5. 3. КУЛЬТУРА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17  19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 

Первоначальное значение слова «культура» (лат. cultura) — возделывание, обрабатывание. Обычно под культурой понимается все то, что не само по себе возникает из природы, а сделано человеком. Согласно Эрику Алману (Erik Ahlman, 1913), куль­тура представляет собой систему возрастающих ценностных образований и состояний, созданных сознательной деятельностью человека в обществе и передающихся от поколения к поколению.

Культура составляет, таким образом, такую часть окружающей среды, соответствия которой не имеет­ся у диких животных. Предпосылки возникновения культуры — человеческие потребности и требова­ния социальной жизни. Культуру как социологи­ческое понятие можно определить, например, по Эдварду Б. Тайлору (Edward В. Tylor, 1913), как многогранное целое, которое заключает в себе зна­ния, верования, моральные воззрения, законы, традиции и другие навыки и обычаи, усвоенные человеком как членом общества.

Принято различать мировую культуру и куль­туру какой-либо меньшей общности. Каждой общ­ностью созданы модели, нормы и ценности, кото­рые управляют поведением ее членов. Эти модели, нормы и ценности накладывают отпечаток на каж­дую общность. Метафорически говоря, этот отпе­чаток и называется существующей в обществе куль­турой. Так, Вилхо А. Койранен (Vilho A. Koiranen, 1966), изучая жизнь финских иммигрантов в Шве­ции, определял их, финскую, культуру, как пере­ходящую из поколения в поколение совокупность человеческого поведения, языка, обычаев и ценнос­тей, существующую в данной ограниченной финской общности, символы и значения которой известны членам этой общности.

Далее, культуру принято разделять на духовную и материальную. Однако эти понятия нельзя рас­сматривать как противоположные явления; мате­риальные предметы как продуманные создания являются продуктами той же культуры, что и по­ведение или управляющие поведением модели, нор­мы и ценности. Итак, культура — это состояние или степень материального и духовного развития, достигнутого в течение длительного времени, со всеми вытекающими из этого явлениями.

Можно говорить о «нарастающей» культуре, ког­да возникает больше новых элементов, чем исчезает старых. Рост или «аккумуляция» культуры проис­ходит за счет конкретных открытий и изобретений (в широком смысле слова), а также за счет диф­фузии (diffusion), т. е. распространения культур­ных черт с одной территории на другую, с соответ­ствующей адаптацией к новым условиям.

Рост культуры проявляется более явно в мате­риальной сфере, чем в духовной. Рост количества знаний, связанный с возрастанием культуры, труд­нее поддается «исчислению», чем количество неких материальных объектов. Очевидно, что различные социальные, территориальные и демографические факторы могут способствовать или мешать росту культуры.

Культурные черты и модели распространяются с различной скоростью; наиболее быстро распрост­раняются материальные черты, потом внешнее по­ведение и наиболее медленно — ценности.

Рост культуры путем изобретений или диффузии обусловливает обычно также и качественное изме­нение культуры. Социальный спрос способствует изобретательской деятельности: необходимо найти новые решения проблем. Социальный престиж, со своей стороны, стимулирует применение изобрете­ний в обществе. Например, разработка и введение в эксплуатацию машин, которые облегчают и ин­тенсифицируют работу, изменили решающим об­разом также социальное поведение человека и со­циальную структуру общества. Обобщенно говоря, изменение технологии вызывает изменения в не­которых социальных институтах и обычаях. Сама же технология означает, по Джону Гелбрейту (John Galbraith, 1968), систематическое применение науч­ных или других упорядоченных знаний в практи­ческих целях.

Можно предположить, что культура изменяется при изменении ее объективного состояния, соци­альной структуры общества или технологии. Из­менение культуры происходит обычно медленнее, чем социальные изменения, под которыми подра­зумеваются прежде всего перемены в структуре и функционировании социальной системы. Это про­исходит потому, что элементы культуры интегри­рованы во внутренние потребности большинства членов группы, причем и сами личности подверга­ются изменениям (Sanford, 1966). Между индиви­дом и культурой происходит взаимовлияние, вслед­ствие чего продукт культуры содержит элементы и от общей культуры и от личности индивида. Зато социальная система и общество включают в себя некоторые отличные от культуры факторы, и поэто­му они могут изменяться независимо друг от дру­га. Обычно все-таки они определенным образом взаимосвязаны.

Изменениям культуры могут содействовать оп­ределенные общественные акции. Например, воз­можно достичь неких преобразований с помощью законодательства. Даже влиятельные лица, находящиеся в ключевых позициях, могут влиять на культурный процесс, как позитивно, так и нега­тивно. Также давление масс (напр, профсоюзных объединений) и известность вопроса играют в этом отношении важную роль.

Значение межкультурных контактов в изменении культуры изучалось уже в 1850-х годах. Социальная антропология позднее уделяла особое внимание вли­янию культуры «белых» на культуру индейцев и негров. Такое явление было названо аккулътура-цией (acculturation), единодушное определение ко­торой было достигнуто в начале 1930-х годов.

Аккультурация — это процесс взаимовлияния культур, в котором одна социальная система вос­принимает свойства какой-либо другой социальной системы (Herskovits, 1951). Согласно Алфреду Кре-беру (Alfred Kroeber, 1948), аккультурация заклю­чает в себе те изменения, которые обусловлены влиянием одной культуры на другую, в результате чего формируется некая «одинаковость» обеих культур. На практике аккультурация означает мед­ленную ассимиляцию культуры меньшинства с глав­ной или господствующей культурой.

Для четкого различения понятий следует отме­тить, что, по мнению исследователей, аккультура­ция является только одной стороной изменения культуры, а ассимиляция — иногда одной фазой, но чаще всего результатом аккультурации. Исследова­тели подчеркивают, что в процессе аккультурации межкультурные различия как на индивидуальном, так и на групповом уровнях уменьшаются, созда­вая при этом предпосылки для ассимиляции.

Далее, необходимо отличать аккультурацию от диффузии, которая касается лишь элементов и час­тей культуры, тогда как аккультурация относится к культурам в целом. В отличие от диффузии ак­культурация является всеобъемлющим процессом.

Результатом аккультурации как процесса может быть восприятие новых культурных элементов, полная ассимиляция или, наоборот, отвержение новых влияний и вследствие этого защита и идеа­лизация собственной оригинальной культуры (па-tivism).

5. 3. 1. институт

Каждое общество стремится обеспечить своим членам защиту и предложить им удовлетворяющий их образ жизни. Этими вопросами занимаются раз­личные социальные институты. Социальный инсти­тут существует для выполнения основных задач общества, например, для достижения ценностных целей культуры. Так, функция семьи — заботиться о новых членах общества и обучать их традициям культуры.

Экономические институты обеспечивают приоб­ретение материальных ресурсов и приспособление к физической среде. Религиозные и политические институты способствуют сосуществованию людей. Школьные, семейные и досуговые институты иг­рают множество различных ролей, направленных на стимулирование жизненной активности, и в ко­нечном итоге на воспроизводство индивидов.

