7. 2. ЭТНИЧЕСКИЕ СУБКУЛЬТУРЫ И РАСИЗМ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
По общепринятому определению, этническая группа — это группа людей, имеющих некоторые особые этнические, т. е. культурные, языковые, религиозные или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение и которые сами осознают свою причастность к общей группе. Освоенные и воспринятые этнические различия — это язык, культура и религия, в то время как расовые черты, конечно, передаются наследственно (ср. Гидденс, 1989, 244) (Giddens). Кроме понятия «этнический» есть понятие «национальный», причем первое распространено шире (Аллард & Старк) (Allardt & Starck, 1981).
Как правило, в современных государствах живут многочисленные этнические группы. Страны, длительное время принимавшие и принимающие эмигрантов, например США и Австралия, бесспорно являются многокультурными и многонациональными странами. Правда, сегодня и многие страны Европы явно становятся местом проживания разных этнических групп. Это прежде всего относится к странам, имевшим ранее колонии, так как это способствовало эмиграции из колоний в метрополии (например большое количество пакистанцев и индийцев в Англии).
Характерная черта этнической группы — это то, что она сама классифицирует себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую она всеми способами стремится сохранить. Расовая группа, в отличие от этнической, определяется как таковая окружением, людьми вне этой группы. Как правило, индивид, классифицированный на расовом основании, занимает подчиненную позицию по отношению к «классификатору» (Либ-кинд, 1994, 22-23) (Liebkind).
Этническая группа может быть идентифицирована только в том случае, если ее отличительные черты (язык, культура, раса) начинают приобретать социальный смысл: с одной стороны, окружающие должны идентифицировать эту группу как этнически особую; с другой стороны, и сама группа должна осознавать свою специфичность и особенность (Барт, 1969) (Barth).
Позитивное значение идентификации этнической группы — это сохранение традиций, культуры, в целом укоренившегося глубоко в социальных структурах исторического наследия. Социологи Э. Аллард и К. Старк (1981) определили для этнической группы четыре обязательных критерия. Для причисления индивида к этнической группе должно быть выдержано одно (или более) из нижеследующих условий:
1. Самоопределение, причисление себя к этнической группе.
2. Наличие родственных связей, общих корней членов какой-либо группы населения.
3. Специфические культурные черты, владение общим языком.
4. Наличие социальной организации для внутренних контактов и для взаимодействия с окружающими.
Центральный фактор принадлежности к этнической группе — это собственное желание индивида принадлежать к ней, т. е. классифицировать себя как члена группы. Дефиниция со стороны основывается, как правило, на внешних приметах, таких как знание языка или внешний вид.
Происхождение — это второе условие принадлежности к группе. Как правило, родители и предки большинства членов этнической группы входят в нее на основе общей национальности, унаследованной из поколения в поколение. Другие члены группы вошли в нее через брак.
Группа должна иметь некую социальную организацию, которая регулирует как взаимную деятельность собственных членов, так и отношения между этой группой и лицами, не входящими в нее. Такой организацией может быть любое, даже незарегистрированное сообщество, объединяющее людей (клуб, кружок). Без такой организации не существует этнической группы (Аллард & Старк, 1981, 38-41).
Этническая группа, или этническое меньшинство, может занимать в обществе принципиально разную позицию, т. е. быть дискриминируемой или равноправной. Э. Гидденс(1989, 245) рассматривает характерные черты дискриминируемой этнической группы или этнического меньшинства.
1. Итак, члены группы могут подвергаться дискриминации. Дискриминация — это редукция или полное лишение прав и свобод для определенной группы населения. Дискриминация может проявляться как в бытовой сфере, например, запрещение посещения ресторанов, других общественных мест, так и в производственной сфере: запреты на црофессии, труднодоступность образования, невозможность успешной карьеры, что в конечном итоге приводит к снижению материального уровня или даже обнищанию дискриминируемой группы.
2. У представителей меньшинства, как правило, развивается чувство коллективной солидарности и единства и даже взаимопомощи в результате пережитых вместе притеснений и пройденных вместе испытаний.
3. Меньшинства обычно не только социально отдалены от основного социума (аутсайдеры), но иногда изолированы и физически. Нередко они проживают в компактных поселениях или в определенных городах или регионах страны (обычно не лучших). В меньшинствах, как правило, наблюдается «эндогамия», т. е. заключение браков внутри данной группы. Между членами меньшинства и болыпинства брак заключается весьма редко.
