2. 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17  19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 

Голландский социолог П. И. Боуман (1955) раз­личает четыре стадии в становлении социологии как самостоятельной науки:

1. Социология как часть общей философии со­циума, прежде всего государства, права и морали, сформировалась в единую этическую и религиоз­но-нормативную систему.

2. Социология сближается с естественнонауч­ным мышлением и начинает изучать естественные закономерности.

3. Социология уже существует как самостоятель­ная наука, которая, однако, использует методы дру­гих наук, прежде всего естественных.

4. Социология представляет собой самостоятель­ную науку со своими методами, предметами и по­нятиями.

Данное разделение не совсем хронологично, но соответствует, однако, в главных чертах развитию социологического мышления.

К первой стадии относятся Платон и Аристотель, а также многие христианские философы. В то вре­мя как Платон разрабатывал свое идеальное госу­дарство, философы хотели сделать из государства общество верующих.

Вторая, представленная Боуманом, стадия относит­ся по времени к XVI и XVII векам, когда, с одной сторо­ны, индивидуализм мышления Возрождения и раз­личные новые общественные и религиозные взгляды, вытеснившие духовное наследие схоластики, и, с дру­гой стороны, развитие естественных наук создали новые возможности для рассмотрения общества и об­щественного строя. Социологическое мышление это­го периода представляют прежде всего английские эмпирики Джон Локк (1632-1704) и Дэвид Юм (1711-1776), которые сильнейшим образом способ­ствовали распространению реалистического подхода к рассмотрению объектов действительности.

Третья стадия является продолжением преды­дущей и относится к XVIII столетию. Первыми пред­ставителями этого периода были Сен-Симон и Конт. В социологическом мышлении господствовал тог­да естественнонаучный позитивизм. К более позд­ним представителям социологии этого периода отно­сятся среди прочих Маркс и Герберт Спенсер.

Четвертая стадия представляет собой новейший период развития социологии, хотя весьма затруд­нительно провести четкую грань между четвертой и третьей стадиями. Самостоятельный характер со­циологии проявляется в том, что объекты исследо­вания анализируются здесь с помощью собствен­ных понятий и методов данной области науки.

Кроме уже упомянутых социологов, в следую­щем разделе рассматриваются те исследователи, которые оказали решающее влияние на развитие социологии в ее начальной стадии.

Как врачи ставят диагноз пациентам, так и со­циологи пытаются определить состояние общества. Далеко не все врачи разделяют одно и то же мне­ние, один и тот же диагноз. Так же и не все социо­логи согласны с различными находками и истол­кованиями, и в результате получается ряд разных теорий и мнений о характере общества и обществен­ных явлений.

Далее рассматриваются некоторые классики со­циологии, оказавшие существенное влияние на по­следующих исследователей.

Карл Маркс (Karl Marx, 1818-1883)

Маркс родился в Германии в семье еврейского юриста. Он изучал в Бонне и Берлине историю, пра­во и философию, участвовал в политике и работал около двух лет журналистом в Германии. Поняв, что у него нет возможностей добиться успеха на ро­дине, он начал работать в Париже, Брюсселе и Лондоне.

На деятельность Маркса оказывали влияние не только экономические и политические условия Германии, но прежде всего германская идеалисти­ческая школа, в частности Георг Вильгельм Фрид­рих Гегель, а также французский социализм и английская экономика.  Широкую известность ему принес его «Капитал».

По общественной теории Маркса общество осно­вывается на материальных условиях жизни, причем экономический базис и стремление человека к удов­летворению своих основных потребностей опреде­ляют надстройку общества, т. е. культуру, духов­ную жизнь и окружающий мир символов.

Маркс поставил своей целью раскрыть взаимо­отношения экономического базиса и надстройки об­щества, а также механизмы исторического разви­тия общества. Это учение, называемое историческим материализмом, утверждает, что материальные фак­торы лежат в основе общественной жизни и опре­деляют сознание людей. Из этого следует, что об­щественные перемены происходят при изменении материальных условий.

Способы производства в материальной сфере оп­ределяют социальный, политический и духовный процесс жизни. Способы производства состоят из производительных сил и производственных отноше­ний. К производительным силам относятся орудия производства и человеческая рабочая сила. А про­изводственные отношения, в свою очередь, опре­деляются уровнем развития производительных сил в каждый данный момент общественного развития и отражают существующие разделение труда и ма­териальные условия. Труд таким образом является центральным понятием в теории Маркса. Диалектическое взаимодействие экономической основы общества, включающей в себя производствен­ные отношения и производительные силы, с одной стороны, и зависимой от нее надстройки с другой, приводит к общественным переменам. По основ­ной идее диалектики, которую Маркс взял у Гегеля, всякое явление заключает в себе силы собственной перемены. Маркс применил этот постулат к обще­ству и высказал мнение, по которому в капиталисти­ческой системе, порожденной индустриализацией, экономическая гегемония отчуждает трудящихся от орудий производства и природы. По Марксу, глу­бокие противоречия и проблемы капиталистичес­кой системы производства делают возможным такой переворот, вследствие которого общество переходит к социалистической формации.

Социалистическую идею государства экспери­ментировали в так называемых социалистических странах. Результаты этого эксперимента сейчас хо­рошо известны. Несмотря на это, теоретические взгляды Маркса находят отклик и в наше время.

Влияние Маркса на социологию велико. Его роль как теоретика конфликтов и создателя концепции марксистской социологии видимо будет существен­ной и в дальнейшем.

Герберт Спенсер (Herbert Spencer, 1820-1903)

Спенсер был сторонником эволюционного учения Чарлза Дарвина и применял принципы биологичес­кого развития к обществу. Он сравнивал общество с живым организмом. По органической аналогии разные части общества взаимозависимы и стремят­ся обеспечить выживание и функционирование об­щей системы.

Согласно Спенсеру, Вселенная находится време­нами в состоянии постоянного развития, времена­ми в состоянии распада. Задача социологии состо­ит в прослеживании и выявлении этих же процессов в сфере человеческого общества. Основные пред­положения Спенсера следующие:

1. Развитие является универсальным процессом, т. е. всеобщим законом природы.

2. Общество является органическим и развива­ющимся целым, которое много сложнее, чем сум­мы его частей.

3. Общество существует в двух сущностях: в со­циальной статике и в социальной динамике. Ста­тика представляет собой институциональную струк­туру и социальные системы общества, а динамика заключает в себе постоянную дифференциацию и развитие структуры.

4. Главные институты общества — политические, церковные, профессиональные, промышленные, се­мейные и «праздничные». Многогранное индустри­альное общество развилось из примитивного общест­ва, пройдя разные этапы. Для Спенсера развитие означало прогресс.

5. Общество разделяется кроме этого на две па­раллельные системы: внутреннюю и внешнюю. Эти подсистемы помогают обществу сохраняться как органическому целому в процессе развития. Про­цесс развития представляет собой чередование со­стояния равновесия с состоянием существенных перемен при движении общества от примитивного к современному и индустриальному.

Задачей социологии, согласно Спенсеру, являет­ся понимание процессов развития общества с целью достижения максимальной социальной гармонии. Теоретически оптимальное (если не идеальное) общество современные социологи считают более или менее гармоничной системой, разные части кото­рой должны находиться в соотношении, обеспечи­вающем гарантированность, защищенность и ста­бильность. В современной социологии популярна идея развития общества «от простого к многообраз­ному», при этом понятия «развитие» и «прогресс» не отождествляются. Развитие означает отнюдь не всегда что-то лучшее.

Фердинанд Теннис (Ferdinand Tonnies, 1855-1936)

Немецкий социолог Ф. Теннис родился в аграр­ной общине Эйзенштадта и учился в университете в Тюбингене. Он был свидетелем экономических и политических переворотов, происходивших в со­временной ему Германии.

