7.1. ФИНАНСОВЫЙ РАЗДЕЛ БИЗНЕС-ПЛАНА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 

Финансовое планирование является составной частью внутрифирменного планирования. Конкретно оно выражается в составлении соответствующего раздела бизнес-плана, который призван обобщить материалы его предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении. Сам бизнес-план можно характеризовать как документ перспективного, а не текущего планирования. В рыночном хозяйстве его составлением принято начинать любое коммерческое мероприятие. Потребность в разработке бизнес-плана и особенно его финансовой части обусловлена задачами, стоящими перед предприятием, когда оно изыскивает необходимые денежные средства:

разработка фирмами заявок на получение кредитов в коммерческих банках;

составление проспектов эмиссии ценных бумаг для привлечения дополнительного капитала в денежной форме;

получение иностранных инвестиций, которые немыслимы без предоставления инвесторам надежной информации об их финансовой привлекательности;

обоснование предложений по приватизации государственных предприятий, в результате которой увеличится доходность его хозяйственной деятельности.

В конечном счете финансовый раздел бизнес-плана необходим и адресован всем участникам инвестиционного процесса: банкирам и инвесторам, у которых фирма намеревается получить денежные средства, финансовому менеджеру или предпринимателю, желающему выявить степень разумности и реалистичности своих коммерческих начинаний, рядовым работникам предприятия, видящим в финансовом плане четкое определение своих целей и задач. Правилом зарубежных инвесторов стало требование личного участия руководителя фирмы в составлении бизнес-плана и особенно его финансовой части. Однако при всей его важности финансовый раздел бизнес-плана содержит в себе в большей степени постановку целей и задач предпринимательской деятельности, а способы их достижения изложены в других разделах, где обосновывается выбор товаров и услуг, для производства которых задуман проект, дается оценка рынков сбыта, приводятся сведения о конкурентах, разрабатывается план маркетинга и производства и т.д.

Финансовый раздел бизнес-плана носит название "Финансовый план" и состоит из нескольких документов, находящихся между собой в определенной взаимосвязи через показатели, которые в них содержатся.

Существует несколько вариантов разработки финансового плана. По одному из них в состав документов входят:

прогноз объемов реализации;

баланс денежных расходов и поступлений;

таблица доходов и затрат;

прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия;

расчет точки достижения безубыточности.

► Прогноз объемов реализации не случайно вошел в состав финансового плана и стоит в нем на первом месте. Источником подавляющей части финансовых ресурсов по-прежнему остается выручка от реализации, в состав которой будут включены практически все предстоящие денежные расходы предприятия. Основанием для расчета данных об объеме реализации служат результаты маркетинговых исследований, отраженные в третьем разделе бизнес-плана. Если прогноз объемов реализации составляется в натуральных единицах, появляется возможность, изменяя цену, произвести расчеты финансовых показателей в нескольких вариантах. Но чаще бывает так, что при составлении прогноза реализации цена продукции пусть на короткий будущий период, но уже определена.

Обычно прогноз реализации составляется на три года вперед. Данные для первого года приводятся по месяцам и отличаются большой точностью и надежностью, поскольку хорошо известны будущие покупатели, с которыми уже заключены договоры на поставку. Данные для второго года приводятся поквартально, а для третьего года — одной годовой суммой. Под рассчитанные суммы реализации будут приобретаться оборудование, сырье и материалы, выплачиваться заработная плата, уплачиваться налоги. Размер всех этих затрат должен быть таким, чтобы выйти на предусмотренный размер прибыли с учетом вложенного в производство капитала.

► Самым важным документом финансового плана считается баланс денежных расходов и поступлений, имеющий и другое название — баланс денежных потоков. Цель его составления состоит в том, чтобы добиться синхронности поступления и расходования денежных средств или, иными словами, добиться необходимого уровня ликвидности активов будущего предприятия. Так как ликвидность определяется величиной на какую-либо дату, желательно, чтобы данные баланса денежных расходов и поступлений приводились по коротким отрезкам времени. При удлинении временных отрезков значение сведений, изложенных в этом документе, падает, даже если они отличаются надежностью.

