7. 3. РОДСТВО, БРАК И СЕМЬЯ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
К важнейшим объектам исследования социологии безусловно относятся семья и брак. Практически и нормативно (если оставить в стороне различные отклонения) каждый индивид во всех обществах получил воспитание и становление в семье. И во всех цивилизованных обществах большинство взрослого населения состоит в браке. Поэтому брак — это особый социальный институт, который касается если не каждого, то очень многих. Формы брака и особенно нормы семейной жизни в разных культурах могут значительно отличаться, но в рамках одной культуры в идеале довольно стабильны.
В поле зрения социологии семьи попадают следующие вопросы: принцип и критерии выбора супруга/супруги; брак и секс; брак и развод и многое другое. Аспектов столь много, сколь многообразны реальные матримониальные и сексуальные отношения современных людей. Причем в последнее время этот спектр значительно расширился и обогатился. Так, например, совместное проживание до брака или вне брака в большинстве индустриальных развитых стран уже давно стало повседневностью и нормой. И более широко: современная семья имеет более разнообразные формы, чем это было раньше.
Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как в ней закладывается и формируется умение жить в обществе, в социуме. Если иметь в виду самый распространенный тип семьи «родители —дети», то можно сказать, что взрослые члены семьи, нормативно, заботятся о несовершеннолетних членах и содержат их (Э. Гид-денс, 1989, 384), в свою очередь и престарелые родители могут рассчитывать на поддержку и помощь взрослых детей.
«Семья» — не абсолютно точное понятие, так как в зависимости от контекста оно может обозначать или более широкую, или более узкую группу весьма разного состава, члены которой живут вместе, связанные друг с другом определенными отношениями. Приведем, как пример, одно из определений семьи: «Семья — это группа, состоящая из двух или более человек, которые связаны друг с другом браком, кровной связью или усыновлением; которые ведут совместное хозяйство; вступают во взаимодействие в семейных ролях, и которые хранят унаследованную культуру, добавляя к ней выработанные совместно новые общие черты» (Бёр-жесс & Локке, 1945) (Burgess & Locke ). Реальные семьи в постоянно меняющемся обществе бывают самые многообразные и далекие от классической схемы. Например: две сестры, проживающие вместе, причем одна из них была адаптирована родителями (т. е. нет кровного родства); молодая женщина с ребенком, оставшаяся жить у родителей мужа после развода и ухода мужа из этого дома (т. е. свекор, свекровь, невестка и внук) и многие другие конкретно-жизненные реализации социальной модели «семья». В России, где жилищная проблема все еще достаточна остра, состав семьи очень часто определяется именно этим обстоятельством.
Семья по сравнению с другими социальными группами занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы созданы обществом, т. е. их можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существования — общественная жизнь (включая производственную); сфера же существования семьи в первую очередь — личная жизнь. Общественные социальные группы на практике более мобильны и гибки, чем семья. Социолог Б. Шеверс (1992, 87-88) (В. Schafers) приводит следующие отличительные черты семьи.
— Семья как группа содержит оба пола и вплоть до современной маленькой семьи — два поколения. Возраст, пол и связь разных поколений — это существенные черты семьи.
— Семья — в постоянном процессе перемен, что затрагивает и структуру норм и ценностей семьи, и распределение ролей (черта, присущая любой группе), и даже цели создания семьи и совместного группового проживания.
Как от социального института от семьи ожидают, чтобы она соответствовала требованиям общества, которые (требования), в свою очередь, основываются на ценностях общества. Семья «отвечает» за воспроизводство населения, т. е. за рождение и воспитание детей, а также за их социализацию. Брак возник как специальная форма регулирования таких эмоций и действий, которые без этого могли бы превратиться в фактор, дестабилизирующий общество. (Имеется в виду сексуальная активность и, как ее результат, — дети.) Эта функция брака актуальна и сейчас. Брак — не только формально оправдывает наличие ребенка, но и подразумевает то, чтобы биологические родители дали продолжение роду, выполняя тем самым и социальную функцию — воспроизводство населения (Аллин, 1972, 274-275) (АИуп).
