2.3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 

Финансовая политика — это совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.

Финансовая политика определенной страны зависит от ряда факторов: исторических условий, уровня развития экономики, политических, экономических и социальных целей, сроков их достижения и даже национальных традиций. В период эволюционного развития общественной жизни и стабильности государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства направлена на сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политические силы, заинтересованные в скорейшем изменении сложившейся системы, проводят политику, направленную на ее разрушение и формирование новой системы общественных отношений.

Ярчайшим примером сказанному является история финансовой политики России. Рассмотрим некоторые ее этапы.

Общая концепция финансовой политики России начала формироваться в середине XIX в. и к началу XX в. приобрела определенную завершенность. Исходными принципами в концепции финансовой политики можно назвать следующие: преемственность, осторожность, бюджетное равновесие, устойчивость денежной системы, централизацию денежных средств.

Принцип преемственности базировался на уважении к традициям, к тому, что было создано предшественниками, как в области теории финансов, так и на практике.

Принцип осторожности не позволял вносить серьезные изменения в финансовую политику даже в экстремальных условиях, например в период войн, революций. Все делалось для того, чтобы не разрушить финансовую систему, созданную в России к началу XX в. с величайшим трудом и напряжением. Этот принцип полностью соответствовал духу России, ее боязни реформ, ее консерватизму. Кроме определенной пользы данный принцип приносил и очевидный вред, выраженный в сдерживании экономического развития. Дело в том, что в России бюджет делился на две части. Первая часть отражала традиционные государственные расходы, позволяющие осуществлять, если так можно выразиться, простое воспроизводство общественных отношений, т.е. минимально необходимые расходы, которые позволяют поддерживать сложившуюся систему экономических отношений. Эта часть бюджета имела традиционные источники. Размер ожидаемых по ним доходов на каждый новый финансовый год исчислялся в намеренно заниженных размерах. Таким образом реальные доходы обычно превышали намечаемые, т.е. по этой части бюджета выдерживался принцип бюджетного равновесия. Разница между реальными и намечаемыми доходами составляла бюджетные остатки, которые, накапливаясь, образовывали так называемую "свободную наличность государственного казначейства" и служили показателем благополучия российских финансов.

Вторая часть бюджета отражала расходы, как их называли, производственного характера, и их финансирование осуществлялось в основном за счет займов, и прежде всего иностранных. Таким образом, Россия свое экономическое развитие ставила в зависимость от иностранного капитала.

Следующим принципом финансовой политики был принцип устойчивости денежной системы. Реализация его осуществлялась через соответствие бумажной денежной массы золотому запасу. Выпуск не обеспеченных золотом кредитных билетов был строго ограничен (не более 300 млн рублей). Денежная реформа 1895—1897 гг. вводит свободный размен банкнот на золото.

Высшее руководство России той эпохи неодобрительно относилось к свободе предпринимательства, усматривая в этом покушение на свои властные полномочия, поэтому большая часть отраслей народного хозяйства были государственными. Так, 2/3 железнодорожной сети, 7/8 телеграфов, 1/3 земли, лесов, наиболее ценных рудников принадлежали государству.

В связи с этим одним из конструктивных принципов, составляющих общую концепцию финансовой политики, был принцип организации финансовой деятельности правительства на основе максимально возможной централизации денежных средств в руках высших и центральных этажей власти. Так, центральный бюджет в объеме консолидированного составлял 85%, тогда как в Англии —54%, Пруссии — 68%.

В результате такой финансовой политики в России к началу XX в. была достигнута определенная финансовая стабилизация, обеспечивающая ее экономический рост на коротком отрезке времени. В целом же она не учитывала законы экономического развития, что и привело финансовую систему и страну в целом к серьезным потрясениям начала XX в.

Строительство социалистических финансов началось только после окончания гражданской войны. Экономические условия были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, но все же велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес частного сектора в 1923—1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%.

Для хозяйства страны в тот период были характерны неупорядочное снабжение, стихийные цены, непредсказуемые результаты хозяйственной деятельности, отсутствие условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.

Основными задачами данного периода были, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства, даже с участием капиталистических элементов, а с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника. Поэтому новая финансовая политика строилась уже на совершенно иных принципах.

Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.

