I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКРОТСТВЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36  38  40 41 42 43 44 45 

Банкротство следует рассматривать как инструмент достижения

определенных целей экономического развития и эффективного

использования производственных ресурсов (природных,

трудовых, капитальных). Экономический смысл института банкротств

в том и состоит, что этот институт должен служить механизмом

установления более эффективного режима управления

производственными ресурсами на уровне хозяйствующих субъектов

– предприятий.

Со времени вступления России на путь реформирования экономики

в стране был возрожден институт несостоятельности

(банкротства), который, как известно, является неотъемлемым

элементом рыночной экономики.

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным

судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить

требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить

обязанность по уплате обязательных платежей. Процесс

банкротства представляет собой последовательный переход от одной

процедуры банкротства к другой. Последовательность смены

процедур не является строго определенной.

Прежде чем перейти к подробной характеристике каждой из

процедур, остановимся на наиболее важных понятиях и институтах,

относящихся ко всему процессу в целом.

Собрание кредиторов

Собрание кредиторов является одним из центральных институтов

процесса банкротства. Закон исходит из того, что в ходе банкротства

должны быть учтены интересы всех без исключения кредиторов.

Поэтому отдельно взятый кредитор не может единолично

принимать решения, влияющие на ход процесса. Такие решения

должны приниматься с учетом мнения всех кредиторов. Поэтому

принятие наиболее важных и значимых решений в ходе процедур

банкротства отнесено к компетенции собрания кредиторов.

Собрание кредиторов созывается только в том случае, если у

должника несколько кредиторов, поскольку в противном случае

необходимость его созыва отсутствует – единственный кредитор

самостоятельно принимает все необходимые решения. Однако на

практике случаи участия в процессе единственного кредитора

встречаются редко.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются

конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, чьи требования

включены в реестр требований кредиторов на основании определения

арбитражного суда о включении указанных требований

в реестр требований кредиторов. Помимо них в собрании кредиторов

имеют право принимать участие без права голоса представитель

работников должника, представитель учредителей (участников)

должника, представитель собственника имущества должника

– унитарного предприятия. Эти лица вправе выступать по

вопросам повестки собрания кредиторов, но Закон не наделяет их

правом участвовать в голосовании при принятии решения (п. 1

ст. 12 Закона1).

Обязанность организации и проведения собрания кредиторов

возлагается Законом на арбитражного управляющего (п. 1 ст. 12).

Число голосов, которым обладает на собрании каждый из

кредиторов, определяется пропорционально размеру требований

этого кредитора к общему объему требований по денежным

обязательствам и об уплате обязательных платежей на дату проведения

собрания кредиторов. При этом, при определении числа

голосов на собрании не учитываются суммы неустойки

(штрафа, пени), процентов за просрочку платежа, убытков, подлежащих

возмещению за неисполнение обязательства, а также

иных имущественных и (или) финансовых санкций. То есть

принимается во внимание величина только "чистого" требования

к должнику (п. 3 ст. 12).

Таким образом, можно говорить о том, что учет интересов кредиторов

при принятии решения собранием кредиторов происходит

в соответствии с принципом пропорциональности. Чем больше

требование кредитора к должнику, тем больше у него возможности

повлиять на принимаемое собранием решение. И наоборот.

Решения, принятые на собрании кредиторов, будут иметь

юридическую силу только в случае, если на собрании присутствовали

конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие

в сумме более чем половиной голосов от общего числа голосов

конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных

в реестр требований кредиторов. В случае, если собрание

созывается во второй раз, после несостоявшегося собрания, оно

считается правомочным при присутствии конкурсных кредиторов

и уполномоченных органов, обладающих в сумме более чем

тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных

кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр

требований, при условии, что о месте и времени проведения собрания

кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные

органы были надлежащим образом уведомлены (п. 4 ст. 12).

Порядок уведомления о проведении собрания кредиторов устанавливается

ст. 13 Закона. Закон решает вопрос о форме надлежащего

уведомления в зависимости от количества кредиторов. Если

кредиторов пятьсот и меньше, то надлежащим уведомлением признается

направление каждому конкурсному кредитору, в каждый

уполномоченный орган либо иным лицам, имеющим право участвовать

в собрании кредиторов (представителю работника должника,

представителю учредителей (участников) должника, представителю

собственника имущества должника – унитарного предприятия)

сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее

чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов

либо иным способом, обеспечивающим получение такого

сообщения, не менее чем за пять дней до даты проведения собрания

кредиторов. Если количество кредиторов и уполномоченных органов

превышает пятьсот, то надлежащим уведомлением признается

опубликование сообщения о проведении собрания кредиторов в

средствах массовой информации. Сейчас такие сообщения публикуются

в "Российской Газете". Впоследствии соответствующий печатный

орган будет определён Правительством РФ. Сообщение о

проведении собрания кредиторов должно содержать сведения о:

- наименовании должника, месте его нахождения и адресе;

- дате, месте и времени проведения собрания кредиторов;

- повестке собрания кредиторов;

- порядке ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению

собранием кредиторов;

- порядке регистрации участников собрания.

