4.2. «Благослови людей и зверей»

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 

Предшествующие и последующие разделы этой книги посвящены основам того, как выжить и сохранить эффективность в обществе, ставшем из-за кризиса еще более раздраженным и агрессивным, чем обычно.

При этом окружающие люди (по крайней мере, многие из них) естественным образом рассматриваются в первую очередь как источники опасности. Это правильно, но – даже с самой утилитарной, прагматичной точки зрения – совершенно недостаточно.

Нельзя, технологически невозможно выжить в человеческом обществе (не говоря уже о том, чтобы сохранить эффективность), не любя людей, причем не конкретных, известных и близких

Вам, а людей вообще, как таковых – просто за то, что они люди, в принципе, такие же, как и Вы.

Это отнюдь не означает всепрощенчества – это означает благожелательное понимание, причем понять, вопреки нелепой поговорке, совершенно не означает простить. Мы, например, прекрасно понимаем внутреннюю логику поведения Гитлера, как человеческую, так и политическую, а криминологи прекрасно понимают мотивацию других самых разнообразных преступников, – но это не может быть причиной не только для прощения, но и для смягчения их вины.

Как писал когда-то Евтушенко, «но подлецу, кастрату – не то что просто не хочу, – я не могу быть братом!»

Братом становиться действительно нельзя. Но вот понимать самых неприятных людей, причем понимать благожелательно, изнутри, исходя из их собственной логики и интересов – необходимо: без этого Вы не сможете взаимодействовать с ними, а это приходится делать сплошь и рядом.

Необходимость любви к людям совершенно не исключает необходимости ненависти к ним; разница лишь в том, что вторая ситуативна, а первая – всеобща. Она добавляет Вам силы, не только позволяя понимать других людей (а большинство из нас не имеет возможности самостоятельно выбирать круг своего общения) и обволакивая, ослабляя разрушающие Вас негативные эмоции. Главный практический эффект любви к людям заключается в том, что она приближает Вас, насколько это возможно в Вашем конкретном случае, к состоянию гармонии с окружающим миром, в котором любой человек наиболее эффективен, потому что опирается на силы природы (в том числе природы человеческого общества), а не пытается противостоять им.

Конечно, абстрактно любить абстрактное человечество проще всего – и наименее эффективно.

В первую очередь Вы должны любить своих близких, – хотя бы потому, что они составляют Ваш естественный тыл и самим фактом своего существования, часто помимо своего желания, дают Вам необходимую мотивацию, энергию и поддержку.

Поэтому в кризисе прежде всего обращайте внимание на поддержание хороших отношений в семье. Как бы Вам ни было тяжело, не позволяйте себе срывать свое раздражение и отчаяние на близких.

В моей жизни был период, когда я, подойдя к двери, перед тем, как вставить ключ в замочную скважину и открыть ее, несколько минут разминал застывшее в гримасе злости и отчаяния лицо, чтобы войти к домашним с радостной улыбкой на лице.

Жена, правда, очень переживала, что дома происходит что-то не то – мол, «ты входишь такой радостный, а через полчаса, максимум час от твоей радости не остается и следа, и на лице одни заботы».

Однако в кризис проблемы всеобщи; от них страдаете не только Вы, но и члены Вашей семьи – и, вполне вероятно, свою злость, отчаяние и растерянность кто-то из них невольно попытается сорвать и на Вас.

Поговорите с ним так, как Вам бы хотелось, чтобы кто-нибудь большой, сильный и все понимающий поговорил с Вами. Тихо и спокойно, заняв позицию того, кто на Вас срывается, – объясните, именно с его позиции и из его логики, что Вам тоже тяжело, покажите, что нервные срывы – это не выход, и обязательно предложите помочь.

Друзья и любимые познаются в беде, и кризис, если Вы правильно себя ведете, пробуждая взаимопомощь и солидарность, лишь укрепляет Ваши отношения.

Отдельная задача, которую объективно ставит перед Вами кризис – погасить конфликты с знакомыми, родственниками и тем более внутри семьи: взаимопомощь, потребность в которой качественно вырастает, дороже прошлых амбиций. Если надо, покайтесь даже в не совершенных Вами, но привидевшихся кому-то из Ваших близких ошибках, – если, конечно, это не будет воспринято им как приглашение сесть Вам на шею или предъявить новые бессмысленные обвинения (так как некоторые люди умеют самоутверждаться только за счет обвинений в адрес своих близких).

