IX. БАНКРОТСТВО ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДОЛЖНИКОВ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36  38  40 41 42 43 44 45 

1) Банкротство градообразующих организаций

В соответствии с п. 1 ст. 169 градообразующей организацией

признается юридическое лицо, численность работников которого:

- составляет не менее двадцати пяти процентов численности

работающего населения соответствующего населенного пункта,

либо

- превышает пять тысяч человек.

Особый порядок банкротства градообразующей организации

обусловлен во многом ее особым статусом, особым значением для

жителей населенного пункта, в котором та находится. Законодатель

исходит из нежелательности банкротства градообразующей

организации, поскольку это с неизбежностью приведет к потере

рабочих мест не менее чем четверти местного населения или же не

менее чем пяти тысяч жителей. Именно это обстоятельство обуславливает:

- наличие дополнительных оснований введения внешнего управления

(арбитражным судом самостоятельно в случае, если соответствующее

решение не принято собранием кредиторов, либо

по ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного

к участию в деле органа исполнительной власти Российской

Федерации или ее субъекта при предоставлении поручительства)

(ст. 171);

- наличие такого института, как поручительство Российской

Федерации, ее субъекта или муниципального образования по долгам

градообразующей организации (ст. 173);

- наличие возможности продления не более чем на год срока

финансового оздоровления или внешнего управления при предоставлении

поручительства (ст. 172);

- наличие возможности у Российской Федерации, ее субъекта

или муниципального образования в любое время до окончания

финансового оздоровления или внешнего управления рассчитаться

со всеми кредиторами градообразующей организации и тем самым прекратить дальнейшее производство по делу о банкротстве

(ст. 174).

Все это направлено на то, чтобы по возможности не допустить

признания градообразующей организации банкротом. И даже если

всех предпринятых в ходе наблюдения, финансового оздоровления

и внешнего управления мер окажется недостаточно и градообразующую

организацию признают банкротом, при продаже

ее предприятия в ходе конкурсного производства, привлеченный

к участию в деле о банкротстве федеральный орган исполнительной

власти или орган местного самоуправления вправе заявить

ходатайство о включении в качестве существенного условия в договор

купли-продажи предприятия условия о сохранении рабочих

мест не менее чем пятидесяти процентам работников этого предприятия

на определенный срок, но не более чем на три года (ст.

175). Такое положение закона призвано по возможности минимизировать

для местного населения негативные последствия, связанные

с банкротством градообразующей организации.

2) Банкротство сельскохозяйственных организаций

В соответствии с п. 1 ст. 177 сельскохозяйственной организацией

признается юридическое лицо, основными видами деятельности

которого являются производство или производство и переработка

сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации

которой составляет не менее пятидесяти процентов общей

суммы выручки. П. 2 ст. 177 распространяет положения §3 главы

IX на рыболовецкие артели (колхозы), выручка которых от реализации

произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной

продукции и выловленных (добытых) водных

биологических ресурсов составляет не менее семидесяти процентов

общей суммы выручки.

Особенности некоторых процедур банкротства сельскохозяйственных

организаций во многом обусловлены сезонным характером

их деятельности. Так:

- при анализе финансового состояния должника в рамках наблюдения

во внимание принимается сезонность сельскохозяйственного

производства (п. 1 ст. 178);

- финансовое оздоровление и внешнее управление вводится на

срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных

работ с учетом времени, необходимого для реализации

продукции (п. 2 и 3 ст. 178).

При этом, если в ходе финансового оздоровления или внешнего

управления имели место спад и ухудшение финансового состояния

сельскохозяйственной организации в связи со стихийными

бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими

чрезвычайный характер, срок и финансового оздоровления,

и внешнего управления может быть продлен на год (абз. 2 п.

2 и абз. 2 п.3 ст. 178).