Приведенные примеры показывают, что общест­во удовлетворяет свои основные потребности с по­мощью социальных институтов. Социальный ин­ститут можно определить как весьма устойчивую модель действия, связанную с той или иной основ­ной потребностью общества, регулируемую опреде­ленными нормами и отражающую определенное социальное взаимовлияние. Социальные институ­ты обеспечивают, таким образом, упорядоченность и предсказуемость социальной жизни; социальный институт представляет собой систему действий, которая регулирует поведение членов общества или группы (Douglas, 1973).

Щепаньски (1970) перечисляет следущие четы­ре функции социальных институтов:

1. Они делают возможным удовлетворение раз­личных потребностей.

2. Они регулируют действия индивидов в рам­ках социальных отношений, т. е. обеспечивают вы­полнение желаемых действий и подавление неже­лательного поведения.

3. Они обеспечивают непрерывность обществен­ной жизни, в том числе и при изменениях в соста­ве членов общества.

4. Они соединяют стремления, действия и отно­шения индивидов, т. е. содействуют социальной сплоченности и тем самым предотвращают противо­общественные акции.

Перечисленные функции выполняются адми­нистративными, политическими, культурными и другими учреждениями, обеспечивающими удов­летворение потребностей способами, которые регу­лируются принципами общежития.

Несмотря на то что каждый институт выполняет свою основную задачу, он имеет кроме этого также побочные задачи, самым различным образом участ­вуя в общественной жизни и воздействуя на нее. Семья — наглядный пример такого многосторон­него влияющего фактора.

Для Дюркгейма социология означала науку ин­ститутов. Ядро института — различные формы регу­лируемой совместной деятельности индивидов. При межличностной обыденной коммуникации существу­ют свои формы институтов, например, этикет обще­ния, разные жанры бесед. То же самое касается выражений, употребляемых в процессе совместной работы (сделка, обмен), в спортивных играх, в тор­жественных ритуалах (венчание и богослужение). Примеры можно привести из всех сфер жизни. Ин­ституты — это компоненты реальной жизни в опре­деленные промежутки времени, в определенных (типичных) ситуациях, в определенных обществах и локусах. Они — элементы живой культуры.

Например, такой институт, как венчание или свадьба, — совокупность элементов четырех па­раметров:

1. Идея института: таинство брака.

2. Личностная основа института, роли: невеста, жених, священник.

3. Правила и нормы института: ритуальные речи, вопросы, ответы; гости.

4. Материальная сторона института: празднич­ное помещение, одежда, еда и напитки.

Институт имеет чрезвычайно важное значение для общества, социальной группы и индивида. На­пример, бракосочетание соблюдает повторяющиеся, неизменяющиеся обычаи и соединяет при этом лю­дей, имущество и образы действия принятым общ­ностью способом. Связанные с этим требования не­прерывности традиции и уважения гарантируют надежность, порядок и устойчивость. Общественное значение институтов проявляется в том, что они (напр, свадьба) укрепляют чувство единства людей, а также, с христианской точки зрения, культурный и социальный идентитет.

С точки зрения индивида, «свадебный институт» означает возникновение осмысленной связи реаль­ности и действий, причем происходит совпадение собственных ожиданий с ожиданиями окружающих людей об образцах действия и поведения. И индивид, и окружающие люди знают, каковы права, обязан­ности или возможности, созданные бракосочетанием.

С течением времени институты и их значение изменяются. «Свадебный институт» также может подвергаться изменениям, например, в результате секуляризации, рационализации, демократиза­ции и индивидуализации общества. Но институ­ты не обязательно отменяются, они могут получать новые формы.

Резюмируя, можно сказать, что институты управ­ляют человеческим поведением и стабилизируют его.

5. 3. 2. ценность

Ценность — приобретенное, усвоенное из опыта обобщенное и стабильное понятие о том, что явля­ется желательным; это — тенденция выбора и кри­терий постановки целей и результатов действия.

Ценность — это «этические приказы», управля­ющие действиями людей; это — экспликация того, какой смысл и какое значение люди придают сво­им действиям.

В различных определениях понятия «ценность» среди прочих есть следующие:

1. Ценность как знание, на основе которого ин­дивид оценивает какое-либо событие или объект дей­ствительности, при том что до этого у него не было собственного опыта, касающегося этого события или объекта.

2. Ценность как некое «положение вещей», к которому стремятся. В таком случае ценность включает в себя нужды, потребности, привязан­ности, желания, ожидания и вообще тенденцию выбора.

3. Ценность как действие отражает ситуацию, в которой действие для достижения определенной цели само по себе является важным, ценностным. Ценность при этом служит еще и оценочным кри­терием цели и результата.

4. Ценностное переживание касается сферы эмо­ций и выражает эмоциональные состояния, связан­ные с усвоением различных ценностей.

Следовательно, ценности — это понятия, кото­рыми пытаются назвать и объединить целую сово­купность явлений, состояний и целей, достойных того, чтобы к ним стремиться. Ценности «настраи­вают» людей и направляют их поведение.

Таким образом, ценности — определяющий фак­тор в ориентации поведения и формировании по­зиции индивидов. Ценности являются важной час­тью культуры, достигнутой обществом.

Ценность — мерило, с помощью которого инди­вид может оценить значение социального действия и его позитивные и негативные последствия. Исхо­дя из этого, он может сделать также выводы о том, действует ли, думает ли и чувствует ли он сам «пра­вильно». Так, исключительное поведение может быть определено и оценено только на фоне тради­ционных нормативов, основанных на ценностях данного общества.

Каждое общество имеет четко определенные главные ценности, с которыми члены этого обще­ства в целом согласны. В одном обществе и в одно время могут тем не менее функционировать и «ужи­ваться» противоречащие друг другу или конкури­рующие между собой ценности. Общество, которо­му это свойственно, называют многоценностным, или плюралистическим.

В аграрном обществе во многом преобладало культурное и социальное единство: людей объеди­няли общие ценности и нормы. Вместе со струк­турным, социальным и культурным разобщением общества появились параллельные и самостоятель­ные системы ценностей. Противоречия интересов и ценностей обострились настолько, что вылились в программы политических партий. Для индивида многое изменилось: вместо прежней единичной ори­ентации, жестко диктуемой обществом, приходит возможность выбора.

В плюралистическом обществе ни один соци­альный институт не имеет настолько сильного влияния, чтобы он один мог формировать гомоген­ное и цельное мировоззрение. Раньше церковь име­ла такой авторитетный статус. Сегодня имеется множество источников ценностей, которыми (цен­ностями) руководствуются люди, осуществляя свою деятельность.

Как правило, исследователи стремятся к ката­логизации объектов изучения, это касается и ценностей: были предприняты попытки создания ко­нечных списков ценностей, но так как почти любая вещь может служить ценностью, такие списки теря­ют смысл. Несмотря на это, мы все-таки приводим здесь, как пример, классификацию ценностей Э. Алмана (Е. Ahlman).

