9.2.3. Облигации федерального займа

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 

В июне 1995 г. был введен в обращение новый вид государственных ценных бумаг — облигации федерального займа (ОФЗ). ОФЗ — первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации. Они выпущены сроком на 1 год и две недели (нужен срок более года, чтобы ценная бумага считалась среднесрочной). Выпуск новой ценной бумаги связан с желанием Министерства финансов удлинить сроки государственных заимствований. Министерство финансов последовательно проводит политику на продление государственного долга и расширение спектра финансовых инструментов государственного заимствования.

В мае 1993 г. был проведен первый аукцион государственных краткосрочных облигаций. Вначале это были трехмесячные облигации. Но стремление Министерства финансов удлинить сроки своих заимствований привело к появлению на рынке шестимесячных и годовых облигаций. Однако практика показала, что удлинить государственный долг в рамках ГКО очень трудно. Поэтому логично выглядит идея размещения новых среднесрочных ценных бумаг — облигаций федерального займа.

Введение ОФЗ стало возможным также в связи с обозначившейся тенденцией на снижение уровня инфляции. Эмитентом облигаций федеральных займов выступает Министерство финансов РФ. Общий объем эмиссии определяется в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Владельцами облигаций могут быть как юридические, так и физические лица, резиденты и нерезиденты. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является Центральный банк. Он же осуществляет денежные расчеты. По согласованию с Министерством финансов денежные расчеты могут осуществлять и другие кредитные организации в порядке, определяемом Центральным банком.

Министерство финансов утверждает условия отдельных выпусков облигаций федеральных займов, которые должны содержать периодичность выпусков, объем и срок каждого выпуска, тип облигации (именные или на предъявителя), порядок и формы выплаты доходов и погашения, порядок признания выпуска состоявшимся, ограничения на потенциальных владельцев, номинальную стоимость, размер, периодичность и порядок выплаты процентов по облигации. Облигации федеральных займов в рамках одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых прав. На весь выпуск оформляется глобальный сертификат, в котором фиксируются все его условия. Один экземпляр глобального сертификата хранится в депозитарии, а другой — в Министерстве финансов.

Учет отдельных облигаций федеральных займов осуществляется в виде записей по счетам "депо" в депозитариях и субдепозитариях. Запись по этому счету удостоверяет право собственности на облигации и является условием для осуществления прав инвестора. В отличие от ОГСЗ на руки эти облигации не могут выдаваться. Функции депозитария выполняет Центральный банк, уполномоченные им коммерческие банки и организации, которые, в свою очередь, могут привлекать в качестве субдепозитариев сторонние организации.

Аукцион по размещению первого выпуска ОФЗ состоялся на ММВБ 14 июня 1995 г. Объем выпуска составил 1 трлн руб. при номинале облигации 1 млн руб. 12 июля 1995 г. на ММВБ состоялся аукцион по размещению ОФЗ второго выпуска. Объем выпуска — 3 трлн руб. Выпуск считается состоявшимся, если в период размещения было продано не менее 20% от суммарного объема предложенных к выпуску облигаций. Владельцами облигаций могут быть резиденты (без каких-либо ограничений) и нерезиденты. В глобальных сертификатах первых двух выпусков объем ОФЗ для нерезидентов — не более 10% от номинального объема выпуска.

Значительным отличием облигаций федерального займа от уже привычных на рынке ГКО является то, что новые ценные бумаги купонные, доход по которым выплачивается раз в квартал и ориентирован на доходность по государственным краткосрочным облигациям, обращающимся на вторичном рынке. Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплаты и объявляется по первому купону не позднее чем за семь дней до даты начала размещения, по следующим купонам, включая последний, — не позднее чем за семь дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону.

Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска облигации до даты его выплаты. В последующие купонные периоды проценты начисляются начиная с даты предшествующих выплат до даты текущей выплаты. В последний купонный период проценты начисляются аналогичным образом вплоть до даты погашения облигации.

