3.2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97
Исходной предпосылкой формирования инвестиционной политики является общая стратегия финансового менеджмента предприятия. По отношению к ней инвестиционная политика носит подчиненный характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам практической реализации. Процесс формирования инвестиционной политики предприятия проходит несколько этапов, основные из которых представлены на рис. 3.1.
Главным условием успешной реализации инвестиционной политики предприятия на каждом ее этапе становится состояние отечественной экономики, во многом определяющей инвестиционный климат в стране. В настоящее время больших возможностей для инвестиционной деятельности российских предприятий не существует.
Итоги за 1997 г. показывают, что экономика России продолжает стагнировать. Не удалось переломить тенденцию спада производства, к концу года обострился платежный кризис. Производство валового внутреннего продукта в сопоставимых ценах снизилось по отношению к его объему в предшествующем году примерно на 6%. Налогооблагаемая база сокращается катастрофическими темпами. Общий объем прибыли, полученной предприятиями основных отраслей экономики на 1997 г., уменьшился по сравнению с 1996 г. почти наполовину, а убытки возросли в 3 раза. В промышленности убыточны свыше 40% всех предприятий, на транспорте — около 60%, в строительстве — каждое третье предприятие. Недостаток финансовых ресурсов у предприятий в основном вызван систематическими и растущими неплатежами предприятий — покупателей продукции. Финансовый кризис прежде всего ударил по инвестициям.
Тяжелое финансовое положение предприятий явилось основной причиной их низкой инвестиционной активности. В прошлом году инвестиции в основной капитал сократились на 18%. Несвоевременное инвестирование в экономику привело к снижению технического состояния основных производственных фондов предприятий. Темпы обновления основных фондов промышленности составили всего 2-3%, а уровень изношенности достиг в среднем 70%. Официальные данные свидетельствуют, что за все годы реформ коэффициенты обновления и выбытия основных фондов неуклонно снижались, достигнув в настоящее время своих критических значений.
По существу все отечественные предприятия нуждаются в реконструкции при острой нехватке финансовых ресурсов.
При реконструкции путем обновления основных производственных фондов отечественные предприятия вынуждены все меньше рассчитывать на долгосрочный банковский кредит. Удельный вес долгосрочного кредита неуклонно снижается.
Из-за низкой платежеспособности предприятий коммерческие банки не могут без большого риска надолго отвлекать средства в долгосрочные капитальные вложения, предпочитая инвестировать свои деньги в более надежные государственные ценные бумаги. За 1997 г. в структуре кредитных учреждений темпы роста кредитных вложений в экономику в три раза меньше темпов роста вложений в ценные бумаги.
Другой путь — это привлечение иностранных инвестиций. Перспективы обновления основных фондов отечественных предприятий путем привлечения иностранного капитала почти не существует. Россия по степени инвестиционной привлекательности находится сейчас примерно на двухсотом месте в мире, и потому рассчитывать на заинтересованность иностранного капитала в инвестирование развития отечественной экономики не приходится.
Вклад отечественных инвесторов в экономику сомнителен. Продолжается вывоз за границу российского капитала. Федеральная инвестиционная программа не выполнена. Еще два года назад правительство обещало помочь одним государственным рублем четырем рублям частных инвестиций. Но из отобранных по условиям конкурса Минэкономики РФ нескольких десятков инвестиционных проектов ни один не был полностью профинансирован. В результате инвестиционное сотрудничество с государственной властью обернулось для отечественных инвесторов убытками, поскольку из государственного бюджета невозможно было покрыть даже расходы на разработку бизнес-планов.
Начиная с 1997 г. применяется новый механизм выделения бюджетных ассигнований на инвестиционные цели посредством формирования в составе федерального бюджета развития. Объем бюджета развития на 1998 г. составляет 16,4 млрд руб.
Бюджет развития — государственный инструмент привлечения в дополнение к средствам федерального бюджета средств частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих перестройку экономики. Предусмотрен также механизм государственных гарантий, предоставляемых российским инвесторам под инвестиционные проекты, размещаемые на конкурсной основе. Верхний предел государственных гарантий российским инвесторам установлен до 40% заемных средств, направляемых на эти цели.
