2.1 Определение и описание:
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 38 40 41 42 43 44 45
Определение
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от
26.10.02 № 127-ФЗ (далее также – Закон) не выделяет инициирование
процесса в качестве отдельной процедуры банкротства.
По этой причине Закон не содержит специального определения
инициирования банкротства, то есть это не нормативный термин,
а скорее, термин, принятый в юридическом обиходе.
Вместе с тем инициирование банкротства можно определить
как совершение действий, необходимых для начала дела о банкротстве
в арбитражном суде и применения в отношении должника одной
из процедур банкротства, установленных Законом.
Описание
Инициирование банкротства начинается с обращения
в арбитражный суд с заявлением о признании должника
банкротом. При этом должен быть соблюдён ряд требований,
установленных Законом:
- по сумме задолженности, которая служит основанием
обращения в арбитражный суд;
- по форме установления, закрепления этой задолженности;
- по сроку исполнения должником обязательства, на
котором основывается требование кредитора;
- по характеру обязательства, на котором основывается
требование кредитора.
Подробно указанные требования изложены в описании
процедуры наблюдения.
Круг субъектов, которые могут обратиться с заявлением
о признании банкротом (ст. 7):
- должник2;
- конкурсные кредиторы;
- уполномоченный орган.
Конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам,
за исключением уполномоченных органов,
граждан, перед которыми должник несёт ответственность
за причинение вреда жизни или здоровью, морального
вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения
по авторским договорам, а также учредителей (участников)
должника по обязательствам, вытекающим из такого
участия (ст. 2).
Иными словами, конкурсные кредиторы – это те, кого,
как правило, именуют просто "кредиторами", главные
участники процесса банкротства, поскольку все остальные
перечисленные лица не играют определяющей роли
в процессе. Остальных же (кроме учредителей (участников)
должника и уполномоченных органов) часто называют
"кредиторам первой-второй очереди".
Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению
конкурсного кредитора принимаются во внимание требования,
подтвержденные вступившим в законную силу
решением суда, арбитражного суда или третейского суда
(ст. 6). Право на обращение в арбитражный суд возникает
у конкурсного кредитора по истечении тридцати дней
с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного
документа в службу судебных приставов и
его копии должнику (ст. 7). Таким образом, для инициирования
процедуры банкротства, кредитору необходимо:
- обратиться в суд в обычном порядке (например, с
требованием о взыскании с должника суммы задолженности);
- получить судебное решение и исполнительный лист
по нему;
- направить исполнительный лист в службу судебных
приставов и его копию должнику;
- выждать тридцать дней.
Только после совершения указанных действий можно
обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании
должника банкротом.
Перед обращением в суд кредитору следует выбрать
СРО, из числа членов которой будет выбран арбитражный
управляющий. Наименование и место нахождения
саморегулируемой организации должны быть указаны в
заявлении о признании должника банкротом.
Уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной
власти, уполномоченные Правительством
Российской Федерации представлять в деле о банкротстве
и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных
платежей и требования Российской Федерации
по денежным обязательствам, а также органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления, уполномоченные представлять
в деле о банкротстве и в процедурах банкротства
требования по денежным обязательствам соответственно
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований (ст. 2).
Требования уполномоченных органов подтверждаются
по-разному, в зависимости от природы этих требований.
Требования по денежным обязательствам: подтверждаются
в том же порядке, что и требования конкурсного
кредитора, то есть после совершения всех действий, описанных
выше.
Требования уполномоченных органов об уплате обязательных
платежей принимаются во внимание для возбуждения
дела о банкротстве, если они подтверждены решением
налогового органа или таможенного органа о
взыскании задолженности за счет имущества должника.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у
уполномоченного органа по обязательным платежам по
истечении тридцати дней с даты принятия указанного решения.
Закон специально обращает внимание на то, что частичное
исполнение требований конкурсного кредитора,
уполномоченного органа не является основанием для отказа
арбитражным судом в принятии заявления о признании
должника банкротом, если сумма неудовлетворенных
требований составляет не менее чем 100 тысяч рублей
для должников-юридических лиц. То есть если должник
удовлетворил требование кредитора в части, заявление
о признании его банкротом всё равно должно быть принято арбитражным судом, если остаток долга превышает
100 тысяч рублей.
После получения заявления о признании должника
банкротом суд устанавливает, насколько обоснованы
требования к должнику в специальном судебном заседании
(ст. 48).
О времени и месте такого судебного заседания судья
арбитражного суда уведомляет лицо, направившее заявление
о признании должника банкротом, должника, заявленную
кредитором СРО и регулирующий орган, неявка
которых не препятствует рассмотрению вопроса о введении
наблюдения.
