6.6. Межбанковские расчеты через РКЦ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20   23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 

Универсальной технологией межбанковских брутто-рассчетов

является технология их осуществления через расчетный центр.

Организация межбанковских расчетов в коммерческом банке

представляет собой сложный процесс. В силу ряда причин качество и

скорость расчетов во многом зависит от территориального

местонахождения банка. В Российской Федерации чрезвычайно не

однородно техническое оснащение учреждений Центрального Банка,

которые обслуживают значительную долю межбанковских платежей. В

ряде регионов существуют внутренние расчетные системы, в

большинстве случаев обеспечивающие потребности данного региона в

расчетах.

Межбанковские расчеты подразумевают работу кредитной

организации в соответствии с одной из двух общепринятых технологий

учета межбанковских операций: в режиме схождения или расхождения

корреспондентского счета. В случае, если банк работает в режиме

схождения корреспондентских счетов, информация об остатках на

корреспондентском счете в банке сверяется с данными об остатке на

корреспондентском счете банка в Расчетно-Кассовом Центре или банке–

корреспонденте и, таким образом, достигается равенство или схождение

остатков на корреспондентских счетах. На практике это означает, что

проводка в баланс отправленных в Расчетно-Кассовый Центр

документов осуществляется банком только после того, как они будут

подтверждены. В результате, это приводит к увеличению времени

расчетов, но, в то же время, способствует повышению надежности

осуществления платежей.

Технология работы в режиме расхождения корреспондентских

счетов предполагает проводку документов в баланс по мере их

регистрации. Сверка остатков на корреспондентских счетах в банке и в

РКЦ происходит уже после проводки документов.

С точки зрения межбанковских расчетов понятие операционного

дня банка понимается несколько иначе. Это связано с тем, что каждый

операционный день в банке должен быть завершен, что подразумевает

проводку в баланс всех, не проведенных документов этого дня или их

перенос в следующий операционный день. Завершение операционного

дня также предполагает оформление обязательной ежедневной

бухгалтерской отчетности: баланс банка, бухгалтерский журнал,

кассовый журнал и т.д. В каждом банке могут быть реализованы

различные схемы работы: в одном или в нескольких операционных днях.

Рассмотрим подробнее наиболее часто встречающиеся.

Работа в одном операционном дне в режиме схождения корсчетов

представляется наиболее предпочтительной. Подобная технология

применяется, как правило, банками использующими электронный обмен

документами. В этом случае банк получает выписку и межбанковские документы в виде файлов данных. Примерной схемой организации

работы банка в соответствии с данной технологией может служить

следующая:

09.30-16.00 Открытие операционного дня. Ввод и регистрация

документов.

16.00-17.00 Отправка документов в РКЦ.

24.00-09.30 Получение ответных документов из РКЦ и выписки

по операциям. Проводка документов в

операционном дне. Подготовка отчетности.

В Москве и Московской области по приведенной схеме работает

большинство банков.

Обмен информацией с РКЦ осуществляется с различной

периодичностью, в зависимости от региона, несколько раз во второй

половине дня (многосеансовый обмен) или один раз в установленное

время. Прием документов и выполнение операций по завершению

операционного дня осуществляются обычно в автоматическом режиме

ночью или утром до начала нового операционного дня. Документы,

проведенные через корреспондентский счет банка в РКЦ ночью

(платежи на банк), автоматически зачисляются на счета невыясненных

сумм для списания в последующие операционные дни. Таким образом,

обеспечивается схождение сумм на корсчетах в банке и в РКЦ.

Списание документов со счетов невыясненных сумм выполняется на

основании полученных бумажных подтверждений операций.

Такая технология работы позволяет банку оперативно

информировать клиентов о состоянии их расчетных счетов. Каждый

клиент утром получает выписку, где отражены все операции,

совершенные клиентом накануне, и все суммы, зачисленные на его счет

ночью.

Работа в двух операционных днях в режиме схождения корсчетов,

также как и вышеописанная технология, возможна только в случае

участия банка в электронном обмене с РКЦ. В течение первой половины

дня банк обрабатывает дебетовую (по отношению к банку) часть

выписки за вчерашний день и параллельно регистрирует кредитовые и

текущие документы. Таким образом, клиент узнает о зачислении средств

на его счет на следующий день после их прохождения через РКЦ. С той

же задержкой клиент получает информацию о списании средств со

счета. Несмотря на временные задержки, эта схема имеет очевидное

преимущество простоты контроля за схождением корсчетов.

Работа в одном операционном дне в режиме расхождения корсчетов

используется в том случае, когда РКЦ проводит поступающие вечером

документы ночью. В соответствии с этой технологией работает

большинство не московских банков. С учетом особенностей программного функционирования РКЦ работу в режиме расхождения

корсчетов можно реализовать и в двух операционных днях.

Отличительная черта этого способа состоит в том, что документы

проводятся в баланс банка без подтверждения РКЦ. Квитовка

(подтверждение документов) выполняется «задним числом», в закрытом

операционном дне. Этот способ обеспечивает приемлемое решение

проблемы оперативности информирования клиентов и быстроты

расчетов. В выписке по расчетному счету платежи клиента отражаются

тем же днем, каким они проходят через корсчет в РКЦ, а зачисленные на

расчетный счет средства отражаются в выписке на следующий

операционный день по отношению к дате их прохождения через корсчет

банка в РКЦ. Эту технологию работы отличает более сложная по

сравнению с первыми двумя процедура контроля корсчета. Ее

недостаток состоит в возможности проводки в баланс не

подтвержденных в РКЦ документов и, как следствие, необходимости

выяснения причины такой ситуации, бухгалтерского исправления

ошибочных проводок. Тем не менее, этот недостаток можно отнести к

разряду потенциальных, поскольку на практике случаи не

подтверждения платежей весьма редки.

Схема работы в двух операционных днях в режиме расхождения

корсчетов применяется, главным образом, банками, не

поддерживающими электронный способ обмена информацией с РКЦ.

Документы клиентов обрабатываются и проводятся по балансу банка в

день их поступления, а утром следующего дня попадают с курьером в

РКЦ. Здесь операторы регистрируют их в операционном дне, и ночью

документы проводятся по балансу РКЦ. В результате, информация о

прохождении документа через РКЦ поступает в банк плательщика через

два дня после того, как клиент принес поручение в банк. В выписке,

подготавливаемой банком для своих клиентов, данные о списаниях со

счета клиента проходят тем же днем, каким они проведены по балансу

банка, а зачисления отражаются следующим днем относительно даты

проводки документов через баланс РКЦ.

Организация расчетов через Межрегиональный центр

информатизации при Банке России (МЦИ) выделена в отдельный тип

расчетов по той причине, что этот тип является прообразом

планируемой организации электронных расчетов в режиме реального

времени.

На данном этапе все расчеты в электронной форме, проводимые в

Московском регионе осуществляются через МЦИ. Сам

корреспондентский счет при этом открывается в одном из РКЦ, МЦИ

берет на себя только проведение электронных платежей.

Под организацией расчетов в режиме on-line на данном этапе

подразумевается организация многорейсовой обработки платежей.

Под многорейсовой обработкой платежей понимается проведение

нескольких рейсов приема, обработки и исполнения пакетов электронных документов в течение рабочего дня, результатом которых

является безотзывный перевод средств по счетам участников расчетов в

рамках данной системы.

При этом вводится следующая классификация электронных

документов, принятая Банком России:

- полноформатные электронные платежные документы (ЭПД);

- электронные документы, содержащие часть реквизитов платежных

документов на бумажном носителе (условно именуемые электронными

документами сокращенного формата - ЭДСФ или короткоформатными

документами);

- электронные служебно-информационные документы (ЭСИД).

Платежные документы, отправленные в одном рейсе составляют

реестр платежей, который подписывается электронной цифровой

подписью.

Перевод средств с использованием ЭПД не требует сопровождения

платежными документами на бумажных носителях, оформленными в

установленном порядке.

Перевод средств с использованием ЭДСФ должен сопровождаться

обменом платежными документами.

ЭДСФ должен содержать следующие обязательные реквизиты

платежа:

- номер платежного документа;

- дата платежного документа;

- номер лицевого счета плательщика;

- ИНН плательщика;

- БИК кредитной организации плательщика;

- номер корреспондентского счета кредитной организации

плательщика;

- код группы очередности платежа;

- сумма платежа;

- номер лицевого счета получателя платежа;

- ИНН получателя;

- БИК - кредитной организации получателя платежа;

- номер корреспондентского счета кредитной организации -

получателя;

- срок платежа;

- вид платежа;

- дата приема платежного документа от клиента.

ЭПД содержит все обязательные реквизиты ЭДСФ, а также

следующие реквизиты:

- наименование плательщика;

- наименование получателя;

- назначение платежа.

Следует отметить, что все платежи, направляемые за пределы

Московского региона должны быть полноформатными. Для платежей

внутри региона Банков России устанавливается сумма, при превышении

которой платеж должен быть отправлен полноформатным электронным

документом. При чем наблюдается тенденция в уменьшении этой

границы и переходу на обмен только полноформатными документами.

Реестр проведенных платежей, формируемый МЦИ содержит

следующие разделы:

а) входящий остаток на корреспондентском, расчетном (текущем)

счете участника расчетов на начало рейса;

б) платежи, зачисленные:

- на корреспондентский счет кредитной организации;

- на лицевые счета учреждения Банка России и расчетные (текущие)

счета клиентов учреждения Банка России.

