5.4 Вниманию кредиторов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 38 40 41 42 43 44 45
Для всех кредиторов:
строго говоря, все, что требуется для того, чтобы процедура
финансового оздоровления была успешной, это погашение всей задолженности вместе с процентами в течение
периода финансового оздоровления. Однако, точно также
важно сохранить бизнес должника, обеспечив стабильную
работу по основным видам деятельности предприятия к
концу процедуры. Это особенно важно для поставщиков,
которые, возможно, продолжат осуществлять поставки в
кредит.
Первый вопрос, который задают себе все кредиторы,
можно было бы сформулировать примерно следующим образом:
"Будет ли мне лучше, или, по крайней мере, не хуже,
в случае введения финансового оздоровления, а не внешнего
управления или конкурсного производства?". Задавая себе
подобный вопрос, разные кредиторы могут ответить на
него по-разному, так как ситуация может быть расценена
неоднозначно, если смотреть на нее с разных точек зрения.
Например, разные кредиторы могут по-разному оценивать
и придавать значение следующим аспектам:
- перспективы получения полного возмещения со стороны
должника в отношении задолженности, возникшей до
введения процедуры финансового оздоровления;
- риски, сопряженные с продолжением поставок в кредит,
в то время как должник находится в стадии финансового
оздоровления;
- перспективы восстановления платежеспособности
должника и нормального функционирования его бизнеса по
завершении стадии финансового оздоровления, а также
перспективы стать хорошим клиентом в будущем.
Каждому из кредиторов следует оценить, насколько
важным является для него каждый из вышеперечисленных
аспектов и, приняв решение об относительной значимости
каждого из них, определить связанную с ним степень риска.
Последняя может варьироваться в зависимости от того,
что лежит в основе неплатежеспособности должника, а также
от того, какие конкретно предложения были сделаны
кредиторам. В случае полного отсутствия рисков, что
практически невозможно, простое предоставление кредита
может решить временную проблему с движением наличных
средств. С другой стороны, в случае наличия значительных
рисков, решение проблемы как погашения кредиторской
задолженности, так и "выживания" бизнеса должника может
заключаться в кардинальном изменении профиля
предприятия. В случае выбора последней опции, кредиторы
могут почерпнуть необходимую информацию в Разделе
2 настоящего пособия.
Если третьи лица обращаются к кредиторам с предложением
рассмотреть возможность введения финансового оздоровления,
они обязаны предоставить обеспечение. В случае
если обеспечение предоставлено должным образом,
риск неплатежа должника по кредиторской задолженности
в значительной степени снижается, однако это никоим образом
не затрагивает будущую стабильность его бизнеса. Если
учредители (участники) выступают с подобным ходатайством,
они не обязаны предоставить обеспечение, но могут
это сделать. В зависимости от степени доверия кредиторов к
плану финансового оздоровления, они могут настоять на
том, чтобы обеспечение было предоставлено.
Кредиторам следует оценить не только возможность руководства
обеспечить выполнение графика погашения задолженности
и/или плана финансового оздоровления (о котором
речь идет в Разделе 2 настоящего пособия), но также
и качества административного управляющего. Если процедура
проходит успешно, роль административного управляющего
довольно проста. Тем не менее, в случае сложностей
с выполнением графика погашения задолженности, административному
управляющему может понадобиться проявить
жесткость в общении с руководством. В таких условиях
для этой роли соответствует человек с хорошими аналитическими
способностями, умением "нажать" на руководство
для получения убедительных ответов на трудные вопросы
и, в конечном итоге, способным принять трудное решение о
рекомендации досрочного прекращения процедуры.
Статья 23, касающаяся требований к кандидатуре арбитражного
управляющего, предоставляет ограниченные возможности
для достижения этих целей, однако кредиторы
должны использовать их как можно более полно, для того
чтобы удостовериться, что арбитражные управляющие,
предложенные в списке, обладают вышеупомянутыми качествами.
В ходе финансового оздоровления кредиторы вправе
предъявить свои требования к должнику, если они не успе-
ли предъявить их в рамках процедуры наблюдения. Порядок
предъявления указанных требований аналогичен описанному
в разделе "Наблюдение" (см. п. 5 ст. 81). Возражения относительно
размера требований таких кредиторов могут
быть предъявлены лицами, указанными в п. 2 ст. 71. Очевидно,
что вместо временного управляющего возражения
могут быть предъявлены административным управляющим.
Кредиторы, имеющие требования к должнику и в то же
самое время сами являющиеся его должниками могут прекратить
встречные однородные требования путем зачета
только в том случае, если это не нарушает очередность
удовлетворения требований, установленную законом
(ст. 81 п. 1).
Для уполномоченного органа
Уполномоченный орган является одной из сторон, уполномоченных
ст. 75, на подачу ходатайства о введении процедуры
финансового оздоровления непосредственно в арбитражный
суд в случае если первое собрание кредиторов не
сможет принять решение о введении какой-либо из процедур
банкротства. Представителю уполномоченного органа
следует принять решение о целесообразности подачи такого
ходатайства. Если соответствующее ходатайство все-таки
подается в суд, то обязательство должника по уплате задолженности
должно быть обеспечено в размере 120% от общей
суммы задолженности согласно реестру требований кредиторов.
Предложения о порядке уплаты кредиторской задолженности,
содержащиеся в графике погашения задолженности,
должны соответствовать налоговому законодательству.
Представителю уполномоченного органа следует обратить
особое внимание на этот аспект (ст. 84 п. 3).
