1.4. Информационные технологии внешних взаимодействий коммерческого банка
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36
В основе внешних взаимодействий КБ лежат компьютерные сети,
которые обеспечивают выполнение коммуникационной функции и
доступ к разделяемым ресурсам, т.е. передачу файлов, доступ к
удаленным базам данных и удаленный запуск задач.
Проблема информационных взаимодействий с внешней средой
является характерной задачей для любой открытой сложной системы. В
банковской среде она стоит как перед центральным, так и перед
коммерческими банками.
В качестве внешней среды, с которой взаимодействует банк,
выступают:
• обменные пункты;
• участники электронных безналичных расчетов с использованием
пластиковых карточек (ПК);
• клиент;
• филиалы банка;
• банки на территории России;
• банки на территории СНГ;
• международные банки;
• другое.
Взаимодействие банка с пунктами продажи (POS) и
процессинговыми центрами возникает лишь в том случае, если банк
обслуживает какую-либо систему пластиковых карточек.
Взаимодействие банка с клиентом позволяет обеспечить
компьютерный обмен информацией и минимизировать визиты клиента в
банк. Такое взаимодействие предполагает пересылку по электронным
каналам платежных документов, выписок по лицевым счетам,
формирование реестра платежей за любой период, паспортов сделок и
др. Абонентом банка может быть как юридическое, так и физическое
лицо, имеющее компьютер. За рубежом услуга под названием домашний
банк (Home banking) в последнее время стала особенно популярной.
При организации взаимодействия «банк – филиал» технология
ведения банковских операций во многом определяет состав
передаваемых между банком и филиалом данных, но основной
информацией, поступающей от филиалов в головное отделение банка,
является его баланс, на базе которого формируется консолидированный
баланс.
Взаимодействие коммерческого банка с другими банками может
производиться через систему взаимных корреспондентских счетов, через
систему клиринговых центров и через систему РКЦ и РЦИ.
Межгосударственные межбанковские взаимодействия на
территории СНГ осуществляются через центр межгосударственных
расчетов (МГР) ЦБ РФ, а международные расчеты — через систему
обществ международных межбанковских финансовых коммуникаций
SWIFT.
ЦБ
Обменный пункт
Телеком- Участники ЭДО
муника- с использованием
ционная ПК
среда
КБ Клиент
Филиал КБ (отделение)
КБ в России
КБ в СНГ
КБ вне СНГ
Рис. 10. Схема взаимосвязи коммерческого банка с внешней средой
Информация, циркулирующая между банком и внешней средой,
может носить как информативный характер, так и финансовый. И если
первый вид сообщений может и не требовать поддержания
определенных требований безопасности, то система удаленных
платежей должна обеспечить не только ускорение обслуживания и
удобство, но и поддержку имеющихся стандартов передачи данных, а
также достоверности и целостности платежных документов, т.е.
безопасности платежей. Особенностью электронных платежей в России
в настоящее время является многообразие платежных документов,
которые не всегда оформляются единообразно и могут не
соответствовать международным стандартам. В целом в СНГ
существует значительное отставание в области использования мировых
стандартов, которое составляет около 10—15 лет. Это связано с
качеством технической базы и состоянием каналов.
Передача информации может осуществляться по телефонным и
телеграфным каналам. И если в случае использования телеграфного
канала абонент при регистрации должен получить свой адрес и
собственный кабель, то при использовании телефонного канала это не
требуется, так как эти процедуры уже были проведены при установке
телефона. При передаче используются различные уровни
стандартизации — от электрического до логического. Прежде всего, это
стандарт на форму передаваемых документов. В банковской системе
распространен стандарт SWIFT, определяющий расположение и
назначение полей документа.
С 1 января 1995 г. Европейский союз перешел на обязательное
использование EDIFACT при обмене документацией и информацией
между госведомствами ЕС, работающими на английском, французском,
немецком, испанском языках. ЦБ РФ в 1993 г. в ходе переговоров с
Европейским банком реконструкции и развития столкнулся с
недостаточностью использования SWIFT, поскольку для работы с
европейскими банками необходимо постоянное средство общения всех
участников. EDIFACT, являясь таким средством, представляет собой
структурированный язык описания различных видов коммерческой
информации. С помощью элементов и сегментов стандартных
информационных сообщений можно составлять описание любого
делового документа, форматировать его электронное отображение и
передавать абоненту. Полученное им сообщение разворачивается в
обычную форму и может быть распечатано в виде твердой копии
документа. Использование этой схемы сокращает издержки обращения в
торговле на 30%.4 В России в августе 1994 г. постановлением
Правительства РФ №540 принято решение о создании Центра
эффективной торговли с использованием международных стандартов и
средств связи. Дальнейшее создание региональных центров будет
осуществляться на основе частичных взносов региональных
администраций и предпринимателей данного региона, банков,
финансирующих внешнеторговые операции.
