5. 2. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17  19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 

Наличие социальной системы можно констатиро­вать в том случае, если имеется группа людей, дейст­вующих и взаимовлияющих, причем существующие отношения являются довольно устойчивыми и дли­тельными. Социальная система представляет со­бой совокупность, которая больше суммы ее составляющих. В ней возникают определенные закономерности, новые свойства, предполагающие рассмотрение частей вместе с целым, а не отдель­но от него. При этом индивид рассматривается как член социальной системы, и его поведение интер­претируется именно с этой позиции.

Нация, команда или семья — социальные систе­мы, и эти столь различные образования объединяются одним понятием в силу существующих в них доволь­но постоянных взаимоотношений. Например, Органи­зация Объединенных Наций является социальной сис­темой, в которой разные государства и народы мира находятся во взаимоотношениях устойчивого типа.

Социальная система имеет определенную внут­реннюю структуру и утвердившиеся отношения с другими системами. Если доминирует внутренняя структура, то результатом может быть «закрытая система», что, в свою очередь, может мешать или препятствовать адаптации системы к окружающей среде и ее изменениям. Преимуществом же «откры­той системы» является ее способность гибко реаги­ровать на новые ситуации и происходящие в среде изменения благодаря тесным и открытым отноше­ниям системы с окружающей средой.

В тесной связи с социальной системой находит­ся мир символов, в частности, язык, идеи, религия и т. д., а также собственно индивиды, каждый со сво­ей личностью и системой потребностей. Все это обра­зует ту «осмысленность», при наличии которой толь­ко и может функционировать социальная система.

Так, Парсонс (1968) особенно подчеркивал нали­чие общего фактора «осмысленности» как основы действия. Социальное действие индивида осмыс­ленно, потому что мотивировано той системой норм и ценностей, которые предлагает культура данной социальной системы. Социальная, культурная и лич­ностная системы в силу взаимовлияния образуют, таким образом, одно целое, имеющее свои цели и средства для действия.

По концепции Парсонса (1951) определяются че­тыре основных действия, особенно важных для любой социальной системы, если она стремится обеспечить самосохранение. Они представляют со­бой вопросы, требующие или перспективного или немедленного решения.

На практике приобретение ресурсов опирается на труд и хозяйственную деятельность (адаптация), достижение целей зависит от способа принятия ре­шений, законодательства и общего модуса действий, характерного для данной социальной системы. Социальная сплоченность, связанная с интеграци­ей, усиливается в результате социального общежи­тия, в частности, соседства, различных обществ и социальных общностей. Семья, школа и церковь заботятся о непрерывности системы.

Системную теорию Парсонса можно считать об­щей теорией, поскольку она применяется к описа­нию различных социальных систем. Действия, со­гласно модели AGIL (по употребляемым Парсонсом понятиям Adaptation, Goal Attainment, Integration и Latency), реализуются через разные соответству­ющие подсистемы. Экономические, политические, социальные и культурные подсистемы занимаются вопросами обеспечения сохранения социальной сис­темы.

Парсонса можно считать структуралистом-функ­ционалистом, для которого социальная система представляет собой прежде всего систему действий. Из других известных представителей функциональ­ного подхода назовем антрополога Бронислава Малиновского (Bronislaw Malinowski) и этносоцио-лога Альфреда Радклиффа-Броуна (Alfred Rad-cliffe-Brown).

Многие исследователи подчеркивают в первую очередь структуру и значение различных структур в анализе социальной системы. Структурализм является таким методом исследования, в котором социальная система и ее явления рассматрива­ются как структурные совокупности, а развитие и действие в социальной системе — как отноше­ние между этими совокупностями или их состав­ляющими. К наиболее известным представителям структурализма относятся среди прочих француз­ские социальный антрополог Клод Леви-Стросс (Claude Levi-Strauss) и философ Луи Альтюссер (Louis Althusser). Маркса также считали структу­ралистом.

Социальная система — это организованное це­лое, части которого находятся в отношениях вза­имозависимости в том смысле, что изменение в ка­кой-то части приводит к изменениям в других частях системы. Выше мы упоминали Спенсера, который сравнивал социальную систему с орга­низмом. Сопоставление социальной системы с орга­низмом показывает, как трудно иногда отличить друг от друга структуру и действие. Социальная система, как система взаимодействий, является таким образом структурной и функциональной совокупностью.

5. 2. 1. функция

функция (лат. functio) означает действие, на­значение или влияние, в математике — перемен­ную величину, значение которой зависит от значе­ния другой величины. В социологии под функцией понимается исполнение, совершение, воздействие или известное следствие социального действия в структуре, когда это действие совершается для достижения или изменения определенного положе­ния социальной системы. Иначе говоря, в социо­логии понятие функции означает те воздействия, которые части социальной системы оказывают на нее с точки зрения сохранения или желаемого из­менения системы. Под функцией подразумевается таким образом действие, имеющее какую-то цель или назначение.