1. Обращение с ходатайством к первому собранию кредиторов о
принятии решения о введении процедуры финансового
оздоровления:
Ходатайство учредителей или собственника (ст. 77)
Приложен ли график погашения задолженности, подписанный
уполномоченным лицом, и, если необходимо, лицом,
предоставившим обеспечение? (ст.ст. 77 п. 5, 84 п. 2)
Приложен ли план финансового оздоровления? (ст. 77 п. 5)
Приложен ли протокол общего собрания акционеров
(участников) и список акционеров (участников),
проголосовавших за принятие решения? (ст. 77 п. 5)
Если решение было принято органом, уполномоченным
собственником имущества, приложена ли копия решения? (ст. 77 5)
Содержит ли ходатайство указание на обеспечение,
предоставляемое учредителями (участниками) или
собственником имущества в случае, если должник является
унитарным предприятием? (ст. 77 п. 4)
(Обеспечение может быть предоставлено учредителями
(участниками), голосовавшими за принятие решения о
ходатайстве перед общим собранием кредиторов об обращении в
арбитражный суд с ходатайством о введении процедуры
финансового оздоровления (ст. 77 п.3).
Указан ли в ходатайстве предлагаемый срок процедуры
финансового оздоровления? (ст. 77 п. 4)
а также предлагаемый период времени, в течение которого
предполагается удовлетворить требования кредиторов? (ст. 77 п. 4)
Ходатайство третьих лиц (ст. 78)
Приложен ли график погашения задолженности, подписанный
уполномоченным лицом? (ст. 78 п.2)
Если ходатайство подается третьими лицами, содержит ли оно
указание на обеспечение, а также приложены ли к нему
документы, подтверждающие, что обеспечение было
предоставлено? (ст. 78 п. 1-2)
(Если ходатайство подается третьими лицами, они должны
предоставить обеспечение (ст. 78 п. 1).
Дополнительные требования к ходатайству нескольких лиц:
Заключен ли между ними договор, определяющий порядок
обеспечения исполнение обязанности должника по выплате
задолженности каждым из них (ст. 78 п. 2).
График погашения задолженности
Насколько это возможно судить, является ли общая сумма
задолженности, подлежащая погашению согласно графику
погашения задолженности, обоснованной?
Соответствует ли ГПЗ требованиям ст.ст. 84 п.п. 3-4, 81 п. 3, то есть:
- педпринято ли погашение налогов и обязательных платежей, подлежащих
уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах?;
- требования кредиторов, включающие уплату процентов на
просроченную задолженность, но исключающие уплату пеней и
прочих штрафных санкций, должны погашаться в соответствии с
очередностью, установленной в ст. 134;
- требования кредиторов первой и второй очереди, включая
проценты и исключая штрафы и пени, должны быть
удовлетворены в течение 6 месяцев с даты введения процедуры;
- пени и штрафные санкции подлежат уплате только после того,
как все остальные требования и проценты были уплачены;
- требования всех кредиторов должны быть удовлетворены за 1
месяц до окончания стадии финансового оздоровления.
Если график погашения задолженности включен в план финансового
оздоровления, удостоверились ли Вы, что сроки и суммы погашения,
предложенные в ГПЗ, соответствуют финансовым прогнозам,
изложенным в ПФО?
Если они не совпадают:
- возможно ли исправить несоответствия путем внесения
изменений в ГПЗ?
В таком случае следует подготовить изменения для обсуждения на
собрании кредиторов.
- являются ли несоответствия настолько существенными, что ГПЗ
не может быть изменен, но, тем не менее, соответствует
требованиям закона?
В таком случае готовьтесь голосовать против введения
финансового оздоровления.
План финансового оздоровления (если есть)
Является ли план финансового оздоровления реалистичным и
выполнимым?
Обратитесь к Разделу 2 настоящего руководства для информации по
планам реструктуризации. Насколько это рискованно?
Какова степень риска, содержащегося в предложениях (низкая,
средняя или высокая)?
Насколько Вы оценили и определили приоритеты (относительная
значимость получения выплаты по задолженности, риск продолжения
осуществления поставок в кредит в течение финансового
оздоровления, а также перспективы сохранения бизнеса должника)?
Насколько рискованность предложений и прогнозов сочетается с
Вашими приоритетами (хорошо, средне или плохо)?
Общие заключения
Принимая во внимание рискованность предположений, изложенных в
плане финансового оздоровления и Вашу оценку приоритетов, думаете ли
Вы, что это:
2. Осуществление финансового оздоровления (для членов
комитета кредиторов или для всех кредиторов, если не избран
комитет кредиторов):
- очень рискованное предложение, которое не соответствует
Вашим приоритетам?
Готовьтесь голосовать против предложения.
- очень рискованное предложение, которое соответствует Вашим
приоритетам?
Следует рассмотреть возможность избрания комитета кредиторов
и заключения соглашения между комитетом кредиторов и
административным управляющим для контроля за строгим
исполнением процедуры.
- не очень рискованное предложение, которое более или менее или
хорошо соответствует Вашим приоритетам?
Следует еще раз рассмотреть возможность избрания комитета
кредиторов и заключения соглашения между комитетом
кредиторов и административным управляющим. В данном случае
необходимость не является такой строгой, как в предыдущем
примере.
- не очень рискованное или свободное от рисков предложение,
которое полностью соответствует Вашим приоритетам?
Следует подержать предложение о введении финансового
оздоровления, при этом можно не уделять особого внимания
возможным соглашениям о финансовом мониторинге.
Вопросы, возникающие в начале процедуры финансового оздоровления
Если предоставляется обеспечение, было ли соответствующее
соглашение заключено в пятнадцатидневный срок с момента введения
финансового оздоровления? (ст. 79 п. 3).
Если обеспечение предоставляется в форме ипотеки, был ли залог
недвижимости зарегистрирован в течение 45 дней с момента
введения процедуры финансового оздоровления и заключения
договора? (ст. 79 п. 6).
Считаете ли Вы, что соглашения о финансовом мониторинге,
предложенные административным управляющим, соответствуют тем
мерам, которые необходимо принять для того, чтобы соблюсти график
погашения задолженности (а также в случае необходимости план
финансового оздоровления)?
Объяснил ли административный управляющий в самом начале
процедуры финансового оздоровления, как он намеревается
контролировать исполнение графика погашения задолженности и
плана финансового оздоровления?
Следует отметить, что ст. 83 п. 4 не требует от административного
управляющего объяснять кредиторам, как он собирается исполнять
свои полномочия. Однако хорошей практикой считается, если
административный управляющий сообщает кредиторам или комитету
кредиторов свои предложения для того, чтобы обеспечить надлежащее
исполнение процедуры.