Закон устанавливает некоторые особенности порядка продажи

имущества, принадлежащего должнику сельскохозяйственной

организации:

- преимущественное право приобретения имущества должника

принадлежит лицам, занимающимся производством или производством

и переработкой сельскохозяйственной продукции,

владеющим земельным участком, который непосредственно прилегает

к земельному участку должника (п. 2 ст. 179);

- преимущественное право приобретения объектов недвижимости,

использующихся в целях сельскохозяйственного производства

и принадлежавших сельскохозяйственной организации,

признанной банкротом, при прочих равных условиях принадлежит

сельскохозяйственным организациям или крестьянским

(фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности

(п. 3 ст. 177);

- земельные участки, принадлежавшие сельскохозяйственной

организации, признанной банкротом, могут отчуждаться или переходить

другому лицу в той мере, в какой их оборот допускается

земельным законодательством (п. 4 ст. 177).

3) Банкротство финансовых организаций

Кредитные организации

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 3 февраля 1996

года № 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" кредитной

организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения

прибыли как основной цели своей имеет право осуществлять

банковские операции. Указанная деятельность должна осуществляться

на основании специального разрешения (лицензии)

Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона от 25 февраля

1995 года № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных

организаций" кредитная организация считается неспособной

удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей,

если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение

одного месяца с момента наступления даты их исполнения и

(или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на

осуществление банковских операций стоимость ее имущества

(активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной

организации перед ее кредиторами.

Ст. 5 Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных

организаций" предусматривает возможность проведения в отношении

кредитных организаций только двух процедур банкротства:

наблюдения и конкурсного производства.

Страховые организации

Особенности банкротства страховых организаций во многом

обусловлены спецификой их деятельности. Поскольку такие организации

созданы для осуществления страховой деятельности 13

и иными видами деятельности им заниматься запрещено, они являются

должниками по всем заключенным со страхователями договорам

страхования. Именно поэтому банкротство страховой организации

неизбежно приведет к ущемлению интересов последних,

поскольку страховой риск, который приняла на себя организация,

заключившая договор страхования, переходит на страхователя.

К участию в деле о банкротстве страховой организации привлекается

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный

Правительством Российской Федерации осуществлять надзор

за страховой деятельностью – Министерство финансов РФ14.

Специфический характер деятельности страховых организаций

определяет некоторые особенности продажи имущества

должника. Так:

- при проведении конкурсного производства имущественный

комплекс страховой организации может быть продан только если

покупатель принимает на себя договоры страхования, срок действия

которых не истек и по которым страховой случай не наступил

на дату признании страховой организации банкротом;

- покупателем имущественного комплекса страховой организации

может выступать только страховая организация, имеющая

- лицензию на осуществление соответствующего вида страхования;

- активы, достаточные для исполнения обязательств по принимаемым

для себя договорам страхования.

В случае признания страховой организации банкротом и открытия

конкурсного производства, все договоры страхования, которые

были заключены с данной организацией и по которым

страховой случай не наступил на дату принятия арбитражным судом

решения, прекращаются, за исключением случая продажи

имущественного комплекса организации-банкрота страховой организации

(ст. 185).

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Профессиональным участником рынка ценных бумаг признается

юридическое лицо, осуществляющее брокерскую, дилерскую,

клиринговую, депозитарную деятельность, а также иные виды деятельности,

предусмотренные главой второй Федерального Закона

№ 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года "О рынке ценных бумаг".

К участию в деле о банкротстве профессионального участника

рынка ценных бумаг может привлекаться федеральный орган исполнительной

власти по регулированию рынка ценных бумаг –

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг 15 (ст. 187).

4) Банкротство стратегических предприятий и организаций

В соответствии с п. 1 ст. 190 стратегическими предприятиями и

организациями являются:

федеральные государственные унитарные предприятия и открытые

акционерное общества, акции которых находятся в федеральной

собственности и которые осуществляют производство

продукции (работ, услуг), имеющие стратегическое значение для

обеспечения обороноспособности и безопасности государства,

защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов

граждан Российской Федерации;

организации оборонно-промышленного комплекса – производственные,

научно-производственные, научно-исследовательские,

проектно-конструкторские, испытательные и другие организации,

осуществляющие работы по обеспечению выполнения

государственного оборонного заказа.