Части социальной системы могут оказывать на целое также и такие воздействия, которые вов­се не поддерживают систему и не способствуют ее функционированию. Такие следствия, к которым 'не стремились и которых не желали, называются дисфункциями (disfunction). Одно и то же мероприя­тие может быть как функциональным, так и дис­функциональным; некоторые мероприятия не име­ют обязательно ни того, ни другого воздействия. Например, новый закон для улучшения социальных условий явно имеет желаемые и предполагаемые следствия; при этом он является функциональным с точки зрения целого. Но закон может одновре­менно оставлять некоторые группы вне своих пре­делов или уменьшать их льготы, в этом случае ре­зультат является дисфункциональным.

Мертон (1968) определял явные функции (manifest functions) и скрытые (латентные) функции (latent functions), из которых первые — осознанны, а вто­рые — неожиданны, а иногда даже и не осознаны.

Ниже (Asp, 1984) приведены в качестве приме­ров социальные последствия строительства водоемов. Проект строительства водоема, например, с целью получения гидроэнергии является с точки зрения общества целесообразным и осознанным действием, с которым связаны, однако, и такие «мешающие» скрытые воздействия, которые в целом не ожида­лись или по какой-то причине недостаточно учи­тывались.

Например, проект гидроэнергетического строительства водоема сопровождается различными далеко идущими последствиями, из которых одни непосредственно видны и осознаны уже на стадии проектирования, а другие — не осознаны, а часто и не желательны.

Повышение благосостояния, связанное с обеспе­чением общества электроэнергией, самоочевидно уже на стадии проекта и специально не дискутиру­ется; на основе этого критерия и начинаются соб­ственно строительные работы, несмотря на то что и проектантам и строителям хорошо известны «ме­шающие» воздействия строительства водоема, в частности, изменения в ландшафте, в течении вод, а также различные социальные проблемы. Кроме этого возникают и последствия, которые трудно было предусмотреть. Потеря постоянного места жительства, разрыв социальных связей, экономи­ческие проблемы и чувство бессилия против бюро­кратии вызывают дискомфорт, отчуждение и даже болезни, представляющие собой скрытые следствия, которые проявятся, возможно, только через мно­гие годы, но которые оказывают весьма негатив­ное воздействие и на психическое и на физическое состояние человека.

Различение функций и дисфункций, а также явных и скрытых функций постоянно должно быть в поле зрения исследователя. Следует прибавить, что выявление скрытых воздействий требует обычно долговременного изучения вопроса с охватом зна­чительных промежутков времени.

5. 2. 2. интеграция

Под понятием «интеграция» подразумевается совмещение частей социальной системы таким обра­зом, чтобы система образовала единое целое. Име­ется в виду унификация ценностных структур или образцов поведения, существование общих целей или усиление единства.

Например, по отношению к странам Европей­ского сообщества можно с полным основанием гово­рить об интеграции, так как главной целью явля­ется образование соединенных штатов Европы.

Комплексность и многоплановость научных ис­следований позволяет видеть интеграцию наук, ко­торая является противоположной тенденцией диф­ференциации и специализации наук.

Выше (гл. 4. 3. Теория) рассматривались наблю­дения Дюркгейма, касающиеся самоубийства, по которым количество самоубийств уменьшается при повышении степени интеграции. Интеграция пони­мается в этом случае как наличие взаимных контак­тов, социального взаимовлияния, единства и контро­ля, в общем — как социальные связи. В этом смысле близкими к интеграции понятиями являются, в част­ности, понятия социальной сплоченности и соци­альной притягательности.

Социальная сплоченность (cohesiveness} означа­ет внутреннее единство частей целого, добровольную социальную связь членов и достигнутую с помощью этой связи способность противостоять внешним воз­действиям и давлениям. Наиболее наглядный при­мер — социальная сплоченность семьи.

Социальная притягательность (attraction} — это тяготение к другому человеку или группе. Соци­альная притягательность возникает по различным побудительным причинам, в частности, из-за привя­занности, социальных контактов или стремления получить выгоду. От внутренней притягательности группы зависит ее социальная сплоченность.

То или иное государство может добиваться член­ства в Европейском сообществе для того, чтобы наи­лучшим образом обеспечить развитие своей эконо­мики в дальнейшем. В таком случае Европейское сообщество обладает притягательностью по отноше­нию к данному государству. По принятии в члены сообщества государство должно акцептировать и ос­воить общие цели и практику сообщества. Происхо­дит процесс интеграции. Возможно, что члены со­общества будут чувствовать социальное единство в такой мере, что можно будет говорить также о со­циальной сплоченности сообщества.

5. 2. 3. группа

Группа представляет собой систему, состоящую из людей, которые находятся между собой в отноше­ниях взаимодействия и среди которых существуют чувство единства и взаимосвязанность как результат некоторых общих действий. Другими ее крите­риями являются размер, персональные свойства членов, место, устойчивость и т.д.