И не стесняйтесь советовать другим людям, если даже они не просят совета, и предлагать помощь, даже если они не просят ее – разумеется, не навязчиво и не создавая напряжения. Это надо делать не только потому, что они будут благодарны Вам и, возможно, помогут потом, – это нужно делать для себя.

Потому что помощь другому человеку – один из действенных способов стабилизации собственной нервной системы, один из ключевых «инструментов самореализации», как пишут психологи: помогая кому-то, даже без конкретной цели, Вы возвышаетесь в своих глазах, так как Ваши знания и умения оказываются востребованными.

Важно и то, что Вы не позволяете свершиться рядом с собой пусть и чужому, но все же несчастью, – и тем самым поддерживаете гармонию мира, которая благотворно влияет и на Вас самих.

Наконец, поскольку Вы чувствуете себя творцом чужого благополучия, Вы понимаете, что Вам по силам сотворить и свое.

Помните, что потеря денег – это отнюдь не конец света: Вам надо выжить самому и воспитать детей так, чтобы они добились и успеха в жизни, и собственного счастья. Ради достижения этой цели – и даже ради продвижения к ней – можно терять и терпеть многое.

Если Вы не утратите внутренний стержень, сохраните свое достоинство, Вы найдете новую работу, заработаете другие деньги, нащупаете иную почву под ногами.

Если же Вы потеряли лицо перед самим собой – и это тоже еще не конец света: посмотрите в зеркало, обретите его вновь, прочувствуйте заново свое достоинство и исправьте сделанные Вами ошибки.

Кризис – это тяжело, мучительно, опасно, но отнюдь не смертельно. Не думайте, что, падая вместе со всей страной, Вы избежите синяков и шишек: вы ведь не вор, не коррупционер и не олигарх. Если Вы обычный человек, то ошибки и потеря денег почти неизбежны – и то, и другое крайне обидно, но, строго говоря, нормально и должно приниматься Вами, как неприятность, подлежащая минимизации, но не как конец света, которым является лишь утрата любви к людям.

Вот этой утраты надо бояться по-настоящему, но ее противоестественность позволяет успешно избегать ее абсолютному большинству человечества.

И, несмотря на все, сказанное в настоящей книге, учитесь доверять, разумеется, с открытыми глазами: большинство людей нормальны, понимают и ценят оказанное им доверие, и оно в конечном итоге возвращается Вам сторицей.

Предшествующие и последующие разделы этой книги посвящены основам того, как выжить и сохранить эффективность в обществе, ставшем из-за кризиса еще более раздраженным и агрессивным, чем обычно.

При этом окружающие люди (по крайней мере, многие из них) естественным образом рассматриваются в первую очередь как источники опасности. Это правильно, но – даже с самой утилитарной, прагматичной точки зрения – совершенно недостаточно.

Нельзя, технологически невозможно выжить в человеческом обществе (не говоря уже о том, чтобы сохранить эффективность), не любя людей, причем не конкретных, известных и близких

Вам, а людей вообще, как таковых – просто за то, что они люди, в принципе, такие же, как и Вы.

Это отнюдь не означает всепрощенчества – это означает благожелательное понимание, причем понять, вопреки нелепой поговорке, совершенно не означает простить. Мы, например, прекрасно понимаем внутреннюю логику поведения Гитлера, как человеческую, так и политическую, а криминологи прекрасно понимают мотивацию других самых разнообразных преступников, – но это не может быть причиной не только для прощения, но и для смягчения их вины.

Как писал когда-то Евтушенко, «но подлецу, кастрату – не то что просто не хочу, – я не могу быть братом!»

Братом становиться действительно нельзя. Но вот понимать самых неприятных людей, причем понимать благожелательно, изнутри, исходя из их собственной логики и интересов – необходимо: без этого Вы не сможете взаимодействовать с ними, а это приходится делать сплошь и рядом.

Необходимость любви к людям совершенно не исключает необходимости ненависти к ним; разница лишь в том, что вторая ситуативна, а первая – всеобща. Она добавляет Вам силы, не только позволяя понимать других людей (а большинство из нас не имеет возможности самостоятельно выбирать круг своего общения) и обволакивая, ослабляя разрушающие Вас негативные эмоции. Главный практический эффект любви к людям заключается в том, что она приближает Вас, насколько это возможно в Вашем конкретном случае, к состоянию гармонии с окружающим миром, в котором любой человек наиболее эффективен, потому что опирается на силы природы (в том числе природы человеческого общества), а не пытается противостоять им.

Конечно, абстрактно любить абстрактное человечество проще всего – и наименее эффективно.