- заручиться поддержкой остальных кредиторов для того,
чтобы заставить административного управляющего созвать
собрание кредиторов (или созвать его самим) для того, чтобы
обсудить вопрос об отстранении административного
управляющего;
Если Вам кажется, что они не соответствуют, следует
сформулировать соответствующие предложения в адрес
административного управляющего, через комитет кредиторов или
для вынесения на общее собрание кредиторов, для внесения
изменений в соглашения.
Следует отметить, что на практике лучше, когда
административный управляющий рассматривает соответствующие
предложения, в случае когда они поступают от отдельных
кредиторов, даже если он не обязан этого делать согласно закону.
- Если Вы не удовлетворены, сначала обратитесь к
административному управляющему.
Если Вы не получите ответа от административного управляющего,
следует рассмотреть возможность обжалования в СРО.
Вопросы, возникающие в период исполнения
В течение исполнения плана, если обязательства должника должным
образом исполняются согласно графику погашения задолженности и
очевидно, что текущая деятельность протекает нормально (с точки
зрения денежных потоков и прибыльности), беспокоиться не о чем.
В течение всего времени кредиторы, действующие индивидуально,
представленные комитетом кредиторов или общим собранием
кредиторов должны относиться к представленной их вниманию
информации критически.
Если кредиторы не удовлетворены тем, каким образом достигаются
цели финансового оздоровления (как в плане погашения кредиторской
задолженности, так и в плане поддержания и сохранения бизнеса
должника), им следует принять необходимые меры:
- потребовать дополнительных объяснений от административного
управляющего;
- попытаться убедить административного управляющего
использовать свои полномочия для отстранения директора;
- заручиться поддержкой остальных кредиторов для того, чтобы
заставить административного управляющего созвать собрание
кредиторов с целью обсуждения вопроса о досрочном
прекращении процедуры финансового оздоровления.
Если не выполняется график погашения задолженности,
административный управляющий должен созвать собрание кредиторов
для того, чтобы:
- обсудить возможные изменения в ГПЗ;
- рассмотреть вопрос о досрочном прекращении процедуры
финансового оздоровления.
- обжаловать действия административного управляющего;
3. Собрание кредиторов, созванное для обсуждения требований
о внесении изменений в график погашения задолженности:
Что необходимо проверить до собрания?
Было ли собрание созвано в течение 14 дней после того, как
административный управляющий получил соответствующее
требование от учредителей (участников), собственников
имущества должника унитарного предприятия или лиц,
предоставивших обеспечение? (ст. 85 п. 1).
Было ли созвано собрание в течение 14 дней после того, как ему
стало известно, что размер требований, включенных в реестр
требований кредиторов, превышает более чем на двадцать
процентов размер требований кредиторов, погашение которых
предусмотрено графиком погашения задолженности? (ст. 85 п. 2).
Были ли кредиторы должным образом извещены о проведении
собрания согласно требованиям ст. 13?:
Сообщение о проведении собрания кредиторов должно
быть направлено по почте за 14 дней до даты проведения
собрания или другим доступным способом таким образом,
чтобы оно было получено как минимум за 5 дней до даты
проведения собрания.
Сообщение должно содержать следующую информацию:
- наименование, месторасположение и адрес должника;
- дату, время и место проведения собрания
кредиторов;
- повестку собрания;
- порядок, согласно которому возможно ознакомиться с
материалами до проведения собрания;
- процедуру регистрации участников.
Если собрание созывается для обсуждения изменений в том случае,
когда размер требований, включенных в реестр требований
кредиторов, превышает более чем на двадцать процентов размер
требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения
задолженности, включил ли административный управляющий в
повестку собрания рассмотрение вопроса относительно
возможности увеличения размера обеспечения? (ст. 85 п. 3)
Если нет, следует рассмотреть возможность вмешательства через
комитет кредиторов или по согласованию с другими
кредиторами (более 10% от зарегистрированных требований или
одна треть от общего числа требований) для того, чтобы внести
изменения в повестку собрания.
Рассмотреть возможность обжалования действий
административного управляещегов СРО.
Думаете ли Вы, что действительно стоит изменять график погашения
задолженности или это только отсрочит неизбежный провал процедуры
финансового оздоровления? (отвечая на данный вопрос Вам следует
просмотреть Ваши первоначальные оценки предложений, см. Тест 1).
Если ответ на поставленные выше вопросы, за исключением последнего, – "Нет",
следует рассмотреть вопрос о соответствующем уведомлении административного
управляющего (подходит в случае незначительного нарушения) или подачи жалобы на
административного управляющего в СРО (в случае серьезных нарушений).
4. Собрание кредиторов, созванное для рассмотрения вопроса о
досрочном прекращении процедуры финансового оздоровления
или в случае если административный управляющий не получил
окончательного отчета должника или не получил
подтверждения о полном погашении задолженности перед
кредиторами:
Если Ваш ответ на последний из вышеперечисленных вопросов – "Нет", следует
рассмотреть вопрос о вынесении на обсуждение собрания кредиторов вопроса об
обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном окончании процедуры
финансового оздоровления. Все заинтересованы в как можно более раннем введении
альтернативной процедуры, особенно если существуют перспективы успешного
завершения процедуры внешнего управления.
Созвал ли административный управляющий собрание кредиторов
в течение 15 дней с момента возникновения оснований для
досрочного прекращения?, или
В течение 10 дней с даты получения отчета должника или с той
даты, в которую должен был быть получен отчет должника (не
позднее одного месяца до окончания процедуры финансового
оздоровления)?
Были ли кредиторы должным образом извещены о проведении
собрания кредиторов согласно требованиям ст. 13?:
Сообщение о проведении собрания кредиторов должно
быть направлено по почте за 14 дней до даты проведения
собрания или другим доступным способом таким образом,
чтобы оно было получено как минимум за 5 дней до даты
общего собрания.