Исходя из особой экономической значимости и общественной

полезности этой категории должников, закон устанавливает для

них специальные признаки банкротства. Для признания стратегических

предприятия или организации не способным удовлетворить

требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)

исполнить обязанность по уплате обязательных платежей необходимо

чтобы:

- общая сумма требований к нему (к ней) составляла не менее

пятисот тысяч рублей (п. 4 ст. 190);

- обязательства и (или) обязанности не были им (ей) исполнены

в течение шести месяцев с даты, когда они должны быть исполнены

(п. 3 ст. 190).

В деле о банкротстве стратегических предприятия или организации

участвует федеральный орган исполнительной власти,

обеспечивающий реализацию единой государственной политики

в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность

соответствующие стратегические предприятие или организация

(ст. 192).

Закон устанавливает некоторые особенности проведения отдельных

процедур банкротства стратегических предприятий и организаций.

Так:

- арбитражный суд вправе отложить рассмотрение дела о банкротстве

стратегических предприятия или организации на срок в

пределах семи месяцев с даты поступления заявления о признании

должника банкротом в случае, если первым собранием кредиторов

не было принято решение о введении какой-либо из процедур

банкротства и не определена саморегулируемая организация,

представляющая кандидатуры арбитражных управляющих

(абз. 1 п. 1 ст. 194);

- при отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в

пределах указанного срока, арбитражный суд выносит определение

о введении в отношении стратегических предприятий или организации:

- финансового оздоровления (по ходатайству лица, предоставляющего

обеспечение исполнения должника);

- внешнего управления (при отсутствии оснований для

введения финансового оздоровления и при наличии заключения

федерального органа исполнительной власти о возможности восстановления

платежеспособности должника в ходе внешнего управления);

- решение о признании должника банкротом и об открытии

конкурсного производства (при отсутствии оснований для

введения финансового оздоровления и внешнего управления)

(абз. 2 п.1 ст.194);

- внешний управляющий обязан перед направлением на утверждение

собрания кредиторов плана внешнего управления, направить

указанный план в федеральный орган исполнительной

власти, обеспечивающий реализацию единой государственной

политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность

соответствующие стратегические предприятие или организация

(п. 1 ст. 195);

- федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий

реализацию единой государственной политики в отрасли

экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующие

стратегические предприятие или организация, вправе, при

условии предоставления обеспечения исполнения обязательств

должника, до даты утверждения собранием кредиторов плана

внешнего управления направить в арбитражный суд ходатайство о

переходе к финансовому оздоровлению, если ранее оно не применялось

в отношении должника (п.3 ст.195);

- при продаже предприятия должника – стратегических предприятия

или организации, предназначенных для осуществления

деятельности, связанной с выполнением работ по государственному

оборонному заказу, обеспечением государственных нужд в

области поддержания обороноспособности и безопасности Российской

Федерации, Российская Федерация имеет преимущественное

право приобретения этого предприятия (п. 8 ст. 195).

5) Банкротство субъектов естественных монополий

В соответствии с п. 1 ст. 197 субъектом естественной монополии

признается организация осуществляющая производство и

(или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной

монополии. Ст. 3 Федерального закона от 7 августа 1997 года №

147-ФЗ "О естественных монополиях" определяет понятие "естественная

монополия" как "состояние товарного рынка, при котором

удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие

конкуренции в силу технологических особенностей производства (в

связи с существенным понижением издержек производства на единицу

товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые

субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном

товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных

монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на

этот товар, чем спрос на другие виды товаров".

