7.2. МЕСТО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 

Правовой статус Центрального банка России, его права и обязанности определены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", который был принят Государственной Думой 12 апреля 1995 г.

В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти.

Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависим от органов государственного управления экономикой.

Высшим органом Банка России является Совет директоров, который руководит деятельностью Банка по реализации денежно-кредитной политики правительства. В состав Совета входят Председатель Банка и 12 членов Совета директоров.

Председатель Банка России назначается Государственной Думой на четыре года по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд.

Председатель Банка и члены Совета директоров освобождаются от занимаемых должностей по истечении срока полномочий, при невозможности исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья, подаче заявления об отставке, совершении уголовных преступлений и нарушении федерального законодательства в области банковской деятельности.

Совет директоров выполняет следующие функции:

разрабатывает и осуществляет необходимые меры по реализации денежно-кредитной политики государства;

устанавливает общий размер эмиссии денег и нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

утверждает процентные ставки рефинансирования коммерческих банков;

принимает решения о структурных подразделениях центрального аппарата и местных органов Банка;

утверждает смету расходов и отчет о годовой деятельности банка;

осуществляет оперативное руководство денежной системой страны.

Председатель представляет Банк в органах государственного управления, руководит работой Совета директоров, подписывает нормативные документы и приказы и несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России.

Председатель и члены Совета директоров не могут состоять в общественно-политических партиях и религиозных организациях, не имеют права работать по совместительству (кроме педагогической и научно-исследовательской работы), занимать какие-либо должности в кредитных учреждениях, разглашать служебную информацию и получать кредиты на потребительские нужды в других банках.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком государства и признается единственным на территории страны органом денежно-кредитного и валютного регулирования экономики. Получение прибыли не является целью деятельности Банка. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд руб., который служит обеспечением его обязательств.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Во взаимодействии с Правительством РФ Банк России разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Основными инструментами реализации денежно-кредитной политики Центрального банка являются:

► Процентные ставки по операциям Банка России. Закон предусматривает, что ЦБ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Причем процентные ставки Банка РФ представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. В Законе подчеркивается, что Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

► Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России кредитными учреждениями и коммерческими банками (резервные требования). Совет директоров устанавливает размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк регулирует объем выдаваемых коммерческими банками кредитов и возможности осуществления ими депозитной эмиссии.

► Операции на открытом рынке, под которыми понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг.

► Рефинансирование банков, т.е. кредитование Банком России других банков, когда последние испытывают финансовые трудности, а также учет и переучет векселей. Изменяя уровень ставок по рефинансированию, Центральный банк влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит, поддерживает ликвидность банковской системы в целом. Сейчас ставка рефинансирования Центробанка составляет 60% годовых. Прибегая к рефинансированию, Центральный банк выступает кредитором последней инстанции или банком банков.

► Валютное регулирование, т.е. купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

► Установление ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

► Прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Причем Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Все эти инструменты и методы денежно-кредитного регулирования экономики должны быть базой основных направлений денежно-кредитной политики Банка России, которые представляются ежегодно не позднее 1 декабря в Государственную Думу.

Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой целенаправленную деятельность Центрального банка по выполнению общегосударственных задач. Ее цель заключается в регулировании экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита, ограничения роста денежной массы в обращении и ослаблении инфляционных процессов. Центральный банк определяет границы как наличной, так и безналичной денежной эмиссии путем регулирования депозитно-ссудных операций банковских учреждений. Таким образом, государство является основным субъектом денежно-кредитной политики на макроуровне.

В целях совершенствования денежно-кредитной системы при Банке России создается Национальный банковский совет из представителей законодательных и исполнительных органов власти, Банка России, кредитных организаций и экспертов.

Одной из важнейших функций Центрального банка является функция банкира правительства. Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России. Он осуществляет расчетно-кредитное обслуживание центральных органов власти в лице правительства, а также кассовое исполнение бюджета. В обязанности Центрального банка входят посредничество в платежах казначейства, а также кредитование государства. От имени правительства Банк России управляет государственным долгом, т.е. размещает, погашает и осуществляет другие операции с государственными ценными бумагами, эмитированными Правительством.