По мнению Тенниса, общество, социальная дей­ствительность, являются продуктом человеческой воли. Предметом социологии, по его мнению, и является человеческая воля как основной созидаю­щий фактор в структуре социума. При этом Теннис исходит из того, что природа человека в принципе познаваема.

По главной концепции Тенниса общество за­ключает в себе различные отношения и объедине­ния людей и является таким образом продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру. Теннис различает «волю» двух типов: а) естественную — основа «гемейншафта» (общины) и б) рациональную — осно­ва «гезельшафта» (общества). Первая характеризу­ет прежде всего традиционное общество, а вторая — индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм.

Гемейншафт характеризует традиционное обще­ство, которое основывается на тесных семейных от­ношениях, на нормах любви, взаимопонимания и за­щиты. Социальные связи базируются на родстве, общности локуса и языка. Такую организацию со­вместной жизни можно назвать «естественным» об­ществом, базирующимся на «естественной воле».

Гезелъшафт представлен в современном индуст­риальном обществе, которое базируется на эконо­мических, безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда и потреб­ления, а также на связях, которые относятся к об­щественному классу и экономическим соглашениям. Это можно назвать деловой организацией, в кото­рой преобладает «рациональная воля».

Типология гемейншафт — гезелыпафт применя­лась весьма часто и в современной социологии, осо­бенно при сравнении сельских и городских общностей.

Эмиль Дюркгейм (Emile Durkheim, 1858-1917)

Французский социолог Э. Дюркгейм является одним из самых известных пионеров в развитии со­циологии как самостоятельной науки, имеющей свои предметы исследования, свои методы и понятия.

Дюркгейм родился в еврейской семье. Он изу­чал право и философию, работал преподавателем философии в Париже. В 1887-1902 годах он был профессором социологии и педагогики в Бордо. В 1902 году ему предложили профессуру на ка­федре педагогики в Сорбоннском университете в Париже, позднее в перечень дисциплин кафед­ры была включена также социология. Дюркгейм занимал эту должность до своей смерти. В течение всей своей жизни он проявлял также интерес к воп­росам религии и морали.

К ключевым понятиям Дюркгейма относится понятие социального факта. Под этим подразуме­вается, например, принадлежность людей к различ­ным группам, религиозным объединениям и поли­тическим партиям; в этих группах человек находит свою социальную реальность. Психические факты имеются в собственном сознании индивида, затосоциальные факты относятся к социальной дей­ствительности. По мнению Дюркгейма, именно эти социальные факты составляют основной предмет исследования социологии. Позднее он назвал их «институтами».

Любой социальный институт, например семью, брак или какой-либо обычай, можно, по Дюркгей-му, рассматривать научно, как и другие объекты исследования. Их можно изучать, описывать и срав­нивать, оперируя различными данными, касающи­мися этих «институтов». Изучение таких данных является наукой только тогда, когда их (данные) можно упорядочить по определенной системе по­нятий, выведенной из существенных признаков рассматриваемых институтов. Например, действие, влекущее за собой наказание, является преступле­нием. Преступление как социальный институт изу­чается исходя из его общественного происхожде­ния и значимых связей. Второй пример: в обществе имеются общности, основанные на кровном род­стве. Каждую такую общность Дюркгейм относит к категориальному понятию «семья».

И социальный институт «преступление», и со­циальный институт «семья» характеризуются определенным набором своих категориальных при­знаков. Для того чтобы действие характеризовалось как «преступление», оно должно отвечать всем этим признакам. Отсутствие даже одного из них переводит это действие в другой статус, например «проступок», «ошибка». Исследователь должен иметь ясную систему понятий, однозначно воспри­нимаемую другими людьми. Социологические по­нятия обычно абстрактны, поэтому они должны быть по возможности четко определены.

По главному предположению Дюркгейма, кол­лективное сознание, «растворенное» в обществе, имеет самостоятельное существование. Социальная сила основывается на «коллективном мышлении». Коллективность или коллективный дух — это то, что взаимообязывает членов общности. Коллектив­ное, или общее, сознание означает совокупность тех верований и чувств, которые разделяются сред­ними членами системы. Существующие в общности нормы усвоены и осознаны, результатом чего явля­ется унификация социального поведения. Коллек­тивное сознание базируется на существующих в об­ществе ценностях.

Коллективность выражает нормативный харак­тер общества. Согласно Дюркгейму, все аспекты социальной структуры, в частности институты, ба­зируются на нормативной системе общества. Итак, нормы представляют собой, по его мнению, ядро социальной действительности.

Интересен взгляд Дюркгейма на разделение труда в обществе. Исходным пунктом Дюркгейм считает здесь численность и плотность населения, предпо­лагая при этом, что в населенных пунктах город­ского типа разделение труда более развито и многообразно, чем в традиционной редконаселенной аграр­ной общине. Одновременно он отмечает различие в социальной солидарности. При незначительном разделении труда наблюдается механическая соли­дарность, а при сильно дифференцированном раз­делении труда — органическая солидарность, т. е. каждый зависит от каждого в большей степени, бу­дучи заинтересован в результатах труда другого.

Интересны замечания Дюркгейма по поводу не­которых частных явлений и феноменов, например, такого, как самоубийство. По его наблюдениям, са­моубийства встречаются чаще среди тех групп, где социальная сплоченность слабее, чем среди групп с более тесными социальными связями. При этом важную роль играет семейный и религиозный ста­тус (см. гл. 4. 3. Теория).

Макс Вебер (Max Weber, 1864-1920)

Немецкий социолог М. Вебер родился в Эрфур-те, учился в Гейдельберге, Страсбурге и Берлине. В 1894 году он стал профессором политической экономии Фрейбургского университета, а три года спустя Гейдельбергского университета. Из-за тя­желой болезни он был вынужден бросить препода­вательскую деятельность на долгое время, но про­должил ее позднее приват-профессором. В течение двух лет до своей смерти Вебер работал профессо­ром в университетах в Вене и Мюнхене.

Вебер пытался разработать объективную и сво­бодную от ценностей социологию, для чего детально и подробно рассматривал в своих основных трудах ценностные системы и их развитие.

По мнению Вебера, самым основным понятием социологии является понятие социального действия. Это такое действие, которое соотносится с поведени­ем окружающих людей и учитывает их поведение. При этом имеется в виду действие осмысленное и целенаправленное, действие, которое ориентирует­ся на ценности. Вебер подчеркивает, что только осознание осмысленности чужого действия помогает нам понять его. Содержание действия диктуется его смыслом. С точки зрения научной социологии, смысл действия должен пониматься исследовате­лем, а не исследуемым. Речь идет о методике «по­нимания».

Согласно Веберу, социология представляет со­бой науку, главным объектом которой является со­циальное действие, его «ход» и его последствия. Он подчеркивал, что социология разрабатывает типизацию действий и событий, а также их общие закономерности. Идеальные типы, которыми опе­рирует социология, помогают определить и упоря­дочить причины действия. Идеальные типы пред­ставляют собой некое обобщение, сделанное на основании определенных признаков. Это обобще­ние не должно быть адекватно действительности, но оно дает исследователю хорошие исходные точ­ки для рассмотрения различных вопросов. На осно­ве «идеальных типов» образуются другие понятия, которые могут быть использованы в исследователь­ской практике.

Социальное поведение представляет собой: а) унифицированное поведение, б) поведение, де­терминированное окружающими людьми. Это не та­кое действие, которое может быть вызвано, напри­мер, паникой или массовым внушением, а только собственно социальной средой, ее стабильными ценностями и нормами.

