5.5. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
При описании роли упоминалась «сеть социальных отношений», в которой каждый человек имеет определенную социальную позицию. По определению Кари Лампикоски (1972) (Kari Lam-pikoski), «социальная позиция, поситио, отображает позицию определенного социального индивида, единицы, группы индивидов или класса в системе социальных отношений».
Социальную позицию часто отождествляют с понятием «статус». Это все-таки не одно и то же, так как статус определяется общественным мнением об индивиде и оценкой его «со стороны», т. е. статус — более субъективная категория, чем позиция. Сопоставлением социальных позиций в определенном ранговом диапазоне определяется то, что может быть названо рангом позиции. Таким образом, статус можно определить как «ранговое содержание» индивида (К. Лампикоски, 1972). Например, мэр города — это социальная позиция, разумеется, очень высокая, предполагающая высокий уровень образованности, организаторские способности, знание этикета и многое другое. Если человек, занимающий эту социальную позицию, отвечает предъявляемым к нему требованиям, он, естественно, пользуется уважением социума, его престиж — значителен и социальный статус — заслуженно высок.
Социальный статус определяет место индивида на ступенях социальной системы в ранговом порядке (ср. Э. Гидденс, 1990) (A. Giddens).
В одном аспекте понятие социальной позиции довольно близко к понятию роли — когда оно выражает позицию индивида; например, социальную позицию детей или супругов, и с той и с другой связаны входящие в нее четко определенные права и обязанности. В течение жизни социальная позиция индивида естественно меняется, прежде всего по демографическим причинам: рождения, брака или смерти (Д. Вике, 1979) (D. Weeks).
Второе значение «статуса» определил и развил М. Вебер: статус связан с устройством общества, он неотделимая составная часть общества. Вебер разделяет представление К. Маркса об экономических отношениях как об основе классового расслоения, но он считает, что эти понятия не охватывают две другие важные дименсии — статус и власть. Вебер отличает классовые слои, страты, от статуса: классовый слой определяется на экономической основе, а статус — через позитивное или негативное социальное оценивание.
Часто статус видят как последствие классовой позиции. Действительно, классовая позиция и статус часто совпадают, но не всегда. По Веберу, классовая позиция в большей степени связана с производством, статус — с потреблением. Например, для некоторых людей существенно, в каких магазинах они покупают товары и продукты, какой фирмы эти товары; этот фактор они считают актуальным для престижа, характеризующим и подчеркивающим их статус. В классовом отношении при этом они могут занимать различное место в обществе: служащие, фермеры, бизнесмены и др.
У членов статусной группы и одинаковая позиция по социальной оценке. Статусные группы — это социумы, члены которых ведут похожий образ жизни и придерживаются похожих норм. Они создают и охраняют традиционные нравы. Данные социумы могут быть весьма ограниченными и, как крайний случай, закрытыми (Н. Смелзер, 1973) (N. Smelser).
Общество иерархически разделяется на различные статусные позиции, имеющие больший или меньший престиж, большие или меньшие привилегии. Б. Тэрнер (1988) (В. Turner) подчеркивает, что статусная позиция индивида определяется в обществе многими комплексными параметрами. Если эти параметры одного уровня, можно говорить о кристаллизованном статусе. Например, некий «мафиози», имеющий большое богатство и уважение определенных кругов, не пользуется симпатией социума ввиду «подозрительных» нравственных принципов и часто низкого культурного уровня. В этом случае нельзя говорить о «кристаллизованном» статусе.
Б. Тэрнер различает два типа статуса: «исходно присущий» статус и достигнутый статус. Первый основывается на таких факторах, на которые индивид влиять не может: раса, пол, возраст. Второй приобретается индивидом через определенные факторы, например (и в большей степени) через образование. В современном обществе все большее значение приобретают достигнутые статусы. Этому способствует и законодательство. Так, законодательно закреплено соответствие определенных должностей определенному образованию, законодательно же поддерживаются профессиональные притязания женщин и т.д. С понятиями социальной позиции и статуса тесно связаны и понятия социальной стратификации, мобильности и власти.