При этом каждая из сторон имеет свои причины: представители большинства не идут на это из соображений социальной иерархии и чувства своего «превосходства», а члены меньшинства — с целью сохранения исконной культуры группы.
Термин «меньшинство» условен, он не всегда отражает реальный количественный состав группы. Группа меньшинства, в таком аспекте, который был представлен выше, не обязательно меньше по количеству членов, чем группа большинства, но она является дискриминируемой и подчиненной с социологической точки зрения. Например, в Южно-Африканской Республике небольшая группа белого населения долгое время доминировала, управляла большой группой черного большинства (которая в этом случае считается «этническим меньшинством»).
Американский ученый Луис Вирт (1956) (Louis Wirth) дает свое определение «меньшинства», особенно подчеркивая отношение к нему основной части населения. «Меньшинство — это группа людей, отличающаяся по своим физическим, культурным или иным свойствам от остального общества, которое и относится к этим людям как к отличающимся и особенным. Предпосылка для существования меньшинств — это наличие соответствующей, господствующей группы, которая обычно имеет более высокий статус и большие привилегии» .
Этноцентризм — это общая концепция или точка зрения отдельных людей, согласно которой собственный народ, социальный слой, собственная раса или некая собственная группа выдвигается на центральное место как превосходящая все остальные и превалирующая. С понятием «этноцентризм» связаны как положительные последствия (в меньшей мере) — например, патриотизм, чувство национального достоинства, так и негативные (в основном) — дискриминация, национализм, шовинизм, сегрегация.
Этноцентризм свойственен каждой группе, которая является в какой-то степени независимой, самостоятельной и сознающей свой идентитет. Этноцентрические позиции «выгодны» самой группе тем, что с их помощью группа определяет свое место среди других групп, укрепляет свой идентитет и сохраняет свои культурные черты. Однако крайние формы этноцентризма связаны с религиозным фанатизмом и расизмом и ведут даже к насилию и агрессии (Сарессало, 1977, 50-52) (Saressalo).
В концепцию этноцентризма входит и понятие «стереотип». В данном случае это принятые какой-либо группой обобщенные, схематические представления о других группах, об их культуре и свойствах. Стереотипный способ реагирования — это долговременное, стабильное и, несмотря на новый, даже совсем свежий опыт, непреклонное представление о поведенческих чертах других людей или групп, а также твердое мнение о каких-либо организациях или социальных формированиях (ср. Харт-фелд, 1976) (Hartfield). Стереотипы напоминают предубеждения, для них не нужны логические обоснования, и даже их объективность и правдоподобность не всегда бесспорны (Сарессало, 1977, 50).
Американский социолог Уильям Г. Самнер (1960) (William G. Stunner) изучал возникновение этно-центризма среди первобытных народов и пришел к выводу, что почти каждый из этих народов претендовал на особое место, «датируя» его еще сотворением мира. Об этом свидетельствует, например, следующая индейская легенда, изложенная М. Херсковичем (1951) (М. Herskovits):
«Чтобы увенчать свою созидательную работу, Бог вылепил из теста три человеческие фигурки и положил их в жаровню. Через какое-то время он с нетерпением вынул из печки первого человечка, наружность которого была слишком светлой и потому неприятной. Он был «непропечен» и внутри. Скоро Бог достал второго; этот удался на славу: он был красиво коричневым снаружи и «спелым» внутри. С радостью Бог сделал его основателем индейского рода. Но третий, к сожалению, за это время сильно подгорел и стал совсем черным. Первый персонаж стал основателем белого рода, а последний — черного».
Подобные легенды и мифы характерны для предрассудков этнической группы. Под предрассудками, по определению американского ученого У. Уивера (1954) (W. Weaver), подразумевают «оценку социальных ситуаций на основе заранее освоенных идей и ценностей, без эмпирического доказательства или рационального и логического хода рассуждений». Исходя из мифологического мышления, собственная группа обладает всеми достоинствами; она живет на радость Бога. Характерные черты каждой подобной группы, как говорилось выше, возводятся еще к сотворению мира и являются или даром, или ошибкой создателя. При этом собственная группа, разумеется, причисляется к «избранному народу». Подобный взгляд содержит расовую мотивацию; с ним связана вера в то, что успешная деятельность людей зависит от их биологического качества. Логичный вывод из подобной концепции следующий: определенные люди по своим биологическим расовым качествам изначально якобы более одарены и талантливы, чем другие, совершеннее, как физически, так и психически, и поэтому более годны и способны для руководства и управления миром и для занятия высших социальных позиций в обществе (Э. Асп, 1969) (Asp).
