3.1. Координаторы и тиражировщики (что такое Элита)

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 

В проблеме "коллектив и личность" решено не все - и это томит душу. Да, 20 слабаков сильнее одного атлета. Но 20 дураков умней ли одного мудреца? А двести? А тысяча? А миллион?

В. Савченко, "Должность во Вселенной".

Как видно из предыдущей главы, решающим для возможности построения иерархических систем управления - ИСУ - является наличие координаторов. Но все - таки, все - таки: как же распознать координатора?

С типом человека уже все ясно: его легко определить с использованием 4-х дихотомий (см. Приложение 1).

Ну а координатора?!

Возможность лишь одна - определить уровень и свойства информации, которой этот координатор оперирует. То есть - необходимо определить иерархический уровень КС, над которыми данный человек способен реализовать управление. Наконец - определить, а способен ли данный человек, "претендующий" на координатора, "рождать" - синтезировать новую для этого уровня иерархии информацию или же восстанавливать недостающую ее часть.

В качестве таких маркеров для координатора могут выступать следующие (перечень предварительный и далеко не полный):

Информация соответствующего уровня и смысла поляризует человека, она притягивает его, он выделяет ее из общего потока (например, - потока новостей), он начинает социализировать ее. Поэтому если рассматриваемый человек является координатором, он немедленно начинает ее обработку, он немедленно "переключается" на нее, подчиняя нуждам ее внедрения (объяснения, приложения, распространения и т.п.) всю свою активность, всю свою деятельность без остатка. Более того: именно через эти новые знания он начинает преломлять все свое видение Мира вообще (естественно - до тех пор, пока он "занят" этой информацией!); он видит всюду (!) проявления "именно этого"!

Деньги для координатора не имеют важности сами по себе, - в особенности, когда он занимается бизнесом! Деньги для него - не более чем орудие, с помощью которого он получает доступ до необходимой ему информации, либо же - орудие, с помощью которого он может реализовать свою активность. (Конечно, для рациональных типов личности деньги играют большую, чем для иррациональных, роль - однако никогда она не переходит в определяющую (решающую) для их жизненной цели.)

В краткой беседе координаторы определяются при помощи так называемых "ключевых слов": это некоторые темы, упоминания об эффектах, явлениях, подходах и т.п., описывающих соответствующие уровни разных (Природных или Социальных) иерархических самоорганизованных систем. Координатор на "свое" - среагирует, заинтересуется, сообщит свое мнение и т.п.. (Тиражировщик же просто отбросит эту тему...)

Координатор мыслит не только (не столько) "вглубь", но - и это чаще всего - "по горизонтали", ибо высшие уровни ИСС затрагивают много разных объектов (объектов разной природы) - КС, которые традиционно описываются в рамках часто совершенно разных научных дисциплин.

Если иррациональный тип активно формирует конкретные структуры высшего уровня иерархии (сложные, - например те, которые сами являются уже ИСС - такие как, фирмы, общественные движения, партии и т.п.) - это уже также маркер на координатора.

Если рациональный тип способен разговаривать на уровне "идей", если он активно оперирует понятиями из многих областей (науки, деятельности и т.п.), - и это маркер на координатора.

Как видите - имеем ситуацию, о которой говорилось в Евангелии: "По плодам труда их узнаете их"...

А кто же лучше всего сумеет распознать координатора? Конечно же - другой координатор!

Вообще же - любой человек способен распознавать координаторов:

"своего уровня"

уровня, "на один выше, чем собственный"

всех нижележащих уровней.

Перечисленные выше условия, собственно, являются необходимыми для того, чтобы человек (координатор или тиражировщик) вообще смог принять участие в какой - либо пирамиде управления (иерархической структуре управления).

На перечисленные маркеры и вышеприведенные условия и следует ориентироваться: что делать, - в противном случае за координатора легко принять просто экстравагантную личность (ситуация далеко не нова: вспомним Гоголевского "Ревизора"...).