5. 5. 1. социальная стратификация
Люди очень редко социально равны, при более строгом подходе практически не равны никогда. Они являются частью многофакторного процесса, который создает и поддерживает разные модели поведения и даже речи. Эти модели и проявляются через неравенство: одни — более почитаемы, авторитетны, сильны и состоятельны, другие уступают по всем этим параметрам. В социальные структуры как бы «встроены» эти материальные и психологические разноценности, на основе которых люди так отличаются друг от друга и занимают высшие или низшие ценностные или ранговые позиции. Ранговая система существует повсеместно, и она общеизвестна. Неравенство — результат социальной стратификации общества. Можно даже сказать, что стратификация — это и есть структурное неравенство — иерархическое группирование членов общества. Всегда существовало разделение на «бедных» и «богатых» , на привилегированных и лишенных привилегий, на почитаемых и гонимых. В обществе, видимо, никогда не будет равного распределения благ и возможностей. Различия в распределении жизненных возможностей создают стратификацию.
Социальная стратификация имеет различные формы в зависимости от исторического времени и конкретного общества.
Энтони Гидденс (1990) (Anthony Giddens) различает четыре основных типа стратифицированного общества: рабство, каста, сословие и класс.
Рабство, как известно, было предельной формой неравенства, при которой одни владели другими буквально как своей собственностью. Правда, и рабство было неоднородно в зависимости от периода или культуры: в одном случае раб находился практически вне закона, в другом же случае выполнял более «почетные» функции слуги или даже солдата.
Разделение на касты особенно характерно для Индии, однако по различным регионам формы кастовости различны. Как правило, границы между кастами очень резкие, практически исключающие какую-либо социальную миграцию. Каста связана с индуизмом, и с учением о «переселении души». Надежда на то, что в «следующей» жизни его каста «повысится», помогает индивиду смириться с низкой кастой в текущей жизни. За пределами Индии подобные ограничения касаются рас, что объясняют стремлением сохранить «чистоту расы».
Сословность — черта европейского феодализма. Феодальное сословие основывалось на дифференциации различных обязанностей и прав членов социума. Многие привилегии были узаконены. Самое высокое сословие составляли аристократы и вельможи. К следующему сословию принадлежало духовенство, у которого был более низкий статус, но много заметных привилегий. К третьему сословию принадлежали свободные крестьяне, чиновники не дворянского происхождения, купцы и ремесленники.
Границы между сословиями не были такими резкими, как в кастовой системе, и социальное передвижение из сословия в сословие было в какой-то мере возможным.
Класс не детерминирован вероисповеданием или каким-либо законом; принадлежность к классу не зависит также от наследственной позиции, определяемой законом или нравственной практикой. Класс — более открытый тип стратификации, чем другие, и классовые границы не столь строги и категоричны. Поэтому социальное передвижение из одного класса в другой не только возможно, но на практике и обычно. Принадлежность к классу во многом зависит от самого индивида, так как связана с его профессией и материальным уровнем, имущественным цензом и приобщенностью или неприобщенностью к ключевым контролирующим позициям в обществе. Таким образом, класс можно определить как группирование людей на основе распределения между ними материальных ресурсов и обусловленного этим распределением образа жизни. В западном индустриальном обществе различают, как правило, четыре класса. Высший класс объединяет работодателей, директоров и вообще людей, которые или владеют производственными силами или контролируют их, что определяет их собственный очень высокий имущественный ценз, проще говоря — богатство. В средний класс входят служащие («белые воротнички») и квалифицированные рабочие. К рабочему классу принадлежат рабочие ( «синие воротнички») и ремесленники, и к крестьянам — сельскохозяйственное население.
Класс как форма стратификации — главный объект интереса многих исследований. К. Маркс считал, что классовая структура индустриального общества — залог развития и перемен. Класс в теории К. Маркса базируется на материальной основе и на распределении труда. Изменяя эту материальную основу, или базис, можно изменить и общество в целом. При всей своей значимости классовая система в историческом аспекте — это все-таки только одно из проявлений социальной стратификации.
Существует несколько теорий стратификации, по-разному интерпретирующих типы общества и сущность неравенства. Одни исследователи одобряют общественное неравенство как «правильное» и даже необходимое, другие осуждают его как несправедливое и не имеющее права на существование. Первая позиция — консервативна, так как поддерживает то, что уже существует; вторая — радикальна, так как отрицает уже существующее в каждом обществе неравенство и утверждает равенство как идеал.
Консервативная концепция имеет глубокие исторические корни — индусские воззрения на естественность неравенства, учение Аристотеля, оправдывающее институт рабства, позже — утверждения социал-дарвинистов о том, что эволютивный отбор позволяет способным преуспевать в жизни лучше, чем менее способным. По такому взгляду, неравенство социальных позиций отражает естественное природное различие между людьми.