Согласно Петеру Р. Хофштеттеру (Peter R. Hof-statter, 1959), группу можно считать в высокой сте­пени интегрированной: 1) когда она имеет относи­тельно больше внутренних контактов, чем внешних, и 2) когда она характеризуется четкой специали­зацией ролей и четким разделением задач. На осно­ве этих факторов можно представить процесс фор­мирования группы в виде следующей схемы:

Толпа народа, в которой имеются некие контакты между людьми, но нет специализации ролей (например, дифференциации лидерства), называ­ется массой. Соответственно если нет межличност­ных контактов, а только специализация ролей, речь идет о бюрократии. Группа расположена между этими крайними случаями, и ее можно определить следующим образом: группа является социальной системой, в которой существуют взаимные контак­ты между членами и которой присуща четкая спе­циализация по ролям. Например, подобным обра­зом можно определить такую группу, как семья.

И в обиходной речи, и в социологической теории понятие «группы» очень неоднозначно. Особенно в обиходной речи под «группой» понимают раз­личные социальные образования. Полагаем, что приведенные выше определения «группы» дают до­вольно четкие критерии именно «группы». Следует однако учитывать, что детальное определение ка­кого-либо понятия иногда ограничивает его общее употребление. Выше представленные определения группы изложены в весьма общей форме.

Ранее были введены понятия первичной и вто­ричной группы (см. гл. 2. 3.). Кроме этого, выде­ляются также членские и референтные группы (membership and reference groups}. Членская груп­па представляет собой в соответствии со своим наз­ванием такую группу, в которой субъект пребы­вает, членом которой он является и где его можно встречать, зная о его принадлежности именно к этой группе. К понятию «референтной группы» относятся:

1. Группа, которая служит в качестве объекта сравнения или эталона при оценке собственного по­ложения, т. е. «эталонная группа».

2. Группа, ценности и отношения, позиции и взгля­ды которой усваиваются индивидом, т. е. «группа идентификации», или «якорная группа».

3. Группа, членом которой индивид стремится стать и со стороны которой индивид желает быть принятым, т. е. «целевая группа».

Членские и референтные группы оказывают зна­чительное влияние на поведение человека. Поэто­му при изучении поведения исследователь должен учитывать также управляющее значение различных групповых связей.

И действительное и основанное на идентифика­ции членство индивида в какой-либо группе полу­чает выражение в одинаковости, конформизме его поведения. Если индивид ведет себя вопреки ожида­ниям группы, то другие члены группы стараются корректировать его отклоняющееся поведение. Та­ким образом, давление со стороны группы поддер­живает одинаковость поведения. Поскольку инди­вид является одновременно членом многих групп, он участвует в деятельности одной группы только какой-то «частью» своей личности. При этом зна­чение различных групп для индивида и влияние этих групп на него неодинаковы.

Как уже говорилось, значение первичных групп исключительно велико для каждого человека. В этих группах усваивается основное представление о формах человеческого общежития и о необходи­мости принимать во внимание окружающих людей. Обобщенно говоря, посредством членства в каких-либо группах индивидом усваиваются требова­ния, предъявляемые ему со стороны более широкой общности или даже всего общества, т. е. в груп­пах происходит процесс социализации, в резуль­тате которого человек превращается в члена об­щества.

Естественно, что социология зачастую должна рассматривать индивида и его положение и значе­ние в различных социальных связях. Но пожалуй, более типичным подходом можно считать направ­ление социологического исследования лишь на групповой уровень, в частности, на взаимоотноше­ния и поведение групп. При этом необходимо об­ращать внимание на те основные факторы, кото­рые регулируют эти отношения и поведение. Цели и средства каждой группы могут, со своей сторо­ны, влиять на основные формы межгрупповых от­ношений (Allardt & Littunen, 1961). В случае нали­чия общих целей количество используемых средств регулирует возникновение конкуренции или сотруд­ничества. При возможности выбора из различных средств сотрудничество вероятнее конкуренции. Соответственно при стремлении к разным целям малое количество средств вызывает взаимные про­тиворечия, а большое количество средств укреп­ляет взаимную независимость.

Следует подчеркнуть, что связи воздействия в социальных отношениях редко так просты, как выше описывалось. Реальные ситуации различ­ных социальных взаимодействий гораздо более раз­нообразны, они являются результатом одновремен­ного влияния множества различных факторов.

5. 2. 4. организация

Однозначное определение понятия «организа­ции» сложно, так как оно весьма многоаспектно и очень употребимо в самых различных ситуаци­ях. Понятие «организация» включает в себя две' составляющие   —  дифференциация,   «расчлене­ние», и объединение и координация одновременно. В классической теории управления (напр. Etzioni, 1977) понятие организации сопряжено с разделе­нием труда. При этом разделение труда характе­ризуется как форма координации производства; трудящиеся должны знать, чем занимаются их коллеги, и согласовывать свою деятельность с их работой. На основе вышесказанного организацию можно определить как социальную систему, в ко­торой субъекты, осознающие свою принадлежность к данной системе, действуют для достижения об­щей цели.

Организации являются результатом целевого ра­ционального мышления и регулируемого сотруд­ничества. Им присущи следующие признаки:

— они образованы осознанно и целенаправлен­но для достижения определенной цели или назна­чения;

— в них существует продуманно созданный и об­щеобязательный порядок или структура;

— с их помощью активность членов организа­ции и используемые ими средства должны обеспе­чить достижение цели.