Инициатива проведения собрания кредиторов может принадлежать:

- арбитражному управляющему;

- комитету кредиторов;

- конкурсным кредиторам и (или) уполномоченным органам,

права требования которых составляют не менее чем десять процентов

от общей суммы требований по денежным обязательствам

и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований

кредиторов;

- одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и

уполномоченных органов (п. 1 ст. 14).

Указанные субъекты направляют арбитражному управляющему

требование о проведении собрания кредиторов, в котором

должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в

повестку дня собрания. Арбитражный управляющий обязан организовать

проведение собрания кредиторов в течение трех недель с

момента получения требования комитета кредиторов, конкурсных

кредиторов и (или) уполномоченных органов.

Ряд вопросов, имеющих важное значение для хода всего процесса

банкротства, Закон относит к исключительной компетенции

собрания кредиторов:

- принятие решения о введении и об изменении срока проведения

финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении

с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

- утверждение и изменение плана внешнего управления;

- утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения

задолженности;

- утверждение требований к кандидатурам административного

управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

- выбор саморегулируемой организации для представления в

арбитражный суд кандидатур административного управляющего,

внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

- выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой

организацией;

- принятие решения о заключении мирового соглашения;

- принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством

о признании должника банкротом и об открытии конкурсного

производства;

- принятие решений об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава, избрании членов комитета

кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета

кредиторов;

- отнесение к компетенции комитета кредиторов принятия решений,

которые в соответствии с Законом принимаются собранием

кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением тех

решений, которые отнесены к исключительной компетенции собрания

кредиторов;

- избрание представителя собрания кредиторов.

Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции собрания

кредиторов, не могут быть переданы для решения иным

лицам или органам.

Собрание кредиторов принимает решение большинством голосов

от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных

органов, присутствующих на собрании кредиторов.

Большинством голосов от общего числа голосов конкурсных

кредиторов и уполномоченных органов собранием кредиторов

принимаются решения:

- об образовании комитета кредиторов, определении количественного

состава и полномочий комитета кредиторов, избрании

его членов;

- о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов

и об избрании нового состава комитета кредиторов;

- о введении финансового оздоровления, об изменении срока

его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством

в арбитражный суд;

- об утверждении графика погашения задолженности;

- о введении и продлении внешнего управления и об обращении

с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

- об утверждении плана внешнего управления;

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании

должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- о выборе саморегулируемой организации, из членов которой

арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении

арбитражного управляющего;

- о включении в повестку собрания кредиторов дополнительных

вопросов и принимаемых по ним решениях;

- о заключении мирового соглашения (п. 2 ст. 15).

Решение собрания кредиторов может быть признано недействительным

арбитражным судом по заявлению лиц, участвующих

в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе

по делу о банкротстве либо третьих лиц в случае, если решение собрания

кредиторов нарушает их права и законные интересы, либо

решение принято с нарушением установленных Законом пределов

компетенции собрания кредиторов (п. 4 ст. 15).

Реестр требований кредиторов

Реестр требований кредиторов представляет собой документ,

содержащий перечень сведений о размере, характере и основаниях

возникновения требований кредиторов к должнику, а также об

очередности их удовлетворения. Этот документ играет важную

роль на всех стадиях производства по делу о банкротстве, поскольку

независимо от размера и характера требований кредитора до

включения его требований в реестр, удовлетворение он получит

только в той сумме и очерёдности, которые указаны в реестре. Информация,

содержащаяся в реестре, используется также для определения

количества голосов того или иного кредитора при проведении

собраний кредиторов. Поэтому очень важно проследить и

приложить максимум усилий, чтобы требования кредитора были

отражены в реестре в полном объёме и попали в соответствующую

очередь. Особенно это касается требований, обеспеченных залогом

имущества должника.

Реестр требований ведет арбитражный управляющий либо

специально назначенное лицо – реестродержатель (п. 1 ст. 16).