Одна из крайних форм этноцентризма — расизм, который можно определить как совокупность понятий, согласно которым какая-то одна раса как в моральном и умственном, так и культурном отношении превосходит какую-то другую расу или другие расы и суперкачества которой передаются наследственно от одного поколения к другому. Расизм является стимулятором борьбы за власть между нациями и идеологической основой национальной конкуренции. Он поддерживает убеждение о том, что биологическое смешение разных рас привело бы к наследственно-генетической и социально-культурно-моральной дегенерации «высшей» расы (Хартфелд, 1976) (Hartfield). Поэтому необходимы защитные и предохранительные средства против таких явлений. Яркими примерами расизма могут служить апартеид, т. е. полное отделение рас или групп населения друг от друга на основе расового признака, и антисемитизм и шовинизм. Апартеид проявляется в региональном разделении или изоляции, что приводит к образовательной, имущественной дискриминации и экономическому давлению и далее — к политической изоляции. В сфере личной жизни апартеид диктует ограничение и даже запрет сексуальных взаимосвязей и других контактов между расовыми «аутсайдерами» и основными группами населения (Хартфелд, 1976).
В более широком смысле расизм сегодня — это все то, что связано с расовой дискриминацией, расовыми предрассудками и попранием национального равноправия. Современный расизм проявляется и во враждебном отношении к переселенцам, и в непризнании прав на самоопределение и сохранение различных культур (Либкинд, 1994, 39-40) (Liebkind).
Расизм, как известно, основывается на понятиях и учениях о расе. Гордон Алпорт (1992) (Gordon Allport), изучавший расы, заметил, что уже теория Ч. Дарвина о происхождении видов фактически содержит разделение на расы. Хотя его учение касалось животного мира, позже оно было приложено и к человеческому обществу. Таким образом, и дарвинизм использовался как аргумент в пользу расизма и как оправдание расистским предрассудкам. Сторонники подобных взглядов видят в расе свойства, присущие ей изначально и постоянно, и передающиеся наследственно. Такой упрощенный подход не учитывает роли и влияния окружающей среды на индивида, игнорирует тип и характер его индивидуального поведения, отказывая ему в способности приобрести в течение жизни какие-либо новые черты, кроме как получить наследственные. Если у человека присутствует хотя бы одно расовое свойство, ему произвольно на основе стереотипов приписываются и все остальные свойства данной расы, особенно негативные. Расовые предрассудки и стереотипы — выражение примитивного подхода к вопросу о специфике и соотношении разных типов людей и групп населения. Подобные стереотипы всегда использовались и в политических целях. Подстрекатели расовой вражды обычно пользуются массой, возбуждаемой реальным или инсценированным «общим врагом», для реализации своих целей (Алпорт, 1992, 107-110).
Концепция Пьера ван де Берге (1970) (Pierre van de Berghe) ( цитируемая здесь по названной книге Э. Гидденса) различает три уровня сегрегации (лат. segregare — отделять, удалять) на примере южноафриканского общества:
1. Микросегрегация — разделение некоторых общественных мест, таких как умывальные, залы ожидания, пассажирские вагоны и др. для белых и небелых граждан.
2. Меццосегрегация — выделение специальных жилых районов для небелых граждан и принуждение их к проживанию там.
3. Макросегрегация — создание специальных национальных резерваций.
Пожалуй, наиболее заметна, и даже негативно символична, микросегрегация — разделение мест общественного пользования для белых и черных. Но она как раз и сокращается из-за международного осуждения и давления; остальные же формы сегрегации в какой-то мере сохраняются там, где они поддерживаются и контролируются расистки настроенными белыми (Гидденс, 1989).