В первую очередь Вы должны любить своих близких, – хотя бы потому, что они составляют Ваш естественный тыл и самим фактом своего существования, часто помимо своего желания, дают Вам необходимую мотивацию, энергию и поддержку.

Поэтому в кризисе прежде всего обращайте внимание на поддержание хороших отношений в семье. Как бы Вам ни было тяжело, не позволяйте себе срывать свое раздражение и отчаяние на близких.

В моей жизни был период, когда я, подойдя к двери, перед тем, как вставить ключ в замочную скважину и открыть ее, несколько минут разминал застывшее в гримасе злости и отчаяния лицо, чтобы войти к домашним с радостной улыбкой на лице.

Жена, правда, очень переживала, что дома происходит что-то не то – мол, «ты входишь такой радостный, а через полчаса, максимум час от твоей радости не остается и следа, и на лице одни заботы».

Однако в кризис проблемы всеобщи; от них страдаете не только Вы, но и члены Вашей семьи – и, вполне вероятно, свою злость, отчаяние и растерянность кто-то из них невольно попытается сорвать и на Вас.

Поговорите с ним так, как Вам бы хотелось, чтобы кто-нибудь большой, сильный и все понимающий поговорил с Вами. Тихо и спокойно, заняв позицию того, кто на Вас срывается, – объясните, именно с его позиции и из его логики, что Вам тоже тяжело, покажите, что нервные срывы – это не выход, и обязательно предложите помочь.

Друзья и любимые познаются в беде, и кризис, если Вы правильно себя ведете, пробуждая взаимопомощь и солидарность, лишь укрепляет Ваши отношения.

Отдельная задача, которую объективно ставит перед Вами кризис – погасить конфликты с знакомыми, родственниками и тем более внутри семьи: взаимопомощь, потребность в которой качественно вырастает, дороже прошлых амбиций. Если надо, покайтесь даже в не совершенных Вами, но привидевшихся кому-то из Ваших близких ошибках, – если, конечно, это не будет воспринято им как приглашение сесть Вам на шею или предъявить новые бессмысленные обвинения (так как некоторые люди умеют самоутверждаться только за счет обвинений в адрес своих близких).

И не стесняйтесь советовать другим людям, если даже они не просят совета, и предлагать помощь, даже если они не просят ее – разумеется, не навязчиво и не создавая напряжения. Это надо делать не только потому, что они будут благодарны Вам и, возможно, помогут потом, – это нужно делать для себя.

Потому что помощь другому человеку – один из действенных способов стабилизации собственной нервной системы, один из ключевых «инструментов самореализации», как пишут психологи: помогая кому-то, даже без конкретной цели, Вы возвышаетесь в своих глазах, так как Ваши знания и умения оказываются востребованными.

Важно и то, что Вы не позволяете свершиться рядом с собой пусть и чужому, но все же несчастью, – и тем самым поддерживаете гармонию мира, которая благотворно влияет и на Вас самих.

Наконец, поскольку Вы чувствуете себя творцом чужого благополучия, Вы понимаете, что Вам по силам сотворить и свое.

Помните, что потеря денег – это отнюдь не конец света: Вам надо выжить самому и воспитать детей так, чтобы они добились и успеха в жизни, и собственного счастья. Ради достижения этой цели – и даже ради продвижения к ней – можно терять и терпеть многое.

Если Вы не утратите внутренний стержень, сохраните свое достоинство, Вы найдете новую работу, заработаете другие деньги, нащупаете иную почву под ногами.

Если же Вы потеряли лицо перед самим собой – и это тоже еще не конец света: посмотрите в зеркало, обретите его вновь, прочувствуйте заново свое достоинство и исправьте сделанные Вами ошибки.

Кризис – это тяжело, мучительно, опасно, но отнюдь не смертельно. Не думайте, что, падая вместе со всей страной, Вы избежите синяков и шишек: вы ведь не вор, не коррупционер и не олигарх. Если Вы обычный человек, то ошибки и потеря денег почти неизбежны – и то, и другое крайне обидно, но, строго говоря, нормально и должно приниматься Вами, как неприятность, подлежащая минимизации, но не как конец света, которым является лишь утрата любви к людям.

Вот этой утраты надо бояться по-настоящему, но ее противоестественность позволяет успешно избегать ее абсолютному большинству человечества.

И, несмотря на все, сказанное в настоящей книге, учитесь доверять, разумеется, с открытыми глазами: большинство людей нормальны, понимают и ценят оказанное им доверие, и оно в конечном итоге возвращается Вам сторицей.