Ликвидность реализуемого проекта может влиять на его прибыльность. Нехватка денежных средств в конкретный момент времени вызывает неплатежи и даже угрозу несостоятельности. Задержка в платежах приводит к необходимости платить большие штрафы и пени, уменьшающие балансовую прибыль.

Баланс денежных потоков составляется в виде таблицы, в которой отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступление и расходование в самом периоде, и завершается таблица данными о наличии денежных средств на конец периода (табл. 7.1).

В аналитических целях таблица может быть дополнена сведениями о дебиторской задолженности и, в частности, о размере безнадежных долгов, складских запасах, кредиторской задолженности, взятых из других разделов финплана. Данные баланса денежных потоков необходимо увязать с действиями предприятия по формированию собственных оборотных средств. Ведь именно нехватка собственных оборотных средств и их иммобилизация создают ситуацию, когда в нужный момент на счетах предприятия не оказывается необходимых денежных средств. Стоит вспомнить и о том, что показатели ликвидности определяются соотношением размера оборотных средств и краткосрочных заемных источников их формирования.

► Небольшой документ с довольно простой структурой носит название таблицы доходов и затрат. Этот документ показывает, как будет формироваться прибыль предприятия (табл. 7.2).

► Прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия целесообразно составить на начальную и конечную дату планируемого периода реализации проекта. Этот документ имеет структуру, соответствующую общепринятому бухгалтерскому балансу предприятия и характеризует размер и состав прежде всего активов предприятия, т.е. направления вложения инвестируемых средств. Этими данными интересуются инвесторы и особенно коммерческие банки, к помощи которых прибегает предприниматель, собирающийся финансировать приобретение этих активов. Из размера и структуры активов банк извлекает сведения, необходимые для исчисления обеспечения кредита, выявления его экономической целесообразности, что в значительной степени гарантирует возвратность выдаваемого займа.

При составлении баланса активов и пассивов можно использовать рекомендуемый зарубежными экономистами "метод пробки". Как известно, в экономических расчетах при планировании и прогнозировании первенство отдается активам и затратам. Источники их формирования и финансирования изыскиваются вслед за ними. Разница между запланированными активами и уже имеющимися источниками их формирования называют "пробкой". Если она имеет отрицательное значение, то выбить ее удается с помощью дополнительного внешнего финансирования: эмиссии ценных бумаг или кредитов. Если по прогнозу окажется, что собственных источников и уже вовлеченных в оборот заемных средств будет больше, чем необходимо для формирования производственных активов, возникшая положительная пробка ликвидируется возвратом заемных средств, а излишние собственные средства могут быть инвестированы в ценные бумаги.

► В заключительном разделе финансового плана приводится расчет условий достижения безубыточности проекта. Максимизация прибыли является целью финансового менеджмента и одним из подходов к ее достижению служит сопоставление выручки от реализации не с суммарными затратами, а переменными постоянными затратами. Как известно, к переменным (пропорциональным) относятся те, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производимой продукции — затраты на сырье и материалы, оплату труда производственных рабочих, транспортные издержки и др. На практике встречаются некоторые отклонения от жесткой прямой зависимости размера переменных затрат от объема производимой продукции. Например, при увеличении закупок сырья и материалов поставщики могут предоставить предприятию скидки с их цены. К постоянным (непропорциональным, фиксированным) относятся затраты, не возрастающие с ростом объема производства и реализации, — управленческие расходы, арендная плата, амортизация, плата за кредит и др. Существуют еще смешанные расходы, но они состоят из переменной и постоянной частей и при более точных расчетах их можно разделить на соответствующие доли.

Различие в соотношении между постоянными и переменными затратами приводит к тому, что изменения объемов производства и следующей за ним выручки от реализации по-разному влияют на изменение прибыли. Данный случай носит название эффекта производственного (операционного) рычага.