Для промышленности, сельского хозяйства и транспорта установлены прямые лимиты использования государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов в сумме 50 трлн руб., а для инвестиционных проектов, связанных с использованием финансового лизинга — 8 млрд руб.
При разработке инвестиционной политики предприятия, находящиеся в сложных экономических условиях, свою инвестиционную деятельность осуществляют на определенных принципах, единой правовой основе инвестиционной деятельности, имеют ограниченные источники финансирования. В инвестиционной деятельности используются общепринятые, единые для всех участников инвестиционного процесса термины и понятия.
Под инвестициями понимают денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и других видов деятельности в целях получения доходов (прибыли) и достижения положительного социального эффекта.
Инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций (инвестирование) и совокупность практических действий по реализации инвестиций. При этом инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Экономика переходного периода приводит к постепенному изменению структуры капитальных вложений по формам собственности. Однако доля инвестиций в государственную собственность по-прежнему остается наибольшей.
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные фонды) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации. Инвесторы осуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивают их целевое использование,
Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую или иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними. В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных договором.
Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности. В случае, если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, отношения между ними и инвестором определяются договором (решением) об инвестировании. Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников. Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются:
вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях народного хозяйства;
ценные бумаги (акции, облигации и др.);
целевые денежные вклады;
научно-техническая продукция и другие объекты собственности;
имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Аналогичные объекты включают и иностранные инвестиции, если они не противоречат законодательству РФ. Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России посредством:
долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами РФ;
создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
приобретения предприятий, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое по законодательству РФ может принадлежать иностранным инвесторам;
приобретения прав пользования землей и другими природными ресурсами;
предоставления займов, кредитов, имущества и других имущественных прав.
Законом запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РФ, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц или государства.
Субъекты инвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, где осуществляется практическая реализация инвестиций. В состав инвестиционной сферы включаются:
сфера капитального строительства, где происходит вложение инвестиций в основные и оборотные производственные фонды отраслей. Эта сфера объединяет деятельность заказчиков-инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования, граждан в индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве и других субъектов инвестиционной деятельности;
инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал;
сфера обращения финансового капитала (денежного, ссудного и финансовых обязательств в различных формах).
Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций. Он по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) юридических и физических лиц для реализации инвестиций. Инвестор, не являющийся пользователем объектов инвестиционной деятельности, вправе контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователем таких объектов другие права, предусмотренные договором. Инвестору предоставлено право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции и реинвестирование. Инвестор может передать по договору (контракту) свои права по инвестициям, их результатам юридическим и физическим лицам, федеральным и муниципальным органам власти.
Участники инвестиционной деятельности, выполняющие соответствующие виды работ, должны располагать лицензией или сертификатом на право осуществления такой деятельности. Перечень работ, подлежащих лицензированию, порядок выдачи лицензий и сертификатов установлены Правительством РФ.
Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие отношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними. Заключение договоров, выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных отношений является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. Условия договоров (контрактов), заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия. В случаях, если после их заключения законодательством, действующим на территории РФ, установлены условия, ухудшающие положение партнеров, договоры (контракты) могут быть изменены.
Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором (контрактом).
Государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случае принятия законодательных актов, положения которых ограничивают их права, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их опубликования. В случаях принятия государственными органами актов, нарушающих законные права и интересы инвесторов и других участников инвестиционной деятельности, убытки, включая упущенную выгоду, причиненную субъектам инвестиционной деятельности в результате принятия таких актов, возмещаются им этими органами по решению суда или арбитражного суда.
В соответствии с законодательством, действующим на территории РФ, гарантируется защита инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением инвестированного имущества, включая упущенную выгоду, и только на основе законодательных актов РФ и субъектов Федерации.
Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции или иные ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество, а также арендные права в случаях их изъятия возмещаются инвесторам за исключением сумм, использованных или утраченных в результате действий самих инвесторов или предпринятых с их участием. Инвестиции на территории РФ в некоторых случаях подлежат обязательному страхованию, что является гарантией их сохранения.