В основе внешних взаимодействий КБ лежат компьютерные сети,
которые обеспечивают выполнение коммуникационной функции и
доступ к разделяемым ресурсам, т.е. передачу файлов, доступ к
удаленным базам данных и удаленный запуск задач.
Проблема информационных взаимодействий с внешней средой
является характерной задачей для любой открытой сложной системы. В
банковской среде она стоит как перед центральным, так и перед
коммерческими банками.
В качестве внешней среды, с которой взаимодействует банк,
выступают:
• обменные пункты;
• участники электронных безналичных расчетов с использованием
пластиковых карточек (ПК);
• клиент;
• филиалы банка;
• банки на территории России;
• банки на территории СНГ;
• международные банки;
• другое.
Взаимодействие банка с пунктами продажи (POS) и
процессинговыми центрами возникает лишь в том случае, если банк
обслуживает какую-либо систему пластиковых карточек.
Взаимодействие банка с клиентом позволяет обеспечить
компьютерный обмен информацией и минимизировать визиты клиента в
банк. Такое взаимодействие предполагает пересылку по электронным
каналам платежных документов, выписок по лицевым счетам,
формирование реестра платежей за любой период, паспортов сделок и
др. Абонентом банка может быть как юридическое, так и физическое
лицо, имеющее компьютер. За рубежом услуга под названием домашний
банк (Home banking) в последнее время стала особенно популярной.
При организации взаимодействия «банк – филиал» технология
ведения банковских операций во многом определяет состав
передаваемых между банком и филиалом данных, но основной
информацией, поступающей от филиалов в головное отделение банка,
является его баланс, на базе которого формируется консолидированный
баланс.
Взаимодействие коммерческого банка с другими банками может
производиться через систему взаимных корреспондентских счетов, через
систему клиринговых центров и через систему РКЦ и РЦИ.
Межгосударственные межбанковские взаимодействия на
территории СНГ осуществляются через центр межгосударственных
расчетов (МГР) ЦБ РФ, а международные расчеты — через систему
обществ международных межбанковских финансовых коммуникаций
SWIFT.
ЦБ
Обменный пункт
Телеком- Участники ЭДО
муника- с использованием
ционная ПК
среда
КБ Клиент
Филиал КБ (отделение)
КБ в России
КБ в СНГ
КБ вне СНГ
Рис. 10. Схема взаимосвязи коммерческого банка с внешней средой
Информация, циркулирующая между банком и внешней средой,
может носить как информативный характер, так и финансовый. И если
первый вид сообщений может и не требовать поддержания
определенных требований безопасности, то система удаленных
платежей должна обеспечить не только ускорение обслуживания и
удобство, но и поддержку имеющихся стандартов передачи данных, а
также достоверности и целостности платежных документов, т.е.
безопасности платежей. Особенностью электронных платежей в России
в настоящее время является многообразие платежных документов,
которые не всегда оформляются единообразно и могут не
соответствовать международным стандартам. В целом в СНГ
существует значительное отставание в области использования мировых
стандартов, которое составляет около 10—15 лет. Это связано с
качеством технической базы и состоянием каналов.
Передача информации может осуществляться по телефонным и
телеграфным каналам. И если в случае использования телеграфного
канала абонент при регистрации должен получить свой адрес и
собственный кабель, то при использовании телефонного канала это не
требуется, так как эти процедуры уже были проведены при установке
телефона. При передаче используются различные уровни
стандартизации — от электрического до логического. Прежде всего, это
стандарт на форму передаваемых документов. В банковской системе
распространен стандарт SWIFT, определяющий расположение и
назначение полей документа.
С 1 января 1995 г. Европейский союз перешел на обязательное
использование EDIFACT при обмене документацией и информацией
между госведомствами ЕС, работающими на английском, французском,
немецком, испанском языках. ЦБ РФ в 1993 г. в ходе переговоров с
Европейским банком реконструкции и развития столкнулся с
недостаточностью использования SWIFT, поскольку для работы с
европейскими банками необходимо постоянное средство общения всех
участников. EDIFACT, являясь таким средством, представляет собой
структурированный язык описания различных видов коммерческой
информации. С помощью элементов и сегментов стандартных
информационных сообщений можно составлять описание любого
делового документа, форматировать его электронное отображение и
передавать абоненту. Полученное им сообщение разворачивается в
обычную форму и может быть распечатано в виде твердой копии
документа. Использование этой схемы сокращает издержки обращения в
торговле на 30%.4 В России в августе 1994 г. постановлением
Правительства РФ №540 принято решение о создании Центра
эффективной торговли с использованием международных стандартов и
средств связи. Дальнейшее создание региональных центров будет
осуществляться на основе частичных взносов региональных
администраций и предпринимателей данного региона, банков,
финансирующих внешнеторговые операции.