Государство создаёт три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием. Основным общегосударственным фондом является государственный бюджет, главные источники поступлений — налоги.

Налоговая система данного периода характеризовалась особой множественностью налогов. К первой группе налогов следует отнести прямые налоги. Это налог на доход, промысловый налог, рента с городских земель, налог на строение, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход (прибыль) государственных предприятий, так как он почти весь перечислялся в бюджет. Небольшая доля оставалась на предприятии для расширения производства и создания фонда улучшения быта рабочих и служащих. Средства этого фонда прежде всего направлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям выделялись значительные суммы из бюджета. А так как в тот период жилищная проблема стояла чрезвычайно остро, то такой подход решал и политическую задачу: происходил мощный отток рабочей силы из частного сектора в государственный. Несмотря на преимущества налога на доход (прибыль), он имел серьезный недостаток: не обеспечивал устойчивость доходной базы государственного бюджета. Условия хозяйствования были таковы, что результат деятельности мог быть определен только по окончании квартала, года, соответственно и взносы в бюджет могли быть с такой же периодичностью.

Чтобы обеспечить регулярные поступления в бюджет, необходимо было найти такой объект налогообложения, который в хозяйственной деятельности любого предприятия имел бы постоянный характер. И такими объектами стали отдельные акты производственной и торговой деятельности. Например, взимался государственный гербовый сбор со сделок, счетов, векселей, железнодорожных накладных и т. д.

Особое место в налоговой системе занимал промысловый налог, которым облагались промышленные и торговые предприятия, единоличные ремесла и промысловые занятия. Налог состоял из двух самостоятельных платежей — патентного и уравнительного сборов. Первый взимался при выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным сбором облагались обороты предприятий. Характерной чертой данного налога была многократность обложения, т. е. один и тот же товар облагался на всем пути движения от производителя к потребителю.

Регулярность поступлений в бюджет обеспечивали и такие прямые налоги, как подоходный налог с населения и сельскохозяйственный налог. Первый уплачивали трудящиеся предприятий, организаций всех форм собственности, второй — крестьянство.

Вторую группу налогов составляли косвенные налоги в виде акцизов на товары широкого потребления.

Широко использовалась система доходов от государственного имущества. Сюда относились: арендная плата за земельные угодья, лесной доход, плата за добычу угля и т.д.

Для укрепления позиций социалистического сектора устанавливались пониженные ставки с доходов государственных и кооперативных предприятий и организаций. Использовалась целая система льгот. Для частного сектора они устанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное положение было и при исчислении подоходного налога с физических лиц.

Вторым по значению общегосударственным фондом денежных средств был фонд государственного имущественного и личного страхования. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию подлежало имущество предприятий и организаций всех форм собственности, так как обеспечение непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало имущество, здоровье и жизнь граждан.

Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную рабочую силу.

Такая финансовая политика обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим, здесь производилось 94,4% валовой продукции. Главными производителями сельхозпродукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.

Основным производственным звеном стали предприятия, действующие на началах хозяйственного расчета в условиях централизованного планового управления народным хозяйством. Все показатели деятельности предприятий планировались и носили директивный характер. На этом этапе у государства другая задача — реконструкция всех отраслей народного хозяйства на базе социалистической индустриализации. Но ограниченность финансовых ресурсов и отсутствие какой-либо помощи извне обусловили продолжение политики жесткой централизации средств, предназначенных как для накопления, так и для потребления. Новые условия и новые задачи обусловили коренное изменение финансовой политики.

Налоговая реформа 1930—1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих признаков. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярную и устойчивую мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых мероприятий.

Доля налога с оборота в общем объеме доходов государственного бюджета всегда была очень высока. Например, в 1940 г. — 58,7%, 1950г. — 55,8%, 1960г. — 40,7%, 1970г. — 31,5%, 1975 г. — 30,4%, 1980г. — 31,1%.

Вторым по величине источником доходов бюджетов всех уровней становятся отчисления от прибыли: в 1940 г. — 12,0%, в 1960 г. — 24,2%, в 1970 г. — 34,6%, в 1975 г. — 31,9%. Этот источник, наоборот, претерпел существенные изменения.