Расизм — это, к сожалению, реальность сегодняшнего мира, не исключая и Европы. Приходится признать, что есть еще немало людей, которые не могут смириться с тем, что кто-то по-иному мыслит и представляет иную культуру. Конечно, некоторые успехи в борьбе с расизмом есть; например, нарушением прав человека признано преследование евреев. Однако неприязнь, а иногда и ненависть к иностранцам, ксенофобия (гр. xenos — чужой), неонацизм, ультраправое мышление, идеологические движения, направленные против какой-либо группы населения, ограничения прав репрессируемых групп населения и даже теракты против них, все это — лицо современного расизма. Может быть, различные этнические группы в европейских государствах еще не приобрели опыта совместного проживания, и сепаратистские (т. е. поддерживающие разделение) стремления возникают время от времени в разных частях Европы.
Исключительно показателен для всех многоэтнических стран опыт США, которые, как известно, являются результатом величайшего переселения и могут служить примером для будущих перемен и в Европе. Э. Гидденс (1989, 271) констатирует три модели, которые характеризуют развитие этнических отношений СИТА:
1. Первая модель: слитность, или ассимиляция. Это означает, что иммигранты отказываются от своих традиций и обычаев и адаптируют свое поведение в соответствии с ценностями и нормами страны, принявшей их. Дети этих иммигрантов, как правило, чувствуют себя настоящими «американцами».
2. Вторая модель может быть метафорически названа «плавильная печь». Это модель мирного сожительства разных этносов, которые, проживая вместе, не теряют своих культурных и поведенческих особенностей, но в то же время эти особенности смешиваются, «переплавляются» и создают новый тип культуры. Эта модель наиболее характерна для этнической ситуации в США. По мнению многих, это самый желательный результат этнических взаимодействий.
3. Третья модель — плюралистическая культура: общество развивается на основе многокультурного принципа, когда каждый этнос, с согласия других, сохраняет свою собственную культуру. В таком обществе существуют разные, но равноправные субкультуры.
Австралия, которая принимала и принимает большое количество эмигрантов, долгое время стремилась осуществлять ассимиляционную политику, но сегодня она явно придерживается принципа третьей модели, когда все существующие культуры обогащают общую культуру и осуществляют идею «дать всем цветам цвести».
Объединение Европы также означает сосуществование разных культур, хотя этнические и расовые предрассудки, такие как дискриминация меньшинств и сегрегация, все еще создают напряжение.
Напомним, что тема этой главы — объекты исследования социологии. Мы стремились обрисовать в общих чертах главные из них: демографические, культурные и поведенческие.
По общепринятому определению, этническая группа — это группа людей, имеющих некоторые особые этнические, т. е. культурные, языковые, религиозные или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение и которые сами осознают свою причастность к общей группе. Освоенные и воспринятые этнические различия — это язык, культура и религия, в то время как расовые черты, конечно, передаются наследственно (ср. Гидденс, 1989, 244) (Giddens). Кроме понятия «этнический» есть понятие «национальный», причем первое распространено шире (Аллард & Старк) (Allardt & Starck, 1981).
Как правило, в современных государствах живут многочисленные этнические группы. Страны, длительное время принимавшие и принимающие эмигрантов, например США и Австралия, бесспорно являются многокультурными и многонациональными странами. Правда, сегодня и многие страны Европы явно становятся местом проживания разных этнических групп. Это прежде всего относится к странам, имевшим ранее колонии, так как это способствовало эмиграции из колоний в метрополии (например большое количество пакистанцев и индийцев в Англии).
Характерная черта этнической группы — это то, что она сама классифицирует себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую она всеми способами стремится сохранить. Расовая группа, в отличие от этнической, определяется как таковая окружением, людьми вне этой группы. Как правило, индивид, классифицированный на расовом основании, занимает подчиненную позицию по отношению к «классификатору» (Либ-кинд, 1994, 22-23) (Liebkind).
Этническая группа может быть идентифицирована только в том случае, если ее отличительные черты (язык, культура, раса) начинают приобретать социальный смысл: с одной стороны, окружающие должны идентифицировать эту группу как этнически особую; с другой стороны, и сама группа должна осознавать свою специфичность и особенность (Барт, 1969) (Barth).
Позитивное значение идентификации этнической группы — это сохранение традиций, культуры, в целом укоренившегося глубоко в социальных структурах исторического наследия. Социологи Э. Аллард и К. Старк (1981) определили для этнической группы четыре обязательных критерия. Для причисления индивида к этнической группе должно быть выдержано одно (или более) из нижеследующих условий:
1. Самоопределение, причисление себя к этнической группе.
2. Наличие родственных связей, общих корней членов какой-либо группы населения.