В связи с особым характером деятельности субъектов естественных

монополий, в связи с социальной необходимостью производимых

ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг)

законодатель устанавливает некоторые особенности проведения в

отношении них процедур банкротства. В основном эти особенности

сводятся в следующему:

- в отношении субъектов естественных монополий закон устанавливает

более высокие по сравнению с общим порядком признаки

банкротства. Субъект естественной монополии считается

не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным

обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате

обязательных платежей, если соответствующие обязательства и

(или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты,

когда они должны были быть исполнены. При этом совокупным

объем требований кредиторов к субъекту естественной монополии

должен составлять не менее пятисот тысяч рублей (ст. 197).;

- к участию в производстве по делу о банкротстве субъекта естественной

монополии привлекается федеральный орган исполнительной

власти, уполномоченный Правительством Российской

Федерации проводить государственную политику в отношении

соответствующего субъекта естественной монополии (ст. 198);

- во время проведения внешнего управления внешний управляющий

не вправе:

1) отказаться от исполнения договоров с потребителями, в отношении

которых не допускается прекращение обязательств во

стороны субъектов соответствующих естественных монополий;

2) отчуждать имущество должника, представляющее собой

единый технологический комплекс субъекта естественной монополии

(имущество, непосредственно используемое для производства

и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной

монополии; запасы расходуемого сырья и материалов, используемых

для исполнения договоров, связанных с деятельностью

должника в качестве субъекта естественной монополии) (ст.

200);

- в случае если в ходе процедур банкротства принадлежащее

должнику имущество, непосредственно используемое для производства

и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной

монополии, продается, в договор купли-продажи в качестве

обязательных условий включаются условия о:

1) согласии покупателя принять на себя обязательства должника

по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования

законодательства о естественных монополиях;

2) принятии покупателем на себя обязательств по обеспечению

доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ,

услуг) для потребителей;

3) наличии лицензии на осуществление соответствующего вида

деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию

(п. 2 ст. 201);

- при продаже с торгов имущества, непосредственно используемого

для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг)

в условиях естественной монополии, Российская Федерация, ее

субъекты, а также муниципальные образования в лице соответствующих

уполномоченных органов имеет преимущественное право

приобретения предлагаемого имущества.

1) Банкротство градообразующих организаций

В соответствии с п. 1 ст. 169 градообразующей организацией

признается юридическое лицо, численность работников которого:

- составляет не менее двадцати пяти процентов численности

работающего населения соответствующего населенного пункта,

либо

- превышает пять тысяч человек.

Особый порядок банкротства градообразующей организации

обусловлен во многом ее особым статусом, особым значением для

жителей населенного пункта, в котором та находится. Законодатель

исходит из нежелательности банкротства градообразующей

организации, поскольку это с неизбежностью приведет к потере

рабочих мест не менее чем четверти местного населения или же не

менее чем пяти тысяч жителей. Именно это обстоятельство обуславливает:

- наличие дополнительных оснований введения внешнего управления

(арбитражным судом самостоятельно в случае, если соответствующее

решение не принято собранием кредиторов, либо

по ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного

к участию в деле органа исполнительной власти Российской

Федерации или ее субъекта при предоставлении поручительства)

(ст. 171);

- наличие такого института, как поручительство Российской

Федерации, ее субъекта или муниципального образования по долгам

градообразующей организации (ст. 173);

- наличие возможности продления не более чем на год срока

финансового оздоровления или внешнего управления при предоставлении

поручительства (ст. 172);

- наличие возможности у Российской Федерации, ее субъекта

или муниципального образования в любое время до окончания

финансового оздоровления или внешнего управления рассчитаться

со всеми кредиторами градообразующей организации и тем самым прекратить дальнейшее производство по делу о банкротстве

(ст. 174).

Все это направлено на то, чтобы по возможности не допустить

признания градообразующей организации банкротом. И даже если

всех предпринятых в ходе наблюдения, финансового оздоровления

и внешнего управления мер окажется недостаточно и градообразующую

организацию признают банкротом, при продаже

ее предприятия в ходе конкурсного производства, привлеченный

к участию в деле о банкротстве федеральный орган исполнительной

власти или орган местного самоуправления вправе заявить

ходатайство о включении в качестве существенного условия в договор

купли-продажи предприятия условия о сохранении рабочих

мест не менее чем пятидесяти процентам работников этого предприятия

на определенный срок, но не более чем на три года (ст.