Социальное отношение — широкий и многознач­ный термин. Социальными отношениями являются, например, любовь и дружба. С другой стороны, эко­номический обмен, конкуренция и конфликт также базируются на социальном отношении. По Веберу, социальное отношение лежит и в основе власти. Власть — это социальное отношение, предоставля­ющее одному человеку главенствующее положение по сравнению с другим. Это отношение обеспечивает реализацию интенций первого субъекта независимо от поддержки или сопротивления другого. Короче говоря, власть — это иерархическое социальное от­ношение, а не свойство субъекта или субъектов.

Анализируя развитие капитализма, Вебер при­шел к выводу, что на экономическую ситуацию оказывают влияние религиозные ценности, в осо­бенности протестантизм, и в наибольшей степени кальвинистское направление. Ведь в мире ценно­стей протестантизма доминируют трудолюбие, пред­приимчивость, экономическая деятельность, то же в практике капитализма как социально-экономи­ческой формации. В свое время теория Вебера при­влекла к себе большое внимание. Интересно, что она противоположна теории Маркса, согласно ко­торой производительные силы и производственные отношения определяют все, даже религию.

Вебер высказал также некоторые оценки тако­му явлению, как бюрократизация общества. По его мнению, она является результатом рационализации социальной деятельности.

Георг Зиммель (Georg Simmel, 1858-1918)

Хотя Зиммель оказал значительное влияние на немецкое мышление, он остался в тени своего совре­менника Вебера, и его явно недооценивали как со­циолога. Несмотря на это, он является одним из строителей основных понятий социологии и играет существенную роль в становлении социологии как самостоятельной науки. Он ввел в научный обиход понятия взаимодействия, роли и конфликта.

Зиммель был противником позитивизма вообще и как основы социологии в частности. По этой при­чине позднее его стали считать основоположником т. н. формальной социологии, в которой централь­ную роль играют логические связи и структуры. Формы социализации, остающиеся неизменными с течением времени, были предметом его «чистой», формальной социологии.

Различные формы социализации, как и общест­во в целом, пронизаны взаимоотношениями людей.

Общество с сильно дифференцированным разде­лением труда предлагает индивидам все больше воз­можностей быть членами разных социальных кру­гов, на фоне чего возможность члена общества иметь индивидуальную жизнь также возрастает. При этом Зиммель подчеркивает, однако, опасность увели­чения противоречия между культурой и интересами социума и культурой и интересами индивида.

Доминирование материальных общественных ценностей вызывает, по предположению Зиммеля, явное противоречие по отношению к индивиду. Индивид остается во власти созданных им самим материальных продуктов.

Зиммель считается одним из основателей социо­логической теории конфликта и разработки поня­тия отчуждения. Он включил в эту проблематику также такие понятия, как оппозиция, конкуренция, ревность и зависть.

Зиммель считал, что решающее значение в форми­ровании его мышления имела среда его родного города Берлина. Усиленный ритм жизни крупного города был для него неиссякаемым источником вдохнове­ния; ведь на рубеже двух столетий Берлин являлся форпостом современной культуры. Социология Зим­меля представляла собой социокультурное субъектив­ное реагирование на окружающую его среду.

По мнению Зиммеля, ритм жизни в сельской об­щине является замедленным, чувственные впечатле­ния устойчивыми и взаимоотношения людей более глубокими и эмоционально направленными. Жизнь же в крупном городе предполагает совсем иной тип человека. В основе такого типа личности лежит фор­сирование нервной системы, обусловленное сильны­ми и постоянно изменяющимися внешними и внут­ренними раздражителями. В условиях интенсивной городской жизни впечатления теряют свою устой­чивость, регулярность и предсказуемость. По Зим-мелю, они заменяются изменчивыми представле­ниями и неожиданными раздражителями. По этой причине личность создает для своей защиты щит, с помощью которого она сохраняется единой в раз­дробленной действительности постоянно меняющих­ся впечатлений. Разум доминирует над эмоциями. При этом необходимо прибегать к маске внешнего равнодушия, так как человек не может реагиро­вать на все без исключения.

Согласно Зиммелю, современное сознание праг­матично. Количественные параметры явно доми­нируют над качественными, и отношения между людьми зачастую строятся по принципу взаимовы­годы. Поскольку связи и взаимоотношения людей в крупном городе изменчивы и многообразны, то во избежание хаоса они должны быть упорядочены во времени и в пространстве.

Для Зиммеля современный образ жизни пред­ставляет собой новое этическое и эстетическое пони­мание мира. В своем анализе современного образа жизни он рассматривал феномен крупных городов, деньги и даже моду, все это — как составляющие социальных отношений.

Зиммель долгое время был приват-доцентом в Берлинском университете и являлся при этом первым академическим социологом Германии. Толь­ко в 1914 году, за четыре года до своей смерти, он получил постоянную должность профессора в Страс-бургском университете.

Труды Зиммеля охватывают широкие области науки: социологию, философию, психологию и эсте­тику. Он был популярным преподавателем и одним из первых, лекции которого привлекали в число слушателей и женщин.

Карл Манхейм (Karl Mannheim, 1893-1947)

Манхейм был одним из пионеров теории позна­ния (гносеологии) и социологии познания. Вслед за Марксом Манхейм утверждал, что человечес­кое мышление и понимание развиваются не только на основе теоретического сознания, но также фор­мируются исходя из историко-общественной ситуа­ции и действующих в ней сил. Эта взаимосвязан­ность социального мышления с бытием проявляется также в классовом сознании и классовых связях. Мы связаны со множеством исходных пунктов, которые воздействуют на наше поведение.

Большое внимание Манхейм уделял рассмотре­нию положений релятивизма. Релятивизм представ­ляет собой философское учение, согласно которому истина или ценности являются относительными, т.е. каких-либо абсолютных истин или ценностей не су­ществует. По теоретическому релятивизму те или иные позиции или положения не являются верными сами по себе, они верны или не верны только для опреде­ленного индивида в определенный момент, т. е. соз­нание и мышление человека зависят от социальных условий в каждый данный момент. При этом Манхейм подчеркивал, что нет одной-единственной истины.

Манхейм считал важнейшим приоритетом социо­логии ее способность выяснять, каким образом из­менения социальных ситуаций приводят к измене­ниям в духовных отношениях. Изменяющийся социальный фон и судьба социальных классов — источник новых идей, взглядов, концепций.

Манхейм родился в Будапеште. Изучал филосо­фию и социологию в Будапеште, Фрейбурге, Бер­лине, Париже и Гейдельберге. Был учеником Вебера. В 1926 году он доцент в Гейдельберге, потом профес­сор социологии во Франкфурте. В 1933 году он эми­грировал в Англию, где также был доцентом в London School of Economics and Political Science, а затем с 1942 года профессором педагогики в Лондонском университете. Манхейм умер в Лондоне в 1947 году.

К приведенному выше перечню классиков социо­логии можно было бы прибавить еще множество имен, которые связаны с развитием этой области науки. Рассмотрим здесь, однако, лишь кратко рас­пространение социологии в США в конце XIX — начале XX века. Индустриализация, урбанизация, иммиграция и внутренняя миграция имели в США весьма важные последствия: они порождали мно­гие социальные проблемы, которые настоятельно требовали решения. Здесь, как и в индустриали­зированной Европе, перед социологами вставали многочисленные задачи.

Социология впервые проложила дорогу в США через труды и учение Лестера Франка Уорда (Les-ter Frank Ward, 1841-1913). Он был ботаником и геологом, позднее заинтересовался социологией и опубликовал среди прочего работу «Динамичес­кая социология» (1883). Он основал также Аме­риканскую социологическую ассоциацию. В своем учении Уорд опирался частично на теорию Спен­сера о механистической социальной эволюции, под­черкивая, однако, при этом возможность активно­го влияния в сторону социальных изменений. Для него социология означала прежде всего социальную науку, которая изучает механизмы перемен.