Центральный банк обладает исключительным правом на выпуск наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации. Монопольное право выпуска и изъятия денег из обращения принадлежит Центральному банку в соответствии с его основной функцией — функцией эмиссионного центра страны. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков, так как его пассивы — это средства бюджета и наличные деньги в обращении. Банкноты (банковские билеты) и металлическая монета Банка России являются единственным законным платежным средством на территории страны.

В целях организации наличного денежного обращения Банк России организует изготовление банкнот и металлической монеты, устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег, обеспечивает создание резервных фондов банкнот и металлической монеты, определяет порядок ведения кассовых операций, устанавливает признаки и порядок определения платежеспособности денежных знаков, а также порядок замены поврежденных банкнот и монет и их уничтожения.

Банк России устанавливает правила осуществления безналичных расчетов в Российской Федерации. Он является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых систем. Межбанковские расчеты осуществляются через расчетно-кассовые центры (РКЦ) Банка России.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, выдает лицензии на ведение банковской деятельности, устанавливает для банков экономические нормативы и следит за их соблюдением, применяет к банкам меры экономического и организационного воздействия вплоть до отзыва лицензии. Главной целью при этом является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации, предъявлять квалификационные требования к руководителям и главному бухгалтеру кредитной организации.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности.

Для достижения поставленных целей Центральный банк может осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации: предоставлять кредиты на срок не более одного года, покупать и продавать чеки, векселя, государственные ценные бумаги, иностранную валюту, драгоценные металлы, выдавать гарантии и поручительства, открывать счета российским и иностранным кредитным организациям на территории РФ и иностранных государств, выставлять чеки и векселя в любой валюте.

В компетенцию Банка России входит осуществление функций по внешнеэкономической деятельности. Он представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными центральными банками, а также в международных банках и валютно-финансовых организациях. Банк России выдает разрешение на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю. Банк России является органом государственного валютного регулирования и контроля.

Центральному банку предоставлено право осуществления практически всех операций, кроме операций с физическими лицами и лицами, которые не занимаются банковской деятельностью. Он не имеет права выдавать кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Банк и его учреждения не регистрируются в налоговых органах и освобождаются от всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории РФ, а его прибыль подлежит перечислению в доход федерального бюджета.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики призваны обеспечить выполнение главной функции Центрального банка РФ, связанной с защитой и обеспечением устойчивости национальной валюты, что определено Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Эта задача предполагает разработку мер, направленных на достижение стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля.

Осуществление Банком России разработанной во взаимодействии с Правительством РФ денежно-кредитной политики нацелено на достижение макроэкономической стабилизации, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов, преодоления кризисных явлений в реальном секторе экономики и решение социальных проблем.

С помощью различных инструментов денежно-кредитного регулирования осуществляется изъятие излишних или предоставление дополнительных денежных средств банкам. Достаточно сильным средством влияния на денежное предложение являются нормы обязательных банковских резервов. Увеличение норм обязательных резервов ведет к увеличению резервов банковской системы, сокращению средств для кредитных ресурсов и сокращению денежного предложения. Уменьшение — к переводу обязательных резервов в избыточные, высвобождению средств для расширения кредита и росту денежного предложения. Следствием увеличения резервных отчислений является сокращение денежной массы, которая могла бы быть инвестирована коммерческими банками в экономику и некоторое удорожание кредитов.

В последние годы Центробанк неоднократно изменял обязательные резервы коммерческих банков как прямым воздействием на величину нормативов, так и дифференциацией нормативов в зависимости от состава ресурсов, расширения объема привлеченных ресурсов, подлежащих резервированию, и изменения методики расчета.

