1.1. Банковские информационные технологии
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36
Банковская информационная технология – это способ
реализации банковской технологии (технологии предметной области) на
основе средств вычислительной техники.
Вообще, технология – это последовательность работ по
преобразованию объекта из исходного состояния в желаемое,
определяемое целью такого преобразования. Существует множество
определений понятия «технология», но, в целом, они сводятся к способу
соединения различного рода ресурсов для создания продукта или
услуги, отвечающих заданным требованиям и целям. Таким образом, в
любой технологии присутствует исходный объект, ресурсы
(финансовые, трудовые, материальные, информационные и др.), цель и
правила преобразований (см. рис. 1).
Исходный
объект
Преобразования
Цель
Правила
Ресурсы
Результат
преобразований
Рис. 1. Элементарное представление технологии
Решение экономических и управленческих задач всегда тесно
связано с выполнением ряда операций по сбору необходимой для
решения этих задач информации, переработке ее по некоторым
алгоритмам и выдаче лицу, принимающему решение (ЛПР), в удобной
для него форме. Очевидно, что технология принятия решений всегда
имела информационную основу, хотя обработка данных и
осуществлялась вручную. Однако с внедрением средств вычислительной
техники в процесс управления появился специальный термин
информационная технология.
Появившееся понятие «информационная технология» предполагает,
что в процессе ее реализации используется компьютер, поэтому под ней
понимается компьютерная информационная технология. Строго говоря,
с точки зрения присутствия в ней обрабатываемой информации любая
технология информационна.
Под информационной технологией (ИТ) понимается система
методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки
информации на основе применения средств вычислительной техники.
Упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий,
выполняющихся с момента возникновения информации до получения
результата, называется технологическим процессом.
Понятие информационной технологии, таким образом, неотделимо
от той специфической среды, в которой она реализована, т.е. от
технической и программной среды. Следует заметить, что
информационная технология — достаточно общее понятие и в качестве
инструмента может использоваться различными пользователями, как
непрофессионалами в компьютерной области, так и разработчиками
новых ИТ.
Очевидно, что модификация элементов, составляющих понятие ИТ,
дает возможность образования огромного их количества в различных
компьютерных средах.
Сегодня можно говорить об обеспечивающих ИТ (ОИТ) и
функциональных ИТ (ФИТ).
Обеспечивающие ИТ — технологии обработки информации,
которые могут использоваться как инструментарий в различных
предметных областях для решения различных задач. Информационные
технологии обеспечивающего типа могут быть классифицированы
относительно классов задач, на которые они ориентированы.
Обеспечивающие технологии базируются на совершенно разных
платформах, что обусловлено различием видов компьютеров и
программных сред, поэтому при их объединении на основе предметной
технологии возникает проблема системной интеграции. Она заключается
в необходимости приведения различных ИТ к единому стандартному
интерфейсу.
Обеспечивающие ИТ не привязаны к предметной области (в данном
случае банковской) и являются достаточно общим, универсальным
инструментом. К ним можно отнести текстовые (например, Word),
табличные (например, Excel), графические (например, PhotoShop)
процессоры, СУБД (например, Access), языки программирования
(например, Turbo Pascal, C++), OLAP технологии, технологии DWH.
ИТ отличаются по типу обрабатываемой информации (см.
рис.3.5.1.), но могут объединяться в интегрированные технологии.
Выделение, предложенное на этом рисунке, в известной мере
условно, поскольку большинство этих ИТ позволяет поддерживать и
другие виды информации. Так, в текстовых процессорах предусмотрена
возможность выполнения примитивных расчетов, табличные
процессоры могут обрабатывать не только цифровую, но и текстовую
информацию, а также обладают встроенным аппаратом генерации
графики. Однако каждая из этих технологий все-таки в большей мере
акцентирована на обработке информации определенного вида.
