6. 3. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17  19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 

Американский социолог Даниель Белл (1974) (Daniel Bell) ввел в употребление понятие «постиндустриальное общество», которое (понятие) обо­значает, что общество перешло на стадию тертиарных промыслов и что в сфере услуг занято не менее 50 % работающего населения. США достигли этого в 1960 году, Финляндия на 20 лет позже.

Следующий график показывает динамику дело­вой жизни с точки зрения производительности труда и способности потребления (The Future Is Tomor­row. Europe 2000. 1972).

Постиндустриальное общество способно произ­водить как аграрные, так и промышленные продук­ты, намного превышая собственные потребности. Это — период перепроизводства, которому свойст­венно максимальное развитие маркетинга и услуг и к которому даже приложим термин «общество сервисного хозяйства».

На основании исследований Д. Белла его последователями составлена таблица, представ­ляющая общественно-экономические фазы и уро­вень развития. Прединдустриальная фаза здесь соответствует упомянутому ранее аграрному об­ществу.

Из таблицы, приведенной на с. 182-183, видно, что постиндустриальную фазу характеризуют, поми­мо услуг, направленность в будущее, межличност­ная коммуникация, большая роль научных ис­следований, так же как и теоретических знаний и образования.

По причине использования принципиально но­вой технологии постиндустриальное общество стали называть также и «информационным обществом», в котором «умственная технология», информация, и обработка знаний занимают все большее и боль­шее место (И. Масуда, 1983) (Y. Masuda). Повы­шение роли знаний повысило и престиж образова­ния в обществе. Уже до постиндустриальной стадии говорилось об «обществе образования», позже этот термин приобрел новый оттенок — «образование

 

 

Прединдустриальная фаза

Индустриальная фаза

Постиндустриаль­ная фаза

Принцип, управ­ляющий развитием

Традиционализм

Экономический рост

Центральное место знаний

Главный сектор

Производства

Заготовка сырья

Обработка

Услуги

Главный контин­гент рабочей силы

Крестьянин, заня­тый освоением природной среды

Рабочий, заня­тый переработкой материалов

Служащий, работающий с информаци­ей, знаниями, символами

Управленческая группа, соединяю­щая ресурсы

Хозяин, владелец

Предприниматель, профессиональ­ный руководитель

Исследователь, специалист, веду­щий администратор

Основная производственная единица

Семья

Предприятие, завод, фабрика

Исследовательский институт, сервисный офис

Высший уровень потребностей

Основные бытовые потребности

Социальные по­требности

Самореализация, потребность в знаниях

Перспектива времени

Направленность в прошлое

Адаптация к настоящему

Времени

Направленность в будущее, прогнозы,

Сценарии

Члены социальной

Коммуникации

Человек — природа

 

Человек — машина

Человек —  человек

Движущая сила

Природные ресурсы физическая сила

Созданная энергия

Информация, обра­ботка знаний

Стратегический

Ресурс

Продукты питания

Сырье

Реальный капитал,

«свод правил»,

«ноу- хау»

Образование, умст-

венный капитал

Технология

Ручной труд

Механизированная

Технология

Умственная технология

Метод, управля­ющий решениями

Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт

Эмпиризм, испытательное исследование

Модель, теорети­ческая база при­нятия решений,

анализ систем и т.п.

 

 

взрослых, переквалификация и дополнительное об­разование», которые из-за быстро меняющейся профессиональной и промысловой структуры и по­стоянно обновляющейся технологии вышли на пе­редний план в адаптации человека в современном обществе.

Американский социолог Даниель Белл (1974) (Daniel Bell) ввел в употребление понятие «постиндустриальное общество», которое (понятие) обо­значает, что общество перешло на стадию тертиарных промыслов и что в сфере услуг занято не менее 50 % работающего населения. США достигли этого в 1960 году, Финляндия на 20 лет позже.

Следующий график показывает динамику дело­вой жизни с точки зрения производительности труда и способности потребления (The Future Is Tomor­row. Europe 2000. 1972).

Постиндустриальное общество способно произ­водить как аграрные, так и промышленные продук­ты, намного превышая собственные потребности. Это — период перепроизводства, которому свойст­венно максимальное развитие маркетинга и услуг и к которому даже приложим термин «общество сервисного хозяйства».

На основании исследований Д. Белла его последователями составлена таблица, представ­ляющая общественно-экономические фазы и уро­вень развития. Прединдустриальная фаза здесь соответствует упомянутому ранее аграрному об­ществу.

Из таблицы, приведенной на с. 182-183, видно, что постиндустриальную фазу характеризуют, поми­мо услуг, направленность в будущее, межличност­ная коммуникация, большая роль научных ис­следований, так же как и теоретических знаний и образования.

По причине использования принципиально но­вой технологии постиндустриальное общество стали называть также и «информационным обществом», в котором «умственная технология», информация, и обработка знаний занимают все большее и боль­шее место (И. Масуда, 1983) (Y. Masuda). Повы­шение роли знаний повысило и престиж образова­ния в обществе. Уже до постиндустриальной стадии говорилось об «обществе образования», позже этот термин приобрел новый оттенок — «образование

 

 

Прединдустриальная фаза

Индустриальная фаза

Постиндустриаль­ная фаза

Принцип, управ­ляющий развитием

Традиционализм

Экономический рост

Центральное место знаний

Главный сектор

Производства

Заготовка сырья

Обработка

Услуги

Главный контин­гент рабочей силы

Крестьянин, заня­тый освоением природной среды

Рабочий, заня­тый переработкой материалов

Служащий, работающий с информаци­ей, знаниями, символами

Управленческая группа, соединяю­щая ресурсы

Хозяин, владелец

Предприниматель, профессиональ­ный руководитель

Исследователь, специалист, веду­щий администратор

Основная производственная единица

Семья

Предприятие, завод, фабрика

Исследовательский институт, сервисный офис

Высший уровень потребностей

Основные бытовые потребности

Социальные по­требности

Самореализация, потребность в знаниях

Перспектива времени

Направленность в прошлое

Адаптация к настоящему

Времени

Направленность в будущее, прогнозы,

Сценарии

Члены социальной

Коммуникации

Человек — природа

 

Человек — машина

Человек —  человек

Движущая сила

Природные ресурсы физическая сила

Созданная энергия

Информация, обра­ботка знаний

Стратегический

Ресурс

Продукты питания

Сырье

Реальный капитал,

«свод правил»,

«ноу- хау»

Образование, умст-

венный капитал

Технология

Ручной труд

Механизированная

Технология

Умственная технология

Метод, управля­ющий решениями

Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт

Эмпиризм, испытательное исследование

Модель, теорети­ческая база при­нятия решений,

анализ систем и т.п.

 

 

взрослых, переквалификация и дополнительное об­разование», которые из-за быстро меняющейся профессиональной и промысловой структуры и по­стоянно обновляющейся технологии вышли на пе­редний план в адаптации человека в современном обществе.