Чем больше продукции выпускает предприятие, тем меньше сумма постоянных расходов, приходящаяся на единицу этой продукции. Теоретически возможна такая хозяйственная ситуация, при которой предприятие, не производя никакой продукции, имеет убытки, вызванные наличием постоянных расходов. Начав выпуск и реализацию продукции, предприятие может по-прежнему нести убытки, если величина постоянных затрат в расчете на единицу продукции вместе с переменными затратами превышает уровень цены. Безубыточным производство станет тогда, когда сумма всех затрат для одного изделия окажется ниже принятой цены, а такое возможно (при неизменности переменных затрат) только при значительном объеме выпускаемой продукции, понижающей долю постоянных затрат в стоимости как единицы, так и всей реализуемой продукции. Уровень реализации, после которого производство начнет давать прибыль, получил название порога рентабельности или точки безубыточности. Чем ниже постоянные и переменные затраты и чем выше объем реализации, зависящий от уровня цены и количества реализуемой продукции, тем быстрей предприятие достигнет точки безубыточности и производство начнет давать прибыль. Разницу между фактической или планируемой выручкой от реализации и порогом рентабельности принято называть запасом финансовой прочности, который при желании можно исчислить в процентах к выручке от реализации. Если, например, запас финансовой прочности равен 15%, то это означает, что предприятие может выдержать 15%-ное снижение выручки от реализации продукции, после чего эта реализация начнет приносить убытки. Чем выше эффект производственного рычага, отраженный в финансовом плане, тем привлекательнее этот проект для инвесторов.

Если предприятие отказалось от воплощения крупных коммерческих проектов, финансовое планирование на нем охватывает текущую хозяйственную деятельность и может включать в себя: перспективный план на несколько лет, годовой план, оперативно-календарный.

Перспективный план на ряд лет — это стратегический план развития предприятия на перспективу, наименее конкретизирован и чаще всего содержит доходы от реализации будущих бизнес-проектов. Из-за экономической нестабильности и возможного невыполнения намеченных долгосрочных трансакций одной из сторон, перспективный план имеет слабое применение в российской рыночной экономике.

Годовой план составляется с распределением по кварталам показателей общих величин расходов и доходов на основе коэффициентного или аналитического метода планирования.

Оперативно-календарный план с распределением показателей по месяцам в необходимых случаях дополняется платежным календарем по дням. Финансовому плану, в первую очередь оперативно-календарному, следует быть скользящим. Он разрабатывается в два этапа: предварительный и скорректированный. Предварительный план формируется на основании заказов, поданных в течение базисного периода (года, квартала, месяца) на основе заказов, заключенных или находящихся на текущем рассмотрении у предприятия. Второй этап — это скорректированный финансовый план. Реально в соответствии именно с этим планом следует работать предприятию, так как в него внесены подчас значительные корректировки. Контроль за его реализацией осуществляет финансовый менеджер. Скорректированный план может быть также .скользящим при условии внесения в него изменений.

В процессе финансового планирования решаются следующие основные задачи:

выявляются резервы и мобилизуются ресурсы для достижения наиболее эффективных конечных результатов при использовании для этих целей финансово-кредитного механизма;

устанавливаются оптимальные и экономически целесообразные финансовые долгосрочные нормы и нормативы по оборотным средствам и источникам их формирования, образованию-и использованию прибыли;

обеспечиваются плановое образование и использование денежных ресурсов;

определяются финансовые взаимоотношения с государственными органами, банковскими структурами и другими организациями по платежам и перераспределению денежных средств. Основным в решении этой задачи является обеспечение первоочередного внесения платежей в бюджеты различных уровней, определение оптимального размера кредитов в оборотных средствах, в финансировании капитальных вложений, мероприятиях технического прогресса и т.д.;

обеспечивается устойчивое финансовое положение предприятия (организации) путем сбалансированного поступления и расхода средств;

создаются методические условия для обеспечения преемственности показателей, их взаимной связи;

устанавливается финансовый контроль за ходом выполнения принятых в плане показателей.

