8.1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ СТРАХОВАНИЯ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 

Страхование — экономическая категория, входящая составной частью в категорию финансов. Суть страхования связана с созданием целевых денежных фондов, формируемых за счет взносов заинтересованных юридических и физических лиц, с последующим их использованием на возмещение ущербов. Это значит, что создание целевых фондов, компенсация материальных потерь хозяйствующих субъектов и граждан производятся посредством денежных отношений через оборот денежных средств. И эти перераспределительные отношения, возникающие в процессе формирования и использования по назначению указанных денежных фондов, выражаются через страхование как финансовую категорию.

Страхование является основным методом снижения степени риска иметь неблагоприятный исход при наступлении определенных событий, на случай которых и проводится страхование. При этом под снижением степени риска понимается уменьшение вероятности и сокращение объема потерь. Сама же возможная опасность понести потери вследствие наступления каких-то событий называется риском.                                                   Следует сказать, что категории рисков могут быть самые различные — природные, имущественные, финансовые, экологические, производственные и другие.

Разнообразные риски всегда сопутствовали человеческому существованию, нанося экономический ущерб, создавая угрозу жизни и здоровью людей. Поэтому в процессе своего развития человечество всегда стремилось изучить природу рисков, научиться их избегать или же существенно снизить степень этих рисков, т.е. управлять рисками. Этому в немалой степени, если говорить об объективных факторах, способствовало развитие науки и техники. Однако степень риска может зависеть и от субъективизма человека: его профессионализма, состояния здоровья и т.д. Не все риски являются страхуемыми. Страхование выступает экономическим инструментом только части рисков. Среди критериев страхуемости рисков прежде всего выступает критерий случайности, то есть неизвестность в отношении того, когда страховой случай произойдет и велик ли будет от него размер ущерба, независимость этого случая от действия соответствующих физических или юридических лиц. Среди других критериев страхуемости можно, в частности, выделить возможность оценки ущерба, его размер и степень вероятности. Финансовые возможности страховой компании требуют и оценки максимально возможного размера ущерба.

Отличительной особенностью страхуемых рисков является именно возможность определения их финансовых последствий, которые перекладываются на страховую организацию и тем самым компенсируют нанесенный ущерб соответствующему юридическому или физическому лицу. Даже при отсутствии страхового случая эти лица при наличии договора страхования чувствуют себя более защищенными и более уверенными в своих действиях. В любом случае страхование для них означает уменьшение риска.

Таким образом, основная задача страхования состоит в защите имущественных интересов как юридических, так и физических лиц. Объективная необходимость страхования обусловливается существованием понятия риска как случайного события, которое может привести к ущербу. При этом ущерб может быть не только имущественным, связанным с убытками в материальной сфере, но и физическим вследствие нанесения ущерба людям, например, в результате несчастного случая.

В широком смысле страхование обусловлено экономической необходимостью для общества иметь резервные фонды в связи с непредвиденными явлениями и случайностями как обязательный элемент общественного воспроизводства. Эти резервные, или, как их обычно называют, страховые, фонды могут быть созданы любым из трех способов: путем самострахования, за счет резервирования в централизованном порядке, посредством внесения взносов юридическими и физическими лицами в страховую организацию (т.е. собственно страховая форма).

Самострахование предусматривает децентрализованное накопление каждым субъектом хозяйствования необходимых материальных и финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств. Однако самострахование не может в достаточной мере решить эту задачу из-за её неопределенности. Резервирование централизованного страхового (резервного) фонда особенно характерно для социалистической экономики. Централизация общественных резервов позволяла регулировать ее пропорциональное и сбалансированное развитие. До 1988 г. в стране существовал централизованный страховой фонд государственного имущественного и личного страхования, государственного социального страхования и страхования внешнеэкономических интересов. При этом сфера применения обычной формы страхования была крайне суженной.

В условиях перехода к рыночной экономике она получает все большее применение: Страхование в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. "О страховании" (ст. 2) представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Эти денежные фонды получили название страховых. Из них страхователям, т.е. указанным выше физическим и юридическим лицам, при страховом событии возмещается ущерб страховщиком, которым выступает государственная, акционерная или частная страховая организация.

