6.1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 

Внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления. Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики.

Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы России и создаются в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". Цель создания внебюджетных фондов — обеспечение самостоятельными источниками доходов наиболее важных для общества расходов на определенном этапе его развития.

В России с 1992 г. действуют более 20 внебюджетных фондов. По целевой направленности эти фонды можно разбить на две группы: социальную и экономическую.

К внебюджетным социальным фондам прежде всего относятся: пенсионный, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования и др.

К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (фонды НИОКР), фонды развития жилищной сферы и т.д.

Внебюджетные фонды имеют статус государственных. Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

целевые отчисления и налоги, установленные для соответствующего фонда;

средства бюджета;

отчисления от прибыли организаций;

займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков;

прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;

добровольные взносы граждан и организаций.

В настоящее время в России появилась необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами в связи с недостаточным контролем за поступлением и использованием средств этих фондов. Так, большая часть внебюджетных экономических фондов уже объединена с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Например, в федеральный бюджет на 1998 г. вложены средства следующих фондов: Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.

В России уже несколько лет действуют четыре крупных государственных внебюджетных социальных фонда: пенсионный, социального страхования, занятости населения и обязательного медицинского страхования. Самостоятельное их функционирование крайне неудобно и трудоемко для предприятий, так как в каждом из них необходимо зарегистрироваться, регулярно отчитываться, платить взносы, подвергаться проверкам и т.д. Осложняется положение и тем, что по каждому из этих фондов существуют отдельные ставки, база для исчисления, штрафные санкции, другие особенности. Поэтому уже с конца 1994 г. идут споры вокруг идеи создания на базе внебюджетных фондов одного фонда с единой базой, взносами, санкциями и т.п.

В проекте налогового кодекса вместо отчислений во внебюджетные фонды предусмотрен единый так называемый социальный налог. Однако пока это только проект налогового кодекса. В настоящее время в России действуют четыре основных социальных внебюджетных фонда. Рассмотрим подробнее эти фонды.

Внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления. Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики.

Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы России и создаются в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". Цель создания внебюджетных фондов — обеспечение самостоятельными источниками доходов наиболее важных для общества расходов на определенном этапе его развития.

В России с 1992 г. действуют более 20 внебюджетных фондов. По целевой направленности эти фонды можно разбить на две группы: социальную и экономическую.

К внебюджетным социальным фондам прежде всего относятся: пенсионный, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования и др.

К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (фонды НИОКР), фонды развития жилищной сферы и т.д.

Внебюджетные фонды имеют статус государственных. Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

целевые отчисления и налоги, установленные для соответствующего фонда;

средства бюджета;

отчисления от прибыли организаций;

займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков;

прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;

добровольные взносы граждан и организаций.

В настоящее время в России появилась необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами в связи с недостаточным контролем за поступлением и использованием средств этих фондов. Так, большая часть внебюджетных экономических фондов уже объединена с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Например, в федеральный бюджет на 1998 г. вложены средства следующих фондов: Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.

В России уже несколько лет действуют четыре крупных государственных внебюджетных социальных фонда: пенсионный, социального страхования, занятости населения и обязательного медицинского страхования. Самостоятельное их функционирование крайне неудобно и трудоемко для предприятий, так как в каждом из них необходимо зарегистрироваться, регулярно отчитываться, платить взносы, подвергаться проверкам и т.д. Осложняется положение и тем, что по каждому из этих фондов существуют отдельные ставки, база для исчисления, штрафные санкции, другие особенности. Поэтому уже с конца 1994 г. идут споры вокруг идеи создания на базе внебюджетных фондов одного фонда с единой базой, взносами, санкциями и т.п.

В проекте налогового кодекса вместо отчислений во внебюджетные фонды предусмотрен единый так называемый социальный налог. Однако пока это только проект налогового кодекса. В настоящее время в России действуют четыре основных социальных внебюджетных фонда. Рассмотрим подробнее эти фонды.