Глава 4. Власть как контроль над информацией
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Заблуждение есть ложное знание, основанное не на собственной форме реального объекта.
Патанджали, "Йога - сутра".
В этой главе мы будем говорить об информации: напомним, что информация - это как раз именно то, что и нужно для реализации управления.
Основным понятием в политике является "ВЛАСТЬ". Но что такое власть? И как она соотносится с информацией?
Вероятно, кратко информационную суть власти можно сформулировать так:
Власть есть способ контроля организации информационных потоков в государстве (или же - способ организации доступа к информации)
Человек в обществе живет преимущественно в информационном пространстве. Если представить народ как некую среду (единую “массу”), сквозь которую “прорастают” структуры власти (объединяющие эту “массу” в единое целое), то богатство возможных “сценариев” в функционировании общества прямиком зависит от богатства возможных режимов функционирования “клеток - индивидуумов”. А устойчивость государства определяется тогда наличием достаточно богатого набора возможностей для адекватного отклика (реагирования) на внешнее воздействие любого рода.
Разнообразие набора таких "сценариев для реагирования" возрастает с возрастанием степени “дифференцированности” участия отдельных людей в общественном процессе (как локальном - на уровне малых и средних фирм и территориальном, так и глобальном - общегосударственном), - то есть когда все богатство возможностей и способностей каждого из людей все более полно вовлекаются в общественную (социальную и экономическую) жизнь.
Индивидуум может наиболее полно реализовать все свои способности и возможности лишь только в том случае, когда он обладает максимально широким доступом к информации. Однако именно информационные аспекты функционирования государства освещены все еще в недостаточной степени, - особенно это касается аппарата власти.
В этой главе мы сосредоточим наше внимание не только на описании "властных" аспектов информационной динамики общества, - но также и на вопросе о тоталитарной форме организации власти. Это имеет не только непосредственное отношение к положению на Украине и в странах бывшего Социалистического лагеря, но является также и весьма важной для практического применения задачей, решение которой, вероятно, просто невозможно получить без привлечения развитого в настоящей книге формализма.
Кроме того, тоталитаризм представляет собой один из предельных случаев такой организации общества, при котором формируется мощная информационная пробка, препятствующая свободному распространению информации (в особенности - социализации нового режима управления!): тоталитарный режим "настроен" всего лишь на один (обязательно - "неизменный" и "единственно верный") режим управления.
Наконец, как будет видно из материалов этой главы, тоталитаризм представляет собой явную опасность для всех стран мира, - в том числе и обладающих развитой экономикой.
Рост уровня доступа индивидуума к информации как вектор развития Цивилизации
Государство стабилизируется информацией, единым информационным потоком. Именно развитие сети автомобильных и железных дорог, воздушного транспорта, функционирование почты, - а сейчас уже и компьютерного сообщения (электронной почты и Internet) скрепляет разрозненные территории в единое целое.
Даже краткий экскурс в историю убеждает в том, что вектор развития цивилизации может быть сформулирован следующим образом:
Цивилизация развивается в направлении создания условий для максимально широкого доступа каждого человека к любой информации.
В качестве иллюстративного примера рассмотрим широко известную в странах бывшего социалистического лагеря смену общественных формаций: рабовладельческая ® феодальная ® капиталистическая.
Рабовладельческая. Деление на “своих” и “чужих” посредством принадлежности по рождению на данной территории (например, городу - государству в древнем Средиземноморье). Все остальные - “не граждане” - лишены доступа к информации (то есть рабы, - "не люди", а "говорящий скот" и "чужие"!). Однако рост информационных потоков привел к необходимости структурирования, контроля и регулирования доступа к информации, - и в позднем рабовладельческом мире начинается структурирование граждан по уровню их осведомленности: появляется элита, парламент (например, в Риме - сенат и император) и т.п..