Организация в некотором смысле слова — ин­струмент для достижения цели. Интересно при этом, что определенная цель, преследуемая организаци­ей, не обязательно совпадает с целями участвую­щих в ее деятельности людей. Поэтому организация вынуждена создавать различные системы стимули­рования и награждения, с помощью которых она вовлекает индивидов в действие для достижения общей цели.

Дифференциация задач и связанная с ней коор­динация влияют на структуру и форму организации. Чем более развита специализация, тем многосто­роннее и сложнее будут административные функ­ции организации, ее планирование, координация, мотивирование и т.д., тем многограннее будет структура организации. По своей структуре органи­зации чаще всего похожи на пирамиду, в которой задачи дифференцированы на нескольких уровнях.

Кроме горизонтального разделения труда, в орга­низации всегда имеются также координация, ру­ководство и различные специализации по верти­кальной линии.

Основоположник социологического исследования организации М. Вебер (1947) рассматривал ее как систему власти и разрабатывал теоретические осно­вы управления, оптимальные для организации как таковой. По его мнению, требованиям специализи­рованной и многогранной организации наилучшим образом отвечает бюрократическая система.

Преимущества бюрократии проявляются наибо­лее ярко тогда, когда ей (бюрократии) при исполне­нии служебных обязанностей в возможно большей мере удается исключить все личные, иррациональ­ные и эмоциальные элементы. В соответствии с этим бюрократии присущи:

— рациональность;

— надежность;

— экономичность и эффективность;

— безличность;

— специальные и рутинные задачи;

— нейтральность;

— иерархичность;

— законность правил действия;

— централизация власти.

Бюрократическая система управления рациональ­на и способствует достижению целей организации. Ее можно назвать «официальной организацией».

Согласно Амитаи Этциони (Amitai Etzioni, 1977), официальная организация включает в себя разделе­ние задач и власти, а также установленные работо­дателем правила поведения членов организации.

Наряду с официальной организацией в каждой организации образуется также неофициальная орга­низация, которая основывается на взаимоотноше­ниях и личном выборе членов общности и которая характеризуется социальной самостоятельностью. Неофициальная организация оказывает значитель­ное воздействие на официальную и стремится изме­нять существующие в последней отношения по своему желанию. Организацию можно считать тем более эффективной, чем положительнее отклик, получа­емый официальной стороной от неофициальной.

Наибольшее внимание официальной и неофици­альной организациям уделяется в научных иссле­дованиях, посвященных различным проблемам, аспектам трудовой деятельности людей.

5. 2. 5. общество

Общество является самой крупной группой, к ко­торой принадлежит индивид. Под «обществом» по­нимается самовосполняющаяся устойчивая соци­альная система, которая состоит из людей разного возраста и пола и образует экономические, полити­ческие и культурные совокупности. Можно говорить о финском обществе, западном обществе и т. д.

Четкое определение этого понятия весьма трудно и его употребление очень разнообразно.

По Рене Кенигу (Rene Konig, 1958), под общест­вом можно понимать: 1) различный тип образа жиз­ни; 2) образованные народами единства или 3) ос­нованные на договорах экономические и идейные объединения; 4) целостное общество, т.е. широкое социальное образование, совокупность различных социальных единиц. Кроме этого, понятие «обще­ство» употребляется: 5) при описании определен­ной исторической формы социальной жизни, напр, «буржуазное общество» и 6) как синоним «соци­альный», «социум», когда речь идет о взаимоотно­шениях индивидов и основанных на этих отноше­ниях структурах и социальных процессах.

Робертсон (1977) определяет общество как груп­пу индивидов, которые живут на одной территории, находятся в отношениях взаимовлияния и имеют общую культуру. Это определение содержит неко­торые существенные черты понятия «общество» («культура» и «территория»), которые следует однако понимать в широком смысле.

Рудхард Столлберг (Rudhard Stollberg, 1983) считает основной задачей социологии изучение об­щества. Предметы социологии — социальные явле­ния и процессы. При этом общество понимается как совокупность социальных отношений и как все проявления человеческой жизни вплоть до досуга и жилищных условий, а также как социальные группы и взаимоотношения индивидов. Таким об­разом, «общество» является очень широким поня­тием, которое можно определить как систему или совокупность социальных явлений.

Можно считать, что социальные отношения про­являются и реализуются в человеческой деятельно­сти. Поэтому одним предметом социологии являет­ся исследование этой деятельности. Второй предмет социологии — социальная структура общества, его деление на социальные группы, классы, професси­ональные группы и т. д. То есть на абстрактном уровне общество — это структура и функция.

Щепаньски (1970) употребляет понятие «общест­венная жизнь», под которым он понимает все яв­ления, обусловленные взаимодействием индивидов и общностей, находящихся на определенной огра­ниченной территории. Основными факторами общественной жизни он считает биологические, территориальные, демографические, экономические и культурные факторы.