Радикальная концепция, напротив, подчеркивает, что неравенство «неправильно» и не неизбежно. Еще в работах Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо (J. Locke, J.-J. Rousseau) подвергалась критике точка зрения о «естественности» неравенства. Специальное значение в этом отношении имеют труды К. Маркса, в которых причинам социального неравенства уделяется особенное внимание.
Согласно функциональной теории, стратификация — это следствие потребностей общества, а не индивида. В каждом обществе существуют позиции, которые наиболее важны для общества в целом и которые требуют от претендентов на эти позиции больших способностей и опыта. Для гарантии, что эти важные для всего общества позиции будут заняты достойными людьми, необходимо и оправданно неравенство в распределении таких социальных знаков, как зарплата, статус и власть.
Теоретики конфликта рассматривают общество не как функционально интегрированную систему, а как арену конкуренции различных групп, где власть имеет решающее значение в распределении социальных премий, а также излишков, принадлежащих обществу. Ссылаясь на человеческую натуру, утверждают, что человеку свойственно бороться за произведенный излишек, и те, кто имеет власть, имеют возможность получить большую его долю. К тому же чем больше излишков, тем чаще употребляется социальная власть для их распределения. При этом некая группа получает большую долю произведенных в обществе предметов потребления, чем другие. Это и является основным механизмом социальных привилегий: владение долей излишка и контроль над ней. Привилегия, следовательно, — атрибут власти.
5. 5. 2. социальная мобильность
Мобильность в широком понимании — это перемещение индивидов или групп с одного места в другое или из одного общественного класса в другой, так же как и перемещение ценностей и товаров. Понятие региональной мобильности включает в себя внутреннюю миграцию, эмиграцию и иммиграцию. Внутренняя миграция, так же как и оба типа переселения — эмиграция и иммиграция, содержит компоненты социальной мобильности.
Главные формы социальной мобильности — горизонтальная и вертикальная мобильность. Первая означает, например, переселение из одного города в другой или переход на новую работу, когда перемещение не связано с переходом на неравноправную, по сравнению с предыдущей, социальную позицию. Вертикальная мобильность означает перемещение индивида с одной социальной позиции на другую или из одного класса в другой.
Социальная мобильность может означать или социальное повышение, или социальное понижение, например, перемены в течение жизни одного поколения или перемещение индивида из одного общественного класса в другой. Социологов интересует также, каков тип мобильности между поколениями или при сравнении социальной позиции родителей и детей.
В связи с социальной мобильностью надо учитывать степень открытости общества или общественного класса. За исключением отдельных социальных систем, типа кастового общества, социальная открытость всегда имела место.
Социальная мобильность существует в обществе, разделенном на классы и страты. Люди группируются, на основе социальных различий или, прямо говоря, неравенства. Но этот же процесс предполагает и возможность перемещения людей через эти разделяющие границы (Нобле, 1979) (Noble). Конечно, мобильность не происходит сама по себе и вне связи с другими социальными феноменами: что-то способствует ей, что-то препятсвует, что-то является ее последствием.
Социальное неравенство, разное отношение к обладанию экономическими ресурсами, разная степень общественного престижа и политической власти — первостепенные стимулы или соответственно препятствия (при их негативной характеристике) для перемещения человека с одного слоя на другой. Важен также такой, зависящий от обстановки фактор, как изменения в относительном «объеме» слоев. Происходящие изменения в мобильности необходимо каким-то образом связывать с изменениями в соотношении слоев. На современном этапе самый низкий слой уменьшается, так как уровень образования все время повышается.
Интересна и значительна роль семьи в классовом, стратифицированном обществе. Семью обычно считали такой социальной единицей, через которую индивид находит свое место в классовой структуре. Если ребенок осваивает профессию родителей, он остается в общественном классе, к которому он принадлежит вместе с родителями, и наследственная профессия семьи, с одной стороны, освобождая его от многих проблем, с другой стороны, начинает ограничивать его мобильность в классовой структуре (Дж. МэкКи, 1969) (J. МсКее). Во всех обществах мобильность ограничивалась, так сказать, «социальным наследованием». В традиционном аграрном обществе именно традиции и наследование играли центральную роль.
Хотя индустриальное общество не предопределяет и не гарантирует, что сын наследует социальную роль отца, но оно также и не устраняет социальное наследование как важный фактор, определяющий положение человека в классовой структуре. В капиталистическом обществе наследование имущества может гарантировать профессию и классовую позицию. То, чего однажды в конкуренции достигли родители, передается потомкам вне конкуренции, как наследие (Дж. Б. МэкКи, 1969).