По условиям первого выпуска ОФЗ процентная ставка купонного периода определяется на основе расчета средневзвешенной доходности по ГКО в предшествующие четыре торговые сессии на вторичном рынке на Московской межбанковской валютной бирже. Причем в расчет берутся только те выпуски краткосрочных облигаций, погашение которых приходится на дату, находящуюся в промежутке 30 дней до и 30 дней после объявленной даты выплаты очередного купона.

Размер купонного дохода по 1 купону первого выпуска составил 52,88, второго выпуска — 80,65% годовых.

Существенное отличие среднесрочных ценных бумаг от краткосрочных ярко проявляется на вторичном рынке, когда при заключении сделок с ОФЗ наряду с выставленной ценой и объемом заявки появляется еще один параметр — сумма накопленного дохода. Она рассчитывается как часть купонного дохода, пропорциональная времени, на протяжении которого облигация находилась во владении держателя. Поэтому при заключении сделки с ОФЗ покупатель помимо номинальной стоимости облигации и курсовой надбавки должен уплатить продавцу накопленный купонный доход.

При обращении облигации налоговые льготы распространяются на часть суммы накопленного купонного дохода, рассчитываемую как разницу между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигации либо погашении купона, и накопленным доходом, уплаченным при ее приобретении в течение купонного периода по каждому купону. Разница между ценой облигации при покупке и продаже подлежит налогообложению в общем порядке.

Помимо первичных аукционов ОФЗ могут доразмещаться на вторичном рынке для обеспечения активной торговли ими. Доразмещения могут осуществляться в ходе всего срока обращения облигации. Купонный доход, выплачиваемый в конце купонного периода, не зависит от способа размещения данной облигации.

Между ОФЗ и ГКО немало общего. Механизм эмиссии, обращения и расчетов ОФЗ аналогичен ГКО. Аукционы и вторичные торги на ММВБ проходят одновременно с ГКО и с теми же участниками. Среднесрочные ОФЗ и ГКО размещаются с целью неинфляционного финансирования бюджета. Сочетание облигаций среднесрочных с переменным купоном и краткосрочных бескупонных делает этот сектор финансового рынка привлекательным для различных категорий инвесторов. Поэтому рынки этих бумаг часто объединяются в один — рынок ГКО— ОФЗ. В 1995 г. общий объем биржевых сделок по ГКО—ОФЗ составил 282,9 трлн руб., в том числе объем продаж на аукционах — 106,5 трлн руб., доразмещение на вторичных торгах — 15,9 трлн руб., оборот вторичных торгов — 160,5 трлн руб.

В первом полугодии 1997 г. приток иностранного капитала на рынок ГКО—ОФЗ составил 8,2 млрд долл. Увеличение, особенно во втором квартале, интенсивности поступлений средств нерезидентов привело к росту доли иностранного участия на рынке ГКО—ОФЗ до 30% (по состоянию на 1 января 1997 г. эта доля составляла 16%).

Активное участие нерезидентов на рынке ГКО—ОФЗ способствовало снижению процентных ставок по обслуживанию государственного внутреннего долга (за первое полугодие 1997 г. доходность ГКО снизилась в 1,5 раза).

Облигации федерального займа являлись самым привлекательным объектом вложений, так как их доходность по некоторым сериям достигала 35-39% годовых. Высокая доходность объясняется тем, что владелец облигаций получает не только процентный купонный доход, но и значительную скидку (дисконт) при приобретении этих бумаг.

В августе 1997 г. Центральный банк приступил к продаже облигаций федерального займа (ОФЗ с постоянным купонным доходом) со сроком обращения более четырех лет. Эти облигации были выпущены Министерством финансов в марте 1997 г. в ходе переоформления долга Правительства Центробанку. Этот долг сформировался в 1992-1994 гг., когда Центральный банк выдавал кредиты на финансирование дефицита федерального бюджета. Сумма эмиссии превысила 80 трлн руб. На торги, проводимые на ММВБ, выставляются пять серий облигаций объемом 6,1 трлн руб. каждая. Срок обращения серий — 4, 5, 6, 7 и 8 лет. Ставка постоянного годового купона, которая будет выплачиваться ежегодно 15 марта, — 10%, а с учетом дисконта доходность этих облигаций будет составлять в первый год 17,5% годовых.

