13.3. Ограничение произвола монополий
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136
Естественно, сосредоточившись на «враге общества номер один» – коммунальных монополиях, нельзя забывать и об остальных монополиях, складывающихся в других сферах хозяйства, и прежде всего в торговле.
Способы разрушения этих монополий многообразны, но также сводятся в первую очередь к обеспечению прозрачности структуры цены: к выяснению, из чего она складывается, влиянию на ее факторы и недопущению чрезмерной прибыльности продажи товаров первой необходимости, причем не только продовольствия, но и лекарств.
Существенно, что городская администрация не должна брезговать и прямым участием в хозяйственной деятельности, организуя при необходимости (в случае чрезмерного разгула местных торговых монополий) прямые закупки по низким ценам у местных производителей и реализацию закупленного бедной части населения с низкой маржой.
Особенно это касается закупок овощей, малый бизнес по выращиванию которых развивается практически на всей территории России, где он возможен по климатическим причинам, «сам собой» – на основе личных подсобных хозяйств населения.
Без постоянной готовности к «товарным интервенциям» такого рода даже малые и средние города могут превратиться в подобие Москвы. Напомню, что в ряде ее районов продажа дешевого российского продовольствия допускается едва ли не в порядке исключения, сельхозпроизводители из соседних регионов не допускаются на рынки и потому вынуждены торговать с грузовичков по дворам, а дешевым магазином считается тот, в котором продается не французская, но египетская картошка.
Разумеется, необходим контроль качества продаваемых населению товаров (не только продовольствия, но и, обязательно, лекарств) и оказываемых ему услуг, так как монополии, столкнувшись со сдерживанием своего ценового произвола, инстинктивно пытаются решить проблему при помощи произвола в сфере качества. Не стоит забывать самим и нельзя давать забывать городским властям, что восстание на броненосце «Потемкин» началось с куска червивого мяса.
Помимо торговли жизненно необходим контроль за монополиями, которые складываются на городском транспорте – не только по ценам, но обязательно по качеству услуг (по интенсивности движения, в том числе в часы пик, исправности автобусов и маршруток, квалификации и добросовестности водителей).
При наличии мало-мальски значимого пассажиропотока использование автобусов качественно более эффективно, чем использование маршруток, и потому переход на них должен всячески стимулироваться городскими властями, а то и обеспечиваться административными мерами.
Принципиально важно, что они ни при каких обстоятельствах не должны пытаться обеспечить экономию за счет заметного ухудшения работы городского транспорта.
Причина в том, что, как показывает практика, это одна из самых болезненных сфер городской жизни, обладающая максимальным потенциалом общественного протеста. Нелишне также вспомнить, что во время людоедской монетизации льгот непосредственной причиной массовых выступлений россиян (без какой-либо организации, при полном бездействии уже тогда полностью контролировавшихся администрацией президента «оппозиционных партий» в течение двух с половиной месяцев на улицы российских городов и поселков вышло два с четвертью миллиона человек, преимущественно пенсионеров, добившихся хотя и далеко не полного восстановления своих прав, но все же существенного увеличения финансирования социальных программ) стало именно лишение основной массы пенсионеров возможности пользоваться городским транспортом.
Естественно, сосредоточившись на «враге общества номер один» – коммунальных монополиях, нельзя забывать и об остальных монополиях, складывающихся в других сферах хозяйства, и прежде всего в торговле.
Способы разрушения этих монополий многообразны, но также сводятся в первую очередь к обеспечению прозрачности структуры цены: к выяснению, из чего она складывается, влиянию на ее факторы и недопущению чрезмерной прибыльности продажи товаров первой необходимости, причем не только продовольствия, но и лекарств.
Существенно, что городская администрация не должна брезговать и прямым участием в хозяйственной деятельности, организуя при необходимости (в случае чрезмерного разгула местных торговых монополий) прямые закупки по низким ценам у местных производителей и реализацию закупленного бедной части населения с низкой маржой.
Особенно это касается закупок овощей, малый бизнес по выращиванию которых развивается практически на всей территории России, где он возможен по климатическим причинам, «сам собой» – на основе личных подсобных хозяйств населения.
Без постоянной готовности к «товарным интервенциям» такого рода даже малые и средние города могут превратиться в подобие Москвы. Напомню, что в ряде ее районов продажа дешевого российского продовольствия допускается едва ли не в порядке исключения, сельхозпроизводители из соседних регионов не допускаются на рынки и потому вынуждены торговать с грузовичков по дворам, а дешевым магазином считается тот, в котором продается не французская, но египетская картошка.
Разумеется, необходим контроль качества продаваемых населению товаров (не только продовольствия, но и, обязательно, лекарств) и оказываемых ему услуг, так как монополии, столкнувшись со сдерживанием своего ценового произвола, инстинктивно пытаются решить проблему при помощи произвола в сфере качества. Не стоит забывать самим и нельзя давать забывать городским властям, что восстание на броненосце «Потемкин» началось с куска червивого мяса.
Помимо торговли жизненно необходим контроль за монополиями, которые складываются на городском транспорте – не только по ценам, но обязательно по качеству услуг (по интенсивности движения, в том числе в часы пик, исправности автобусов и маршруток, квалификации и добросовестности водителей).
При наличии мало-мальски значимого пассажиропотока использование автобусов качественно более эффективно, чем использование маршруток, и потому переход на них должен всячески стимулироваться городскими властями, а то и обеспечиваться административными мерами.
Принципиально важно, что они ни при каких обстоятельствах не должны пытаться обеспечить экономию за счет заметного ухудшения работы городского транспорта.
Причина в том, что, как показывает практика, это одна из самых болезненных сфер городской жизни, обладающая максимальным потенциалом общественного протеста. Нелишне также вспомнить, что во время людоедской монетизации льгот непосредственной причиной массовых выступлений россиян (без какой-либо организации, при полном бездействии уже тогда полностью контролировавшихся администрацией президента «оппозиционных партий» в течение двух с половиной месяцев на улицы российских городов и поселков вышло два с четвертью миллиона человек, преимущественно пенсионеров, добившихся хотя и далеко не полного восстановления своих прав, но все же существенного увеличения финансирования социальных программ) стало именно лишение основной массы пенсионеров возможности пользоваться городским транспортом.