Порядок включения требований кредиторов в реестр

Требования кредиторов подлежат включению в реестр требований

только на основании вступивших в силу судебных актов,

устанавливающих состав и размер требований к должнику. То

есть, кредитору, узнавшему о том, что в отношении его контрагента

возбуждено дело о банкротстве, необходимо обратиться в

арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве,

для подтверждения обоснованности своих требований.

В случае признания требований кредитора обоснованными суд

выносит соответствующее определение о включении требований

в реестр требований кредиторов и направляет его арбитражному

управляющему или реестродержателю (если собранием кредиторов

принято решение о привлечении такового). Иной порядок

предусмотрен для требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Эти требования

подлежат включению в реестр требований кредиторов арбитражным

управляющим (исключаются же на основании судебного

акта).

В случае если кредитору необходимо получить информацию,

имеющуюся в реестре требований кредиторов, он вправе обратиться

к арбитражному управляющему либо реестродержателю с

ходатайством о предоставлении выписки из реестра требований

кредиторов о размере, составе и очередности удовлетворения своих

требований. Однако для кредиторов, требования которых составляют

не менее одного процента общей кредиторской задолженности

Закон предусматривает возможность ознакомления с

полным перечнем сведений, содержащихся в реестре. Такие кредиторы

вправе потребовать предоставления копии всего реестра

требований кредиторов. Указанная копия заверяется арбитражным

управляющим.

Порядок определения состава и размера денежных обязательств

и обязательных платежей

Определение состава и размера денежных обязательств и обязательных

платежей имеет весьма важное значение на любой стадии

производства по делу о банкротстве.

Закон устанавливает общее правило, в соответствии с которым

состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей

определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании

должника банкротом. При этом не учитываются подлежащие

применению за неисполнение либо ненадлежащее исполнение

обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку

платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение

обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые

санкции, в том числе за неисполнение обязанности об уплате

обязательных платежей.

Если денежные обязательства и (или) обязанности по выплате

обязательных платежей возникли у должника до принятия арбитражным

судом заявления о признании его банкротом и требования

об их взыскании были заявлены кредиторами в ходе рассмотрения

дела о банкротстве (после принятия заявления о признании

должника банкротом и до принятия решения о признании должника

банкротом и об открытии конкурсного производства), то состав

и размер таких денежных обязательств и обязательных платежей

определяются на дату введения каждой процедуры банкротства,

следующей после наступления срока исполнения соответствующего

обязательства.

Если требования кредитора возникли до принятия арбитражным

судом заявления о признании должника банкротом и были

заявлены после признания должника банкротом и после открытия

конкурсного производства, то состав и размер таких требований

определяется на дату открытия конкурсного производства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей,

выраженных в иностранной валюте, определяется в рублях

по курсу Центрального Банка на дату введения каждой процедуры

банкротства, следующей после наступления срока исполнения

соответствующего обязательства.

Что касается размера денежных обязательств и обязательных

платежей, то он считается установленным только после подтверждения

арбитражным судом, в производстве которого находится дело о

несостоятельности (банкротстве). Для заявления первоначальных

требований при обращении с заявлением о признании должника

банкротом кредитору необходимо предоставить в арбитражный суд

решение арбитражного, третейского либо суда общей юрисдикции,

подтверждающее размер требований кредитора. Такие документы

могут быть представлены и после принятия судом указанного заявления

и начала дела о банкротстве. В этом случае арбитражный суд,

рассматривающий дело о банкротстве, выносит определение о

включении такого требования в реестр требований кредиторов. В

случае же когда у кредитора нет решения суда, подтверждающего

размер его требований к должнику, ему необходимо предоставить

арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве, иные

документы, подтверждающие размер требования к должнику (договор,

письма, в которых должник признаёт свою задолженность, акты

сверки, гарантийные письма и др.). По результатам их исследования

суд выносит определение о включении требования в соответствующую

очередь реестра требований кредиторов. Должник вправе

оспорить размер требований кредитора, размер денежных обязательств

или обязательных платежей. В этом случае размер требований,

обязательств и платежей определяется арбитражным судом.

Текущие платежи

Закон содержит также понятие "текущие платежи". Требования

по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований

кредиторов. В соответствии с п. 1 ст. 5 под текущими платежами

понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника

банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи,

срок исполнения которых наступил после введения соответствующей

процедуры банкротства. То есть Закон выделяет две

группы требований, относящихся к категории текущих платежей:

1. требования, которые возникли после принятия арбитражным

судом заявления о признании должника банкротом (например,

требования из договоров, опосредующих хозяйственную деятельность

должника после возбуждения дела о банкротстве);

2. требования, которые возникли до инициирования процедуры

банкротства, но срок исполнения по которым наступил после

принятия судом заявления о признании должника банкротом.