Экономические отношения между страховщиком и страхователем регулируются специальным договором страхования. При этом страхование по одному договору может осуществляться совместно несколькими страховщиками. Такое совместное страхование называется сострахованием. Уменьшение страхового риска может осуществляться и путем перестрахования. В этом случае страховщик свои договорные обязательства перед страхователем полностью или частично страхует у другого страховщика, называемого перестраховщиком. Таким образом страховые компании оказываются связанными взаимными обязательствами по возмещению ущерба перед страхователем.

Страхователь в свою очередь имеет право заключать со страховщиком договоры о страховании третьих лиц в пользу последних.

Страховщик выдает страхователю страховой полис, подтверждающий договор страхования. Период его действия называется сроком страхования.

В страховом полисе указываются:

наименование;

юридический адрес и банковские реквизиты страховщика;

фамилия, имя, отчество или наименование страхователя и его адрес;

объект страхования;

размер страховой суммы;

страховой риск;

размер страхового взноса, сроки и порядок его внесения;

срок действия договора;

другие условия по соглашению сторон;

подписи сторон.

Договор страхования, как правило, вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, представляющего собой плату за страхование.

Страховой суммой называется определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты.

Страховым взносом называется плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или Законом.

Страховая выплата выступает в виде суммы страхового возмещения за нанесенный ущерб при наступлении страхового случая.

Объектами страхования в соответствии с Законом "О страховании" выступают имущественные интересы, связанные:

с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);

с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

Второй частью Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 933), принятой Государственной Думой 22 декабря 1995 г., выделяется еще одна отрасль страхования — страхование предпринимательских рисков. Появление новой отрасли страхования связано с переходом к рыночным условиям хозяйствования.

Таким образом, в отраслевом разрезе страхование делится на личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности и страхование предпринимательских рисков. При этом страхование может быть добровольным, т.е. осуществляться на основе договора между страхователем и страховщиком, и обязательным, когда оно осуществляется в силу Закона.

Сущность и роль страхования наиболее полно находят свое выражение в его функциях — рисковой, предупредительной, сберегательной и контрольной.

► Рисковая функция, призванная возмещать риск, обеспечивает перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования при наступлении страховых событий. Тем самым при необходимости пострадавшим юридическим или физическим лицам оказывается необходимая денежная помощь.

► Предупредительная функция страхования предполагает своевременное заключение договора страхования и перечисление страховых взносов с целью обеспечить финансирование мероприятий, связанных с сокращением страхового риска. Если рисковая функция связана с оказанием денежной помощи уже пострадавшим от страхового события, то предупредительная функция направлена на финансирование мероприятий по снижению вероятности наступления страхового события.

► Сберегательная функция призвана обеспечивать с помощью страхования накопления определенных договором страхования страховых сумм. Примером может служить пенсионное страхование, позволяющее получать добавку к основной пенсии.

► Контрольная функция страхования позволяет обеспечить целевое формирование и использование средств страхового фонда. Эта функция страхования аналогична контрольной функции, присущей всей категории финансов. *Что касается распределительной функции, то применительно к страхованию она проявляется через рисковую, предупредительную и сберегательную функции.

Роль страхования при переходе к рыночной экономике, для которой характерно увеличение степени страхового риска, все больше возрастает. Это связано с снижением роли государства в социальной защите населения при отсутствии у людей достаточных имущественных накоплений и в возмещении материальных ущербов предприятий. Если в недавнем прошлом добровольное страхование населения не было достаточно распространенным явлением, а страхование имущества государственных предприятий как обязательное, так и добровольное почти не производилось*, то в настоящее время положение изменилось. Стал активно развиваться страховой рынок. Сначала параллельно, а потом и на смену государственным страховым организациям, являвшимся монополистами в страховом деле (Госстрах для страхования внутри страны и Ингосстрах для страхования за рубежом), пришло около трех тысяч** акционерных и частных страховых организаций. Несколько десятков наиболее крупных страховых компаний контролируют страховой рынок страны. Среди них созданная в 1992 г. на базе Госстраха Российская государственная страховая компания (Росгосстрах).

6 августа 1998 г. на заседании Правительства Российской Федерации* при обсуждении проекта Программы развития национальной системы страхования на 1998-2000 годы отмечалось, что страховой рынок в нашей стране, хотя и характеризуется в последние годы высокой динамикой, развит весьма слабо, поскольку большинство страховых компаний маломощны. Только четвертая часть страховых компаний в Российской Федерации имеет уставный капитал более 1 млн руб.