в) платежи, списанные:

- с корреспондентского счета кредитной организации на основании

реестров направленных платежей кредитной организации, а также на

основании реестров, направленных платежей учреждения Банка России;

- со счетов учреждения Банка России и его клиентов на основании

реестров, направленных платежей учреждения Банка России.

г) исходящий остаток по корреспондентскому, расчетному

(текущему) счету участника расчетов на момент окончания обработки

рейса.

В реестре проведенных платежей в виде справочно-учетной

информации также содержатся следующие разделы:

д) задержанные платежи по причине недостаточности или

отсутствия средств на корреспондентском, расчетном (текущем) счете

участника расчетов;

е) перечень платежей, не принятых к проводу в рейсе с указанием

причин;

ж) суммы предоставленных кредитов Банком России, а также

суммы кредитов Банка России, перенесенных на счета по учету

просроченной ссудной задолженности по просроченному основному

долгу и просроченных процентов по причине недостаточности или

отсутствия средств на корреспондентском счете банка – должника;

з) суммы размещенных в Банке России депозитов, а также суммы

возвращенных Банком России депозитов и уплаченных по ним

процентов.

Наряду с обязательными реквизитами реестр проведенных

платежей может содержать дополнительные реквизиты.

Рейсы, отправляемые кредитными организациями, делятся на

основные и заключительные.

При этом следует придерживаться следующего порядка отправки

электронных документов:

В любом рейсе можно отправлять:

- платежи в обязательные резервы / погашение недовзноса в

обязательные резервы;

- платежи по перечислению Банку России штрафов за нарушение

порядка резервирования;

- платежи по перечислению Банку России штрафов за неисполнение

(ненадлежащее исполнение) обязательств по депозитной сделке;

- платежи на погашение кредитов Банка России и уплату процентов

по ним;

- платежи для размещения средств в Банке России на депозитных

счетах.

Во всех рейсах, кроме окончательного:

- платежи по собственным операциям и на основании платежных

документов клиентов.

От участников расчетов в окончательном рейсе принимаются к

проводу реестры направленных платежей, содержащие только платежи:

по перечислению средств в обязательные резервы/недовзноса в

обязательные резервы, платежи на погашение задолженности по

кредитам Банка России и уплату процентов по ним, платежи для

размещения средств на депозитных счетах в Банке России, по

межбанковским сделкам, в том числе по межбанковским кредитам,

купли - продажи иностранной валюты, ценных бумаг, а также платежи

для обеспечения и по результатам торгов на ОРЦБ и ММВБ; платежи,

обеспечивающие завершение расчетов по клирингу; перевод средств на

подкрепление кассы; операции по заключительным оборотам кассы и

перечислению средств из оборотной кассы в резервные фонды, а также

платежи за расчетные услуги Банку России, подкрепление собственных

корреспондентских счетов в кредитных организациях - корреспондентах

В окончательном рейсе принимаются к проводу платежи,

задержанные в предыдущих рейсах по причине недостаточности или

отсутствия средств на корреспондентском, расчетом (текущем) счете

участника расчетов.

Кредитные организации за предоставленное им особым указанием

Банка России (в исключительных случаях) право передачи в

окончательном рейсе реестров направленных платежей, содержащих

платежи клиентов, выплачивают Банку России комиссионное

вознаграждение в размере 0,5% от общей суммы клиентских платежей,

проведенных в окончательном рейсе.

Для того кредитная организация включает в реестр направленных

платежей, формируемый для передачи в окончательном рейсе, наряду с

клиентскими платежами собственный платеж на сумму комиссионного

вознаграждения Банка России. При этом указанный платеж должен быть

включен в реестр направленных платежей перед клиентскими

платежами.

Клиринг

Нетто-расчеты также как и брутто расчеты могут осуществляться:

- в рамках многофилиального банка, когда выполнение

взаимозачета берет на себя главный офис;

- в виде межбанковских расчетов, для которых используется либо

через счета ЛОРО и НОСТРО, либо специально создаваемые

клиринговые учреждения.

Клиринг построен на взаимозачете встречных требований и

обязательств. Этот процесс может носить характер межбанковского

клиринга, клиринга валютного и клиринга товарного.

В ходе межбанковского клиринга обеспечивается рациональный

платежный оборот, при этом гарантии платежей увеличиваются, риски

минимизируются, а операционные расходы банка сокращаются.

В зависимости от географии межбанковский клиринг делится на

региональный - между банками какого-либо региона не обязательно

административного (либо между банками определенной банковской

группы) и внутрибанковский - между филиалами одного банка, а также

общегосударственный (национальный) - в пределах всей страны,

глобальный клиринг коммерческих банков и межгосударственный

клиринг.

При внутрибанковском клиринге расчеты между отделениями

(филиалами) осуществляются через клиринговый отдел головной

конторы банка.

Для автоматизации этого процесса используются ИТ типа

transaction processing system, например "машина проводок".

Обеспечивается в рамках клиринговой системы защищенность

банковской информации и безопасность платежей на основе

минимизации используемой информации пи применения финансовых

инструментов.

Постепенно клиринговые системы, как финансовые учреждения

расширяют спектр услуг от обычного взаимозачета в направлении услуг

финансовых.

Межбанковский клиринг представляет собой систему регулярных

безналичных расчетов между банками, основанную на зачете взаимных

денежных требований и обязательств юридических лиц за товары,

ценные бумаги и оказанные услуги.

Межбанковский клиринг используется во всех странах с развитой

банковской инфраструктурой и представляет собой систему

безналичных расчетов между банками, осуществляемых через единые расчетные центры. При этом оперативность клиринга в связи с

повсеместным использованием для его реализации ИТ, зависит от

развитости электронных инфраструктур: глобальных и локальных

вычислительных сетей; развитости системы автоматизированных

расчетных центров.

Внутрибанковский Межбанковский клиринг

Региональный

Межгосударственный

Общегосударственный

(национальный)

Национальные Центральный банк

расчетные системы

Региональные

клиринговые центры

Клиринг

Рис 12. Виды клиринга

Клиринговые расчеты в том виде, в каком это понятие существует

сейчас, возникли относительно недавно. Это стало возможным

благодаря развитию новых информационных технологий и активному

их внедрению в банковскую деятельность. Идея клиринга, как

ликвидации взаимных требований группы организаций путем их

взаимозачета, возникла очень давно. Клиринг представляет собой

эффективную технологию организации расчетов в хозяйственной

деятельности даже в случае, когда доля встречных требований

относительно не велика. Организация эффективной работы клиринговой

расчетной системы даже с небольшим числом участников расчетов

ручным способом – практически невыполнимая задача. В банковской

сфере, учитывая огромное количество клиентов, участвующих в

расчетах, применение клиринговых расчетов стало возможным только с

широким внедрением информационных технологий.

Клиринг как система безналичных расчетов, основанная на зачете

взаимных требований и обязательств, проводится в соответствии с

требованиями, установленными Положением о безналичных расчетах в

Российской Федерации. Клиринг может осуществляться как через банки,

так и через специально созданные для этого дома, расчетные палаты или

клиринговые центры. Право на осуществление клиринговой

деятельности предоставляется специальной лицензией, выдаваемой

Центральным Банком Российской Федерации. Указанная лицензия

предоставляет право на проведение клиринга, а также на ограниченное

число банковских операций, поддерживающих его выполнение.

Клиринговые операции получили достаточно широкое

распространение. Можно выделить два типа клиринговых расчетов:

хозяйственный клиринг и банковский клиринг. Хозяйственный клиринг

подразумевает осуществление взаиморасчетов между конкретными

организациями, субъектами хозяйствования, посредством использования

собственных схем зачета на основе тех или иных платежных

инструментов и институтов. Банковский клиринг представляет собой

разработанные банком или банками, иногда с участием Центрального

Банка, схемы оптимизации расчетов. Хозяйственный клиринг строится,

как правило, на основе использования квазиденежных инструментов,

например, таких как разнообразные формы векселей. Банковский же

клиринг как система безналичных расчетов основан на денежных

платежных инструментах и осуществляется специально

лицензированными финансовыми институтами, клиринговыми

учреждениями.

С формой клиринговых расчетов тесно связаны еще два понятия.

Клиринг разделяют на простой или встречный и сложный клиринг.

Простой клиринг (расчет по сальдо) представляет зачет взаимных

встречных обязательств участников расчета, направленных друг на

друга. Сложный клиринг является формой взаимозачетов среди

организаций, не имеющих прямых встречных требований друг к другу.

Деятельность клиринговой организации направлена на достижение

следующих целей:

− ускорение расчетов между банками и кредитными

организациями, что достигается, как правило, использованием

электронных телекоммуникационных систем связи и современных

информационных технологий;

− оптимизация расчетов между банками и кредитными

организациями. Это подразумевает разработку и построение схем

оптимизации безналичных расчетов на основе экономических схем и

экономико-математических моделей;

− повышение качества и надежности расчетов за счет разработки

альтернативных схем расчетов, использования криптографических

механизмов, электронной подписи, систем электронной идентификации;

− развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов,

таких как: аккредитивы, чеки, кредитные карты и др.;

− рациональное использование временно свободных ресурсов

банков;

− внедрение современных технологий, стандартов и протоколов

электронного обмена.