175). Такое положение закона призвано по возможности минимизировать

для местного населения негативные последствия, связанные

с банкротством градообразующей организации.

2) Банкротство сельскохозяйственных организаций

В соответствии с п. 1 ст. 177 сельскохозяйственной организацией

признается юридическое лицо, основными видами деятельности

которого являются производство или производство и переработка

сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации

которой составляет не менее пятидесяти процентов общей

суммы выручки. П. 2 ст. 177 распространяет положения §3 главы

IX на рыболовецкие артели (колхозы), выручка которых от реализации

произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной

продукции и выловленных (добытых) водных

биологических ресурсов составляет не менее семидесяти процентов

общей суммы выручки.

Особенности некоторых процедур банкротства сельскохозяйственных

организаций во многом обусловлены сезонным характером

их деятельности. Так:

- при анализе финансового состояния должника в рамках наблюдения

во внимание принимается сезонность сельскохозяйственного

производства (п. 1 ст. 178);

- финансовое оздоровление и внешнее управление вводится на

срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных

работ с учетом времени, необходимого для реализации

продукции (п. 2 и 3 ст. 178).

При этом, если в ходе финансового оздоровления или внешнего

управления имели место спад и ухудшение финансового состояния

сельскохозяйственной организации в связи со стихийными

бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими

чрезвычайный характер, срок и финансового оздоровления,

и внешнего управления может быть продлен на год (абз. 2 п.

2 и абз. 2 п.3 ст. 178).

Закон устанавливает некоторые особенности порядка продажи

имущества, принадлежащего должнику сельскохозяйственной

организации:

- преимущественное право приобретения имущества должника

принадлежит лицам, занимающимся производством или производством

и переработкой сельскохозяйственной продукции,

владеющим земельным участком, который непосредственно прилегает

к земельному участку должника (п. 2 ст. 179);

- преимущественное право приобретения объектов недвижимости,

использующихся в целях сельскохозяйственного производства

и принадлежавших сельскохозяйственной организации,

признанной банкротом, при прочих равных условиях принадлежит

сельскохозяйственным организациям или крестьянским

(фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности

(п. 3 ст. 177);

- земельные участки, принадлежавшие сельскохозяйственной

организации, признанной банкротом, могут отчуждаться или переходить

другому лицу в той мере, в какой их оборот допускается

земельным законодательством (п. 4 ст. 177).

3) Банкротство финансовых организаций

Кредитные организации

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 3 февраля 1996

года № 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" кредитной

организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения

прибыли как основной цели своей имеет право осуществлять

банковские операции. Указанная деятельность должна осуществляться

на основании специального разрешения (лицензии)

Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона от 25 февраля

1995 года № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных

организаций" кредитная организация считается неспособной

удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей,

если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение

одного месяца с момента наступления даты их исполнения и

(или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на

осуществление банковских операций стоимость ее имущества

(активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной

организации перед ее кредиторами.

Ст. 5 Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных

организаций" предусматривает возможность проведения в отношении

кредитных организаций только двух процедур банкротства:

наблюдения и конкурсного производства.

Страховые организации

Особенности банкротства страховых организаций во многом

обусловлены спецификой их деятельности. Поскольку такие организации

созданы для осуществления страховой деятельности 13

и иными видами деятельности им заниматься запрещено, они являются

должниками по всем заключенным со страхователями договорам

страхования. Именно поэтому банкротство страховой организации

неизбежно приведет к ущемлению интересов последних,

поскольку страховой риск, который приняла на себя организация,

заключившая договор страхования, переходит на страхователя.