Функциональные ИТ представляют собой модификацию
обеспечивающих ИТ, применяемых для решения определенных задач
(функций) в конкретной предметной области. Таким образом, мы можем
выделить среди функциональных ИТ такую разновидность как
банковская ИТ, которая представляет собой реализацию каких-либо из
банковских технологий на основе обеспечивающих ИТ. Например,
работа сотрудника кредитного отдела банка с использованием ЭВМ
обязательно предполагает применение совокупности банковских
технологий оценки кредитоспособности ссудозаемщика, формирования
кредитного договора и срочных обязательств, расчета графика платежей
и других технологий, реализованных в какой-либо информационной
технологии: СУБД, текстовом процессоре и т.д.
Чтобы терминологически выделить традиционную технологию
решения экономических и управленческих задач, введем термин
предметная технология, которая представляет собой
последовательность технологических этапов по модификации
первичной информации в результатную. Например, технология
бухгалтерского учета предполагает поступление первичной
документации, которая трансформируется в форму бухгалтерской
проводки. Последняя, изменяя состояние аналитического учета,
приводит к изменению счетов синтетического учета и далее баланса.
Трансформация обеспечивающей информационной технологии в
чистом виде в функциональную (модификация некоторого
общеупотребительного инструментария в специальный) может быть
сделана как специалистом-проектировщиком, так и самим
пользователем. Это зависит от того, насколько сложна такая
трансформация, т.е. от того, насколько она доступна самому
пользователю-экономисту. Эти возможности все более и более
расширяются, поскольку обеспечивающие технологии год от года
становятся дружественнее, прозрачнее для восприятия
неподготовленным пользователем. Таким образом, в арсенале
сотрудника кредитного отдела могут находиться как обеспечивающие
технологии, с которыми он постоянно работает: текстовые и табличные
процессоры, так и специальные функциональные технологии: табличные
процессоры, СУБД, экспертные системы, реализующие предметные
технологии.
Предметная технология и информационная технология влияют друг
на друга. Так, например, наличие пластиковых карточек как носителя
финансовой информации принципиально меняет предметную
технологию (банковскую технологию чековых расчетов), предоставляя
такие возможности, которые без этого носителя просто отсутствовали. С
другой стороны, предметные технологии, наполняя специфическим
содержанием ОИТ, акцентируют их на вполне определенные функции.
Такие технологии могут носить типовой характер или уникальный, что
зависит от степени унификации технологии выполнения этих функций.
В качестве примера можно привести банковскую технологию
работы с картотекой №3, которая содержит документы, поступившие на
обработку и не выполненные из-за закрытия лицевого счета по мотивам
финансового контроля. В этом случае сначала закрывается счет. Затем,
если применяется информационная технология, эта запись помечается
номером картотеки, с тем чтобы все остальные документы,
уменьшающие остаток на счете, попадали бы в эту картотеку. В
структуре операционно-учетного отдела банка первая и вторая функции
могут выполняться как одним исполнителем, так и двумя разными
операционистами. Кроме того, процессы выполнения этих функций
могут быть разнесены во времени. Таким образом, пометка в лицевом
счете, сделанная при его временном закрытии одним операционистом,
используется другим операционистом в процессе обработки
поступающих к оплате документов. В то же время эта пометка может
быть сделана тем операционистом, который является ответственным
исполнителем по данному счету (открывает, закрывает счета,
обеспечивает операции по счету, начисление процентов и др.).
Имеет смысл выделить виды банковских ИТ, которыми являются:
1. Информационные технологии управления КБ, например,
совокупность ИТ банковского бухгалтерского учета; ИТ экономического
анализа деятельности КБ по показателям ЦБРФ; ИТ планирования
лимитов кредитования и др.
2. Информационные технологии оказания КБ услуг клиентам,
например, технология расчетов «клиент-банк», технология расчетов
пластиковыми карточками, интернет-банкинг, Wap-банкинг,
межбанковские переговоры через систему SWIFT, электронные расчеты
через РЦИ-МЦИ, все виды технологий электронных расчетов в сфере
электронной коммерции.
Под комплексом услуг по подготовке и обеспечению процесса
производства и реализации продукции понимается реинжиниринг.