Из ранних социологов США, возможно, наибо­лее известным является Уильям Грейэм Самнер (William Graham Suirmer, 1840-1910). Самое зна­чительное из его произведений, «Народные обы­чаи» (Folkways), рассматривает значение социаль­ного контроля как управляющей силы поведения индивидов. Для него социология является в пер­вую очередь «наукой об обычаях». Он разделял эволюционные взгляды Спенсера и был одновре­менно против мысли Уорда о социальном планиро­вании общества.

Третий представитель ранней социологии США, Чарлз Хортон Кули (Charles Horton Cooley, 1864-1929), сыграл значительную роль в развитии социологии как науки, создав свою «типологию групп». Он различал первичные и вторичные груп­пы (primary and secondary groups). Первичные груп­пы обычно невелики, это такие группы, как семья, соседство или детские коллективы. В этих объеди­нениях усваиваются основные чувства групповой лояльности, необходимость и способность при­нимать во внимание окружающих людей. В них развиваются личностное взаимодействие, сотруд­ничество, дружеские отношения, чувства долга, от­ветственности, верности, идентификации. То есть первичные группы являются общностями, в кото­рых усваиваются формы и нормы человеческого взаимодействия и способности сосуществования с окружающими людьми. Исключительное значе­ние в первичных группах имеет их морально-эти­ческая атмосфера. Вторичные группы (например, зрители спектакля, слушатели лекции) больше пер­вичных и, будучи формальными, предоставляют меньше возможностей для личного общения или взаимодействия.

Социология возникла в Европе, но, может быть, наиболее стремительно она развивалась и разви­вается в США. Методы, применяемые американ­ской социологией особенно в эмпирических иссле­дованиях, получили повсеместное распространение. Американские социологические теории долгое вре­мя служили важным руководством для европейской социологии. О темпах развития социологии в со­временной Америке дает хорошее представление рост количества членов в ассоциации социологов страны (American Sociological Association). Пятьде­сят лет назад количество членов было менее тысячи человек, а теперь эта ассоциация насчитывает уже десятки тысяч членов. Примечательно, что в США ежегодно более двухсот человек получает степень доктора социологии.

Как уже отмечалось, социология имеет свои кор­ни в философии. Известные американские социо­логи Роберт Э. Парк (Robert E. Park) и Эрнест У. Берджесс (Ernest W. Burgess) (1969) подчерки­вают, со своей стороны, связь социологии с исто­рией и философией истории. Выделение и разви­тие социологии из философии истории в отдельную науку, изучающую общество, проходило, по их мне­нию, следующие этапы:

1. Эпоху Конта и Спенсера, когда социология являлась практически философией истории. Для этого периода она была наукой прогресса и раз­вития.

2. «Эпоху школ», когда социологическое мыш­ление, представленное различными школами, стре­милось определить свои концепции и предметы ис­следования.

3. Начало XX века — период конкретных ис­следований и решений.

Эта хронология была составлена в 1921 году, так что к ней можно прибавить еще, например, пе­риод современной социологии. Он начался в США уже до второй мировой войны, а в Европе — толь­ко после войны.

Толкотт Парсонс (Talcott Parsons, 1902-1979)

Парсонс является одним из наиболее значитель­ных социологов последних десятилетий. Его зна­чение в развитии американской социологии особен­но велико. Благодаря Парсонсу в социологических исследованиях стал применяться принцип теоретич­ности.

Учеба и исследовательская работа в Англии и Германии разбудили в Парсонсе интерес к ев­ропейским классикам социологии, к Дюркгейму, Веберу и Вильфредо Парето (Vilfredo Pareto, 1848-1923). Его вдохновляли в особенности произве­дения Вебера. С 1927 года Парсонс был преподава­телем Гарвардского университета, а с 1944 года — профессором социологии.

Парсонс долго разрабатывал свою «теорию со­циального действия», на которую оказали влияние идеи Вебера, Зиммеля и Дюркгейма, и стремился применять ее в различных областях науки. Его теория описывает основы индивидуального и со­циального действий, которые Парсонс объединяет в теоретически единую систематическую рамку вза­имодействия. Он разработал модель социальной системы, в которой субъект действия ведет себя ко­ординирование в соответствии со своими индивиду­альными потребностями и ожиданиями, учитывая при этом потребности и ожидания взаимодействую­щих с ним субъектов. Эти потребности и ожидания ориентируются на общие модели ценностей и по­ведения и усиливаются по своей социальной струк­туре путем институционализации.

Социальное действие заключает в себе: 1) субъект действия (агент), 2) цель действия, 3) ситуацию действия, к которой относятся усло­вия и контролируемые субъектом средства, 4) нор­мативную ориентацию субъекта, т. е. выбор между теми средствами, которые пригодны по отноше­нию к цели в каждой данной ситуации (Rocher, 1974, 30, 36). Согласно Парсонсу, все эти четыре структурных элемента необходимы для того, что­бы вообще рационально описывать действие как таковое.

По основной концепции Парсонса, человечес­кое действие всегда образует системы. Парсонс счи­тает, что социальные науки могут быть научными лишь в той мере, в какой они учитывают анализ систем (Rocher, 1974, 31). Действие всегда взаимосвязано с другими дей­ствиями и составляет вместе с ними более широкую совокупность действий. Например, роль отца в се­мье представляет собой только один элемент той совокупности действий, которая образует семью. Семья, в свою очередь, является частью в широкой рамке родства и т. д. Каждое действие можно по­нимать как комплекс единиц действий, а также как элемент целого.

Для изучения и понимания социального дей­ствия Парсонс разработал специальные модусные переменные. Эти модусные переменные, данные им в виде альтернатив, реализуются субъектом дея­тельности в разных ситуациях. Такими перемен­ными являются:

1. Эмоциональность — нейтральность. Работа су­дьи предполагает нейтральность, зато многие другие роли допускают эмоциональность или даже требуют ее.

2. Всеобщность — специализация. Определен­ные роли заключают в себе неисчислимое множе­ство обязанностей и прав. Отношение матери и ре­бенка бесконечно многоаспектно и всеобъемлюще. Зато от банковского служащего ожидается специа­лизированное отношение к клиентам.

3. Общепринятость — специфичность. От учи­теля ожидается преимущественно одинаковое и бес­пристрастное отношение ко всем ученикам, а от родителей, нормативно, — специальное внимание к своим детям.

4. Оценка качеств — оценка результатов. В от­ношениях «работник — работодатель» предпола­гается нацеленность на результат, но в отношении «мать — ребенок», очевидно, дело обстоит значи­тельно сложнее.

5. Ориентация на себя — ориентация на общность. Предполагается, что коммерсант работает в свою пользу, а священник — на благо всего прихода.

Модусные переменные являются наиболее удач­ными из разработанных Парсонсом отвлеченных понятий и потому широко используемыми в эмпи­рических целях.

Согласно Парсонсу, функционирование и сохра­нение общества всегда обусловлено определенны­ми предпосылками. Основные из них таковы:

1. Адаптация (Adaptation). Воспроизводство, ко­ординация и сбор ресурсов и средств (например, налоги) — необходимы, чтобы общество могло со­храняться и приспосабливаться к внешней среде.

2. Целедостижение (Goal, Attainment). Поста­новка целей и целедостижение, принятие решений по использованию ресурсов (например, тех же на­логов) внутри системы.

3. Интеграция (Integration). Поддержание спло­ченности и снятие напряжения при взаимодействии частей системы, что является ее внутренними проб­лемами.

4. Непрерывность системы (Latency) также одна из важнейших внутренних проблем системы.

Система должна уметь «заботиться о себе» и вы­полнять эти четыре функциональные задачи, чтобы она вообще могла существовать как система. Столь различными функциональными задачами занима­ются и различные подсистемы: система культуры специализируется на поддержании непрерывности, социальная система — на интеграции, личностная система — на целедостижении, политическая сис­тема — на адаптации.