Реализация перечисленных целей подразумевает использование

современного программно-технологического обеспечения, аппаратных и

программных средств защиты и шифрации данных. Для обеспечения

комплексной многоуровневой защиты данных от несанкционированного

доступа и использования на этапах обработки, хранения, передачи

следует использовать средства защиты данных, сертифицированные

ФАПСИ. Особенное внимание в таких системах должно уделяться

контролю достоверности данных.

В общем случае под клиринговой системой понимают совокупность

клиринговых организаций, функционирующих в рамках единой

нормативно–правовой базы и в составе единой организационной

структуры.

Организационная структура клиринговой системы может строиться

на основе любых форм собственности и определяться

соответствующими нормативно–правовыми актами. Согласно

«Временному положению о клиринговом учреждении» учредителями

такой организации могут быть коммерческие банки, Центральный Банк

Российской Федерации и его учредители, другие юридические и

физические лица, за исключением общественно–политических

организаций.

Перечень операций, осуществляемых клиринговым центром,

достаточно широк и состоит из двух классов: операции,

обеспечивающие выполнение клиринга или способствующие

осуществлению клиринговых взаиморасчетов, и сопутствующие

банковские операции, поддерживающие выполнение клиринга и

разрешенные для клиринговых учреждений.

К первому классу операций можно отнести следующие:

− открытие и ведение счетов клиентов клирингового учреждения

по внутренним и внешним операциям;

− прием платежных документов от клиентов клирингового

учреждения в электронном виде по каналам связи;

− первичная обработка поступивших документов клиентов, их

идентификация, дешифрация;

− проверка правильности оформления платежных документов;

− контроль наличия остатка средств на счете банка–плательщика

для выполнения окончательных расчетов, прогнозирование остатков по

корреспондентским счетам клиентов;

− обработка принятых и проверенных расчетных документов

клиентов, сортировка первичных документов;

− формирование по итогу взаиморасчета результирующих

документов;

− осуществление проводок расчетных документов по счетам

клирингового учреждения с зачетом взаимных платежей и

формированием сводных авизо;

− переоценка остатков валютных счетов;

− подготовка клиентам выписок по счетам и других отчетов в

соответствии с регламентом обслуживания клиентов;

− подведение баланса по окончании операционного дня;

− передача отчетных форм в Центральный Банк в установленной

форме, порядке и сроки.

Перечисленные операции осуществляются в соответствии с

внутренними регламентирующими документами клирингового

учреждения и согласно требованиям Центрального Банка РФ к

форматам передачи данных, методам и средствам защиты информации,

шифрованию, электронной подписи и т.д.

Следующий класс операций клиринговая организация может

проводить только при наличии специальной лицензии:

− привлечение вкладов (депозитов);

− краткосрочное кредитование;

− оказание брокерских услуг;

− консультационная деятельность;

− осуществление лизинговых операций;

− приобретение права требования по поставке товаров и оказанию

услуг, принятие рисков исполнения таких требований и их

инкассирования (форфейтинг);

− осуществление факторинговых операций, с контролем за

движением товаров.

На практике используются две модели клиринга.

Первая представляет собой чистый клиринг, без предварительного

депонирования средств участников расчетов в учреждении,

осуществляющем взаимозачет. Чистый клиринг основан на следующей

технологии:

Каждому участнику расчетов открывается транзитный счет–

позиция, записи по которому не отражают реального движения

ресурсов, а несут счетный характер. Все документы, поступающие от

участника на его счет–позицию, после процедуры идентификации

владельца счета зачисляются на этот счет. Документы от участников

поступают по каналам связи в компьютерную систему клирингового

центра всю первую половину дня. Первичные документы

регистрируются и отражаются по дебету счета плательщика и кредиту

счета получателя. После окончания приема документов осуществляется

расчет сальдо счета каждого участника взаимозачета. Затем по

результатам клиринга составляется оборотно–сальдовая ведомость,

которая передается в территориальное учреждение Центрального Банка.

Ведомость содержит обороты по счетам каждого участника и значение

сальдо его позиции. Центральный Банк списывает дебетовые сальдо со

счетов банков-участников и зачисляет их на корреспондентский счет

клирингового учреждения. Со своего корреспондентского счета

клиринговое учреждение осуществляет платежи банкам, имеющим

положительный результат зачета, то есть кредитовое сальдо.

Технология осуществления клиринга по второй модели - с

предварительным депонированием средств на корреспондентских счетах

в клиринговом центре, - является более сложной. Клиринг

осуществляется только в пределах средств на счетах участников.

Порядок проведения взаимозачета по этой модели не допускает даже

кратковременного дебетового сальдо по счетам участников расчетов. В

результате клиринговая организация заведомо снижает эффективность

расчетов.

С точки зрения клирингового центра основной технологической

проблемой второй модели является способ ликвидации дебетовых

сальдо участников, на счетах которых они все же возникли в результате

взаимозачета. Возможны несколько решений:

− во–первых, сформированное сальдо можно предъявить к оплате

в территориальное учреждение Центрального Банка;

− во–вторых, в клиринговом центре может создаваться резервный

фонд за счет средств учредителей, являющихся, как правило, наиболее

активными участниками расчетов. Резервный фонд используется для

погашения дебетового сальдо участников, которое он не в состоянии

оплатить;

− в–третьих, при невозможности оплаты дебетового сальдо хотя

бы одним участником взаимозачета может производиться полный

пересчет позиций участников, восстанавливающий платежи и

обязательства.

С практической точки зрения наиболее приемлемым является

формирование резервного фонда. Это позволяет снизить риски,

связанные с невозможностью осуществления всех платежей при не

урегулировании одного платежа (эффект домино).

Рассмотрим пример, иллюстрирующий проведение клирингового

зачета. Выберем наиболее простую модель клиринга – без

предварительного депонирования средств и создания резервного фонда.

Предположим, что в течение операционного дня клиринговое

учреждение приняло поручения от четырех банков на следующие

операции, в тыс. руб.:

Таблица 6.

I-ый банк II-ой банк III-ий

банк

IV-ый

банк

Итого

I- ый банк - 50 150 50 250

II-ой банк 500 - 150 - 650

III-ий

банк

- - - 350 350

IV-ый

банк

300 400 50 - 750

Итого 800 450 350 400 2000

В соответствии с приведенной таблицей: первый банк перечислил

второму банку 50 тыс. руб., третьему банку - 150 тыс. руб., четвертому

банку – 50 тыс. руб.; второй банк перечислил первому банку 500 тыс.

руб., третьему банку – 150 тыс. руб.; третий банк передал распоряжение

на перечисление четвертому банку 350 тыс. руб.; четвертый банк

перечисляет первому банку 300 тыс. руб., второму банку 400 тыс. руб. и

третьему банку – 50 тыс. руб.

Далее клиринговый центр производит расчет оборотов по счетам–

позициям участников. На основании полученных данных строится

оборотно–сальдовая ведомость.

Таблица 7.

Оборотно–сальдовая ведомость

за операционный день __ 200 _ года

Наименования банков и

номера их счетов

По данным клирингового центра

Обороты по лицевым

счетам

Сальдо зачета

Дебет Кредит Дебет Кредит

I-ый банк 250 800 - 550

II-ой банк 650 450 200 -

III-ий банк 350 350 - -

IV-ый банк 750 400 350 -

Итого 2000 2000 550 550

На основании оборотно - сальдовой ведомости с

корреспондентского счета клирингового центра производятся платежи

участникам с положительным сальдо зачета. В рассматриваемом

примере - это первый банк. Средства участников с отрицательным

сальдо зачета списываются с их корреспондентских счетов и

перечисляются на счет клирингового учреждения.

ИТ и расчетный центр

Совершенствование систем обработки и передачи транзакций

играет большую роль в бизнесе банков. Системы оплаты реального

времени внедряются банками везде, где требуется оперативность

платежа, где есть необходимость уменьшения рисков или повышения

качества и надежности обслуживания клиентов. Причины использование

ИТ очевидны. Помимо стремления к сокращению рисков, главная цель -

это создание конкурентных преимуществ в области качества

банковского обслуживания и одновременное сокращение затрат. Однако

следует отдавать себе отчет в том, что внедрение ИТ в любой сфере,

действительно создавая конкурентные преимущества (оперативность,

точность, индивидуализация обслуживания получение прямой и

косвенной эффективности (то есть снижение издержек)); одновременно

повышают риски в работе организации. Это и финансовые, и

организационные риски, обусловленные рисками технологическими.

Поскольку банки и их клиенты сейчас все шире используют

электронные банковские системы и услуги, они все больше зависят от

этих систем и потому больше склоняются к надежным защищенным и

отказоустойчивым системам.

Электронные системы межбанковских взаимодействий делятся на

два вида: системы пересылки банковских сообщений и системы

межбанковских расчетов. Различие между ними заключается в том, что в

рамках первых осуществляется только оперативная пересылка и

хранение межбанковских документов, а урегулирование платежей

предоставлено банкам-участникам, функции же вторых непосредственно

связаны с выполнением взаимных требований и обязательств

участников. Современный расчетный центр должен обеспечивать оба

вида взаимодействий. Построение современного расчетного центра

предусматривает организацию технического, программного,

информационного и других видов обеспечения. При этом расчетный

центр в идеале должен поддерживает как операции электронного

перевода средств, так и клиринговые операции. При этом необходимо

обеспечивать оперативность, достоверность и безопасность расчетов.

