1.2. Автоматизированное рабочее место как часть БИС

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20   23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 

Совокупность банковских ИТ, то есть функциональных ИТ

предметной области — банковского дела, поддерживают выполнение

функций управления КБ и реализацию услуг, предоставленных КБ.

Банковские ИТ совместно с обеспечивающими образуют

банковскую информационную систему (БИС) (см. рис.3).

Каждый этап ИТ выполняется сотрудниками банка, поэтому

"пересортировав" этапы всех ИТ по принадлежности к конкретному

ЛПР, получим его автоматизированное рабочее место. Распределение

этапов БИТ между сотрудниками является следствием распределения

функциональных обязанностей и полномочий (см. рис. 4).

Структура системы представляет собой характеристики устойчивых

связей и способов взаимодействия элементов системы, определяющих ее

целостность, строение и основы организации. Коммерческий банк, как и

все системы, имеет свою структуру, которая обычно представлена в виде

структуры управления. Структура управления представляет собой

систему передачи распоряжений от вышестоящих инстанций к

нижестоящим. От того, какая структура управления будет выбрана

руководством банка, зависит временной промежуток между принятием

решений на вышестоящем уровне и его исполнением на нижестоящем

уровне.

Этап 1 Этап 2 …. Этап i ….. Этап n1

Этап 1 Этап 2

…….

Этап 1 …. Этап i ….. Этап n

Этап 1 …. Этап k1

Этап 1 Этап 2 …. Этап i ….. Этап k2

………

БИТ 1

БИТ 2

БИТ N

ОИТ 1

ОИТ 2

ОИТ m

Этап 1 Этап 2 …… Этап km

Рис. 3. БИС - совокупность ИТ

10

Описание

правил БИТ

Должностные

инструкции

АРМ 1

АРМ 2

БИТ i Этап 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4

Рис. 4. Распределение БИТ между ЛПР и образование АРМ

Организационная структура любой организации (и коммерческого

банка, в частности) описывается в виде иерархии с определенным

количеством уровней, число которых зависит от размеров организации.

Примеры иерархии оргстурктуры:

Руководство – Департамент – Управление – Отдел, или

Руководство – Управление – Отдел

Рис. 5.

На рис.5 приводится примерная схема организационной структуры

крупного (по численности персонала) коммерческого банка. На этой

схеме представлена детализация до уровня управлений (подразумевается

дальнейшее выделение отделов в рамках каждого из управлений). В

таблице 1 дана расшифровка назначения каждого из приведенных на

рис. 6 подразделений.

Таблица 1.

Подразделения коммерческого банка

Подразделение Описание деятельности

Административное

управление

Организация делопроизводства

Канцелярия президента

Банка

Группа советников и помощников президента банка;

юридическая экспертиза вопросов, возникающих в процессе

деятельности подразделений

Управление делами Материально-техническое и транспортное обеспечение;

эксплуатация основных средств; экспедиция; организация

безопасности

Департамент

бухгалтерского учета,

отчетности и расчетов

Бухгалтерский учет банковских и хозяйственных операций,

формирование бухгалтерской и налоговой отчетности

Департамент клиентского

обслуживания

Организация работы отделений банка; работа с крупными

(VIP) клиентами; реклама банковских продуктов

Казначейство Организация и проведение операций на межбанковском

валютно-финансовом рынке и рынке ценных бумаг

Планово-экономический

департамент

Стратегическое планирование, анализ деятельности Банка;

маркетинг банковских продуктов

Управление банковских

технологий

Разработка новых банковских продуктов и технологий;

оформление проектных требований и документации

Департамент

информационных

технологий

Разработка и эксплуатация БИС, техническое

(вычислительное и телекоммуникационное) обеспечение

деятельности подразделений банка

Управление кредитных и

рыночных рисков

Управление кредитными и рыночными рисками банковских

операций; разработка и внедрение новых методов оценки и

оптимизации рисков

Управление по работе с

персоналом

Кадровый учет; подбор и развитие персонала

Управление

сопровождения банковских

операций

Сопровождение банковских операций, заключаемых

сотрудниками Казначейства и Департамента клиентского

обслуживания

Управление внутреннего

контроля

Внутренний аудит (финансовый, информационный)