Сообщение должно содержать следующую информацию:
- наименование, месторасположение и адрес должника;
- дату, время и место проведения собрания
кредиторов;
- повестку собрания;
- порядок, согласно которому возможно ознакомиться с
материалами до проведения собрания;
- процедуру регистрации участников.
Приложен ли к извещению о проведении собрания кредиторов
отчет должника или был ли он доступен для ознакомления
кредиторов до начала собрания?
Приложено ли к извещению о проведении собрания кредиторов
заключение административного управляющего об исполнении
плана финансового оздоровления и графика погашения
задолженности или были ли они доступны для ознакомления
кредиторов до начала собрания?
Соответствует ли заключение административного
управляющего требованиям Закона и Постановления № 299
(тест 5).
5. Мнения административного управляющего (в том случае,
когда процедура финансового оздоровления была успешно
завершена или когда административный управляющий созывает
собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о досрочном
прекращении процедуры финансового оздоровления или
перехода к внешнему управлению или конкурсному
производству в случае когда должник не исполнил своих
обязательств за один месяц до окончания процедуры
финансового оздоровления):
Отчет должен быть составлен в соответствии со стандартными
требованиями, закрепленными Министерством юстиции РФ
(Постановление № 299, п. 4), должен быть подписан
административным управляющим и направлен кредиторам со
всеми прилагающимися документами.
В отчете должно быть отражено следующее (Постановление №
299, п. 5):
- дата и место составления отчета;
- полные имя, фамилия и отчество административного
управляющего;
-полное наименование и местонахождение должника, с
указанием на организационно-правовую форму;
- наименование арбитражного суда, рассматривающего
дело о банкротстве;
- номер дела о банкротстве;
- данные о страховании профессиональной
ответственности административного управляющего и дата
истечения срока действия полиса;
- данные о страховании дополнительных
профессиональных рисков для покрытия ущерба лиц,
участвующих в деле о банкротстве;
- информация обо всех лицах, привлеченных
административным управляющим для оказания услуг в
ходе исполнения им своих обязанностей с указанием
источника выплаты их вознаграждения;
- данные обо всех жалобах на действия (бездействие)
административного управляющего и результатах
рассмотрения жалоб;
- данные об административном управляющем, СРО к
которой он принадлежит и должнике, требуемые
стандартами, утвержденными Министерством юстиции РФ;
- информация об исполнении плана финансового
оздоровления и графика погашения задолженности, в том
числе:
список действий, которые были выполнены согласно
плану финансового оздоровления с указанием результатов;
список действий, которые не были выполнены с указанием
причин невыполнения;
6. Права и обязанности административного управляющего:
Права (могут быть осуществлены без согласия комитета кредиторов
или собрания кредиторов):
1. требовать от должника информации о текущей деятельности
должника;
2. участвовать в составлении описи имущества должника,
если должник проводит инвентаризацию;
3. подавать ходатайство в арбитражный суд об отстранении от исполнения
обязанностей руководителя предприятия должника в случае
ненадлежащего исполнения плана финансового оздоровления
или совершения им действий, которые нарушают права и законные
интересы кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение (ст. 82 п. 2);
4. одобрять следующие сделки и решения должника (ст. 82 п. 4):
- любые сделки, создающие обязательства на сумму более 5% от
список кредиторов с указанием суммы заявленных
требований, а также информация о произведенных
платежах согласно очередности;
общая сумма произведенных платежей;
сумма погашенной задолженности с разбивкой по
кредиторам;
информация о невыполнении сроков погашения
задолженности по графику погашения задолженности;
информация о письменных требованиях предоставления
обеспечения по задолженности в соответствии с графиком
погашения задолженности;
информация о поданных заявлениях и ходатайствах в
арбитражный суд от имени административного
управляющего, а также результатах их рассмотрения;
прочая информация, касающаяся исполнения
административным управляющим своих прав и
обязанностей;
- предложение административного управляющего подать
ходатайство в арбитражный суд, в отношении:
введения процедуры внешнего управления или
признания должника банкротом и возбуждения
конкурсного производства
Приложить следующие документы:
список удовлетворенных и не удовлетворенных
требований кредиторов согласно реестру требований
кредиторов;
список требований кредиторов на дату отчета;
отчеты должника;
иные документы, свидетельствующие об исполнении
административным управляющим своих обязанностей и
реализации прав.
общей суммы требований согласно реестру требований кредиторов;
- любые сделки, направленные на приобретение или отчуждение
имущества на сумму менее 5% балансовой стоимости активов,
если такие сделки не являются обычной хозяйственной деятельностью
предприятия должника;
- любые сделки по зачету взаимных требований с третьими лицами;
5. подавать ходатайства в арбитражный суд для принятия дополнительных
мер по обеспечению сохранности имущества должника
или для отмены таких мер;
6. подавать ходатайства в арбитражный суд для признания недействительными
сделок, исполнение по которым невозможно.
Обязанности:
1. вести реестр требований кредиторов, если только для исполнения
этой функции не был назначен регистратор;
2. возывать общее собрание кредиторов:
- в течение 15 дней с даты возникновения оснований для досрочного
прекращения процедуры финансового оздоровления (ст. 87 п. 2);
- в течение 14 дней с даты получения ходатайства для вынесения
на общее собрание кредиторов вопроса о внесении изменений в
график погашения задолженности (ст. 85 п. 1);
- если он не получает отчета от должника за один месяц до окончания
процедуры финансового оздоровления или не удовлетворен,
по получении такого отчета, ходом погашения кредиторской
задолженности (ст. 88 п. 4);
3. контролировать ход исполнения плана финансового оздоровления
и графика погашения задолженности;
4. рассматривать отчеты должника о ходе выполнения плана
финансового оздоровления и графика погашения задолженности
и представлять об этом информацию, а также свои мнения общему
собранию кредиторов (если только соответствующие полномочия
не были переданы комитету кредиторов (ст. 12 п. 2);
5. контролировать ход погашения задолженности должника перед
кредиторами согласно графику;
6. требовать исполнения по предоставленному обеспечению,
если должник не исполняет обязательств согласно графику погашения
задолженности;
7. исполнять иные обязанности, возложенные на него в соответствии
с Законом.
