5. 4. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
Социальное взаимодействие является одним из основных объектов исследования в социологии. Социальное взаимодействие обусловлено непосредственными контактами между людьми. Это процесс, в рамках которого индивиды оказывают влияние на поступки и образ мыслей друг друга.
Социальное взаимодействие осуществляется в социальных ситуациях. Любые контакты индивидов, какой бы личный характер они не носили, в широком понимании — социальны, т. к. результаты контактов индивидов не безразличны для состояния общества в целом; собственно, этими результатами и определяется в большей степени его, общества, состояние.
Взаимодействие — это определенная система действий одной стороны по отношению к другой и наоборот. Цель этих действий — каким-либо образом повлиять на поведение другой стороны, которая в свою очередь отвечает тем же, иначе это не было бы взаимодействием. Взаимодействие — это реальное содержание жизни группы, основа всех групповых явлений и процессов. Взаимодействие между индивидами — это один из способов проявления функционирования общества, результат этих взаимодействий — общество.
Одна из моделей взаимодействия между индивидами — социальный обмен. В социальном поле как бы обмениваются поведением. Поведенческие события содержат определенные ценности, которые обеспечивают участникам социального взаимодействия выигрыш или проигрыш в достижении желаемых материальных целей или желаемого статуса. В разобщенном обществе люди обменивают между собой результаты своего труда и вступают таким образом в оживленный социальный обмен.
Имея в виду выигрышный социальный обмен, люди с удовольствием вступают в контакт с теми индивидами или группами, которые могут оказаться полезными в достижении их целей. По теории социального обмена влечение к человеку или группе возрастает в той мере, в какой это способствует достижению цели. Важным мотивом взаимодействия может также служить феномен социальной сопоставимости: человек пытается анализировать и оценивать свои способности и успехи по сравнению с другими. Мотивами взаимодействия, естественно, могут быть и влечение и симпатия к другому (Г. Висведе, 1991) (G. Wiswede).
Для социального обмена хорошие предпосылки создает компетентность, которая означает владение ресурсами, т. е. силовыми запасами. В этом аспекте взаимодействие можно понимать как социальную способность, определяемую социальным интеллектом и социальной компетентностью. Наблюдение ситуации и реагирование — важная составная часть взаимодействия: анализ предшествующей ситуации определяет последующие этапы продвижения в процессе взаимодействия (Г. Висведе, 1991).
Наиболее явная форма социального взаимодействия — это коммуникация с помощью общественно принятой системы символов. Одна из важнейших систем символов, которая обеспечивает возможность общения, — это, конечно, язык. Есть мнение, что люди не реагируют на поступки и деяния друг друга как таковые, а лишь на их значение (А. Эскола, 1982) (A. Eskola), так же человек в ходе коммуникации взвешивает высказывания собеседника, касающиеся его собственной деятельности, качеств и т. п., и расценивает их в свете своих ожиданий. Слово — это материальный знак, имеющий определенное ментальное содержание, на которое, собственно говоря, и реагирует реципиенс (т. е. воспринимающий это слово), реагирует, воспринимая и «дешифруя» этот материальный знак. Слово как ярлык привязано к своему содержанию, к тому, что оно называет условно. Иначе были бы невозможны разные номинации (например, «стол» и «table») для одного и того же предмета. Эти соотношения глубоко и полно описаны в лингвистической теории номинации.
Поступок, действие в общем-то также имеют как внешнюю сторону, так и внутреннюю, содержательную. Если бы интенции и их акциональное оформление всегда совпадали, не было бы лицемерных поступков и нелогичного поведения. Так, например, негативное действие — нанесение удара — может иметь и однозначно негативное содержание (в драке мужчин — агрессия, озлобленность и т. и.) и в то же время может быть вызвано таким чувством как ревность, которая, как известно, является «оборотной стороной любви» и не представляет собой «в чистом виде» ненависть или агрессивность. Реакция, решения и поступки индивида во многом зависят от сформированных им самим, а также воспринятых от собеседника значений. Социальное взаимодействие — один из самых существенных аспектов социального поведения и, как было упомянуто выше, настолько многосторонне, что с трудом определяется однозначно.
