6.3 Особенности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 38 40 41 42 43 44 45
Внешнее управление должно вводиться только тогда,
когда у кредиторов есть реальные основания полагать, что
платежеспособность должника может быть восстановлена.
Решение о введении или продлении внешнего управления
принимается на собрании кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и
уполномоченных органов, включенных в реестр требований
кредиторов, независимо от числа голосов, присутствующих
на собрании кредиторов (п. 1 ст. 93, п. 2 ст. 15).
Первоначально внешнее управление вводится на срок не
более чем 18 месяцев, который может быть продлен еще на
6 месяцев или сокращен на основании вступившего в законную
силу определения арбитражного суда по ходатайству
собрания кредиторов. Если процедуре внешнего управления
предшествовала процедура финансового оздоровления,
то совокупный срок обеих процедур не может превышать
два года (п. 2 и 3 ст. 93, п. 2 ст. 108).
С даты введения внешнего управления вводится мораторий
на исполнение денежных обязательств, сроки исполнения
которых наступили до принятия заявления о признании
должника банкротом. Начисление всех неустоек, штрафов,
пени и иных финансовых санкций прекращается и никакие
действия не могут предприниматься против должника или
его имущества за некоторыми исключениями. Мораторий
распространяется также на обязательства, связанные с отказом
внешнего управляющего от исполнения договоров
должника в соответствии со ст. 102. Мораторий не распространяется
на задолженность и обязательные платежи, которые
возникли после принятия арбитражным судом заявления
о признании должника банкротом и срок исполнения
которых наступил после введения внешнего управления, а
так же на требования кредиторов о взыскании задолженности
по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским
договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни
или здоровью, а также о возмещении морального вреда (ст.
ст. 94-95, 102).
К упомянутым выше исключениям относятся исполнения
по исполнительным документам, выданным на основании
вступивших в законную силу до введения внешнего управления
решений о взыскании задолженности по текущим
платежам, а также требования кредиторов первой и второй
очереди (п. 2 ст. 95).
Проценты на сумму требований конкурсного кредитора
начисляются в порядке, установленном в соответствии с законом,
с даты введения внешнего управления в размере
ставки рефинансирования, установленной Центральным
банком Российской Федерации на дату введения внешнего
управления, либо до момента удовлетворения требований
должником, либо до даты вынесения судом определения о
начале расчетов по требованиям кредиторов. Начисленные
проценты не учитываются при определении размера требований
в целях голосования на собрании кредиторов и не
применяются к денежным обязательствам или требованиям
по уплате обязательных платежей, которые возникли после
принятия судом заявления о признании должника банкротом,
и срок исполнения которых наступил после введения
внешнего управления, и не применяются к денежным обязательствам
и требованиям по обязательным платежам, которые
возникли после принятия судом заявления о признании
должника банкротом и срок исполнения которых наступил
после введения внешнего управления (п. 2 ст. 95).
Внешний управляющий вправе вести переговоры с конкурсным
кредитором или уполномоченным органом о
меньшем размере процентной ставки (п. 2 ст. 95).
Внешнее управление проводит внешний управляющий.
Он вправе осуществлять все полномочия, которые ранее
осуществлялись органами управления должника или собственником
имущества должника, за исключением некоторых
полномочий, оставляемых за органами управления должника,
которые касаются акций и акционеров должника, продажи
предприятия должника или замещения его активов (п. 1
и 2 ст. 94).
Внешний управляющий обязан разработать план внешнего
управления в течение одного месяца с даты своего утверждения
арбитражным судом и представить его для утверждения
собранию кредиторов. Собрание созывается в
течение двух месяцев после утверждения внешнего управляющего
путем уведомления, сделанным в соответствии с требованиями
ст. 13. Внешний управляющий обязан обеспечить
возможность ознакомления кредиторов с планом
внешнего управления до проведения собрания. (Наилучшая
практика – отправить копию плана вместе с уведомлением о
собрании.)
План внешнего управления должен: (1) устанавливать
срок восстановления платежеспособности должника и содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности
должника в установленный срок; (2) предусматривать
меры по восстановлению платежеспособности
должника, условия и порядок реализации указанных мер,
расходы на их реализацию и иные расходы должника. План
должен также предусматривать разграничение компетенции
между собранием кредиторов и комитетом кредиторов, если
такое разграничение еще не установлено собранием кредиторов
(ст. 106).