* Российская газета. — 1998. — 7 августа. - С. 1.

Между тем в соответствии с изменениями, внесенными в Закон "О страховании", нижняя граница уставного капитала страховой компании к 1 февраля 1999 г. должна быть. выше 2,1 млн руб. А таких компаний всего 150. Поэтому в настоящее время происходит передел страхового рынка в стране, при котором более мелкие страховые компании поглощаются более крупными. Повышение минимального размера уставного капитала особенно важно в связи со вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между нашей страной и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах одобрены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. В них подчеркивается, что страхование, являясь необходимым элементом социально-экономической системы общества, предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев. Одновременно ставится задача сделать страхование одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций*.

Ожидается, что к началу следующего тысячелетия в результате выполнения намеченной программы развития национальной системы страхования основные количественные показатели отечественного страхового рынка (объем страховых взносов и емкость страховых компаний) возрастут в 2-2,5 раза. При этом масштабы добровольного страхования увеличатся в 2-3 раза, а обязательного страхования — в 1,5-2 раза. Это значит, что будет обеспечен опережающий рост добровольного страхования.

В соответствии с указанным документом к числу важнейших видов обязательного страхования (существующие и планируемые виды) следует отнести:

обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств, работодателей, отдельных категорий производителей продукции, работ и услуг (в том числе оценщики, регистраторы);

обязательное государственное страхование военнослужащих, государственных служащих, государственного имущества.

Предусматривается усиление государственной поддержки страхования, в том числе повышение роли государственных страховых компаний, совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью, законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка.

27 ноября 1998 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации "О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства". Им предусмотрено образование при Министерстве финансов Российской Федерации государственного учреждения — Федерального агентства по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства. Оно призвано содействовать развитию обеспеченного государственной поддержкой страхования урожая сельскохозяйственных культур, созданию агропромышленных страховых организаций и обществ взаимного страхования, а также решению вопросов, связанных с выделением страховщикам средств федерального бюджета на оплату страховых взносов по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и их использованием*.

Страхование — экономическая категория, входящая составной частью в категорию финансов. Суть страхования связана с созданием целевых денежных фондов, формируемых за счет взносов заинтересованных юридических и физических лиц, с последующим их использованием на возмещение ущербов. Это значит, что создание целевых фондов, компенсация материальных потерь хозяйствующих субъектов и граждан производятся посредством денежных отношений через оборот денежных средств. И эти перераспределительные отношения, возникающие в процессе формирования и использования по назначению указанных денежных фондов, выражаются через страхование как финансовую категорию.

Страхование является основным методом снижения степени риска иметь неблагоприятный исход при наступлении определенных событий, на случай которых и проводится страхование. При этом под снижением степени риска понимается уменьшение вероятности и сокращение объема потерь. Сама же возможная опасность понести потери вследствие наступления каких-то событий называется риском.                                                   Следует сказать, что категории рисков могут быть самые различные — природные, имущественные, финансовые, экологические, производственные и другие.

Разнообразные риски всегда сопутствовали человеческому существованию, нанося экономический ущерб, создавая угрозу жизни и здоровью людей. Поэтому в процессе своего развития человечество всегда стремилось изучить природу рисков, научиться их избегать или же существенно снизить степень этих рисков, т.е. управлять рисками. Этому в немалой степени, если говорить об объективных факторах, способствовало развитие науки и техники. Однако степень риска может зависеть и от субъективизма человека: его профессионализма, состояния здоровья и т.д. Не все риски являются страхуемыми. Страхование выступает экономическим инструментом только части рисков. Среди критериев страхуемости рисков прежде всего выступает критерий случайности, то есть неизвестность в отношении того, когда страховой случай произойдет и велик ли будет от него размер ущерба, независимость этого случая от действия соответствующих физических или юридических лиц. Среди других критериев страхуемости можно, в частности, выделить возможность оценки ущерба, его размер и степень вероятности. Финансовые возможности страховой компании требуют и оценки максимально возможного размера ущерба.