Финансовое планирование является составной частью внутрифирменного планирования. Конкретно оно выражается в составлении соответствующего раздела бизнес-плана, который призван обобщить материалы его предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении. Сам бизнес-план можно характеризовать как документ перспективного, а не текущего планирования. В рыночном хозяйстве его составлением принято начинать любое коммерческое мероприятие. Потребность в разработке бизнес-плана и особенно его финансовой части обусловлена задачами, стоящими перед предприятием, когда оно изыскивает необходимые денежные средства:

разработка фирмами заявок на получение кредитов в коммерческих банках;

составление проспектов эмиссии ценных бумаг для привлечения дополнительного капитала в денежной форме;

получение иностранных инвестиций, которые немыслимы без предоставления инвесторам надежной информации об их финансовой привлекательности;

обоснование предложений по приватизации государственных предприятий, в результате которой увеличится доходность его хозяйственной деятельности.

В конечном счете финансовый раздел бизнес-плана необходим и адресован всем участникам инвестиционного процесса: банкирам и инвесторам, у которых фирма намеревается получить денежные средства, финансовому менеджеру или предпринимателю, желающему выявить степень разумности и реалистичности своих коммерческих начинаний, рядовым работникам предприятия, видящим в финансовом плане четкое определение своих целей и задач. Правилом зарубежных инвесторов стало требование личного участия руководителя фирмы в составлении бизнес-плана и особенно его финансовой части. Однако при всей его важности финансовый раздел бизнес-плана содержит в себе в большей степени постановку целей и задач предпринимательской деятельности, а способы их достижения изложены в других разделах, где обосновывается выбор товаров и услуг, для производства которых задуман проект, дается оценка рынков сбыта, приводятся сведения о конкурентах, разрабатывается план маркетинга и производства и т.д.

Финансовый раздел бизнес-плана носит название "Финансовый план" и состоит из нескольких документов, находящихся между собой в определенной взаимосвязи через показатели, которые в них содержатся.

Существует несколько вариантов разработки финансового плана. По одному из них в состав документов входят:

прогноз объемов реализации;

баланс денежных расходов и поступлений;

таблица доходов и затрат;

прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия;

расчет точки достижения безубыточности.

► Прогноз объемов реализации не случайно вошел в состав финансового плана и стоит в нем на первом месте. Источником подавляющей части финансовых ресурсов по-прежнему остается выручка от реализации, в состав которой будут включены практически все предстоящие денежные расходы предприятия. Основанием для расчета данных об объеме реализации служат результаты маркетинговых исследований, отраженные в третьем разделе бизнес-плана. Если прогноз объемов реализации составляется в натуральных единицах, появляется возможность, изменяя цену, произвести расчеты финансовых показателей в нескольких вариантах. Но чаще бывает так, что при составлении прогноза реализации цена продукции пусть на короткий будущий период, но уже определена.

Обычно прогноз реализации составляется на три года вперед. Данные для первого года приводятся по месяцам и отличаются большой точностью и надежностью, поскольку хорошо известны будущие покупатели, с которыми уже заключены договоры на поставку. Данные для второго года приводятся поквартально, а для третьего года — одной годовой суммой. Под рассчитанные суммы реализации будут приобретаться оборудование, сырье и материалы, выплачиваться заработная плата, уплачиваться налоги. Размер всех этих затрат должен быть таким, чтобы выйти на предусмотренный размер прибыли с учетом вложенного в производство капитала.

► Самым важным документом финансового плана считается баланс денежных расходов и поступлений, имеющий и другое название — баланс денежных потоков. Цель его составления состоит в том, чтобы добиться синхронности поступления и расходования денежных средств или, иными словами, добиться необходимого уровня ликвидности активов будущего предприятия. Так как ликвидность определяется величиной на какую-либо дату, желательно, чтобы данные баланса денежных расходов и поступлений приводились по коротким отрезкам времени. При удлинении временных отрезков значение сведений, изложенных в этом документе, падает, даже если они отличаются надежностью.