Для всех кредиторов:
строго говоря, все, что требуется для того, чтобы процедура
финансового оздоровления была успешной, это погашение всей задолженности вместе с процентами в течение
периода финансового оздоровления. Однако, точно также
важно сохранить бизнес должника, обеспечив стабильную
работу по основным видам деятельности предприятия к
концу процедуры. Это особенно важно для поставщиков,
которые, возможно, продолжат осуществлять поставки в
кредит.
Первый вопрос, который задают себе все кредиторы,
можно было бы сформулировать примерно следующим образом:
"Будет ли мне лучше, или, по крайней мере, не хуже,
в случае введения финансового оздоровления, а не внешнего
управления или конкурсного производства?". Задавая себе
подобный вопрос, разные кредиторы могут ответить на
него по-разному, так как ситуация может быть расценена
неоднозначно, если смотреть на нее с разных точек зрения.
Например, разные кредиторы могут по-разному оценивать
и придавать значение следующим аспектам:
- перспективы получения полного возмещения со стороны
должника в отношении задолженности, возникшей до
введения процедуры финансового оздоровления;
- риски, сопряженные с продолжением поставок в кредит,
в то время как должник находится в стадии финансового
оздоровления;
- перспективы восстановления платежеспособности
должника и нормального функционирования его бизнеса по
завершении стадии финансового оздоровления, а также
перспективы стать хорошим клиентом в будущем.
Каждому из кредиторов следует оценить, насколько
важным является для него каждый из вышеперечисленных
аспектов и, приняв решение об относительной значимости
каждого из них, определить связанную с ним степень риска.
Последняя может варьироваться в зависимости от того,
что лежит в основе неплатежеспособности должника, а также
от того, какие конкретно предложения были сделаны
кредиторам. В случае полного отсутствия рисков, что
практически невозможно, простое предоставление кредита
может решить временную проблему с движением наличных
средств. С другой стороны, в случае наличия значительных
рисков, решение проблемы как погашения кредиторской
задолженности, так и "выживания" бизнеса должника может
заключаться в кардинальном изменении профиля
предприятия. В случае выбора последней опции, кредиторы
могут почерпнуть необходимую информацию в Разделе
2 настоящего пособия.
Если третьи лица обращаются к кредиторам с предложением
рассмотреть возможность введения финансового оздоровления,
они обязаны предоставить обеспечение. В случае
если обеспечение предоставлено должным образом,
риск неплатежа должника по кредиторской задолженности
в значительной степени снижается, однако это никоим образом
не затрагивает будущую стабильность его бизнеса. Если
учредители (участники) выступают с подобным ходатайством,
они не обязаны предоставить обеспечение, но могут
это сделать. В зависимости от степени доверия кредиторов к
плану финансового оздоровления, они могут настоять на
том, чтобы обеспечение было предоставлено.
Кредиторам следует оценить не только возможность руководства
обеспечить выполнение графика погашения задолженности
и/или плана финансового оздоровления (о котором
речь идет в Разделе 2 настоящего пособия), но также
и качества административного управляющего. Если процедура
проходит успешно, роль административного управляющего
довольно проста. Тем не менее, в случае сложностей
с выполнением графика погашения задолженности, административному
управляющему может понадобиться проявить
жесткость в общении с руководством. В таких условиях
для этой роли соответствует человек с хорошими аналитическими
способностями, умением "нажать" на руководство
для получения убедительных ответов на трудные вопросы
и, в конечном итоге, способным принять трудное решение о
рекомендации досрочного прекращения процедуры.
Статья 23, касающаяся требований к кандидатуре арбитражного
управляющего, предоставляет ограниченные возможности
для достижения этих целей, однако кредиторы
должны использовать их как можно более полно, для того
чтобы удостовериться, что арбитражные управляющие,
предложенные в списке, обладают вышеупомянутыми качествами.
В ходе финансового оздоровления кредиторы вправе
предъявить свои требования к должнику, если они не успе-
ли предъявить их в рамках процедуры наблюдения. Порядок
предъявления указанных требований аналогичен описанному
в разделе "Наблюдение" (см. п. 5 ст. 81). Возражения относительно
размера требований таких кредиторов могут
быть предъявлены лицами, указанными в п. 2 ст. 71. Очевидно,
что вместо временного управляющего возражения
могут быть предъявлены административным управляющим.
Кредиторы, имеющие требования к должнику и в то же
самое время сами являющиеся его должниками могут прекратить
встречные однородные требования путем зачета
только в том случае, если это не нарушает очередность
удовлетворения требований, установленную законом
(ст. 81 п. 1).
Для уполномоченного органа
Уполномоченный орган является одной из сторон, уполномоченных
ст. 75, на подачу ходатайства о введении процедуры
финансового оздоровления непосредственно в арбитражный
суд в случае если первое собрание кредиторов не
сможет принять решение о введении какой-либо из процедур
банкротства. Представителю уполномоченного органа
следует принять решение о целесообразности подачи такого
ходатайства. Если соответствующее ходатайство все-таки
подается в суд, то обязательство должника по уплате задолженности
должно быть обеспечено в размере 120% от общей
суммы задолженности согласно реестру требований кредиторов.
Предложения о порядке уплаты кредиторской задолженности,
содержащиеся в графике погашения задолженности,
должны соответствовать налоговому законодательству.
Представителю уполномоченного органа следует обратить
особое внимание на этот аспект (ст. 84 п. 3).
1. Обращение с ходатайством к первому собранию кредиторов о
принятии решения о введении процедуры финансового
оздоровления:
Ходатайство учредителей или собственника (ст. 77)
Приложен ли график погашения задолженности, подписанный
уполномоченным лицом, и, если необходимо, лицом,
предоставившим обеспечение? (ст.ст. 77 п. 5, 84 п. 2)
Приложен ли план финансового оздоровления? (ст. 77 п. 5)
Приложен ли протокол общего собрания акционеров
(участников) и список акционеров (участников),
проголосовавших за принятие решения? (ст. 77 п. 5)
Если решение было принято органом, уполномоченным
собственником имущества, приложена ли копия решения? (ст. 77 5)
Содержит ли ходатайство указание на обеспечение,
предоставляемое учредителями (участниками) или
собственником имущества в случае, если должник является
унитарным предприятием? (ст. 77 п. 4)
(Обеспечение может быть предоставлено учредителями
(участниками), голосовавшими за принятие решения о
ходатайстве перед общим собранием кредиторов об обращении в
арбитражный суд с ходатайством о введении процедуры
финансового оздоровления (ст. 77 п.3).