деятельности подразделений Банка

Поскольку в различных банках используются различные виды и

комбинации обеспечивающих и функциональных ИТ, а также в них

реализованы самые разные виды организационных систем управления с

различным распределением функциональных обязанностей и

полномочий, можно говорить о том, что АРМ - понятие условное и в

соответствии с мероприятиями по реорганизации предприятия и

реинжинирингу бизнес-процессов. Мы можем говорить о том, что и

предметная технология, и функциональная ИТ являются бизнес

процессами, реализованными в разных средах.

В конечном счете, пользователь-экономист и пользователь-

управленец могут применять как отдельные ИТ, так и их совокупность,

объединенную в некоторый комплекс. Комплекс обеспечивающих и

функциональных информационных технологий, поддерживающих

выполнение целей управленческого работника (ЛПР), реализуется на

основе автоматизированных рабочих мест (АРМ). Назначение АРМ

заключается в информационной поддержке формирования и принятия

решений для достижения поставленных перед ЛПР целей.

С появлением ПЭВМ стало возможным установить их прямо на

рабочее место работника и оснастить новыми инструментальными

средствами, ориентированными на пользователя-непрограммиста.

Персональный компьютер, оснащенный совокупностью

профессионально ориентированных функциональных и

обеспечивающих информационных технологий и размещенный

непосредственно на рабочем месте, стали называть

автоматизированным рабочим местом, назначение которого

информационная поддержка принимаемых решений. Другими словами,

АРМ — некоторая часть ЭИС, обособленная в соответствии со

структурой управления объектом и существующей системой

распределения целей и оформленная в виде самостоятельного

программно-аппаратного комплекса.

Президент Банка

Канцелярия

Президента Банка

Административное

Вице-президенты Банка управление Управление делами

Департамент

бухгалтерского учета,

отчетности и расчетов

Департамент

клиентского

обслуживания

Казначейство Планово-эконо

мический

департамент

Расчетный

центр

Управление

банковских

технологий

Департамент

информационных

технологий

Управление

учета

банковских

операций

Управление

учета

хозяйственных

операций

Управление

операций на

межбанковском

рынке

Управление

ценных бумаг

Управление

сопровождения

банковских

операций

Отделения Банка

Управление

розничного

бизнеса

Управление

инвестиционного

бизнеса

Управление по работе

с государственными и

муниципальными

структурами

Управление

по работе с

персоналом

Управление

внутреннего

контроля

Управление

кредитных и

рыночных рисков

Управление

проектирвоания

Управление

эксплуатации БИС

Управление

технического

обеспечения

Рис. 6. Организационная структура коммерческого банка

На практике при разработке АРМ пользователи зачастую

предпочитают перепоручить определение своей информационной

потребности разработчикам, ссылаясь на недоступную компетентность в

области вычислительной техники и систем обработки экономической

информации. В результате, цели, определенные разработчиками, не

всегда совпадают с тем, что ожидают пользователи от автоматизации их

рабочих мест. Поэтому в процессе создания АРМ должен быть

реализован принцип постоянного творческого контакта разработчиков

АРМ и их потенциальных пользователей, то есть процесс выявления,

анализа и обеспечения информационных потребностей при создании

АРМ должен быть, как правило, интерактивным. При таком подходе

требования к АРМ, характеризующие информационную потребность

пользователя, формируются и уточняются параллельно с созданием

системы.

Автоматизированное рабочее место содержит в себе целиком

функциональную информационную технологию или ее часть. Какая

именно часть ФИТ закрепляется за тем или иным АРМ определяется,

прежде всего, декомпозицией целей в структуре управления объектом.

Такое распределение ФИТ на АРМ не должно нарушать требований

самой предметной технологии. Наложение ФИТ на управленческую

структуру позволяет создать распределенную систему решения

предметных задач. Распределенность между компьютерами участников

ФИТ может касаться либо хранимых данных, либо процессов обработки

этих данных.