В большинстве обществ брак — это социально признанный союз двух взрослых людей разного пола (Гидденс, 1989, 384). Когда два человека вступают в брак, они, естественно, становятся родственниками; таким образом, брак к тому же связывает более широкие родственные группы друг с другом. Круг родни мужа через брак становится и кругом родни жены.
Наряду с «обычным» браком возник «открытый брак» (фин. avoliitto), который по своим функциям мало отличается от первого. Это форма совместного проживания, союз двух людей, которые живут в одном жилище и ведут общее хозяйство -без официальной регистрации брака. Он широко распространен и официально признан. Правда, законодательство (по крайней мере, в Финляндии) пока не защищает права членов такой семьи так же гарантированно, как в традиционном браке.
Родство. Родственные связи - это связи индивидов на основе кровного родства или возникшие в результате брака. В большинстве западных стран родственные связи по практическим причинам ограничиваются небольшой группой близких родственников. Осведомленность в родстве, как правило, у большинства людей доходит только до двоюродных или троюродных братьев и сестер (Гидденс, 1989, 384).
Во многих других, особенно маленьких, культурах родственные связи весьма важны и значительны в разных сферах жизни. В некоторых культурах все члены общества практически родственны через множество косвенных связей, или по крайней мере, они предпочитают так считать. Такие родственные группы называются «кланы». Клан — это группа, все члены которой убеждены, что все они восходят к одному родоначальнику, и сами эти люди идентифицируют себя подобным образом, и посторонние считают их определенным сообществом, отличающимся от остальных своим идентите-том (Гидденс, 1989, 385).
У членов клана общие убеждения, взаимные экономические обязанности, и они, как правило, живут в одном и том же регионе. В таком обществе, даже у тех родственников, которые не считаются близкими, все-таки существует тесная и важная для них связь. Членство в клане регулирует практически все в жизни индивида, например выбор супруга/супруги.
Но и в тех обществах, где нет системы кланов, семья связана с довольно широкой сетью родственников. Если супружеская пара живет с детьми или каким-либо близким родственником, ведя совместное хозяйство, или в непосредственной близости друг от друга, можно говорить о «расширенной семье». Этот термин касается и такой семьи, где три или более поколений живут в одном хозяйстве, «деды— отцы —дети». А также по другой линии: братья со своими женами, или сестры со своими мужьями, или другие близкие родственники.
Э. Гидденс (1989, 386) разделяет семьи на две категории в зависимости от того, как индивид стал членом семьи: «ориентационная семья», так сказать, «вступление» в семью через рождение; и «растущая семья» — вступление в семью во взрослом возрасте — брак, адаптация.
В некоторых обществах семьи все еще квалифицируются по типу хозяйства. Если супружеская пара живет у родителей жены, семья называется «матриархальная семья», а у родителей мужа — «патриархальная семья». Матриархальная семья практически невозможна в восточных или среднеазиатских культурах, где моральная традиция диктует место проживания семьи и запрещает молодой паре поселяться у родителей жены, а только — в доме мужа. В старой России такое ограничение также существовало. Для мужа, проживающего с женой у ее родителей, было даже специальное название «примак». В современном обществе большинство семей живут вообще отдельно от родителей.
Формы брака. В современном мире существуют две основные формы брака: моногамия (единобрачие) и полигамия (многобрачие). Западной культуре свойственна моногамия, т.е. одновременно у человека может быть только одна жена или один муж. Полигамия (полигиния или полиандрия) — это брак, в котором или муж или жена имеет больше, чем одного супруга. Чаше встречается «полигиния», при которой у мужа одновременно несколько жен; но отмечены и случаи «полиандрии», при которой жена имеет одновременно нескольких мужей. «Полиандрия» встречается, как правило, только в самых отсталых обществах и обусловлена весьма специфическими обычаями таких обществ, в частности, убийством детей женского пола (Э. Гидденс, 1989, 386), что ведет к дисбалансу в соотношении мужчин и женщин: и если женщин меньше, то и «спрос» на них выше, в этом случае на одну женщину приходится более чем один мужчина.