По результатам рассмотрения обоснованности требований
заявителя к должнику арбитражный суд выносит
одно из следующих определений:
о признании требований заявителя обоснованными и
введении наблюдения;
об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления
без рассмотрения;
об отказе во введении наблюдения и о прекращении
производства по делу о банкротстве.
Указанные определения могут быть обжалованы в порядке,
установленном Законом.
Определение о введении наблюдения выносится в случае,
если требование заявителя соответствует условиям,
установленным Законом, обоснованно и не удовлетворено
должником на дату заседания арбитражного суда.
Определение об отказе во введении наблюдения и об
оставлении заявления о признании должника банкротом
без рассмотрения выносится в случае, если в заседании
арбитражного суда требование лица, обратившегося с заявлением
о признании должника банкротом, признано
необоснованным или установлено отсутствие хотя бы одного
из условий, предусмотренных Законом, при условии,
что имеется заявление иного кредитора, то есть ктолибо
из кредиторов уже подал заявление о признании
должника банкротом.
Определение об отказе во введении наблюдения и о
прекращении производства по делу о банкротстве выносится
арбитражным судом при отсутствии заявлений
иных кредиторов о признании должника банкротом в
случае, если на дату заседания арбитражного суда по рассмотрению
заявления о признании должника банкротом
требование лица, обратившегося с заявлением о признании
должника банкротом, удовлетворено или требование
такого кредитора признано необоснованным либо установлено
отсутствие хотя бы одного из условий, предусмотренных
Законом.
В случае признания арбитражным судом требований
заявителя обоснованными и в случае введения наблюдения
требования иных заявителей рассматриваются уже в
ином порядке, установленном Законом (ст. 71). Порядок
этот более простой, поскольку рассматриваемые заявления
уже не являются поводом к возбуждению дела о банкротстве.
В частности, не требуется подтверждения долга
судебным решением и исполнительным листом.
В случае если арбитражный суд признает требование
заявителя необоснованным, но помимо этого требования
в суд будут поданы заявления иных кредиторов, суд будет
рассматривать обоснованность этих заявлений в указанном
порядке.
Определение о введении наблюдения выносится судьей
арбитражного суда единолично, в нём должны содержаться
указания на:
признание требований заявителя обоснованными и
введение наблюдения;
утверждение временного управляющего;
размер вознаграждения временного управляющего и
источник его выплаты.
Определение о введении наблюдения, а также определение
об утверждении временного управляющего подлежит
немедленному исполнению.
Указанные определения могут быть обжалованы. Важно
иметь в виду, что обжалование указанных определений
не приостанавливает их исполнение.
Определение
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от
26.10.02 № 127-ФЗ (далее также – Закон) не выделяет инициирование
процесса в качестве отдельной процедуры банкротства.
По этой причине Закон не содержит специального определения
инициирования банкротства, то есть это не нормативный термин,
а скорее, термин, принятый в юридическом обиходе.
Вместе с тем инициирование банкротства можно определить
как совершение действий, необходимых для начала дела о банкротстве
в арбитражном суде и применения в отношении должника одной
из процедур банкротства, установленных Законом.
Описание
Инициирование банкротства начинается с обращения
в арбитражный суд с заявлением о признании должника
банкротом. При этом должен быть соблюдён ряд требований,
установленных Законом:
- по сумме задолженности, которая служит основанием
обращения в арбитражный суд;
- по форме установления, закрепления этой задолженности;
- по сроку исполнения должником обязательства, на
котором основывается требование кредитора;
- по характеру обязательства, на котором основывается
требование кредитора.
Подробно указанные требования изложены в описании
процедуры наблюдения.
Круг субъектов, которые могут обратиться с заявлением
о признании банкротом (ст. 7):
- должник2;
- конкурсные кредиторы;
- уполномоченный орган.
Конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам,
за исключением уполномоченных органов,
граждан, перед которыми должник несёт ответственность
за причинение вреда жизни или здоровью, морального
вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения
по авторским договорам, а также учредителей (участников)
должника по обязательствам, вытекающим из такого
участия (ст. 2).
Иными словами, конкурсные кредиторы – это те, кого,
как правило, именуют просто "кредиторами", главные
участники процесса банкротства, поскольку все остальные
перечисленные лица не играют определяющей роли
в процессе. Остальных же (кроме учредителей (участников)
должника и уполномоченных органов) часто называют
"кредиторам первой-второй очереди".
Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению
конкурсного кредитора принимаются во внимание требования,
подтвержденные вступившим в законную силу
решением суда, арбитражного суда или третейского суда
(ст. 6). Право на обращение в арбитражный суд возникает
у конкурсного кредитора по истечении тридцати дней
с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного
документа в службу судебных приставов и
его копии должнику (ст. 7). Таким образом, для инициирования
процедуры банкротства, кредитору необходимо:
- обратиться в суд в обычном порядке (например, с
требованием о взыскании с должника суммы задолженности);
- получить судебное решение и исполнительный лист
по нему;
- направить исполнительный лист в службу судебных
приставов и его копию должнику;
- выждать тридцать дней.