Итак, в результате налоговой реформы 1930—1931 гг. подоходный налог с государственных предприятий и некоторые другие платежи были заменены отчислениями от прибыли. На этом же этапе был принят следующий порядок ее распределения. В первую очередь отчисления шли в поощрительные фонды предприятия (фонд улучшения быта рабочих и служащих, фонд премирования рационализаторов производства), на плановые капитальные вложения, на прирост норматива собственных оборотных средств и другие плановые потребности. Естественно, все эти отчисления осуществлялись по соответствующим нормативам, устанавливаемым вышестоящими организациями (специализированными наркоматами). Свободный остаток прибыли перечислялся в соответствующий бюджет (в зависимости от подчиненности предприятия). В результате такого распределения на предприятии оставалось около 28% объема полученной прибыли, из них 12% направлялось на капитальные вложения, 5% — в поощрительные фонды и 3% — на другие цели. 72% прибыли вносилось в бюджет.

В сельском хозяйстве сохранился сельскохозяйственный налог, но его ставка еще жестче воздействовала на необобществленный сектор сельскохозяйственного производства.

При такой организации финансов, несмотря на Великую Отечественную войну 1941—1945 гг., удалось выполнить поставленные задачи, и к 1960-м годам страна по уровню развития промышленности становится одним из крупнейших индустриальных государств мира. Увеличилось число отраслей экономики. Были построены и введены в действие десятки тысяч новых крупных промышленных предприятий. Число отраслей и производств промышленности возросло с 81-87 в 1925-1927 гг. до более чем 300 в 1966 г. Особенно значителен рост отраслей был в машиностроении, в химической промышленности. Почти вдвое увеличилось количество отраслей в легкой и пищевой промышленности.

Увеличение масштабов производства сопровождалось процессом децентрализации в управлении экономикой. Условия этого этапа вызвали к жизни совершенно новые группы финансовых отношений: денежные отношения между предприятием и государством по поводу формирования и использования отраслевых фондов и фондов предприятий. В связи с этим значительно возросла роль прибыли как основного их источника.

Экономическая реформа 1965 г. утверждала новую систему распределения и использования прибыли, в основу которой были положены следующие принципы:

► Повышение заинтересованности работников предприятий в общих результатах работы, в связи с чем размеры материального поощрения работников поставлены в зависимость от роста реализации, прибыли и уровня рентабельности.

► Создание на предприятиях более широких возможностей для осуществления за счет их прибыли и части амортизационных отчислений мероприятий по обновлению оборудования, совершенствованию производства и других мер по внедрению новой техники и расширению производства.

► Введение платности за пользование производственными фондами, предоставляемыми государством предприятию в целях создания заинтересованности предприятия в лучшем их использовании.

► Повышение материальной ответственности предприятий за выполнение плана прибыли и сохранность собственных оборотных средств.

Финансовые отношения по поводу распределения прибыли представляют сложную систему взаимоувязанных нормативов, методик расчета налогооблагаемых баз, очередность отчислений, льгот и санкций. В первую очередь осуществлялись платежи в бюджет в виде платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства и платежи банку процентов за кредит. Плата за фонды исчислялась по устанавливаемым на ряд лет нормативам (в основном 6%) от среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Таким образом, сумма платы за фонды представляла собой величину, зависящую не от результатов деятельности предприятия, а от фактического наличия у предприятия производственных фондов. Такой порядок заставлял предприятия либо эффективно использовать все имеющиеся мощности, либо избавляться от них.

После первоочередных отчислений оставалась так называемая расчетная прибыль, которая направлялась в основном на формирование отраслевых и децентрализованных фондов. Сумма отчислений рассчитывалась по установленным нормативам и была связана с целым рядом показателей деятельности предприятия. Оставшаяся часть прибыли шла на покрытие таких плановых затрат, как финансирование капиталовложений и погашение долгосрочного кредита, предоставленного на эту цель, покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства и др.

Затраты второго (использование фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда развития производства) и третьего (финансирование капитальных вложений, погашение долгосрочного кредита, погашение среднесрочного кредита, выданного на восполнение собственных оборотных средств, и т.д.) уровней планировались и утверждались министерствами.

Государство в 1980-е годы осуществляет ряд мероприятий, связанных с совершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Такими мерами были: внедрение нормативного метода распределения прибыли, внедрение I и II модели хозяйственного расчета. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался с дефицитом. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов — государственных, отраслевых, региональных.