Отличительной особенностью страхуемых рисков является именно возможность определения их финансовых последствий, которые перекладываются на страховую организацию и тем самым компенсируют нанесенный ущерб соответствующему юридическому или физическому лицу. Даже при отсутствии страхового случая эти лица при наличии договора страхования чувствуют себя более защищенными и более уверенными в своих действиях. В любом случае страхование для них означает уменьшение риска.

Таким образом, основная задача страхования состоит в защите имущественных интересов как юридических, так и физических лиц. Объективная необходимость страхования обусловливается существованием понятия риска как случайного события, которое может привести к ущербу. При этом ущерб может быть не только имущественным, связанным с убытками в материальной сфере, но и физическим вследствие нанесения ущерба людям, например, в результате несчастного случая.

В широком смысле страхование обусловлено экономической необходимостью для общества иметь резервные фонды в связи с непредвиденными явлениями и случайностями как обязательный элемент общественного воспроизводства. Эти резервные, или, как их обычно называют, страховые, фонды могут быть созданы любым из трех способов: путем самострахования, за счет резервирования в централизованном порядке, посредством внесения взносов юридическими и физическими лицами в страховую организацию (т.е. собственно страховая форма).

Самострахование предусматривает децентрализованное накопление каждым субъектом хозяйствования необходимых материальных и финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств. Однако самострахование не может в достаточной мере решить эту задачу из-за её неопределенности. Резервирование централизованного страхового (резервного) фонда особенно характерно для социалистической экономики. Централизация общественных резервов позволяла регулировать ее пропорциональное и сбалансированное развитие. До 1988 г. в стране существовал централизованный страховой фонд государственного имущественного и личного страхования, государственного социального страхования и страхования внешнеэкономических интересов. При этом сфера применения обычной формы страхования была крайне суженной.

В условиях перехода к рыночной экономике она получает все большее применение: Страхование в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. "О страховании" (ст. 2) представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Эти денежные фонды получили название страховых. Из них страхователям, т.е. указанным выше физическим и юридическим лицам, при страховом событии возмещается ущерб страховщиком, которым выступает государственная, акционерная или частная страховая организация.

Экономические отношения между страховщиком и страхователем регулируются специальным договором страхования. При этом страхование по одному договору может осуществляться совместно несколькими страховщиками. Такое совместное страхование называется сострахованием. Уменьшение страхового риска может осуществляться и путем перестрахования. В этом случае страховщик свои договорные обязательства перед страхователем полностью или частично страхует у другого страховщика, называемого перестраховщиком. Таким образом страховые компании оказываются связанными взаимными обязательствами по возмещению ущерба перед страхователем.

Страхователь в свою очередь имеет право заключать со страховщиком договоры о страховании третьих лиц в пользу последних.

Страховщик выдает страхователю страховой полис, подтверждающий договор страхования. Период его действия называется сроком страхования.

В страховом полисе указываются:

наименование;

юридический адрес и банковские реквизиты страховщика;

фамилия, имя, отчество или наименование страхователя и его адрес;

объект страхования;

размер страховой суммы;

страховой риск;

размер страхового взноса, сроки и порядок его внесения;

срок действия договора;

другие условия по соглашению сторон;

подписи сторон.

Договор страхования, как правило, вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, представляющего собой плату за страхование.

Страховой суммой называется определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты.

Страховым взносом называется плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или Законом.

Страховая выплата выступает в виде суммы страхового возмещения за нанесенный ущерб при наступлении страхового случая.

Объектами страхования в соответствии с Законом "О страховании" выступают имущественные интересы, связанные:

с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);

с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

Второй частью Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 933), принятой Государственной Думой 22 декабря 1995 г., выделяется еще одна отрасль страхования — страхование предпринимательских рисков. Появление новой отрасли страхования связано с переходом к рыночным условиям хозяйствования.

Таким образом, в отраслевом разрезе страхование делится на личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности и страхование предпринимательских рисков. При этом страхование может быть добровольным, т.е. осуществляться на основе договора между страхователем и страховщиком, и обязательным, когда оно осуществляется в силу Закона.

Сущность и роль страхования наиболее полно находят свое выражение в его функциях — рисковой, предупредительной, сберегательной и контрольной.

► Рисковая функция, призванная возмещать риск, обеспечивает перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования при наступлении страховых событий. Тем самым при необходимости пострадавшим юридическим или физическим лицам оказывается необходимая денежная помощь.