Еще раз подчеркнем: нового координатора могут распознать (и, соответственно, отобрать) лишь только другие координаторы - как "функционирующие" (то есть те, которые именно сейчас активно реализуют управление на определенном иерархическом уровне), так и "бывшие" (то есть те, которые раньше были координаторами соответствующего уровня, а сейчас - "отдыхают"; фактически же - ищут или подготавливают новую информацию для социализации). Как правило, такие люди должны быть объединены в некие "экспертные группы", которые должны приглашаться для анализа предлагаемых Проектов (на самом деле - таким образом выявляются координаторы, которые только и могут реализовать эти рассматриваемые Проекты).

Весьма важным является то обстоятельство, что понять, осознать Проект, предлагаемый координатором, может лишь только координатор того же или более высокого уровня, - для координатора на уровень меньше оценка Проекта может оказаться невозможной (особенно, если этот эксперт не имел раньше дела с объектами, управлению которыми посвящен данный Проект, или информация о котором используется в этом Проекте). Ни тиражировщики, ни даже координаторы с уровня на два меньше, чем тот, который затрагивается предлагаемым на рассмотрение Проектом, не смогут принять сознательного и осознанного решения: на оптимальную оценку они могут выйти разве что только случайным образом.

Идеология "выработки коллективного мнения" в случае с координаторами неприменима!

Это обстоятельство должен учитывать каждый "управленец высшего звена" в своей повседневной практической деятельности!

Примеров функционирования координаторов множество, - особенно много дает их наука ХХ века. Достаточно упомянуть уже одного Альберта Эйнштейна - его специальная теория относительности на протяжении многих лет была доступна для понимания крайне ограниченному кругу высокоталантливых физиков (координаторов в физике!). Среди политических лидеров можно упомянуть Франклина Рузвельта с его "новым экономическим курсом" (точнее сказать - с его осознанием важности рекомендаций своих экспертов).

Совокупность координаторов в данной стране - это и есть, собственно, та группа людей, которую во все времена называли Элитой Государства. Однако теперь мы можем сказать, что Элиту собственно Государства составляют не все координаторы - но лишь только те из них, которые соответствуют государственному иерархическому уровню. Обратимся к Таблице, в которой приведено соответствие между уровнями иерархии в ИСУ и количеством координаторов (см. параграф 2.3). Из нее легко видеть, что государству как целому отвечает иерархическая система управления, содержащая, как правило, от 4 до 6 уровней иерархии. Из этой Таблицы видно, что Элиту собственно Государственного уровня составляют не более 1.000 человек! - остальных координаторов можно назвать собственно уже "региональной" элитой (элитой регионального уровня). И именно эта "тысяча" человек и определяет как лицо страны, так и перспективы ее дальнейшего развития. Собственно, - только эти люди и являются "незаменимыми": отсутствие у них возможности для функционирования в составе ИСУ немедленно лишает страну управляемости (управляемости как единым объектом).

Более подробно об особенностях функционирования ИСУ для управления государством описано в следующем параграфе, - здесь же далее мы опишем еще способы распознавания координаторов и "привлечения" их к реализации управления с использованием современных форм коммуникации - сетей Intranet и Internet.

Сети Intranet как способ организации управления.

В качестве примера приведем связь между иерархическими системами управления и широко используемым сегодня построением сети Intranet (компьютерной сетью внутри данного объекта, - например, фирмы, министерства, парламента, кабинета министров и т.п.). Фактически, для "больших" объектов (с числом сотрудников более 256 (=162!) человек) - наличие такой сети означает создание условий для самоорганизации пирамиды управления. Для малых объектов - это средство для самоорганизации типов для решения конкретных задач, то есть - создание условий для самоорганизации отношений между типами, звеньев Ир- и Ра-колец и т.п.

Организационно сеть Intranet разбивается поэтому на два случая:

большие фирмы = создание собственных Web-страниц, и

малые объекты = файлы со сведениями о себе + "персональная внутренняя" e-mail.