К 1992 г. в стране произошла смена политической ориентации. Государство провозгласило курс на рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Важное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д. Возникли и институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.

Рыночная экономика усилила роль финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов, наряду с традиционными, возникли новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средств обращения, становятся капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов: постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.

Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, а значит, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто изменчива под влиянием текущего момента, но четко вырисовываются следующие тенденции:

► Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. Если в условиях административно-командной системы более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, то сейчас — не более 40%. Крупные средства перераспределяются через такие государственные фонды, как Пенсионный фонд, фонды занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, обладающие автономностью.

► Значительное снижение государственных доходов из ранее действующих источников компенсируется увеличением их количества. Основной упор сделан на налоги, поэтому с 1992 г. налоговая система представляет собой сложную, противоречивую, во многом не отвечающую даже интересам новых хозяйствующих субъектов систему. Были введены такие новые налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на рекламу и целый ряд других.

Налоговый пресс привел к еще большему спаду производства, падению инвестиций, уходу от уплаты налогов, утечке капиталов, расцвету теневой экономики. Возникли такие новые источники поступления средств в бюджет, как доход от аренды и продажи государственной и муниципальной собственности.

► Невмешательство государства в экономику. Это подтверждается такими цифрами. В 1980-е годы более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, в последние годы — не более 12%. Если раньше 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в настоящее время бюджет развития вынесен в отдельный раздел и в основном не обеспечен финансированием.

► Система налогов с физических лиц способствует расслоению общества, появлению богатых людей, накоплению капитала. Так, например, в начале 1992 г. предусматривалось 7 видов ставок подоходного налога — от 12 до 60% в зависимости от размера дохода, но уже через полгода количество ставок было сокращено до 4 и максимальной стала ставка 40%. Указом Президента от 7 октября 1993 г. № 1598 количество ставок уменьшается до 3 и максимальной становится ставка 30%. Кроме того, налог хотя и называется подоходным, однако до недавнего времени не включал в состав совокупного облагаемого дохода проценты и выигрыши по вкладам в учреждениях банков, хотя понятно, что услугами этих учреждений пользуются не беднейшие слои населения.

Финансовая политика — это совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.

Финансовая политика определенной страны зависит от ряда факторов: исторических условий, уровня развития экономики, политических, экономических и социальных целей, сроков их достижения и даже национальных традиций. В период эволюционного развития общественной жизни и стабильности государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства направлена на сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политические силы, заинтересованные в скорейшем изменении сложившейся системы, проводят политику, направленную на ее разрушение и формирование новой системы общественных отношений.

Ярчайшим примером сказанному является история финансовой политики России. Рассмотрим некоторые ее этапы.

Общая концепция финансовой политики России начала формироваться в середине XIX в. и к началу XX в. приобрела определенную завершенность. Исходными принципами в концепции финансовой политики можно назвать следующие: преемственность, осторожность, бюджетное равновесие, устойчивость денежной системы, централизацию денежных средств.

Принцип преемственности базировался на уважении к традициям, к тому, что было создано предшественниками, как в области теории финансов, так и на практике.

Принцип осторожности не позволял вносить серьезные изменения в финансовую политику даже в экстремальных условиях, например в период войн, революций. Все делалось для того, чтобы не разрушить финансовую систему, созданную в России к началу XX в. с величайшим трудом и напряжением. Этот принцип полностью соответствовал духу России, ее боязни реформ, ее консерватизму. Кроме определенной пользы данный принцип приносил и очевидный вред, выраженный в сдерживании экономического развития. Дело в том, что в России бюджет делился на две части. Первая часть отражала традиционные государственные расходы, позволяющие осуществлять, если так можно выразиться, простое воспроизводство общественных отношений, т.е. минимально необходимые расходы, которые позволяют поддерживать сложившуюся систему экономических отношений. Эта часть бюджета имела традиционные источники. Размер ожидаемых по ним доходов на каждый новый финансовый год исчислялся в намеренно заниженных размерах. Таким образом реальные доходы обычно превышали намечаемые, т.е. по этой части бюджета выдерживался принцип бюджетного равновесия. Разница между реальными и намечаемыми доходами составляла бюджетные остатки, которые, накапливаясь, образовывали так называемую "свободную наличность государственного казначейства" и служили показателем благополучия российских финансов.

