6.1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97
Внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления. Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики.
Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы России и создаются в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". Цель создания внебюджетных фондов — обеспечение самостоятельными источниками доходов наиболее важных для общества расходов на определенном этапе его развития.
В России с 1992 г. действуют более 20 внебюджетных фондов. По целевой направленности эти фонды можно разбить на две группы: социальную и экономическую.
К внебюджетным социальным фондам прежде всего относятся: пенсионный, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования и др.
К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (фонды НИОКР), фонды развития жилищной сферы и т.д.
Внебюджетные фонды имеют статус государственных. Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
целевые отчисления и налоги, установленные для соответствующего фонда;
средства бюджета;
отчисления от прибыли организаций;
займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков;
прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;
добровольные взносы граждан и организаций.
В настоящее время в России появилась необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами в связи с недостаточным контролем за поступлением и использованием средств этих фондов. Так, большая часть внебюджетных экономических фондов уже объединена с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Например, в федеральный бюджет на 1998 г. вложены средства следующих фондов: Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.
В России уже несколько лет действуют четыре крупных государственных внебюджетных социальных фонда: пенсионный, социального страхования, занятости населения и обязательного медицинского страхования. Самостоятельное их функционирование крайне неудобно и трудоемко для предприятий, так как в каждом из них необходимо зарегистрироваться, регулярно отчитываться, платить взносы, подвергаться проверкам и т.д. Осложняется положение и тем, что по каждому из этих фондов существуют отдельные ставки, база для исчисления, штрафные санкции, другие особенности. Поэтому уже с конца 1994 г. идут споры вокруг идеи создания на базе внебюджетных фондов одного фонда с единой базой, взносами, санкциями и т.п.
В проекте налогового кодекса вместо отчислений во внебюджетные фонды предусмотрен единый так называемый социальный налог. Однако пока это только проект налогового кодекса. В настоящее время в России действуют четыре основных социальных внебюджетных фонда. Рассмотрим подробнее эти фонды.
Внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления. Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики.
Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы России и создаются в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". Цель создания внебюджетных фондов — обеспечение самостоятельными источниками доходов наиболее важных для общества расходов на определенном этапе его развития.
В России с 1992 г. действуют более 20 внебюджетных фондов. По целевой направленности эти фонды можно разбить на две группы: социальную и экономическую.
К внебюджетным социальным фондам прежде всего относятся: пенсионный, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования и др.
К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (фонды НИОКР), фонды развития жилищной сферы и т.д.
Внебюджетные фонды имеют статус государственных. Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
целевые отчисления и налоги, установленные для соответствующего фонда;
средства бюджета;
отчисления от прибыли организаций;
займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков;
прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;
добровольные взносы граждан и организаций.
В настоящее время в России появилась необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами в связи с недостаточным контролем за поступлением и использованием средств этих фондов. Так, большая часть внебюджетных экономических фондов уже объединена с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Например, в федеральный бюджет на 1998 г. вложены средства следующих фондов: Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.
В России уже несколько лет действуют четыре крупных государственных внебюджетных социальных фонда: пенсионный, социального страхования, занятости населения и обязательного медицинского страхования. Самостоятельное их функционирование крайне неудобно и трудоемко для предприятий, так как в каждом из них необходимо зарегистрироваться, регулярно отчитываться, платить взносы, подвергаться проверкам и т.д. Осложняется положение и тем, что по каждому из этих фондов существуют отдельные ставки, база для исчисления, штрафные санкции, другие особенности. Поэтому уже с конца 1994 г. идут споры вокруг идеи создания на базе внебюджетных фондов одного фонда с единой базой, взносами, санкциями и т.п.
В проекте налогового кодекса вместо отчислений во внебюджетные фонды предусмотрен единый так называемый социальный налог. Однако пока это только проект налогового кодекса. В настоящее время в России действуют четыре основных социальных внебюджетных фонда. Рассмотрим подробнее эти фонды.