 

Голландский социолог П. И. Боуман (1955) раз­личает четыре стадии в становлении социологии как самостоятельной науки:

1. Социология как часть общей философии со­циума, прежде всего государства, права и морали, сформировалась в единую этическую и религиоз­но-нормативную систему.

2. Социология сближается с естественнонауч­ным мышлением и начинает изучать естественные закономерности.

3. Социология уже существует как самостоятель­ная наука, которая, однако, использует методы дру­гих наук, прежде всего естественных.

4. Социология представляет собой самостоятель­ную науку со своими методами, предметами и по­нятиями.

Данное разделение не совсем хронологично, но соответствует, однако, в главных чертах развитию социологического мышления.

К первой стадии относятся Платон и Аристотель, а также многие христианские философы. В то вре­мя как Платон разрабатывал свое идеальное госу­дарство, философы хотели сделать из государства общество верующих.

Вторая, представленная Боуманом, стадия относит­ся по времени к XVI и XVII векам, когда, с одной сторо­ны, индивидуализм мышления Возрождения и раз­личные новые общественные и религиозные взгляды, вытеснившие духовное наследие схоластики, и, с дру­гой стороны, развитие естественных наук создали новые возможности для рассмотрения общества и об­щественного строя. Социологическое мышление это­го периода представляют прежде всего английские эмпирики Джон Локк (1632-1704) и Дэвид Юм (1711-1776), которые сильнейшим образом способ­ствовали распространению реалистического подхода к рассмотрению объектов действительности.

Третья стадия является продолжением преды­дущей и относится к XVIII столетию. Первыми пред­ставителями этого периода были Сен-Симон и Конт. В социологическом мышлении господствовал тог­да естественнонаучный позитивизм. К более позд­ним представителям социологии этого периода отно­сятся среди прочих Маркс и Герберт Спенсер.

Четвертая стадия представляет собой новейший период развития социологии, хотя весьма затруд­нительно провести четкую грань между четвертой и третьей стадиями. Самостоятельный характер со­циологии проявляется в том, что объекты исследо­вания анализируются здесь с помощью собствен­ных понятий и методов данной области науки.

Кроме уже упомянутых социологов, в следую­щем разделе рассматриваются те исследователи, которые оказали решающее влияние на развитие социологии в ее начальной стадии.

Как врачи ставят диагноз пациентам, так и со­циологи пытаются определить состояние общества. Далеко не все врачи разделяют одно и то же мне­ние, один и тот же диагноз. Так же и не все социо­логи согласны с различными находками и истол­кованиями, и в результате получается ряд разных теорий и мнений о характере общества и обществен­ных явлений.

Далее рассматриваются некоторые классики со­циологии, оказавшие существенное влияние на по­следующих исследователей.

Карл Маркс (Karl Marx, 1818-1883)

Маркс родился в Германии в семье еврейского юриста. Он изучал в Бонне и Берлине историю, пра­во и философию, участвовал в политике и работал около двух лет журналистом в Германии. Поняв, что у него нет возможностей добиться успеха на ро­дине, он начал работать в Париже, Брюсселе и Лондоне.

На деятельность Маркса оказывали влияние не только экономические и политические условия Германии, но прежде всего германская идеалисти­ческая школа, в частности Георг Вильгельм Фрид­рих Гегель, а также французский социализм и английская экономика.  Широкую известность ему принес его «Капитал».

По общественной теории Маркса общество осно­вывается на материальных условиях жизни, причем экономический базис и стремление человека к удов­летворению своих основных потребностей опреде­ляют надстройку общества, т. е. культуру, духов­ную жизнь и окружающий мир символов.

Маркс поставил своей целью раскрыть взаимо­отношения экономического базиса и надстройки об­щества, а также механизмы исторического разви­тия общества. Это учение, называемое историческим материализмом, утверждает, что материальные фак­торы лежат в основе общественной жизни и опре­деляют сознание людей. Из этого следует, что об­щественные перемены происходят при изменении материальных условий.

Способы производства в материальной сфере оп­ределяют социальный, политический и духовный процесс жизни. Способы производства состоят из производительных сил и производственных отноше­ний. К производительным силам относятся орудия производства и человеческая рабочая сила. А про­изводственные отношения, в свою очередь, опре­деляются уровнем развития производительных сил в каждый данный момент общественного развития и отражают существующие разделение труда и ма­териальные условия. Труд таким образом является центральным понятием в теории Маркса. Диалектическое взаимодействие экономической основы общества, включающей в себя производствен­ные отношения и производительные силы, с одной стороны, и зависимой от нее надстройки с другой, приводит к общественным переменам. По основ­ной идее диалектики, которую Маркс взял у Гегеля, всякое явление заключает в себе силы собственной перемены. Маркс применил этот постулат к обще­ству и высказал мнение, по которому в капиталисти­ческой системе, порожденной индустриализацией, экономическая гегемония отчуждает трудящихся от орудий производства и природы. По Марксу, глу­бокие противоречия и проблемы капиталистичес­кой системы производства делают возможным такой переворот, вследствие которого общество переходит к социалистической формации.

Социалистическую идею государства экспери­ментировали в так называемых социалистических странах. Результаты этого эксперимента сейчас хо­рошо известны. Несмотря на это, теоретические взгляды Маркса находят отклик и в наше время.

Влияние Маркса на социологию велико. Его роль как теоретика конфликтов и создателя концепции марксистской социологии видимо будет существен­ной и в дальнейшем.

Герберт Спенсер (Herbert Spencer, 1820-1903)

Спенсер был сторонником эволюционного учения Чарлза Дарвина и применял принципы биологичес­кого развития к обществу. Он сравнивал общество с живым организмом. По органической аналогии разные части общества взаимозависимы и стремят­ся обеспечить выживание и функционирование об­щей системы.

Согласно Спенсеру, Вселенная находится време­нами в состоянии постоянного развития, времена­ми в состоянии распада. Задача социологии состо­ит в прослеживании и выявлении этих же процессов в сфере человеческого общества. Основные пред­положения Спенсера следующие:

1. Развитие является универсальным процессом, т. е. всеобщим законом природы.

2. Общество является органическим и развива­ющимся целым, которое много сложнее, чем сум­мы его частей.

3. Общество существует в двух сущностях: в со­циальной статике и в социальной динамике. Ста­тика представляет собой институциональную струк­туру и социальные системы общества, а динамика заключает в себе постоянную дифференциацию и развитие структуры.

4. Главные институты общества — политические, церковные, профессиональные, промышленные, се­мейные и «праздничные». Многогранное индустри­альное общество развилось из примитивного общест­ва, пройдя разные этапы. Для Спенсера развитие означало прогресс.

5. Общество разделяется кроме этого на две па­раллельные системы: внутреннюю и внешнюю. Эти подсистемы помогают обществу сохраняться как органическому целому в процессе развития. Про­цесс развития представляет собой чередование со­стояния равновесия с состоянием существенных перемен при движении общества от примитивного к современному и индустриальному.

Задачей социологии, согласно Спенсеру, являет­ся понимание процессов развития общества с целью достижения максимальной социальной гармонии. Теоретически оптимальное (если не идеальное) общество современные социологи считают более или менее гармоничной системой, разные части кото­рой должны находиться в соотношении, обеспечи­вающем гарантированность, защищенность и ста­бильность. В современной социологии популярна идея развития общества «от простого к многообраз­ному», при этом понятия «развитие» и «прогресс» не отождествляются. Развитие означает отнюдь не всегда что-то лучшее.

Фердинанд Теннис (Ferdinand Tonnies, 1855-1936)

Немецкий социолог Ф. Теннис родился в аграр­ной общине Эйзенштадта и учился в университете в Тюбингене. Он был свидетелем экономических и политических переворотов, происходивших в со­временной ему Германии.