Указан ли в ходатайстве предлагаемый срок процедуры
финансового оздоровления? (ст. 77 п. 4)
а также предлагаемый период времени, в течение которого
предполагается удовлетворить требования кредиторов? (ст. 77 п. 4)
Ходатайство третьих лиц (ст. 78)
Приложен ли график погашения задолженности, подписанный
уполномоченным лицом? (ст. 78 п.2)
Если ходатайство подается третьими лицами, содержит ли оно
указание на обеспечение, а также приложены ли к нему
документы, подтверждающие, что обеспечение было
предоставлено? (ст. 78 п. 1-2)
(Если ходатайство подается третьими лицами, они должны
предоставить обеспечение (ст. 78 п. 1).
Дополнительные требования к ходатайству нескольких лиц:
Заключен ли между ними договор, определяющий порядок
обеспечения исполнение обязанности должника по выплате
задолженности каждым из них (ст. 78 п. 2).
График погашения задолженности
Насколько это возможно судить, является ли общая сумма
задолженности, подлежащая погашению согласно графику
погашения задолженности, обоснованной?
Соответствует ли ГПЗ требованиям ст.ст. 84 п.п. 3-4, 81 п. 3, то есть:
- педпринято ли погашение налогов и обязательных платежей, подлежащих
уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах?;
- требования кредиторов, включающие уплату процентов на
просроченную задолженность, но исключающие уплату пеней и
прочих штрафных санкций, должны погашаться в соответствии с
очередностью, установленной в ст. 134;
- требования кредиторов первой и второй очереди, включая
проценты и исключая штрафы и пени, должны быть
удовлетворены в течение 6 месяцев с даты введения процедуры;
- пени и штрафные санкции подлежат уплате только после того,
как все остальные требования и проценты были уплачены;
- требования всех кредиторов должны быть удовлетворены за 1
месяц до окончания стадии финансового оздоровления.
Если график погашения задолженности включен в план финансового
оздоровления, удостоверились ли Вы, что сроки и суммы погашения,
предложенные в ГПЗ, соответствуют финансовым прогнозам,
изложенным в ПФО?
Если они не совпадают:
- возможно ли исправить несоответствия путем внесения
изменений в ГПЗ?
В таком случае следует подготовить изменения для обсуждения на
собрании кредиторов.
- являются ли несоответствия настолько существенными, что ГПЗ
не может быть изменен, но, тем не менее, соответствует
требованиям закона?
В таком случае готовьтесь голосовать против введения
финансового оздоровления.
План финансового оздоровления (если есть)
Является ли план финансового оздоровления реалистичным и
выполнимым?
Обратитесь к Разделу 2 настоящего руководства для информации по
планам реструктуризации. Насколько это рискованно?
Какова степень риска, содержащегося в предложениях (низкая,
средняя или высокая)?
Насколько Вы оценили и определили приоритеты (относительная
значимость получения выплаты по задолженности, риск продолжения
осуществления поставок в кредит в течение финансового
оздоровления, а также перспективы сохранения бизнеса должника)?
Насколько рискованность предложений и прогнозов сочетается с
Вашими приоритетами (хорошо, средне или плохо)?
Общие заключения
Принимая во внимание рискованность предположений, изложенных в
плане финансового оздоровления и Вашу оценку приоритетов, думаете ли
Вы, что это:
2. Осуществление финансового оздоровления (для членов
комитета кредиторов или для всех кредиторов, если не избран
комитет кредиторов):
- очень рискованное предложение, которое не соответствует
Вашим приоритетам?
Готовьтесь голосовать против предложения.
- очень рискованное предложение, которое соответствует Вашим
приоритетам?
Следует рассмотреть возможность избрания комитета кредиторов
и заключения соглашения между комитетом кредиторов и
административным управляющим для контроля за строгим
исполнением процедуры.
- не очень рискованное предложение, которое более или менее или
хорошо соответствует Вашим приоритетам?
Следует еще раз рассмотреть возможность избрания комитета
кредиторов и заключения соглашения между комитетом
кредиторов и административным управляющим. В данном случае
необходимость не является такой строгой, как в предыдущем
примере.
- не очень рискованное или свободное от рисков предложение,
которое полностью соответствует Вашим приоритетам?
Следует подержать предложение о введении финансового
оздоровления, при этом можно не уделять особого внимания
возможным соглашениям о финансовом мониторинге.
Вопросы, возникающие в начале процедуры финансового оздоровления
Если предоставляется обеспечение, было ли соответствующее
соглашение заключено в пятнадцатидневный срок с момента введения
финансового оздоровления? (ст. 79 п. 3).
Если обеспечение предоставляется в форме ипотеки, был ли залог
недвижимости зарегистрирован в течение 45 дней с момента
введения процедуры финансового оздоровления и заключения
договора? (ст. 79 п. 6).
Считаете ли Вы, что соглашения о финансовом мониторинге,
предложенные административным управляющим, соответствуют тем
мерам, которые необходимо принять для того, чтобы соблюсти график
погашения задолженности (а также в случае необходимости план
финансового оздоровления)?
Объяснил ли административный управляющий в самом начале
процедуры финансового оздоровления, как он намеревается
контролировать исполнение графика погашения задолженности и
плана финансового оздоровления?
Следует отметить, что ст. 83 п. 4 не требует от административного
управляющего объяснять кредиторам, как он собирается исполнять
свои полномочия. Однако хорошей практикой считается, если
административный управляющий сообщает кредиторам или комитету
кредиторов свои предложения для того, чтобы обеспечить надлежащее
исполнение процедуры.