К участию в деле о банкротстве страховой организации привлекается

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный

Правительством Российской Федерации осуществлять надзор

за страховой деятельностью – Министерство финансов РФ14.

Специфический характер деятельности страховых организаций

определяет некоторые особенности продажи имущества

должника. Так:

- при проведении конкурсного производства имущественный

комплекс страховой организации может быть продан только если

покупатель принимает на себя договоры страхования, срок действия

которых не истек и по которым страховой случай не наступил

на дату признании страховой организации банкротом;

- покупателем имущественного комплекса страховой организации

может выступать только страховая организация, имеющая

- лицензию на осуществление соответствующего вида страхования;

- активы, достаточные для исполнения обязательств по принимаемым

для себя договорам страхования.

В случае признания страховой организации банкротом и открытия

конкурсного производства, все договоры страхования, которые

были заключены с данной организацией и по которым

страховой случай не наступил на дату принятия арбитражным судом

решения, прекращаются, за исключением случая продажи

имущественного комплекса организации-банкрота страховой организации

(ст. 185).

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Профессиональным участником рынка ценных бумаг признается

юридическое лицо, осуществляющее брокерскую, дилерскую,

клиринговую, депозитарную деятельность, а также иные виды деятельности,

предусмотренные главой второй Федерального Закона

№ 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года "О рынке ценных бумаг".

К участию в деле о банкротстве профессионального участника

рынка ценных бумаг может привлекаться федеральный орган исполнительной

власти по регулированию рынка ценных бумаг –

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг 15 (ст. 187).

4) Банкротство стратегических предприятий и организаций

В соответствии с п. 1 ст. 190 стратегическими предприятиями и

организациями являются:

федеральные государственные унитарные предприятия и открытые

акционерное общества, акции которых находятся в федеральной

собственности и которые осуществляют производство

продукции (работ, услуг), имеющие стратегическое значение для

обеспечения обороноспособности и безопасности государства,

защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов

граждан Российской Федерации;

организации оборонно-промышленного комплекса – производственные,

научно-производственные, научно-исследовательские,

проектно-конструкторские, испытательные и другие организации,

осуществляющие работы по обеспечению выполнения

государственного оборонного заказа.

Исходя из особой экономической значимости и общественной

полезности этой категории должников, закон устанавливает для

них специальные признаки банкротства. Для признания стратегических

предприятия или организации не способным удовлетворить

требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)

исполнить обязанность по уплате обязательных платежей необходимо

чтобы:

- общая сумма требований к нему (к ней) составляла не менее

пятисот тысяч рублей (п. 4 ст. 190);

- обязательства и (или) обязанности не были им (ей) исполнены

в течение шести месяцев с даты, когда они должны быть исполнены

(п. 3 ст. 190).

В деле о банкротстве стратегических предприятия или организации

участвует федеральный орган исполнительной власти,

обеспечивающий реализацию единой государственной политики

в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность

соответствующие стратегические предприятие или организация

(ст. 192).

Закон устанавливает некоторые особенности проведения отдельных

процедур банкротства стратегических предприятий и организаций.

Так:

- арбитражный суд вправе отложить рассмотрение дела о банкротстве

стратегических предприятия или организации на срок в

пределах семи месяцев с даты поступления заявления о признании

должника банкротом в случае, если первым собранием кредиторов

не было принято решение о введении какой-либо из процедур

банкротства и не определена саморегулируемая организация,

представляющая кандидатуры арбитражных управляющих

(абз. 1 п. 1 ст. 194);

- при отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в

пределах указанного срока, арбитражный суд выносит определение

о введении в отношении стратегических предприятий или организации:

- финансового оздоровления (по ходатайству лица, предоставляющего

обеспечение исполнения должника);

- внешнего управления (при отсутствии оснований для

введения финансового оздоровления и при наличии заключения

федерального органа исполнительной власти о возможности восстановления

платежеспособности должника в ходе внешнего управления);

- решение о признании должника банкротом и об открытии

конкурсного производства (при отсутствии оснований для

введения финансового оздоровления и внешнего управления)