Тем самым государство уже изначально формируется как структура для организации процесса сжатия информации, - то есть для формирования информационной воронки, когда “рядовому гражданину” сообщалась фактически лишь только “информация к действию” - в виде “команд к исполнению”. (Фактически, - это просто иное описание пирамиды управления!)
В связи с этим интересно отметить, что даже само возникновение государства как общественного образования может быть связано не столько с имущественными отношениями, сколько с необходимостью структурирования информационных потоков при оседлом образе жизни населения. С этой точки зрения набеги кочевников играют роль внешнего стабилизирующего фактора при формировании ранней государственности.
В рабовладельческой общественной формации "высший" уровень иерархии содержал все же крайне небольшое количество людей, - и поэтому, когда появилась необходимость в переходе к управлению территориями большой площади (и содержащих, соответственно, большое количество людей), возникла необходимость в иной форме организации власти, - то есть в иной форме построения пирамид управления.
Феодальная. Характеризуется появлением все увеличивающегося количества независимых городов, в которых все население имело практически равные права в доступе к информации. Однако при феодализме имело место разделение на два практически невзаимодействующих информационных потока (особенно на начальных этапах формирования феодальной общественной формации). Один, связанный преимущественно с гуманитарными и военными науками, а также с искусством, концентрировался в среде феодалов (организация доступа к информации “по рождению”), а второй, связанный с естественнонаучным циклом и производством - концентрировался в среде свободных граждан. Постепенно происходило переплетение обоих потоков - поначалу в области права и юриспруденции. Информация начала приобретать финансовую компоненту. С появлением протестантизма (что с информационной точки зрения проявилось в обеспечении доступа каждого свободного гражданина к Священному Писанию вследствие его перевода на разговорный язык, - а это привело к принципиальному прорыву широких масс населения к замкнутому описанию всей Реальности) стремительно нарастают процессы уравнивания возможностей каждого человека в доступе до все более разнообразной информации.
Необходимость перехода к управлению уже всепланетного масштаба (то есть к управлению территориями планетарного уровня иерархии) потребовала также перехода к новой организации системы управления.
Капиталистическая. Характеризуется все увеличивающимися потоками информации, причем все более разнообразная информации приобретает финансовую компоненту, то есть - все большее количество видов информации приобретают явно выраженную денежную стоимость (“больше финансов - больше и информации”). Иными словами - все большее значение информация начинает играть в экономической жизни общества. Экономические кризисы привели к необходимости упорядочения информационных потоков на уровне как отдельной страны, так, особенно в последнее время, и на уровне сообществ государств. Постепенно создаются структуры, роль которых - регулировать информационные потоки: биржи, аудит, промышленный шпионаж, высшая школа и институт профессиональных научных работников, и т.п.
Сегодня растет осознание того обстоятельства, что обеспеченность информацией является необходимым условием для собственного экономического успеха каждого отдельного человека. В современном обществе с развитой экономикой создаются инфраструктуры, способствующие скорейшему внедрению новой информации (инновационные фонды, инновационные и свободные экономические зоны, и т.п.), а также законодательная база для защиты интеллектуальной собственности и авторского права.
Координаторы и власть
Ключевым для развития Цивилизации является создание структур, способствующих “социализации - внедрению” новой информации. Государством создаются мощные инфраструктуры для обеспечения условий появления - синтеза - новой, социально- (а, следовательно, и экономически) значимой информации: хорошо известно то внимание к системам образования (как общего, так и среднего специального, и, особенно, - высшего), которое уделяется в экономически развитых странах.
Координаторы выполняют в современном обществе роль “регуляторов” для потоков информации, - а, следовательно, и финансов, - вследствие чего они постепенно становятся главным действующим лицом в современной экономике. В этом смысле именно они определяют направление развития социально - экономических систем разного уровня иерархии, начиная от мелких фирм и заканчивая государством в целом (а иногда - и планетой). Сегодня успешность (не говоря уже об оптимальности) любого решения на уровне властных структур определяется тем, насколько эти структуры способны принимать правильные решения в условиях недостатка информации, - следовательно, тем, насколько успешен подбор и уровень координаторов, в них (или - “на них”) работающих.