На собрании кредиторов кредиторы имеют право:
- утвердить план;
- отклонить план и обратиться в арбитражный суд с ходатайством
о признании должника банкротом и об открытии
конкурсного производства;
- отклонить план и установить срок созыва следующего
собрания кредиторов для рассмотрения нового плана;
- отклонить план и отстранить внешнего управляющего с
одновременным утверждением саморегулируемой организации,
которая должна подготовить новый список кандидатур
и утвердить требования к новой кандидатуре внешнего
управляющего (п. 3 ст. 107).
Кредиторы имеют право предложить изменения или потребовать
изменить план. Однако, строго говоря, на собрании
кредиторов нет возможности для внесения изменений в
план. Единственной возможностью является отклонение
плана и установление срока (не более двух месяцев после
принятия решения) созыва следующего собрания кредиторов
для рассмотрения нового плана (п. 1 ст. 106, п.п. 1-3 ст.
107). Такой вариант целесообразно применять в случае, если
внешнее управление введено арбитражным судом при отсутствии
решения собрания кредиторов о введении внешнего
управления в отношении должника (п.2 ст. 75) и назначении
внешним управляющим арбитражного управляющего
не проводившего процедуру наблюдения данного должника.
Собранию желательно рекомендовать внешнему управляющему
концептуальные положения плана внешнего управления.
В случае если в течение четырех месяцев с даты введения
внешнего управления в арбитражный суд не представлен
план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов
(в течение двух месяцев, если внешнее управление
вводится в результате досрочного прекращения финансового
оздоровления в соответствии со ст. 87), суд может принять
решение о признании должника банкротом и об открытии
конкурсного производства (п. 5 ст. 107).
Сразу после утверждения плана кредиторами и его подачи
в арбитражный суд ответственность за его выполнение
возлагается на внешнего управляющего. Закон предоставляет
ему ряд полномочий с целью выполнения этого задания,
включая право на отказ от исполнения бесприбыльных
договоров.
Собрание кредиторов или комитет кредиторов имеют
право потребовать отчета внешнего управляющего о ходе
внешнего управления и реализации плана (п. 4 ст. 106).
План может включать различные меры или комплекс
различных мер, направленных на восстановление платежеспособности.
Список мер приводится в ст. 109 Закона и не
является исчерпывающим. Следует обратить внимание на
то, что на последнем месте в этом списке называются
"иные меры по восстановлению платежеспособности
должника". Таким образом, внешний управляющий вправе
предлагать любые меры при условии, что они направлены
на достижение цели по восстановлению платежеспособности,
и при условии, конечно, что они не нарушают
положений Закона.
В некоторых случаях предложенные меры по восстановлению
платежеспособности должника будут сосредотачиваться
на получении ликвидных средств посредством продажи
активов или увеличения уставного капитала должника
за счет взносов участников. С точки зрения кредиторов выполнение
таких мер контролировать легче.
Содержание и исполнение других планов внешнего управления
будет зависеть от успеха выполнения плана по реструктуризации
предприятия. Такие предложения более
трудные для выполнения, а также более трудные для контроля.
По этим вопросам необходимо обратиться к Разделу
2 данного пособия.
В любое время до окончания внешнего управления собственник
имущества должника, учредители (участники) или
третьи лица могут принять решение об удовлетворении требований кредиторов за счет имеющихся средств или о предоставлении
должнику денежных средств для удовлетворения
требований кредиторов. Это процесс начинается с
письменного уведомления внешнего управляющего и кредиторов.
Удовлетворение требований кредиторов должно
начаться в недельный срок после получения уведомления
внешним управляющим и завершиться в течение одного месяца.
Обратите внимание, что эти положения относятся
только к требованиям, включенным в реестр требований
кредиторов на момент их удовлетворения. После получения
уведомления внешним управляющим и до истечения срока
в один месяц не разрешается принимать удовлетворение от
какой-либо иной стороны, а направившая такое уведомление
сторона(ы) или при направлении уведомления от ее
имени не имеет права отказываться от исполнения удовлетворения.
Внешнее управление прекращается:
1. при завершении срока внешнего управления (не менее
чем за один месяц до даты его окончания внешний управляющий
обязан созвать собрание кредиторов для рассмотрения
его отчета);
2. если все требования кредиторов удовлетворены собственником
имущества должника, учредителями (участниками)
или третьими лицами, то в этом случае внешний управляющий
в течение десяти дней обязан уведомить всех кредиторов
и подготовить свой отчет, который не позднее чем
через четырнадцать дней он должен направить в арбитражный
суд без его предварительного рассмотрения собранием
кредиторов;
3. при заключении мирового соглашения.