Поэтому участники электронных расчетов должны создать такую

систему обмена финансовой информацией, в которой будут

использованы соглашения по стандартизации, как транспортной

системы, так и по обработке финансовых транзакций. Необходимы

соглашения о признании электронного документа, и алгоритма

электронной подписи, которые в России регламентируются недавно

принятым законом. Что касается протоколов коммуникации (от

электронного уровня до прикладного).

Выработка соглашения должна опираться на международные

стандарты электронного обмена данными (EDI) или язык разметки

External Marbup Language (XML).

Внедрение систем, обеспечивающих технологии EFT в

межбанковские расчеты основано на использовании коммуникационных

(транспортных) сред и информационных систем как в КБ так и в

расчетном центре (РЦ).

Коммуникационная сеть обеспечивает функцию транспорта

сообщений и может быть организована по онлайновой или офлайновой

схемам взаимодействия.

КЛИЕНТ А

Финансовые

документы

КБ А

1.РЦ

КБ Б

КЛИЕНТ Б

создание,

хранение,

корректировка

отправка

Рис. 13

Наиболее распространенной транспортной средой взаимодействия

коммерческого банка с РЦ являются телекоммуникационные сети

передачи данных по стандарту Х.25 (и Х.75). Широко используется

технология офлайновой передачи транзакций - электронная почта

стандарты Х.400 и Х.500.

Стандартизация взаимодействий на прикладном уровне

предполагает создание единого языка финансовых транзакций. Для

этого необходимо рассматривать эти взаимодействия на трех уровнях:

- морфологическом – для анализа смысла составляющих концепцию

понятий;

- синтаксическом – для раскрытия ведущего замысла концепции

путем анализа оправданных (важных) сочетаний понятий;

- семантическом – для раскрытия содержательной стороны

взаимосвязей понятий.

Определение финансовых терминов и их эффективных сочетаний,

исключающее их двойственное толкование, проблема непростая. Мы

знаем, что, поэтому составление тезауруса требует значительных

усилий.

Информационная система расчетного центра состоит из:

- Подсистемы электронного документооборота в центре и

обеспечения взаимодействия сотрудников РЦ, а также их

взаимодействия с ответственными исполнителями в коммерческих

банках и модулей;

- "Операционный день", который и выполняет функцию

межбанковских расчетов;

- "Хранилище информации";

- криптозащиты и идентификации отправителя;

- администрирования;

- электронной почты, обеспечивающий построение платежных

документов и рассылку информационных сообщений КБ.

Для структуры сообщений должен быть выработан единый стандарт

("конверт"). Сообщения также должны быть классифицированы по

видам и типам сообщений. Каждый тип сообщения должен быть

структурирован по полям, выработаны их типы и разделители.

Транспортная среда для передачи финансовых документов

представляет собой коммутируемые или выделенные телефонные линии

связи для подключения автоматизированных рабочих мест расчетной

системы. Основное назначение транспортной среды - обеспечение связи

региональных расчетных центров между собой на территории России и

стран-членов СНГ. Транспортная среда призвана также обеспечивать

адресацию сообщений для клиентов системы.

В зависимости от условий работы банковская информация может

передаваться в режиме реального времени или в пакетном режиме.

Первым обычно реализуется пакетный вариант передачи информации,

при котором в отведенное по расписанию время в банк-адресат

передается одно или группа сообщений. Каждое сообщение (транзакция)

содержит данные одного банковского документа (помимо этого

сообщение содержит адресные данные, пароли, время передачи

информации и ряд других служебных данных).

Как видно из рисунка Схема взаимодействия участников

предполагает наличие АРМ на предприятиях - клиентах в КБ и РЦ,

которые объединяет транспортная система. Последняя включает линии

связи, узлы коммуникации (для соединения АРМ с центрами

коммуникаций) прием, хранение и передачу транзакций.

Информация с автоматизированных рабочих мест поступает в

коммутационный центр, предназначенный для управления

информационными потоками между автоматизированными рабочими

местами разного уровня автоматизации. Основными функциями

коммутационного центра являются:

- прием сообщений по линиям связи от удаленных автоматизиро-

ванных рабочих мест;

- дешифровка и распаковка этих сообщений;

- контроль за достоверностью принятой информации;

- обработка банковских сообщений;

- сортировка банковских документов, полученных по линиям

связи;

- шифровка и упаковка данных, подлежащих к передаче удаленным

автоматизированным рабочим местам;

- передача сообщений по каналам связи;

- ведение архива сообщений;

- ведение электронного журнала;

- формирование служебных сообщений / квитовок, подтверждений

и т. п.

Если предприятие-клиент не может подготовить электронный

документ или переслать его по телекоммуникационным каналам, то

последний должен быть либо подготовлен в традиционной бумажной

форме и передан в КБ (где в рамках БИС он будет переведен в

электронную форму), либо, в случае невозможности использования

телекоммуникационных каналов для пересылки, транспортировать

электронные документы, записанные на дискету, курьером. Последний

вариант встречается все еще достаточно часто.

Наиболее распространенным способом взаимодействия клиента с

клиринговым центром является использование сетей передачи данных,

которые обеспечивают эффективное обслуживание большого

количества пользователей.

Для организации документированного многофункционального

обмена данными между клиринговым центром и его пользователями

применяются системы онлайновой и офлайновой связи. При этом может

быть использована как собственная система электронной почты, так и

представляемая компанией - оператором сети передачи данных.

С точки зрения способа организации информационной системы

современный клиринговый центр должен представлять собой,

независимо от типа, многоуровневую распределенную систему

обработки данных, построенную по технологии передачи сообщений в

соответствии с архитектурой открытых систем и международных

стандартов. Поэтому расчетный центр представляет собой совокупность

модулей (и функциональных подсистем), которые обеспечивают

основные процессы. См. рис. 14.

Модуль "Операционный

день"

Модуль электронного

документооборота

Хранилище

данных

Модуль

администрирования

Коммуникационный

центр

Модуль криптозащиты

e-mail

X.25

КБ

КБ

Рис. 14. Схема модулей информационной системы

автоматизированного расчетного центра и взаимодействием с КБ на

основе электронной почты.

Модуль "Операционный день" расчетного центра непосредственно

выполняет функцию межбанковских расчетов.

Система офисной автоматизации предназначена для организации

электронного документооборота в расчетном центре и обеспечения

взаимодействия сотрудников как с друг другом, так и с ответственными

исполнителями в коммерческих банках - участниках системы расчетов.

Модуль криптозащиты обеспечивает защиту данных при передаче

по каналам связи и идентификацию отправителя.

Модуль администрирования поддерживает настройку и управление

функционированием всех систем.

Модуль электронной почты позволяет организовать сбор входных

данных и рассылку сообщений банкам - участникам системы

межбанковских расчетов.

При построении клирингового центра должен быть обеспечен

непосредственный интерфейс к автоматизированным банковским сис-

темам /"операционный день банка"/ участников, что позволит авто-

матизировать весь технологический провес обработки данных при

межбанковских расчетах.

Алгоритм многошаговой системы расчетов включает решение

следующих основных вопросов:

- образование страхового /резервного/ фонда в клиринговом центре;

- контроль платежеспособности клиента клирингового центра для

оперативного предоставления ему кредита;

- учет разницы в часовых поясах участников взаимных расчетов.

Для проведения клиринговых операций создан Московский

коммутационный центр. На основе поступающей информации в течение

одного операционного дня в центре будет производиться взаимозачет,

результаты которого поступят клиентам в 18.00 ч того же дня или утром

на следующие сутки. При этом каждый банк, участник клиринга, может

получать бухгалтерский отчет о проведенных перерасчетах. Финансовые

документы на операции по счетам клиентов передаются без задержки.

Технология взаимодействия расчетных центров по переводу средств

может быть организована тремя способами:

- через иерархическую трехуровневую схему взаимодействия

(рис А);

- через иерархическую двух уровневую схему взаимодействия

(рис Б);

- через двух уровневую кольцевую схему взаимодействия (рис В).

А Б В

Территориальный РЦ

Коммерческие банки

Территориаль

ный РЦ

Главны Главный РЦ

Коммерческие

банки

Рис. 15. Способы организации взаимодействия расчетных центров

При первом способе КБ открывает корсчета в территориальных РЦ,

а последние в главной РЦ. Таким образом, перемещение пересылаемой

суммы клиента последовательно затрагивает РЦ банк А; главный РЦ;

РЦ банка Б (подтверждение в обратной последовательности).

Недостатком такой системы является наличие обязательного времени

технологической задержки выполнения транзакции за счет

необходимости вертикальных пересылок. Ускорить процесс расчетов

можно убрав одно из звеньев иерархии. При втором способе все банки

открывают корсчета непосредственно в главном РЦ. Это дает

возможность немедленного перевода средств со счета на счет. Однако

доступ к корсчету также должен быть мгновенным, что требует развитой

системы телекоммуникаций на всей территории региона расчетов

(например, какого-либо государства). КБ обязаны формировать резервы

по привлеченным средствам, которые банк заинтересован поддерживать

в строго нормативном размере. Поэтому доступ к счету должен

осуществляться незамедлительно. Третий способ строится по признаку

плоской иерархии. Расчетные центры в этом случае соединены в кольцо,

поэтому за рубежом эта форма организации взаимодействия РЦ

называется жироцентралью.