Некоторые социологи используют вместо понятия «взаимодействие» термин «коммуникация», понимая коммуникацию шире, чем только как ситуацию «face to face» (лицом к лицу). Однако условились считать, что в понятии «коммуникация» наиболее важен объект коммуникации, т. е. то, о чем говорят, в то время, как в понятии «взаимодействие» на переднем плане — социальное отношение участников, т. е. «кто есть кто» (Р. Бонсак, 1992) (R. Bohnsack).
Роль — это модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции. Можно также сказать, что роль — это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определенной социальной позиции.
У каждого человека широкая сеть социальных отношений. Часть из них временные, часть — долгосрочные и важные, В сети социальных отношений у каждого —• определенная социальная позиция, на которую устремлены ожидания и которой присущи устоявшиеся права и обязательства. Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль.
Роль довольно стабильна: человек меняется, но его социальная роль остается. «Исполнению» coциальной роли обучаются в процессе социализации, ориентируясь на те ожидания, которые выставляет социум. Роль можно понимать как «ответ» на совокупность ожиданий, устремленных на человека в обществе. Этот «ответ» детерминирован его позицией, профессией, должностью, полом и другими факторами.
Роль ставит своему исполнителю поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида и его окружение, т. е. отвечает требуемым нормам. У разных ролей все-таки разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть специфические ситуации этой «дозволенности». Диапазон этой ролевой свободы может быть больший или меньший, строгость соблюдения «ролевых» правил слабее или сильнее — так называемая дихотомия роли. Например, актеру или представителю другой творческой профессии позволительно многое, чего не позволяется священнику. Также чем выше у индивида социальное положение, тем позволительнее ему «необычное поведение». Латинское слово «персона» означает и личность, и маску, и роль. Античные актеры, меняя маску, меняли одновременно роль, настроение — в общем, личность персонажа. Широко известна метафора: жизнь — театр, человек в ней — актер. Понятие роли ввиду его большой обобщительной силы распространилось и в социологические науки.
Выполнение роли требует определенного созидательного подхода. Интерпретация и реализация роли во многом определяется личностью индивида. Иногда важные роли преобразуют личность, которая, по существу, является интеграцией всех ролей, усвоенных индивидом (лат. nobles oblige — положение обязывает).
В соотношении «роль и личность» легко пойти по прямому пути и утверждать, что эти понятия взаимозависимы: сильная личность меняет характер социальной роли, а роли преобразуют личность. Но проекция на реальные примеры показывает, что это соотношение сложнее.
Возьмем какую-либо социальную роль, например роль мачехи. В рутинном представлении, поддержанном литературой (особенно фольклором), эта роль довольно негативная: грубая, бездушная, не любящая детей мужа и т. д. Но вот в эту роль попадает чуткая, добрая, справедливая и т. п. женщина, и что же — социальная роль мачехи в общественном сознании меняется? Социальная роль мачехи действительно изменилась, но не потому, что личность некой мачехи была вопреки ожиданиям очень хороша, а потому, что изменилась общественная мораль, система брака, экономические условия. Например, огромное количество современных мачех — ровесницы своим пасынкам и падчерицам (кстати, слова «пасынок» и «падчерица» почти вышли из употребления в речевом узусе, заменившись составными типа «дочь моего мужа», «сын моей жены»), где иерархические отношения смешны, повысился образовательный и культурный ценз «мачех», изменилась социально-экономическая база семьи, и «чужие дети» редко попадают в экономическую зависимость от мачехи и т. д.
Думается также, что даже самая «неожиданная» личность в роли, например президента большой страны, не может изменить тот набор компонентов этой социальной роли (так сказать, «профессиограмму президента»), которой в идеале должен соответствовать человек, претендующий на эту роль.