Совокупность координаторов в современном обществе все более явно перебирает на себя роль Элиты - “мозга” общества, и все более явно “прорастает” во власть (некоторые аспекты построения и оптимального функционирования иерархической системы управления государством описаны в главах 2 и 3).
Подытожим:
сегодня вопрос об управлении государством равнозначен вопросу об управлении координаторами, и проблема власти (точнее - задача любой власти) эквивалентна задаче об осуществлении управления координаторами данного государства и контроля за ними.
Отметим, что с развитой в нашей книге точки зрения феномен демократии заключается просто в создании оптимальных условий для функционирования и развития координаторов (см. также главы 2 и 3).
Сейчас кратко опишем те примеры, которыми нас щедро снабдила история. А именно: рассмотрим, каким именно образом реализация тоталитарного механизма власти проявляется через организацию информационных потоков в обществе.
Начнем с нацизма: его типичное проявление в ХХ веке - фашизм - принято представлять как наибольшее зло нашего времени. Мы не будем останавливаться на всех сторонах этого многогранного явления. Для нас важно подчеркнуть, что организация структуры информационных потоков при реализации нацистского аппарата власти тождественна - в плане информационной динамики общества и государства в целом - структуре информационных потоков, имевшей место в рабовладельческом обществе. Действительно: как и там, при фашистском тоталитарном режиме имеется группа выделенных по рождению людей, которые только и имеют право обладать хоть какой-либо информацией. Отличие от рабовладельческого строя заключено лишь в том, что эти люди принадлежат теперь к определенной нации, а не к жителям какого либо полиса-государства. Конечно, это лишь основной признак структуры власти при нацизме - в реальной практической деятельности имеется определенная специфика информационной динамики (например - статус “лиц, полезных Рейху”).
При коммунистической форме тоталитаризма доступ к информации имели исключительно только “представители класса трудящихся” (а, на самом деле, - партийные чиновники и их нащадки, родственники, друзья и т.п.), что, фактически, есть возобновление структуры информационной динамики, имеющей место при феодализме (только теперь это не феодалы-аристократы, а “дети трудового народа”).
(Часто задаются вопросом: действительно ли многочисленные репрессии являются необходимым этапом при "построении коммунистического общества". Несколько неожиданно для нас в 1998 году мы получили однозначный ответ на этот вопрос. Тогда в поле наших научных интересов впервые попала биология. И мы вспомнили, чему нас учили в 10 классе на факультативе "Партийное строительство" (да и потом - уже в университете тоже): "При коммунизме труд станет первейшей жизненной необходимостью человека". Но в биологии "первейшая жизненная необходимость" называется безусловным, или - врожденным рефлексом, который закреплен генетически и передается по наследству (и которому не обучаются!). Но если в популяции биологических организмов не все особи обладают "нужными" свойствами, то в дело вступает - СЕЛЕКЦИЯ.... То есть - "отбраковка" особей с "не нужными" свойствами. И - не только их, но и их потомства... А термин "отбраковка" является синонимом слова "уничтожение"... Поэтому главную задачу на пути построения коммунистического общества - создание "Нового Человека" - просто невозможно решить без "лагерей уничтожения" (не "перевоспитания", нет!), в которых должны найти свой конец не только сами "ненужные" особи (люди!), но также и их потомство... Собственно, именно это и было реализовано в СССР при Сталине, в Кампучии при Пол Поте: все "по науке" - миллионы смертей "по науке"...)