Если же семья не может передать следующему поколению имущество, она старается максимали-зировать социальные возможности своих детей. В этом случае необходимой предпосылкой для продвижения по социальной лестнице, т.е. социальной мобильности, является образование. Особенно семьи среднего класса ищут наиболее перспективные и прагматические профессии для своих детей и соответствующее этим профессиям образование, стараются внушить им идею о преуспевающем человеке, добившемся всего своим трудом, и разными другими путями повышают социальную мобильность и жизнестойкость своих детей. Такой демографический фактор, как уменьшение количества детей в семье, также повышает социальные возможности уже имеющихся детей.
Люди высокого социального статуса, даже в том случае, если не ставят своей специальной целью повышение социальной мобильности детей, непроизвольно способствуют этому своим образом жизни, тем уровнем культуры, в которой воспитываются дети, а также через свои позиционные и ценностные модели. Люди, лишенные в детстве такой привилегии, должны позже в своей жизни усвоить культурные ценности, характеризующие тот образ жизни, на который они претендуют.
Современные индустриальные общества — «открыты», в них много мобильности, и статус индивида зависит больше от его собственных способностей и достижений, чем от его контактов и протекции (А. Хиф, A. Heath).
Власть обычно понимают как возможность контролировать поведение нижестоящих. В этом подходе акцентируется идея: власть — это контроль.
Другая трактовка: власть — элита, небольшая группа, имеющая доступ к авторитарным и контролирующим позициям и монополизирующая привилегию принятия решений. В этой трактовке власть — это возможность принятия решений. Когда говорят, что некто имеет власть, подразумевают, что он имеет доступ к принятию решений или, по крайней мере, влияние на принятие решений. Власть всегда связывали с авторитетом, который означает право принимать решения и контролировать.
Власть иногда рассматривалась как почти материальный объект обладания, наравне, например, с товаром. Согласно такому представлению, в обществе существует некое определенное и ограниченное количество власти, и если одной группе ее достается на сколько-то больше, следовательно, другие столько же теряют.
М. Вебер показал, что в стабильных общественных системах легитимитет авторитета, предоставление ему права, является традиционным, легально-рациональным, опирающимся на законы, конституции или привилегии.
Властью пользуются не только те стороны, которым это присуще по положению и согласно закону (принятие решений и осуществление контроля), но и те, кто оказывают на них влияние и давление. Структуры власти, позиция элиты, место и роль в обществе влиятельных людей, способных принимать важные решения, являются объектом исследования многих ученых. Даже в ситуации, когда система авторитетов — слаба, а структура оказывания влияния — сильна, все равно пользование властью требует легитимации авторитетов.
Если этого нет, решения власть имущих могут восприниматься как система принуждения. Легитимитет должен быть не только основан, но и обоснован, иначе власть будет казаться в глазах людей насилием и принуждением.
Необходимо, чтобы всем было очевидно, что решения принимаются теми, кто имеет на это право и владеет символами авторитета. Остальные участники процесса принятия решения оказывают влияние и давление. Влияние, по мнению Дж. Б. МэкКи (J. В. МсКее) (1969), — это выражение требования быть учтенным, услышанным, требования внимания к легитимным позициям и интересам представляемой группы. Давление — это форсированное влияние на людей, принимающих решения, иногда с применением угроз им лично, их карьере, их окружению. Какая-то политическая группа может оказывать давление, угрожая также отказом поддержки или передачей поддержки оппозиции. По этой трактовке, власть — это сочетание влияния, давления и авторитета для принятия, легитимации и осуществлении решения.
Правительства и партии представляют собой организованную и легитимную структуру, имеющую право принимать решения. Хорошим противовесом концентрированной власти, и как крайний случай — тоталитаризму, является плюральное общество, в котором существует несколько источников власти помимо государства и в котором возможно соединение разных групп в разных сочетаниях — в конфликтных ситуациях и в борьбе за те или иные цели.
В истинно демократическом обществе, в обществе, в котором у всех его членов есть возможность разными путями влиять на принятие решения, должны существовать посреднические политические организации, предлагающие гражданам свободное членство и дающие им возможность участвовать в политической конкуренции, претендовать на должности и получать их.
Любая социальная ценность или общий интерес делают возможным объединение людей и позволяют им в случае надобности оказывать давление на авторитеты. Добровольные гражданские организации, такие как торговые палаты, профсоюзы, даже организации пенсионеров и т. д. («параполитические») могут быть значительными источниками власти.