В июне 1995 г. был введен в обращение новый вид государственных ценных бумаг — облигации федерального займа (ОФЗ). ОФЗ — первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации. Они выпущены сроком на 1 год и две недели (нужен срок более года, чтобы ценная бумага считалась среднесрочной). Выпуск новой ценной бумаги связан с желанием Министерства финансов удлинить сроки государственных заимствований. Министерство финансов последовательно проводит политику на продление государственного долга и расширение спектра финансовых инструментов государственного заимствования.

В мае 1993 г. был проведен первый аукцион государственных краткосрочных облигаций. Вначале это были трехмесячные облигации. Но стремление Министерства финансов удлинить сроки своих заимствований привело к появлению на рынке шестимесячных и годовых облигаций. Однако практика показала, что удлинить государственный долг в рамках ГКО очень трудно. Поэтому логично выглядит идея размещения новых среднесрочных ценных бумаг — облигаций федерального займа.

Введение ОФЗ стало возможным также в связи с обозначившейся тенденцией на снижение уровня инфляции. Эмитентом облигаций федеральных займов выступает Министерство финансов РФ. Общий объем эмиссии определяется в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Владельцами облигаций могут быть как юридические, так и физические лица, резиденты и нерезиденты. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является Центральный банк. Он же осуществляет денежные расчеты. По согласованию с Министерством финансов денежные расчеты могут осуществлять и другие кредитные организации в порядке, определяемом Центральным банком.

Министерство финансов утверждает условия отдельных выпусков облигаций федеральных займов, которые должны содержать периодичность выпусков, объем и срок каждого выпуска, тип облигации (именные или на предъявителя), порядок и формы выплаты доходов и погашения, порядок признания выпуска состоявшимся, ограничения на потенциальных владельцев, номинальную стоимость, размер, периодичность и порядок выплаты процентов по облигации. Облигации федеральных займов в рамках одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых прав. На весь выпуск оформляется глобальный сертификат, в котором фиксируются все его условия. Один экземпляр глобального сертификата хранится в депозитарии, а другой — в Министерстве финансов.

Учет отдельных облигаций федеральных займов осуществляется в виде записей по счетам "депо" в депозитариях и субдепозитариях. Запись по этому счету удостоверяет право собственности на облигации и является условием для осуществления прав инвестора. В отличие от ОГСЗ на руки эти облигации не могут выдаваться. Функции депозитария выполняет Центральный банк, уполномоченные им коммерческие банки и организации, которые, в свою очередь, могут привлекать в качестве субдепозитариев сторонние организации.

Аукцион по размещению первого выпуска ОФЗ состоялся на ММВБ 14 июня 1995 г. Объем выпуска составил 1 трлн руб. при номинале облигации 1 млн руб. 12 июля 1995 г. на ММВБ состоялся аукцион по размещению ОФЗ второго выпуска. Объем выпуска — 3 трлн руб. Выпуск считается состоявшимся, если в период размещения было продано не менее 20% от суммарного объема предложенных к выпуску облигаций. Владельцами облигаций могут быть резиденты (без каких-либо ограничений) и нерезиденты. В глобальных сертификатах первых двух выпусков объем ОФЗ для нерезидентов — не более 10% от номинального объема выпуска.

Значительным отличием облигаций федерального займа от уже привычных на рынке ГКО является то, что новые ценные бумаги купонные, доход по которым выплачивается раз в квартал и ориентирован на доходность по государственным краткосрочным облигациям, обращающимся на вторичном рынке. Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплаты и объявляется по первому купону не позднее чем за семь дней до даты начала размещения, по следующим купонам, включая последний, — не позднее чем за семь дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону.

Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска облигации до даты его выплаты. В последующие купонные периоды проценты начисляются начиная с даты предшествующих выплат до даты текущей выплаты. В последний купонный период проценты начисляются аналогичным образом вплоть до даты погашения облигации.