Мы еще помним, какое огромное значение на всем протяжении истории СССР имела место “чистая анкета”, в которой было зафиксировано “пролетарское происхождение” ее счастливого обладателя, а также - весь его путь по лестнице, ведущей к - номенклатуре (но, на самом деле, "путь наверх" был открыт только детям чиновников! - что иллюстрирует такой известный анекдот: "Может ли сын генерала стать маршалом? - Нет: у маршала есть свой сын!")! Однако такой (нацистский ли, коммунистический ли) способ организации информационных процессов в обществе с неизбежностью приводил к тому, что огромная масса потенциальных (а, часто - даже уже и состоявшихся!) координаторов была искусственно изолирована от информационных потоков. На первых порах тоталитарное государство, пользуясь кадрами, сформированными “еще при старом (капиталистическом!) режиме”, не особенно заботилось о создании оптимальных для преобразования информационных потоков структур и оптимальной системы подготовки кадров. Например, при нацизме этот вопрос вообще даже не успел возникнуть вследствие сравнительно малой продолжительности времени существования этой государственной системы (так, в Германии - это всего 6 лет до начала войны!). Аналогичное положение было и в СССР, где до начала 30-х годов фактически функционировала старая система подготовки кадров. Однако с течением времени осознание необходимости последовательно реализовать “идеи диктатуры пролетариата” (то есть - контроля за информацией) в системе подготовки кадров привело, после серии экспериментов (“бригадный метод обучения”, трудовые коммуны и т.п.) к возникновению специфически - коммунистического способа подготовки кадров - узких специалистов с ориентацией исключительно только на выполнение заданных распоряжений - как в прикладных вопросах, так и в фундаментальных и научных. Иными словами, шло усиленное производство тиражировщиков, - причем на всех уровнях управления государством! Интересно, что созданные при этом общественные структуры и институты сохраняются при этом долгое время, фиксируя тем самым положение, сложившееся на рубеже 30-х годов. В качестве примера можно привести двухступенчатую структуру присвоения научных степеней - кандидатов и докторов наук, - которая изначально имела задачей обеспечить приток недоучек-коммунистов в научную среду для того, чтобы можно было управлять научным процессом путем голосования (из тех же далеких 30-х исходит и “право кандидата наук на дополнительную жилплощадь”, существовавшее вплоть до распада СССР).
Таким образом, характерным для тоталитаризма является формирование ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОБОК, мешающих свободному доступу к информации и, тем самым, оптимальной обработке информации обществом. Вследствие этого ухудшается приспособленность государства к постоянно изменяющимся условиям как внешним, так и внутренним (то есть механизм управления становится все более неоптимальным). В результате - обязательность распада такой тоталитарной структуры власти.
Но - это только при отсутствии двух условий, способных привести к относительной стабилизации такой тоталитарной формы организации власти:
наличие на общегосударственном уровне идеи о необходимости осуществления “мирового господства” - распространении существующего общественного строя (то есть - существующей структуры власти) на весь мир. При этом идея о классовом родстве (“пролетарии всех стран - соединяйтесь”) оказывается в более выгодном положении, чем национальная, так как она предоставляет больший простор как апелляции к “общекультурным ценностям”, так и к вербовке возможных союзников извне (достаточно вспомнить Кубу, африканские и азиатские “государства социалистической ориентации” и т.п.). Для такой интернациональной тоталитарной власти распад возможен лишь только в случае внутренних причин, обусловленных прогрессирующим экономическим отставанием (естественно - в отсутствие войны).
наличие “постоянного врага” и постоянно длящегося вооруженного конфликта, в котором данное тоталитарное государство участвует либо непосредственно, либо “оказывает помощь” как вооружением, так и военными специалистами.
Только при наличии хотя бы одного из этих условий тоталитарное государство приобретает относительную устойчивость и имеет шанс “продержаться” некоторое время. Отметим, что оба эти условия означают фактическую изоляцию всей массы народа от любой внешней информации.
Однако устойчивость таких тоталитарных государств является именно относительной, так как неадекватный характер организации внутригосударственных информационных потоков (прежде всего в области отбора и подготовки координаторов) с необходимостью приводит к экономическому застою вследствие отсутствия структур, необходимых для внедрения новой экономически и социально важной информации, - и, как результат - к распаду тоталитарной структуры власти вследствие причин экономического характера.