К началу 1997 г. нормативы по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней составляли 16%, по срочным обязательствам от 30 до 90 дней — 13%, по срочным обязательствам свыше 90 дней — 10%, по средствам в валюте — 5%. С ноября 1997 г. увеличился норматив резервирования по валютным вкладам и составил 9% при неизменных нормативах по рублевым вкладам. Впоследствии с 1 февраля 1998 г. для кредитных организаций установлен единый норматив обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ, по привлеченным средствам в валюте РФ и иностранной валюте независимо от сроков привлечения в размере 11%.

Политика валютного курса является составной частью единой денежно-кредитной политики государства и строится в соответствии с общей макроэкономической ситуацией в стране.

Основной задачей курсовой политики Банка России является поддержание стабильности национальной валюты. Анализ экспортного потенциала предприятий и отраслей реального сектора, эффективности их внешнеторговых операций является неотъемлемым элементом выработки валютной политики, осуществляемой ЦБР. Динамика валютного курса в 1997 г. носила плановый и предсказуемый характер, к тому же наблюдалось некоторое повышение реального курса рубля. Рост валютных резервов ЦБР способствовал укреплению доверия к российскому рублю, проводимой курсовой политике и российскому финансовому рынку.

Банк России намерен сохранить условия, необходимые для развития процесса дедолларизации экономики и снижения спроса на иностранную валюту как средство сбережений.

Оживление экономики в первую очередь зависит от количества денег, направляемых на инвестирование. И здесь важную роль играет ставка рефинансирования ЦБ РФ, по которой предоставляется коммерческим банкам кредит. Чем дешевле достаются коммерческим банкам денежные средства, тем ниже их собственная цена на кредиты, выдаваемые другим банкам, предприятиям и организациям, населению.

Особенно высоких размеров (210% годовых) ставка рефинансирования достигла в период с 15 октября 1993 г. по 28 апреля 1994 г. Затем наблюдалось постепенное ее понижение до 30%. В настоящее время ставка рефинансирования составляет 60%.

Снижение ставки рефинансирования является мощным стимулом для вывоза капитала за границу. В случае повышения ставки рефинансирования создаются предпосылки для аккумулирования капитала в экономике страны. Деньги становятся более "дорогими" и их инвестирование становится более привлекательным вследствие повышенной доходности по операциям с государственными ценными бумагами.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетной политикой. Проводимая в России жесткая бюджетная политика позволяет сдерживать наращивание выпуска инфляционных денег в экономику. С этой целью с 1 января 1995 г. Правительство и ЦБ прекратили практику использования прямых банковских кредитов для покрытия бюджетного дефицита. Это позволило сосредоточить ресурсы эмиссионного фонда для кредитования коммерческих банков.

Наряду с этим осуществлялся ряд мер по неэмиссионному покрытию дефицита бюджета за счет выпуска облигаций государственных займов. В связи с этим Министерство финансов и Центральный банк приступили к продаже облигаций государственных займов среди крупных инвесторов. Помимо этого организовалось широкое привлечение денежных средств населения в государственные займы на основе свободной купли-продажи облигаций на фондовом рынке.

Повышение роли государственных займов в покрытии бюджетного дефицита сопровождалось введением фондовых операций РЕПО. Содержание этих операций состоит в обратном выкупе у инвесторов облигаций государственных займов ЦБ. Цель операций РЕПО — поддержание курса ценных бумаг государства и стабилизация фондового рынка для дальнейшего привлечения денежных средств общества.

Расширение операций РЕПО сопровождалось введением ломбардных кредитов коммерческими банками под залог ценных бумаг государства. При ломбардном кредитовании государственные ценные бумаги остаются в собственности коммерческого банка, а при осуществлении операций РЕПО они переходят в собственность ЦБР, хотя банку предоставляется право выкупа этих бумаг у Банка России.

В целях последовательного внедрения рыночных методов управления денежно-кредитной системой ЦБ РФ перешел от прямого рефинансирования коммерческих банков к продаже кредитных ресурсов на межбанковских аукционах по цене спроса и предложения. Свободная продажа денег и наполнение денежного рынка ресурсами кредитования призваны снижать процентную ставку по кредитам и обеспечивать более активное участие банковских средств в кругообороте капитала предпринимателей.