Каждый индивид осуществляет много разных ролей. Едва выйдя из дома (а точнее, уже и дома), человек попадает в круговорот социальных ролей. Например в течение дня: покупатель, пешеход, водитель, отец, директор — один и тот же человек. Если к одной роли направлены противоречивые ожидания, или же если разные роли одного человека противоречивы, то рождается конфликт ролей. Например преступник, социально опасная личность в то же время может быть преданным и заботливым отцом.
Специализация в одной определенной роли имеет даже экономический смысл — особенно в плане распределения труда — так как очевидно, что один человек не может справиться с разнообразными требованиями и «заданиями», предъявляемыми ему обществом. Поэтому каждый человек специализируется все больше в определенных задачах или наборе задач. С социологической точки зрения распределение труда и деятельности в обществе имеет ролевую основу. Наличие социальных ролей в обществе и их параметров — это еще и способ контроля за деятельностью и поведением членов общества.
Под социализацией имеют в виду то взаимодействие поколений, в результате которого от одного поколения к другому передается созданная и накопленная к этому времени культура. Культура понимается здесь широко, как совокупность тех достижений и обретений, которыми руководствовались предшествующие поколения для решения проблем, жизненно важных для существования человека.
Социализация — это тот путь, который проходит биологическое существо, чтобы стать зрелым членом общества. Социализация — это одно из основополагающих понятий в общественных науках, опирающееся на соотношение «индивид» и «общество» (X. Браун, 1976) (Н. Brown).
Социализация — это путь становления личности и одновременно гарантия непрерывности социума. Система символических привычек и действий, свойственных той или иной культуре, передается через социализацию от поколения к поколению.
Социализацией в широком смысле можно считать все то усвоенное, выученное и воспринятое, в результате чего индивид на разных этапах своей жизни может осуществлять ролевые ожидания, направленные на него. В этом смысле социализация продолжается в течение всей жизни; особенно важен период роста, из-за стремительности изменений.
В узком смысле социализация — это процесс усвоения и присвоения, в результате которого человек получает и присваивает основополагающие ценности социума и нормы той культуры, в которой он живет.
Социализация является объектом исследования многих наук: психологии, социальной психологии, педагогики, социологии и антропологии.
Так, психология рассматривает процесс социализации на уровне индивида. Общество же, в которое человек, так сказать, социализируется, исследованию практически не подлежит. Одно из направлений психологии, основанное 3. Фрейдом, — психоанализ — особое внимание уделяет изучению эмоциональной жизни ребенка. Отношения между ребенком и родителями рассматриваются как важнейшее условие развития личности ребенка и в целом как центральный фактор социализации вообще, т. е. адаптации личности к социуму.
Социология рассматривает социализацию широко:
1. Проблемы социализации личности в конкретном обществе и возможные пути решения этих проблем.
2. Специфика групп и институтов общества, затронутых процессом социализации, будь то «институт брака» или любой коллектив: от детского сада до штата учреждения или завода.
3. Ценности, нормы и поведенческие привычки, передающиеся в процессе социализации от одного поколения к другому.
Антропология и, особенно, смежная с социологией наука — социальная антропология — изучают социализацию в своем аспекте, сравнивая социализацию людей в разной жизненной среде, опираясь на сопоставление и различие культур.
В сфере общественных наук особый интерес к процессу социализации проявляют функционалисты, т. е. приверженцы функционалистического направления. Они задаются вопросом: каким образом общество выживает, сохраняет свою цельность. По функционалистической теории социализации (напр. Э. Дюркгейм и Т. Парсонс) общество выживает с помощью институционированных норм и тех общепризнанных ценностей, которые усваиваются как раз в процессе социализации (А. Рэнбю, 1986) (A. Ronnby). По той же теории, помехи социальной системы проистекают из отклоненного поведения индивидов, что свидетельствует о недостатках в цепи передачи норм социализации. Общество,
в котором социализация и социальный контроль не функциональны, проявляет признаки упадка и разрушения. С/щиальная адаптация индивида происходит только через социализацию. Иными словами — смысл социализации и есть социальная адаптация.