— К эстетическим ценностям могут быть от­несены красота природы, плоды творческой дея­тельности человека — например искусство.

— Этические ценности связаны с моралью. Мо­раль, говоря наиболее обобщенно, это «водораз­дел» между добром и злом.

— К теоретическим, или ментальным, ценнос­тям можно причислить достоверность, а также понятия теории и системы, на которых зиждется любая наука.

— Такие ощущения, как приятный вкус и запах, сексуальное чувство и состояние любого удоволь­ствия, достойны того, чтобы считать их гедоничес­кими ценностями.

— Витальными ценностями являются здоровье, ощущение силы, чувство удачи и т.д.

— Религиозные ценности по существу ирраци­ональны и не поддаются научной экспликации.

Ценности, которыми руководствуется индивид, определяют его поведение в случае выбора, ими же определяется и постановка целей. Ценности — это абстракции на фоне целей, конкретизирующие цели и притязания в планы действий и, наконец, в конкретные действия.

Ценности — это, следовательно, такие феноме­ны, которые представляются людям чрезвычайно важными, и ориентируясь на которые, они действу­ют, принимают решения и делают выбор. Ценнос­ти не равнозначны, они организуются по степени важности в определенный порядок, который назы­вается системой ценностей. Система ценностей регу­лирует и направляет выбор между разными моделя­ми и альтернативами поведения.

В связи с ценностями принято говорить также о самоценностях и посреднических ценностях. Самоценности, или конечные ценности, представ­ляют собой конечные цели — это такие абсолюты, как доброта, правда, красота, справедливость или даже святость. Посреднические ценности — сред­ства для достижения самоценностей. Так, спорт, или какие-либо занятия, развлечения могут быть достаточны и интересны сами по себе; но в особых случаях, предписанные, например, в качестве те­рапии, представляют собой лишь посреднические ценности для достижения других — здоровья, вы­ведения из депрессии и т. п.

5. 3. 3. Позиция

Позиция означает устоявшуюся тенденцию реагировать определенным образом в определен­ных ситуациях, это — устойчивое, предсказуемое и привычное отношение к определенным объектам действительности. Позиция включает в себя три типа компонентов: ментальные, или когнитивные; эмоциальные, или аффективные; бихевиористичес-кие, или поведенческие.

Константность позиции и ее устойчивость по от­ношению к переменам опирается как раз на эти составляющие части. Так как позиция означает тен­денцию реагировать, речь идет об укоренившемся, глубоко личностном свойстве, не столь легко под­дающемся трансформациям. Нестабильность пози­ции, частое ее изменение, это тоже позиция — кон­формизм, или лицемерие, или прегибкость. Кроме того, позиция, безусловно, связана с ценностями, так как индивид формирует свою позицию, руковод­ствуясь тем, что представляется ему ценным, а от­сюда, более широко, прослеживается связь позиции с культурой вообще, так как ценностные притяза­ния определяются культурным уровнем индивида: каков культурный уровень индивида (ив целом — какова его личность) — таковы и ценности, како­вы ценности — такова и позиция.

Позиции относительно некоторых вещей весьма кристаллизованы, зато относительно других вещей этого не наблюдается: эти вещи не воспринимают­ся настолько важными, чтобы по отношению к ним был бы выработан определенный образ отношения. Поэтому позиции последнего типа довольно легко трансформируются. Они не воспринимаются как личные, затрагивающие интересы личности, поэтому и отношение к ним менее заинтересованное, более индифферентное. Зато кристаллизованные позиции чрезвычайно стабильны и поддаются изменениям с трудом, т. к. они важны не только для социума в целом, но и для личности как таковой, а все лич­ностное весьма устойчиво.

Исходя из определения позиции, ее изменение означает изменение наклонности реагирования ин­дивида. Изменение может происходить или в струк­туре, или в содержании позиции. При исследова­нии позиции внимание главным образом уделяется изменениям в ее содержании, однако стоит иссле­довать позиции в полной совокупности их свойств. Социологи иногда пользуются терминами «струк­тура» и «содержание» позиции, полагая под пер­вым некую регламентацию реагирования — рамки, а под вторым — реальное наполнение, т. е. само реагирование. Например, отношение индивида к ре­лигии тесно связано с ценностями, т.е. воспитание и прочие факторы могут влиять на содержание.

Милтон Рокич (Milton Rokeach, 1973) счита­ет, что ценности и позиции, а также в этом же ря­ду и такие ненаучные факторы, как поверья, обра­зуют функционально интегрированную систему. Перемены в любой части системы влияют на целое и приводят к изменению поведения. По его опреде­лению, позиция — относительно стабильная система идей и поверий, касающаяся объекта или ситуации, которая определяет тип реагирования индивида. Рокич приписывает поверьям те же самые компо­ненты: когнитивность, эффективность и бихевио-ристичность, которые выше были определены как компоненты позиции.

Позиции, таким образом, по М. Рокичу, связаны или с ценностями, или с поверьями. Изменение позиции происходит в результате изменения цен­ностей или поверий.

В определении и установлении позиций использу­ются разные методы. Один из них, часто используе­мый, — это метод опроса, при котором респонденты должны реагировать на предлагаемые утверждения. В зависимости от их реакции определяются их по­зиции. В определении позиций обычно обращается внимание на их частотность, силу и стабильность, что изображено на прилагаемом графике.

Легче всего изменить позиции, находящиеся в точ­ках А и В, которые не интенсивны по силе и, сле­довательно, по стабильности. Стабильные и сильные позиции могут стать взглядами, мнениями, убежде­ниями, предрассудками и стереотипами, касающи­мися различных сфер или проблем.

5. 3. 4. норма

Норма — правило поведения, которое принято какой-то социальной группой и которое данная группа контролирует санкциями. Наиболее очевид­ные нормы: этические, эстетические и правовые. Нормы определяют, как надо или необходимо по­ступать, более широко — каким должен быть че­ловек как член социума. Нормы представлены в различных запретах и разрешениях, приказах и призывах, просьбах и рекомендациях.

Само понятие нормы предполагает единообраз­ное поведение людей, так как «нормативное» пове­дение направляется общими ценностями и оценками. Наличие норм проявляется как социальное дав­ление, требующее определенного поведения. Если правила поведения, требуемые социальным давле­нием, нарушаются, следует социальная санкция. Санкция может быть как наказанием или мерой принуждения, например за нарушения закона, так и поощрением, в том случае, если отклонение от нормы было в позитивную сторону.

У. Самнер (W. Sumner) различает в нормах моральные обычаи, законы и народные обычаи. Мо­ральные обычаи можно считать результатом тра­диции, и большинство одобряет их. Они не вызы­вают сомнений, пока не столкнутся с отличными от них моральными обычаями другого общества или общности. Народные обычаи трудно отделить от мо­ральных, и их часто рассматривают как одно и то же. Законы -- это нормы поведения, утвержденные законодательством.