Можно рекомендовать такой режим использования Intranet: если перед объектом (фирмой, отделом, министерством, партией и т.п.) появляется необходимость в решении какой-либо новой задачи (решение которой "неочевидно" - то есть возникла необходимость в выработке нового режима управления!), то для этого создается собственная Web-страница, в которой высказывается девиз "Заполните ее своими предложениями и своими мыслями". Затем - сотрудники заполняют соответствующие поля этой Web-страницы своими планами. Интересно, что при этом в режиме реального времени высказанные предложения и планы подвергаются критическому анализу других сотрудников, и, в результате, за сравнительно короткое время получается не только решение, оптимальное для рассматриваемой фирмы, но также и такое решение, которое уже все исполнители - изучили и готовы немедленно приступить к его реализации!

Сети Internet как способ организации пирамиды ИСУ (особенно - распознавания и отбора координаторов).

Сегодня уже имеется большой банк данных о потенциальных сотрудниках ИСУ практически любого уровня - это сеть Internet. В ней уже сейчас находится достаточно большое число абонентов, имеющих самые разные цели в жизни.

Но какие же люди являются "наиболее дефицитными" для построения ИСУ? Несомненно, - координаторы! Это как раз те люди, наличие которых является критическим для реализации управления. Собственно, координаторы - это и есть управление, ибо только они могут принести новые идеи.

Как же найти, отобрать и использовать координаторов с помощью Internet?

Мы здесь укажем только, как использовать некоторые из "маркеров", определяющих координаторов.

Итак, главный из маркеров - это способность координатора либо восстанавливать недостающую часть информации, либо создавать новую, ранее не существовавшую информацию. Отсюда и две стратегии их поиска (или, может быть, точнее сказать - отбора?!). Первая - создавать условия для подготовки претендентами разного рода аналитических обзоров: например, описания текущего состояния (или прогноз его развития) для того или иного направления деятельности государства, направления бизнеса или менеджмента, и т.п. Вторая - искать людей, которые активно и результативно работают в нескольких областях: ибо координатор работает, образно говоря, не "вглубь" проблемы (часто - даже не умея делать больше ничего иного!), а как бы "по горизонтали", рассматривая и решая задачи (задачи одинакового уровня иерархии!) из разных областей человеческой деятельности (то есть - на всем иерархическом уровне как целом, а не на отдельной КС для самого низкого уровня иерархии).

Реализовать оба пути можно, например, создавая специальным образом сформированные Web-страницы и широко используя при этом следующее правило: "взял наш файл (или - информацию вообще) - оставь свой файл (информацию), причем - соответствующего уровня". (Причем "соответствующий уровень" может быть аннотирован просто как "описание объектов, подобных описанным в нашем файле": например, "если мы описали фирму Microsoft, то Вы можете описать Республиканскую Партию.) Для более широкого захвата, можно организовать что-то наподобие оплачиваемых "отборочной комиссией" олимпиад или иного рода соревнований (даже - конференций), - с привлечением известных и уважаемых экспертов - координаторов. Отметим, что при этом достигается также стратегия отбора "подобный выбирает себе подобного" (или - "координатор (уже состоявшийся!) отбирает - потенциальных - координаторов").

С помощью Internet и соответствующих Web-страниц также легко организовать быстрое построение необходимых пирамид управления под решение требуемой задачи: на Web-странице составляются условия задачи, и все желающие размещают там свои собственные планы ее решения (конечно, сообщая при этом свои данные). Спустя некоторое время - на данной Web-странице можно будет весьма четко выделить несколько стратегий решения предложенной задачи, - причем под каждую стратегию соответствующая группа исполнителей будет уже сформирована! Конечно, при этом необходима фиксация некоторых специфических юридических вопросов, - прежде всего из области защиты интеллектуальной собственности и авторских прав (что, однако, уже вполне разрешимо современными техническими методами).