Кредиторы по текущим требованиям не являются лицами,

участвующими в деле, не принимают участия в собраниях кредиторов

и не могут влиять на ход процесса банкротства. Требования

кредиторов по текущим платежам подлежат удовлетворению во

внеочередном порядке (п. 1 ст. 134).

Комитет кредиторов

Комитет кредиторов является специальным представительным

органом кредиторов. В делах, где количество кредиторов превышает

50, подготовка и проведение собрания кредиторов представляет

достаточно большую сложность из-за столь значительного

количества участников. Для этого Законом предусмотрено создание

особого органа кредиторов – комитета кредиторов. Его

цель – представлять интересы кредиторов в ходе производства по

делу о банкротстве. Именно собрание кредиторов наделяет комитет

кредиторов определёнными полномочиями, которые он обязан

осуществлять и за рамки которых он не может выйти.

Комитет кредиторов избирается собранием кредиторов из числа

физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и

уполномоченных органов. В соответствии с п.2 ст. 18 Закона выборы

комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием.

Кумулятивное голосование означает, что кредитор

вправе отдать принадлежащие ему голоса за одного кандидата или

распределить их между несколькими кандидатами в члены комитета

кредиторов. При избрании комитета, каждый конкурсный

кредитор и уполномоченный орган обладает числом голосов, равным

размеру его требования в рублях, умноженному на число членов

комитета кредиторов. Такой порядок распределения голосов

позволяет миноритарным кредиторам (кредиторам с неконтрольным

числом голосов) влиять на состав комитета кредиторов, то

есть несколько уравнивает шансы, несмотря имеющийся у мажоритарных

кредиторов перевес голосов. Однако, чтобы воспользоваться

преимуществами кумулятивного голосования необходимо

тщательно просчитывать дальнейшее развитие ситуации, а для

этого необходимо иметь максимум возможной информации о

предстоящем голосовании, в том числе и о предполагаемых предпочтениях

крупных кредиторов. Очевидно, что для этого, помимо

прочей, может быть использована информация, полученная из

неофициальных источников. В то же время, преимущества крупных

кредиторов не сводятся на нет совсем, что, зачастую, позволяет

им "провести" в состав комитета кредиторов необходимую кандидатуру,

то есть, нужно иметь в виду возможность мажоритарных

кредиторов (кредиторов с контрольным числом голосов) опосредованно

влиять на принятие решений комитетом кредиторов.

На практике очень часто встречаются ошибки при голосовании

по избранию персонального состава комитета кредиторов в

связи с существующей сложностью подсчета суммы голосов, распределенных

между кандидатами. Необходимо обратить внимание

на то, что если сумма распределенных голосов будет более числа

голосов, принадлежащих кредитору, то такой бюллетень будет считаться

недействительным. В связи с этим на многих собраниях

при голосовании по данному вопросу применяются долевые или

словарные указания на число голосов.

Рассмотрим следующий пример.

Сумма требований кредитора ООО "Кредитор" в соответствии

с реестром требований кредиторов равна 150 450 руб. (150 450 голосов).

По вопросу избрания персонального состава комитета кредиторов

в количестве трех человек было предложено пять кандидатур.

Таким образом, ООО "Кредитору" в соответствии с принципом кумулятивного

голосования принадлежит 150 450 х 3 = 451 350 голосов,

которые он может распределить в бюллетене следующим образом:

Возможны и иные варианты указаний на число голосов, отданных

за каждого из кандидатов в члены комитета кредиторов.

Количественный состав комитета кредиторов определяется

собранием кредиторов. Закон устанавливает только то, что в его

состав может входить от трех до одиннадцати членов. Каждый

член комитета кредиторов обладает одним голосом. Решения

принимаются большинством голосов от общего количества членов

комитета кредиторов.

Арбитражный управляющий

Арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации,

утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур

банкротства. Арбитражный управляющий должен быть членом

саморегулируемой организации арбитражных управляющих

(далее также – СРО).

На каждой стадии рассмотрения дела о банкротстве арбитражный

управляющий выступает в качестве: на стадии наблюдения –

временного управляющего, на стадии финансового оздоровления

– административного управляющего, на стадии внешнего управления

– внешнего управляющего, на стадии конкурсного производства

– конкурсного управляющего. Каждый последующий

арбитражный управляющий является процессуальным правопреемником

предыдущего.