Универсальной технологией межбанковских брутто-рассчетов

является технология их осуществления через расчетный центр.

Организация межбанковских расчетов в коммерческом банке

представляет собой сложный процесс. В силу ряда причин качество и

скорость расчетов во многом зависит от территориального

местонахождения банка. В Российской Федерации чрезвычайно не

однородно техническое оснащение учреждений Центрального Банка,

которые обслуживают значительную долю межбанковских платежей. В

ряде регионов существуют внутренние расчетные системы, в

большинстве случаев обеспечивающие потребности данного региона в

расчетах.

Межбанковские расчеты подразумевают работу кредитной

организации в соответствии с одной из двух общепринятых технологий

учета межбанковских операций: в режиме схождения или расхождения

корреспондентского счета. В случае, если банк работает в режиме

схождения корреспондентских счетов, информация об остатках на

корреспондентском счете в банке сверяется с данными об остатке на

корреспондентском счете банка в Расчетно-Кассовом Центре или банке–

корреспонденте и, таким образом, достигается равенство или схождение

остатков на корреспондентских счетах. На практике это означает, что

проводка в баланс отправленных в Расчетно-Кассовый Центр

документов осуществляется банком только после того, как они будут

подтверждены. В результате, это приводит к увеличению времени

расчетов, но, в то же время, способствует повышению надежности

осуществления платежей.

Технология работы в режиме расхождения корреспондентских

счетов предполагает проводку документов в баланс по мере их

регистрации. Сверка остатков на корреспондентских счетах в банке и в

РКЦ происходит уже после проводки документов.

С точки зрения межбанковских расчетов понятие операционного

дня банка понимается несколько иначе. Это связано с тем, что каждый

операционный день в банке должен быть завершен, что подразумевает

проводку в баланс всех, не проведенных документов этого дня или их

перенос в следующий операционный день. Завершение операционного

дня также предполагает оформление обязательной ежедневной

бухгалтерской отчетности: баланс банка, бухгалтерский журнал,

кассовый журнал и т.д. В каждом банке могут быть реализованы

различные схемы работы: в одном или в нескольких операционных днях.

Рассмотрим подробнее наиболее часто встречающиеся.

Работа в одном операционном дне в режиме схождения корсчетов

представляется наиболее предпочтительной. Подобная технология

применяется, как правило, банками использующими электронный обмен

документами. В этом случае банк получает выписку и межбанковские документы в виде файлов данных. Примерной схемой организации

работы банка в соответствии с данной технологией может служить

следующая:

09.30-16.00 Открытие операционного дня. Ввод и регистрация

документов.

16.00-17.00 Отправка документов в РКЦ.

24.00-09.30 Получение ответных документов из РКЦ и выписки

по операциям. Проводка документов в

операционном дне. Подготовка отчетности.

В Москве и Московской области по приведенной схеме работает

большинство банков.

Обмен информацией с РКЦ осуществляется с различной

периодичностью, в зависимости от региона, несколько раз во второй

половине дня (многосеансовый обмен) или один раз в установленное

время. Прием документов и выполнение операций по завершению

операционного дня осуществляются обычно в автоматическом режиме

ночью или утром до начала нового операционного дня. Документы,

проведенные через корреспондентский счет банка в РКЦ ночью

(платежи на банк), автоматически зачисляются на счета невыясненных

сумм для списания в последующие операционные дни. Таким образом,

обеспечивается схождение сумм на корсчетах в банке и в РКЦ.

Списание документов со счетов невыясненных сумм выполняется на

основании полученных бумажных подтверждений операций.

Такая технология работы позволяет банку оперативно

информировать клиентов о состоянии их расчетных счетов. Каждый

клиент утром получает выписку, где отражены все операции,

совершенные клиентом накануне, и все суммы, зачисленные на его счет

ночью.

Работа в двух операционных днях в режиме схождения корсчетов,

также как и вышеописанная технология, возможна только в случае

участия банка в электронном обмене с РКЦ. В течение первой половины

дня банк обрабатывает дебетовую (по отношению к банку) часть

выписки за вчерашний день и параллельно регистрирует кредитовые и

текущие документы. Таким образом, клиент узнает о зачислении средств

на его счет на следующий день после их прохождения через РКЦ. С той

же задержкой клиент получает информацию о списании средств со

счета. Несмотря на временные задержки, эта схема имеет очевидное

преимущество простоты контроля за схождением корсчетов.

Работа в одном операционном дне в режиме расхождения корсчетов

используется в том случае, когда РКЦ проводит поступающие вечером

документы ночью. В соответствии с этой технологией работает

большинство не московских банков. С учетом особенностей программного функционирования РКЦ работу в режиме расхождения

корсчетов можно реализовать и в двух операционных днях.

Отличительная черта этого способа состоит в том, что документы

проводятся в баланс банка без подтверждения РКЦ. Квитовка

(подтверждение документов) выполняется «задним числом», в закрытом

операционном дне. Этот способ обеспечивает приемлемое решение

проблемы оперативности информирования клиентов и быстроты

расчетов. В выписке по расчетному счету платежи клиента отражаются

тем же днем, каким они проходят через корсчет в РКЦ, а зачисленные на

расчетный счет средства отражаются в выписке на следующий

операционный день по отношению к дате их прохождения через корсчет

банка в РКЦ. Эту технологию работы отличает более сложная по

сравнению с первыми двумя процедура контроля корсчета. Ее

недостаток состоит в возможности проводки в баланс не

подтвержденных в РКЦ документов и, как следствие, необходимости

выяснения причины такой ситуации, бухгалтерского исправления

ошибочных проводок. Тем не менее, этот недостаток можно отнести к

разряду потенциальных, поскольку на практике случаи не

подтверждения платежей весьма редки.

Схема работы в двух операционных днях в режиме расхождения

корсчетов применяется, главным образом, банками, не

поддерживающими электронный способ обмена информацией с РКЦ.

Документы клиентов обрабатываются и проводятся по балансу банка в

день их поступления, а утром следующего дня попадают с курьером в

РКЦ. Здесь операторы регистрируют их в операционном дне, и ночью

документы проводятся по балансу РКЦ. В результате, информация о

прохождении документа через РКЦ поступает в банк плательщика через

два дня после того, как клиент принес поручение в банк. В выписке,

подготавливаемой банком для своих клиентов, данные о списаниях со

счета клиента проходят тем же днем, каким они проведены по балансу

банка, а зачисления отражаются следующим днем относительно даты

проводки документов через баланс РКЦ.

Организация расчетов через Межрегиональный центр

информатизации при Банке России (МЦИ) выделена в отдельный тип

расчетов по той причине, что этот тип является прообразом

планируемой организации электронных расчетов в режиме реального

времени.

На данном этапе все расчеты в электронной форме, проводимые в

Московском регионе осуществляются через МЦИ. Сам

корреспондентский счет при этом открывается в одном из РКЦ, МЦИ

берет на себя только проведение электронных платежей.

Под организацией расчетов в режиме on-line на данном этапе

подразумевается организация многорейсовой обработки платежей.

Под многорейсовой обработкой платежей понимается проведение

нескольких рейсов приема, обработки и исполнения пакетов электронных документов в течение рабочего дня, результатом которых

является безотзывный перевод средств по счетам участников расчетов в

рамках данной системы.

При этом вводится следующая классификация электронных

документов, принятая Банком России:

- полноформатные электронные платежные документы (ЭПД);

- электронные документы, содержащие часть реквизитов платежных

документов на бумажном носителе (условно именуемые электронными

документами сокращенного формата - ЭДСФ или короткоформатными

документами);

- электронные служебно-информационные документы (ЭСИД).

Платежные документы, отправленные в одном рейсе составляют

реестр платежей, который подписывается электронной цифровой

подписью.

Перевод средств с использованием ЭПД не требует сопровождения

платежными документами на бумажных носителях, оформленными в

установленном порядке.

Перевод средств с использованием ЭДСФ должен сопровождаться

обменом платежными документами.

ЭДСФ должен содержать следующие обязательные реквизиты

платежа:

- номер платежного документа;

- дата платежного документа;

- номер лицевого счета плательщика;

- ИНН плательщика;

- БИК кредитной организации плательщика;

- номер корреспондентского счета кредитной организации

плательщика;

- код группы очередности платежа;

- сумма платежа;

- номер лицевого счета получателя платежа;

- ИНН получателя;

- БИК - кредитной организации получателя платежа;

- номер корреспондентского счета кредитной организации -

получателя;

- срок платежа;

- вид платежа;

- дата приема платежного документа от клиента.

ЭПД содержит все обязательные реквизиты ЭДСФ, а также

следующие реквизиты:

- наименование плательщика;

- наименование получателя;

- назначение платежа.

Следует отметить, что все платежи, направляемые за пределы

Московского региона должны быть полноформатными. Для платежей

внутри региона Банков России устанавливается сумма, при превышении

которой платеж должен быть отправлен полноформатным электронным

документом. При чем наблюдается тенденция в уменьшении этой

границы и переходу на обмен только полноформатными документами.

Реестр проведенных платежей, формируемый МЦИ содержит

следующие разделы:

а) входящий остаток на корреспондентском, расчетном (текущем)

счете участника расчетов на начало рейса;

б) платежи, зачисленные:

- на корреспондентский счет кредитной организации;

- на лицевые счета учреждения Банка России и расчетные (текущие)

счета клиентов учреждения Банка России.