Ликвидность реализуемого проекта может влиять на его прибыльность. Нехватка денежных средств в конкретный момент времени вызывает неплатежи и даже угрозу несостоятельности. Задержка в платежах приводит к необходимости платить большие штрафы и пени, уменьшающие балансовую прибыль.

Баланс денежных потоков составляется в виде таблицы, в которой отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступление и расходование в самом периоде, и завершается таблица данными о наличии денежных средств на конец периода (табл. 7.1).

В аналитических целях таблица может быть дополнена сведениями о дебиторской задолженности и, в частности, о размере безнадежных долгов, складских запасах, кредиторской задолженности, взятых из других разделов финплана. Данные баланса денежных потоков необходимо увязать с действиями предприятия по формированию собственных оборотных средств. Ведь именно нехватка собственных оборотных средств и их иммобилизация создают ситуацию, когда в нужный момент на счетах предприятия не оказывается необходимых денежных средств. Стоит вспомнить и о том, что показатели ликвидности определяются соотношением размера оборотных средств и краткосрочных заемных источников их формирования.

► Небольшой документ с довольно простой структурой носит название таблицы доходов и затрат. Этот документ показывает, как будет формироваться прибыль предприятия (табл. 7.2).

► Прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия целесообразно составить на начальную и конечную дату планируемого периода реализации проекта. Этот документ имеет структуру, соответствующую общепринятому бухгалтерскому балансу предприятия и характеризует размер и состав прежде всего активов предприятия, т.е. направления вложения инвестируемых средств. Этими данными интересуются инвесторы и особенно коммерческие банки, к помощи которых прибегает предприниматель, собирающийся финансировать приобретение этих активов. Из размера и структуры активов банк извлекает сведения, необходимые для исчисления обеспечения кредита, выявления его экономической целесообразности, что в значительной степени гарантирует возвратность выдаваемого займа.

При составлении баланса активов и пассивов можно использовать рекомендуемый зарубежными экономистами "метод пробки". Как известно, в экономических расчетах при планировании и прогнозировании первенство отдается активам и затратам. Источники их формирования и финансирования изыскиваются вслед за ними. Разница между запланированными активами и уже имеющимися источниками их формирования называют "пробкой". Если она имеет отрицательное значение, то выбить ее удается с помощью дополнительного внешнего финансирования: эмиссии ценных бумаг или кредитов. Если по прогнозу окажется, что собственных источников и уже вовлеченных в оборот заемных средств будет больше, чем необходимо для формирования производственных активов, возникшая положительная пробка ликвидируется возвратом заемных средств, а излишние собственные средства могут быть инвестированы в ценные бумаги.

► В заключительном разделе финансового плана приводится расчет условий достижения безубыточности проекта. Максимизация прибыли является целью финансового менеджмента и одним из подходов к ее достижению служит сопоставление выручки от реализации не с суммарными затратами, а переменными постоянными затратами. Как известно, к переменным (пропорциональным) относятся те, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производимой продукции — затраты на сырье и материалы, оплату труда производственных рабочих, транспортные издержки и др. На практике встречаются некоторые отклонения от жесткой прямой зависимости размера переменных затрат от объема производимой продукции. Например, при увеличении закупок сырья и материалов поставщики могут предоставить предприятию скидки с их цены. К постоянным (непропорциональным, фиксированным) относятся затраты, не возрастающие с ростом объема производства и реализации, — управленческие расходы, арендная плата, амортизация, плата за кредит и др. Существуют еще смешанные расходы, но они состоят из переменной и постоянной частей и при более точных расчетах их можно разделить на соответствующие доли.

Различие в соотношении между постоянными и переменными затратами приводит к тому, что изменения объемов производства и следующей за ним выручки от реализации по-разному влияют на изменение прибыли. Данный случай носит название эффекта производственного (операционного) рычага.