Выбор арбитражного управляющего очень важен для кредиторов,

поскольку от него во многом зависит ход всего процесса банкротства.

В заявлении о признании должника банкротом кредитор, инициирующий

процесс, должен указать наименование и адрес СРО,

из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий.

Кроме того, кредитор может указать профессиональные

требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Эти требования

могут зависеть от сферы, в которой действует предприятиедолжник

(например, металлургическое предприятие или птицефабрика),

а также специфики его деятельности (например, предприятия

ВПК, для работы на которых требуется оформление допуска к

государственной тайне). В случае принятия заявления кредитора,

арбитражный суд направляет определение о принятии заявления

кредитора о признании должника банкротом в указанную в нем саморегулируемую

организацию. Саморегулируемая организация составляет

список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными

в качестве арбитражного управляющего, которые в наибольшей

степени соответствуют указанным кредитором требованиям.

В списке должны быть указаны три кандидатуры, расположенные

в порядке уменьшения их соответствия требованиям,

сформулированным в запросе. Если таких требований в запросе не

сформулировано, саморегулируемая организация проводит отбор

самостоятельно из числа своих членов, изъявивших согласие быть

утвержденным в качестве арбитражного управляющего. Список

кандидатур направляется в арбитражный суд, собранию кредиторов

или его представителю, а также должнику. Должник и собрание

кредиторов (либо его представитель) вправе отвести каждый по одной

кандидатуре из представленного списка. Оставшаяся кандидатура

утверждается арбитражным судом в случае соответствия

предъявляемым Законом требованиям, а также отсутствия нарушений

процедуры отбора. Если должник и (или) собрание кредиторов

(представитель собрания кредиторов) не воспользовались своим

правом отвода, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую

более высокую позицию в списке кандидатур.

При выборе конкретной саморегулируемой организации арбитражных

управляющих кредитору необходимо учитывать профессионализм,

опыт, беспристрастность и лояльность арбитражных

управляющих.

Очередность удовлетворения требований кредиторов

Закон предусматривает возможность удовлетворения требований

кредиторов в ходе процесса банкротства в ряде случаев: в ходе

внешнего управления, в ходе финансового оздоровления, либо

в ходе конкурсного производства. Помимо этого, в ходе процедуры

наблюдения возможно удовлетворение требований кредиторов

1 и 2 очереди реестра требований кредиторов.

Внешнее управление имеет своей целью восстановление платежеспособности

должника. Если в ходе проведения мероприятий,

предусмотренных планом внешнего управления, платежеспособность

должника полностью восстановлена, собрание кредиторов

вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о прекращении

внешнего управления и переходе к расчетам с кредиторами.

Финансовое оздоровление – это процедура банкротства, целью

которого является восстановление платежеспособности

должника и погашение задолженности в соответствии с графиком

погашения задолженности.

Конкурсное производство проводится с целью соразмерного

удовлетворения требований кредиторов.

Во всех случаях Закон устанавливает единую очередность удовлетворения

требований кредиторов.

В основе установленной Законом очередности удовлетворения

требований кредиторов лежат два принципа:

1) требования каждой следующей очереди подлежат удовлетворению

только в случае, если требования предыдущей очереди

удовлетворены в полном объеме;

2) если средств должника недостаточно для полного удовлетворения

требований кредиторов в рамках одной очереди, удовлетворение

осуществляется пропорционально.

Законом предусмотрено три очереди удовлетворения требований

кредиторов. Однако некоторые категории расходов и

требований производятся и удовлетворяются вне очереди.

Это во многом обусловлено тем, что указанные расходы и требования

возникли после инициирования процесса банкротства.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 134 Закона вне очереди погашаются:

- судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование

сообщений, предусмотренных Законом;

- расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному

управляющему, реестродержателю;

- текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые

для осуществления деятельности должника;

- требования кредиторов, возникшие в период после принятия

арбитражным судом заявления о признании должника банкротом

и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов

по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного

производства;

- задолженность по заработной плате, возникшая после принятия

арбитражным судом заявления о признании должника банкротом,

в том числе и в ходе конкурсного производства;

- иные, связанные с проведением процедур банкротства,

расходы.

В случае если прекращение деятельности организации должника

или ее структурных подразделений может повлечь за собой

техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей,

вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий

по недопущению возникновения таких последствий.

К требованиям первой очереди относятся требования граждан,

перед которыми должник несет ответственность за причинение

вреда жизни или здоровью. Удовлетворение таких требований

происходит путем капитализации соответствующих повременных

платежей. К первой очереди также относятся требования о компенсации

морального вреда.