Термин "реинжиниринг" означает "фундаментальное переосмысление и
радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для
достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях
их деятельности".1 В ходе реинжиниринга бизнес-процессов (РБП),
существующих в форме либо предметных технологий, либо
функциональных ИТ, происходит переход к новой технологии, которая
предполагает принципиально новый взгляд на процесс и на
распределение его этапов между исполнителями. Для этого
используются такие приемы, как:
- нескольких процедур на основе изменения центров
ответственности. При этом интеграция может носить как
горизонтальный, так и вертикальный характер, но за счет изменения требований к самостоятельности принимаемых ЛПР решений,
сокращения количества проверок и согласований;
- распараллеливания процессов.
Применение ИТ в процессе реинжиниринга не является
обязательным, хотя использование инструментария может
способствовать достижению целей реинжиниринга.
Использование ИТ в банковской (и прочей экономической)
практике неразрывно связано с существованием двух режимов
обработки информации: пакетного и диалогового.
Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме,
характеризуются следующими свойствами:
• алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не
требует вмешательства человека;
• имеется большой объем входных и выходных данных,
значительная часть которых хранится на магнитных носителях;
• расчет выполняется для большинства записей входных файлов;
• большое время решения задачи обусловлено большими объемами
данных;
• регламентность, т.е. задачи решаются с заданной периодичностью.
Диалоговый режим является не альтернативой пакетному, а его
развитием. Если применение пакетного режима позволяет уменьшить
вмешательство пользователя в процесс решения задачи, то диалоговый
режим предполагает отсутствие жестко закрепленной
последовательности операций обработки данных (если она не
обусловлена предметной технологией).
Особое место занимают сетевые технологии, которые обеспечивают
взаимодействие многих пользователей.
Информационные технологии различаются по степени их
взаимодействия между собой (см. рис. 2). Они могут быть реализованы
различными техническими средствами: дискетное и сетевое
взаимодействие, а также с использованием различных концепций
обработки и хранения данных: распределенная информационная база и
распределенная обработка данных.
Предприятие А Банк А РКЦ А ГРКЦ РКЦ Б Банк Б
Предприятие Б Банк Б РКЦ Б ГРКЦ РКЦ А Банк А
Рис. 2. Пример макротехнологии расчетов предприятий А и Б
с использованием микротехнологии межбанковских
расчетов через РКЦ − ГРКЦ
Банковская информационная технология – это способ
реализации банковской технологии (технологии предметной области) на
основе средств вычислительной техники.
Вообще, технология – это последовательность работ по
преобразованию объекта из исходного состояния в желаемое,
определяемое целью такого преобразования. Существует множество
определений понятия «технология», но, в целом, они сводятся к способу
соединения различного рода ресурсов для создания продукта или
услуги, отвечающих заданным требованиям и целям. Таким образом, в
любой технологии присутствует исходный объект, ресурсы
(финансовые, трудовые, материальные, информационные и др.), цель и
правила преобразований (см. рис. 1).
Исходный
объект
Преобразования
Цель
Правила
Ресурсы
Результат
преобразований
Рис. 1. Элементарное представление технологии
Решение экономических и управленческих задач всегда тесно
связано с выполнением ряда операций по сбору необходимой для
решения этих задач информации, переработке ее по некоторым
алгоритмам и выдаче лицу, принимающему решение (ЛПР), в удобной
для него форме. Очевидно, что технология принятия решений всегда
имела информационную основу, хотя обработка данных и
осуществлялась вручную. Однако с внедрением средств вычислительной
техники в процесс управления появился специальный термин
информационная технология.
Появившееся понятие «информационная технология» предполагает,
что в процессе ее реализации используется компьютер, поэтому под ней
понимается компьютерная информационная технология. Строго говоря,
с точки зрения присутствия в ней обрабатываемой информации любая
технология информационна.
Под информационной технологией (ИТ) понимается система
методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки
информации на основе применения средств вычислительной техники.
Упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий,
выполняющихся с момента возникновения информации до получения
результата, называется технологическим процессом.
Понятие информационной технологии, таким образом, неотделимо
от той специфической среды, в которой она реализована, т.е. от
технической и программной среды. Следует заметить, что
информационная технология — достаточно общее понятие и в качестве
инструмента может использоваться различными пользователями, как
непрофессионалами в компьютерной области, так и разработчиками
новых ИТ.