Внешний управляющий может быть отстранен, если
(ст. 98):
1. арбитражный суд выносит определение на основании
ходатайства собрания кредиторов об его отстранении в
связи с ;
- неисполнением или ненадлежащим исполнением
внешним управляющим возложенных на него обязанностей;
- невыполнением предусмотренных планом внешнего
управления мер;
2. арбитражный суд выносит определение на основании
жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение
или ненадлежащее исполнение внешним управляющим
возложенных на него обязанностей при условии,
что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязанностей нарушило права заявителя жалобы, а также
повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или
его кредиторов;
3. выявлены обстоятельства, препятствовавшие утверждению
лица внешним управляющим, которые возникли после
утверждения лица внешним управляющим;
4. в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Внешний управляющий обязан подготовить отчет внешнего
управляющего и представить его собранию кредиторов
на рассмотрение:
- по результатам проведения внешнего управления (п. 1
ст. 117), не позже чем за один месяц до даты истечения установленного
срока внешнего управления (п.1 ст. 118);
- при наличии оснований для досрочного прекращения
внешнего управления, не позднее чем за три недели после
возникновения таких оснований (п. 1 ст. 117 и п. 1 ст. 118);
- по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания
кредиторов, не позднее чем через три недели после предъявления
такого требования (п. 1 ст. 117 и п. 1 ст. 118);
- при накоплении денежных средств, достаточных для
удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в
реестр требований кредиторов (п. 1 ст. 117).
См. перечень контрольных вопросов, касающихся требуемого
содержания отчета внешнего управляющего, который
должен быть предоставлен кредиторам для предварительного
ознакомления не менее чем за 10 дней до даты проведения
собрания или не менее чем за 45 дней до истечения срока
внешнего управления (п. 2 ст. 118).
Собрание кредиторов вправе принять одно из следующих
решений (п. 3 ст. 118):
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении
внешнего управления и переходе к расчетам с
кредиторами в случае восстановления платежеспособности
должника;
- об обращении в суд с ходатайством о прекращении производства
по делу в связи с удовлетворением всех требований
кредиторов;
- об обращении в суд с ходатайством о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства;
- о заключении мирового соглашения;
- об обращении в суд с ходатайством о продлении срока
внешнего управления (только, если по результатам отчета
имеются обстоятельства, препятствующие прекращению
внешнего управления).
Кредиторы вправе предъявить свои требования в любой
момент в ходе внешнего управления. Требования с приложением
обосновывающих документов должны направляться
в арбитражный суд и внешнему управляющему. Внешний
управляющий обязан в течение 5 дней уведомить представителей
учредителей (участников) и/или собственника имущества
и предоставить им возможность ознакомиться с требованиями
кредиторов и прилагаемыми к ним документами
(п. 1 и 2 ст. 100).
Возражения относительно требований кредиторов в течение
месяца с даты получения оспариваемых требований
внешним управляющим (п. 3 ст. 100) могут быть предъявлены
представителем учредителей (участников) должника
и/или представителем собственника имущества, внешним
управляющим или другими кредиторами, требования которых
включены в реестр.
Арбитражный суд выносит определение о наличии (отсутствии)
обоснованности требования кредитора и включении
(либо не включении) его в реестр требований и уведомляет
об этом внешнего управляющего или реестродержателя,
если он назначен, а также заявителя. Указанное определение
может быть обжаловано (п.п. 4-6 ст. 100).
После накопления денежных средств, достаточных для
начала расчетов с кредиторами определенной очереди,
внешний управляющий направляет в суд ходатайство о вынесении
определения о начале расчетов с кредиторами определенной
очереди. Определение арбитражного суда должно
указывать дату окончания расчетов с кредиторами, которая
не может превышать два месяца с даты вынесения определения
(ст. 122).
При восстановлении платежеспособности и вынесении
арбитражным судом определения о переходе к расчетам с
кредиторами, такое определение должно устанавливать
срок окончания таких расчетов, который не может превышать
шесть месяцев. Если это условие не выполняется, арбитражный
суд принимает решение о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства.
Внешний управляющий или реестродержатель, если он назначен,
несут ответственность за исключение из реестра
удовлетворенных требований кредиторов в соответствии с
установленной очередностью (ст. ст. 120 и 121).