Самая ранняя социализация происходит, как правило, в сфере семьи и процессе воспитания, позже возрастает внешнее влияние. В процессе социализации индивид формирует собственное представление об обществе и усваивает поведенческие стереотипы, принятые в обществе для данной ситуации.
Понятием «социальный конфликт» объединяются те ситуации, в которых интересы индивидов не совпадают, и, защищая эти интересы, они сталкиваются друг с другом. Конфликты встречаются на всех возможных уровнях, начиная с ролевого конфликта индивида до международного государственного конфликта.
Промышленный конфликт — это драматическое расхождение в интересах между двумя важнейшими сторонами индустриального общества — капиталом и рабочей силой. Промышленный конфликт — это отражение социальных институтов, классовых отношений и политики индустриального общества.
Многие считают конфликт необходимой движущей силой перемен.
С помощью политической демократии и различного типа договоров промышленные конфликты можно регулировать или предотвращать.
Социальные конфликты имеют как позитивные, так и негативные последствия. Позитивные среди прочего следующие:
1. Социальный конфликт укрепляет взаимную связь внутри конфликтующих сторон.
2. Выявляет ожидания и цели конфликтующих групп.
3. Уменьшает индивидуальные отклонения и аномию в группах (т. к. вступившая в конфликт группа должна быть едина).
4. Усиливает тенденцию созидания и желание обновления.
К негативным влияниям конфликта можно причислить следующие:
1. Социальный конфликт упрощает и схематизирует решения в том случае, если конфликтующие стороны хотят найти компромисс. Когда люди до конца не понимают друг друга, они легко прибегают к упрощениям, чтобы не углублять конфликт.
2. Социальный конфликт инкриминирует группе отклоняющееся поведение часто по одному частному случаю. Например, если в каком-то конфликте в Швеции был замешан хоть один финн, то его поступок обобщается и инкриминируется финнам вообще. Или группы, отличающиеся по какому-то признаку от основного населения, чаще и «легче» обвиняются обществом, при этом нередко основанием служит частный случай.
3. Социальный конфликт затрудняет поддержание порядка и устойчивости (Р. Лоури & Р. Ран-кин, 1972) (R. Lowry & R. Rankin).
В социологии существуют различные теории состояния общества. Одни подчеркивают динамический характер общества и конфликты, связанные с этим, другие акцентируют стабильность и стремление к равновесию. Первая трактовка являет собой конфликтную модель состояния общества, вторая — равновесную модель.
Представители структурно-функционалистичес-кого учения (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.), относящиеся скорее к сторонникам равновесия, считают, что общественная жизнь не прерывается, так как общество владеет методами и имеет структуры, с помощью которых оно выполняет присущие ему функции и удовлетворяет предъявляемые ему ожидания и потребности.
Теоретики конфликта, например Ралф Дарен-дорф (1957) (Ralf Darendorf), подчеркивают, что в большинстве обществ постоянно происходят различные конфликты, особенно конфликты интересов. Динамичность общества означает, что в нем постоянно происходят изменения и одновременно с изменениями — конфликты и разногласия. Конфликтные ситуации могут быть объединены в следующие группы:
— региональные,
— национальные,
— расовые,
— религиозные,
— производственные.
Многие исследователи сходятся на том, что конфликт предохраняет социальные системы от окостенения, требуя изобретений новшеств и созидательности. По их мнению, например, европейская культура уже перестала бы существовать, не будь классовых противоречий и социальных конфликтов.
По этой теории конфликты необходимы социальной системе для обновления энергии и возрождения творческих сил. Экономическое, техническое и социальное развитие рождалось в противоречиях и подталкивалось ими.
