6. 3. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
Американский социолог Даниель Белл (1974) (Daniel Bell) ввел в употребление понятие «постиндустриальное общество», которое (понятие) обозначает, что общество перешло на стадию тертиарных промыслов и что в сфере услуг занято не менее 50 % работающего населения. США достигли этого в 1960 году, Финляндия на 20 лет позже.
Следующий график показывает динамику деловой жизни с точки зрения производительности труда и способности потребления (The Future Is Tomorrow. Europe 2000. 1972).
Постиндустриальное общество способно производить как аграрные, так и промышленные продукты, намного превышая собственные потребности. Это — период перепроизводства, которому свойственно максимальное развитие маркетинга и услуг и к которому даже приложим термин «общество сервисного хозяйства».
На основании исследований Д. Белла его последователями составлена таблица, представляющая общественно-экономические фазы и уровень развития. Прединдустриальная фаза здесь соответствует упомянутому ранее аграрному обществу.
Из таблицы, приведенной на с. 182-183, видно, что постиндустриальную фазу характеризуют, помимо услуг, направленность в будущее, межличностная коммуникация, большая роль научных исследований, так же как и теоретических знаний и образования.
По причине использования принципиально новой технологии постиндустриальное общество стали называть также и «информационным обществом», в котором «умственная технология», информация, и обработка знаний занимают все большее и большее место (И. Масуда, 1983) (Y. Masuda). Повышение роли знаний повысило и престиж образования в обществе. Уже до постиндустриальной стадии говорилось об «обществе образования», позже этот термин приобрел новый оттенок — «образование
|
Прединдустриальная фаза |
Индустриальная фаза |
Постиндустриальная фаза |
Принцип, управляющий развитием |
Традиционализм |
Экономический рост |
Центральное место знаний |
Главный сектор Производства |
Заготовка сырья |
Обработка |
Услуги |
Главный контингент рабочей силы |
Крестьянин, занятый освоением природной среды |
Рабочий, занятый переработкой материалов |
Служащий, работающий с информацией, знаниями, символами |
Управленческая группа, соединяющая ресурсы |
Хозяин, владелец |
Предприниматель, профессиональный руководитель |
Исследователь, специалист, ведущий администратор |
Основная производственная единица |
Семья |
Предприятие, завод, фабрика |
Исследовательский институт, сервисный офис |
Высший уровень потребностей |
Основные бытовые потребности |
Социальные потребности |
Самореализация, потребность в знаниях |
Перспектива времени |
Направленность в прошлое |
Адаптация к настоящему Времени |
Направленность в будущее, прогнозы, Сценарии |
Члены социальной Коммуникации |
Человек — природа
|
Человек — машина |
Человек — человек |
Движущая сила |
Природные ресурсы физическая сила |
Созданная энергия |
Информация, обработка знаний |
Стратегический Ресурс |
Продукты питания Сырье |
Реальный капитал, «свод правил», «ноу- хау» |
Образование, умст- венный капитал |
Технология |
Ручной труд |
Механизированная Технология |
Умственная технология |
Метод, управляющий решениями |
Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт |
Эмпиризм, испытательное исследование |
Модель, теоретическая база принятия решений, анализ систем и т.п. |
взрослых, переквалификация и дополнительное образование», которые из-за быстро меняющейся профессиональной и промысловой структуры и постоянно обновляющейся технологии вышли на передний план в адаптации человека в современном обществе.
Американский социолог Даниель Белл (1974) (Daniel Bell) ввел в употребление понятие «постиндустриальное общество», которое (понятие) обозначает, что общество перешло на стадию тертиарных промыслов и что в сфере услуг занято не менее 50 % работающего населения. США достигли этого в 1960 году, Финляндия на 20 лет позже.
Следующий график показывает динамику деловой жизни с точки зрения производительности труда и способности потребления (The Future Is Tomorrow. Europe 2000. 1972).
Постиндустриальное общество способно производить как аграрные, так и промышленные продукты, намного превышая собственные потребности. Это — период перепроизводства, которому свойственно максимальное развитие маркетинга и услуг и к которому даже приложим термин «общество сервисного хозяйства».
На основании исследований Д. Белла его последователями составлена таблица, представляющая общественно-экономические фазы и уровень развития. Прединдустриальная фаза здесь соответствует упомянутому ранее аграрному обществу.
Из таблицы, приведенной на с. 182-183, видно, что постиндустриальную фазу характеризуют, помимо услуг, направленность в будущее, межличностная коммуникация, большая роль научных исследований, так же как и теоретических знаний и образования.
По причине использования принципиально новой технологии постиндустриальное общество стали называть также и «информационным обществом», в котором «умственная технология», информация, и обработка знаний занимают все большее и большее место (И. Масуда, 1983) (Y. Masuda). Повышение роли знаний повысило и престиж образования в обществе. Уже до постиндустриальной стадии говорилось об «обществе образования», позже этот термин приобрел новый оттенок — «образование
|
Прединдустриальная фаза |
Индустриальная фаза |
Постиндустриальная фаза |
Принцип, управляющий развитием |
Традиционализм |
Экономический рост |
Центральное место знаний |
Главный сектор Производства |
Заготовка сырья |
Обработка |
Услуги |
Главный контингент рабочей силы |
Крестьянин, занятый освоением природной среды |
Рабочий, занятый переработкой материалов |
Служащий, работающий с информацией, знаниями, символами |
Управленческая группа, соединяющая ресурсы |
Хозяин, владелец |
Предприниматель, профессиональный руководитель |
Исследователь, специалист, ведущий администратор |
Основная производственная единица |
Семья |
Предприятие, завод, фабрика |
Исследовательский институт, сервисный офис |
Высший уровень потребностей |
Основные бытовые потребности |
Социальные потребности |
Самореализация, потребность в знаниях |
Перспектива времени |
Направленность в прошлое |
Адаптация к настоящему Времени |
Направленность в будущее, прогнозы, Сценарии |
Члены социальной Коммуникации |
Человек — природа
|
Человек — машина |
Человек — человек |
Движущая сила |
Природные ресурсы физическая сила |
Созданная энергия |
Информация, обработка знаний |
Стратегический Ресурс |
Продукты питания Сырье |
Реальный капитал, «свод правил», «ноу- хау» |
Образование, умст- венный капитал |
Технология |
Ручной труд |
Механизированная Технология |
Умственная технология |
Метод, управляющий решениями |
Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт |
Эмпиризм, испытательное исследование |
Модель, теоретическая база принятия решений, анализ систем и т.п. |
взрослых, переквалификация и дополнительное образование», которые из-за быстро меняющейся профессиональной и промысловой структуры и постоянно обновляющейся технологии вышли на передний план в адаптации человека в современном обществе.