Внешнее управление должно вводиться только тогда,
когда у кредиторов есть реальные основания полагать, что
платежеспособность должника может быть восстановлена.
Решение о введении или продлении внешнего управления
принимается на собрании кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и
уполномоченных органов, включенных в реестр требований
кредиторов, независимо от числа голосов, присутствующих
на собрании кредиторов (п. 1 ст. 93, п. 2 ст. 15).
Первоначально внешнее управление вводится на срок не
более чем 18 месяцев, который может быть продлен еще на
6 месяцев или сокращен на основании вступившего в законную
силу определения арбитражного суда по ходатайству
собрания кредиторов. Если процедуре внешнего управления
предшествовала процедура финансового оздоровления,
то совокупный срок обеих процедур не может превышать
два года (п. 2 и 3 ст. 93, п. 2 ст. 108).
С даты введения внешнего управления вводится мораторий
на исполнение денежных обязательств, сроки исполнения
которых наступили до принятия заявления о признании
должника банкротом. Начисление всех неустоек, штрафов,
пени и иных финансовых санкций прекращается и никакие
действия не могут предприниматься против должника или
его имущества за некоторыми исключениями. Мораторий
распространяется также на обязательства, связанные с отказом
внешнего управляющего от исполнения договоров
должника в соответствии со ст. 102. Мораторий не распространяется
на задолженность и обязательные платежи, которые
возникли после принятия арбитражным судом заявления
о признании должника банкротом и срок исполнения
которых наступил после введения внешнего управления, а
так же на требования кредиторов о взыскании задолженности
по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским
договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни
или здоровью, а также о возмещении морального вреда (ст.
ст. 94-95, 102).
К упомянутым выше исключениям относятся исполнения
по исполнительным документам, выданным на основании
вступивших в законную силу до введения внешнего управления
решений о взыскании задолженности по текущим
платежам, а также требования кредиторов первой и второй
очереди (п. 2 ст. 95).
Проценты на сумму требований конкурсного кредитора
начисляются в порядке, установленном в соответствии с законом,
с даты введения внешнего управления в размере
ставки рефинансирования, установленной Центральным
банком Российской Федерации на дату введения внешнего
управления, либо до момента удовлетворения требований
должником, либо до даты вынесения судом определения о
начале расчетов по требованиям кредиторов. Начисленные
проценты не учитываются при определении размера требований
в целях голосования на собрании кредиторов и не
применяются к денежным обязательствам или требованиям
по уплате обязательных платежей, которые возникли после
принятия судом заявления о признании должника банкротом,
и срок исполнения которых наступил после введения
внешнего управления, и не применяются к денежным обязательствам
и требованиям по обязательным платежам, которые
возникли после принятия судом заявления о признании
должника банкротом и срок исполнения которых наступил
после введения внешнего управления (п. 2 ст. 95).
Внешний управляющий вправе вести переговоры с конкурсным
кредитором или уполномоченным органом о
меньшем размере процентной ставки (п. 2 ст. 95).
Внешнее управление проводит внешний управляющий.
Он вправе осуществлять все полномочия, которые ранее
осуществлялись органами управления должника или собственником
имущества должника, за исключением некоторых
полномочий, оставляемых за органами управления должника,
которые касаются акций и акционеров должника, продажи
предприятия должника или замещения его активов (п. 1
и 2 ст. 94).
Внешний управляющий обязан разработать план внешнего
управления в течение одного месяца с даты своего утверждения
арбитражным судом и представить его для утверждения
собранию кредиторов. Собрание созывается в
течение двух месяцев после утверждения внешнего управляющего
путем уведомления, сделанным в соответствии с требованиями
ст. 13. Внешний управляющий обязан обеспечить
возможность ознакомления кредиторов с планом
внешнего управления до проведения собрания. (Наилучшая
практика – отправить копию плана вместе с уведомлением о
собрании.)
План внешнего управления должен: (1) устанавливать
срок восстановления платежеспособности должника и содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности
должника в установленный срок; (2) предусматривать
меры по восстановлению платежеспособности
должника, условия и порядок реализации указанных мер,
расходы на их реализацию и иные расходы должника. План
должен также предусматривать разграничение компетенции
между собранием кредиторов и комитетом кредиторов, если
такое разграничение еще не установлено собранием кредиторов
(ст. 106).