Социальное взаимодействие является одним из основных объектов исследования в социологии. Социальное взаимодействие обусловлено непосредственными контактами между людьми. Это процесс, в рамках которого индивиды оказывают влияние на поступки и образ мыслей друг друга.
Социальное взаимодействие осуществляется в социальных ситуациях. Любые контакты индивидов, какой бы личный характер они не носили, в широком понимании — социальны, т. к. результаты контактов индивидов не безразличны для состояния общества в целом; собственно, этими результатами и определяется в большей степени его, общества, состояние.
Взаимодействие — это определенная система действий одной стороны по отношению к другой и наоборот. Цель этих действий — каким-либо образом повлиять на поведение другой стороны, которая в свою очередь отвечает тем же, иначе это не было бы взаимодействием. Взаимодействие — это реальное содержание жизни группы, основа всех групповых явлений и процессов. Взаимодействие между индивидами — это один из способов проявления функционирования общества, результат этих взаимодействий — общество.
Одна из моделей взаимодействия между индивидами — социальный обмен. В социальном поле как бы обмениваются поведением. Поведенческие события содержат определенные ценности, которые обеспечивают участникам социального взаимодействия выигрыш или проигрыш в достижении желаемых материальных целей или желаемого статуса. В разобщенном обществе люди обменивают между собой результаты своего труда и вступают таким образом в оживленный социальный обмен.
Имея в виду выигрышный социальный обмен, люди с удовольствием вступают в контакт с теми индивидами или группами, которые могут оказаться полезными в достижении их целей. По теории социального обмена влечение к человеку или группе возрастает в той мере, в какой это способствует достижению цели. Важным мотивом взаимодействия может также служить феномен социальной сопоставимости: человек пытается анализировать и оценивать свои способности и успехи по сравнению с другими. Мотивами взаимодействия, естественно, могут быть и влечение и симпатия к другому (Г. Висведе, 1991) (G. Wiswede).
Для социального обмена хорошие предпосылки создает компетентность, которая означает владение ресурсами, т. е. силовыми запасами. В этом аспекте взаимодействие можно понимать как социальную способность, определяемую социальным интеллектом и социальной компетентностью. Наблюдение ситуации и реагирование — важная составная часть взаимодействия: анализ предшествующей ситуации определяет последующие этапы продвижения в процессе взаимодействия (Г. Висведе, 1991).
Наиболее явная форма социального взаимодействия — это коммуникация с помощью общественно принятой системы символов. Одна из важнейших систем символов, которая обеспечивает возможность общения, — это, конечно, язык. Есть мнение, что люди не реагируют на поступки и деяния друг друга как таковые, а лишь на их значение (А. Эскола, 1982) (A. Eskola), так же человек в ходе коммуникации взвешивает высказывания собеседника, касающиеся его собственной деятельности, качеств и т. п., и расценивает их в свете своих ожиданий. Слово — это материальный знак, имеющий определенное ментальное содержание, на которое, собственно говоря, и реагирует реципиенс (т. е. воспринимающий это слово), реагирует, воспринимая и «дешифруя» этот материальный знак. Слово как ярлык привязано к своему содержанию, к тому, что оно называет условно. Иначе были бы невозможны разные номинации (например, «стол» и «table») для одного и того же предмета. Эти соотношения глубоко и полно описаны в лингвистической теории номинации.
Поступок, действие в общем-то также имеют как внешнюю сторону, так и внутреннюю, содержательную. Если бы интенции и их акциональное оформление всегда совпадали, не было бы лицемерных поступков и нелогичного поведения. Так, например, негативное действие — нанесение удара — может иметь и однозначно негативное содержание (в драке мужчин — агрессия, озлобленность и т. и.) и в то же время может быть вызвано таким чувством как ревность, которая, как известно, является «оборотной стороной любви» и не представляет собой «в чистом виде» ненависть или агрессивность. Реакция, решения и поступки индивида во многом зависят от сформированных им самим, а также воспринятых от собеседника значений. Социальное взаимодействие — один из самых существенных аспектов социального поведения и, как было упомянуто выше, настолько многосторонне, что с трудом определяется однозначно.