Наличие социальной системы можно констатиро­вать в том случае, если имеется группа людей, дейст­вующих и взаимовлияющих, причем существующие отношения являются довольно устойчивыми и дли­тельными. Социальная система представляет со­бой совокупность, которая больше суммы ее составляющих. В ней возникают определенные закономерности, новые свойства, предполагающие рассмотрение частей вместе с целым, а не отдель­но от него. При этом индивид рассматривается как член социальной системы, и его поведение интер­претируется именно с этой позиции.

Нация, команда или семья — социальные систе­мы, и эти столь различные образования объединяются одним понятием в силу существующих в них доволь­но постоянных взаимоотношений. Например, Органи­зация Объединенных Наций является социальной сис­темой, в которой разные государства и народы мира находятся во взаимоотношениях устойчивого типа.

Социальная система имеет определенную внут­реннюю структуру и утвердившиеся отношения с другими системами. Если доминирует внутренняя структура, то результатом может быть «закрытая система», что, в свою очередь, может мешать или препятствовать адаптации системы к окружающей среде и ее изменениям. Преимуществом же «откры­той системы» является ее способность гибко реаги­ровать на новые ситуации и происходящие в среде изменения благодаря тесным и открытым отноше­ниям системы с окружающей средой.

В тесной связи с социальной системой находит­ся мир символов, в частности, язык, идеи, религия и т. д., а также собственно индивиды, каждый со сво­ей личностью и системой потребностей. Все это обра­зует ту «осмысленность», при наличии которой толь­ко и может функционировать социальная система.

Так, Парсонс (1968) особенно подчеркивал нали­чие общего фактора «осмысленности» как основы действия. Социальное действие индивида осмыс­ленно, потому что мотивировано той системой норм и ценностей, которые предлагает культура данной социальной системы. Социальная, культурная и лич­ностная системы в силу взаимовлияния образуют, таким образом, одно целое, имеющее свои цели и средства для действия.

По концепции Парсонса (1951) определяются че­тыре основных действия, особенно важных для любой социальной системы, если она стремится обеспечить самосохранение. Они представляют со­бой вопросы, требующие или перспективного или немедленного решения.

На практике приобретение ресурсов опирается на труд и хозяйственную деятельность (адаптация), достижение целей зависит от способа принятия ре­шений, законодательства и общего модуса действий, характерного для данной социальной системы. Социальная сплоченность, связанная с интеграци­ей, усиливается в результате социального общежи­тия, в частности, соседства, различных обществ и социальных общностей. Семья, школа и церковь заботятся о непрерывности системы.

Системную теорию Парсонса можно считать об­щей теорией, поскольку она применяется к описа­нию различных социальных систем. Действия, со­гласно модели AGIL (по употребляемым Парсонсом понятиям Adaptation, Goal Attainment, Integration и Latency), реализуются через разные соответству­ющие подсистемы. Экономические, политические, социальные и культурные подсистемы занимаются вопросами обеспечения сохранения социальной сис­темы.

Парсонса можно считать структуралистом-функ­ционалистом, для которого социальная система представляет собой прежде всего систему действий. Из других известных представителей функциональ­ного подхода назовем антрополога Бронислава Малиновского (Bronislaw Malinowski) и этносоцио-лога Альфреда Радклиффа-Броуна (Alfred Rad-cliffe-Brown).

Многие исследователи подчеркивают в первую очередь структуру и значение различных структур в анализе социальной системы. Структурализм является таким методом исследования, в котором социальная система и ее явления рассматрива­ются как структурные совокупности, а развитие и действие в социальной системе — как отноше­ние между этими совокупностями или их состав­ляющими. К наиболее известным представителям структурализма относятся среди прочих француз­ские социальный антрополог Клод Леви-Стросс (Claude Levi-Strauss) и философ Луи Альтюссер (Louis Althusser). Маркса также считали структу­ралистом.

Социальная система — это организованное це­лое, части которого находятся в отношениях вза­имозависимости в том смысле, что изменение в ка­кой-то части приводит к изменениям в других частях системы. Выше мы упоминали Спенсера, который сравнивал социальную систему с орга­низмом. Сопоставление социальной системы с орга­низмом показывает, как трудно иногда отличить друг от друга структуру и действие. Социальная система, как система взаимодействий, является таким образом структурной и функциональной совокупностью.

5. 2. 1. функция

функция (лат. functio) означает действие, на­значение или влияние, в математике — перемен­ную величину, значение которой зависит от значе­ния другой величины. В социологии под функцией понимается исполнение, совершение, воздействие или известное следствие социального действия в структуре, когда это действие совершается для достижения или изменения определенного положе­ния социальной системы. Иначе говоря, в социо­логии понятие функции означает те воздействия, которые части социальной системы оказывают на нее с точки зрения сохранения или желаемого из­менения системы. Под функцией подразумевается таким образом действие, имеющее какую-то цель или назначение.