Парадоксально, что полигамия более распространена (статистически), так как численность мусульманского населения, которому свойственна эта форма брака, выше. Однако несмотря на этот статистический приоритет, не полигамия определяет лицо современного брака. Кстати, в обществах, где полигинная форма брака разрешена, все-таки большинство мужчин имеет только одну жену. Для этого несколько причин. Во-первых: право на нескольких жен имеют только мужчины с очень высоким социальным статусом. Во-вторых: не многие мужчины способны содержать нескольких жен. В-третьих: видимо, не существует такого общества, демографический состав которого позволил бы каждому мужчине иметь несколько жен (Э.Гидденс, 1989, 387).
В полигинных семьях могут быть разные способы проживания: все жены могут жить вместе и, что важно, в одном жилище с первой женой, или, напротив, каждая из них имеет отдельное жилье. При этом, как отмечает Э. Гидденс (1989, 387), муж считает одно жилище своим основным домом, но проводит определенное количество ночей в неделю или в месяц с другими женами, в определенной очередности. Часто в таком браке жены — друзья и компаньонки некоего семейного «сотрудничества», но естественно, возможна и другая ситуация, когда необходимость делить одного мужчину (даже освященная традицией) приводит к напряженности и конкуренции. Тогда эти разногласия регулируются иерархической системой положения жен: старшие (по продолжительности брака) жены имеют больший авторитет и большие права, чем более молодые жены.
Выбор супруга/супруги. На выбор супруга/ супруги влияет множество факторов, которые несколько упрощенно могут быть сведены в два принципа: выбор по схожести (гомогамия) и выбор по противоположности, когда индивид видит в своем избраннике/избраннице те черты, которых не хватает ему самому (гетерогамия). Однако нередко эти принципы имеют «размытые границы» — часть черт будущих супругов совпадает, часть — нет. Однако «гомогамия» и «гетерогамия» важны как тенденция.
На фазе аграрного общества семья — это производственная единица в сфере земледелия или ручного ремесла. Супругу/су пру га не выбирали на основе любви или эмоций, этот выбор диктовался экономической необходимостью соединения семейных предприятий, сложившимися социальными связями и взаимозависимостями. Землевладельцы часто организовывали или контролировали браки своих безземельных крестьян, чтобы гарантировать наличие и устойчивость рабочей силы в своем хозяйстве. Если безземельный крестьянин сам делал свой выбор, он должен был получить разрешение на брак у хозяина. При этом браки между двумя безземельными или малоимущими были невыгодны для землевладельца и обычно запрещались. Из этого видно, насколько экономический аспект в матримониальной сфере доминировал над эмоционально-личностным.
Добрачные и внебрачные интимные отношения во многих обществах были и есть неподконтрольны и характерны для разных социальных и имущественных слоев. В определенных обществах, например в старой Финляндии, мужчина должен был до брака доказать свою способность к оплодотворению, поэтому считалось нормативным, если невеста к моменту венчания уже была беременной. Если же невеста не забеременела, пара не вступала в брак, и более того, эта девушка по моральным устоям общества уже не могла выйти замуж вообще. Мужчина же впоследствии мог жениться. То есть, здесь вступали в противоречие экономические и нравственные принципы. Интересно и неожиданно, что по статистике количество внебрачных детей в Европе в старые времена было большим, чем сейчас.
В настоящее время браки расторгаются весьма часто. На это множество причин. Одна из них, видимо, — большая независимость женщин и их экономическая защищенность, благодаря профессиональной карьере и работе. Однако есть и обратная -тенденция. Так, по статистическим данным, в Германии в последние годы количество разводов уменьшилось, что частично объясняется растущей безработицей, когда общий семейный бюджет и моральная поддержка приобретают особое значение.
