3. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17  19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 

Выше излагались взгляды классиков социоло­гии на предмет и задачи этой науки. В дополнение к этому представляем еще некоторые определения, описывающие социологию как науку, которая изу­чает общество и социальное поведение.

Согласно определению Парка и Берджесса (1969), социологию можно считать наукой, которая изуча­ет коллективное поведение. Алекс Инкелес (Alex Inkeles, 1969), в свою очередь, отмечает, что социо­логия изучает системы социальных действий и их взаимоотношения, и ее объектами являются обще­ства, институты и социальные отношения.

Социология пытается постичь поведение чело­века, детерминируемое прежде всего культурой, бы­том, социальной организацией и другими подоб­ными факторами. При этом, естественно, в поле зрения исследователя попадают различные причин­ные связи, отношения и зависимости, т. е. социаль­ное поведение изучается в динамике (Инкелес).

Иан Робертсон (lan Robertson, 1977) называет социологию наукой, изучающей человеческое обще­ство и социальное поведение. По Джеку Д. Дугласу (Jack D. Douglas, 1973), социология является нау­кой, которая изучает человека и общности и стре­мится определить их характерные черты, особенно на основе современных цивилизаций. Под «науч­ностью» подразумевается в данном случае, как и в приложении к другим наукам, то, что накоплен­ные знания об обществе и поведении человека бо­лее объективны и обоснованны, чем это может дать практическое мышление повседневной жизни.

Хотя социология обращает внимание и на инди­вида, однако центральными объектами ее иссле­дования являются социальные группы и группи­ровки, а также социальные процессы. Социология описывает и рассматривает среди прочего модели социальных ценностей, социальных перемен, от­клоняющегося поведения, религиозного поведения и семейной жизни. Социология исследует разли­чия, которые существуют между социальными клас­сами, политическими и профессиональными груп­пами и другими социальными объединениями. При этом она не интересуется собственно межличност­ными различиями, хотя иногда должна рассматри­вать и их.

Джек Ноббс (Jack Nobbs), Боб Хайн (Bob Hine) и Маргарет Флемминг (Margaret Flemming, 1975) выдвинули определение, характеризующее социо­логию как научное и систематическое исследова­ние поведения людей, живущих в группах. Имеют­ся в виду организованные общности. Самой малой группой является, как правило, семья, а самой боль­шой — нация или государство. Между ними нахо­дятся различные другие группы, такие как школа, рабочий коллектив, соседство, село или город — все, что можно назвать общностями.

Представитель марксистской социологии Г. Оси-пов (1969) определяет социологию как науку, ко­торая исследует социальную структуру общества, развитие систем и организаций, а также взаимо­действия внутри общества. Под социальной струк­турой Осипов подразумевает между- и внутриклас­совые отношения и систему социальных институтов или учреждений, регулирующую эти отношения.

Во всех приведенных определениях подчерки­вается социальная структура, с одной стороны, и со­циальное поведение (действие) — с другой, как предметы социологического исследования. Демо­графическая, экономическая и классовая структура общества, территориальные факторы, господствую­щие этические, моральные и духовные ценности (что в общих чертах составляет социальную струк­туру общества) определяют социальное поведение. Социология стремится понимать и объяснять пове­дение человека именно с помощью этих структур­ных и ситуативных факторов.

Одни структурные факторы весьма конкретны, как, например, демографическая и экономическая структура общества. Другие, в свою очередь, явля­ются отвлеченными и как будто не столь очевидны­ми. К ним относятся, в частности, социальные от­ношения, которые, как и социальная структура, регулируют взаимодействие индивидов.

Определение социологии как науки, которая изу­чает социальное поведение, или действие, и соци­альные структуры, можно, по Гюнтеру Висведе (Gunter Wiswede, 1991, 20), представить нагляд­но следующим образом:

«Поведение, сформировавшееся как социаль­ное» — это поведение, которое формировалось под влиянием общества при усвоении индивидом цен­ностей и норм данного общества. «Социально на­правленное поведение» типично для взаимодействия людей в различных ситуациях, когда собственное поведение человека приспосабливается к поведе­нию окружающих людей и происходящий при этом социальный обмен становится естественным. Как видим, различение этих двух типов поведения яв­ляется больше аналитическим, чем наблюдаемым на практике или необходимым. Скорее, это две сто­роны одного явления.

Социальные структуры включают в себя соци­альные признаки и социальные образования. К пер­вым относятся, в частности, возрастная, экономи­ческая и профессиональная структуры, доходная структура и социальная стратификация общества. К социальным образованиям относятся, например, такие социальные организации, как коммуны, цер­ковь и промышленные предприятия. Социальны­ми образованиями можно считать также круг дру* зей и различные общественные организации. На отвлеченном уровне социальные структуры вклю­чают в себя такие институты, как семья, религия и экономическая формация, а также существую­щие институциональные ценности и нормы.

Социологические понятия обычно отвлеченны и для корректного и однозначного понимания долж­ны быть точно прономинализованы в определенных терминах. Они отражают разные уровни рассмот­рения: от охватывающего всю нацию или государст­во до узкого индивидуального уровня. Вернемся к этим понятиям позднее более подробно (см. гл. 5).

В следующей таблице сравнивается область ис­следования социологии с областями исследования социальной психологии и психологии.

Данная таблица представляет различные уров­ни, на которых может быть рассмотрено поведение человека. Для социологии человек — это единица той или иной социальной группы, а также участ­ник различных социальных процессор Социоло­гия представляет собой научное исследование со­циальных явлений, обусловленных социальными отношениями.