Правовой статус Центрального банка России, его права и обязанности определены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", который был принят Государственной Думой 12 апреля 1995 г.

В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти.

Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависим от органов государственного управления экономикой.

Высшим органом Банка России является Совет директоров, который руководит деятельностью Банка по реализации денежно-кредитной политики правительства. В состав Совета входят Председатель Банка и 12 членов Совета директоров.

Председатель Банка России назначается Государственной Думой на четыре года по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд.

Председатель Банка и члены Совета директоров освобождаются от занимаемых должностей по истечении срока полномочий, при невозможности исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья, подаче заявления об отставке, совершении уголовных преступлений и нарушении федерального законодательства в области банковской деятельности.

Совет директоров выполняет следующие функции:

разрабатывает и осуществляет необходимые меры по реализации денежно-кредитной политики государства;

устанавливает общий размер эмиссии денег и нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

утверждает процентные ставки рефинансирования коммерческих банков;

принимает решения о структурных подразделениях центрального аппарата и местных органов Банка;

утверждает смету расходов и отчет о годовой деятельности банка;

осуществляет оперативное руководство денежной системой страны.

Председатель представляет Банк в органах государственного управления, руководит работой Совета директоров, подписывает нормативные документы и приказы и несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России.

Председатель и члены Совета директоров не могут состоять в общественно-политических партиях и религиозных организациях, не имеют права работать по совместительству (кроме педагогической и научно-исследовательской работы), занимать какие-либо должности в кредитных учреждениях, разглашать служебную информацию и получать кредиты на потребительские нужды в других банках.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком государства и признается единственным на территории страны органом денежно-кредитного и валютного регулирования экономики. Получение прибыли не является целью деятельности Банка. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд руб., который служит обеспечением его обязательств.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Во взаимодействии с Правительством РФ Банк России разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Основными инструментами реализации денежно-кредитной политики Центрального банка являются:

► Процентные ставки по операциям Банка России. Закон предусматривает, что ЦБ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Причем процентные ставки Банка РФ представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. В Законе подчеркивается, что Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

► Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России кредитными учреждениями и коммерческими банками (резервные требования). Совет директоров устанавливает размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк регулирует объем выдаваемых коммерческими банками кредитов и возможности осуществления ими депозитной эмиссии.

► Операции на открытом рынке, под которыми понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг.

► Рефинансирование банков, т.е. кредитование Банком России других банков, когда последние испытывают финансовые трудности, а также учет и переучет векселей. Изменяя уровень ставок по рефинансированию, Центральный банк влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит, поддерживает ликвидность банковской системы в целом. Сейчас ставка рефинансирования Центробанка составляет 60% годовых. Прибегая к рефинансированию, Центральный банк выступает кредитором последней инстанции или банком банков.

► Валютное регулирование, т.е. купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

► Установление ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

► Прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Причем Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Все эти инструменты и методы денежно-кредитного регулирования экономики должны быть базой основных направлений денежно-кредитной политики Банка России, которые представляются ежегодно не позднее 1 декабря в Государственную Думу.

Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой целенаправленную деятельность Центрального банка по выполнению общегосударственных задач. Ее цель заключается в регулировании экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита, ограничения роста денежной массы в обращении и ослаблении инфляционных процессов. Центральный банк определяет границы как наличной, так и безналичной денежной эмиссии путем регулирования депозитно-ссудных операций банковских учреждений. Таким образом, государство является основным субъектом денежно-кредитной политики на макроуровне.

В целях совершенствования денежно-кредитной системы при Банке России создается Национальный банковский совет из представителей законодательных и исполнительных органов власти, Банка России, кредитных организаций и экспертов.

Одной из важнейших функций Центрального банка является функция банкира правительства. Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России. Он осуществляет расчетно-кредитное обслуживание центральных органов власти в лице правительства, а также кассовое исполнение бюджета. В обязанности Центрального банка входят посредничество в платежах казначейства, а также кредитование государства. От имени правительства Банк России управляет государственным долгом, т.е. размещает, погашает и осуществляет другие операции с государственными ценными бумагами, эмитированными Правительством.