Части социальной системы могут оказывать на целое также и такие воздействия, которые вов­се не поддерживают систему и не способствуют ее функционированию. Такие следствия, к которым 'не стремились и которых не желали, называются дисфункциями (disfunction). Одно и то же мероприя­тие может быть как функциональным, так и дис­функциональным; некоторые мероприятия не име­ют обязательно ни того, ни другого воздействия. Например, новый закон для улучшения социальных условий явно имеет желаемые и предполагаемые следствия; при этом он является функциональным с точки зрения целого. Но закон может одновре­менно оставлять некоторые группы вне своих пре­делов или уменьшать их льготы, в этом случае ре­зультат является дисфункциональным.

Мертон (1968) определял явные функции (manifest functions) и скрытые (латентные) функции (latent functions), из которых первые — осознанны, а вто­рые — неожиданны, а иногда даже и не осознаны.

Ниже (Asp, 1984) приведены в качестве приме­ров социальные последствия строительства водоемов. Проект строительства водоема, например, с целью получения гидроэнергии является с точки зрения общества целесообразным и осознанным действием, с которым связаны, однако, и такие «мешающие» скрытые воздействия, которые в целом не ожида­лись или по какой-то причине недостаточно учи­тывались.

Например, проект гидроэнергетического строительства водоема сопровождается различными далеко идущими последствиями, из которых одни непосредственно видны и осознаны уже на стадии проектирования, а другие — не осознаны, а часто и не желательны.

Повышение благосостояния, связанное с обеспе­чением общества электроэнергией, самоочевидно уже на стадии проекта и специально не дискутиру­ется; на основе этого критерия и начинаются соб­ственно строительные работы, несмотря на то что и проектантам и строителям хорошо известны «ме­шающие» воздействия строительства водоема, в частности, изменения в ландшафте, в течении вод, а также различные социальные проблемы. Кроме этого возникают и последствия, которые трудно было предусмотреть. Потеря постоянного места жительства, разрыв социальных связей, экономи­ческие проблемы и чувство бессилия против бюро­кратии вызывают дискомфорт, отчуждение и даже болезни, представляющие собой скрытые следствия, которые проявятся, возможно, только через мно­гие годы, но которые оказывают весьма негатив­ное воздействие и на психическое и на физическое состояние человека.

Различение функций и дисфункций, а также явных и скрытых функций постоянно должно быть в поле зрения исследователя. Следует прибавить, что выявление скрытых воздействий требует обычно долговременного изучения вопроса с охватом зна­чительных промежутков времени.

5. 2. 2. интеграция

Под понятием «интеграция» подразумевается совмещение частей социальной системы таким обра­зом, чтобы система образовала единое целое. Име­ется в виду унификация ценностных структур или образцов поведения, существование общих целей или усиление единства.

Например, по отношению к странам Европей­ского сообщества можно с полным основанием гово­рить об интеграции, так как главной целью явля­ется образование соединенных штатов Европы.

Комплексность и многоплановость научных ис­следований позволяет видеть интеграцию наук, ко­торая является противоположной тенденцией диф­ференциации и специализации наук.

Выше (гл. 4. 3. Теория) рассматривались наблю­дения Дюркгейма, касающиеся самоубийства, по которым количество самоубийств уменьшается при повышении степени интеграции. Интеграция пони­мается в этом случае как наличие взаимных контак­тов, социального взаимовлияния, единства и контро­ля, в общем — как социальные связи. В этом смысле близкими к интеграции понятиями являются, в част­ности, понятия социальной сплоченности и соци­альной притягательности.

Социальная сплоченность (cohesiveness} означа­ет внутреннее единство частей целого, добровольную социальную связь членов и достигнутую с помощью этой связи способность противостоять внешним воз­действиям и давлениям. Наиболее наглядный при­мер — социальная сплоченность семьи.

Социальная притягательность (attraction} — это тяготение к другому человеку или группе. Соци­альная притягательность возникает по различным побудительным причинам, в частности, из-за привя­занности, социальных контактов или стремления получить выгоду. От внутренней притягательности группы зависит ее социальная сплоченность.

То или иное государство может добиваться член­ства в Европейском сообществе для того, чтобы наи­лучшим образом обеспечить развитие своей эконо­мики в дальнейшем. В таком случае Европейское сообщество обладает притягательностью по отноше­нию к данному государству. По принятии в члены сообщества государство должно акцептировать и ос­воить общие цели и практику сообщества. Происхо­дит процесс интеграции. Возможно, что члены со­общества будут чувствовать социальное единство в такой мере, что можно будет говорить также о со­циальной сплоченности сообщества.

5. 2. 3. группа

Группа представляет собой систему, состоящую из людей, которые находятся между собой в отноше­ниях взаимодействия и среди которых существуют чувство единства и взаимосвязанность как результат некоторых общих действий. Другими ее крите­риями являются размер, персональные свойства членов, место, устойчивость и т.д.