Единообразное поведение — следствие принуди­тельности существующих норм. Чем более рас­плывчаты нормы, касающиеся поведения, тем по­ведение более индивидуально. Есть непреложные нормы, соблюдение которых делает человека чле­ном социума. Если он отвергает эти нормы (на­пример «не убий»), он классифицируется как «от­клоняющийся» индивид, но и здесь по разным культурам и типам обществ нет единых норм.

Соблюдение же других, не столь обязательных норм, нивелирует индивидуальность. Такие нормы, как обычаи' и даже мода, также регламентируют про­явление индивидуальности. Соотношение индиви­дуального и общего — специальная социологичес­кая проблема.

Э. Дюркгейм (Е. Durkheim) внес в социологию понятие «аномия», что, по его определению, озна­чает ненормативное состояние в обществе или груп­пе, возникающее тогда, когда желания и ожидания людей превышают реальные возможности их осу­ществления и когда между ценностными целями и разрешенными методами существует противоре­чие. Аномия касается культуры и структурных свойств общества в целом, а не частных человечес­ких свойств.

Аномия — это состояние, при котором общест­во не может дать индивиду регулирующих норм, или же состояние, при котором в обществе вообще не существует норм относительно некоторых вещей. Наиболее типично возникновение аномии в связи с социальными переменами. Аномия, как правило, свидетельствует о дефиците порядка и контроля на уровне общества. Ее сопровождает и явление «от­чуждения», положение, при котором индивид не способен влиять на какие-либо решения, принима­емые властями и касающиеся его самого. Отчуж­дение свидетельствует о тех трудностях, которые встречаются индивиду на пути самореализации.

В реальной жизни существуют официальные и неофициальные нормы. При этом под неофици­альными нормами имеются в виду нигде не установ­ленные правила поведения, которые приняты, так сказать, молчаливым согласием и считаются само собой разумеющимися. Например, дружба предпо­лагает определенные, в общем довольно жесткие, правила взаимного поведения; это неписаные пра­вила, но их нарушение «карается» не менее стро­го, чем нарушение неких официальных норм,  — потерей дружбы, лишением друга. Даже такое «со­циальное взаимодействие» как любовь, несмотря на большую трансцендентность, чем дружба, имеет, как правило, свои нормы и законы. Любая нор­ма — официальная или неофициальная — всегда обязывает. Наряду с нормами поведение индивида регулируется также убеждениями и принципами, например религиозными убеждениями и полити­ческими принципами.

5. 3. 5. отклонение

Отклонение — это поведение, выходящее за рамки нормы. То есть «отклоняющийся человек» не соблюдает нормы социальной системы, и систе­ма реагирует на это принудительными контроли­рующими мерами. Отклонение, как уже говори­лось выше, бывает и в позитивную сторону, и тогда за такое поведение следует также санкция, конечно, в виде поощрения. Внимание исследователей все-таки чаще обращено на негативное поведение, по­скольку такое поведение создает проблемы для об­щества. Существенно, что отклонение — это то, что общество в данный момент считает отклонени­ем, т. е. это в большой степени социальная догово­ренность (М. Лайне, 1991).

Понятию «отклонение» дано множество опреде­лений, которые тем не менее все можно свести в две группы (А. Тио, 1978): гуманитарную и на­учную.

По мнению Алекса Тио (Alex Thio), привер­женцы научной концепции считают отклонение от «нормального» поведения объективным, присущим человеческой натуре, естественным. Однако откло­ненное поведение хоть и естественно, но ненорма­тивно, оно угрожает равновесному состоянию со­циума и после превышения определенной границы причиняет расстройство, дезинтеграцию. Тогда на него устремляется интегрирующая сила социаль­ного контроля.

По гуманитарной же концепции, отклонение — это явление, порожденное обществом, и, как тако­вое, не имеет внутренних объективных свойств. Социальные группы сами создают правила, нару­шителей которых клеймят как «отклоняющихся». Понятно, что отклонение вызывает негативное вза­имодействие между теми, кто совершает поступок, и теми, кто реагирует на него.

Отклонение существовало во все времена, во всех классах общества. Следовательно, отклонение — хоть и негативное, но обычное явление в обществе. Социология интересуется отклонением с точки зре­ния социального равновесия и даже гармонии, а так­же в плане того, что считалось в разное время «не­нормальным» и какие санкции применялись в этих случаях.

Преступность, душевная болезнь, травматизм, сексуальные отклонения, фанатическое увлечение азартными денежными играми, злоупотребление ал­когольными напитками и др. — отклонения. Срав­нение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и не допус­тимы в других. Так, например «коммуникабель­ное» поведение и современная одежда, а также «открытое» лицо европейской (а тем более амери­канской женщины) недопустимы в традиционных мусульманских странах. Однако тенденция нового времени — толерантность, т. е. терпимость общества к различным, в том числе противоположным, яв­лениям, что вызывает новое отношение к «откло­нению» как к феномену.

Поведение, противоречащее правовым нормам, легко определяется как отклонение, в определенных ситуациях — даже как преступление, и соответ­ственно санкционируется. Однако нередко нахо­дятся разные толкования такого поведения и фак­торы, затрудняющие однозначное его определение.

Например в Польше, в уличном движении, допус­кается при правом повороте езда на красный свет, если это не мешает остальным водителям, в то вре­мя как в Финляндии езда на красный свет всегда считается нарушением правила, за которым следует штраф. Общеизвестно, что в разных штатах США одно и то же криминальное преступление приводит к разным формам и срокам наказания (например, изнасилование).

Русским читателям хорошо известно, что валют­ные операции, производимые частными лицами, в со­циалистической системе Советского Союза счита­лись тягчайшим преступлением («вплоть до высшей меры наказания»), что трудно даже представить современному поколению, не заставшему это время.

Социальное отклонение, расовое, религиозное, криминальное и другие приводят к «заклеймению», отчего «отклоняющийся» получает тотальный идентитет, который нередко сопровождает его всю жизнь.

При изучении отклоняющегося поведения со­циологи пользуются понятием «дезорганизация». Наличие в обществе отклоняющегося поведения означает несостоятельность системы норм и ролей обеспечить и проконтролировать социально одоб­ренное поведение. Дезорганизацию можно понимать как процесс, в котором установленный порядок и привычные действия неустойчивы, «колеблются». Это особое состояние смятения в обществе и неспособность к конструктивной деятельности, за кото­рым вскорости следует дефицит координированного и единого поведения.

Дезорганизацией личности называют состояние, при котором индивид не способен вести себя соци­ально принятым образом. Нередко это причиняет страдания самому индивиду. Другие же «отклоняю­щиеся» индивиды являются в большей степени проблемой для общества, чем для себя. Социальная дезорганизация — это нарушенное состояние со­циальной группы или социума, или дефицит иден­тичности.