На собрании кредиторов кредиторы имеют право:
- утвердить план;
- отклонить план и обратиться в арбитражный суд с ходатайством
о признании должника банкротом и об открытии
конкурсного производства;
- отклонить план и установить срок созыва следующего
собрания кредиторов для рассмотрения нового плана;
- отклонить план и отстранить внешнего управляющего с
одновременным утверждением саморегулируемой организации,
которая должна подготовить новый список кандидатур
и утвердить требования к новой кандидатуре внешнего
управляющего (п. 3 ст. 107).
Кредиторы имеют право предложить изменения или потребовать
изменить план. Однако, строго говоря, на собрании
кредиторов нет возможности для внесения изменений в
план. Единственной возможностью является отклонение
плана и установление срока (не более двух месяцев после
принятия решения) созыва следующего собрания кредиторов
для рассмотрения нового плана (п. 1 ст. 106, п.п. 1-3 ст.
107). Такой вариант целесообразно применять в случае, если
внешнее управление введено арбитражным судом при отсутствии
решения собрания кредиторов о введении внешнего
управления в отношении должника (п.2 ст. 75) и назначении
внешним управляющим арбитражного управляющего
не проводившего процедуру наблюдения данного должника.
Собранию желательно рекомендовать внешнему управляющему
концептуальные положения плана внешнего управления.
В случае если в течение четырех месяцев с даты введения
внешнего управления в арбитражный суд не представлен
план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов
(в течение двух месяцев, если внешнее управление
вводится в результате досрочного прекращения финансового
оздоровления в соответствии со ст. 87), суд может принять
решение о признании должника банкротом и об открытии
конкурсного производства (п. 5 ст. 107).
Сразу после утверждения плана кредиторами и его подачи
в арбитражный суд ответственность за его выполнение
возлагается на внешнего управляющего. Закон предоставляет
ему ряд полномочий с целью выполнения этого задания,
включая право на отказ от исполнения бесприбыльных
договоров.
Собрание кредиторов или комитет кредиторов имеют
право потребовать отчета внешнего управляющего о ходе
внешнего управления и реализации плана (п. 4 ст. 106).
План может включать различные меры или комплекс
различных мер, направленных на восстановление платежеспособности.
Список мер приводится в ст. 109 Закона и не
является исчерпывающим. Следует обратить внимание на
то, что на последнем месте в этом списке называются
"иные меры по восстановлению платежеспособности
должника". Таким образом, внешний управляющий вправе
предлагать любые меры при условии, что они направлены
на достижение цели по восстановлению платежеспособности,
и при условии, конечно, что они не нарушают
положений Закона.
В некоторых случаях предложенные меры по восстановлению
платежеспособности должника будут сосредотачиваться
на получении ликвидных средств посредством продажи
активов или увеличения уставного капитала должника
за счет взносов участников. С точки зрения кредиторов выполнение
таких мер контролировать легче.
Содержание и исполнение других планов внешнего управления
будет зависеть от успеха выполнения плана по реструктуризации
предприятия. Такие предложения более
трудные для выполнения, а также более трудные для контроля.
По этим вопросам необходимо обратиться к Разделу
2 данного пособия.
В любое время до окончания внешнего управления собственник
имущества должника, учредители (участники) или
третьи лица могут принять решение об удовлетворении требований кредиторов за счет имеющихся средств или о предоставлении
должнику денежных средств для удовлетворения
требований кредиторов. Это процесс начинается с
письменного уведомления внешнего управляющего и кредиторов.
Удовлетворение требований кредиторов должно
начаться в недельный срок после получения уведомления
внешним управляющим и завершиться в течение одного месяца.
Обратите внимание, что эти положения относятся
только к требованиям, включенным в реестр требований
кредиторов на момент их удовлетворения. После получения
уведомления внешним управляющим и до истечения срока
в один месяц не разрешается принимать удовлетворение от
какой-либо иной стороны, а направившая такое уведомление
сторона(ы) или при направлении уведомления от ее
имени не имеет права отказываться от исполнения удовлетворения.
Внешнее управление прекращается:
1. при завершении срока внешнего управления (не менее
чем за один месяц до даты его окончания внешний управляющий
обязан созвать собрание кредиторов для рассмотрения
его отчета);
2. если все требования кредиторов удовлетворены собственником
имущества должника, учредителями (участниками)
или третьими лицами, то в этом случае внешний управляющий
в течение десяти дней обязан уведомить всех кредиторов
и подготовить свой отчет, который не позднее чем
через четырнадцать дней он должен направить в арбитражный
суд без его предварительного рассмотрения собранием
кредиторов;
3. при заключении мирового соглашения.