Центральный банк обладает исключительным правом на выпуск наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации. Монопольное право выпуска и изъятия денег из обращения принадлежит Центральному банку в соответствии с его основной функцией — функцией эмиссионного центра страны. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков, так как его пассивы — это средства бюджета и наличные деньги в обращении. Банкноты (банковские билеты) и металлическая монета Банка России являются единственным законным платежным средством на территории страны.

В целях организации наличного денежного обращения Банк России организует изготовление банкнот и металлической монеты, устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег, обеспечивает создание резервных фондов банкнот и металлической монеты, определяет порядок ведения кассовых операций, устанавливает признаки и порядок определения платежеспособности денежных знаков, а также порядок замены поврежденных банкнот и монет и их уничтожения.

Банк России устанавливает правила осуществления безналичных расчетов в Российской Федерации. Он является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых систем. Межбанковские расчеты осуществляются через расчетно-кассовые центры (РКЦ) Банка России.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, выдает лицензии на ведение банковской деятельности, устанавливает для банков экономические нормативы и следит за их соблюдением, применяет к банкам меры экономического и организационного воздействия вплоть до отзыва лицензии. Главной целью при этом является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации, предъявлять квалификационные требования к руководителям и главному бухгалтеру кредитной организации.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности.

Для достижения поставленных целей Центральный банк может осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации: предоставлять кредиты на срок не более одного года, покупать и продавать чеки, векселя, государственные ценные бумаги, иностранную валюту, драгоценные металлы, выдавать гарантии и поручительства, открывать счета российским и иностранным кредитным организациям на территории РФ и иностранных государств, выставлять чеки и векселя в любой валюте.

В компетенцию Банка России входит осуществление функций по внешнеэкономической деятельности. Он представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными центральными банками, а также в международных банках и валютно-финансовых организациях. Банк России выдает разрешение на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю. Банк России является органом государственного валютного регулирования и контроля.

Центральному банку предоставлено право осуществления практически всех операций, кроме операций с физическими лицами и лицами, которые не занимаются банковской деятельностью. Он не имеет права выдавать кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Банк и его учреждения не регистрируются в налоговых органах и освобождаются от всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории РФ, а его прибыль подлежит перечислению в доход федерального бюджета.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики призваны обеспечить выполнение главной функции Центрального банка РФ, связанной с защитой и обеспечением устойчивости национальной валюты, что определено Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Эта задача предполагает разработку мер, направленных на достижение стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля.

Осуществление Банком России разработанной во взаимодействии с Правительством РФ денежно-кредитной политики нацелено на достижение макроэкономической стабилизации, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов, преодоления кризисных явлений в реальном секторе экономики и решение социальных проблем.

С помощью различных инструментов денежно-кредитного регулирования осуществляется изъятие излишних или предоставление дополнительных денежных средств банкам. Достаточно сильным средством влияния на денежное предложение являются нормы обязательных банковских резервов. Увеличение норм обязательных резервов ведет к увеличению резервов банковской системы, сокращению средств для кредитных ресурсов и сокращению денежного предложения. Уменьшение — к переводу обязательных резервов в избыточные, высвобождению средств для расширения кредита и росту денежного предложения. Следствием увеличения резервных отчислений является сокращение денежной массы, которая могла бы быть инвестирована коммерческими банками в экономику и некоторое удорожание кредитов.

В последние годы Центробанк неоднократно изменял обязательные резервы коммерческих банков как прямым воздействием на величину нормативов, так и дифференциацией нормативов в зависимости от состава ресурсов, расширения объема привлеченных ресурсов, подлежащих резервированию, и изменения методики расчета.