Очевидно, что модификация элементов, составляющих понятие ИТ,
дает возможность образования огромного их количества в различных
компьютерных средах.
Сегодня можно говорить об обеспечивающих ИТ (ОИТ) и
функциональных ИТ (ФИТ).
Обеспечивающие ИТ — технологии обработки информации,
которые могут использоваться как инструментарий в различных
предметных областях для решения различных задач. Информационные
технологии обеспечивающего типа могут быть классифицированы
относительно классов задач, на которые они ориентированы.
Обеспечивающие технологии базируются на совершенно разных
платформах, что обусловлено различием видов компьютеров и
программных сред, поэтому при их объединении на основе предметной
технологии возникает проблема системной интеграции. Она заключается
в необходимости приведения различных ИТ к единому стандартному
интерфейсу.
Обеспечивающие ИТ не привязаны к предметной области (в данном
случае банковской) и являются достаточно общим, универсальным
инструментом. К ним можно отнести текстовые (например, Word),
табличные (например, Excel), графические (например, PhotoShop)
процессоры, СУБД (например, Access), языки программирования
(например, Turbo Pascal, C++), OLAP технологии, технологии DWH.
ИТ отличаются по типу обрабатываемой информации (см.
рис.3.5.1.), но могут объединяться в интегрированные технологии.
Выделение, предложенное на этом рисунке, в известной мере
условно, поскольку большинство этих ИТ позволяет поддерживать и
другие виды информации. Так, в текстовых процессорах предусмотрена
возможность выполнения примитивных расчетов, табличные
процессоры могут обрабатывать не только цифровую, но и текстовую
информацию, а также обладают встроенным аппаратом генерации
графики. Однако каждая из этих технологий все-таки в большей мере
акцентирована на обработке информации определенного вида.
Функциональные ИТ представляют собой модификацию
обеспечивающих ИТ, применяемых для решения определенных задач
(функций) в конкретной предметной области. Таким образом, мы можем
выделить среди функциональных ИТ такую разновидность как
банковская ИТ, которая представляет собой реализацию каких-либо из
банковских технологий на основе обеспечивающих ИТ. Например,
работа сотрудника кредитного отдела банка с использованием ЭВМ
обязательно предполагает применение совокупности банковских
технологий оценки кредитоспособности ссудозаемщика, формирования
кредитного договора и срочных обязательств, расчета графика платежей
и других технологий, реализованных в какой-либо информационной
технологии: СУБД, текстовом процессоре и т.д.
Чтобы терминологически выделить традиционную технологию
решения экономических и управленческих задач, введем термин
предметная технология, которая представляет собой
последовательность технологических этапов по модификации
первичной информации в результатную. Например, технология
бухгалтерского учета предполагает поступление первичной
документации, которая трансформируется в форму бухгалтерской
проводки. Последняя, изменяя состояние аналитического учета,
приводит к изменению счетов синтетического учета и далее баланса.
Трансформация обеспечивающей информационной технологии в
чистом виде в функциональную (модификация некоторого
общеупотребительного инструментария в специальный) может быть
сделана как специалистом-проектировщиком, так и самим
пользователем. Это зависит от того, насколько сложна такая
трансформация, т.е. от того, насколько она доступна самому
пользователю-экономисту. Эти возможности все более и более
расширяются, поскольку обеспечивающие технологии год от года
становятся дружественнее, прозрачнее для восприятия
неподготовленным пользователем. Таким образом, в арсенале
сотрудника кредитного отдела могут находиться как обеспечивающие
технологии, с которыми он постоянно работает: текстовые и табличные
процессоры, так и специальные функциональные технологии: табличные
процессоры, СУБД, экспертные системы, реализующие предметные
технологии.
Предметная технология и информационная технология влияют друг
на друга. Так, например, наличие пластиковых карточек как носителя
финансовой информации принципиально меняет предметную
технологию (банковскую технологию чековых расчетов), предоставляя
такие возможности, которые без этого носителя просто отсутствовали. С
другой стороны, предметные технологии, наполняя специфическим
содержанием ОИТ, акцентируют их на вполне определенные функции.
Такие технологии могут носить типовой характер или уникальный, что
зависит от степени унификации технологии выполнения этих функций.