Вторая часть бюджета отражала расходы, как их называли, производственного характера, и их финансирование осуществлялось в основном за счет займов, и прежде всего иностранных. Таким образом, Россия свое экономическое развитие ставила в зависимость от иностранного капитала.

Следующим принципом финансовой политики был принцип устойчивости денежной системы. Реализация его осуществлялась через соответствие бумажной денежной массы золотому запасу. Выпуск не обеспеченных золотом кредитных билетов был строго ограничен (не более 300 млн рублей). Денежная реформа 1895—1897 гг. вводит свободный размен банкнот на золото.

Высшее руководство России той эпохи неодобрительно относилось к свободе предпринимательства, усматривая в этом покушение на свои властные полномочия, поэтому большая часть отраслей народного хозяйства были государственными. Так, 2/3 железнодорожной сети, 7/8 телеграфов, 1/3 земли, лесов, наиболее ценных рудников принадлежали государству.

В связи с этим одним из конструктивных принципов, составляющих общую концепцию финансовой политики, был принцип организации финансовой деятельности правительства на основе максимально возможной централизации денежных средств в руках высших и центральных этажей власти. Так, центральный бюджет в объеме консолидированного составлял 85%, тогда как в Англии —54%, Пруссии — 68%.

В результате такой финансовой политики в России к началу XX в. была достигнута определенная финансовая стабилизация, обеспечивающая ее экономический рост на коротком отрезке времени. В целом же она не учитывала законы экономического развития, что и привело финансовую систему и страну в целом к серьезным потрясениям начала XX в.

Строительство социалистических финансов началось только после окончания гражданской войны. Экономические условия были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, но все же велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес частного сектора в 1923—1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%.

Для хозяйства страны в тот период были характерны неупорядочное снабжение, стихийные цены, непредсказуемые результаты хозяйственной деятельности, отсутствие условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.

Основными задачами данного периода были, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства, даже с участием капиталистических элементов, а с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника. Поэтому новая финансовая политика строилась уже на совершенно иных принципах.

Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.

Государство создаёт три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием. Основным общегосударственным фондом является государственный бюджет, главные источники поступлений — налоги.

Налоговая система данного периода характеризовалась особой множественностью налогов. К первой группе налогов следует отнести прямые налоги. Это налог на доход, промысловый налог, рента с городских земель, налог на строение, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход (прибыль) государственных предприятий, так как он почти весь перечислялся в бюджет. Небольшая доля оставалась на предприятии для расширения производства и создания фонда улучшения быта рабочих и служащих. Средства этого фонда прежде всего направлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям выделялись значительные суммы из бюджета. А так как в тот период жилищная проблема стояла чрезвычайно остро, то такой подход решал и политическую задачу: происходил мощный отток рабочей силы из частного сектора в государственный. Несмотря на преимущества налога на доход (прибыль), он имел серьезный недостаток: не обеспечивал устойчивость доходной базы государственного бюджета. Условия хозяйствования были таковы, что результат деятельности мог быть определен только по окончании квартала, года, соответственно и взносы в бюджет могли быть с такой же периодичностью.

Чтобы обеспечить регулярные поступления в бюджет, необходимо было найти такой объект налогообложения, который в хозяйственной деятельности любого предприятия имел бы постоянный характер. И такими объектами стали отдельные акты производственной и торговой деятельности. Например, взимался государственный гербовый сбор со сделок, счетов, векселей, железнодорожных накладных и т. д.

Особое место в налоговой системе занимал промысловый налог, которым облагались промышленные и торговые предприятия, единоличные ремесла и промысловые занятия. Налог состоял из двух самостоятельных платежей — патентного и уравнительного сборов. Первый взимался при выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным сбором облагались обороты предприятий. Характерной чертой данного налога была многократность обложения, т. е. один и тот же товар облагался на всем пути движения от производителя к потребителю.

Регулярность поступлений в бюджет обеспечивали и такие прямые налоги, как подоходный налог с населения и сельскохозяйственный налог. Первый уплачивали трудящиеся предприятий, организаций всех форм собственности, второй — крестьянство.

Вторую группу налогов составляли косвенные налоги в виде акцизов на товары широкого потребления.