Система поддержки принятия решения предполагает активное

диалоговое взаимодействие пользователя с ЭИС с учетом образования,

специфики, стиля и опыта работы пользователя.

Обычно различают три фазы принятия решения:

• интеллектуальную — исследование среды, в которой будет

приниматься решение;

• дизайн — разработка и оценка возможных альтернатив действий;

• выбор — принятие решения, т.е. выбор одной альтернативы.

Поддержка принятия решения носит всегда целевой характер и

может отражаться в виде:

• совокупности сведений, которые позволяют оценить

пользователю сложившуюся ситуацию и выработать решения;

• подготовки возможных решений, одно из которых будет принято

управленческим работником;

• оценки изменения состояния объекта управления при принятии

того или иного решения, т.е. ответа на вопрос: “Что будет, если?".

Следует оговориться, что в большинстве случаев в АРМ

реализована лишь первая возможность — подготовка информации для

анализа ситуации, на основе которой сотрудник мог бы осуществить

такой анализ и далее выработать управленческое решение.

Будем рассматривать состав модулей системы, разбив их на две

группы:

• OLTP (On-Line Transaction Processing) — модули создания и

оперативной обработки информации;

• OLAP (On-Line Analytic Processing») — модули подготовки

отчетности и проведения анализа.

Функциональные возможности системы реализуются на основе

алгоритмов формирования и переработки информации и процедур

использования информационной базы (ИБ) для подготовки отчетов и

логически проведение анализа ИБ может быть организовано одинаково

и для OLTP-, и для OLAP-приложений. Но фактически это разные базы

данных, поскольку требования этих приложений к информационной

базе противоположны. Основой информационной базы являются:

• учетные показатели и правила учета, выступающие в качестве

управляющей информации для OLTP-системы, а та, в свою очередь,

обеспечивает расчет состояния учетных показателей (например,

лицевых счетов, символов кассы и т.д.) в момент обработки первичных

документов;

• расчетные показатели и правила расчета, используемые для

подготовки отчетов исключительно в составе OLAP-системы.

OLTP приложения являются источниками информации для

информационной базы и дальнейшего анализа показателей в OLAP

системе.

Все отчеты, формируемые в модулях OLAP-системы, используют

информацию, которая находится в информационной базе учетных и

расчетных показателей.

Подготовка решений без прямого участия сотрудника возможна

лишь в АРМ интеллектуальной советующей системы (ИСС), которая

призвана отвечать на вопрос: “Как сделать, чтобы?”. ИСС — система,

предназначенная для воссоздания опыта и знаний профессионалов

высокого уровня и использования этих знаний в процессе управления.

Такие системы разрабатываются для эксплуатации в узких областях

применения, поскольку их использование требует больших

компьютерных ресурсов для обработки и хранения знаний. В основе

построения экспертных систем лежит база знаний, которая основывается

на моделях представления знаний. В виду больших финансовых и

временных затрат в российских ЭИС ИСС не имеют большого

распространения.

ЭИС, поддерживающая процесс принятия решения

управленческими сотрудниками, должна быть построена таким образом,

чтобы поддерживать реализацию целей, стоящих перед ними. Одной из

наиболее распространенных форм организации ЭИС является система

взаимосвязанных и взаимодействующих автоматизированных рабочих

мест.

Если в качестве критерия взять организационную структуру

управления, то можно условно выделить АРМ руководителя, АРМ

управленческого работника среднего и оперативного уровней. В

соответствии с принципами избирательного распределения информации

эти лица нуждаются в совершенно разной информационной поддержке.

Руководителю требуется обобщенная, достоверная и полная

информация, позволяющая принимать правильные решения. Ему нужны

средства анализа и планирования различных сфер деятельности

предприятия. К этим средствам относятся экономико-математические,

статистические методы; методы моделирования, анализа различных

сфер деятельности предприятия, прогнозирования. Из обеспечивающих

технологий необходимы: табличные, графические, текстовые

процессоры, электронная почта, СУБД.