3. Специфические культурные черты, владение общим языком.
4. Наличие социальной организации для внутренних контактов и для взаимодействия с окружающими.
Центральный фактор принадлежности к этнической группе — это собственное желание индивида принадлежать к ней, т. е. классифицировать себя как члена группы. Дефиниция со стороны основывается, как правило, на внешних приметах, таких как знание языка или внешний вид.
Происхождение — это второе условие принадлежности к группе. Как правило, родители и предки большинства членов этнической группы входят в нее на основе общей национальности, унаследованной из поколения в поколение. Другие члены группы вошли в нее через брак.
Группа должна иметь некую социальную организацию, которая регулирует как взаимную деятельность собственных членов, так и отношения между этой группой и лицами, не входящими в нее. Такой организацией может быть любое, даже незарегистрированное сообщество, объединяющее людей (клуб, кружок). Без такой организации не существует этнической группы (Аллард & Старк, 1981, 38-41).
Этническая группа, или этническое меньшинство, может занимать в обществе принципиально разную позицию, т. е. быть дискриминируемой или равноправной. Э. Гидденс(1989, 245) рассматривает характерные черты дискриминируемой этнической группы или этнического меньшинства.
1. Итак, члены группы могут подвергаться дискриминации. Дискриминация — это редукция или полное лишение прав и свобод для определенной группы населения. Дискриминация может проявляться как в бытовой сфере, например, запрещение посещения ресторанов, других общественных мест, так и в производственной сфере: запреты на црофессии, труднодоступность образования, невозможность успешной карьеры, что в конечном итоге приводит к снижению материального уровня или даже обнищанию дискриминируемой группы.
2. У представителей меньшинства, как правило, развивается чувство коллективной солидарности и единства и даже взаимопомощи в результате пережитых вместе притеснений и пройденных вместе испытаний.
3. Меньшинства обычно не только социально отдалены от основного социума (аутсайдеры), но иногда изолированы и физически. Нередко они проживают в компактных поселениях или в определенных городах или регионах страны (обычно не лучших). В меньшинствах, как правило, наблюдается «эндогамия», т. е. заключение браков внутри данной группы. Между членами меньшинства и болыпинства брак заключается весьма редко.
При этом каждая из сторон имеет свои причины: представители большинства не идут на это из соображений социальной иерархии и чувства своего «превосходства», а члены меньшинства — с целью сохранения исконной культуры группы.
Термин «меньшинство» условен, он не всегда отражает реальный количественный состав группы. Группа меньшинства, в таком аспекте, который был представлен выше, не обязательно меньше по количеству членов, чем группа большинства, но она является дискриминируемой и подчиненной с социологической точки зрения. Например, в Южно-Африканской Республике небольшая группа белого населения долгое время доминировала, управляла большой группой черного большинства (которая в этом случае считается «этническим меньшинством»).
Американский ученый Луис Вирт (1956) (Louis Wirth) дает свое определение «меньшинства», особенно подчеркивая отношение к нему основной части населения. «Меньшинство — это группа людей, отличающаяся по своим физическим, культурным или иным свойствам от остального общества, которое и относится к этим людям как к отличающимся и особенным. Предпосылка для существования меньшинств — это наличие соответствующей, господствующей группы, которая обычно имеет более высокий статус и большие привилегии» .
Этноцентризм — это общая концепция или точка зрения отдельных людей, согласно которой собственный народ, социальный слой, собственная раса или некая собственная группа выдвигается на центральное место как превосходящая все остальные и превалирующая. С понятием «этноцентризм» связаны как положительные последствия (в меньшей мере) — например, патриотизм, чувство национального достоинства, так и негативные (в основном) — дискриминация, национализм, шовинизм, сегрегация.
Этноцентризм свойственен каждой группе, которая является в какой-то степени независимой, самостоятельной и сознающей свой идентитет. Этноцентрические позиции «выгодны» самой группе тем, что с их помощью группа определяет свое место среди других групп, укрепляет свой идентитет и сохраняет свои культурные черты. Однако крайние формы этноцентризма связаны с религиозным фанатизмом и расизмом и ведут даже к насилию и агрессии (Сарессало, 1977, 50-52) (Saressalo).
