2.3. Некоторые количественные закономерности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
В заключение этой главы опишем количественное строение "пирамиды управления".
Конечно, такая "числовая пирамида" является предельным вариантом, к которому следует стремиться при реализации управления. На самом деле - это оценка снизу для количества людей, реализующих управление на каждом из иерархических уровней: точные числа могут, в зависимости от уровня иерархии, быть увеличены в несколько раз.
Требуемое количество уровней иерархии |
Количество людей, "работающих" на данном уровне управления |
0 |
1 |
1 |
16 |
2 |
256 |
3 |
4.096 |
4 |
65.536 |
5 |
1.048.576 |
6 |
16.777.216 |
7 |
268. 435.456 |
8 |
4.294.967.296 |
Эту "числовую пирамиду" можно использовать для оценки количества иерархических уровней, ,которое необходимо для управления заданной социальной группой в зависимости от количества людей в такой социальной группе. Для этого можно исходить из правого столбца таблицы, увеличенного в 3¸4 - или даже более - раза (участник "пирамиды управления" + его ребенок + его престарелый родитель = 3 уже человека!), - в зависимости от демографической структуры данной социальной группы.
Интересно, что в законодательстве экономически развитых стран, как правило, такие количественные закономерности отражены довольно отчетливо.
Так, например, "семейный бизнес" включает в себя количество работающих около 10 человека, - что вполне соответствует условию на отсутствие иерархичности в управлении.
Понятие "малый бизнес" охватывает фирмы с числом работающих порядка 100 человек - то есть учитывает необходимость наличия уже иерархического управления.
Под "средний бизнес" попадают фирмы с количеством людей до нескольких тысяч - а это уже дает возможность установить 2 уровня иерархии в управлении такими социально - экономическими образованиями.
Трехуровневые "пирамиды управления необходимы для управления "крупным бизнесом", которых охватывает десятки тысяч человек.
Сотни тысяч работающих - это уже уровень "сверхкрупного бизнеса" - транснациональных корпораций, корпораций общегосударственного значения и т.п. Здесь необходимо строить уже 4-уровневые ИСУ.
5-уровневые ИСУ относятся уже к государственным образованиям, их независимым территориальным структурам (отдельным государствам, штатам, провинциям, и т.п.) или же мегаполисам (крупным городам, например).
6-уровневая ИСУ необходима для реализации оптимального управления уже "супердержавами", численность населения которых достигает 100 млн. человек (с учетом демографической структуры тогда в состав ИСУ по управлению данной территорией может войти не более 17 млн. человек).
Необходимость в 7-уровневых ИСУ может возникнуть, скорее всего, только для управления объединениями государств, - впрочем, может быть также для Китая или Индии? Территориально этому может соответствовать уже уровень отдельных континентов.
Наконец, на всей нашей планете максимально может быть реализовано 8-уровневая ИСУ, - вероятно, именно ее имеют в виду, когда говорят о "мировом правительстве"...
Весьма важно то обстоятельство, что приведенная таблица может быть непосредственно использована в практической деятельности как менеджером, так и политиком.
Действительно, в таблице указаны количественные характеристики социальных объектов, которые отделяют один иерархический уровень от другого.
Управленцев можно перемещать только внутри одного и того же уровня иерархии!
Вопрос о перемещении управленца с одного объекта на другой - относящийся уже к другому уровню иерархии - должен начинаться с определения того, является ли этот человек координатором соответствующего уровня иерархии. Конечно, соответствующие численные величины являются ориентировочными - но они, как правило, всегда смогут выделить случаи, когда необходима "проверка на координатора соответствующего уровня".
В политической деятельности часто возникает ситуация, когда хорошего руководителя отдельной территории переводят на должность управленца общегосударственного уровня: как видно из таблицы, это, как правило, является неправомерным - человек, как правило, не сможет справиться с новыми обязанностями. В таких случаях всегда необходимо время, чтобы проверить способность данного управленца быть координатором нужного уровня.