АРМ управляющих работников среднего и оперативного уровней

используется для принятия решений и реализации профессиональной

деятельности в конкретной предметной области: АРМ кладовщиков,

операционистов, банковских работников, работников страховых

компаний и т.д. По каждому такому направлению можно определить

составные АРМ. Например, АРМ бухгалтера ориентирован на все

участки бухгалтерского учета, но могут быть выделены отдельные АРМ

учета труда и заработной платы, учета основных средств и т.д., что

зависит от применяемых в данной сфере предметных технологий,

разделения целей и функций между управленческими работниками.

На номенклатуру АРМ и совокупность включаемых в них ИТ

влияют структура управления, сложившаяся в учреждении, технологии

предметных областей, распределение обязанностей и целей между

сотрудниками. Другими словами, номенклатура АРМ — функция от

управленческой структуры учреждения, содержание АРМ — функция

реализуемых целей ЛПР. Оказывает ли решающее воздействие

технология предметной области на структуру АРМ? Для ответа на этот

вопрос нужно классифицировать АРМ по признаку включения или не

включения в них в явном или неявном виде предметных технологий. В

большинство программных средств, поддерживающих принятие

решений в той или иной области, такие технологии включены. Это

неизбежно делает программный продукт менее гибким, требует от него

более глубокой параметризации для того, чтобы он мог быть

адаптирован без перепрограммирования и, таким образом, продан как

можно большему числу клиентов.

Некоторым, сомнительным на наш взгляд, преимуществом

жесткого включения функциональных и обеспечивающих технологий в

программный продукт является возможность использования

специалиста по предметной области невысокой квалификации,

поскольку действия пользователя носят здесь декларативный, а не

процедурный характер. Таким образом, глубокого знания предметных

технологий от него не требуется, их заложил в АРМ разработчик.

Однако в других продуктах предметные технологии

классифицируются по признаку типизации, унифицированности для

данного класса задач и включаются в тело ЭИС в виде некоторой

библиотеки, элементы которой могут быть сделаны доступными или

недоступными для различных пользователей. В этом случае элементы

начинают носить процедурный характер, так как пользователь должен

сам знать, в какой момент, какая ИТ должна быть использована.

Совокупность банковских ИТ, то есть функциональных ИТ

предметной области — банковского дела, поддерживают выполнение

функций управления КБ и реализацию услуг, предоставленных КБ.

Банковские ИТ совместно с обеспечивающими образуют

банковскую информационную систему (БИС) (см. рис.3).

Каждый этап ИТ выполняется сотрудниками банка, поэтому

"пересортировав" этапы всех ИТ по принадлежности к конкретному

ЛПР, получим его автоматизированное рабочее место. Распределение

этапов БИТ между сотрудниками является следствием распределения

функциональных обязанностей и полномочий (см. рис. 4).

Структура системы представляет собой характеристики устойчивых

связей и способов взаимодействия элементов системы, определяющих ее

целостность, строение и основы организации. Коммерческий банк, как и

все системы, имеет свою структуру, которая обычно представлена в виде

структуры управления. Структура управления представляет собой

систему передачи распоряжений от вышестоящих инстанций к

нижестоящим. От того, какая структура управления будет выбрана

руководством банка, зависит временной промежуток между принятием

решений на вышестоящем уровне и его исполнением на нижестоящем

уровне.

Этап 1 Этап 2 …. Этап i ….. Этап n1

Этап 1 Этап 2

…….

Этап 1 …. Этап i ….. Этап n

Этап 1 …. Этап k1

Этап 1 Этап 2 …. Этап i ….. Этап k2

………

БИТ 1

БИТ 2

БИТ N

ОИТ 1

ОИТ 2

ОИТ m

Этап 1 Этап 2 …… Этап km

Рис. 3. БИС - совокупность ИТ

10

Описание

правил БИТ

Должностные

инструкции

АРМ 1

АРМ 2

БИТ i Этап 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4

Рис. 4. Распределение БИТ между ЛПР и образование АРМ

Организационная структура любой организации (и коммерческого

банка, в частности) описывается в виде иерархии с определенным

количеством уровней, число которых зависит от размеров организации.