К важнейшим объектам исследования социологии безусловно относятся семья и брак. Практически и нормативно (если оставить в стороне различные отклонения) каждый индивид во всех обществах получил воспитание и становление в семье. И во всех цивилизованных обществах большинство взрослого населения состоит в браке. Поэтому брак — это особый социальный институт, который касается если не каждого, то очень многих. Формы брака и особенно нормы семейной жизни в разных культурах могут значительно отличаться, но в рамках одной культуры в идеале довольно стабильны.
В поле зрения социологии семьи попадают следующие вопросы: принцип и критерии выбора супруга/супруги; брак и секс; брак и развод и многое другое. Аспектов столь много, сколь многообразны реальные матримониальные и сексуальные отношения современных людей. Причем в последнее время этот спектр значительно расширился и обогатился. Так, например, совместное проживание до брака или вне брака в большинстве индустриальных развитых стран уже давно стало повседневностью и нормой. И более широко: современная семья имеет более разнообразные формы, чем это было раньше.
Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как в ней закладывается и формируется умение жить в обществе, в социуме. Если иметь в виду самый распространенный тип семьи «родители —дети», то можно сказать, что взрослые члены семьи, нормативно, заботятся о несовершеннолетних членах и содержат их (Э. Гид-денс, 1989, 384), в свою очередь и престарелые родители могут рассчитывать на поддержку и помощь взрослых детей.
«Семья» — не абсолютно точное понятие, так как в зависимости от контекста оно может обозначать или более широкую, или более узкую группу весьма разного состава, члены которой живут вместе, связанные друг с другом определенными отношениями. Приведем, как пример, одно из определений семьи: «Семья — это группа, состоящая из двух или более человек, которые связаны друг с другом браком, кровной связью или усыновлением; которые ведут совместное хозяйство; вступают во взаимодействие в семейных ролях, и которые хранят унаследованную культуру, добавляя к ней выработанные совместно новые общие черты» (Бёр-жесс & Локке, 1945) (Burgess & Locke ). Реальные семьи в постоянно меняющемся обществе бывают самые многообразные и далекие от классической схемы. Например: две сестры, проживающие вместе, причем одна из них была адаптирована родителями (т. е. нет кровного родства); молодая женщина с ребенком, оставшаяся жить у родителей мужа после развода и ухода мужа из этого дома (т. е. свекор, свекровь, невестка и внук) и многие другие конкретно-жизненные реализации социальной модели «семья». В России, где жилищная проблема все еще достаточна остра, состав семьи очень часто определяется именно этим обстоятельством.
Семья по сравнению с другими социальными группами занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы созданы обществом, т. е. их можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существования — общественная жизнь (включая производственную); сфера же существования семьи в первую очередь — личная жизнь. Общественные социальные группы на практике более мобильны и гибки, чем семья. Социолог Б. Шеверс (1992, 87-88) (В. Schafers) приводит следующие отличительные черты семьи.
— Семья как группа содержит оба пола и вплоть до современной маленькой семьи — два поколения. Возраст, пол и связь разных поколений — это существенные черты семьи.
— Семья — в постоянном процессе перемен, что затрагивает и структуру норм и ценностей семьи, и распределение ролей (черта, присущая любой группе), и даже цели создания семьи и совместного группового проживания.
Как от социального института от семьи ожидают, чтобы она соответствовала требованиям общества, которые (требования), в свою очередь, основываются на ценностях общества. Семья «отвечает» за воспроизводство населения, т. е. за рождение и воспитание детей, а также за их социализацию. Брак возник как специальная форма регулирования таких эмоций и действий, которые без этого могли бы превратиться в фактор, дестабилизирующий общество. (Имеется в виду сексуальная активность и, как ее результат, — дети.) Эта функция брака актуальна и сейчас. Брак — не только формально оправдывает наличие ребенка, но и подразумевает то, чтобы биологические родители дали продолжение роду, выполняя тем самым и социальную функцию — воспроизводство населения (Аллин, 1972, 274-275) (АИуп).