Широко использовалась система доходов от государственного имущества. Сюда относились: арендная плата за земельные угодья, лесной доход, плата за добычу угля и т.д.

Для укрепления позиций социалистического сектора устанавливались пониженные ставки с доходов государственных и кооперативных предприятий и организаций. Использовалась целая система льгот. Для частного сектора они устанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное положение было и при исчислении подоходного налога с физических лиц.

Вторым по значению общегосударственным фондом денежных средств был фонд государственного имущественного и личного страхования. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию подлежало имущество предприятий и организаций всех форм собственности, так как обеспечение непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало имущество, здоровье и жизнь граждан.

Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную рабочую силу.

Такая финансовая политика обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим, здесь производилось 94,4% валовой продукции. Главными производителями сельхозпродукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.

Основным производственным звеном стали предприятия, действующие на началах хозяйственного расчета в условиях централизованного планового управления народным хозяйством. Все показатели деятельности предприятий планировались и носили директивный характер. На этом этапе у государства другая задача — реконструкция всех отраслей народного хозяйства на базе социалистической индустриализации. Но ограниченность финансовых ресурсов и отсутствие какой-либо помощи извне обусловили продолжение политики жесткой централизации средств, предназначенных как для накопления, так и для потребления. Новые условия и новые задачи обусловили коренное изменение финансовой политики.

Налоговая реформа 1930—1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих признаков. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярную и устойчивую мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых мероприятий.

Доля налога с оборота в общем объеме доходов государственного бюджета всегда была очень высока. Например, в 1940 г. — 58,7%, 1950г. — 55,8%, 1960г. — 40,7%, 1970г. — 31,5%, 1975 г. — 30,4%, 1980г. — 31,1%.

Вторым по величине источником доходов бюджетов всех уровней становятся отчисления от прибыли: в 1940 г. — 12,0%, в 1960 г. — 24,2%, в 1970 г. — 34,6%, в 1975 г. — 31,9%. Этот источник, наоборот, претерпел существенные изменения.

Итак, в результате налоговой реформы 1930—1931 гг. подоходный налог с государственных предприятий и некоторые другие платежи были заменены отчислениями от прибыли. На этом же этапе был принят следующий порядок ее распределения. В первую очередь отчисления шли в поощрительные фонды предприятия (фонд улучшения быта рабочих и служащих, фонд премирования рационализаторов производства), на плановые капитальные вложения, на прирост норматива собственных оборотных средств и другие плановые потребности. Естественно, все эти отчисления осуществлялись по соответствующим нормативам, устанавливаемым вышестоящими организациями (специализированными наркоматами). Свободный остаток прибыли перечислялся в соответствующий бюджет (в зависимости от подчиненности предприятия). В результате такого распределения на предприятии оставалось около 28% объема полученной прибыли, из них 12% направлялось на капитальные вложения, 5% — в поощрительные фонды и 3% — на другие цели. 72% прибыли вносилось в бюджет.

В сельском хозяйстве сохранился сельскохозяйственный налог, но его ставка еще жестче воздействовала на необобществленный сектор сельскохозяйственного производства.

При такой организации финансов, несмотря на Великую Отечественную войну 1941—1945 гг., удалось выполнить поставленные задачи, и к 1960-м годам страна по уровню развития промышленности становится одним из крупнейших индустриальных государств мира. Увеличилось число отраслей экономики. Были построены и введены в действие десятки тысяч новых крупных промышленных предприятий. Число отраслей и производств промышленности возросло с 81-87 в 1925-1927 гг. до более чем 300 в 1966 г. Особенно значителен рост отраслей был в машиностроении, в химической промышленности. Почти вдвое увеличилось количество отраслей в легкой и пищевой промышленности.

Увеличение масштабов производства сопровождалось процессом децентрализации в управлении экономикой. Условия этого этапа вызвали к жизни совершенно новые группы финансовых отношений: денежные отношения между предприятием и государством по поводу формирования и использования отраслевых фондов и фондов предприятий. В связи с этим значительно возросла роль прибыли как основного их источника.

Экономическая реформа 1965 г. утверждала новую систему распределения и использования прибыли, в основу которой были положены следующие принципы:

► Повышение заинтересованности работников предприятий в общих результатах работы, в связи с чем размеры материального поощрения работников поставлены в зависимость от роста реализации, прибыли и уровня рентабельности.