В проблеме "коллектив и личность" решено не все - и это томит душу. Да, 20 слабаков сильнее одного атлета. Но 20 дураков умней ли одного мудреца? А двести? А тысяча? А миллион?

В. Савченко, "Должность во Вселенной".

Как видно из предыдущей главы, решающим для возможности построения иерархических систем управления - ИСУ - является наличие координаторов. Но все - таки, все - таки: как же распознать координатора?

С типом человека уже все ясно: его легко определить с использованием 4-х дихотомий (см. Приложение 1).

Ну а координатора?!

Возможность лишь одна - определить уровень и свойства информации, которой этот координатор оперирует. То есть - необходимо определить иерархический уровень КС, над которыми данный человек способен реализовать управление. Наконец - определить, а способен ли данный человек, "претендующий" на координатора, "рождать" - синтезировать новую для этого уровня иерархии информацию или же восстанавливать недостающую ее часть.

В качестве таких маркеров для координатора могут выступать следующие (перечень предварительный и далеко не полный):

Информация соответствующего уровня и смысла поляризует человека, она притягивает его, он выделяет ее из общего потока (например, - потока новостей), он начинает социализировать ее. Поэтому если рассматриваемый человек является координатором, он немедленно начинает ее обработку, он немедленно "переключается" на нее, подчиняя нуждам ее внедрения (объяснения, приложения, распространения и т.п.) всю свою активность, всю свою деятельность без остатка. Более того: именно через эти новые знания он начинает преломлять все свое видение Мира вообще (естественно - до тех пор, пока он "занят" этой информацией!); он видит всюду (!) проявления "именно этого"!

Деньги для координатора не имеют важности сами по себе, - в особенности, когда он занимается бизнесом! Деньги для него - не более чем орудие, с помощью которого он получает доступ до необходимой ему информации, либо же - орудие, с помощью которого он может реализовать свою активность. (Конечно, для рациональных типов личности деньги играют большую, чем для иррациональных, роль - однако никогда она не переходит в определяющую (решающую) для их жизненной цели.)

В краткой беседе координаторы определяются при помощи так называемых "ключевых слов": это некоторые темы, упоминания об эффектах, явлениях, подходах и т.п., описывающих соответствующие уровни разных (Природных или Социальных) иерархических самоорганизованных систем. Координатор на "свое" - среагирует, заинтересуется, сообщит свое мнение и т.п.. (Тиражировщик же просто отбросит эту тему...)

Координатор мыслит не только (не столько) "вглубь", но - и это чаще всего - "по горизонтали", ибо высшие уровни ИСС затрагивают много разных объектов (объектов разной природы) - КС, которые традиционно описываются в рамках часто совершенно разных научных дисциплин.

Если иррациональный тип активно формирует конкретные структуры высшего уровня иерархии (сложные, - например те, которые сами являются уже ИСС - такие как, фирмы, общественные движения, партии и т.п.) - это уже также маркер на координатора.

Если рациональный тип способен разговаривать на уровне "идей", если он активно оперирует понятиями из многих областей (науки, деятельности и т.п.), - и это маркер на координатора.

Как видите - имеем ситуацию, о которой говорилось в Евангелии: "По плодам труда их узнаете их"...

А кто же лучше всего сумеет распознать координатора? Конечно же - другой координатор!

Вообще же - любой человек способен распознавать координаторов:

"своего уровня"

уровня, "на один выше, чем собственный"

всех нижележащих уровней.

Перечисленные выше условия, собственно, являются необходимыми для того, чтобы человек (координатор или тиражировщик) вообще смог принять участие в какой - либо пирамиде управления (иерархической структуре управления).

На перечисленные маркеры и вышеприведенные условия и следует ориентироваться: что делать, - в противном случае за координатора легко принять просто экстравагантную личность (ситуация далеко не нова: вспомним Гоголевского "Ревизора"...).