Выше излагались взгляды классиков социоло­гии на предмет и задачи этой науки. В дополнение к этому представляем еще некоторые определения, описывающие социологию как науку, которая изу­чает общество и социальное поведение.

Согласно определению Парка и Берджесса (1969), социологию можно считать наукой, которая изуча­ет коллективное поведение. Алекс Инкелес (Alex Inkeles, 1969), в свою очередь, отмечает, что социо­логия изучает системы социальных действий и их взаимоотношения, и ее объектами являются обще­ства, институты и социальные отношения.

Социология пытается постичь поведение чело­века, детерминируемое прежде всего культурой, бы­том, социальной организацией и другими подоб­ными факторами. При этом, естественно, в поле зрения исследователя попадают различные причин­ные связи, отношения и зависимости, т. е. социаль­ное поведение изучается в динамике (Инкелес).

Иан Робертсон (lan Robertson, 1977) называет социологию наукой, изучающей человеческое обще­ство и социальное поведение. По Джеку Д. Дугласу (Jack D. Douglas, 1973), социология является нау­кой, которая изучает человека и общности и стре­мится определить их характерные черты, особенно на основе современных цивилизаций. Под «науч­ностью» подразумевается в данном случае, как и в приложении к другим наукам, то, что накоплен­ные знания об обществе и поведении человека бо­лее объективны и обоснованны, чем это может дать практическое мышление повседневной жизни.

Хотя социология обращает внимание и на инди­вида, однако центральными объектами ее иссле­дования являются социальные группы и группи­ровки, а также социальные процессы. Социология описывает и рассматривает среди прочего модели социальных ценностей, социальных перемен, от­клоняющегося поведения, религиозного поведения и семейной жизни. Социология исследует разли­чия, которые существуют между социальными клас­сами, политическими и профессиональными груп­пами и другими социальными объединениями. При этом она не интересуется собственно межличност­ными различиями, хотя иногда должна рассматри­вать и их.

Джек Ноббс (Jack Nobbs), Боб Хайн (Bob Hine) и Маргарет Флемминг (Margaret Flemming, 1975) выдвинули определение, характеризующее социо­логию как научное и систематическое исследова­ние поведения людей, живущих в группах. Имеют­ся в виду организованные общности. Самой малой группой является, как правило, семья, а самой боль­шой — нация или государство. Между ними нахо­дятся различные другие группы, такие как школа, рабочий коллектив, соседство, село или город — все, что можно назвать общностями.

Представитель марксистской социологии Г. Оси-пов (1969) определяет социологию как науку, ко­торая исследует социальную структуру общества, развитие систем и организаций, а также взаимо­действия внутри общества. Под социальной струк­турой Осипов подразумевает между- и внутриклас­совые отношения и систему социальных институтов или учреждений, регулирующую эти отношения.

Во всех приведенных определениях подчерки­вается социальная структура, с одной стороны, и со­циальное поведение (действие) — с другой, как предметы социологического исследования. Демо­графическая, экономическая и классовая структура общества, территориальные факторы, господствую­щие этические, моральные и духовные ценности (что в общих чертах составляет социальную струк­туру общества) определяют социальное поведение. Социология стремится понимать и объяснять пове­дение человека именно с помощью этих структур­ных и ситуативных факторов.

Одни структурные факторы весьма конкретны, как, например, демографическая и экономическая структура общества. Другие, в свою очередь, явля­ются отвлеченными и как будто не столь очевидны­ми. К ним относятся, в частности, социальные от­ношения, которые, как и социальная структура, регулируют взаимодействие индивидов.

Определение социологии как науки, которая изу­чает социальное поведение, или действие, и соци­альные структуры, можно, по Гюнтеру Висведе (Gunter Wiswede, 1991, 20), представить нагляд­но следующим образом:

«Поведение, сформировавшееся как социаль­ное» — это поведение, которое формировалось под влиянием общества при усвоении индивидом цен­ностей и норм данного общества. «Социально на­правленное поведение» типично для взаимодействия людей в различных ситуациях, когда собственное поведение человека приспосабливается к поведе­нию окружающих людей и происходящий при этом социальный обмен становится естественным. Как видим, различение этих двух типов поведения яв­ляется больше аналитическим, чем наблюдаемым на практике или необходимым. Скорее, это две сто­роны одного явления.

Социальные структуры включают в себя соци­альные признаки и социальные образования. К пер­вым относятся, в частности, возрастная, экономи­ческая и профессиональная структуры, доходная структура и социальная стратификация общества. К социальным образованиям относятся, например, такие социальные организации, как коммуны, цер­ковь и промышленные предприятия. Социальны­ми образованиями можно считать также круг дру* зей и различные общественные организации. На отвлеченном уровне социальные структуры вклю­чают в себя такие институты, как семья, религия и экономическая формация, а также существую­щие институциональные ценности и нормы.

Социологические понятия обычно отвлеченны и для корректного и однозначного понимания долж­ны быть точно прономинализованы в определенных терминах. Они отражают разные уровни рассмот­рения: от охватывающего всю нацию или государст­во до узкого индивидуального уровня. Вернемся к этим понятиям позднее более подробно (см. гл. 5).

В следующей таблице сравнивается область ис­следования социологии с областями исследования социальной психологии и психологии.

Данная таблица представляет различные уров­ни, на которых может быть рассмотрено поведение человека. Для социологии человек — это единица той или иной социальной группы, а также участ­ник различных социальных процессор Социоло­гия представляет собой научное исследование со­циальных явлений, обусловленных социальными отношениями.