Первоначальное значение слова «культура» (лат. cultura) — возделывание, обрабатывание. Обычно под культурой понимается все то, что не само по себе возникает из природы, а сделано человеком. Согласно Эрику Алману (Erik Ahlman, 1913), куль­тура представляет собой систему возрастающих ценностных образований и состояний, созданных сознательной деятельностью человека в обществе и передающихся от поколения к поколению.

Культура составляет, таким образом, такую часть окружающей среды, соответствия которой не имеет­ся у диких животных. Предпосылки возникновения культуры — человеческие потребности и требова­ния социальной жизни. Культуру как социологи­ческое понятие можно определить, например, по Эдварду Б. Тайлору (Edward В. Tylor, 1913), как многогранное целое, которое заключает в себе зна­ния, верования, моральные воззрения, законы, традиции и другие навыки и обычаи, усвоенные человеком как членом общества.

Принято различать мировую культуру и куль­туру какой-либо меньшей общности. Каждой общ­ностью созданы модели, нормы и ценности, кото­рые управляют поведением ее членов. Эти модели, нормы и ценности накладывают отпечаток на каж­дую общность. Метафорически говоря, этот отпе­чаток и называется существующей в обществе куль­турой. Так, Вилхо А. Койранен (Vilho A. Koiranen, 1966), изучая жизнь финских иммигрантов в Шве­ции, определял их, финскую, культуру, как пере­ходящую из поколения в поколение совокупность человеческого поведения, языка, обычаев и ценнос­тей, существующую в данной ограниченной финской общности, символы и значения которой известны членам этой общности.

Далее, культуру принято разделять на духовную и материальную. Однако эти понятия нельзя рас­сматривать как противоположные явления; мате­риальные предметы как продуманные создания являются продуктами той же культуры, что и по­ведение или управляющие поведением модели, нор­мы и ценности. Итак, культура — это состояние или степень материального и духовного развития, достигнутого в течение длительного времени, со всеми вытекающими из этого явлениями.

Можно говорить о «нарастающей» культуре, ког­да возникает больше новых элементов, чем исчезает старых. Рост или «аккумуляция» культуры проис­ходит за счет конкретных открытий и изобретений (в широком смысле слова), а также за счет диф­фузии (diffusion), т. е. распространения культур­ных черт с одной территории на другую, с соответ­ствующей адаптацией к новым условиям.

Рост культуры проявляется более явно в мате­риальной сфере, чем в духовной. Рост количества знаний, связанный с возрастанием культуры, труд­нее поддается «исчислению», чем количество неких материальных объектов. Очевидно, что различные социальные, территориальные и демографические факторы могут способствовать или мешать росту культуры.

Культурные черты и модели распространяются с различной скоростью; наиболее быстро распрост­раняются материальные черты, потом внешнее по­ведение и наиболее медленно — ценности.

Рост культуры путем изобретений или диффузии обусловливает обычно также и качественное изме­нение культуры. Социальный спрос способствует изобретательской деятельности: необходимо найти новые решения проблем. Социальный престиж, со своей стороны, стимулирует применение изобрете­ний в обществе. Например, разработка и введение в эксплуатацию машин, которые облегчают и ин­тенсифицируют работу, изменили решающим об­разом также социальное поведение человека и со­циальную структуру общества. Обобщенно говоря, изменение технологии вызывает изменения в не­которых социальных институтах и обычаях. Сама же технология означает, по Джону Гелбрейту (John Galbraith, 1968), систематическое применение науч­ных или других упорядоченных знаний в практи­ческих целях.

Можно предположить, что культура изменяется при изменении ее объективного состояния, соци­альной структуры общества или технологии. Из­менение культуры происходит обычно медленнее, чем социальные изменения, под которыми подра­зумеваются прежде всего перемены в структуре и функционировании социальной системы. Это про­исходит потому, что элементы культуры интегри­рованы во внутренние потребности большинства членов группы, причем и сами личности подверга­ются изменениям (Sanford, 1966). Между индиви­дом и культурой происходит взаимовлияние, вслед­ствие чего продукт культуры содержит элементы и от общей культуры и от личности индивида. Зато социальная система и общество включают в себя некоторые отличные от культуры факторы, и поэто­му они могут изменяться независимо друг от дру­га. Обычно все-таки они определенным образом взаимосвязаны.

Изменениям культуры могут содействовать оп­ределенные общественные акции. Например, воз­можно достичь неких преобразований с помощью законодательства. Даже влиятельные лица, находящиеся в ключевых позициях, могут влиять на культурный процесс, как позитивно, так и нега­тивно. Также давление масс (напр, профсоюзных объединений) и известность вопроса играют в этом отношении важную роль.

Значение межкультурных контактов в изменении культуры изучалось уже в 1850-х годах. Социальная антропология позднее уделяла особое внимание вли­янию культуры «белых» на культуру индейцев и негров. Такое явление было названо аккулътура-цией (acculturation), единодушное определение ко­торой было достигнуто в начале 1930-х годов.

Аккультурация — это процесс взаимовлияния культур, в котором одна социальная система вос­принимает свойства какой-либо другой социальной системы (Herskovits, 1951). Согласно Алфреду Кре-беру (Alfred Kroeber, 1948), аккультурация заклю­чает в себе те изменения, которые обусловлены влиянием одной культуры на другую, в результате чего формируется некая «одинаковость» обеих культур. На практике аккультурация означает мед­ленную ассимиляцию культуры меньшинства с глав­ной или господствующей культурой.

Для четкого различения понятий следует отме­тить, что, по мнению исследователей, аккультура­ция является только одной стороной изменения культуры, а ассимиляция — иногда одной фазой, но чаще всего результатом аккультурации. Исследова­тели подчеркивают, что в процессе аккультурации межкультурные различия как на индивидуальном, так и на групповом уровнях уменьшаются, созда­вая при этом предпосылки для ассимиляции.

Далее, необходимо отличать аккультурацию от диффузии, которая касается лишь элементов и час­тей культуры, тогда как аккультурация относится к культурам в целом. В отличие от диффузии ак­культурация является всеобъемлющим процессом.

Результатом аккультурации как процесса может быть восприятие новых культурных элементов, полная ассимиляция или, наоборот, отвержение новых влияний и вследствие этого защита и идеа­лизация собственной оригинальной культуры (па-tivism).

5. 3. 1. институт

Каждое общество стремится обеспечить своим членам защиту и предложить им удовлетворяющий их образ жизни. Этими вопросами занимаются раз­личные социальные институты. Социальный инсти­тут существует для выполнения основных задач общества, например, для достижения ценностных целей культуры. Так, функция семьи — заботиться о новых членах общества и обучать их традициям культуры.

Экономические институты обеспечивают приоб­ретение материальных ресурсов и приспособление к физической среде. Религиозные и политические институты способствуют сосуществованию людей. Школьные, семейные и досуговые институты иг­рают множество различных ролей, направленных на стимулирование жизненной активности, и в ко­нечном итоге на воспроизводство индивидов.