Заблуждение есть ложное знание, основанное не на собственной форме реального объекта.
Патанджали, "Йога - сутра".
В этой главе мы будем говорить об информации: напомним, что информация - это как раз именно то, что и нужно для реализации управления.
Основным понятием в политике является "ВЛАСТЬ". Но что такое власть? И как она соотносится с информацией?
Вероятно, кратко информационную суть власти можно сформулировать так:
Власть есть способ контроля организации информационных потоков в государстве (или же - способ организации доступа к информации)
Человек в обществе живет преимущественно в информационном пространстве. Если представить народ как некую среду (единую “массу”), сквозь которую “прорастают” структуры власти (объединяющие эту “массу” в единое целое), то богатство возможных “сценариев” в функционировании общества прямиком зависит от богатства возможных режимов функционирования “клеток - индивидуумов”. А устойчивость государства определяется тогда наличием достаточно богатого набора возможностей для адекватного отклика (реагирования) на внешнее воздействие любого рода.
Разнообразие набора таких "сценариев для реагирования" возрастает с возрастанием степени “дифференцированности” участия отдельных людей в общественном процессе (как локальном - на уровне малых и средних фирм и территориальном, так и глобальном - общегосударственном), - то есть когда все богатство возможностей и способностей каждого из людей все более полно вовлекаются в общественную (социальную и экономическую) жизнь.
Индивидуум может наиболее полно реализовать все свои способности и возможности лишь только в том случае, когда он обладает максимально широким доступом к информации. Однако именно информационные аспекты функционирования государства освещены все еще в недостаточной степени, - особенно это касается аппарата власти.
В этой главе мы сосредоточим наше внимание не только на описании "властных" аспектов информационной динамики общества, - но также и на вопросе о тоталитарной форме организации власти. Это имеет не только непосредственное отношение к положению на Украине и в странах бывшего Социалистического лагеря, но является также и весьма важной для практического применения задачей, решение которой, вероятно, просто невозможно получить без привлечения развитого в настоящей книге формализма.
Кроме того, тоталитаризм представляет собой один из предельных случаев такой организации общества, при котором формируется мощная информационная пробка, препятствующая свободному распространению информации (в особенности - социализации нового режима управления!): тоталитарный режим "настроен" всего лишь на один (обязательно - "неизменный" и "единственно верный") режим управления.
Наконец, как будет видно из материалов этой главы, тоталитаризм представляет собой явную опасность для всех стран мира, - в том числе и обладающих развитой экономикой.
Рост уровня доступа индивидуума к информации как вектор развития Цивилизации
Государство стабилизируется информацией, единым информационным потоком. Именно развитие сети автомобильных и железных дорог, воздушного транспорта, функционирование почты, - а сейчас уже и компьютерного сообщения (электронной почты и Internet) скрепляет разрозненные территории в единое целое.
Даже краткий экскурс в историю убеждает в том, что вектор развития цивилизации может быть сформулирован следующим образом:
Цивилизация развивается в направлении создания условий для максимально широкого доступа каждого человека к любой информации.
В качестве иллюстративного примера рассмотрим широко известную в странах бывшего социалистического лагеря смену общественных формаций: рабовладельческая ® феодальная ® капиталистическая.
Рабовладельческая. Деление на “своих” и “чужих” посредством принадлежности по рождению на данной территории (например, городу - государству в древнем Средиземноморье). Все остальные - “не граждане” - лишены доступа к информации (то есть рабы, - "не люди", а "говорящий скот" и "чужие"!). Однако рост информационных потоков привел к необходимости структурирования, контроля и регулирования доступа к информации, - и в позднем рабовладельческом мире начинается структурирование граждан по уровню их осведомленности: появляется элита, парламент (например, в Риме - сенат и император) и т.п..
Тем самым государство уже изначально формируется как структура для организации процесса сжатия информации, - то есть для формирования информационной воронки, когда “рядовому гражданину” сообщалась фактически лишь только “информация к действию” - в виде “команд к исполнению”. (Фактически, - это просто иное описание пирамиды управления!)