в) платежи, списанные:

- с корреспондентского счета кредитной организации на основании

реестров направленных платежей кредитной организации, а также на

основании реестров, направленных платежей учреждения Банка России;

- со счетов учреждения Банка России и его клиентов на основании

реестров, направленных платежей учреждения Банка России.

г) исходящий остаток по корреспондентскому, расчетному

(текущему) счету участника расчетов на момент окончания обработки

рейса.

В реестре проведенных платежей в виде справочно-учетной

информации также содержатся следующие разделы:

д) задержанные платежи по причине недостаточности или

отсутствия средств на корреспондентском, расчетном (текущем) счете

участника расчетов;

е) перечень платежей, не принятых к проводу в рейсе с указанием

причин;

ж) суммы предоставленных кредитов Банком России, а также

суммы кредитов Банка России, перенесенных на счета по учету

просроченной ссудной задолженности по просроченному основному

долгу и просроченных процентов по причине недостаточности или

отсутствия средств на корреспондентском счете банка – должника;

з) суммы размещенных в Банке России депозитов, а также суммы

возвращенных Банком России депозитов и уплаченных по ним

процентов.

Наряду с обязательными реквизитами реестр проведенных

платежей может содержать дополнительные реквизиты.

Рейсы, отправляемые кредитными организациями, делятся на

основные и заключительные.

При этом следует придерживаться следующего порядка отправки

электронных документов:

В любом рейсе можно отправлять:

- платежи в обязательные резервы / погашение недовзноса в

обязательные резервы;

- платежи по перечислению Банку России штрафов за нарушение

порядка резервирования;

- платежи по перечислению Банку России штрафов за неисполнение

(ненадлежащее исполнение) обязательств по депозитной сделке;

- платежи на погашение кредитов Банка России и уплату процентов

по ним;

- платежи для размещения средств в Банке России на депозитных

счетах.

Во всех рейсах, кроме окончательного:

- платежи по собственным операциям и на основании платежных

документов клиентов.

От участников расчетов в окончательном рейсе принимаются к

проводу реестры направленных платежей, содержащие только платежи:

по перечислению средств в обязательные резервы/недовзноса в

обязательные резервы, платежи на погашение задолженности по

кредитам Банка России и уплату процентов по ним, платежи для

размещения средств на депозитных счетах в Банке России, по

межбанковским сделкам, в том числе по межбанковским кредитам,

купли - продажи иностранной валюты, ценных бумаг, а также платежи

для обеспечения и по результатам торгов на ОРЦБ и ММВБ; платежи,

обеспечивающие завершение расчетов по клирингу; перевод средств на

подкрепление кассы; операции по заключительным оборотам кассы и

перечислению средств из оборотной кассы в резервные фонды, а также

платежи за расчетные услуги Банку России, подкрепление собственных

корреспондентских счетов в кредитных организациях - корреспондентах

В окончательном рейсе принимаются к проводу платежи,

задержанные в предыдущих рейсах по причине недостаточности или

отсутствия средств на корреспондентском, расчетом (текущем) счете

участника расчетов.

Кредитные организации за предоставленное им особым указанием

Банка России (в исключительных случаях) право передачи в

окончательном рейсе реестров направленных платежей, содержащих

платежи клиентов, выплачивают Банку России комиссионное

вознаграждение в размере 0,5% от общей суммы клиентских платежей,

проведенных в окончательном рейсе.

Для того кредитная организация включает в реестр направленных

платежей, формируемый для передачи в окончательном рейсе, наряду с

клиентскими платежами собственный платеж на сумму комиссионного

вознаграждения Банка России. При этом указанный платеж должен быть

включен в реестр направленных платежей перед клиентскими

платежами.

Клиринг

Нетто-расчеты также как и брутто расчеты могут осуществляться:

- в рамках многофилиального банка, когда выполнение

взаимозачета берет на себя главный офис;

- в виде межбанковских расчетов, для которых используется либо

через счета ЛОРО и НОСТРО, либо специально создаваемые

клиринговые учреждения.

Клиринг построен на взаимозачете встречных требований и

обязательств. Этот процесс может носить характер межбанковского

клиринга, клиринга валютного и клиринга товарного.

В ходе межбанковского клиринга обеспечивается рациональный

платежный оборот, при этом гарантии платежей увеличиваются, риски

минимизируются, а операционные расходы банка сокращаются.

В зависимости от географии межбанковский клиринг делится на

региональный - между банками какого-либо региона не обязательно

административного (либо между банками определенной банковской

группы) и внутрибанковский - между филиалами одного банка, а также

общегосударственный (национальный) - в пределах всей страны,

глобальный клиринг коммерческих банков и межгосударственный

клиринг.

При внутрибанковском клиринге расчеты между отделениями

(филиалами) осуществляются через клиринговый отдел головной

конторы банка.

Для автоматизации этого процесса используются ИТ типа

transaction processing system, например "машина проводок".

Обеспечивается в рамках клиринговой системы защищенность

банковской информации и безопасность платежей на основе

минимизации используемой информации пи применения финансовых

инструментов.

Постепенно клиринговые системы, как финансовые учреждения

расширяют спектр услуг от обычного взаимозачета в направлении услуг

финансовых.

Межбанковский клиринг представляет собой систему регулярных

безналичных расчетов между банками, основанную на зачете взаимных

денежных требований и обязательств юридических лиц за товары,

ценные бумаги и оказанные услуги.

Межбанковский клиринг используется во всех странах с развитой

банковской инфраструктурой и представляет собой систему

безналичных расчетов между банками, осуществляемых через единые расчетные центры. При этом оперативность клиринга в связи с

повсеместным использованием для его реализации ИТ, зависит от

развитости электронных инфраструктур: глобальных и локальных

вычислительных сетей; развитости системы автоматизированных

расчетных центров.

Внутрибанковский Межбанковский клиринг

Региональный

Межгосударственный

Общегосударственный

(национальный)

Национальные Центральный банк

расчетные системы

Региональные

клиринговые центры

Клиринг

Рис 12. Виды клиринга

Клиринговые расчеты в том виде, в каком это понятие существует

сейчас, возникли относительно недавно. Это стало возможным

благодаря развитию новых информационных технологий и активному

их внедрению в банковскую деятельность. Идея клиринга, как

ликвидации взаимных требований группы организаций путем их

взаимозачета, возникла очень давно. Клиринг представляет собой

эффективную технологию организации расчетов в хозяйственной

деятельности даже в случае, когда доля встречных требований

относительно не велика. Организация эффективной работы клиринговой

расчетной системы даже с небольшим числом участников расчетов

ручным способом – практически невыполнимая задача. В банковской

сфере, учитывая огромное количество клиентов, участвующих в

расчетах, применение клиринговых расчетов стало возможным только с

широким внедрением информационных технологий.

Клиринг как система безналичных расчетов, основанная на зачете

взаимных требований и обязательств, проводится в соответствии с

требованиями, установленными Положением о безналичных расчетах в

Российской Федерации. Клиринг может осуществляться как через банки,

так и через специально созданные для этого дома, расчетные палаты или

клиринговые центры. Право на осуществление клиринговой

деятельности предоставляется специальной лицензией, выдаваемой

Центральным Банком Российской Федерации. Указанная лицензия

предоставляет право на проведение клиринга, а также на ограниченное

число банковских операций, поддерживающих его выполнение.

Клиринговые операции получили достаточно широкое

распространение. Можно выделить два типа клиринговых расчетов:

хозяйственный клиринг и банковский клиринг. Хозяйственный клиринг

подразумевает осуществление взаиморасчетов между конкретными

организациями, субъектами хозяйствования, посредством использования

собственных схем зачета на основе тех или иных платежных

инструментов и институтов. Банковский клиринг представляет собой

разработанные банком или банками, иногда с участием Центрального

Банка, схемы оптимизации расчетов. Хозяйственный клиринг строится,

как правило, на основе использования квазиденежных инструментов,

например, таких как разнообразные формы векселей. Банковский же

клиринг как система безналичных расчетов основан на денежных

платежных инструментах и осуществляется специально

лицензированными финансовыми институтами, клиринговыми

учреждениями.

С формой клиринговых расчетов тесно связаны еще два понятия.

Клиринг разделяют на простой или встречный и сложный клиринг.

Простой клиринг (расчет по сальдо) представляет зачет взаимных

встречных обязательств участников расчета, направленных друг на

друга. Сложный клиринг является формой взаимозачетов среди

организаций, не имеющих прямых встречных требований друг к другу.

Деятельность клиринговой организации направлена на достижение

следующих целей:

− ускорение расчетов между банками и кредитными

организациями, что достигается, как правило, использованием

электронных телекоммуникационных систем связи и современных

информационных технологий;

− оптимизация расчетов между банками и кредитными

организациями. Это подразумевает разработку и построение схем

оптимизации безналичных расчетов на основе экономических схем и

экономико-математических моделей;

− повышение качества и надежности расчетов за счет разработки

альтернативных схем расчетов, использования криптографических

механизмов, электронной подписи, систем электронной идентификации;

− развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов,

таких как: аккредитивы, чеки, кредитные карты и др.;

− рациональное использование временно свободных ресурсов

банков;

− внедрение современных технологий, стандартов и протоколов

электронного обмена.

