологические смыслы и особенности 304
Философское понимание интерпретации 305
Онтологические предпосылки 305
Интерпретация в контексте
философской герменевтики 309
Проблема интерпретации
в аналитической философии 316
9
Эпистемологические проблемы интерпретации . . . .321
Логика-методологические
аспекты интерпретации 321
Интерпретация в когнитивных
науках: роль идей герменевтики 323
Каноны интерпретации
в гуманитарном знании.
Идеи Э. Бетти, E Д. Хирша 328
Некоторые специальные проблемы интерпретации
в социально-гуманитарных науках 334
Интерпретация в исторических науках 334
Ценностные и мировоззренческие
аспекты интерпретации 342
Интерпретация в философии 363
Особенности интерпретации
философских текстов 363
Способы реализации герменевтического принципа в философской интерпретации 368
ГЛАВА IX. Релятивизм. Психологизм.
Историзм 384
Проблема релятивизма в историко- философском контексте 385
Релятивизм как философская традиция 385
Оценка релятивизма в немецком
историцизме и неокантианстве 388
Динамика идей Э. Гуссерля: психологизм, релятивизм, историзм .395
Проблема релятивизма в социологии познания . . . .406
Трактовка релятивности знания
в эпистемологии К. Манхейма .406
О релятивизме в историческом
исследовании М. Манделъбаум, П. Бурдъё ......412
Эпистемология о природе релятивизма
(релятивизм в естественных науках) 417
10
Ст. Тулмин о позициях «абсолютистов»
и «релятивистов» в эпистемологии .418
Изменение образа науки — изменение понимания природы релятивизма 423
Н. Решер: субъективный фактор
и «границы когнитивного релятивизма».........437
Релятивизм и проблема ценностей 442
Антитеза «психологизм — антипсихологизм»,
ее роль в понимании природы релятивизма 451
Конструктивные функции релятивности
знания и релятивизм как концепция 457
ГЛАВА X. Язык в философии познания:
как «опыт мира» и «горизонт онтологии» 477
Язык и познание 478
Соотношение эпистемологии
и философии языка по Р. Рорти .478
Герменевтика: целостный подход
к языку человека познающего 481
«Онтологический поворот герменевтики
на путеводной нити языка» .488
Перевод как один из способов представления проблемы языка и познания 491
Научное и нарративное знание с позиции
языка и языковых игр 495
Феномен «концепт»: теоретические
исследования и опыт применения 502
Подходы и способы исследования
феномена «концепт» 502
Концепт в герменевтическом контексте.
Структура концепта
и архитектоника опыта 508
От концепта к понятию и обратно 514
11
ГЛАВА XI. Познание времени
и время в познании 527
Способы представления времени в учениях
о сознании и познании 528
Проблема времени
в классической гносеологии 529
А. Бергсон: длительность как основание человеческого бытия и сознания 534
Ответ феноменологов на вопрос
«Что есть время?» 538
Проблема времени в концепциях герменевтики . .543
Введение темпоральности
в герменевтические исследования 544
Герменевтическое значение
временного отстояния 551
Понимание времени в горизонте «бытия и времени» 553 Категория времени в хайдеггеровской интерпретации философии Канта 554
Неклассическое понимание
времени в работах Хайдеггера 561
Представление времени в гуманитарном знании . . .565
Опыт постижения времени в логике 565
Некоторые концептуальные подходы
к проблеме времени в гуманитаристике 571
Вместо заключения 583
Литература 588
Указатель имен 613
Предметный указатель 616
Summary 622
12