В связи с этим интересно отметить, что даже само возникновение государства как общественного образования может быть связано не столько с имущественными отношениями, сколько с необходимостью структурирования информационных потоков при оседлом образе жизни населения. С этой точки зрения набеги кочевников играют роль внешнего стабилизирующего фактора при формировании ранней государственности.
В рабовладельческой общественной формации "высший" уровень иерархии содержал все же крайне небольшое количество людей, - и поэтому, когда появилась необходимость в переходе к управлению территориями большой площади (и содержащих, соответственно, большое количество людей), возникла необходимость в иной форме организации власти, - то есть в иной форме построения пирамид управления.
Феодальная. Характеризуется появлением все увеличивающегося количества независимых городов, в которых все население имело практически равные права в доступе к информации. Однако при феодализме имело место разделение на два практически невзаимодействующих информационных потока (особенно на начальных этапах формирования феодальной общественной формации). Один, связанный преимущественно с гуманитарными и военными науками, а также с искусством, концентрировался в среде феодалов (организация доступа к информации “по рождению”), а второй, связанный с естественнонаучным циклом и производством - концентрировался в среде свободных граждан. Постепенно происходило переплетение обоих потоков - поначалу в области права и юриспруденции. Информация начала приобретать финансовую компоненту. С появлением протестантизма (что с информационной точки зрения проявилось в обеспечении доступа каждого свободного гражданина к Священному Писанию вследствие его перевода на разговорный язык, - а это привело к принципиальному прорыву широких масс населения к замкнутому описанию всей Реальности) стремительно нарастают процессы уравнивания возможностей каждого человека в доступе до все более разнообразной информации.
Необходимость перехода к управлению уже всепланетного масштаба (то есть к управлению территориями планетарного уровня иерархии) потребовала также перехода к новой организации системы управления.
Капиталистическая. Характеризуется все увеличивающимися потоками информации, причем все более разнообразная информации приобретает финансовую компоненту, то есть - все большее количество видов информации приобретают явно выраженную денежную стоимость (“больше финансов - больше и информации”). Иными словами - все большее значение информация начинает играть в экономической жизни общества. Экономические кризисы привели к необходимости упорядочения информационных потоков на уровне как отдельной страны, так, особенно в последнее время, и на уровне сообществ государств. Постепенно создаются структуры, роль которых - регулировать информационные потоки: биржи, аудит, промышленный шпионаж, высшая школа и институт профессиональных научных работников, и т.п.
Сегодня растет осознание того обстоятельства, что обеспеченность информацией является необходимым условием для собственного экономического успеха каждого отдельного человека. В современном обществе с развитой экономикой создаются инфраструктуры, способствующие скорейшему внедрению новой информации (инновационные фонды, инновационные и свободные экономические зоны, и т.п.), а также законодательная база для защиты интеллектуальной собственности и авторского права.
Координаторы и власть
Ключевым для развития Цивилизации является создание структур, способствующих “социализации - внедрению” новой информации. Государством создаются мощные инфраструктуры для обеспечения условий появления - синтеза - новой, социально- (а, следовательно, и экономически) значимой информации: хорошо известно то внимание к системам образования (как общего, так и среднего специального, и, особенно, - высшего), которое уделяется в экономически развитых странах.
Координаторы выполняют в современном обществе роль “регуляторов” для потоков информации, - а, следовательно, и финансов, - вследствие чего они постепенно становятся главным действующим лицом в современной экономике. В этом смысле именно они определяют направление развития социально - экономических систем разного уровня иерархии, начиная от мелких фирм и заканчивая государством в целом (а иногда - и планетой). Сегодня успешность (не говоря уже об оптимальности) любого решения на уровне властных структур определяется тем, насколько эти структуры способны принимать правильные решения в условиях недостатка информации, - следовательно, тем, насколько успешен подбор и уровень координаторов, в них (или - “на них”) работающих.