В большинстве обществ брак — это социально признанный союз двух взрослых людей разного пола (Гидденс, 1989, 384). Когда два человека вступают в брак, они, естественно, становятся родственниками; таким образом, брак к тому же связывает более широкие родственные группы друг с другом. Круг родни мужа через брак становится и кругом родни жены.
Наряду с «обычным» браком возник «открытый брак» (фин. avoliitto), который по своим функциям мало отличается от первого. Это форма совместного проживания, союз двух людей, которые живут в одном жилище и ведут общее хозяйство -без официальной регистрации брака. Он широко распространен и официально признан. Правда, законодательство (по крайней мере, в Финляндии) пока не защищает права членов такой семьи так же гарантированно, как в традиционном браке.
Родство. Родственные связи - это связи индивидов на основе кровного родства или возникшие в результате брака. В большинстве западных стран родственные связи по практическим причинам ограничиваются небольшой группой близких родственников. Осведомленность в родстве, как правило, у большинства людей доходит только до двоюродных или троюродных братьев и сестер (Гидденс, 1989, 384).
Во многих других, особенно маленьких, культурах родственные связи весьма важны и значительны в разных сферах жизни. В некоторых культурах все члены общества практически родственны через множество косвенных связей, или по крайней мере, они предпочитают так считать. Такие родственные группы называются «кланы». Клан — это группа, все члены которой убеждены, что все они восходят к одному родоначальнику, и сами эти люди идентифицируют себя подобным образом, и посторонние считают их определенным сообществом, отличающимся от остальных своим идентите-том (Гидденс, 1989, 385).
У членов клана общие убеждения, взаимные экономические обязанности, и они, как правило, живут в одном и том же регионе. В таком обществе, даже у тех родственников, которые не считаются близкими, все-таки существует тесная и важная для них связь. Членство в клане регулирует практически все в жизни индивида, например выбор супруга/супруги.
Но и в тех обществах, где нет системы кланов, семья связана с довольно широкой сетью родственников. Если супружеская пара живет с детьми или каким-либо близким родственником, ведя совместное хозяйство, или в непосредственной близости друг от друга, можно говорить о «расширенной семье». Этот термин касается и такой семьи, где три или более поколений живут в одном хозяйстве, «деды— отцы —дети». А также по другой линии: братья со своими женами, или сестры со своими мужьями, или другие близкие родственники.
Э. Гидденс (1989, 386) разделяет семьи на две категории в зависимости от того, как индивид стал членом семьи: «ориентационная семья», так сказать, «вступление» в семью через рождение; и «растущая семья» — вступление в семью во взрослом возрасте — брак, адаптация.
В некоторых обществах семьи все еще квалифицируются по типу хозяйства. Если супружеская пара живет у родителей жены, семья называется «матриархальная семья», а у родителей мужа — «патриархальная семья». Матриархальная семья практически невозможна в восточных или среднеазиатских культурах, где моральная традиция диктует место проживания семьи и запрещает молодой паре поселяться у родителей жены, а только — в доме мужа. В старой России такое ограничение также существовало. Для мужа, проживающего с женой у ее родителей, было даже специальное название «примак». В современном обществе большинство семей живут вообще отдельно от родителей.
Формы брака. В современном мире существуют две основные формы брака: моногамия (единобрачие) и полигамия (многобрачие). Западной культуре свойственна моногамия, т.е. одновременно у человека может быть только одна жена или один муж. Полигамия (полигиния или полиандрия) — это брак, в котором или муж или жена имеет больше, чем одного супруга. Чаше встречается «полигиния», при которой у мужа одновременно несколько жен; но отмечены и случаи «полиандрии», при которой жена имеет одновременно нескольких мужей. «Полиандрия» встречается, как правило, только в самых отсталых обществах и обусловлена весьма специфическими обычаями таких обществ, в частности, убийством детей женского пола (Э. Гидденс, 1989, 386), что ведет к дисбалансу в соотношении мужчин и женщин: и если женщин меньше, то и «спрос» на них выше, в этом случае на одну женщину приходится более чем один мужчина.