Некоторые социологи используют вместо понятия «взаимодействие» термин «коммуникация», понимая коммуникацию шире, чем только как ситуацию «face to face» (лицом к лицу). Однако условились считать, что в понятии «коммуникация» наиболее важен объект коммуникации, т. е. то, о чем говорят, в то время, как в понятии «взаимодействие» на переднем плане — социальное отношение участников, т. е. «кто есть кто» (Р. Бонсак, 1992) (R. Bohnsack).
Роль — это модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции. Можно также сказать, что роль — это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определенной социальной позиции.
У каждого человека широкая сеть социальных отношений. Часть из них временные, часть — долгосрочные и важные, В сети социальных отношений у каждого —• определенная социальная позиция, на которую устремлены ожидания и которой присущи устоявшиеся права и обязательства. Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль.
Роль довольно стабильна: человек меняется, но его социальная роль остается. «Исполнению» coциальной роли обучаются в процессе социализации, ориентируясь на те ожидания, которые выставляет социум. Роль можно понимать как «ответ» на совокупность ожиданий, устремленных на человека в обществе. Этот «ответ» детерминирован его позицией, профессией, должностью, полом и другими факторами.
Роль ставит своему исполнителю поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида и его окружение, т. е. отвечает требуемым нормам. У разных ролей все-таки разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть специфические ситуации этой «дозволенности». Диапазон этой ролевой свободы может быть больший или меньший, строгость соблюдения «ролевых» правил слабее или сильнее — так называемая дихотомия роли. Например, актеру или представителю другой творческой профессии позволительно многое, чего не позволяется священнику. Также чем выше у индивида социальное положение, тем позволительнее ему «необычное поведение». Латинское слово «персона» означает и личность, и маску, и роль. Античные актеры, меняя маску, меняли одновременно роль, настроение — в общем, личность персонажа. Широко известна метафора: жизнь — театр, человек в ней — актер. Понятие роли ввиду его большой обобщительной силы распространилось и в социологические науки.
Выполнение роли требует определенного созидательного подхода. Интерпретация и реализация роли во многом определяется личностью индивида. Иногда важные роли преобразуют личность, которая, по существу, является интеграцией всех ролей, усвоенных индивидом (лат. nobles oblige — положение обязывает).
В соотношении «роль и личность» легко пойти по прямому пути и утверждать, что эти понятия взаимозависимы: сильная личность меняет характер социальной роли, а роли преобразуют личность. Но проекция на реальные примеры показывает, что это соотношение сложнее.
Возьмем какую-либо социальную роль, например роль мачехи. В рутинном представлении, поддержанном литературой (особенно фольклором), эта роль довольно негативная: грубая, бездушная, не любящая детей мужа и т. д. Но вот в эту роль попадает чуткая, добрая, справедливая и т. п. женщина, и что же — социальная роль мачехи в общественном сознании меняется? Социальная роль мачехи действительно изменилась, но не потому, что личность некой мачехи была вопреки ожиданиям очень хороша, а потому, что изменилась общественная мораль, система брака, экономические условия. Например, огромное количество современных мачех — ровесницы своим пасынкам и падчерицам (кстати, слова «пасынок» и «падчерица» почти вышли из употребления в речевом узусе, заменившись составными типа «дочь моего мужа», «сын моей жены»), где иерархические отношения смешны, повысился образовательный и культурный ценз «мачех», изменилась социально-экономическая база семьи, и «чужие дети» редко попадают в экономическую зависимость от мачехи и т. д.
Думается также, что даже самая «неожиданная» личность в роли, например президента большой страны, не может изменить тот набор компонентов этой социальной роли (так сказать, «профессиограмму президента»), которой в идеале должен соответствовать человек, претендующий на эту роль.