► Предупредительная функция страхования предполагает своевременное заключение договора страхования и перечисление страховых взносов с целью обеспечить финансирование мероприятий, связанных с сокращением страхового риска. Если рисковая функция связана с оказанием денежной помощи уже пострадавшим от страхового события, то предупредительная функция направлена на финансирование мероприятий по снижению вероятности наступления страхового события.

► Сберегательная функция призвана обеспечивать с помощью страхования накопления определенных договором страхования страховых сумм. Примером может служить пенсионное страхование, позволяющее получать добавку к основной пенсии.

► Контрольная функция страхования позволяет обеспечить целевое формирование и использование средств страхового фонда. Эта функция страхования аналогична контрольной функции, присущей всей категории финансов. *Что касается распределительной функции, то применительно к страхованию она проявляется через рисковую, предупредительную и сберегательную функции.

Роль страхования при переходе к рыночной экономике, для которой характерно увеличение степени страхового риска, все больше возрастает. Это связано с снижением роли государства в социальной защите населения при отсутствии у людей достаточных имущественных накоплений и в возмещении материальных ущербов предприятий. Если в недавнем прошлом добровольное страхование населения не было достаточно распространенным явлением, а страхование имущества государственных предприятий как обязательное, так и добровольное почти не производилось*, то в настоящее время положение изменилось. Стал активно развиваться страховой рынок. Сначала параллельно, а потом и на смену государственным страховым организациям, являвшимся монополистами в страховом деле (Госстрах для страхования внутри страны и Ингосстрах для страхования за рубежом), пришло около трех тысяч** акционерных и частных страховых организаций. Несколько десятков наиболее крупных страховых компаний контролируют страховой рынок страны. Среди них созданная в 1992 г. на базе Госстраха Российская государственная страховая компания (Росгосстрах).

6 августа 1998 г. на заседании Правительства Российской Федерации* при обсуждении проекта Программы развития национальной системы страхования на 1998-2000 годы отмечалось, что страховой рынок в нашей стране, хотя и характеризуется в последние годы высокой динамикой, развит весьма слабо, поскольку большинство страховых компаний маломощны. Только четвертая часть страховых компаний в Российской Федерации имеет уставный капитал более 1 млн руб.

* Российская газета. — 1998. — 7 августа. - С. 1.

Между тем в соответствии с изменениями, внесенными в Закон "О страховании", нижняя граница уставного капитала страховой компании к 1 февраля 1999 г. должна быть. выше 2,1 млн руб. А таких компаний всего 150. Поэтому в настоящее время происходит передел страхового рынка в стране, при котором более мелкие страховые компании поглощаются более крупными. Повышение минимального размера уставного капитала особенно важно в связи со вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между нашей страной и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах одобрены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. В них подчеркивается, что страхование, являясь необходимым элементом социально-экономической системы общества, предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев. Одновременно ставится задача сделать страхование одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций*.

Ожидается, что к началу следующего тысячелетия в результате выполнения намеченной программы развития национальной системы страхования основные количественные показатели отечественного страхового рынка (объем страховых взносов и емкость страховых компаний) возрастут в 2-2,5 раза. При этом масштабы добровольного страхования увеличатся в 2-3 раза, а обязательного страхования — в 1,5-2 раза. Это значит, что будет обеспечен опережающий рост добровольного страхования.

В соответствии с указанным документом к числу важнейших видов обязательного страхования (существующие и планируемые виды) следует отнести:

обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств, работодателей, отдельных категорий производителей продукции, работ и услуг (в том числе оценщики, регистраторы);

обязательное государственное страхование военнослужащих, государственных служащих, государственного имущества.

Предусматривается усиление государственной поддержки страхования, в том числе повышение роли государственных страховых компаний, совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью, законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка.

27 ноября 1998 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации "О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства". Им предусмотрено образование при Министерстве финансов Российской Федерации государственного учреждения — Федерального агентства по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства. Оно призвано содействовать развитию обеспеченного государственной поддержкой страхования урожая сельскохозяйственных культур, созданию агропромышленных страховых организаций и обществ взаимного страхования, а также решению вопросов, связанных с выделением страховщикам средств федерального бюджета на оплату страховых взносов по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и их использованием*.