Парадоксально, что полигамия более распространена (статистически), так как численность мусульманского населения, которому свойственна эта форма брака, выше. Однако несмотря на этот статистический приоритет, не полигамия определяет лицо современного брака. Кстати, в обществах, где полигинная форма брака разрешена, все-таки большинство мужчин имеет только одну жену. Для этого несколько причин. Во-первых: право на нескольких жен имеют только мужчины с очень высоким социальным статусом. Во-вторых: не многие мужчины способны содержать нескольких жен. В-третьих: видимо, не существует такого общества, демографический состав которого позволил бы каждому мужчине иметь несколько жен (Э.Гидденс, 1989, 387).
В полигинных семьях могут быть разные способы проживания: все жены могут жить вместе и, что важно, в одном жилище с первой женой, или, напротив, каждая из них имеет отдельное жилье. При этом, как отмечает Э. Гидденс (1989, 387), муж считает одно жилище своим основным домом, но проводит определенное количество ночей в неделю или в месяц с другими женами, в определенной очередности. Часто в таком браке жены — друзья и компаньонки некоего семейного «сотрудничества», но естественно, возможна и другая ситуация, когда необходимость делить одного мужчину (даже освященная традицией) приводит к напряженности и конкуренции. Тогда эти разногласия регулируются иерархической системой положения жен: старшие (по продолжительности брака) жены имеют больший авторитет и большие права, чем более молодые жены.
Выбор супруга/супруги. На выбор супруга/ супруги влияет множество факторов, которые несколько упрощенно могут быть сведены в два принципа: выбор по схожести (гомогамия) и выбор по противоположности, когда индивид видит в своем избраннике/избраннице те черты, которых не хватает ему самому (гетерогамия). Однако нередко эти принципы имеют «размытые границы» — часть черт будущих супругов совпадает, часть — нет. Однако «гомогамия» и «гетерогамия» важны как тенденция.
На фазе аграрного общества семья — это производственная единица в сфере земледелия или ручного ремесла. Супругу/су пру га не выбирали на основе любви или эмоций, этот выбор диктовался экономической необходимостью соединения семейных предприятий, сложившимися социальными связями и взаимозависимостями. Землевладельцы часто организовывали или контролировали браки своих безземельных крестьян, чтобы гарантировать наличие и устойчивость рабочей силы в своем хозяйстве. Если безземельный крестьянин сам делал свой выбор, он должен был получить разрешение на брак у хозяина. При этом браки между двумя безземельными или малоимущими были невыгодны для землевладельца и обычно запрещались. Из этого видно, насколько экономический аспект в матримониальной сфере доминировал над эмоционально-личностным.
Добрачные и внебрачные интимные отношения во многих обществах были и есть неподконтрольны и характерны для разных социальных и имущественных слоев. В определенных обществах, например в старой Финляндии, мужчина должен был до брака доказать свою способность к оплодотворению, поэтому считалось нормативным, если невеста к моменту венчания уже была беременной. Если же невеста не забеременела, пара не вступала в брак, и более того, эта девушка по моральным устоям общества уже не могла выйти замуж вообще. Мужчина же впоследствии мог жениться. То есть, здесь вступали в противоречие экономические и нравственные принципы. Интересно и неожиданно, что по статистике количество внебрачных детей в Европе в старые времена было большим, чем сейчас.
В настоящее время браки расторгаются весьма часто. На это множество причин. Одна из них, видимо, — большая независимость женщин и их экономическая защищенность, благодаря профессиональной карьере и работе. Однако есть и обратная -тенденция. Так, по статистическим данным, в Германии в последние годы количество разводов уменьшилось, что частично объясняется растущей безработицей, когда общий семейный бюджет и моральная поддержка приобретают особое значение.