По мнению Тенниса, общество, социальная дей­ствительность, являются продуктом человеческой воли. Предметом социологии, по его мнению, и является человеческая воля как основной созидаю­щий фактор в структуре социума. При этом Теннис исходит из того, что природа человека в принципе познаваема.

По главной концепции Тенниса общество за­ключает в себе различные отношения и объедине­ния людей и является таким образом продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру. Теннис различает «волю» двух типов: а) естественную — основа «гемейншафта» (общины) и б) рациональную — осно­ва «гезельшафта» (общества). Первая характеризу­ет прежде всего традиционное общество, а вторая — индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм.

Гемейншафт характеризует традиционное обще­ство, которое основывается на тесных семейных от­ношениях, на нормах любви, взаимопонимания и за­щиты. Социальные связи базируются на родстве, общности локуса и языка. Такую организацию со­вместной жизни можно назвать «естественным» об­ществом, базирующимся на «естественной воле».

Гезелъшафт представлен в современном индуст­риальном обществе, которое базируется на эконо­мических, безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда и потреб­ления, а также на связях, которые относятся к об­щественному классу и экономическим соглашениям. Это можно назвать деловой организацией, в кото­рой преобладает «рациональная воля».

Типология гемейншафт — гезелыпафт применя­лась весьма часто и в современной социологии, осо­бенно при сравнении сельских и городских общностей.

Эмиль Дюркгейм (Emile Durkheim, 1858-1917)

Французский социолог Э. Дюркгейм является одним из самых известных пионеров в развитии со­циологии как самостоятельной науки, имеющей свои предметы исследования, свои методы и понятия.

Дюркгейм родился в еврейской семье. Он изу­чал право и философию, работал преподавателем философии в Париже. В 1887-1902 годах он был профессором социологии и педагогики в Бордо. В 1902 году ему предложили профессуру на ка­федре педагогики в Сорбоннском университете в Париже, позднее в перечень дисциплин кафед­ры была включена также социология. Дюркгейм занимал эту должность до своей смерти. В течение всей своей жизни он проявлял также интерес к воп­росам религии и морали.

К ключевым понятиям Дюркгейма относится понятие социального факта. Под этим подразуме­вается, например, принадлежность людей к различ­ным группам, религиозным объединениям и поли­тическим партиям; в этих группах человек находит свою социальную реальность. Психические факты имеются в собственном сознании индивида, затосоциальные факты относятся к социальной дей­ствительности. По мнению Дюркгейма, именно эти социальные факты составляют основной предмет исследования социологии. Позднее он назвал их «институтами».

Любой социальный институт, например семью, брак или какой-либо обычай, можно, по Дюркгей-му, рассматривать научно, как и другие объекты исследования. Их можно изучать, описывать и срав­нивать, оперируя различными данными, касающи­мися этих «институтов». Изучение таких данных является наукой только тогда, когда их (данные) можно упорядочить по определенной системе по­нятий, выведенной из существенных признаков рассматриваемых институтов. Например, действие, влекущее за собой наказание, является преступле­нием. Преступление как социальный институт изу­чается исходя из его общественного происхожде­ния и значимых связей. Второй пример: в обществе имеются общности, основанные на кровном род­стве. Каждую такую общность Дюркгейм относит к категориальному понятию «семья».

И социальный институт «преступление», и со­циальный институт «семья» характеризуются определенным набором своих категориальных при­знаков. Для того чтобы действие характеризовалось как «преступление», оно должно отвечать всем этим признакам. Отсутствие даже одного из них переводит это действие в другой статус, например «проступок», «ошибка». Исследователь должен иметь ясную систему понятий, однозначно воспри­нимаемую другими людьми. Социологические по­нятия обычно абстрактны, поэтому они должны быть по возможности четко определены.

По главному предположению Дюркгейма, кол­лективное сознание, «растворенное» в обществе, имеет самостоятельное существование. Социальная сила основывается на «коллективном мышлении». Коллективность или коллективный дух — это то, что взаимообязывает членов общности. Коллектив­ное, или общее, сознание означает совокупность тех верований и чувств, которые разделяются сред­ними членами системы. Существующие в общности нормы усвоены и осознаны, результатом чего явля­ется унификация социального поведения. Коллек­тивное сознание базируется на существующих в об­ществе ценностях.

Коллективность выражает нормативный харак­тер общества. Согласно Дюркгейму, все аспекты социальной структуры, в частности институты, ба­зируются на нормативной системе общества. Итак, нормы представляют собой, по его мнению, ядро социальной действительности.

Интересен взгляд Дюркгейма на разделение труда в обществе. Исходным пунктом Дюркгейм считает здесь численность и плотность населения, предпо­лагая при этом, что в населенных пунктах город­ского типа разделение труда более развито и многообразно, чем в традиционной редконаселенной аграр­ной общине. Одновременно он отмечает различие в социальной солидарности. При незначительном разделении труда наблюдается механическая соли­дарность, а при сильно дифференцированном раз­делении труда — органическая солидарность, т. е. каждый зависит от каждого в большей степени, бу­дучи заинтересован в результатах труда другого.

Интересны замечания Дюркгейма по поводу не­которых частных явлений и феноменов, например, такого, как самоубийство. По его наблюдениям, са­моубийства встречаются чаще среди тех групп, где социальная сплоченность слабее, чем среди групп с более тесными социальными связями. При этом важную роль играет семейный и религиозный ста­тус (см. гл. 4. 3. Теория).

Макс Вебер (Max Weber, 1864-1920)

Немецкий социолог М. Вебер родился в Эрфур-те, учился в Гейдельберге, Страсбурге и Берлине. В 1894 году он стал профессором политической экономии Фрейбургского университета, а три года спустя Гейдельбергского университета. Из-за тя­желой болезни он был вынужден бросить препода­вательскую деятельность на долгое время, но про­должил ее позднее приват-профессором. В течение двух лет до своей смерти Вебер работал профессо­ром в университетах в Вене и Мюнхене.

Вебер пытался разработать объективную и сво­бодную от ценностей социологию, для чего детально и подробно рассматривал в своих основных трудах ценностные системы и их развитие.

По мнению Вебера, самым основным понятием социологии является понятие социального действия. Это такое действие, которое соотносится с поведени­ем окружающих людей и учитывает их поведение. При этом имеется в виду действие осмысленное и целенаправленное, действие, которое ориентирует­ся на ценности. Вебер подчеркивает, что только осознание осмысленности чужого действия помогает нам понять его. Содержание действия диктуется его смыслом. С точки зрения научной социологии, смысл действия должен пониматься исследовате­лем, а не исследуемым. Речь идет о методике «по­нимания».

Согласно Веберу, социология представляет со­бой науку, главным объектом которой является со­циальное действие, его «ход» и его последствия. Он подчеркивал, что социология разрабатывает типизацию действий и событий, а также их общие закономерности. Идеальные типы, которыми опе­рирует социология, помогают определить и упоря­дочить причины действия. Идеальные типы пред­ставляют собой некое обобщение, сделанное на основании определенных признаков. Это обобще­ние не должно быть адекватно действительности, но оно дает исследователю хорошие исходные точ­ки для рассмотрения различных вопросов. На осно­ве «идеальных типов» образуются другие понятия, которые могут быть использованы в исследователь­ской практике.

Социальное поведение представляет собой: а) унифицированное поведение, б) поведение, де­терминированное окружающими людьми. Это не та­кое действие, которое может быть вызвано, напри­мер, паникой или массовым внушением, а только собственно социальной средой, ее стабильными ценностями и нормами.