Наиболее существенной чертой демократической системы (лат. demos — народ, kratos — власть) является выборность. Это значит, что люди, принимающие решения и наделенные властью, избираются голосованием. Несмотря на этот демократический принцип, и в этом случае рождается и развивается элита власти, контролирующая «демос», избравший ее. Гаэтано Моска (1858-1941)(Gaetano Mosca) писал, что каждым обществом всегда и везде правил контролирующий социальный класс. Такой правящий класс легализует свою власть опираясь на ценности, актуальные для данной культуры; считалось, что короли правят по воле Бога, а президенты, избранные на выборах, — по воле народа.
В. Парето (V. Pareto) также считал наличие правящего класса само собой разумеющимся. Он посвятил свои исследования выборности и сменяемости элиты, так сказать, «обороту элиты». Он рассматривал значение открытых и закрытых элит. По В. Парето, никакая элита не имеет монополии на ум и способности, однако для поддержания стабильности политического процесса и гарантии «здорового» руководства необходимо, чтобы элита могла получать все лучшее — талантливое и творческое — извне. Элита всегда склонна к закрытости и никогда не уступает достигнутых привилегий.
Интересен вопрос о соотношении элиты и аристократии. Если исходить из традиционного определения аристократии как «родовой знати», то едва ли это явление так уж актуально для современного общества. Хотя, как известно, слово «аристократ» давно получило переносное значение как выражение чего-то высшего, утонченного, рафинированного: ср. «аристократ духа», «он настоящий аристократ», «она просто аристократка» («настоящий» — как раз и значит «не настоящий по происхождению», т. е. выглядящий как аристократ). В прямом значении «аристократия» — это потомки родовой знати (в России — русских дворян), а в переносном — люди любой социальной группы, отвечающие столь высоким моральным, а иногда и просто поведенческим критериям.
Что касается элиты, то, как уже было сказано выше, существует концепция множества элит: политическая, экономическая, административная, военная, религиозная, научная, культурная. Понятно, что в современном обществе не только потомки «родовой знати» имеют шанс попасть в элиту. Хотя в прошлом столетии это было именно так: доступ к образованию, к вершинам искусства, вообще к духовным достижениям обеспечивал и вход в элиту.
В целом же вопрос о соотношении аристократии и элиты может быть отдельным объектом социологического исследования.
Роберт Майкле (1986) (Robert Michels) показал, что руководство необходимо каждой группе, которая организуется для коллективной деятельности, так как всегда возникает необходимость распределения труда с тем, чтобы функции, предполагающие особые умения и знания, были бы поручены от имени группы наиболее компетентным ее членам. В этом процессе и возникают роли руководителей.
Руководители специализируются на выполнении таких обязанностей, о которых другие знают очень мало, и это умение, а со временем и опыт, выделяют этих членов общества. Концентрация в руках руководителей больших обязанностей, но и больших же прав, таких, которых нет у других членов общества, приводит к такому явлению, как «власть немногих» (олигархии), действия которых уже практически неподконтрольны.
Социум способствует укреплению олигархии, негласно соглашаясь с тем, что распределение труда и специализация социальных ролей в индустриальном современном обществе неизбежны, отсюда как следствие — неизбежность растущей власти руководителей.
Денис Вронг (1979) (Denis Wrong) определяет власть как возможность и способность для определенных личностей оказывать намеренное и ожидаемое влияние на других членов общества. Это близко к определению М. Вебера, в котором отмечается возможность одного человека или некоторых людей осуществлять свою волю в социальной деятельности, несмотря даже на сопротивление других участников этой деятельности. Упоминание «сопротивления» говорит о том, что власть — это принуждение или даже возможность налагать наказание. По мнению Д. Вронга, понятие «власть» неоднородно, оно включает в себя насилие, манипуляции, убеждение и авторитет.
При описании роли упоминалась «сеть социальных отношений», в которой каждый человек имеет определенную социальную позицию. По определению Кари Лампикоски (1972) (Kari Lam-pikoski), «социальная позиция, поситио, отображает позицию определенного социального индивида, единицы, группы индивидов или класса в системе социальных отношений».
Социальную позицию часто отождествляют с понятием «статус». Это все-таки не одно и то же, так как статус определяется общественным мнением об индивиде и оценкой его «со стороны», т. е. статус — более субъективная категория, чем позиция. Сопоставлением социальных позиций в определенном ранговом диапазоне определяется то, что может быть названо рангом позиции. Таким образом, статус можно определить как «ранговое содержание» индивида (К. Лампикоски, 1972). Например, мэр города — это социальная позиция, разумеется, очень высокая, предполагающая высокий уровень образованности, организаторские способности, знание этикета и многое другое. Если человек, занимающий эту социальную позицию, отвечает предъявляемым к нему требованиям, он, естественно, пользуется уважением социума, его престиж — значителен и социальный статус — заслуженно высок.