Совокупность координаторов в современном обществе все более явно перебирает на себя роль Элиты - “мозга” общества, и все более явно “прорастает” во власть (некоторые аспекты построения и оптимального функционирования иерархической системы управления государством описаны в главах 2 и 3).
Подытожим:
сегодня вопрос об управлении государством равнозначен вопросу об управлении координаторами, и проблема власти (точнее - задача любой власти) эквивалентна задаче об осуществлении управления координаторами данного государства и контроля за ними.
Отметим, что с развитой в нашей книге точки зрения феномен демократии заключается просто в создании оптимальных условий для функционирования и развития координаторов (см. также главы 2 и 3).
Сейчас кратко опишем те примеры, которыми нас щедро снабдила история. А именно: рассмотрим, каким именно образом реализация тоталитарного механизма власти проявляется через организацию информационных потоков в обществе.
Начнем с нацизма: его типичное проявление в ХХ веке - фашизм - принято представлять как наибольшее зло нашего времени. Мы не будем останавливаться на всех сторонах этого многогранного явления. Для нас важно подчеркнуть, что организация структуры информационных потоков при реализации нацистского аппарата власти тождественна - в плане информационной динамики общества и государства в целом - структуре информационных потоков, имевшей место в рабовладельческом обществе. Действительно: как и там, при фашистском тоталитарном режиме имеется группа выделенных по рождению людей, которые только и имеют право обладать хоть какой-либо информацией. Отличие от рабовладельческого строя заключено лишь в том, что эти люди принадлежат теперь к определенной нации, а не к жителям какого либо полиса-государства. Конечно, это лишь основной признак структуры власти при нацизме - в реальной практической деятельности имеется определенная специфика информационной динамики (например - статус “лиц, полезных Рейху”).
При коммунистической форме тоталитаризма доступ к информации имели исключительно только “представители класса трудящихся” (а, на самом деле, - партийные чиновники и их нащадки, родственники, друзья и т.п.), что, фактически, есть возобновление структуры информационной динамики, имеющей место при феодализме (только теперь это не феодалы-аристократы, а “дети трудового народа”).
(Часто задаются вопросом: действительно ли многочисленные репрессии являются необходимым этапом при "построении коммунистического общества". Несколько неожиданно для нас в 1998 году мы получили однозначный ответ на этот вопрос. Тогда в поле наших научных интересов впервые попала биология. И мы вспомнили, чему нас учили в 10 классе на факультативе "Партийное строительство" (да и потом - уже в университете тоже): "При коммунизме труд станет первейшей жизненной необходимостью человека". Но в биологии "первейшая жизненная необходимость" называется безусловным, или - врожденным рефлексом, который закреплен генетически и передается по наследству (и которому не обучаются!). Но если в популяции биологических организмов не все особи обладают "нужными" свойствами, то в дело вступает - СЕЛЕКЦИЯ.... То есть - "отбраковка" особей с "не нужными" свойствами. И - не только их, но и их потомства... А термин "отбраковка" является синонимом слова "уничтожение"... Поэтому главную задачу на пути построения коммунистического общества - создание "Нового Человека" - просто невозможно решить без "лагерей уничтожения" (не "перевоспитания", нет!), в которых должны найти свой конец не только сами "ненужные" особи (люди!), но также и их потомство... Собственно, именно это и было реализовано в СССР при Сталине, в Кампучии при Пол Поте: все "по науке" - миллионы смертей "по науке"...)