Ко второй очереди относятся требования о выплате выходных

пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому

договору, а также требования по выплате вознаграждений

по авторским договорам.

К третьей очереди относятся требования всех других кредиторов.

Особое место в рамках этой очереди занимают кредиторы,

чьи требования к должнику обеспечены договором залога (назов

ём их "залоговыми" кредиторами). Имущество, являющееся

предметом залога, включается в конкурсную массу, но учитывается

отдельно и подлежит обязательной оценке. П. 4 статья 134

Закона устанавливает, что требования залоговых кредиторов

удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно

перед иными кредиторами, за исключением кредиторов

первой и второй очереди, требования которых возникли до заключения

договора залога с должником. Важно обратить внимание

на то, что требования залогового кредитора удовлетворяются

вне очереди не в полной сумме, а только в пределах сумм, вырученных

от продажи предмета залога, остаток же требований залогового

кредитора переходит в третью очередь. Таким образом, если

требования кредиторов первой либо второй очереди возникли

до заключения договора залога с кредитором третьей очереди, то

они будут иметь преимущество перед требованиями такого кредитора

и будут удовлетворяться раньше. Затем удовлетворяются

требования кредиторов первой и второй очереди, возникшие после

заключения должником договора залога с кредитором третьей

очереди. И только после этого подлежат удовлетворению требования

оставшихся кредиторов третьей очереди, в том числе и

остаток требований "залогового" кредитора.

Порядок обжалования кредиторами действий

(бездействия) арбитражного управляющего

В случае если действия (бездействие) арбитражного управляющего

нарушают права и законные интересы кредиторов, такие действия

(бездействие) могут быть обжалованы кредиторами.

Правом обжаловать действия (бездействие) арбитражного управляющего

обладают:

- конкретный кредитор;

- комитет кредиторов (п. 3 ст. 17);

- собрание кредиторов (может ходатайствовать об отстранении

арбитражного управляющего).

Неправомерные действия (бездействие) арбитражного управляющего

могут быть обжалованы в арбитражный суд. Помимо обращения

в суд должник может обжаловать действия и (или) бездействие

арбитражного управляющего в саморегулируемую организацию,

членом которой является последний.

Очередность удовлетворения требований кредиторов

Вне очереди - Судебные расходы должника, в том числе расходы

на опубликование сообщений, предусмотренных

Законом;

- расходы, связанные с выплатой вознаграждения

арбитражному управляющему, реестродержателю;

- текущие коммунальные и эксплуатационные

платежи, необходимые для осуществления деятельности

должника;

- требования кредиторов, возникшие в период

после принятия арбитражным судом заявления

о признании должника банкротом и до признания

должника банкротом, а также требования

кредиторов по денежным обязательствам, возникшие

в ходе конкурсного производства;

- задолженность по заработной плате, возникшая

после принятия арбитражным судом заявления

о признании должника банкротом, в том

числе и в ходе конкурсного производства;

- иные связанные с проведением процедур банкротства

расходы.

1-ая очередь Требования граждан, перед которыми должник

несет ответственность за причинение вреда жизни

или здоровью, а также компенсация морального

вреда.

2-ая очередь Требования о выплате выходных пособий и оплате

труда лиц, работающих или работавших по

трудовому договору, а также требования по выплате

вознаграждений по авторским договорам.

3-я очередь Требования всех других кредиторов.

Схема 1

Обжалование действий (бездействия) арбитражного управляющего

в арбитражный суд

Ст. 60 Закона устанавливает общее правило, в соответствии с которым

жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов

рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее

чем через месяц с даты получения таких жалоб. Жалобы кредиторов

на действия (бездействие) арбитражного управляющего рассматриваются

судьей арбитражного суда единолично и по результатам такого

рассмотрения судья выносит определение.

В ходе каждой процедуры банкротства арбитражный управляющий

может быть отстранен арбитражным судом по жалобе кредитора

на неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным

управляющим возложенных на него обязанностей. Арбитражный

суд отстраняет арбитражного управляющего в случае удовлетворения

жалобы, поданной кредитором. Обязательным условием

для удовлетворения судом такой жалобы является нарушение прав

и законных интересов кредитора, подавшего жалобу, а также причинение

либо возможность причинения убытков должнику либо

его кредиторам. Закон содержит указание на возможность отстранения

по жалобе кредитора временного управляющего в ходе наблюдения

(п. 3 ст. 65), административного управляющего в ходе

финансового оздоровления (п. 5 ст. 83), внешнего управляющего в

ходе внешнего управления (п. 1 ст. 98), а также конкурсного управляющего

в ходе конкурсного производства (п. 1 ст. 145).