Исходной предпосылкой формирования инвестиционной политики является общая стратегия финансового менеджмента предприятия. По отношению к ней инвестиционная политика носит подчиненный характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам практической реализации. Процесс формирования инвестиционной политики предприятия проходит несколько этапов, основные из которых представлены на рис. 3.1.
Главным условием успешной реализации инвестиционной политики предприятия на каждом ее этапе становится состояние отечественной экономики, во многом определяющей инвестиционный климат в стране. В настоящее время больших возможностей для инвестиционной деятельности российских предприятий не существует.
Итоги за 1997 г. показывают, что экономика России продолжает стагнировать. Не удалось переломить тенденцию спада производства, к концу года обострился платежный кризис. Производство валового внутреннего продукта в сопоставимых ценах снизилось по отношению к его объему в предшествующем году примерно на 6%. Налогооблагаемая база сокращается катастрофическими темпами. Общий объем прибыли, полученной предприятиями основных отраслей экономики на 1997 г., уменьшился по сравнению с 1996 г. почти наполовину, а убытки возросли в 3 раза. В промышленности убыточны свыше 40% всех предприятий, на транспорте — около 60%, в строительстве — каждое третье предприятие. Недостаток финансовых ресурсов у предприятий в основном вызван систематическими и растущими неплатежами предприятий — покупателей продукции. Финансовый кризис прежде всего ударил по инвестициям.
Тяжелое финансовое положение предприятий явилось основной причиной их низкой инвестиционной активности. В прошлом году инвестиции в основной капитал сократились на 18%. Несвоевременное инвестирование в экономику привело к снижению технического состояния основных производственных фондов предприятий. Темпы обновления основных фондов промышленности составили всего 2-3%, а уровень изношенности достиг в среднем 70%. Официальные данные свидетельствуют, что за все годы реформ коэффициенты обновления и выбытия основных фондов неуклонно снижались, достигнув в настоящее время своих критических значений.
По существу все отечественные предприятия нуждаются в реконструкции при острой нехватке финансовых ресурсов.
При реконструкции путем обновления основных производственных фондов отечественные предприятия вынуждены все меньше рассчитывать на долгосрочный банковский кредит. Удельный вес долгосрочного кредита неуклонно снижается.
Из-за низкой платежеспособности предприятий коммерческие банки не могут без большого риска надолго отвлекать средства в долгосрочные капитальные вложения, предпочитая инвестировать свои деньги в более надежные государственные ценные бумаги. За 1997 г. в структуре кредитных учреждений темпы роста кредитных вложений в экономику в три раза меньше темпов роста вложений в ценные бумаги.
Другой путь — это привлечение иностранных инвестиций. Перспективы обновления основных фондов отечественных предприятий путем привлечения иностранного капитала почти не существует. Россия по степени инвестиционной привлекательности находится сейчас примерно на двухсотом месте в мире, и потому рассчитывать на заинтересованность иностранного капитала в инвестирование развития отечественной экономики не приходится.
Вклад отечественных инвесторов в экономику сомнителен. Продолжается вывоз за границу российского капитала. Федеральная инвестиционная программа не выполнена. Еще два года назад правительство обещало помочь одним государственным рублем четырем рублям частных инвестиций. Но из отобранных по условиям конкурса Минэкономики РФ нескольких десятков инвестиционных проектов ни один не был полностью профинансирован. В результате инвестиционное сотрудничество с государственной властью обернулось для отечественных инвесторов убытками, поскольку из государственного бюджета невозможно было покрыть даже расходы на разработку бизнес-планов.
Начиная с 1997 г. применяется новый механизм выделения бюджетных ассигнований на инвестиционные цели посредством формирования в составе федерального бюджета развития. Объем бюджета развития на 1998 г. составляет 16,4 млрд руб.
Бюджет развития — государственный инструмент привлечения в дополнение к средствам федерального бюджета средств частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих перестройку экономики. Предусмотрен также механизм государственных гарантий, предоставляемых российским инвесторам под инвестиционные проекты, размещаемые на конкурсной основе. Верхний предел государственных гарантий российским инвесторам установлен до 40% заемных средств, направляемых на эти цели.