Мы еще помним, какое огромное значение на всем протяжении истории СССР имела место “чистая анкета”, в которой было зафиксировано “пролетарское происхождение” ее счастливого обладателя, а также - весь его путь по лестнице, ведущей к - номенклатуре (но, на самом деле, "путь наверх" был открыт только детям чиновников! - что иллюстрирует такой известный анекдот: "Может ли сын генерала стать маршалом? - Нет: у маршала есть свой сын!")! Однако такой (нацистский ли, коммунистический ли) способ организации информационных процессов в обществе с неизбежностью приводил к тому, что огромная масса потенциальных (а, часто - даже уже и состоявшихся!) координаторов была искусственно изолирована от информационных потоков. На первых порах тоталитарное государство, пользуясь кадрами, сформированными “еще при старом (капиталистическом!) режиме”, не особенно заботилось о создании оптимальных для преобразования информационных потоков структур и оптимальной системы подготовки кадров. Например, при нацизме этот вопрос вообще даже не успел возникнуть вследствие сравнительно малой продолжительности времени существования этой государственной системы (так, в Германии - это всего 6 лет до начала войны!). Аналогичное положение было и в СССР, где до начала 30-х годов фактически функционировала старая система подготовки кадров. Однако с течением времени осознание необходимости последовательно реализовать “идеи диктатуры пролетариата” (то есть - контроля за информацией) в системе подготовки кадров привело, после серии экспериментов (“бригадный метод обучения”, трудовые коммуны и т.п.) к возникновению специфически - коммунистического способа подготовки кадров - узких специалистов с ориентацией исключительно только на выполнение заданных распоряжений - как в прикладных вопросах, так и в фундаментальных и научных. Иными словами, шло усиленное производство тиражировщиков, - причем на всех уровнях управления государством! Интересно, что созданные при этом общественные структуры и институты сохраняются при этом долгое время, фиксируя тем самым положение, сложившееся на рубеже 30-х годов. В качестве примера можно привести двухступенчатую структуру присвоения научных степеней - кандидатов и докторов наук, - которая изначально имела задачей обеспечить приток недоучек-коммунистов в научную среду для того, чтобы можно было управлять научным процессом путем голосования (из тех же далеких 30-х исходит и “право кандидата наук на дополнительную жилплощадь”, существовавшее вплоть до распада СССР).
Таким образом, характерным для тоталитаризма является формирование ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОБОК, мешающих свободному доступу к информации и, тем самым, оптимальной обработке информации обществом. Вследствие этого ухудшается приспособленность государства к постоянно изменяющимся условиям как внешним, так и внутренним (то есть механизм управления становится все более неоптимальным). В результате - обязательность распада такой тоталитарной структуры власти.
Но - это только при отсутствии двух условий, способных привести к относительной стабилизации такой тоталитарной формы организации власти:
наличие на общегосударственном уровне идеи о необходимости осуществления “мирового господства” - распространении существующего общественного строя (то есть - существующей структуры власти) на весь мир. При этом идея о классовом родстве (“пролетарии всех стран - соединяйтесь”) оказывается в более выгодном положении, чем национальная, так как она предоставляет больший простор как апелляции к “общекультурным ценностям”, так и к вербовке возможных союзников извне (достаточно вспомнить Кубу, африканские и азиатские “государства социалистической ориентации” и т.п.). Для такой интернациональной тоталитарной власти распад возможен лишь только в случае внутренних причин, обусловленных прогрессирующим экономическим отставанием (естественно - в отсутствие войны).
наличие “постоянного врага” и постоянно длящегося вооруженного конфликта, в котором данное тоталитарное государство участвует либо непосредственно, либо “оказывает помощь” как вооружением, так и военными специалистами.
Только при наличии хотя бы одного из этих условий тоталитарное государство приобретает относительную устойчивость и имеет шанс “продержаться” некоторое время. Отметим, что оба эти условия означают фактическую изоляцию всей массы народа от любой внешней информации.
Однако устойчивость таких тоталитарных государств является именно относительной, так как неадекватный характер организации внутригосударственных информационных потоков (прежде всего в области отбора и подготовки координаторов) с необходимостью приводит к экономическому застою вследствие отсутствия структур, необходимых для внедрения новой экономически и социально важной информации, - и, как результат - к распаду тоталитарной структуры власти вследствие причин экономического характера.