Реализация перечисленных целей подразумевает использование

современного программно-технологического обеспечения, аппаратных и

программных средств защиты и шифрации данных. Для обеспечения

комплексной многоуровневой защиты данных от несанкционированного

доступа и использования на этапах обработки, хранения, передачи

следует использовать средства защиты данных, сертифицированные

ФАПСИ. Особенное внимание в таких системах должно уделяться

контролю достоверности данных.

В общем случае под клиринговой системой понимают совокупность

клиринговых организаций, функционирующих в рамках единой

нормативно–правовой базы и в составе единой организационной

структуры.

Организационная структура клиринговой системы может строиться

на основе любых форм собственности и определяться

соответствующими нормативно–правовыми актами. Согласно

«Временному положению о клиринговом учреждении» учредителями

такой организации могут быть коммерческие банки, Центральный Банк

Российской Федерации и его учредители, другие юридические и

физические лица, за исключением общественно–политических

организаций.

Перечень операций, осуществляемых клиринговым центром,

достаточно широк и состоит из двух классов: операции,

обеспечивающие выполнение клиринга или способствующие

осуществлению клиринговых взаиморасчетов, и сопутствующие

банковские операции, поддерживающие выполнение клиринга и

разрешенные для клиринговых учреждений.

К первому классу операций можно отнести следующие:

− открытие и ведение счетов клиентов клирингового учреждения

по внутренним и внешним операциям;

− прием платежных документов от клиентов клирингового

учреждения в электронном виде по каналам связи;

− первичная обработка поступивших документов клиентов, их

идентификация, дешифрация;

− проверка правильности оформления платежных документов;

− контроль наличия остатка средств на счете банка–плательщика

для выполнения окончательных расчетов, прогнозирование остатков по

корреспондентским счетам клиентов;

− обработка принятых и проверенных расчетных документов

клиентов, сортировка первичных документов;

− формирование по итогу взаиморасчета результирующих

документов;

− осуществление проводок расчетных документов по счетам

клирингового учреждения с зачетом взаимных платежей и

формированием сводных авизо;

− переоценка остатков валютных счетов;

− подготовка клиентам выписок по счетам и других отчетов в

соответствии с регламентом обслуживания клиентов;

− подведение баланса по окончании операционного дня;

− передача отчетных форм в Центральный Банк в установленной

форме, порядке и сроки.

Перечисленные операции осуществляются в соответствии с

внутренними регламентирующими документами клирингового

учреждения и согласно требованиям Центрального Банка РФ к

форматам передачи данных, методам и средствам защиты информации,

шифрованию, электронной подписи и т.д.

Следующий класс операций клиринговая организация может

проводить только при наличии специальной лицензии:

− привлечение вкладов (депозитов);

− краткосрочное кредитование;

− оказание брокерских услуг;

− консультационная деятельность;

− осуществление лизинговых операций;

− приобретение права требования по поставке товаров и оказанию

услуг, принятие рисков исполнения таких требований и их

инкассирования (форфейтинг);

− осуществление факторинговых операций, с контролем за

движением товаров.

На практике используются две модели клиринга.

Первая представляет собой чистый клиринг, без предварительного

депонирования средств участников расчетов в учреждении,

осуществляющем взаимозачет. Чистый клиринг основан на следующей

технологии:

Каждому участнику расчетов открывается транзитный счет–

позиция, записи по которому не отражают реального движения

ресурсов, а несут счетный характер. Все документы, поступающие от

участника на его счет–позицию, после процедуры идентификации

владельца счета зачисляются на этот счет. Документы от участников

поступают по каналам связи в компьютерную систему клирингового

центра всю первую половину дня. Первичные документы

регистрируются и отражаются по дебету счета плательщика и кредиту

счета получателя. После окончания приема документов осуществляется

расчет сальдо счета каждого участника взаимозачета. Затем по

результатам клиринга составляется оборотно–сальдовая ведомость,

которая передается в территориальное учреждение Центрального Банка.

Ведомость содержит обороты по счетам каждого участника и значение

сальдо его позиции. Центральный Банк списывает дебетовые сальдо со

счетов банков-участников и зачисляет их на корреспондентский счет

клирингового учреждения. Со своего корреспондентского счета

клиринговое учреждение осуществляет платежи банкам, имеющим

положительный результат зачета, то есть кредитовое сальдо.

Технология осуществления клиринга по второй модели - с

предварительным депонированием средств на корреспондентских счетах

в клиринговом центре, - является более сложной. Клиринг

осуществляется только в пределах средств на счетах участников.

Порядок проведения взаимозачета по этой модели не допускает даже

кратковременного дебетового сальдо по счетам участников расчетов. В

результате клиринговая организация заведомо снижает эффективность

расчетов.

С точки зрения клирингового центра основной технологической

проблемой второй модели является способ ликвидации дебетовых

сальдо участников, на счетах которых они все же возникли в результате

взаимозачета. Возможны несколько решений:

− во–первых, сформированное сальдо можно предъявить к оплате

в территориальное учреждение Центрального Банка;

− во–вторых, в клиринговом центре может создаваться резервный

фонд за счет средств учредителей, являющихся, как правило, наиболее

активными участниками расчетов. Резервный фонд используется для

погашения дебетового сальдо участников, которое он не в состоянии

оплатить;

− в–третьих, при невозможности оплаты дебетового сальдо хотя

бы одним участником взаимозачета может производиться полный

пересчет позиций участников, восстанавливающий платежи и

обязательства.

С практической точки зрения наиболее приемлемым является

формирование резервного фонда. Это позволяет снизить риски,

связанные с невозможностью осуществления всех платежей при не

урегулировании одного платежа (эффект домино).

Рассмотрим пример, иллюстрирующий проведение клирингового

зачета. Выберем наиболее простую модель клиринга – без

предварительного депонирования средств и создания резервного фонда.

Предположим, что в течение операционного дня клиринговое

учреждение приняло поручения от четырех банков на следующие

операции, в тыс. руб.:

Таблица 6.

I-ый банк II-ой банк III-ий

банк

IV-ый

банк

Итого

I- ый банк - 50 150 50 250

II-ой банк 500 - 150 - 650

III-ий

банк

- - - 350 350

IV-ый

банк

300 400 50 - 750

Итого 800 450 350 400 2000

В соответствии с приведенной таблицей: первый банк перечислил

второму банку 50 тыс. руб., третьему банку - 150 тыс. руб., четвертому

банку – 50 тыс. руб.; второй банк перечислил первому банку 500 тыс.

руб., третьему банку – 150 тыс. руб.; третий банк передал распоряжение

на перечисление четвертому банку 350 тыс. руб.; четвертый банк

перечисляет первому банку 300 тыс. руб., второму банку 400 тыс. руб. и

третьему банку – 50 тыс. руб.

Далее клиринговый центр производит расчет оборотов по счетам–

позициям участников. На основании полученных данных строится

оборотно–сальдовая ведомость.

Таблица 7.

Оборотно–сальдовая ведомость

за операционный день __ 200 _ года

Наименования банков и

номера их счетов

По данным клирингового центра

Обороты по лицевым

счетам

Сальдо зачета

Дебет Кредит Дебет Кредит

I-ый банк 250 800 - 550

II-ой банк 650 450 200 -

III-ий банк 350 350 - -

IV-ый банк 750 400 350 -

Итого 2000 2000 550 550

На основании оборотно - сальдовой ведомости с

корреспондентского счета клирингового центра производятся платежи

участникам с положительным сальдо зачета. В рассматриваемом

примере - это первый банк. Средства участников с отрицательным

сальдо зачета списываются с их корреспондентских счетов и

перечисляются на счет клирингового учреждения.

ИТ и расчетный центр

Совершенствование систем обработки и передачи транзакций

играет большую роль в бизнесе банков. Системы оплаты реального

времени внедряются банками везде, где требуется оперативность

платежа, где есть необходимость уменьшения рисков или повышения

качества и надежности обслуживания клиентов. Причины использование

ИТ очевидны. Помимо стремления к сокращению рисков, главная цель -

это создание конкурентных преимуществ в области качества

банковского обслуживания и одновременное сокращение затрат. Однако

следует отдавать себе отчет в том, что внедрение ИТ в любой сфере,

действительно создавая конкурентные преимущества (оперативность,

точность, индивидуализация обслуживания получение прямой и

косвенной эффективности (то есть снижение издержек)); одновременно

повышают риски в работе организации. Это и финансовые, и

организационные риски, обусловленные рисками технологическими.

Поскольку банки и их клиенты сейчас все шире используют

электронные банковские системы и услуги, они все больше зависят от

этих систем и потому больше склоняются к надежным защищенным и

отказоустойчивым системам.

Электронные системы межбанковских взаимодействий делятся на

два вида: системы пересылки банковских сообщений и системы

межбанковских расчетов. Различие между ними заключается в том, что в

рамках первых осуществляется только оперативная пересылка и

хранение межбанковских документов, а урегулирование платежей

предоставлено банкам-участникам, функции же вторых непосредственно

связаны с выполнением взаимных требований и обязательств

участников. Современный расчетный центр должен обеспечивать оба

вида взаимодействий. Построение современного расчетного центра

предусматривает организацию технического, программного,

информационного и других видов обеспечения. При этом расчетный

центр в идеале должен поддерживает как операции электронного

перевода средств, так и клиринговые операции. При этом необходимо

обеспечивать оперативность, достоверность и безопасность расчетов.