► Создание на предприятиях более широких возможностей для осуществления за счет их прибыли и части амортизационных отчислений мероприятий по обновлению оборудования, совершенствованию производства и других мер по внедрению новой техники и расширению производства.

► Введение платности за пользование производственными фондами, предоставляемыми государством предприятию в целях создания заинтересованности предприятия в лучшем их использовании.

► Повышение материальной ответственности предприятий за выполнение плана прибыли и сохранность собственных оборотных средств.

Финансовые отношения по поводу распределения прибыли представляют сложную систему взаимоувязанных нормативов, методик расчета налогооблагаемых баз, очередность отчислений, льгот и санкций. В первую очередь осуществлялись платежи в бюджет в виде платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства и платежи банку процентов за кредит. Плата за фонды исчислялась по устанавливаемым на ряд лет нормативам (в основном 6%) от среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Таким образом, сумма платы за фонды представляла собой величину, зависящую не от результатов деятельности предприятия, а от фактического наличия у предприятия производственных фондов. Такой порядок заставлял предприятия либо эффективно использовать все имеющиеся мощности, либо избавляться от них.

После первоочередных отчислений оставалась так называемая расчетная прибыль, которая направлялась в основном на формирование отраслевых и децентрализованных фондов. Сумма отчислений рассчитывалась по установленным нормативам и была связана с целым рядом показателей деятельности предприятия. Оставшаяся часть прибыли шла на покрытие таких плановых затрат, как финансирование капиталовложений и погашение долгосрочного кредита, предоставленного на эту цель, покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства и др.

Затраты второго (использование фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда развития производства) и третьего (финансирование капитальных вложений, погашение долгосрочного кредита, погашение среднесрочного кредита, выданного на восполнение собственных оборотных средств, и т.д.) уровней планировались и утверждались министерствами.

Государство в 1980-е годы осуществляет ряд мероприятий, связанных с совершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Такими мерами были: внедрение нормативного метода распределения прибыли, внедрение I и II модели хозяйственного расчета. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался с дефицитом. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов — государственных, отраслевых, региональных.

К 1992 г. в стране произошла смена политической ориентации. Государство провозгласило курс на рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Важное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д. Возникли и институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.

Рыночная экономика усилила роль финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов, наряду с традиционными, возникли новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средств обращения, становятся капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов: постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.

Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, а значит, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто изменчива под влиянием текущего момента, но четко вырисовываются следующие тенденции:

► Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. Если в условиях административно-командной системы более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, то сейчас — не более 40%. Крупные средства перераспределяются через такие государственные фонды, как Пенсионный фонд, фонды занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, обладающие автономностью.

► Значительное снижение государственных доходов из ранее действующих источников компенсируется увеличением их количества. Основной упор сделан на налоги, поэтому с 1992 г. налоговая система представляет собой сложную, противоречивую, во многом не отвечающую даже интересам новых хозяйствующих субъектов систему. Были введены такие новые налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на рекламу и целый ряд других.

Налоговый пресс привел к еще большему спаду производства, падению инвестиций, уходу от уплаты налогов, утечке капиталов, расцвету теневой экономики. Возникли такие новые источники поступления средств в бюджет, как доход от аренды и продажи государственной и муниципальной собственности.

► Невмешательство государства в экономику. Это подтверждается такими цифрами. В 1980-е годы более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, в последние годы — не более 12%. Если раньше 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в настоящее время бюджет развития вынесен в отдельный раздел и в основном не обеспечен финансированием.

► Система налогов с физических лиц способствует расслоению общества, появлению богатых людей, накоплению капитала. Так, например, в начале 1992 г. предусматривалось 7 видов ставок подоходного налога — от 12 до 60% в зависимости от размера дохода, но уже через полгода количество ставок было сокращено до 4 и максимальной стала ставка 40%. Указом Президента от 7 октября 1993 г. № 1598 количество ставок уменьшается до 3 и максимальной становится ставка 30%. Кроме того, налог хотя и называется подоходным, однако до недавнего времени не включал в состав совокупного облагаемого дохода проценты и выигрыши по вкладам в учреждениях банков, хотя понятно, что услугами этих учреждений пользуются не беднейшие слои населения.