Примеры иерархии оргстурктуры:

Руководство – Департамент – Управление – Отдел, или

Руководство – Управление – Отдел

Рис. 5.

На рис.5 приводится примерная схема организационной структуры

крупного (по численности персонала) коммерческого банка. На этой

схеме представлена детализация до уровня управлений (подразумевается

дальнейшее выделение отделов в рамках каждого из управлений). В

таблице 1 дана расшифровка назначения каждого из приведенных на

рис. 6 подразделений.

Таблица 1.

Подразделения коммерческого банка

Подразделение Описание деятельности

Административное

управление

Организация делопроизводства

Канцелярия президента

Банка

Группа советников и помощников президента банка;

юридическая экспертиза вопросов, возникающих в процессе

деятельности подразделений

Управление делами Материально-техническое и транспортное обеспечение;

эксплуатация основных средств; экспедиция; организация

безопасности

Департамент

бухгалтерского учета,

отчетности и расчетов

Бухгалтерский учет банковских и хозяйственных операций,

формирование бухгалтерской и налоговой отчетности

Департамент клиентского

обслуживания

Организация работы отделений банка; работа с крупными

(VIP) клиентами; реклама банковских продуктов

Казначейство Организация и проведение операций на межбанковском

валютно-финансовом рынке и рынке ценных бумаг

Планово-экономический

департамент

Стратегическое планирование, анализ деятельности Банка;

маркетинг банковских продуктов

Управление банковских

технологий

Разработка новых банковских продуктов и технологий;

оформление проектных требований и документации

Департамент

информационных

технологий

Разработка и эксплуатация БИС, техническое

(вычислительное и телекоммуникационное) обеспечение

деятельности подразделений банка

Управление кредитных и

рыночных рисков

Управление кредитными и рыночными рисками банковских

операций; разработка и внедрение новых методов оценки и

оптимизации рисков

Управление по работе с

персоналом

Кадровый учет; подбор и развитие персонала

Управление

сопровождения банковских

операций

Сопровождение банковских операций, заключаемых

сотрудниками Казначейства и Департамента клиентского

обслуживания

Управление внутреннего

контроля

Внутренний аудит (финансовый, информационный)

деятельности подразделений Банка

Поскольку в различных банках используются различные виды и

комбинации обеспечивающих и функциональных ИТ, а также в них

реализованы самые разные виды организационных систем управления с

различным распределением функциональных обязанностей и

полномочий, можно говорить о том, что АРМ - понятие условное и в

соответствии с мероприятиями по реорганизации предприятия и

реинжинирингу бизнес-процессов. Мы можем говорить о том, что и

предметная технология, и функциональная ИТ являются бизнес

процессами, реализованными в разных средах.

В конечном счете, пользователь-экономист и пользователь-

управленец могут применять как отдельные ИТ, так и их совокупность,

объединенную в некоторый комплекс. Комплекс обеспечивающих и

функциональных информационных технологий, поддерживающих

выполнение целей управленческого работника (ЛПР), реализуется на

основе автоматизированных рабочих мест (АРМ). Назначение АРМ

заключается в информационной поддержке формирования и принятия

решений для достижения поставленных перед ЛПР целей.

С появлением ПЭВМ стало возможным установить их прямо на

рабочее место работника и оснастить новыми инструментальными

средствами, ориентированными на пользователя-непрограммиста.

Персональный компьютер, оснащенный совокупностью

профессионально ориентированных функциональных и

обеспечивающих информационных технологий и размещенный

непосредственно на рабочем месте, стали называть

автоматизированным рабочим местом, назначение которого

информационная поддержка принимаемых решений. Другими словами,

АРМ — некоторая часть ЭИС, обособленная в соответствии со

структурой управления объектом и существующей системой

распределения целей и оформленная в виде самостоятельного

программно-аппаратного комплекса.