Социальное отношение — широкий и многознач­ный термин. Социальными отношениями являются, например, любовь и дружба. С другой стороны, эко­номический обмен, конкуренция и конфликт также базируются на социальном отношении. По Веберу, социальное отношение лежит и в основе власти. Власть — это социальное отношение, предоставля­ющее одному человеку главенствующее положение по сравнению с другим. Это отношение обеспечивает реализацию интенций первого субъекта независимо от поддержки или сопротивления другого. Короче говоря, власть — это иерархическое социальное от­ношение, а не свойство субъекта или субъектов.

Анализируя развитие капитализма, Вебер при­шел к выводу, что на экономическую ситуацию оказывают влияние религиозные ценности, в осо­бенности протестантизм, и в наибольшей степени кальвинистское направление. Ведь в мире ценно­стей протестантизма доминируют трудолюбие, пред­приимчивость, экономическая деятельность, то же в практике капитализма как социально-экономи­ческой формации. В свое время теория Вебера при­влекла к себе большое внимание. Интересно, что она противоположна теории Маркса, согласно ко­торой производительные силы и производственные отношения определяют все, даже религию.

Вебер высказал также некоторые оценки тако­му явлению, как бюрократизация общества. По его мнению, она является результатом рационализации социальной деятельности.

Георг Зиммель (Georg Simmel, 1858-1918)

Хотя Зиммель оказал значительное влияние на немецкое мышление, он остался в тени своего совре­менника Вебера, и его явно недооценивали как со­циолога. Несмотря на это, он является одним из строителей основных понятий социологии и играет существенную роль в становлении социологии как самостоятельной науки. Он ввел в научный обиход понятия взаимодействия, роли и конфликта.

Зиммель был противником позитивизма вообще и как основы социологии в частности. По этой при­чине позднее его стали считать основоположником т. н. формальной социологии, в которой централь­ную роль играют логические связи и структуры. Формы социализации, остающиеся неизменными с течением времени, были предметом его «чистой», формальной социологии.

Различные формы социализации, как и общест­во в целом, пронизаны взаимоотношениями людей.

Общество с сильно дифференцированным разде­лением труда предлагает индивидам все больше воз­можностей быть членами разных социальных кру­гов, на фоне чего возможность члена общества иметь индивидуальную жизнь также возрастает. При этом Зиммель подчеркивает, однако, опасность увели­чения противоречия между культурой и интересами социума и культурой и интересами индивида.

Доминирование материальных общественных ценностей вызывает, по предположению Зиммеля, явное противоречие по отношению к индивиду. Индивид остается во власти созданных им самим материальных продуктов.

Зиммель считается одним из основателей социо­логической теории конфликта и разработки поня­тия отчуждения. Он включил в эту проблематику также такие понятия, как оппозиция, конкуренция, ревность и зависть.

Зиммель считал, что решающее значение в форми­ровании его мышления имела среда его родного города Берлина. Усиленный ритм жизни крупного города был для него неиссякаемым источником вдохнове­ния; ведь на рубеже двух столетий Берлин являлся форпостом современной культуры. Социология Зим­меля представляла собой социокультурное субъектив­ное реагирование на окружающую его среду.

По мнению Зиммеля, ритм жизни в сельской об­щине является замедленным, чувственные впечатле­ния устойчивыми и взаимоотношения людей более глубокими и эмоционально направленными. Жизнь же в крупном городе предполагает совсем иной тип человека. В основе такого типа личности лежит фор­сирование нервной системы, обусловленное сильны­ми и постоянно изменяющимися внешними и внут­ренними раздражителями. В условиях интенсивной городской жизни впечатления теряют свою устой­чивость, регулярность и предсказуемость. По Зим-мелю, они заменяются изменчивыми представле­ниями и неожиданными раздражителями. По этой причине личность создает для своей защиты щит, с помощью которого она сохраняется единой в раз­дробленной действительности постоянно меняющих­ся впечатлений. Разум доминирует над эмоциями. При этом необходимо прибегать к маске внешнего равнодушия, так как человек не может реагиро­вать на все без исключения.

Согласно Зиммелю, современное сознание праг­матично. Количественные параметры явно доми­нируют над качественными, и отношения между людьми зачастую строятся по принципу взаимовы­годы. Поскольку связи и взаимоотношения людей в крупном городе изменчивы и многообразны, то во избежание хаоса они должны быть упорядочены во времени и в пространстве.

Для Зиммеля современный образ жизни пред­ставляет собой новое этическое и эстетическое пони­мание мира. В своем анализе современного образа жизни он рассматривал феномен крупных городов, деньги и даже моду, все это — как составляющие социальных отношений.

Зиммель долгое время был приват-доцентом в Берлинском университете и являлся при этом первым академическим социологом Германии. Толь­ко в 1914 году, за четыре года до своей смерти, он получил постоянную должность профессора в Страс-бургском университете.

Труды Зиммеля охватывают широкие области науки: социологию, философию, психологию и эсте­тику. Он был популярным преподавателем и одним из первых, лекции которого привлекали в число слушателей и женщин.

Карл Манхейм (Karl Mannheim, 1893-1947)

Манхейм был одним из пионеров теории позна­ния (гносеологии) и социологии познания. Вслед за Марксом Манхейм утверждал, что человечес­кое мышление и понимание развиваются не только на основе теоретического сознания, но также фор­мируются исходя из историко-общественной ситуа­ции и действующих в ней сил. Эта взаимосвязан­ность социального мышления с бытием проявляется также в классовом сознании и классовых связях. Мы связаны со множеством исходных пунктов, которые воздействуют на наше поведение.

Большое внимание Манхейм уделял рассмотре­нию положений релятивизма. Релятивизм представ­ляет собой философское учение, согласно которому истина или ценности являются относительными, т.е. каких-либо абсолютных истин или ценностей не су­ществует. По теоретическому релятивизму те или иные позиции или положения не являются верными сами по себе, они верны или не верны только для опреде­ленного индивида в определенный момент, т. е. соз­нание и мышление человека зависят от социальных условий в каждый данный момент. При этом Манхейм подчеркивал, что нет одной-единственной истины.

Манхейм считал важнейшим приоритетом социо­логии ее способность выяснять, каким образом из­менения социальных ситуаций приводят к измене­ниям в духовных отношениях. Изменяющийся социальный фон и судьба социальных классов — источник новых идей, взглядов, концепций.

Манхейм родился в Будапеште. Изучал филосо­фию и социологию в Будапеште, Фрейбурге, Бер­лине, Париже и Гейдельберге. Был учеником Вебера. В 1926 году он доцент в Гейдельберге, потом профес­сор социологии во Франкфурте. В 1933 году он эми­грировал в Англию, где также был доцентом в London School of Economics and Political Science, а затем с 1942 года профессором педагогики в Лондонском университете. Манхейм умер в Лондоне в 1947 году.

К приведенному выше перечню классиков социо­логии можно было бы прибавить еще множество имен, которые связаны с развитием этой области науки. Рассмотрим здесь, однако, лишь кратко рас­пространение социологии в США в конце XIX — начале XX века. Индустриализация, урбанизация, иммиграция и внутренняя миграция имели в США весьма важные последствия: они порождали мно­гие социальные проблемы, которые настоятельно требовали решения. Здесь, как и в индустриали­зированной Европе, перед социологами вставали многочисленные задачи.

Социология впервые проложила дорогу в США через труды и учение Лестера Франка Уорда (Les-ter Frank Ward, 1841-1913). Он был ботаником и геологом, позднее заинтересовался социологией и опубликовал среди прочего работу «Динамичес­кая социология» (1883). Он основал также Аме­риканскую социологическую ассоциацию. В своем учении Уорд опирался частично на теорию Спен­сера о механистической социальной эволюции, под­черкивая, однако, при этом возможность активно­го влияния в сторону социальных изменений. Для него социология означала прежде всего социальную науку, которая изучает механизмы перемен.