В концепцию этноцентризма входит и понятие «стереотип». В данном случае это принятые какой-либо группой обобщенные, схематические представления о других группах, об их культуре и свойствах. Стереотипный способ реагирования — это долговременное, стабильное и, несмотря на новый, даже совсем свежий опыт, непреклонное представление о поведенческих чертах других людей или групп, а также твердое мнение о каких-либо организациях или социальных формированиях (ср. Харт-фелд, 1976) (Hartfield). Стереотипы напоминают предубеждения, для них не нужны логические обоснования, и даже их объективность и правдоподобность не всегда бесспорны (Сарессало, 1977, 50).
Американский социолог Уильям Г. Самнер (1960) (William G. Stunner) изучал возникновение этно-центризма среди первобытных народов и пришел к выводу, что почти каждый из этих народов претендовал на особое место, «датируя» его еще сотворением мира. Об этом свидетельствует, например, следующая индейская легенда, изложенная М. Херсковичем (1951) (М. Herskovits):
«Чтобы увенчать свою созидательную работу, Бог вылепил из теста три человеческие фигурки и положил их в жаровню. Через какое-то время он с нетерпением вынул из печки первого человечка, наружность которого была слишком светлой и потому неприятной. Он был «непропечен» и внутри. Скоро Бог достал второго; этот удался на славу: он был красиво коричневым снаружи и «спелым» внутри. С радостью Бог сделал его основателем индейского рода. Но третий, к сожалению, за это время сильно подгорел и стал совсем черным. Первый персонаж стал основателем белого рода, а последний — черного».
Подобные легенды и мифы характерны для предрассудков этнической группы. Под предрассудками, по определению американского ученого У. Уивера (1954) (W. Weaver), подразумевают «оценку социальных ситуаций на основе заранее освоенных идей и ценностей, без эмпирического доказательства или рационального и логического хода рассуждений». Исходя из мифологического мышления, собственная группа обладает всеми достоинствами; она живет на радость Бога. Характерные черты каждой подобной группы, как говорилось выше, возводятся еще к сотворению мира и являются или даром, или ошибкой создателя. При этом собственная группа, разумеется, причисляется к «избранному народу». Подобный взгляд содержит расовую мотивацию; с ним связана вера в то, что успешная деятельность людей зависит от их биологического качества. Логичный вывод из подобной концепции следующий: определенные люди по своим биологическим расовым качествам изначально якобы более одарены и талантливы, чем другие, совершеннее, как физически, так и психически, и поэтому более годны и способны для руководства и управления миром и для занятия высших социальных позиций в обществе (Э. Асп, 1969) (Asp).
Одна из крайних форм этноцентризма — расизм, который можно определить как совокупность понятий, согласно которым какая-то одна раса как в моральном и умственном, так и культурном отношении превосходит какую-то другую расу или другие расы и суперкачества которой передаются наследственно от одного поколения к другому. Расизм является стимулятором борьбы за власть между нациями и идеологической основой национальной конкуренции. Он поддерживает убеждение о том, что биологическое смешение разных рас привело бы к наследственно-генетической и социально-культурно-моральной дегенерации «высшей» расы (Хартфелд, 1976) (Hartfield). Поэтому необходимы защитные и предохранительные средства против таких явлений. Яркими примерами расизма могут служить апартеид, т. е. полное отделение рас или групп населения друг от друга на основе расового признака, и антисемитизм и шовинизм. Апартеид проявляется в региональном разделении или изоляции, что приводит к образовательной, имущественной дискриминации и экономическому давлению и далее — к политической изоляции. В сфере личной жизни апартеид диктует ограничение и даже запрет сексуальных взаимосвязей и других контактов между расовыми «аутсайдерами» и основными группами населения (Хартфелд, 1976).
В более широком смысле расизм сегодня — это все то, что связано с расовой дискриминацией, расовыми предрассудками и попранием национального равноправия. Современный расизм проявляется и во враждебном отношении к переселенцам, и в непризнании прав на самоопределение и сохранение различных культур (Либкинд, 1994, 39-40) (Liebkind).