Чем больше продукции выпускает предприятие, тем меньше сумма постоянных расходов, приходящаяся на единицу этой продукции. Теоретически возможна такая хозяйственная ситуация, при которой предприятие, не производя никакой продукции, имеет убытки, вызванные наличием постоянных расходов. Начав выпуск и реализацию продукции, предприятие может по-прежнему нести убытки, если величина постоянных затрат в расчете на единицу продукции вместе с переменными затратами превышает уровень цены. Безубыточным производство станет тогда, когда сумма всех затрат для одного изделия окажется ниже принятой цены, а такое возможно (при неизменности переменных затрат) только при значительном объеме выпускаемой продукции, понижающей долю постоянных затрат в стоимости как единицы, так и всей реализуемой продукции. Уровень реализации, после которого производство начнет давать прибыль, получил название порога рентабельности или точки безубыточности. Чем ниже постоянные и переменные затраты и чем выше объем реализации, зависящий от уровня цены и количества реализуемой продукции, тем быстрей предприятие достигнет точки безубыточности и производство начнет давать прибыль. Разницу между фактической или планируемой выручкой от реализации и порогом рентабельности принято называть запасом финансовой прочности, который при желании можно исчислить в процентах к выручке от реализации. Если, например, запас финансовой прочности равен 15%, то это означает, что предприятие может выдержать 15%-ное снижение выручки от реализации продукции, после чего эта реализация начнет приносить убытки. Чем выше эффект производственного рычага, отраженный в финансовом плане, тем привлекательнее этот проект для инвесторов.

Если предприятие отказалось от воплощения крупных коммерческих проектов, финансовое планирование на нем охватывает текущую хозяйственную деятельность и может включать в себя: перспективный план на несколько лет, годовой план, оперативно-календарный.

Перспективный план на ряд лет — это стратегический план развития предприятия на перспективу, наименее конкретизирован и чаще всего содержит доходы от реализации будущих бизнес-проектов. Из-за экономической нестабильности и возможного невыполнения намеченных долгосрочных трансакций одной из сторон, перспективный план имеет слабое применение в российской рыночной экономике.

Годовой план составляется с распределением по кварталам показателей общих величин расходов и доходов на основе коэффициентного или аналитического метода планирования.

Оперативно-календарный план с распределением показателей по месяцам в необходимых случаях дополняется платежным календарем по дням. Финансовому плану, в первую очередь оперативно-календарному, следует быть скользящим. Он разрабатывается в два этапа: предварительный и скорректированный. Предварительный план формируется на основании заказов, поданных в течение базисного периода (года, квартала, месяца) на основе заказов, заключенных или находящихся на текущем рассмотрении у предприятия. Второй этап — это скорректированный финансовый план. Реально в соответствии именно с этим планом следует работать предприятию, так как в него внесены подчас значительные корректировки. Контроль за его реализацией осуществляет финансовый менеджер. Скорректированный план может быть также .скользящим при условии внесения в него изменений.

В процессе финансового планирования решаются следующие основные задачи:

выявляются резервы и мобилизуются ресурсы для достижения наиболее эффективных конечных результатов при использовании для этих целей финансово-кредитного механизма;

устанавливаются оптимальные и экономически целесообразные финансовые долгосрочные нормы и нормативы по оборотным средствам и источникам их формирования, образованию-и использованию прибыли;

обеспечиваются плановое образование и использование денежных ресурсов;

определяются финансовые взаимоотношения с государственными органами, банковскими структурами и другими организациями по платежам и перераспределению денежных средств. Основным в решении этой задачи является обеспечение первоочередного внесения платежей в бюджеты различных уровней, определение оптимального размера кредитов в оборотных средствах, в финансировании капитальных вложений, мероприятиях технического прогресса и т.д.;

обеспечивается устойчивое финансовое положение предприятия (организации) путем сбалансированного поступления и расхода средств;

создаются методические условия для обеспечения преемственности показателей, их взаимной связи;

устанавливается финансовый контроль за ходом выполнения принятых в плане показателей.