Обжалование действий (бездействия) арбитражного управляющего

в саморегулируемую организацию

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих

(СРО) в соответствии с Законом обязана осуществлять контроль за

профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения

требований Закона и установленных правил профессиональной деятельности

арбитражного управляющего, а также рассматривать жалобы

на действия своего члена, исполняющего обязанности арбитражного

управляющего в деле о банкротстве (п. 2 ст. 22). Соответственно,

кредитор, чьи права и законные интересы нарушены действиями

и (или) бездействием арбитражного управляющего, вправе

подать на последнего жалобу в саморегулируемую организацию,

членом которой таковой является. В свою очередь, СРО вправе:

1) по результатам проведения соответствующей проверки применить

в отношении арбитражного управляющего предусмотренные

учредительными и иными документами меры дисциплинарной ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;

2) заявить в арбитражный суд ходатайство об отстранении от

участия в деле о банкротстве своего члена, в действиях (бездействии)

которого установлены нарушения законодательства о

несостоятельности (банкротстве).

Возможность подачи жалобы в арбитражный суд и возможность

обжалования действий (бездействия) арбитражного управляющего

в саморегулируемую организацию не являются взаимоисключающими.

Закон не содержит на этот счёт никакого запрета,

поэтому кредитор может использовать оба порядка обжалования

одновременно.

Следует заметить, что любая жалоба на действия (бездействие)

арбитражного управляющего должна быть обоснована и содержать

ссылки на соответствующие нормативные акты.

Схема 2

Права и обязанности кредиторов как лиц, участвующих в деле о банкротстве

Вытекающие из ст. 41 АПК РФ Вытекающие из Закона

- участвовать в судебных заседаниях;

- знакомиться с материалами дела, делать

выписки из них, снимать копии;

- заявлять отводы;

- представлять доказательства и знакомиться

с доказательствами, представленными

другими лицами, участвующими в деле, до

начала судебного разбирательства;

- участвовать в исследовании доказательств;

- задавать вопросы другим участникам арбитражного

процесса, заявлять ходатайства,

делать заявления, давать объяснения арбитражному

суду, приводить свои доводы по

всем возникающим в ходе рассмотрения дела

вопросам;

- знакомиться с ходатайствами, заявленными

другими лицами, возражать против ходатайств,

доводов других лиц, участвующих в

деле;

- знать о жалобах, поданных другими лицами,

участвующими в деле, знать о принятых

по данному делу судебных актах и получать

копии судебных актов, принимаемых в виде

отдельного документа;

- обжаловать судебные акты;

- действовать добросовестно и разумно.

- предъявлять требования к

должнику;

- требовать от арбитражного управляющего

проведения собрания кредиторов;

- участвовать в принятии решения на

собрании кредиторов;

- контролировать деятельность арбитражного

управляющего;

- обжаловать действия (бездействие)

арбитражного управляющего;

- требовать возмещение убытков;

- получать денежные средства;

- действовать добросовестно и разумно.

Банкротство следует рассматривать как инструмент достижения

определенных целей экономического развития и эффективного

использования производственных ресурсов (природных,

трудовых, капитальных). Экономический смысл института банкротств

в том и состоит, что этот институт должен служить механизмом

установления более эффективного режима управления

производственными ресурсами на уровне хозяйствующих субъектов

– предприятий.

Со времени вступления России на путь реформирования экономики

в стране был возрожден институт несостоятельности

(банкротства), который, как известно, является неотъемлемым

элементом рыночной экономики.

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным

судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить

требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить

обязанность по уплате обязательных платежей. Процесс

банкротства представляет собой последовательный переход от одной

процедуры банкротства к другой. Последовательность смены

процедур не является строго определенной.

Прежде чем перейти к подробной характеристике каждой из

процедур, остановимся на наиболее важных понятиях и институтах,

относящихся ко всему процессу в целом.

Собрание кредиторов

Собрание кредиторов является одним из центральных институтов

процесса банкротства. Закон исходит из того, что в ходе банкротства

должны быть учтены интересы всех без исключения кредиторов.

Поэтому отдельно взятый кредитор не может единолично

принимать решения, влияющие на ход процесса. Такие решения

должны приниматься с учетом мнения всех кредиторов. Поэтому

принятие наиболее важных и значимых решений в ходе процедур

банкротства отнесено к компетенции собрания кредиторов.