Еще раз подчеркнем: нового координатора могут распознать (и, соответственно, отобрать) лишь только другие координаторы - как "функционирующие" (то есть те, которые именно сейчас активно реализуют управление на определенном иерархическом уровне), так и "бывшие" (то есть те, которые раньше были координаторами соответствующего уровня, а сейчас - "отдыхают"; фактически же - ищут или подготавливают новую информацию для социализации). Как правило, такие люди должны быть объединены в некие "экспертные группы", которые должны приглашаться для анализа предлагаемых Проектов (на самом деле - таким образом выявляются координаторы, которые только и могут реализовать эти рассматриваемые Проекты).

Весьма важным является то обстоятельство, что понять, осознать Проект, предлагаемый координатором, может лишь только координатор того же или более высокого уровня, - для координатора на уровень меньше оценка Проекта может оказаться невозможной (особенно, если этот эксперт не имел раньше дела с объектами, управлению которыми посвящен данный Проект, или информация о котором используется в этом Проекте). Ни тиражировщики, ни даже координаторы с уровня на два меньше, чем тот, который затрагивается предлагаемым на рассмотрение Проектом, не смогут принять сознательного и осознанного решения: на оптимальную оценку они могут выйти разве что только случайным образом.

Идеология "выработки коллективного мнения" в случае с координаторами неприменима!

Это обстоятельство должен учитывать каждый "управленец высшего звена" в своей повседневной практической деятельности!

Примеров функционирования координаторов множество, - особенно много дает их наука ХХ века. Достаточно упомянуть уже одного Альберта Эйнштейна - его специальная теория относительности на протяжении многих лет была доступна для понимания крайне ограниченному кругу высокоталантливых физиков (координаторов в физике!). Среди политических лидеров можно упомянуть Франклина Рузвельта с его "новым экономическим курсом" (точнее сказать - с его осознанием важности рекомендаций своих экспертов).

Совокупность координаторов в данной стране - это и есть, собственно, та группа людей, которую во все времена называли Элитой Государства. Однако теперь мы можем сказать, что Элиту собственно Государства составляют не все координаторы - но лишь только те из них, которые соответствуют государственному иерархическому уровню. Обратимся к Таблице, в которой приведено соответствие между уровнями иерархии в ИСУ и количеством координаторов (см. параграф 2.3). Из нее легко видеть, что государству как целому отвечает иерархическая система управления, содержащая, как правило, от 4 до 6 уровней иерархии. Из этой Таблицы видно, что Элиту собственно Государственного уровня составляют не более 1.000 человек! - остальных координаторов можно назвать собственно уже "региональной" элитой (элитой регионального уровня). И именно эта "тысяча" человек и определяет как лицо страны, так и перспективы ее дальнейшего развития. Собственно, - только эти люди и являются "незаменимыми": отсутствие у них возможности для функционирования в составе ИСУ немедленно лишает страну управляемости (управляемости как единым объектом).

Более подробно об особенностях функционирования ИСУ для управления государством описано в следующем параграфе, - здесь же далее мы опишем еще способы распознавания координаторов и "привлечения" их к реализации управления с использованием современных форм коммуникации - сетей Intranet и Internet.

Сети Intranet как способ организации управления.

В качестве примера приведем связь между иерархическими системами управления и широко используемым сегодня построением сети Intranet (компьютерной сетью внутри данного объекта, - например, фирмы, министерства, парламента, кабинета министров и т.п.). Фактически, для "больших" объектов (с числом сотрудников более 256 (=162!) человек) - наличие такой сети означает создание условий для самоорганизации пирамиды управления. Для малых объектов - это средство для самоорганизации типов для решения конкретных задач, то есть - создание условий для самоорганизации отношений между типами, звеньев Ир- и Ра-колец и т.п.

Организационно сеть Intranet разбивается поэтому на два случая:

большие фирмы = создание собственных Web-страниц, и

малые объекты = файлы со сведениями о себе + "персональная внутренняя" e-mail.