По условиям первого выпуска ОФЗ процентная ставка купонного периода определяется на основе расчета средневзвешенной доходности по ГКО в предшествующие четыре торговые сессии на вторичном рынке на Московской межбанковской валютной бирже. Причем в расчет берутся только те выпуски краткосрочных облигаций, погашение которых приходится на дату, находящуюся в промежутке 30 дней до и 30 дней после объявленной даты выплаты очередного купона.

Размер купонного дохода по 1 купону первого выпуска составил 52,88, второго выпуска — 80,65% годовых.

Существенное отличие среднесрочных ценных бумаг от краткосрочных ярко проявляется на вторичном рынке, когда при заключении сделок с ОФЗ наряду с выставленной ценой и объемом заявки появляется еще один параметр — сумма накопленного дохода. Она рассчитывается как часть купонного дохода, пропорциональная времени, на протяжении которого облигация находилась во владении держателя. Поэтому при заключении сделки с ОФЗ покупатель помимо номинальной стоимости облигации и курсовой надбавки должен уплатить продавцу накопленный купонный доход.

При обращении облигации налоговые льготы распространяются на часть суммы накопленного купонного дохода, рассчитываемую как разницу между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигации либо погашении купона, и накопленным доходом, уплаченным при ее приобретении в течение купонного периода по каждому купону. Разница между ценой облигации при покупке и продаже подлежит налогообложению в общем порядке.

Помимо первичных аукционов ОФЗ могут доразмещаться на вторичном рынке для обеспечения активной торговли ими. Доразмещения могут осуществляться в ходе всего срока обращения облигации. Купонный доход, выплачиваемый в конце купонного периода, не зависит от способа размещения данной облигации.

Между ОФЗ и ГКО немало общего. Механизм эмиссии, обращения и расчетов ОФЗ аналогичен ГКО. Аукционы и вторичные торги на ММВБ проходят одновременно с ГКО и с теми же участниками. Среднесрочные ОФЗ и ГКО размещаются с целью неинфляционного финансирования бюджета. Сочетание облигаций среднесрочных с переменным купоном и краткосрочных бескупонных делает этот сектор финансового рынка привлекательным для различных категорий инвесторов. Поэтому рынки этих бумаг часто объединяются в один — рынок ГКО— ОФЗ. В 1995 г. общий объем биржевых сделок по ГКО—ОФЗ составил 282,9 трлн руб., в том числе объем продаж на аукционах — 106,5 трлн руб., доразмещение на вторичных торгах — 15,9 трлн руб., оборот вторичных торгов — 160,5 трлн руб.

В первом полугодии 1997 г. приток иностранного капитала на рынок ГКО—ОФЗ составил 8,2 млрд долл. Увеличение, особенно во втором квартале, интенсивности поступлений средств нерезидентов привело к росту доли иностранного участия на рынке ГКО—ОФЗ до 30% (по состоянию на 1 января 1997 г. эта доля составляла 16%).

Активное участие нерезидентов на рынке ГКО—ОФЗ способствовало снижению процентных ставок по обслуживанию государственного внутреннего долга (за первое полугодие 1997 г. доходность ГКО снизилась в 1,5 раза).

Облигации федерального займа являлись самым привлекательным объектом вложений, так как их доходность по некоторым сериям достигала 35-39% годовых. Высокая доходность объясняется тем, что владелец облигаций получает не только процентный купонный доход, но и значительную скидку (дисконт) при приобретении этих бумаг.

В августе 1997 г. Центральный банк приступил к продаже облигаций федерального займа (ОФЗ с постоянным купонным доходом) со сроком обращения более четырех лет. Эти облигации были выпущены Министерством финансов в марте 1997 г. в ходе переоформления долга Правительства Центробанку. Этот долг сформировался в 1992-1994 гг., когда Центральный банк выдавал кредиты на финансирование дефицита федерального бюджета. Сумма эмиссии превысила 80 трлн руб. На торги, проводимые на ММВБ, выставляются пять серий облигаций объемом 6,1 трлн руб. каждая. Срок обращения серий — 4, 5, 6, 7 и 8 лет. Ставка постоянного годового купона, которая будет выплачиваться ежегодно 15 марта, — 10%, а с учетом дисконта доходность этих облигаций будет составлять в первый год 17,5% годовых.