Каждый индивид осуществляет много разных ролей. Едва выйдя из дома (а точнее, уже и дома), человек попадает в круговорот социальных ролей. Например в течение дня: покупатель, пешеход, водитель, отец, директор — один и тот же человек. Если к одной роли направлены противоречивые ожидания, или же если разные роли одного человека противоречивы, то рождается конфликт ролей. Например преступник, социально опасная личность в то же время может быть преданным и заботливым отцом.
Специализация в одной определенной роли имеет даже экономический смысл — особенно в плане распределения труда — так как очевидно, что один человек не может справиться с разнообразными требованиями и «заданиями», предъявляемыми ему обществом. Поэтому каждый человек специализируется все больше в определенных задачах или наборе задач. С социологической точки зрения распределение труда и деятельности в обществе имеет ролевую основу. Наличие социальных ролей в обществе и их параметров — это еще и способ контроля за деятельностью и поведением членов общества.
Под социализацией имеют в виду то взаимодействие поколений, в результате которого от одного поколения к другому передается созданная и накопленная к этому времени культура. Культура понимается здесь широко, как совокупность тех достижений и обретений, которыми руководствовались предшествующие поколения для решения проблем, жизненно важных для существования человека.
Социализация — это тот путь, который проходит биологическое существо, чтобы стать зрелым членом общества. Социализация — это одно из основополагающих понятий в общественных науках, опирающееся на соотношение «индивид» и «общество» (X. Браун, 1976) (Н. Brown).
Социализация — это путь становления личности и одновременно гарантия непрерывности социума. Система символических привычек и действий, свойственных той или иной культуре, передается через социализацию от поколения к поколению.
Социализацией в широком смысле можно считать все то усвоенное, выученное и воспринятое, в результате чего индивид на разных этапах своей жизни может осуществлять ролевые ожидания, направленные на него. В этом смысле социализация продолжается в течение всей жизни; особенно важен период роста, из-за стремительности изменений.
В узком смысле социализация — это процесс усвоения и присвоения, в результате которого человек получает и присваивает основополагающие ценности социума и нормы той культуры, в которой он живет.
Социализация является объектом исследования многих наук: психологии, социальной психологии, педагогики, социологии и антропологии.
Так, психология рассматривает процесс социализации на уровне индивида. Общество же, в которое человек, так сказать, социализируется, исследованию практически не подлежит. Одно из направлений психологии, основанное 3. Фрейдом, — психоанализ — особое внимание уделяет изучению эмоциональной жизни ребенка. Отношения между ребенком и родителями рассматриваются как важнейшее условие развития личности ребенка и в целом как центральный фактор социализации вообще, т. е. адаптации личности к социуму.
Социология рассматривает социализацию широко:
1. Проблемы социализации личности в конкретном обществе и возможные пути решения этих проблем.
2. Специфика групп и институтов общества, затронутых процессом социализации, будь то «институт брака» или любой коллектив: от детского сада до штата учреждения или завода.
3. Ценности, нормы и поведенческие привычки, передающиеся в процессе социализации от одного поколения к другому.
Антропология и, особенно, смежная с социологией наука — социальная антропология — изучают социализацию в своем аспекте, сравнивая социализацию людей в разной жизненной среде, опираясь на сопоставление и различие культур.
В сфере общественных наук особый интерес к процессу социализации проявляют функционалисты, т. е. приверженцы функционалистического направления. Они задаются вопросом: каким образом общество выживает, сохраняет свою цельность. По функционалистической теории социализации (напр. Э. Дюркгейм и Т. Парсонс) общество выживает с помощью институционированных норм и тех общепризнанных ценностей, которые усваиваются как раз в процессе социализации (А. Рэнбю, 1986) (A. Ronnby). По той же теории, помехи социальной системы проистекают из отклоненного поведения индивидов, что свидетельствует о недостатках в цепи передачи норм социализации. Общество,
в котором социализация и социальный контроль не функциональны, проявляет признаки упадка и разрушения. С/щиальная адаптация индивида происходит только через социализацию. Иными словами — смысл социализации и есть социальная адаптация.