Можно рекомендовать такой режим использования Intranet: если перед объектом (фирмой, отделом, министерством, партией и т.п.) появляется необходимость в решении какой-либо новой задачи (решение которой "неочевидно" - то есть возникла необходимость в выработке нового режима управления!), то для этого создается собственная Web-страница, в которой высказывается девиз "Заполните ее своими предложениями и своими мыслями". Затем - сотрудники заполняют соответствующие поля этой Web-страницы своими планами. Интересно, что при этом в режиме реального времени высказанные предложения и планы подвергаются критическому анализу других сотрудников, и, в результате, за сравнительно короткое время получается не только решение, оптимальное для рассматриваемой фирмы, но также и такое решение, которое уже все исполнители - изучили и готовы немедленно приступить к его реализации!

Сети Internet как способ организации пирамиды ИСУ (особенно - распознавания и отбора координаторов).

Сегодня уже имеется большой банк данных о потенциальных сотрудниках ИСУ практически любого уровня - это сеть Internet. В ней уже сейчас находится достаточно большое число абонентов, имеющих самые разные цели в жизни.

Но какие же люди являются "наиболее дефицитными" для построения ИСУ? Несомненно, - координаторы! Это как раз те люди, наличие которых является критическим для реализации управления. Собственно, координаторы - это и есть управление, ибо только они могут принести новые идеи.

Как же найти, отобрать и использовать координаторов с помощью Internet?

Мы здесь укажем только, как использовать некоторые из "маркеров", определяющих координаторов.

Итак, главный из маркеров - это способность координатора либо восстанавливать недостающую часть информации, либо создавать новую, ранее не существовавшую информацию. Отсюда и две стратегии их поиска (или, может быть, точнее сказать - отбора?!). Первая - создавать условия для подготовки претендентами разного рода аналитических обзоров: например, описания текущего состояния (или прогноз его развития) для того или иного направления деятельности государства, направления бизнеса или менеджмента, и т.п. Вторая - искать людей, которые активно и результативно работают в нескольких областях: ибо координатор работает, образно говоря, не "вглубь" проблемы (часто - даже не умея делать больше ничего иного!), а как бы "по горизонтали", рассматривая и решая задачи (задачи одинакового уровня иерархии!) из разных областей человеческой деятельности (то есть - на всем иерархическом уровне как целом, а не на отдельной КС для самого низкого уровня иерархии).

Реализовать оба пути можно, например, создавая специальным образом сформированные Web-страницы и широко используя при этом следующее правило: "взял наш файл (или - информацию вообще) - оставь свой файл (информацию), причем - соответствующего уровня". (Причем "соответствующий уровень" может быть аннотирован просто как "описание объектов, подобных описанным в нашем файле": например, "если мы описали фирму Microsoft, то Вы можете описать Республиканскую Партию.) Для более широкого захвата, можно организовать что-то наподобие оплачиваемых "отборочной комиссией" олимпиад или иного рода соревнований (даже - конференций), - с привлечением известных и уважаемых экспертов - координаторов. Отметим, что при этом достигается также стратегия отбора "подобный выбирает себе подобного" (или - "координатор (уже состоявшийся!) отбирает - потенциальных - координаторов").

С помощью Internet и соответствующих Web-страниц также легко организовать быстрое построение необходимых пирамид управления под решение требуемой задачи: на Web-странице составляются условия задачи, и все желающие размещают там свои собственные планы ее решения (конечно, сообщая при этом свои данные). Спустя некоторое время - на данной Web-странице можно будет весьма четко выделить несколько стратегий решения предложенной задачи, - причем под каждую стратегию соответствующая группа исполнителей будет уже сформирована! Конечно, при этом необходима фиксация некоторых специфических юридических вопросов, - прежде всего из области защиты интеллектуальной собственности и авторских прав (что, однако, уже вполне разрешимо современными техническими методами).