Из ранних социологов США, возможно, наибо­лее известным является Уильям Грейэм Самнер (William Graham Suirmer, 1840-1910). Самое зна­чительное из его произведений, «Народные обы­чаи» (Folkways), рассматривает значение социаль­ного контроля как управляющей силы поведения индивидов. Для него социология является в пер­вую очередь «наукой об обычаях». Он разделял эволюционные взгляды Спенсера и был одновре­менно против мысли Уорда о социальном планиро­вании общества.

Третий представитель ранней социологии США, Чарлз Хортон Кули (Charles Horton Cooley, 1864-1929), сыграл значительную роль в развитии социологии как науки, создав свою «типологию групп». Он различал первичные и вторичные груп­пы (primary and secondary groups). Первичные груп­пы обычно невелики, это такие группы, как семья, соседство или детские коллективы. В этих объеди­нениях усваиваются основные чувства групповой лояльности, необходимость и способность при­нимать во внимание окружающих людей. В них развиваются личностное взаимодействие, сотруд­ничество, дружеские отношения, чувства долга, от­ветственности, верности, идентификации. То есть первичные группы являются общностями, в кото­рых усваиваются формы и нормы человеческого взаимодействия и способности сосуществования с окружающими людьми. Исключительное значе­ние в первичных группах имеет их морально-эти­ческая атмосфера. Вторичные группы (например, зрители спектакля, слушатели лекции) больше пер­вичных и, будучи формальными, предоставляют меньше возможностей для личного общения или взаимодействия.

Социология возникла в Европе, но, может быть, наиболее стремительно она развивалась и разви­вается в США. Методы, применяемые американ­ской социологией особенно в эмпирических иссле­дованиях, получили повсеместное распространение. Американские социологические теории долгое вре­мя служили важным руководством для европейской социологии. О темпах развития социологии в со­временной Америке дает хорошее представление рост количества членов в ассоциации социологов страны (American Sociological Association). Пятьде­сят лет назад количество членов было менее тысячи человек, а теперь эта ассоциация насчитывает уже десятки тысяч членов. Примечательно, что в США ежегодно более двухсот человек получает степень доктора социологии.

Как уже отмечалось, социология имеет свои кор­ни в философии. Известные американские социо­логи Роберт Э. Парк (Robert E. Park) и Эрнест У. Берджесс (Ernest W. Burgess) (1969) подчерки­вают, со своей стороны, связь социологии с исто­рией и философией истории. Выделение и разви­тие социологии из философии истории в отдельную науку, изучающую общество, проходило, по их мне­нию, следующие этапы:

1. Эпоху Конта и Спенсера, когда социология являлась практически философией истории. Для этого периода она была наукой прогресса и раз­вития.

2. «Эпоху школ», когда социологическое мыш­ление, представленное различными школами, стре­милось определить свои концепции и предметы ис­следования.

3. Начало XX века — период конкретных ис­следований и решений.

Эта хронология была составлена в 1921 году, так что к ней можно прибавить еще, например, пе­риод современной социологии. Он начался в США уже до второй мировой войны, а в Европе — толь­ко после войны.

Толкотт Парсонс (Talcott Parsons, 1902-1979)

Парсонс является одним из наиболее значитель­ных социологов последних десятилетий. Его зна­чение в развитии американской социологии особен­но велико. Благодаря Парсонсу в социологических исследованиях стал применяться принцип теоретич­ности.

Учеба и исследовательская работа в Англии и Германии разбудили в Парсонсе интерес к ев­ропейским классикам социологии, к Дюркгейму, Веберу и Вильфредо Парето (Vilfredo Pareto, 1848-1923). Его вдохновляли в особенности произве­дения Вебера. С 1927 года Парсонс был преподава­телем Гарвардского университета, а с 1944 года — профессором социологии.

Парсонс долго разрабатывал свою «теорию со­циального действия», на которую оказали влияние идеи Вебера, Зиммеля и Дюркгейма, и стремился применять ее в различных областях науки. Его теория описывает основы индивидуального и со­циального действий, которые Парсонс объединяет в теоретически единую систематическую рамку вза­имодействия. Он разработал модель социальной системы, в которой субъект действия ведет себя ко­ординирование в соответствии со своими индивиду­альными потребностями и ожиданиями, учитывая при этом потребности и ожидания взаимодействую­щих с ним субъектов. Эти потребности и ожидания ориентируются на общие модели ценностей и по­ведения и усиливаются по своей социальной струк­туре путем институционализации.

Социальное действие заключает в себе: 1) субъект действия (агент), 2) цель действия, 3) ситуацию действия, к которой относятся усло­вия и контролируемые субъектом средства, 4) нор­мативную ориентацию субъекта, т. е. выбор между теми средствами, которые пригодны по отноше­нию к цели в каждой данной ситуации (Rocher, 1974, 30, 36). Согласно Парсонсу, все эти четыре структурных элемента необходимы для того, что­бы вообще рационально описывать действие как таковое.

По основной концепции Парсонса, человечес­кое действие всегда образует системы. Парсонс счи­тает, что социальные науки могут быть научными лишь в той мере, в какой они учитывают анализ систем (Rocher, 1974, 31). Действие всегда взаимосвязано с другими дей­ствиями и составляет вместе с ними более широкую совокупность действий. Например, роль отца в се­мье представляет собой только один элемент той совокупности действий, которая образует семью. Семья, в свою очередь, является частью в широкой рамке родства и т. д. Каждое действие можно по­нимать как комплекс единиц действий, а также как элемент целого.

Для изучения и понимания социального дей­ствия Парсонс разработал специальные модусные переменные. Эти модусные переменные, данные им в виде альтернатив, реализуются субъектом дея­тельности в разных ситуациях. Такими перемен­ными являются:

1. Эмоциональность — нейтральность. Работа су­дьи предполагает нейтральность, зато многие другие роли допускают эмоциональность или даже требуют ее.

2. Всеобщность — специализация. Определен­ные роли заключают в себе неисчислимое множе­ство обязанностей и прав. Отношение матери и ре­бенка бесконечно многоаспектно и всеобъемлюще. Зато от банковского служащего ожидается специа­лизированное отношение к клиентам.

3. Общепринятость — специфичность. От учи­теля ожидается преимущественно одинаковое и бес­пристрастное отношение ко всем ученикам, а от родителей, нормативно, — специальное внимание к своим детям.

4. Оценка качеств — оценка результатов. В от­ношениях «работник — работодатель» предпола­гается нацеленность на результат, но в отношении «мать — ребенок», очевидно, дело обстоит значи­тельно сложнее.

5. Ориентация на себя — ориентация на общность. Предполагается, что коммерсант работает в свою пользу, а священник — на благо всего прихода.

Модусные переменные являются наиболее удач­ными из разработанных Парсонсом отвлеченных понятий и потому широко используемыми в эмпи­рических целях.

Согласно Парсонсу, функционирование и сохра­нение общества всегда обусловлено определенны­ми предпосылками. Основные из них таковы:

1. Адаптация (Adaptation). Воспроизводство, ко­ординация и сбор ресурсов и средств (например, налоги) — необходимы, чтобы общество могло со­храняться и приспосабливаться к внешней среде.

2. Целедостижение (Goal, Attainment). Поста­новка целей и целедостижение, принятие решений по использованию ресурсов (например, тех же на­логов) внутри системы.

3. Интеграция (Integration). Поддержание спло­ченности и снятие напряжения при взаимодействии частей системы, что является ее внутренними проб­лемами.

4. Непрерывность системы (Latency) также одна из важнейших внутренних проблем системы.

Система должна уметь «заботиться о себе» и вы­полнять эти четыре функциональные задачи, чтобы она вообще могла существовать как система. Столь различными функциональными задачами занима­ются и различные подсистемы: система культуры специализируется на поддержании непрерывности, социальная система — на интеграции, личностная система — на целедостижении, политическая сис­тема — на адаптации.