Согласно Петеру Р. Хофштеттеру (Peter R. Hof-statter, 1959), группу можно считать в высокой сте­пени интегрированной: 1) когда она имеет относи­тельно больше внутренних контактов, чем внешних, и 2) когда она характеризуется четкой специали­зацией ролей и четким разделением задач. На осно­ве этих факторов можно представить процесс фор­мирования группы в виде следующей схемы:

Толпа народа, в которой имеются некие контакты между людьми, но нет специализации ролей (например, дифференциации лидерства), называ­ется массой. Соответственно если нет межличност­ных контактов, а только специализация ролей, речь идет о бюрократии. Группа расположена между этими крайними случаями, и ее можно определить следующим образом: группа является социальной системой, в которой существуют взаимные контак­ты между членами и которой присуща четкая спе­циализация по ролям. Например, подобным обра­зом можно определить такую группу, как семья.

И в обиходной речи, и в социологической теории понятие «группы» очень неоднозначно. Особенно в обиходной речи под «группой» понимают раз­личные социальные образования. Полагаем, что приведенные выше определения «группы» дают до­вольно четкие критерии именно «группы». Следует однако учитывать, что детальное определение ка­кого-либо понятия иногда ограничивает его общее употребление. Выше представленные определения группы изложены в весьма общей форме.

Ранее были введены понятия первичной и вто­ричной группы (см. гл. 2. 3.). Кроме этого, выде­ляются также членские и референтные группы (membership and reference groups}. Членская груп­па представляет собой в соответствии со своим наз­ванием такую группу, в которой субъект пребы­вает, членом которой он является и где его можно встречать, зная о его принадлежности именно к этой группе. К понятию «референтной группы» относятся:

1. Группа, которая служит в качестве объекта сравнения или эталона при оценке собственного по­ложения, т. е. «эталонная группа».

2. Группа, ценности и отношения, позиции и взгля­ды которой усваиваются индивидом, т. е. «группа идентификации», или «якорная группа».

3. Группа, членом которой индивид стремится стать и со стороны которой индивид желает быть принятым, т. е. «целевая группа».

Членские и референтные группы оказывают зна­чительное влияние на поведение человека. Поэто­му при изучении поведения исследователь должен учитывать также управляющее значение различных групповых связей.

И действительное и основанное на идентифика­ции членство индивида в какой-либо группе полу­чает выражение в одинаковости, конформизме его поведения. Если индивид ведет себя вопреки ожида­ниям группы, то другие члены группы стараются корректировать его отклоняющееся поведение. Та­ким образом, давление со стороны группы поддер­живает одинаковость поведения. Поскольку инди­вид является одновременно членом многих групп, он участвует в деятельности одной группы только какой-то «частью» своей личности. При этом зна­чение различных групп для индивида и влияние этих групп на него неодинаковы.

Как уже говорилось, значение первичных групп исключительно велико для каждого человека. В этих группах усваивается основное представление о формах человеческого общежития и о необходи­мости принимать во внимание окружающих людей. Обобщенно говоря, посредством членства в каких-либо группах индивидом усваиваются требова­ния, предъявляемые ему со стороны более широкой общности или даже всего общества, т. е. в груп­пах происходит процесс социализации, в резуль­тате которого человек превращается в члена об­щества.

Естественно, что социология зачастую должна рассматривать индивида и его положение и значе­ние в различных социальных связях. Но пожалуй, более типичным подходом можно считать направ­ление социологического исследования лишь на групповой уровень, в частности, на взаимоотноше­ния и поведение групп. При этом необходимо об­ращать внимание на те основные факторы, кото­рые регулируют эти отношения и поведение. Цели и средства каждой группы могут, со своей сторо­ны, влиять на основные формы межгрупповых от­ношений (Allardt & Littunen, 1961). В случае нали­чия общих целей количество используемых средств регулирует возникновение конкуренции или сотруд­ничества. При возможности выбора из различных средств сотрудничество вероятнее конкуренции. Соответственно при стремлении к разным целям малое количество средств вызывает взаимные про­тиворечия, а большое количество средств укреп­ляет взаимную независимость.

Следует подчеркнуть, что связи воздействия в социальных отношениях редко так просты, как выше описывалось. Реальные ситуации различ­ных социальных взаимодействий гораздо более раз­нообразны, они являются результатом одновремен­ного влияния множества различных факторов.

5. 2. 4. организация

Однозначное определение понятия «организа­ции» сложно, так как оно весьма многоаспектно и очень употребимо в самых различных ситуаци­ях. Понятие «организация» включает в себя две' составляющие   —  дифференциация,   «расчлене­ние», и объединение и координация одновременно. В классической теории управления (напр. Etzioni, 1977) понятие организации сопряжено с разделе­нием труда. При этом разделение труда характе­ризуется как форма координации производства; трудящиеся должны знать, чем занимаются их коллеги, и согласовывать свою деятельность с их работой. На основе вышесказанного организацию можно определить как социальную систему, в ко­торой субъекты, осознающие свою принадлежность к данной системе, действуют для достижения об­щей цели.

Организации являются результатом целевого ра­ционального мышления и регулируемого сотруд­ничества. Им присущи следующие признаки:

— они образованы осознанно и целенаправлен­но для достижения определенной цели или назна­чения;

— в них существует продуманно созданный и об­щеобязательный порядок или структура;

— с их помощью активность членов организа­ции и используемые ими средства должны обеспе­чить достижение цели.