Президент Банка

Канцелярия

Президента Банка

Административное

Вице-президенты Банка управление Управление делами

Департамент

бухгалтерского учета,

отчетности и расчетов

Департамент

клиентского

обслуживания

Казначейство Планово-эконо

мический

департамент

Расчетный

центр

Управление

банковских

технологий

Департамент

информационных

технологий

Управление

учета

банковских

операций

Управление

учета

хозяйственных

операций

Управление

операций на

межбанковском

рынке

Управление

ценных бумаг

Управление

сопровождения

банковских

операций

Отделения Банка

Управление

розничного

бизнеса

Управление

инвестиционного

бизнеса

Управление по работе

с государственными и

муниципальными

структурами

Управление

по работе с

персоналом

Управление

внутреннего

контроля

Управление

кредитных и

рыночных рисков

Управление

проектирвоания

Управление

эксплуатации БИС

Управление

технического

обеспечения

Рис. 6. Организационная структура коммерческого банка

На практике при разработке АРМ пользователи зачастую

предпочитают перепоручить определение своей информационной

потребности разработчикам, ссылаясь на недоступную компетентность в

области вычислительной техники и систем обработки экономической

информации. В результате, цели, определенные разработчиками, не

всегда совпадают с тем, что ожидают пользователи от автоматизации их

рабочих мест. Поэтому в процессе создания АРМ должен быть

реализован принцип постоянного творческого контакта разработчиков

АРМ и их потенциальных пользователей, то есть процесс выявления,

анализа и обеспечения информационных потребностей при создании

АРМ должен быть, как правило, интерактивным. При таком подходе

требования к АРМ, характеризующие информационную потребность

пользователя, формируются и уточняются параллельно с созданием

системы.

Автоматизированное рабочее место содержит в себе целиком

функциональную информационную технологию или ее часть. Какая

именно часть ФИТ закрепляется за тем или иным АРМ определяется,

прежде всего, декомпозицией целей в структуре управления объектом.

Такое распределение ФИТ на АРМ не должно нарушать требований

самой предметной технологии. Наложение ФИТ на управленческую

структуру позволяет создать распределенную систему решения

предметных задач. Распределенность между компьютерами участников

ФИТ может касаться либо хранимых данных, либо процессов обработки

этих данных.

Система поддержки принятия решения предполагает активное

диалоговое взаимодействие пользователя с ЭИС с учетом образования,

специфики, стиля и опыта работы пользователя.

Обычно различают три фазы принятия решения:

• интеллектуальную — исследование среды, в которой будет

приниматься решение;

• дизайн — разработка и оценка возможных альтернатив действий;

• выбор — принятие решения, т.е. выбор одной альтернативы.

Поддержка принятия решения носит всегда целевой характер и

может отражаться в виде:

• совокупности сведений, которые позволяют оценить

пользователю сложившуюся ситуацию и выработать решения;

• подготовки возможных решений, одно из которых будет принято

управленческим работником;

• оценки изменения состояния объекта управления при принятии

того или иного решения, т.е. ответа на вопрос: “Что будет, если?".

Следует оговориться, что в большинстве случаев в АРМ

реализована лишь первая возможность — подготовка информации для

анализа ситуации, на основе которой сотрудник мог бы осуществить

такой анализ и далее выработать управленческое решение.

Будем рассматривать состав модулей системы, разбив их на две

группы:

• OLTP (On-Line Transaction Processing) — модули создания и

оперативной обработки информации;

• OLAP (On-Line Analytic Processing») — модули подготовки

отчетности и проведения анализа.

Функциональные возможности системы реализуются на основе

алгоритмов формирования и переработки информации и процедур

использования информационной базы (ИБ) для подготовки отчетов и

логически проведение анализа ИБ может быть организовано одинаково

и для OLTP-, и для OLAP-приложений. Но фактически это разные базы

данных, поскольку требования этих приложений к информационной

базе противоположны. Основой информационной базы являются:

• учетные показатели и правила учета, выступающие в качестве

управляющей информации для OLTP-системы, а та, в свою очередь,

обеспечивает расчет состояния учетных показателей (например,

лицевых счетов, символов кассы и т.д.) в момент обработки первичных

документов;

• расчетные показатели и правила расчета, используемые для

подготовки отчетов исключительно в составе OLAP-системы.

