5.1.3. Сопереживайте людям

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 

Однако от целого ряда стрессов Вы, при всем желании и всех умениях, не можете отгородиться. В конце концов, от многих отрицательных эмоций, например, от чужого горя (и тем более горя близких нам людей) – мы и не имеем права отгораживаться, мы должны сопереживать и сочувствовать ему, всячески помогать тем, кто его испытывает, – и совсем не только по чисто моральным причинам.

Дело в том, что, подобно тому, как мышцы не могут работать только на сгибание или только разгибание, человеческая психика не может «работать» только «на счастье». Мы так устроены (первым об этом, насколько я могу судить, написал Михаил Веллер), что, хотя наиболее приспособлены для испытывания чувства счастья, можем его испытывать, только если оно чередуется с горем. Человек – машина для производства эмоций, и попытка искусственно удержать себя в счастье (как и «железной рукой загнать» в него других) оборачивается в лучшем случае неврозом. Эмоции полноценны, только если колеблются «по всей шкале»: счастье неглубоко и ощущается неполно, если человек не знает, что такое горе.

Да, мы должны стараться испытывать счастье, потому что кризис и усугубляющее его альтернативно одаренное руководство страны обеспечат нам все дополняющие и оттеняющие его негативные эмоции – и даже в большем объеме, чем надо.

Однако несмотря на это, мы должны, пока у нас есть силы, принимать и чужое горе. Если у нас есть на это силы – значит, нам нужна эта эмоция.

Я сознательно не говорю о моральной стороне вопроса.

Я сознательно не говорю о выработке механизмов солидарности и благодарности – по принципу «я помогу сегодня ему, завтра он поможет мне».

Я сознательно концентрируюсь на предельно эгоистичной стороне дела: Вы не можете жить полной жизнью, не сочувствуя другим людям. Вы не можете в подлинной остроте испытывать чувство счастья, если Вы знаете только свое горе, если Вы не сопереживаете горю других.

Да, это кажется предельно циничным – и является именно таким, каким кажется.

Но я пишу техническую инструкцию по выживанию, а не проповедь на моральные темы. Если Вы вправду думаете, что «гвоздь в моем сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете» или трагедия Вашего соседа – Вы живете скудной жизнью, Вы сами лишаете себя способности в полной мере ощущать ее полноту, – и, ослабив тем самым возможность наслаждаться ею, Вы сами подрываете собственную конкурентоспособность.

Это проверено на практике.

Да, это тяжелый путь – и на нем Вы неизбежно будете время от времени хлебать стрессов больше, чем можете выдержать, – и уж во всяком случае больше, чем надо для поддержания текущей конкурентоспособности.

Однако от целого ряда стрессов Вы, при всем желании и всех умениях, не можете отгородиться. В конце концов, от многих отрицательных эмоций, например, от чужого горя (и тем более горя близких нам людей) – мы и не имеем права отгораживаться, мы должны сопереживать и сочувствовать ему, всячески помогать тем, кто его испытывает, – и совсем не только по чисто моральным причинам.

Дело в том, что, подобно тому, как мышцы не могут работать только на сгибание или только разгибание, человеческая психика не может «работать» только «на счастье». Мы так устроены (первым об этом, насколько я могу судить, написал Михаил Веллер), что, хотя наиболее приспособлены для испытывания чувства счастья, можем его испытывать, только если оно чередуется с горем. Человек – машина для производства эмоций, и попытка искусственно удержать себя в счастье (как и «железной рукой загнать» в него других) оборачивается в лучшем случае неврозом. Эмоции полноценны, только если колеблются «по всей шкале»: счастье неглубоко и ощущается неполно, если человек не знает, что такое горе.

Да, мы должны стараться испытывать счастье, потому что кризис и усугубляющее его альтернативно одаренное руководство страны обеспечат нам все дополняющие и оттеняющие его негативные эмоции – и даже в большем объеме, чем надо.

Однако несмотря на это, мы должны, пока у нас есть силы, принимать и чужое горе. Если у нас есть на это силы – значит, нам нужна эта эмоция.

Я сознательно не говорю о моральной стороне вопроса.

Я сознательно не говорю о выработке механизмов солидарности и благодарности – по принципу «я помогу сегодня ему, завтра он поможет мне».

Я сознательно концентрируюсь на предельно эгоистичной стороне дела: Вы не можете жить полной жизнью, не сочувствуя другим людям. Вы не можете в подлинной остроте испытывать чувство счастья, если Вы знаете только свое горе, если Вы не сопереживаете горю других.

Да, это кажется предельно циничным – и является именно таким, каким кажется.

Но я пишу техническую инструкцию по выживанию, а не проповедь на моральные темы. Если Вы вправду думаете, что «гвоздь в моем сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете» или трагедия Вашего соседа – Вы живете скудной жизнью, Вы сами лишаете себя способности в полной мере ощущать ее полноту, – и, ослабив тем самым возможность наслаждаться ею, Вы сами подрываете собственную конкурентоспособность.

Это проверено на практике.

Да, это тяжелый путь – и на нем Вы неизбежно будете время от времени хлебать стрессов больше, чем можете выдержать, – и уж во всяком случае больше, чем надо для поддержания текущей конкурентоспособности.