Расизм, как известно, основывается на понятиях и учениях о расе. Гордон Алпорт (1992) (Gordon Allport), изучавший расы, заметил, что уже теория Ч. Дарвина о происхождении видов фактически содержит разделение на расы. Хотя его учение касалось животного мира, позже оно было приложено и к человеческому обществу. Таким образом, и дарвинизм использовался как аргумент в пользу расизма и как оправдание расистским предрассудкам. Сторонники подобных взглядов видят в расе свойства, присущие ей изначально и постоянно, и передающиеся наследственно. Такой упрощенный подход не учитывает роли и влияния окружающей среды на индивида, игнорирует тип и характер его индивидуального поведения, отказывая ему в способности приобрести в течение жизни какие-либо новые черты, кроме как получить наследственные. Если у человека присутствует хотя бы одно расовое свойство, ему произвольно на основе стереотипов приписываются и все остальные свойства данной расы, особенно негативные. Расовые предрассудки и стереотипы — выражение примитивного подхода к вопросу о специфике и соотношении разных типов людей и групп населения. Подобные стереотипы всегда использовались и в политических целях. Подстрекатели расовой вражды обычно пользуются массой, возбуждаемой реальным или инсценированным «общим врагом», для реализации своих целей (Алпорт, 1992, 107-110).
Концепция Пьера ван де Берге (1970) (Pierre van de Berghe) ( цитируемая здесь по названной книге Э. Гидденса) различает три уровня сегрегации (лат. segregare — отделять, удалять) на примере южноафриканского общества:
1. Микросегрегация — разделение некоторых общественных мест, таких как умывальные, залы ожидания, пассажирские вагоны и др. для белых и небелых граждан.
2. Меццосегрегация — выделение специальных жилых районов для небелых граждан и принуждение их к проживанию там.
3. Макросегрегация — создание специальных национальных резерваций.
Пожалуй, наиболее заметна, и даже негативно символична, микросегрегация — разделение мест общественного пользования для белых и черных. Но она как раз и сокращается из-за международного осуждения и давления; остальные же формы сегрегации в какой-то мере сохраняются там, где они поддерживаются и контролируются расистки настроенными белыми (Гидденс, 1989).
Расизм — это, к сожалению, реальность сегодняшнего мира, не исключая и Европы. Приходится признать, что есть еще немало людей, которые не могут смириться с тем, что кто-то по-иному мыслит и представляет иную культуру. Конечно, некоторые успехи в борьбе с расизмом есть; например, нарушением прав человека признано преследование евреев. Однако неприязнь, а иногда и ненависть к иностранцам, ксенофобия (гр. xenos — чужой), неонацизм, ультраправое мышление, идеологические движения, направленные против какой-либо группы населения, ограничения прав репрессируемых групп населения и даже теракты против них, все это — лицо современного расизма. Может быть, различные этнические группы в европейских государствах еще не приобрели опыта совместного проживания, и сепаратистские (т. е. поддерживающие разделение) стремления возникают время от времени в разных частях Европы.
Исключительно показателен для всех многоэтнических стран опыт США, которые, как известно, являются результатом величайшего переселения и могут служить примером для будущих перемен и в Европе. Э. Гидденс (1989, 271) констатирует три модели, которые характеризуют развитие этнических отношений СИТА:
1. Первая модель: слитность, или ассимиляция. Это означает, что иммигранты отказываются от своих традиций и обычаев и адаптируют свое поведение в соответствии с ценностями и нормами страны, принявшей их. Дети этих иммигрантов, как правило, чувствуют себя настоящими «американцами».
2. Вторая модель может быть метафорически названа «плавильная печь». Это модель мирного сожительства разных этносов, которые, проживая вместе, не теряют своих культурных и поведенческих особенностей, но в то же время эти особенности смешиваются, «переплавляются» и создают новый тип культуры. Эта модель наиболее характерна для этнической ситуации в США. По мнению многих, это самый желательный результат этнических взаимодействий.
3. Третья модель — плюралистическая культура: общество развивается на основе многокультурного принципа, когда каждый этнос, с согласия других, сохраняет свою собственную культуру. В таком обществе существуют разные, но равноправные субкультуры.
Австралия, которая принимала и принимает большое количество эмигрантов, долгое время стремилась осуществлять ассимиляционную политику, но сегодня она явно придерживается принципа третьей модели, когда все существующие культуры обогащают общую культуру и осуществляют идею «дать всем цветам цвести».
Объединение Европы также означает сосуществование разных культур, хотя этнические и расовые предрассудки, такие как дискриминация меньшинств и сегрегация, все еще создают напряжение.
Напомним, что тема этой главы — объекты исследования социологии. Мы стремились обрисовать в общих чертах главные из них: демографические, культурные и поведенческие.