Самая ранняя социализация происходит, как правило, в сфере семьи и процессе воспитания, позже возрастает внешнее влияние. В процессе социализации индивид формирует собственное представление об обществе и усваивает поведенческие стереотипы, принятые в обществе для данной ситуации.
Понятием «социальный конфликт» объединяются те ситуации, в которых интересы индивидов не совпадают, и, защищая эти интересы, они сталкиваются друг с другом. Конфликты встречаются на всех возможных уровнях, начиная с ролевого конфликта индивида до международного государственного конфликта.
Промышленный конфликт — это драматическое расхождение в интересах между двумя важнейшими сторонами индустриального общества — капиталом и рабочей силой. Промышленный конфликт — это отражение социальных институтов, классовых отношений и политики индустриального общества.
Многие считают конфликт необходимой движущей силой перемен.
С помощью политической демократии и различного типа договоров промышленные конфликты можно регулировать или предотвращать.
Социальные конфликты имеют как позитивные, так и негативные последствия. Позитивные среди прочего следующие:
1. Социальный конфликт укрепляет взаимную связь внутри конфликтующих сторон.
2. Выявляет ожидания и цели конфликтующих групп.
3. Уменьшает индивидуальные отклонения и аномию в группах (т. к. вступившая в конфликт группа должна быть едина).
4. Усиливает тенденцию созидания и желание обновления.
К негативным влияниям конфликта можно причислить следующие:
1. Социальный конфликт упрощает и схематизирует решения в том случае, если конфликтующие стороны хотят найти компромисс. Когда люди до конца не понимают друг друга, они легко прибегают к упрощениям, чтобы не углублять конфликт.
2. Социальный конфликт инкриминирует группе отклоняющееся поведение часто по одному частному случаю. Например, если в каком-то конфликте в Швеции был замешан хоть один финн, то его поступок обобщается и инкриминируется финнам вообще. Или группы, отличающиеся по какому-то признаку от основного населения, чаще и «легче» обвиняются обществом, при этом нередко основанием служит частный случай.
3. Социальный конфликт затрудняет поддержание порядка и устойчивости (Р. Лоури & Р. Ран-кин, 1972) (R. Lowry & R. Rankin).
В социологии существуют различные теории состояния общества. Одни подчеркивают динамический характер общества и конфликты, связанные с этим, другие акцентируют стабильность и стремление к равновесию. Первая трактовка являет собой конфликтную модель состояния общества, вторая — равновесную модель.
Представители структурно-функционалистичес-кого учения (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.), относящиеся скорее к сторонникам равновесия, считают, что общественная жизнь не прерывается, так как общество владеет методами и имеет структуры, с помощью которых оно выполняет присущие ему функции и удовлетворяет предъявляемые ему ожидания и потребности.
Теоретики конфликта, например Ралф Дарен-дорф (1957) (Ralf Darendorf), подчеркивают, что в большинстве обществ постоянно происходят различные конфликты, особенно конфликты интересов. Динамичность общества означает, что в нем постоянно происходят изменения и одновременно с изменениями — конфликты и разногласия. Конфликтные ситуации могут быть объединены в следующие группы:
— региональные,
— национальные,
— расовые,
— религиозные,
— производственные.
Многие исследователи сходятся на том, что конфликт предохраняет социальные системы от окостенения, требуя изобретений новшеств и созидательности. По их мнению, например, европейская культура уже перестала бы существовать, не будь классовых противоречий и социальных конфликтов.
По этой теории конфликты необходимы социальной системе для обновления энергии и возрождения творческих сил. Экономическое, техническое и социальное развитие рождалось в противоречиях и подталкивалось ими.