- заручиться поддержкой остальных кредиторов для того,
чтобы заставить административного управляющего созвать
собрание кредиторов (или созвать его самим) для того, чтобы
обсудить вопрос об отстранении административного
управляющего;
Если Вам кажется, что они не соответствуют, следует
сформулировать соответствующие предложения в адрес
административного управляющего, через комитет кредиторов или
для вынесения на общее собрание кредиторов, для внесения
изменений в соглашения.
Следует отметить, что на практике лучше, когда
административный управляющий рассматривает соответствующие
предложения, в случае когда они поступают от отдельных
кредиторов, даже если он не обязан этого делать согласно закону.
- Если Вы не удовлетворены, сначала обратитесь к
административному управляющему.
Если Вы не получите ответа от административного управляющего,
следует рассмотреть возможность обжалования в СРО.
Вопросы, возникающие в период исполнения
В течение исполнения плана, если обязательства должника должным
образом исполняются согласно графику погашения задолженности и
очевидно, что текущая деятельность протекает нормально (с точки
зрения денежных потоков и прибыльности), беспокоиться не о чем.
В течение всего времени кредиторы, действующие индивидуально,
представленные комитетом кредиторов или общим собранием
кредиторов должны относиться к представленной их вниманию
информации критически.
Если кредиторы не удовлетворены тем, каким образом достигаются
цели финансового оздоровления (как в плане погашения кредиторской
задолженности, так и в плане поддержания и сохранения бизнеса
должника), им следует принять необходимые меры:
- потребовать дополнительных объяснений от административного
управляющего;
- попытаться убедить административного управляющего
использовать свои полномочия для отстранения директора;
- заручиться поддержкой остальных кредиторов для того, чтобы
заставить административного управляющего созвать собрание
кредиторов с целью обсуждения вопроса о досрочном
прекращении процедуры финансового оздоровления.
Если не выполняется график погашения задолженности,
административный управляющий должен созвать собрание кредиторов
для того, чтобы:
- обсудить возможные изменения в ГПЗ;
- рассмотреть вопрос о досрочном прекращении процедуры
финансового оздоровления.
- обжаловать действия административного управляющего;
3. Собрание кредиторов, созванное для обсуждения требований
о внесении изменений в график погашения задолженности:
Что необходимо проверить до собрания?
Было ли собрание созвано в течение 14 дней после того, как
административный управляющий получил соответствующее
требование от учредителей (участников), собственников
имущества должника унитарного предприятия или лиц,
предоставивших обеспечение? (ст. 85 п. 1).
Было ли созвано собрание в течение 14 дней после того, как ему
стало известно, что размер требований, включенных в реестр
требований кредиторов, превышает более чем на двадцать
процентов размер требований кредиторов, погашение которых
предусмотрено графиком погашения задолженности? (ст. 85 п. 2).
Были ли кредиторы должным образом извещены о проведении
собрания согласно требованиям ст. 13?:
Сообщение о проведении собрания кредиторов должно
быть направлено по почте за 14 дней до даты проведения
собрания или другим доступным способом таким образом,
чтобы оно было получено как минимум за 5 дней до даты
проведения собрания.
Сообщение должно содержать следующую информацию:
- наименование, месторасположение и адрес должника;
- дату, время и место проведения собрания
кредиторов;
- повестку собрания;
- порядок, согласно которому возможно ознакомиться с
материалами до проведения собрания;
- процедуру регистрации участников.
Если собрание созывается для обсуждения изменений в том случае,
когда размер требований, включенных в реестр требований
кредиторов, превышает более чем на двадцать процентов размер
требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения
задолженности, включил ли административный управляющий в
повестку собрания рассмотрение вопроса относительно
возможности увеличения размера обеспечения? (ст. 85 п. 3)
Если нет, следует рассмотреть возможность вмешательства через
комитет кредиторов или по согласованию с другими
кредиторами (более 10% от зарегистрированных требований или
одна треть от общего числа требований) для того, чтобы внести
изменения в повестку собрания.
Рассмотреть возможность обжалования действий
административного управляещегов СРО.
Думаете ли Вы, что действительно стоит изменять график погашения
задолженности или это только отсрочит неизбежный провал процедуры
финансового оздоровления? (отвечая на данный вопрос Вам следует
просмотреть Ваши первоначальные оценки предложений, см. Тест 1).
Если ответ на поставленные выше вопросы, за исключением последнего, – "Нет",
следует рассмотреть вопрос о соответствующем уведомлении административного
управляющего (подходит в случае незначительного нарушения) или подачи жалобы на
административного управляющего в СРО (в случае серьезных нарушений).
4. Собрание кредиторов, созванное для рассмотрения вопроса о
досрочном прекращении процедуры финансового оздоровления
или в случае если административный управляющий не получил
окончательного отчета должника или не получил
подтверждения о полном погашении задолженности перед
кредиторами:
Если Ваш ответ на последний из вышеперечисленных вопросов – "Нет", следует
рассмотреть вопрос о вынесении на обсуждение собрания кредиторов вопроса об
обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном окончании процедуры
финансового оздоровления. Все заинтересованы в как можно более раннем введении
альтернативной процедуры, особенно если существуют перспективы успешного
завершения процедуры внешнего управления.
Созвал ли административный управляющий собрание кредиторов
в течение 15 дней с момента возникновения оснований для
досрочного прекращения?, или
В течение 10 дней с даты получения отчета должника или с той
даты, в которую должен был быть получен отчет должника (не
позднее одного месяца до окончания процедуры финансового
оздоровления)?
Были ли кредиторы должным образом извещены о проведении
собрания кредиторов согласно требованиям ст. 13?:
Сообщение о проведении собрания кредиторов должно
быть направлено по почте за 14 дней до даты проведения
собрания или другим доступным способом таким образом,
чтобы оно было получено как минимум за 5 дней до даты
общего собрания.
Сообщение должно содержать следующую информацию:
- наименование, месторасположение и адрес должника;
- дату, время и место проведения собрания
кредиторов;
- повестку собрания;
- порядок, согласно которому возможно ознакомиться с
материалами до проведения собрания;
- процедуру регистрации участников.