Только после совершения указанных действий можно
обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании
должника банкротом.
Перед обращением в суд кредитору следует выбрать
СРО, из числа членов которой будет выбран арбитражный
управляющий. Наименование и место нахождения
саморегулируемой организации должны быть указаны в
заявлении о признании должника банкротом.
Уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной
власти, уполномоченные Правительством
Российской Федерации представлять в деле о банкротстве
и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных
платежей и требования Российской Федерации
по денежным обязательствам, а также органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления, уполномоченные представлять
в деле о банкротстве и в процедурах банкротства
требования по денежным обязательствам соответственно
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований (ст. 2).
Требования уполномоченных органов подтверждаются
по-разному, в зависимости от природы этих требований.
Требования по денежным обязательствам: подтверждаются
в том же порядке, что и требования конкурсного
кредитора, то есть после совершения всех действий, описанных
выше.
Требования уполномоченных органов об уплате обязательных
платежей принимаются во внимание для возбуждения
дела о банкротстве, если они подтверждены решением
налогового органа или таможенного органа о
взыскании задолженности за счет имущества должника.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у
уполномоченного органа по обязательным платежам по
истечении тридцати дней с даты принятия указанного решения.
Закон специально обращает внимание на то, что частичное
исполнение требований конкурсного кредитора,
уполномоченного органа не является основанием для отказа
арбитражным судом в принятии заявления о признании
должника банкротом, если сумма неудовлетворенных
требований составляет не менее чем 100 тысяч рублей
для должников-юридических лиц. То есть если должник
удовлетворил требование кредитора в части, заявление
о признании его банкротом всё равно должно быть принято арбитражным судом, если остаток долга превышает
100 тысяч рублей.
После получения заявления о признании должника
банкротом суд устанавливает, насколько обоснованы
требования к должнику в специальном судебном заседании
(ст. 48).
О времени и месте такого судебного заседания судья
арбитражного суда уведомляет лицо, направившее заявление
о признании должника банкротом, должника, заявленную
кредитором СРО и регулирующий орган, неявка
которых не препятствует рассмотрению вопроса о введении
наблюдения.
По результатам рассмотрения обоснованности требований
заявителя к должнику арбитражный суд выносит
одно из следующих определений:
о признании требований заявителя обоснованными и
введении наблюдения;
об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления
без рассмотрения;
об отказе во введении наблюдения и о прекращении
производства по делу о банкротстве.
Указанные определения могут быть обжалованы в порядке,
установленном Законом.
Определение о введении наблюдения выносится в случае,
если требование заявителя соответствует условиям,
установленным Законом, обоснованно и не удовлетворено
должником на дату заседания арбитражного суда.
Определение об отказе во введении наблюдения и об
оставлении заявления о признании должника банкротом
без рассмотрения выносится в случае, если в заседании
арбитражного суда требование лица, обратившегося с заявлением
о признании должника банкротом, признано
необоснованным или установлено отсутствие хотя бы одного
из условий, предусмотренных Законом, при условии,
что имеется заявление иного кредитора, то есть ктолибо
из кредиторов уже подал заявление о признании
должника банкротом.
Определение об отказе во введении наблюдения и о
прекращении производства по делу о банкротстве выносится
арбитражным судом при отсутствии заявлений
иных кредиторов о признании должника банкротом в
случае, если на дату заседания арбитражного суда по рассмотрению
заявления о признании должника банкротом
требование лица, обратившегося с заявлением о признании
должника банкротом, удовлетворено или требование
такого кредитора признано необоснованным либо установлено
отсутствие хотя бы одного из условий, предусмотренных
Законом.
В случае признания арбитражным судом требований
заявителя обоснованными и в случае введения наблюдения
требования иных заявителей рассматриваются уже в
ином порядке, установленном Законом (ст. 71). Порядок
этот более простой, поскольку рассматриваемые заявления
уже не являются поводом к возбуждению дела о банкротстве.
В частности, не требуется подтверждения долга
судебным решением и исполнительным листом.
В случае если арбитражный суд признает требование
заявителя необоснованным, но помимо этого требования
в суд будут поданы заявления иных кредиторов, суд будет
рассматривать обоснованность этих заявлений в указанном
порядке.
Определение о введении наблюдения выносится судьей
арбитражного суда единолично, в нём должны содержаться
указания на:
признание требований заявителя обоснованными и
введение наблюдения;
утверждение временного управляющего;
размер вознаграждения временного управляющего и
источник его выплаты.
Определение о введении наблюдения, а также определение
об утверждении временного управляющего подлежит
немедленному исполнению.
Указанные определения могут быть обжалованы. Важно
иметь в виду, что обжалование указанных определений
не приостанавливает их исполнение.