К началу 1997 г. нормативы по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней составляли 16%, по срочным обязательствам от 30 до 90 дней — 13%, по срочным обязательствам свыше 90 дней — 10%, по средствам в валюте — 5%. С ноября 1997 г. увеличился норматив резервирования по валютным вкладам и составил 9% при неизменных нормативах по рублевым вкладам. Впоследствии с 1 февраля 1998 г. для кредитных организаций установлен единый норматив обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ, по привлеченным средствам в валюте РФ и иностранной валюте независимо от сроков привлечения в размере 11%.

Политика валютного курса является составной частью единой денежно-кредитной политики государства и строится в соответствии с общей макроэкономической ситуацией в стране.

Основной задачей курсовой политики Банка России является поддержание стабильности национальной валюты. Анализ экспортного потенциала предприятий и отраслей реального сектора, эффективности их внешнеторговых операций является неотъемлемым элементом выработки валютной политики, осуществляемой ЦБР. Динамика валютного курса в 1997 г. носила плановый и предсказуемый характер, к тому же наблюдалось некоторое повышение реального курса рубля. Рост валютных резервов ЦБР способствовал укреплению доверия к российскому рублю, проводимой курсовой политике и российскому финансовому рынку.

Банк России намерен сохранить условия, необходимые для развития процесса дедолларизации экономики и снижения спроса на иностранную валюту как средство сбережений.

Оживление экономики в первую очередь зависит от количества денег, направляемых на инвестирование. И здесь важную роль играет ставка рефинансирования ЦБ РФ, по которой предоставляется коммерческим банкам кредит. Чем дешевле достаются коммерческим банкам денежные средства, тем ниже их собственная цена на кредиты, выдаваемые другим банкам, предприятиям и организациям, населению.

Особенно высоких размеров (210% годовых) ставка рефинансирования достигла в период с 15 октября 1993 г. по 28 апреля 1994 г. Затем наблюдалось постепенное ее понижение до 30%. В настоящее время ставка рефинансирования составляет 60%.

Снижение ставки рефинансирования является мощным стимулом для вывоза капитала за границу. В случае повышения ставки рефинансирования создаются предпосылки для аккумулирования капитала в экономике страны. Деньги становятся более "дорогими" и их инвестирование становится более привлекательным вследствие повышенной доходности по операциям с государственными ценными бумагами.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетной политикой. Проводимая в России жесткая бюджетная политика позволяет сдерживать наращивание выпуска инфляционных денег в экономику. С этой целью с 1 января 1995 г. Правительство и ЦБ прекратили практику использования прямых банковских кредитов для покрытия бюджетного дефицита. Это позволило сосредоточить ресурсы эмиссионного фонда для кредитования коммерческих банков.

Наряду с этим осуществлялся ряд мер по неэмиссионному покрытию дефицита бюджета за счет выпуска облигаций государственных займов. В связи с этим Министерство финансов и Центральный банк приступили к продаже облигаций государственных займов среди крупных инвесторов. Помимо этого организовалось широкое привлечение денежных средств населения в государственные займы на основе свободной купли-продажи облигаций на фондовом рынке.

Повышение роли государственных займов в покрытии бюджетного дефицита сопровождалось введением фондовых операций РЕПО. Содержание этих операций состоит в обратном выкупе у инвесторов облигаций государственных займов ЦБ. Цель операций РЕПО — поддержание курса ценных бумаг государства и стабилизация фондового рынка для дальнейшего привлечения денежных средств общества.

Расширение операций РЕПО сопровождалось введением ломбардных кредитов коммерческими банками под залог ценных бумаг государства. При ломбардном кредитовании государственные ценные бумаги остаются в собственности коммерческого банка, а при осуществлении операций РЕПО они переходят в собственность ЦБР, хотя банку предоставляется право выкупа этих бумаг у Банка России.

В целях последовательного внедрения рыночных методов управления денежно-кредитной системой ЦБ РФ перешел от прямого рефинансирования коммерческих банков к продаже кредитных ресурсов на межбанковских аукционах по цене спроса и предложения. Свободная продажа денег и наполнение денежного рынка ресурсами кредитования призваны снижать процентную ставку по кредитам и обеспечивать более активное участие банковских средств в кругообороте капитала предпринимателей.