В заключение этой главы опишем количественное строение "пирамиды управления".
Конечно, такая "числовая пирамида" является предельным вариантом, к которому следует стремиться при реализации управления. На самом деле - это оценка снизу для количества людей, реализующих управление на каждом из иерархических уровней: точные числа могут, в зависимости от уровня иерархии, быть увеличены в несколько раз.
Требуемое количество уровней иерархии |
Количество людей, "работающих" на данном уровне управления |
0 |
1 |
1 |
16 |
2 |
256 |
3 |
4.096 |
4 |
65.536 |
5 |
1.048.576 |
6 |
16.777.216 |
7 |
268. 435.456 |
8 |
4.294.967.296 |
Эту "числовую пирамиду" можно использовать для оценки количества иерархических уровней, ,которое необходимо для управления заданной социальной группой в зависимости от количества людей в такой социальной группе. Для этого можно исходить из правого столбца таблицы, увеличенного в 3¸4 - или даже более - раза (участник "пирамиды управления" + его ребенок + его престарелый родитель = 3 уже человека!), - в зависимости от демографической структуры данной социальной группы.
Интересно, что в законодательстве экономически развитых стран, как правило, такие количественные закономерности отражены довольно отчетливо.
Так, например, "семейный бизнес" включает в себя количество работающих около 10 человека, - что вполне соответствует условию на отсутствие иерархичности в управлении.
Понятие "малый бизнес" охватывает фирмы с числом работающих порядка 100 человек - то есть учитывает необходимость наличия уже иерархического управления.
Под "средний бизнес" попадают фирмы с количеством людей до нескольких тысяч - а это уже дает возможность установить 2 уровня иерархии в управлении такими социально - экономическими образованиями.
Трехуровневые "пирамиды управления необходимы для управления "крупным бизнесом", которых охватывает десятки тысяч человек.
Сотни тысяч работающих - это уже уровень "сверхкрупного бизнеса" - транснациональных корпораций, корпораций общегосударственного значения и т.п. Здесь необходимо строить уже 4-уровневые ИСУ.
5-уровневые ИСУ относятся уже к государственным образованиям, их независимым территориальным структурам (отдельным государствам, штатам, провинциям, и т.п.) или же мегаполисам (крупным городам, например).
6-уровневая ИСУ необходима для реализации оптимального управления уже "супердержавами", численность населения которых достигает 100 млн. человек (с учетом демографической структуры тогда в состав ИСУ по управлению данной территорией может войти не более 17 млн. человек).
Необходимость в 7-уровневых ИСУ может возникнуть, скорее всего, только для управления объединениями государств, - впрочем, может быть также для Китая или Индии? Территориально этому может соответствовать уже уровень отдельных континентов.
Наконец, на всей нашей планете максимально может быть реализовано 8-уровневая ИСУ, - вероятно, именно ее имеют в виду, когда говорят о "мировом правительстве"...
Весьма важно то обстоятельство, что приведенная таблица может быть непосредственно использована в практической деятельности как менеджером, так и политиком.
Действительно, в таблице указаны количественные характеристики социальных объектов, которые отделяют один иерархический уровень от другого.
Управленцев можно перемещать только внутри одного и того же уровня иерархии!
Вопрос о перемещении управленца с одного объекта на другой - относящийся уже к другому уровню иерархии - должен начинаться с определения того, является ли этот человек координатором соответствующего уровня иерархии. Конечно, соответствующие численные величины являются ориентировочными - но они, как правило, всегда смогут выделить случаи, когда необходима "проверка на координатора соответствующего уровня".
В политической деятельности часто возникает ситуация, когда хорошего руководителя отдельной территории переводят на должность управленца общегосударственного уровня: как видно из таблицы, это, как правило, является неправомерным - человек, как правило, не сможет справиться с новыми обязанностями. В таких случаях всегда необходимо время, чтобы проверить способность данного управленца быть координатором нужного уровня.