Приложен ли к извещению о проведении собрания кредиторов
отчет должника или был ли он доступен для ознакомления
кредиторов до начала собрания?
Приложено ли к извещению о проведении собрания кредиторов
заключение административного управляющего об исполнении
плана финансового оздоровления и графика погашения
задолженности или были ли они доступны для ознакомления
кредиторов до начала собрания?
Соответствует ли заключение административного
управляющего требованиям Закона и Постановления № 299
(тест 5).
5. Мнения административного управляющего (в том случае,
когда процедура финансового оздоровления была успешно
завершена или когда административный управляющий созывает
собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о досрочном
прекращении процедуры финансового оздоровления или
перехода к внешнему управлению или конкурсному
производству в случае когда должник не исполнил своих
обязательств за один месяц до окончания процедуры
финансового оздоровления):
Отчет должен быть составлен в соответствии со стандартными
требованиями, закрепленными Министерством юстиции РФ
(Постановление № 299, п. 4), должен быть подписан
административным управляющим и направлен кредиторам со
всеми прилагающимися документами.
В отчете должно быть отражено следующее (Постановление №
299, п. 5):
- дата и место составления отчета;
- полные имя, фамилия и отчество административного
управляющего;
-полное наименование и местонахождение должника, с
указанием на организационно-правовую форму;
- наименование арбитражного суда, рассматривающего
дело о банкротстве;
- номер дела о банкротстве;
- данные о страховании профессиональной
ответственности административного управляющего и дата
истечения срока действия полиса;
- данные о страховании дополнительных
профессиональных рисков для покрытия ущерба лиц,
участвующих в деле о банкротстве;
- информация обо всех лицах, привлеченных
административным управляющим для оказания услуг в
ходе исполнения им своих обязанностей с указанием
источника выплаты их вознаграждения;
- данные обо всех жалобах на действия (бездействие)
административного управляющего и результатах
рассмотрения жалоб;
- данные об административном управляющем, СРО к
которой он принадлежит и должнике, требуемые
стандартами, утвержденными Министерством юстиции РФ;
- информация об исполнении плана финансового
оздоровления и графика погашения задолженности, в том
числе:
список действий, которые были выполнены согласно
плану финансового оздоровления с указанием результатов;
список действий, которые не были выполнены с указанием
причин невыполнения;
6. Права и обязанности административного управляющего:
Права (могут быть осуществлены без согласия комитета кредиторов
или собрания кредиторов):
1. требовать от должника информации о текущей деятельности
должника;
2. участвовать в составлении описи имущества должника,
если должник проводит инвентаризацию;
3. подавать ходатайство в арбитражный суд об отстранении от исполнения
обязанностей руководителя предприятия должника в случае
ненадлежащего исполнения плана финансового оздоровления
или совершения им действий, которые нарушают права и законные
интересы кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение (ст. 82 п. 2);
4. одобрять следующие сделки и решения должника (ст. 82 п. 4):
- любые сделки, создающие обязательства на сумму более 5% от
список кредиторов с указанием суммы заявленных
требований, а также информация о произведенных
платежах согласно очередности;
общая сумма произведенных платежей;
сумма погашенной задолженности с разбивкой по
кредиторам;
информация о невыполнении сроков погашения
задолженности по графику погашения задолженности;
информация о письменных требованиях предоставления
обеспечения по задолженности в соответствии с графиком
погашения задолженности;
информация о поданных заявлениях и ходатайствах в
арбитражный суд от имени административного
управляющего, а также результатах их рассмотрения;
прочая информация, касающаяся исполнения
административным управляющим своих прав и
обязанностей;
- предложение административного управляющего подать
ходатайство в арбитражный суд, в отношении:
введения процедуры внешнего управления или
признания должника банкротом и возбуждения
конкурсного производства
Приложить следующие документы:
список удовлетворенных и не удовлетворенных
требований кредиторов согласно реестру требований
кредиторов;
список требований кредиторов на дату отчета;
отчеты должника;
иные документы, свидетельствующие об исполнении
административным управляющим своих обязанностей и
реализации прав.
общей суммы требований согласно реестру требований кредиторов;
- любые сделки, направленные на приобретение или отчуждение
имущества на сумму менее 5% балансовой стоимости активов,
если такие сделки не являются обычной хозяйственной деятельностью
предприятия должника;
- любые сделки по зачету взаимных требований с третьими лицами;
5. подавать ходатайства в арбитражный суд для принятия дополнительных
мер по обеспечению сохранности имущества должника
или для отмены таких мер;
6. подавать ходатайства в арбитражный суд для признания недействительными
сделок, исполнение по которым невозможно.
Обязанности:
1. вести реестр требований кредиторов, если только для исполнения
этой функции не был назначен регистратор;
2. возывать общее собрание кредиторов:
- в течение 15 дней с даты возникновения оснований для досрочного
прекращения процедуры финансового оздоровления (ст. 87 п. 2);
- в течение 14 дней с даты получения ходатайства для вынесения
на общее собрание кредиторов вопроса о внесении изменений в
график погашения задолженности (ст. 85 п. 1);
- если он не получает отчета от должника за один месяц до окончания
процедуры финансового оздоровления или не удовлетворен,
по получении такого отчета, ходом погашения кредиторской
задолженности (ст. 88 п. 4);
3. контролировать ход исполнения плана финансового оздоровления
и графика погашения задолженности;
4. рассматривать отчеты должника о ходе выполнения плана
финансового оздоровления и графика погашения задолженности
и представлять об этом информацию, а также свои мнения общему
собранию кредиторов (если только соответствующие полномочия
не были переданы комитету кредиторов (ст. 12 п. 2);
5. контролировать ход погашения задолженности должника перед
кредиторами согласно графику;
6. требовать исполнения по предоставленному обеспечению,
если должник не исполняет обязательств согласно графику погашения
задолженности;
7. исполнять иные обязанности, возложенные на него в соответствии
с Законом.