Внешний управляющий может быть отстранен, если
(ст. 98):
1. арбитражный суд выносит определение на основании
ходатайства собрания кредиторов об его отстранении в
связи с ;
- неисполнением или ненадлежащим исполнением
внешним управляющим возложенных на него обязанностей;
- невыполнением предусмотренных планом внешнего
управления мер;
2. арбитражный суд выносит определение на основании
жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение
или ненадлежащее исполнение внешним управляющим
возложенных на него обязанностей при условии,
что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязанностей нарушило права заявителя жалобы, а также
повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или
его кредиторов;
3. выявлены обстоятельства, препятствовавшие утверждению
лица внешним управляющим, которые возникли после
утверждения лица внешним управляющим;
4. в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Внешний управляющий обязан подготовить отчет внешнего
управляющего и представить его собранию кредиторов
на рассмотрение:
- по результатам проведения внешнего управления (п. 1
ст. 117), не позже чем за один месяц до даты истечения установленного
срока внешнего управления (п.1 ст. 118);
- при наличии оснований для досрочного прекращения
внешнего управления, не позднее чем за три недели после
возникновения таких оснований (п. 1 ст. 117 и п. 1 ст. 118);
- по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания
кредиторов, не позднее чем через три недели после предъявления
такого требования (п. 1 ст. 117 и п. 1 ст. 118);
- при накоплении денежных средств, достаточных для
удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в
реестр требований кредиторов (п. 1 ст. 117).
См. перечень контрольных вопросов, касающихся требуемого
содержания отчета внешнего управляющего, который
должен быть предоставлен кредиторам для предварительного
ознакомления не менее чем за 10 дней до даты проведения
собрания или не менее чем за 45 дней до истечения срока
внешнего управления (п. 2 ст. 118).
Собрание кредиторов вправе принять одно из следующих
решений (п. 3 ст. 118):
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении
внешнего управления и переходе к расчетам с
кредиторами в случае восстановления платежеспособности
должника;
- об обращении в суд с ходатайством о прекращении производства
по делу в связи с удовлетворением всех требований
кредиторов;
- об обращении в суд с ходатайством о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства;
- о заключении мирового соглашения;
- об обращении в суд с ходатайством о продлении срока
внешнего управления (только, если по результатам отчета
имеются обстоятельства, препятствующие прекращению
внешнего управления).
Кредиторы вправе предъявить свои требования в любой
момент в ходе внешнего управления. Требования с приложением
обосновывающих документов должны направляться
в арбитражный суд и внешнему управляющему. Внешний
управляющий обязан в течение 5 дней уведомить представителей
учредителей (участников) и/или собственника имущества
и предоставить им возможность ознакомиться с требованиями
кредиторов и прилагаемыми к ним документами
(п. 1 и 2 ст. 100).
Возражения относительно требований кредиторов в течение
месяца с даты получения оспариваемых требований
внешним управляющим (п. 3 ст. 100) могут быть предъявлены
представителем учредителей (участников) должника
и/или представителем собственника имущества, внешним
управляющим или другими кредиторами, требования которых
включены в реестр.
Арбитражный суд выносит определение о наличии (отсутствии)
обоснованности требования кредитора и включении
(либо не включении) его в реестр требований и уведомляет
об этом внешнего управляющего или реестродержателя,
если он назначен, а также заявителя. Указанное определение
может быть обжаловано (п.п. 4-6 ст. 100).
После накопления денежных средств, достаточных для
начала расчетов с кредиторами определенной очереди,
внешний управляющий направляет в суд ходатайство о вынесении
определения о начале расчетов с кредиторами определенной
очереди. Определение арбитражного суда должно
указывать дату окончания расчетов с кредиторами, которая
не может превышать два месяца с даты вынесения определения
(ст. 122).
При восстановлении платежеспособности и вынесении
арбитражным судом определения о переходе к расчетам с
кредиторами, такое определение должно устанавливать
срок окончания таких расчетов, который не может превышать
шесть месяцев. Если это условие не выполняется, арбитражный
суд принимает решение о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства.
Внешний управляющий или реестродержатель, если он назначен,
несут ответственность за исключение из реестра
удовлетворенных требований кредиторов в соответствии с
установленной очередностью (ст. ст. 120 и 121).