Организация в некотором смысле слова — ин­струмент для достижения цели. Интересно при этом, что определенная цель, преследуемая организаци­ей, не обязательно совпадает с целями участвую­щих в ее деятельности людей. Поэтому организация вынуждена создавать различные системы стимули­рования и награждения, с помощью которых она вовлекает индивидов в действие для достижения общей цели.

Дифференциация задач и связанная с ней коор­динация влияют на структуру и форму организации. Чем более развита специализация, тем многосто­роннее и сложнее будут административные функ­ции организации, ее планирование, координация, мотивирование и т.д., тем многограннее будет структура организации. По своей структуре органи­зации чаще всего похожи на пирамиду, в которой задачи дифференцированы на нескольких уровнях.

Кроме горизонтального разделения труда, в орга­низации всегда имеются также координация, ру­ководство и различные специализации по верти­кальной линии.

Основоположник социологического исследования организации М. Вебер (1947) рассматривал ее как систему власти и разрабатывал теоретические осно­вы управления, оптимальные для организации как таковой. По его мнению, требованиям специализи­рованной и многогранной организации наилучшим образом отвечает бюрократическая система.

Преимущества бюрократии проявляются наибо­лее ярко тогда, когда ей (бюрократии) при исполне­нии служебных обязанностей в возможно большей мере удается исключить все личные, иррациональ­ные и эмоциальные элементы. В соответствии с этим бюрократии присущи:

— рациональность;

— надежность;

— экономичность и эффективность;

— безличность;

— специальные и рутинные задачи;

— нейтральность;

— иерархичность;

— законность правил действия;

— централизация власти.

Бюрократическая система управления рациональ­на и способствует достижению целей организации. Ее можно назвать «официальной организацией».

Согласно Амитаи Этциони (Amitai Etzioni, 1977), официальная организация включает в себя разделе­ние задач и власти, а также установленные работо­дателем правила поведения членов организации.

Наряду с официальной организацией в каждой организации образуется также неофициальная орга­низация, которая основывается на взаимоотноше­ниях и личном выборе членов общности и которая характеризуется социальной самостоятельностью. Неофициальная организация оказывает значитель­ное воздействие на официальную и стремится изме­нять существующие в последней отношения по своему желанию. Организацию можно считать тем более эффективной, чем положительнее отклик, получа­емый официальной стороной от неофициальной.

Наибольшее внимание официальной и неофици­альной организациям уделяется в научных иссле­дованиях, посвященных различным проблемам, аспектам трудовой деятельности людей.

5. 2. 5. общество

Общество является самой крупной группой, к ко­торой принадлежит индивид. Под «обществом» по­нимается самовосполняющаяся устойчивая соци­альная система, которая состоит из людей разного возраста и пола и образует экономические, полити­ческие и культурные совокупности. Можно говорить о финском обществе, западном обществе и т. д.

Четкое определение этого понятия весьма трудно и его употребление очень разнообразно.

По Рене Кенигу (Rene Konig, 1958), под общест­вом можно понимать: 1) различный тип образа жиз­ни; 2) образованные народами единства или 3) ос­нованные на договорах экономические и идейные объединения; 4) целостное общество, т.е. широкое социальное образование, совокупность различных социальных единиц. Кроме этого, понятие «обще­ство» употребляется: 5) при описании определен­ной исторической формы социальной жизни, напр, «буржуазное общество» и 6) как синоним «соци­альный», «социум», когда речь идет о взаимоотно­шениях индивидов и основанных на этих отноше­ниях структурах и социальных процессах.

Робертсон (1977) определяет общество как груп­пу индивидов, которые живут на одной территории, находятся в отношениях взаимовлияния и имеют общую культуру. Это определение содержит неко­торые существенные черты понятия «общество» («культура» и «территория»), которые следует однако понимать в широком смысле.

Рудхард Столлберг (Rudhard Stollberg, 1983) считает основной задачей социологии изучение об­щества. Предметы социологии — социальные явле­ния и процессы. При этом общество понимается как совокупность социальных отношений и как все проявления человеческой жизни вплоть до досуга и жилищных условий, а также как социальные группы и взаимоотношения индивидов. Таким об­разом, «общество» является очень широким поня­тием, которое можно определить как систему или совокупность социальных явлений.

Можно считать, что социальные отношения про­являются и реализуются в человеческой деятельно­сти. Поэтому одним предметом социологии являет­ся исследование этой деятельности. Второй предмет социологии — социальная структура общества, его деление на социальные группы, классы, професси­ональные группы и т. д. То есть на абстрактном уровне общество — это структура и функция.

Щепаньски (1970) употребляет понятие «общест­венная жизнь», под которым он понимает все яв­ления, обусловленные взаимодействием индивидов и общностей, находящихся на определенной огра­ниченной территории. Основными факторами общественной жизни он считает биологические, территориальные, демографические, экономические и культурные факторы.