Приведенные примеры показывают, что общест­во удовлетворяет свои основные потребности с по­мощью социальных институтов. Социальный ин­ститут можно определить как весьма устойчивую модель действия, связанную с той или иной основ­ной потребностью общества, регулируемую опреде­ленными нормами и отражающую определенное социальное взаимовлияние. Социальные институ­ты обеспечивают, таким образом, упорядоченность и предсказуемость социальной жизни; социальный институт представляет собой систему действий, которая регулирует поведение членов общества или группы (Douglas, 1973).

Щепаньски (1970) перечисляет следущие четы­ре функции социальных институтов:

1. Они делают возможным удовлетворение раз­личных потребностей.

2. Они регулируют действия индивидов в рам­ках социальных отношений, т. е. обеспечивают вы­полнение желаемых действий и подавление неже­лательного поведения.

3. Они обеспечивают непрерывность обществен­ной жизни, в том числе и при изменениях в соста­ве членов общества.

4. Они соединяют стремления, действия и отно­шения индивидов, т. е. содействуют социальной сплоченности и тем самым предотвращают противо­общественные акции.

Перечисленные функции выполняются адми­нистративными, политическими, культурными и другими учреждениями, обеспечивающими удов­летворение потребностей способами, которые регу­лируются принципами общежития.

Несмотря на то что каждый институт выполняет свою основную задачу, он имеет кроме этого также побочные задачи, самым различным образом участ­вуя в общественной жизни и воздействуя на нее. Семья — наглядный пример такого многосторон­него влияющего фактора.

Для Дюркгейма социология означала науку ин­ститутов. Ядро института — различные формы регу­лируемой совместной деятельности индивидов. При межличностной обыденной коммуникации существу­ют свои формы институтов, например, этикет обще­ния, разные жанры бесед. То же самое касается выражений, употребляемых в процессе совместной работы (сделка, обмен), в спортивных играх, в тор­жественных ритуалах (венчание и богослужение). Примеры можно привести из всех сфер жизни. Ин­ституты — это компоненты реальной жизни в опре­деленные промежутки времени, в определенных (типичных) ситуациях, в определенных обществах и локусах. Они — элементы живой культуры.

Например, такой институт, как венчание или свадьба, — совокупность элементов четырех па­раметров:

1. Идея института: таинство брака.

2. Личностная основа института, роли: невеста, жених, священник.

3. Правила и нормы института: ритуальные речи, вопросы, ответы; гости.

4. Материальная сторона института: празднич­ное помещение, одежда, еда и напитки.

Институт имеет чрезвычайно важное значение для общества, социальной группы и индивида. На­пример, бракосочетание соблюдает повторяющиеся, неизменяющиеся обычаи и соединяет при этом лю­дей, имущество и образы действия принятым общ­ностью способом. Связанные с этим требования не­прерывности традиции и уважения гарантируют надежность, порядок и устойчивость. Общественное значение институтов проявляется в том, что они (напр, свадьба) укрепляют чувство единства людей, а также, с христианской точки зрения, культурный и социальный идентитет.

С точки зрения индивида, «свадебный институт» означает возникновение осмысленной связи реаль­ности и действий, причем происходит совпадение собственных ожиданий с ожиданиями окружающих людей об образцах действия и поведения. И индивид, и окружающие люди знают, каковы права, обязан­ности или возможности, созданные бракосочетанием.

С течением времени институты и их значение изменяются. «Свадебный институт» также может подвергаться изменениям, например, в результате секуляризации, рационализации, демократиза­ции и индивидуализации общества. Но институ­ты не обязательно отменяются, они могут получать новые формы.

Резюмируя, можно сказать, что институты управ­ляют человеческим поведением и стабилизируют его.

5. 3. 2. ценность

Ценность — приобретенное, усвоенное из опыта обобщенное и стабильное понятие о том, что явля­ется желательным; это — тенденция выбора и кри­терий постановки целей и результатов действия.

Ценность — это «этические приказы», управля­ющие действиями людей; это — экспликация того, какой смысл и какое значение люди придают сво­им действиям.

В различных определениях понятия «ценность» среди прочих есть следующие:

1. Ценность как знание, на основе которого ин­дивид оценивает какое-либо событие или объект дей­ствительности, при том что до этого у него не было собственного опыта, касающегося этого события или объекта.

2. Ценность как некое «положение вещей», к которому стремятся. В таком случае ценность включает в себя нужды, потребности, привязан­ности, желания, ожидания и вообще тенденцию выбора.

3. Ценность как действие отражает ситуацию, в которой действие для достижения определенной цели само по себе является важным, ценностным. Ценность при этом служит еще и оценочным кри­терием цели и результата.

4. Ценностное переживание касается сферы эмо­ций и выражает эмоциональные состояния, связан­ные с усвоением различных ценностей.

Следовательно, ценности — это понятия, кото­рыми пытаются назвать и объединить целую сово­купность явлений, состояний и целей, достойных того, чтобы к ним стремиться. Ценности «настраи­вают» людей и направляют их поведение.

Таким образом, ценности — определяющий фак­тор в ориентации поведения и формировании по­зиции индивидов. Ценности являются важной час­тью культуры, достигнутой обществом.

Ценность — мерило, с помощью которого инди­вид может оценить значение социального действия и его позитивные и негативные последствия. Исхо­дя из этого, он может сделать также выводы о том, действует ли, думает ли и чувствует ли он сам «пра­вильно». Так, исключительное поведение может быть определено и оценено только на фоне тради­ционных нормативов, основанных на ценностях данного общества.

Каждое общество имеет четко определенные главные ценности, с которыми члены этого обще­ства в целом согласны. В одном обществе и в одно время могут тем не менее функционировать и «ужи­ваться» противоречащие друг другу или конкури­рующие между собой ценности. Общество, которо­му это свойственно, называют многоценностным, или плюралистическим.

В аграрном обществе во многом преобладало культурное и социальное единство: людей объеди­няли общие ценности и нормы. Вместе со струк­турным, социальным и культурным разобщением общества появились параллельные и самостоятель­ные системы ценностей. Противоречия интересов и ценностей обострились настолько, что вылились в программы политических партий. Для индивида многое изменилось: вместо прежней единичной ори­ентации, жестко диктуемой обществом, приходит возможность выбора.

В плюралистическом обществе ни один соци­альный институт не имеет настолько сильного влияния, чтобы он один мог формировать гомоген­ное и цельное мировоззрение. Раньше церковь име­ла такой авторитетный статус. Сегодня имеется множество источников ценностей, которыми (цен­ностями) руководствуются люди, осуществляя свою деятельность.

Как правило, исследователи стремятся к ката­логизации объектов изучения, это касается и ценностей: были предприняты попытки создания ко­нечных списков ценностей, но так как почти любая вещь может служить ценностью, такие списки теря­ют смысл. Несмотря на это, мы все-таки приводим здесь, как пример, классификацию ценностей Э. Алмана (Е. Ahlman).

