7.4. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
Неизмеримо большое значение труда в жизни общества вполне очевидно для каждого a priori. Тем не менее это еще и неизменная научная проблема, важность которой возрастает по мере общественных перемен, и в особенности по мере развития научно-технического прогресса, меняющего содержание труда и роль человека в трудовом процессе.
По мнению Столберга (Stollberg, 1978), человеческий труд является обязательным объектом рассмотрения в тех науках, которые изучают общие закономерности общественного развития. Труд так или иначе изучается во всех областях человеческого знания, например в таких разных, как физика, история, экономика, юриспруденция и медицина.
Значение труда в становлении и формировании личности является предметом научного анализа в психологии, и в особенности в социальной психологии. По мнению Н. С. Мансурова (1974), изучение психологии трудовой деятельности имеет целью облегчение труда, создание более благоприятных его условий, а отсюда, естественно, и повышение качества труда и произведенного продукта (в широком смысле).
Однако вполне очевидно, что как психологов, так и социологов в трудовом процессе интересует не столько технологические показатели, сколько производственно-личностные отношения, складывающиеся в процессе совместной трудовой деятельности, психологический климат, социальные связи и контакты, иерархия, сотрудничество и пр.
Социология труда как отрасль социологического знания включает в себя более узкие и конкретные направления и в том числе: промышленную социологию, экономическую социологию, социологию профессий и социологию предпринимательства. Как научные дисциплины они базируются на принципах и методах общей социологии.
Нередко одна и та же проблема изучается многими областями науки. Так, существует несколько сотрудничающих «трудовых наук». Кроме названной выше социологии труда, это психология и экономика труда, трудовая юриспруденция, медицина и физиология труда, трудовая педагогика и их специальные секторы. На основе научного подхода к изучению избранного объекта (человеческого труда) перечисленные науки стремятся сделать выводы и дать рекомендации для применения их в практическую трудовую деятельность.
В индустриальном обществе принцип массового производства социален, индивид является только «составной частью» производства. А производитель — это организация в целом. Новые формы распределения труда, новая технология, новые профессии и квалификация нового типа, изменение факторов трудовой организации, а также общее развитие производственных отношений — это все признаки социальных перемен и связанных с ними проблем общественного развития.
В России произошли особенно большие изменения в системе труда: кооперативы, приватизация, преобразование отношений собственности. Естественно, появились и исследования по менеджменту, маркетингу, психологии и социологии управления в новых экономических условиях — рыночной экономики. Такие исследования сейчас весьма актуальны, так как многие проблемы, например безработица, не были раньше предметом социологического анализа. Хотя безработица в России существовала и в советский период, пусть даже как латентная, она не признавалась в качестве объекта научного изучения. Сегодня, когда эта проблема стала явной (как и в других странах с рыночной экономикой), она пополнила ряд научных объектов социологии.
Исследования в области социологии труда не могут не интересовать ученых-обществоведов, а накопившиеся в ней проблемы теоретико-методологического и практического характера ждут своего решения.
Социология труда — весьма перспективная, набирающая силу отрасль общей социологии. Она актуальна и современна настолько, насколько актуален и современен ее объект — труд.
Неизмеримо большое значение труда в жизни общества вполне очевидно для каждого a priori. Тем не менее это еще и неизменная научная проблема, важность которой возрастает по мере общественных перемен, и в особенности по мере развития научно-технического прогресса, меняющего содержание труда и роль человека в трудовом процессе.
По мнению Столберга (Stollberg, 1978), человеческий труд является обязательным объектом рассмотрения в тех науках, которые изучают общие закономерности общественного развития. Труд так или иначе изучается во всех областях человеческого знания, например в таких разных, как физика, история, экономика, юриспруденция и медицина.
Значение труда в становлении и формировании личности является предметом научного анализа в психологии, и в особенности в социальной психологии. По мнению Н. С. Мансурова (1974), изучение психологии трудовой деятельности имеет целью облегчение труда, создание более благоприятных его условий, а отсюда, естественно, и повышение качества труда и произведенного продукта (в широком смысле).
Однако вполне очевидно, что как психологов, так и социологов в трудовом процессе интересует не столько технологические показатели, сколько производственно-личностные отношения, складывающиеся в процессе совместной трудовой деятельности, психологический климат, социальные связи и контакты, иерархия, сотрудничество и пр.
Социология труда как отрасль социологического знания включает в себя более узкие и конкретные направления и в том числе: промышленную социологию, экономическую социологию, социологию профессий и социологию предпринимательства. Как научные дисциплины они базируются на принципах и методах общей социологии.
Нередко одна и та же проблема изучается многими областями науки. Так, существует несколько сотрудничающих «трудовых наук». Кроме названной выше социологии труда, это психология и экономика труда, трудовая юриспруденция, медицина и физиология труда, трудовая педагогика и их специальные секторы. На основе научного подхода к изучению избранного объекта (человеческого труда) перечисленные науки стремятся сделать выводы и дать рекомендации для применения их в практическую трудовую деятельность.
В индустриальном обществе принцип массового производства социален, индивид является только «составной частью» производства. А производитель — это организация в целом. Новые формы распределения труда, новая технология, новые профессии и квалификация нового типа, изменение факторов трудовой организации, а также общее развитие производственных отношений — это все признаки социальных перемен и связанных с ними проблем общественного развития.
В России произошли особенно большие изменения в системе труда: кооперативы, приватизация, преобразование отношений собственности. Естественно, появились и исследования по менеджменту, маркетингу, психологии и социологии управления в новых экономических условиях — рыночной экономики. Такие исследования сейчас весьма актуальны, так как многие проблемы, например безработица, не были раньше предметом социологического анализа. Хотя безработица в России существовала и в советский период, пусть даже как латентная, она не признавалась в качестве объекта научного изучения. Сегодня, когда эта проблема стала явной (как и в других странах с рыночной экономикой), она пополнила ряд научных объектов социологии.
Исследования в области социологии труда не могут не интересовать ученых-обществоведов, а накопившиеся в ней проблемы теоретико-методологического и практического характера ждут своего решения.
Социология труда — весьма перспективная, набирающая силу отрасль общей социологии. Она актуальна и современна настолько, насколько актуален и современен ее объект — труд.