Собрание кредиторов созывается только в том случае, если у

должника несколько кредиторов, поскольку в противном случае

необходимость его созыва отсутствует – единственный кредитор

самостоятельно принимает все необходимые решения. Однако на

практике случаи участия в процессе единственного кредитора

встречаются редко.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются

конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, чьи требования

включены в реестр требований кредиторов на основании определения

арбитражного суда о включении указанных требований

в реестр требований кредиторов. Помимо них в собрании кредиторов

имеют право принимать участие без права голоса представитель

работников должника, представитель учредителей (участников)

должника, представитель собственника имущества должника

– унитарного предприятия. Эти лица вправе выступать по

вопросам повестки собрания кредиторов, но Закон не наделяет их

правом участвовать в голосовании при принятии решения (п. 1

ст. 12 Закона1).

Обязанность организации и проведения собрания кредиторов

возлагается Законом на арбитражного управляющего (п. 1 ст. 12).

Число голосов, которым обладает на собрании каждый из

кредиторов, определяется пропорционально размеру требований

этого кредитора к общему объему требований по денежным

обязательствам и об уплате обязательных платежей на дату проведения

собрания кредиторов. При этом, при определении числа

голосов на собрании не учитываются суммы неустойки

(штрафа, пени), процентов за просрочку платежа, убытков, подлежащих

возмещению за неисполнение обязательства, а также

иных имущественных и (или) финансовых санкций. То есть

принимается во внимание величина только "чистого" требования

к должнику (п. 3 ст. 12).

Таким образом, можно говорить о том, что учет интересов кредиторов

при принятии решения собранием кредиторов происходит

в соответствии с принципом пропорциональности. Чем больше

требование кредитора к должнику, тем больше у него возможности

повлиять на принимаемое собранием решение. И наоборот.

Решения, принятые на собрании кредиторов, будут иметь

юридическую силу только в случае, если на собрании присутствовали

конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие

в сумме более чем половиной голосов от общего числа голосов

конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных

в реестр требований кредиторов. В случае, если собрание

созывается во второй раз, после несостоявшегося собрания, оно

считается правомочным при присутствии конкурсных кредиторов

и уполномоченных органов, обладающих в сумме более чем

тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных

кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр

требований, при условии, что о месте и времени проведения собрания

кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные

органы были надлежащим образом уведомлены (п. 4 ст. 12).

Порядок уведомления о проведении собрания кредиторов устанавливается

ст. 13 Закона. Закон решает вопрос о форме надлежащего

уведомления в зависимости от количества кредиторов. Если

кредиторов пятьсот и меньше, то надлежащим уведомлением признается

направление каждому конкурсному кредитору, в каждый

уполномоченный орган либо иным лицам, имеющим право участвовать

в собрании кредиторов (представителю работника должника,

представителю учредителей (участников) должника, представителю

собственника имущества должника – унитарного предприятия)

сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее

чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов

либо иным способом, обеспечивающим получение такого

сообщения, не менее чем за пять дней до даты проведения собрания

кредиторов. Если количество кредиторов и уполномоченных органов

превышает пятьсот, то надлежащим уведомлением признается

опубликование сообщения о проведении собрания кредиторов в

средствах массовой информации. Сейчас такие сообщения публикуются

в "Российской Газете". Впоследствии соответствующий печатный

орган будет определён Правительством РФ. Сообщение о

проведении собрания кредиторов должно содержать сведения о:

- наименовании должника, месте его нахождения и адресе;

- дате, месте и времени проведения собрания кредиторов;

- повестке собрания кредиторов;

- порядке ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению

собранием кредиторов;

- порядке регистрации участников собрания.

Инициатива проведения собрания кредиторов может принадлежать:

- арбитражному управляющему;

- комитету кредиторов;

- конкурсным кредиторам и (или) уполномоченным органам,

права требования которых составляют не менее чем десять процентов

от общей суммы требований по денежным обязательствам

и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований

кредиторов;

- одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и

уполномоченных органов (п. 1 ст. 14).

Указанные субъекты направляют арбитражному управляющему

требование о проведении собрания кредиторов, в котором

должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в

повестку дня собрания. Арбитражный управляющий обязан организовать

проведение собрания кредиторов в течение трех недель с

момента получения требования комитета кредиторов, конкурсных

кредиторов и (или) уполномоченных органов.

Ряд вопросов, имеющих важное значение для хода всего процесса

банкротства, Закон относит к исключительной компетенции

собрания кредиторов:

- принятие решения о введении и об изменении срока проведения

финансового оздоровления, внешнег