— К эстетическим ценностям могут быть от­несены красота природы, плоды творческой дея­тельности человека — например искусство.

— Этические ценности связаны с моралью. Мо­раль, говоря наиболее обобщенно, это «водораз­дел» между добром и злом.

— К теоретическим, или ментальным, ценнос­тям можно причислить достоверность, а также понятия теории и системы, на которых зиждется любая наука.

— Такие ощущения, как приятный вкус и запах, сексуальное чувство и состояние любого удоволь­ствия, достойны того, чтобы считать их гедоничес­кими ценностями.

— Витальными ценностями являются здоровье, ощущение силы, чувство удачи и т.д.

— Религиозные ценности по существу ирраци­ональны и не поддаются научной экспликации.

Ценности, которыми руководствуется индивид, определяют его поведение в случае выбора, ими же определяется и постановка целей. Ценности — это абстракции на фоне целей, конкретизирующие цели и притязания в планы действий и, наконец, в конкретные действия.

Ценности — это, следовательно, такие феноме­ны, которые представляются людям чрезвычайно важными, и ориентируясь на которые, они действу­ют, принимают решения и делают выбор. Ценнос­ти не равнозначны, они организуются по степени важности в определенный порядок, который назы­вается системой ценностей. Система ценностей регу­лирует и направляет выбор между разными моделя­ми и альтернативами поведения.

В связи с ценностями принято говорить также о самоценностях и посреднических ценностях. Самоценности, или конечные ценности, представ­ляют собой конечные цели — это такие абсолюты, как доброта, правда, красота, справедливость или даже святость. Посреднические ценности — сред­ства для достижения самоценностей. Так, спорт, или какие-либо занятия, развлечения могут быть достаточны и интересны сами по себе; но в особых случаях, предписанные, например, в качестве те­рапии, представляют собой лишь посреднические ценности для достижения других — здоровья, вы­ведения из депрессии и т. п.

5. 3. 3. Позиция

Позиция означает устоявшуюся тенденцию реагировать определенным образом в определен­ных ситуациях, это — устойчивое, предсказуемое и привычное отношение к определенным объектам действительности. Позиция включает в себя три типа компонентов: ментальные, или когнитивные; эмоциальные, или аффективные; бихевиористичес-кие, или поведенческие.

Константность позиции и ее устойчивость по от­ношению к переменам опирается как раз на эти составляющие части. Так как позиция означает тен­денцию реагировать, речь идет об укоренившемся, глубоко личностном свойстве, не столь легко под­дающемся трансформациям. Нестабильность пози­ции, частое ее изменение, это тоже позиция — кон­формизм, или лицемерие, или прегибкость. Кроме того, позиция, безусловно, связана с ценностями, так как индивид формирует свою позицию, руковод­ствуясь тем, что представляется ему ценным, а от­сюда, более широко, прослеживается связь позиции с культурой вообще, так как ценностные притяза­ния определяются культурным уровнем индивида: каков культурный уровень индивида (ив целом — какова его личность) — таковы и ценности, како­вы ценности — такова и позиция.

Позиции относительно некоторых вещей весьма кристаллизованы, зато относительно других вещей этого не наблюдается: эти вещи не воспринимают­ся настолько важными, чтобы по отношению к ним был бы выработан определенный образ отношения. Поэтому позиции последнего типа довольно легко трансформируются. Они не воспринимаются как личные, затрагивающие интересы личности, поэтому и отношение к ним менее заинтересованное, более индифферентное. Зато кристаллизованные позиции чрезвычайно стабильны и поддаются изменениям с трудом, т. к. они важны не только для социума в целом, но и для личности как таковой, а все лич­ностное весьма устойчиво.

Исходя из определения позиции, ее изменение означает изменение наклонности реагирования ин­дивида. Изменение может происходить или в струк­туре, или в содержании позиции. При исследова­нии позиции внимание главным образом уделяется изменениям в ее содержании, однако стоит иссле­довать позиции в полной совокупности их свойств. Социологи иногда пользуются терминами «струк­тура» и «содержание» позиции, полагая под пер­вым некую регламентацию реагирования — рамки, а под вторым — реальное наполнение, т. е. само реагирование. Например, отношение индивида к ре­лигии тесно связано с ценностями, т.е. воспитание и прочие факторы могут влиять на содержание.

Милтон Рокич (Milton Rokeach, 1973) счита­ет, что ценности и позиции, а также в этом же ря­ду и такие ненаучные факторы, как поверья, обра­зуют функционально интегрированную систему. Перемены в любой части системы влияют на целое и приводят к изменению поведения. По его опреде­лению, позиция — относительно стабильная система идей и поверий, касающаяся объекта или ситуации, которая определяет тип реагирования индивида. Рокич приписывает поверьям те же самые компо­ненты: когнитивность, эффективность и бихевио-ристичность, которые выше были определены как компоненты позиции.

Позиции, таким образом, по М. Рокичу, связаны или с ценностями, или с поверьями. Изменение позиции происходит в результате изменения цен­ностей или поверий.

В определении и установлении позиций использу­ются разные методы. Один из них, часто используе­мый, — это метод опроса, при котором респонденты должны реагировать на предлагаемые утверждения. В зависимости от их реакции определяются их по­зиции. В определении позиций обычно обращается внимание на их частотность, силу и стабильность, что изображено на прилагаемом графике.

Легче всего изменить позиции, находящиеся в точ­ках А и В, которые не интенсивны по силе и, сле­довательно, по стабильности. Стабильные и сильные позиции могут стать взглядами, мнениями, убежде­ниями, предрассудками и стереотипами, касающи­мися различных сфер или проблем.

5. 3. 4. норма

Норма — правило поведения, которое принято какой-то социальной группой и которое данная группа контролирует санкциями. Наиболее очевид­ные нормы: этические, эстетические и правовые. Нормы определяют, как надо или необходимо по­ступать, более широко — каким должен быть че­ловек как член социума. Нормы представлены в различных запретах и разрешениях, приказах и призывах, просьбах и рекомендациях.

Само понятие нормы предполагает единообраз­ное поведение людей, так как «нормативное» пове­дение направляется общими ценностями и оценками. Наличие норм проявляется как социальное дав­ление, требующее определенного поведения. Если правила поведения, требуемые социальным давле­нием, нарушаются, следует социальная санкция. Санкция может быть как наказанием или мерой принуждения, например за нарушения закона, так и поощрением, в том случае, если отклонение от нормы было в позитивную сторону.

У. Самнер (W. Sumner) различает в нормах моральные обычаи, законы и народные обычаи. Мо­ральные обычаи можно считать результатом тра­диции, и большинство одобряет их. Они не вызы­вают сомнений, пока не столкнутся с отличными от них моральными обычаями другого общества или общности. Народные обычаи трудно отделить от мо­ральных, и их часто рассматривают как одно и то же. Законы -- это нормы поведения, утвержденные законодательством.