OLTP приложения являются источниками информации для

информационной базы и дальнейшего анализа показателей в OLAP

системе.

Все отчеты, формируемые в модулях OLAP-системы, используют

информацию, которая находится в информационной базе учетных и

расчетных показателей.

Подготовка решений без прямого участия сотрудника возможна

лишь в АРМ интеллектуальной советующей системы (ИСС), которая

призвана отвечать на вопрос: “Как сделать, чтобы?”. ИСС — система,

предназначенная для воссоздания опыта и знаний профессионалов

высокого уровня и использования этих знаний в процессе управления.

Такие системы разрабатываются для эксплуатации в узких областях

применения, поскольку их использование требует больших

компьютерных ресурсов для обработки и хранения знаний. В основе

построения экспертных систем лежит база знаний, которая основывается

на моделях представления знаний. В виду больших финансовых и

временных затрат в российских ЭИС ИСС не имеют большого

распространения.

ЭИС, поддерживающая процесс принятия решения

управленческими сотрудниками, должна быть построена таким образом,

чтобы поддерживать реализацию целей, стоящих перед ними. Одной из

наиболее распространенных форм организации ЭИС является система

взаимосвязанных и взаимодействующих автоматизированных рабочих

мест.

Если в качестве критерия взять организационную структуру

управления, то можно условно выделить АРМ руководителя, АРМ

управленческого работника среднего и оперативного уровней. В

соответствии с принципами избирательного распределения информации

эти лица нуждаются в совершенно разной информационной поддержке.

Руководителю требуется обобщенная, достоверная и полная

информация, позволяющая принимать правильные решения. Ему нужны

средства анализа и планирования различных сфер деятельности

предприятия. К этим средствам относятся экономико-математические,

статистические методы; методы моделирования, анализа различных

сфер деятельности предприятия, прогнозирования. Из обеспечивающих

технологий необходимы: табличные, графические, текстовые

процессоры, электронная почта, СУБД.

АРМ управляющих работников среднего и оперативного уровней

используется для принятия решений и реализации профессиональной

деятельности в конкретной предметной области: АРМ кладовщиков,

операционистов, банковских работников, работников страховых

компаний и т.д. По каждому такому направлению можно определить

составные АРМ. Например, АРМ бухгалтера ориентирован на все

участки бухгалтерского учета, но могут быть выделены отдельные АРМ

учета труда и заработной платы, учета основных средств и т.д., что

зависит от применяемых в данной сфере предметных технологий,

разделения целей и функций между управленческими работниками.

На номенклатуру АРМ и совокупность включаемых в них ИТ

влияют структура управления, сложившаяся в учреждении, технологии

предметных областей, распределение обязанностей и целей между

сотрудниками. Другими словами, номенклатура АРМ — функция от

управленческой структуры учреждения, содержание АРМ — функция

реализуемых целей ЛПР. Оказывает ли решающее воздействие

технология предметной области на структуру АРМ? Для ответа на этот

вопрос нужно классифицировать АРМ по признаку включения или не

включения в них в явном или неявном виде предметных технологий. В

большинство программных средств, поддерживающих принятие

решений в той или иной области, такие технологии включены. Это

неизбежно делает программный продукт менее гибким, требует от него

более глубокой параметризации для того, чтобы он мог быть

адаптирован без перепрограммирования и, таким образом, продан как

можно большему числу клиентов.

Некоторым, сомнительным на наш взгляд, преимуществом

жесткого включения функциональных и обеспечивающих технологий в

программный продукт является возможность использования

специалиста по предметной области невысокой квалификации,

поскольку действия пользователя носят здесь декларативный, а не

процедурный характер. Таким образом, глубокого знания предметных

технологий от него не требуется, их заложил в АРМ разработчик.

Однако в других продуктах предметные технологии

классифицируются по признаку типизации, унифицированности для

данного класса задач и включаются в тело ЭИС в виде некоторой

библиотеки, элементы которой могут быть сделаны доступными или

недоступными для различных пользователей. В этом случае элементы

начинают носить процедурный характер, так как пользователь должен

сам знать, в какой момент, какая ИТ должна быть использована.