В качестве примера можно привести банковскую технологию
работы с картотекой №3, которая содержит документы, поступившие на
обработку и не выполненные из-за закрытия лицевого счета по мотивам
финансового контроля. В этом случае сначала закрывается счет. Затем,
если применяется информационная технология, эта запись помечается
номером картотеки, с тем чтобы все остальные документы,
уменьшающие остаток на счете, попадали бы в эту картотеку. В
структуре операционно-учетного отдела банка первая и вторая функции
могут выполняться как одним исполнителем, так и двумя разными
операционистами. Кроме того, процессы выполнения этих функций
могут быть разнесены во времени. Таким образом, пометка в лицевом
счете, сделанная при его временном закрытии одним операционистом,
используется другим операционистом в процессе обработки
поступающих к оплате документов. В то же время эта пометка может
быть сделана тем операционистом, который является ответственным
исполнителем по данному счету (открывает, закрывает счета,
обеспечивает операции по счету, начисление процентов и др.).
Имеет смысл выделить виды банковских ИТ, которыми являются:
1. Информационные технологии управления КБ, например,
совокупность ИТ банковского бухгалтерского учета; ИТ экономического
анализа деятельности КБ по показателям ЦБРФ; ИТ планирования
лимитов кредитования и др.
2. Информационные технологии оказания КБ услуг клиентам,
например, технология расчетов «клиент-банк», технология расчетов
пластиковыми карточками, интернет-банкинг, Wap-банкинг,
межбанковские переговоры через систему SWIFT, электронные расчеты
через РЦИ-МЦИ, все виды технологий электронных расчетов в сфере
электронной коммерции.
Под комплексом услуг по подготовке и обеспечению процесса
производства и реализации продукции понимается реинжиниринг.
Термин "реинжиниринг" означает "фундаментальное переосмысление и
радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для
достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях
их деятельности".1 В ходе реинжиниринга бизнес-процессов (РБП),
существующих в форме либо предметных технологий, либо
функциональных ИТ, происходит переход к новой технологии, которая
предполагает принципиально новый взгляд на процесс и на
распределение его этапов между исполнителями. Для этого
используются такие приемы, как:
- нескольких процедур на основе изменения центров
ответственности. При этом интеграция может носить как
горизонтальный, так и вертикальный характер, но за счет изменения требований к самостоятельности принимаемых ЛПР решений,
сокращения количества проверок и согласований;
- распараллеливания процессов.
Применение ИТ в процессе реинжиниринга не является
обязательным, хотя использование инструментария может
способствовать достижению целей реинжиниринга.
Использование ИТ в банковской (и прочей экономической)
практике неразрывно связано с существованием двух режимов
обработки информации: пакетного и диалогового.
Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме,
характеризуются следующими свойствами:
• алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не
требует вмешательства человека;
• имеется большой объем входных и выходных данных,
значительная часть которых хранится на магнитных носителях;
• расчет выполняется для большинства записей входных файлов;
• большое время решения задачи обусловлено большими объемами
данных;
• регламентность, т.е. задачи решаются с заданной периодичностью.
Диалоговый режим является не альтернативой пакетному, а его
развитием. Если применение пакетного режима позволяет уменьшить
вмешательство пользователя в процесс решения задачи, то диалоговый
режим предполагает отсутствие жестко закрепленной
последовательности операций обработки данных (если она не
обусловлена предметной технологией).
Особое место занимают сетевые технологии, которые обеспечивают
взаимодействие многих пользователей.
Информационные технологии различаются по степени их
взаимодействия между собой (см. рис. 2). Они могут быть реализованы
различными техническими средствами: дискетное и сетевое
взаимодействие, а также с использованием различных концепций
обработки и хранения данных: распределенная информационная база и
распределенная обработка данных.
Предприятие А Банк А РКЦ А ГРКЦ РКЦ Б Банк Б
Предприятие Б Банк Б РКЦ Б ГРКЦ РКЦ А Банк А
Рис. 2. Пример макротехнологии расчетов предприятий А и Б
с использованием микротехнологии межбанковских
расчетов через РКЦ − ГРКЦ