Единообразное поведение — следствие принуди­тельности существующих норм. Чем более рас­плывчаты нормы, касающиеся поведения, тем по­ведение более индивидуально. Есть непреложные нормы, соблюдение которых делает человека чле­ном социума. Если он отвергает эти нормы (на­пример «не убий»), он классифицируется как «от­клоняющийся» индивид, но и здесь по разным культурам и типам обществ нет единых норм.

Соблюдение же других, не столь обязательных норм, нивелирует индивидуальность. Такие нормы, как обычаи' и даже мода, также регламентируют про­явление индивидуальности. Соотношение индиви­дуального и общего — специальная социологичес­кая проблема.

Э. Дюркгейм (Е. Durkheim) внес в социологию понятие «аномия», что, по его определению, озна­чает ненормативное состояние в обществе или груп­пе, возникающее тогда, когда желания и ожидания людей превышают реальные возможности их осу­ществления и когда между ценностными целями и разрешенными методами существует противоре­чие. Аномия касается культуры и структурных свойств общества в целом, а не частных человечес­ких свойств.

Аномия — это состояние, при котором общест­во не может дать индивиду регулирующих норм, или же состояние, при котором в обществе вообще не существует норм относительно некоторых вещей. Наиболее типично возникновение аномии в связи с социальными переменами. Аномия, как правило, свидетельствует о дефиците порядка и контроля на уровне общества. Ее сопровождает и явление «от­чуждения», положение, при котором индивид не способен влиять на какие-либо решения, принима­емые властями и касающиеся его самого. Отчуж­дение свидетельствует о тех трудностях, которые встречаются индивиду на пути самореализации.

В реальной жизни существуют официальные и неофициальные нормы. При этом под неофици­альными нормами имеются в виду нигде не установ­ленные правила поведения, которые приняты, так сказать, молчаливым согласием и считаются само собой разумеющимися. Например, дружба предпо­лагает определенные, в общем довольно жесткие, правила взаимного поведения; это неписаные пра­вила, но их нарушение «карается» не менее стро­го, чем нарушение неких официальных норм,  — потерей дружбы, лишением друга. Даже такое «со­циальное взаимодействие» как любовь, несмотря на большую трансцендентность, чем дружба, имеет, как правило, свои нормы и законы. Любая нор­ма — официальная или неофициальная — всегда обязывает. Наряду с нормами поведение индивида регулируется также убеждениями и принципами, например религиозными убеждениями и полити­ческими принципами.

5. 3. 5. отклонение

Отклонение — это поведение, выходящее за рамки нормы. То есть «отклоняющийся человек» не соблюдает нормы социальной системы, и систе­ма реагирует на это принудительными контроли­рующими мерами. Отклонение, как уже говори­лось выше, бывает и в позитивную сторону, и тогда за такое поведение следует также санкция, конечно, в виде поощрения. Внимание исследователей все-таки чаще обращено на негативное поведение, по­скольку такое поведение создает проблемы для об­щества. Существенно, что отклонение — это то, что общество в данный момент считает отклонени­ем, т. е. это в большой степени социальная догово­ренность (М. Лайне, 1991).

Понятию «отклонение» дано множество опреде­лений, которые тем не менее все можно свести в две группы (А. Тио, 1978): гуманитарную и на­учную.

По мнению Алекса Тио (Alex Thio), привер­женцы научной концепции считают отклонение от «нормального» поведения объективным, присущим человеческой натуре, естественным. Однако откло­ненное поведение хоть и естественно, но ненорма­тивно, оно угрожает равновесному состоянию со­циума и после превышения определенной границы причиняет расстройство, дезинтеграцию. Тогда на него устремляется интегрирующая сила социаль­ного контроля.

По гуманитарной же концепции, отклонение — это явление, порожденное обществом, и, как тако­вое, не имеет внутренних объективных свойств. Социальные группы сами создают правила, нару­шителей которых клеймят как «отклоняющихся». Понятно, что отклонение вызывает негативное вза­имодействие между теми, кто совершает поступок, и теми, кто реагирует на него.

Отклонение существовало во все времена, во всех классах общества. Следовательно, отклонение — хоть и негативное, но обычное явление в обществе. Социология интересуется отклонением с точки зре­ния социального равновесия и даже гармонии, а так­же в плане того, что считалось в разное время «не­нормальным» и какие санкции применялись в этих случаях.

Преступность, душевная болезнь, травматизм, сексуальные отклонения, фанатическое увлечение азартными денежными играми, злоупотребление ал­когольными напитками и др. — отклонения. Срав­нение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и не допус­тимы в других. Так, например «коммуникабель­ное» поведение и современная одежда, а также «открытое» лицо европейской (а тем более амери­канской женщины) недопустимы в традиционных мусульманских странах. Однако тенденция нового времени — толерантность, т. е. терпимость общества к различным, в том числе противоположным, яв­лениям, что вызывает новое отношение к «откло­нению» как к феномену.

Поведение, противоречащее правовым нормам, легко определяется как отклонение, в определенных ситуациях — даже как преступление, и соответ­ственно санкционируется. Однако нередко нахо­дятся разные толкования такого поведения и фак­торы, затрудняющие однозначное его определение.

Например в Польше, в уличном движении, допус­кается при правом повороте езда на красный свет, если это не мешает остальным водителям, в то вре­мя как в Финляндии езда на красный свет всегда считается нарушением правила, за которым следует штраф. Общеизвестно, что в разных штатах США одно и то же криминальное преступление приводит к разным формам и срокам наказания (например, изнасилование).

Русским читателям хорошо известно, что валют­ные операции, производимые частными лицами, в со­циалистической системе Советского Союза счита­лись тягчайшим преступлением («вплоть до высшей меры наказания»), что трудно даже представить современному поколению, не заставшему это время.

Социальное отклонение, расовое, религиозное, криминальное и другие приводят к «заклеймению», отчего «отклоняющийся» получает тотальный идентитет, который нередко сопровождает его всю жизнь.

При изучении отклоняющегося поведения со­циологи пользуются понятием «дезорганизация». Наличие в обществе отклоняющегося поведения означает несостоятельность системы норм и ролей обеспечить и проконтролировать социально одоб­ренное поведение. Дезорганизацию можно понимать как процесс, в котором установленный порядок и привычные действия неустойчивы, «колеблются». Это особое состояние смятения в обществе и неспособность к конструктивной деятельности, за кото­рым вскорости следует дефицит координированного и единого поведения.

Дезорганизацией личности называют состояние, при котором индивид не способен вести себя соци­ально принятым образом. Нередко это причиняет страдания самому индивиду. Другие же «отклоняю­щиеся» индивиды являются в большей степени проблемой для общества, чем для себя. Социальная дезорганизация — это нарушенное состояние со­циальной группы или социума, или дефицит иден­тичности.