(абз. 2 п.1 ст.194);

- внешний управляющий обязан перед направлением на утверждение

собрания кредиторов плана внешнего управления, направить

указанный план в федеральный орган исполнительной

власти, обеспечивающий реализацию единой государственной

политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность

соответствующие стратегические предприятие или организация

(п. 1 ст. 195);

- федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий

реализацию единой государственной политики в отрасли

экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующие

стратегические предприятие или организация, вправе, при

условии предоставления обеспечения исполнения обязательств

должника, до даты утверждения собранием кредиторов плана

внешнего управления направить в арбитражный суд ходатайство о

переходе к финансовому оздоровлению, если ранее оно не применялось

в отношении должника (п.3 ст.195);

- при продаже предприятия должника – стратегических предприятия

или организации, предназначенных для осуществления

деятельности, связанной с выполнением работ по государственному

оборонному заказу, обеспечением государственных нужд в

области поддержания обороноспособности и безопасности Российской

Федерации, Российская Федерация имеет преимущественное

право приобретения этого предприятия (п. 8 ст. 195).

5) Банкротство субъектов естественных монополий

В соответствии с п. 1 ст. 197 субъектом естественной монополии

признается организация осуществляющая производство и

(или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной

монополии. Ст. 3 Федерального закона от 7 августа 1997 года №

147-ФЗ "О естественных монополиях" определяет понятие "естественная

монополия" как "состояние товарного рынка, при котором

удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие

конкуренции в силу технологических особенностей производства (в

связи с существенным понижением издержек производства на единицу

товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые

субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном

товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных

монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на

этот товар, чем спрос на другие виды товаров".

В связи с особым характером деятельности субъектов естественных

монополий, в связи с социальной необходимостью производимых

ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг)

законодатель устанавливает некоторые особенности проведения в

отношении них процедур банкротства. В основном эти особенности

сводятся в следующему:

- в отношении субъектов естественных монополий закон устанавливает

более высокие по сравнению с общим порядком признаки

банкротства. Субъект естественной монополии считается

не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным

обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате

обязательных платежей, если соответствующие обязательства и

(или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты,

когда они должны были быть исполнены. При этом совокупным

объем требований кредиторов к субъекту естественной монополии

должен составлять не менее пятисот тысяч рублей (ст. 197).;

- к участию в производстве по делу о банкротстве субъекта естественной

монополии привлекается федеральный орган исполнительной

власти, уполномоченный Правительством Российской

Федерации проводить государственную политику в отношении

соответствующего субъекта естественной монополии (ст. 198);

- во время проведения внешнего управления внешний управляющий

не вправе:

1) отказаться от исполнения договоров с потребителями, в отношении

которых не допускается прекращение обязательств во

стороны субъектов соответствующих естественных монополий;

2) отчуждать имущество должника, представляющее собой

единый технологический комплекс субъекта естественной монополии

(имущество, непосредственно используемое для производства

и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной

монополии; запасы расходуемого сырья и материалов, используемых

для исполнения договоров, связанных с деятельностью

должника в качестве субъекта естественной монополии) (ст.

200);

- в случае если в ходе процедур банкротства принадлежащее

должнику имущество, непосредственно используемое для производства

и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной

монополии, продается, в договор купли-продажи в качестве

обязательных условий включаются условия о:

1) согласии покупателя принять на себя обязательства должника

по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования

законодательства о естественных монополиях;

2) принятии покупателем на себя обязательств по обеспечению

доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ,

услуг) для потребителей;

3) наличии лицензии на осуществление соответствующего вида

деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию

(п. 2 ст. 201);

- при продаже с торгов имущества, непосредственно используемого

для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг)

в условиях естественной монополии, Российская Федерация, ее

субъекты, а также муниципальные образования в лице соответствующих

уполномоченных органов имеет преимущественное право

приобретения предлагаемого имущества.