Для промышленности, сельского хозяйства и транспорта установлены прямые лимиты использования государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов в сумме 50 трлн руб., а для инвестиционных проектов, связанных с использованием финансового лизинга — 8 млрд руб.
При разработке инвестиционной политики предприятия, находящиеся в сложных экономических условиях, свою инвестиционную деятельность осуществляют на определенных принципах, единой правовой основе инвестиционной деятельности, имеют ограниченные источники финансирования. В инвестиционной деятельности используются общепринятые, единые для всех участников инвестиционного процесса термины и понятия.
Под инвестициями понимают денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и других видов деятельности в целях получения доходов (прибыли) и достижения положительного социального эффекта.
Инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций (инвестирование) и совокупность практических действий по реализации инвестиций. При этом инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Экономика переходного периода приводит к постепенному изменению структуры капитальных вложений по формам собственности. Однако доля инвестиций в государственную собственность по-прежнему остается наибольшей.
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные фонды) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации. Инвесторы осуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивают их целевое использование,
Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую или иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними. В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных договором.
Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности. В случае, если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, отношения между ними и инвестором определяются договором (решением) об инвестировании. Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников. Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются:
вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях народного хозяйства;
ценные бумаги (акции, облигации и др.);
целевые денежные вклады;
научно-техническая продукция и другие объекты собственности;
имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Аналогичные объекты включают и иностранные инвестиции, если они не противоречат законодательству РФ. Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России посредством:
долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами РФ;
создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
приобретения предприятий, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое по законодательству РФ может принадлежать иностранным инвесторам;
приобретения прав пользования землей и другими природными ресурсами;
предоставления займов, кредитов, имущества и других имущественных прав.
Законом запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РФ, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц или государства.
Субъекты инвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, где осуществляется практическая реализация инвестиций. В состав инвестиционной сферы включаются:
сфера капитального строительства, где происходит вложение инвестиций в основные и оборотные производственные фонды отраслей. Эта сфера объединяет деятельность заказчиков-инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования, граждан в индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве и других субъектов инвестиционной деятельности;
инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал;
сфера обращения финансового капитала (денежного, ссудного и финансовых обязательств в различных формах).
Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций. Он по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) юридических и физических лиц для реализации инвестиций. Инвестор, не являющийся пользователем объектов инвестиционной деятельности, вправе контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователем таких объектов другие права, предусмотренные договором. Инвестору предоставлено право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции и реинвестирование. Инвестор может передать по договору (контракту) свои права по инвестициям, их результатам юридическим и физическим лицам, федеральным и муниципальным органам власти.
Участники инвестиционной деятельности, выполняющие соответствующие виды работ, должны располагать лицензией или сертификатом на право осуществления такой деятельности. Перечень работ, подлежащих лицензированию, порядок выдачи лицензий и сертификатов установлены Правительством РФ.
Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие отношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними. Заключение договоров, выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных отношений является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. Условия договоров (контрактов), заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия. В случаях, если после их заключения законодательством, действующим на территории РФ, установлены условия, ухудшающие положение партнеров, договоры (контракты) могут быть изменены.
Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором (контрактом).
Государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случае принятия законодательных актов, положения которых ограничивают их права, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их опубликования. В случаях принятия государственными органами актов, нарушающих законные права и интересы инвесторов и других участников инвестиционной деятельности, убытки, включая упущенную выгоду, причиненную субъектам инвестиционной деятельности в результате принятия таких актов, возмещаются им этими органами по решению суда или арбитражного суда.
В соответствии с законодательством, действующим на территории РФ, гарантируется защита инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением инвестированного имущества, включая упущенную выгоду, и только на основе законодательных актов РФ и субъектов Федерации.
Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции или иные ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество, а также арендные права в случаях их изъятия возмещаются инвесторам за исключением сумм, использованных или утраченных в результате действий самих инвесторов или предпринятых с их участием. Инвестиции на территории РФ в некоторых случаях подлежат обязательному страхованию, что является гарантией их сохранения.