4.2. Управление рисками
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36
Менеджмент риска - одна из важнейших областей современного
управления, связанная со специфической деятельностью менеджеров в
условиях неопределенности, сложного выбора вариантов
управленческих действий. Наличие риска неизбежно в рыночном
хозяйствовании, причем, чем выше уровень риска, тем больше при
прочих равных условиях прибыль. В настоящее время, как мировой, так
и локальные рынки характеризуются нестабильностью и возможностью
непредсказуемых изменений. Бурно развивается рисковый бизнес. В
этих условиях менеджер, избегающий рискованных решений,
становится опасным для организации, обрекает ее на застой, потерю
конкурентоспособности. С расширением зоны рискованных ситуаций
риск-менеджмент становится объективно необходимым и весьма
значимым элементом управления, важнейшей предпосылкой делового
успеха.
Управление риском можно охарактеризовать как совокупность
методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени
прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к
исключению или снижению отрицательных последствий таких событий.
Основной задачей управления является определение такого варианта
действия, который бы обеспечивал оптимальное сочетание риска и
дохода, при условии, что высокий доход одновременно означает и
высокую степень риска.
Конкретные методы и приемы, которые используются при принятии
и реализации решений в условиях риска, в значительной степени
определяются спецификой отрасли экономики, принятой стратегией
достижения цели и текущей ситуацией.
Управление риском представляет собой многоступенчатый процесс,
в котором можно выделить следующие этапы:
• анализ риска - начальный этап, имеющий целью получение
необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся
рисках;
• выбор методов воздействия на риск при оценке их сравнительной
эффективности - на этом этапе производится оценка риска, сущность
которой сводится к количественному описанию выявленных рисков и
определению таких их характеристик, как вероятность и размер
возможного ущерба;
• принятие решений - на этом этапе появляется возможность
сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков
предприятия;
• воздействие на риск - на этом этапе осуществляется процесс
непосредственного воздействия на риск, который представлен тремя
основными способами:
1. снижение риска - подразумевает уменьшение размеров
возможного ущерба, или вероятности наступления неблагоприятных
событий. Чаще всего снижение достигается за счет осуществления
предупредительных организационно-технических мероприятий;
2. сохранение риска - означает как отказ от любых действий,
направленных на компенсацию ущерба, так и создание специальных
резервных фондов, из которых будет производиться компенсация
убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций;
3. передача риска - означает передачу ответственности за него
третьим лицам при сохранении существующего уровня риска;
4. контроль и корректировка результатов - является
заключительным этапом реализации выбранной стратегии с учетом
новой информации. Контроль состоит в получении данных от
менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их
минимизации.
Менеджмент риска - одна из важнейших областей современного
управления, связанная со специфической деятельностью менеджеров в
условиях неопределенности, сложного выбора вариантов
управленческих действий. Наличие риска неизбежно в рыночном
хозяйствовании, причем, чем выше уровень риска, тем больше при
прочих равных условиях прибыль. В настоящее время, как мировой, так
и локальные рынки характеризуются нестабильностью и возможностью
непредсказуемых изменений. Бурно развивается рисковый бизнес. В
этих условиях менеджер, избегающий рискованных решений,
становится опасным для организации, обрекает ее на застой, потерю
конкурентоспособности. С расширением зоны рискованных ситуаций
риск-менеджмент становится объективно необходимым и весьма
значимым элементом управления, важнейшей предпосылкой делового
успеха.
Управление риском можно охарактеризовать как совокупность
методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени
прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к
исключению или снижению отрицательных последствий таких событий.
Основной задачей управления является определение такого варианта
действия, который бы обеспечивал оптимальное сочетание риска и
дохода, при условии, что высокий доход одновременно означает и
высокую степень риска.
Конкретные методы и приемы, которые используются при принятии
и реализации решений в условиях риска, в значительной степени
определяются спецификой отрасли экономики, принятой стратегией
достижения цели и текущей ситуацией.
Управление риском представляет собой многоступенчатый процесс,
в котором можно выделить следующие этапы:
• анализ риска - начальный этап, имеющий целью получение
необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся
рисках;
• выбор методов воздействия на риск при оценке их сравнительной
эффективности - на этом этапе производится оценка риска, сущность
которой сводится к количественному описанию выявленных рисков и
определению таких их характеристик, как вероятность и размер
возможного ущерба;
• принятие решений - на этом этапе появляется возможность
сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков
предприятия;
• воздействие на риск - на этом этапе осуществляется процесс
непосредственного воздействия на риск, который представлен тремя
основными способами:
1. снижение риска - подразумевает уменьшение размеров
возможного ущерба, или вероятности наступления неблагоприятных
событий. Чаще всего снижение достигается за счет осуществления
предупредительных организационно-технических мероприятий;
2. сохранение риска - означает как отказ от любых действий,
направленных на компенсацию ущерба, так и создание специальных
резервных фондов, из которых будет производиться компенсация
убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций;
3. передача риска - означает передачу ответственности за него
третьим лицам при сохранении существующего уровня риска;
4. контроль и корректировка результатов - является
заключительным этапом реализации выбранной стратегии с учетом
новой информации. Контроль состоит в получении данных от
менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их
минимизации.