Поэтому участники электронных расчетов должны создать такую

систему обмена финансовой информацией, в которой будут

использованы соглашения по стандартизации, как транспортной

системы, так и по обработке финансовых транзакций. Необходимы

соглашения о признании электронного документа, и алгоритма

электронной подписи, которые в России регламентируются недавно

принятым законом. Что касается протоколов коммуникации (от

электронного уровня до прикладного).

Выработка соглашения должна опираться на международные

стандарты электронного обмена данными (EDI) или язык разметки

External Marbup Language (XML).

Внедрение систем, обеспечивающих технологии EFT в

межбанковские расчеты основано на использовании коммуникационных

(транспортных) сред и информационных систем как в КБ так и в

расчетном центре (РЦ).

Коммуникационная сеть обеспечивает функцию транспорта

сообщений и может быть организована по онлайновой или офлайновой

схемам взаимодействия.

КЛИЕНТ А

Финансовые

документы

КБ А

1.РЦ

КБ Б

КЛИЕНТ Б

создание,

хранение,

корректировка

отправка

Рис. 13

Наиболее распространенной транспортной средой взаимодействия

коммерческого банка с РЦ являются телекоммуникационные сети

передачи данных по стандарту Х.25 (и Х.75). Широко используется

технология офлайновой передачи транзакций - электронная почта

стандарты Х.400 и Х.500.

Стандартизация взаимодействий на прикладном уровне

предполагает создание единого языка финансовых транзакций. Для

этого необходимо рассматривать эти взаимодействия на трех уровнях:

- морфологическом – для анализа смысла составляющих концепцию

понятий;

- синтаксическом – для раскрытия ведущего замысла концепции

путем анализа оправданных (важных) сочетаний понятий;

- семантическом – для раскрытия содержательной стороны

взаимосвязей понятий.

Определение финансовых терминов и их эффективных сочетаний,

исключающее их двойственное толкование, проблема непростая. Мы

знаем, что, поэтому составление тезауруса требует значительных

усилий.

Информационная система расчетного центра состоит из:

- Подсистемы электронного документооборота в центре и

обеспечения взаимодействия сотрудников РЦ, а также их

взаимодействия с ответственными исполнителями в коммерческих

банках и модулей;

- "Операционный день", который и выполняет функцию

межбанковских расчетов;

- "Хранилище информации";

- криптозащиты и идентификации отправителя;

- администрирования;

- электронной почты, обеспечивающий построение платежных

документов и рассылку информационных сообщений КБ.

Для структуры сообщений должен быть выработан единый стандарт

("конверт"). Сообщения также должны быть классифицированы по

видам и типам сообщений. Каждый тип сообщения должен быть

структурирован по полям, выработаны их типы и разделители.

Транспортная среда для передачи финансовых документов

представляет собой коммутируемые или выделенные телефонные линии

связи для подключения автоматизированных рабочих мест расчетной

системы. Основное назначение транспортной среды - обеспечение связи

региональных расчетных центров между собой на территории России и

стран-членов СНГ. Транспортная среда призвана также обеспечивать

адресацию сообщений для клиентов системы.

В зависимости от условий работы банковская информация может

передаваться в режиме реального времени или в пакетном режиме.

Первым обычно реализуется пакетный вариант передачи информации,

при котором в отведенное по расписанию время в банк-адресат

передается одно или группа сообщений. Каждое сообщение (транзакция)

содержит данные одного банковского документа (помимо этого

сообщение содержит адресные данные, пароли, время передачи

информации и ряд других служебных данных).

Как видно из рисунка Схема взаимодействия участников

предполагает наличие АРМ на предприятиях - клиентах в КБ и РЦ,

которые объединяет транспортная система. Последняя включает линии

связи, узлы коммуникации (для соединения АРМ с центрами

коммуникаций) прием, хранение и передачу транзакций.

Информация с автоматизированных рабочих мест поступает в

коммутационный центр, предназначенный для управления

информационными потоками между автоматизированными рабочими

местами разного уровня автоматизации. Основными функциями

коммутационного центра являются:

- прием сообщений по линиям связи от удаленных автоматизиро-

ванных рабочих мест;

- дешифровка и распаковка этих сообщений;

- контроль за достоверностью принятой информации;

- обработка банковских сообщений;

- сортировка банковских документов, полученных по линиям

связи;

- шифровка и упаковка данных, подлежащих к передаче удаленным

автоматизированным рабочим местам;

- передача сообщений по каналам связи;

- ведение архива сообщений;

- ведение электронного журнала;

- формирование служебных сообщений / квитовок, подтверждений

и т. п.

Если предприятие-клиент не может подготовить электронный

документ или переслать его по телекоммуникационным каналам, то

последний должен быть либо подготовлен в традиционной бумажной

форме и передан в КБ (где в рамках БИС он будет переведен в

электронную форму), либо, в случае невозможности использования

телекоммуникационных каналов для пересылки, транспортировать

электронные документы, записанные на дискету, курьером. Последний

вариант встречается все еще достаточно часто.

Наиболее распространенным способом взаимодействия клиента с

клиринговым центром является использование сетей передачи данных,

которые обеспечивают эффективное обслуживание большого

количества пользователей.

Для организации документированного многофункционального

обмена данными между клиринговым центром и его пользователями

применяются системы онлайновой и офлайновой связи. При этом может

быть использована как собственная система электронной почты, так и

представляемая компанией - оператором сети передачи данных.

С точки зрения способа организации информационной системы

современный клиринговый центр должен представлять собой,

независимо от типа, многоуровневую распределенную систему

обработки данных, построенную по технологии передачи сообщений в

соответствии с архитектурой открытых систем и международных

стандартов. Поэтому расчетный центр представляет собой совокупность

модулей (и функциональных подсистем), которые обеспечивают

основные процессы. См. рис. 14.

Модуль "Операционный

день"

Модуль электронного

документооборота

Хранилище

данных

Модуль

администрирования

Коммуникационный

центр

Модуль криптозащиты

e-mail

X.25

КБ

КБ

Рис. 14. Схема модулей информационной системы

автоматизированного расчетного центра и взаимодействием с КБ на

основе электронной почты.

Модуль "Операционный день" расчетного центра непосредственно

выполняет функцию межбанковских расчетов.

Система офисной автоматизации предназначена для организации

электронного документооборота в расчетном центре и обеспечения

взаимодействия сотрудников как с друг другом, так и с ответственными

исполнителями в коммерческих банках - участниках системы расчетов.

Модуль криптозащиты обеспечивает защиту данных при передаче

по каналам связи и идентификацию отправителя.

Модуль администрирования поддерживает настройку и управление

функционированием всех систем.

Модуль электронной почты позволяет организовать сбор входных

данных и рассылку сообщений банкам - участникам системы

межбанковских расчетов.

При построении клирингового центра должен быть обеспечен

непосредственный интерфейс к автоматизированным банковским сис-

темам /"операционный день банка"/ участников, что позволит авто-

матизировать весь технологический провес обработки данных при

межбанковских расчетах.

Алгоритм многошаговой системы расчетов включает решение

следующих основных вопросов:

- образование страхового /резервного/ фонда в клиринговом центре;

- контроль платежеспособности клиента клирингового центра для

оперативного предоставления ему кредита;

- учет разницы в часовых поясах участников взаимных расчетов.

Для проведения клиринговых операций создан Московский

коммутационный центр. На основе поступающей информации в течение

одного операционного дня в центре будет производиться взаимозачет,

результаты которого поступят клиентам в 18.00 ч того же дня или утром

на следующие сутки. При этом каждый банк, участник клиринга, может

получать бухгалтерский отчет о проведенных перерасчетах. Финансовые

документы на операции по счетам клиентов передаются без задержки.

Технология взаимодействия расчетных центров по переводу средств

может быть организована тремя способами:

- через иерархическую трехуровневую схему взаимодействия

(рис А);

- через иерархическую двух уровневую схему взаимодействия

(рис Б);

- через двух уровневую кольцевую схему взаимодействия (рис В).

А Б В

Территориальный РЦ

Коммерческие банки

Территориаль

ный РЦ

Главны Главный РЦ

Коммерческие

банки

Рис. 15. Способы организации взаимодействия расчетных центров

При первом способе КБ открывает корсчета в территориальных РЦ,

а последние в главной РЦ. Таким образом, перемещение пересылаемой

суммы клиента последовательно затрагивает РЦ банк А; главный РЦ;

РЦ банка Б (подтверждение в обратной последовательности).

Недостатком такой системы является наличие обязательного времени

технологической задержки выполнения транзакции за счет

необходимости вертикальных пересылок. Ускорить процесс расчетов

можно убрав одно из звеньев иерархии. При втором способе все банки

открывают корсчета непосредственно в главном РЦ. Это дает

возможность немедленного перевода средств со счета на счет. Однако

доступ к корсчету также должен быть мгновенным, что требует развитой

системы телекоммуникаций на всей территории региона расчетов

(например, какого-либо государства). КБ обязаны формировать резервы

по привлеченным средствам, которые банк заинтересован поддерживать

в строго нормативном размере. Поэтому доступ к счету должен

осуществляться незамедлительно. Третий способ строится по признаку

плоской иерархии. Расчетные центры в этом случае соединены в кольцо,

поэтому за рубежом эта форма организации взаимодействия РЦ

называется жироцентралью.