Социальный статус определяет место индивида на ступенях социальной системы в ранговом порядке (ср. Э. Гидденс, 1990) (A. Giddens).
В одном аспекте понятие социальной позиции довольно близко к понятию роли — когда оно выражает позицию индивида; например, социальную позицию детей или супругов, и с той и с другой связаны входящие в нее четко определенные права и обязанности. В течение жизни социальная позиция индивида естественно меняется, прежде всего по демографическим причинам: рождения, брака или смерти (Д. Вике, 1979) (D. Weeks).
Второе значение «статуса» определил и развил М. Вебер: статус связан с устройством общества, он неотделимая составная часть общества. Вебер разделяет представление К. Маркса об экономических отношениях как об основе классового расслоения, но он считает, что эти понятия не охватывают две другие важные дименсии — статус и власть. Вебер отличает классовые слои, страты, от статуса: классовый слой определяется на экономической основе, а статус — через позитивное или негативное социальное оценивание.
Часто статус видят как последствие классовой позиции. Действительно, классовая позиция и статус часто совпадают, но не всегда. По Веберу, классовая позиция в большей степени связана с производством, статус — с потреблением. Например, для некоторых людей существенно, в каких магазинах они покупают товары и продукты, какой фирмы эти товары; этот фактор они считают актуальным для престижа, характеризующим и подчеркивающим их статус. В классовом отношении при этом они могут занимать различное место в обществе: служащие, фермеры, бизнесмены и др.
У членов статусной группы и одинаковая позиция по социальной оценке. Статусные группы — это социумы, члены которых ведут похожий образ жизни и придерживаются похожих норм. Они создают и охраняют традиционные нравы. Данные социумы могут быть весьма ограниченными и, как крайний случай, закрытыми (Н. Смелзер, 1973) (N. Smelser).
Общество иерархически разделяется на различные статусные позиции, имеющие больший или меньший престиж, большие или меньшие привилегии. Б. Тэрнер (1988) (В. Turner) подчеркивает, что статусная позиция индивида определяется в обществе многими комплексными параметрами. Если эти параметры одного уровня, можно говорить о кристаллизованном статусе. Например, некий «мафиози», имеющий большое богатство и уважение определенных кругов, не пользуется симпатией социума ввиду «подозрительных» нравственных принципов и часто низкого культурного уровня. В этом случае нельзя говорить о «кристаллизованном» статусе.
Б. Тэрнер различает два типа статуса: «исходно присущий» статус и достигнутый статус. Первый основывается на таких факторах, на которые индивид влиять не может: раса, пол, возраст. Второй приобретается индивидом через определенные факторы, например (и в большей степени) через образование. В современном обществе все большее значение приобретают достигнутые статусы. Этому способствует и законодательство. Так, законодательно закреплено соответствие определенных должностей определенному образованию, законодательно же поддерживаются профессиональные притязания женщин и т.д. С понятиями социальной позиции и статуса тесно связаны и понятия социальной стратификации, мобильности и власти.
5. 5. 1. социальная стратификация
Люди очень редко социально равны, при более строгом подходе практически не равны никогда. Они являются частью многофакторного процесса, который создает и поддерживает разные модели поведения и даже речи. Эти модели и проявляются через неравенство: одни — более почитаемы, авторитетны, сильны и состоятельны, другие уступают по всем этим параметрам. В социальные структуры как бы «встроены» эти материальные и психологические разноценности, на основе которых люди так отличаются друг от друга и занимают высшие или низшие ценностные или ранговые позиции. Ранговая система существует повсеместно, и она общеизвестна. Неравенство — результат социальной стратификации общества. Можно даже сказать, что стратификация — это и есть структурное неравенство — иерархическое группирование членов общества. Всегда существовало разделение на «бедных» и «богатых» , на привилегированных и лишенных привилегий, на почитаемых и гонимых. В обществе, видимо, никогда не будет равного распределения благ и возможностей. Различия в распределении жизненных возможностей создают стратификацию.
Социальная стратификация имеет различные формы в зависимости от исторического времени и конкретного общества.
Энтони Гидденс (1990) (Anthony Giddens) различает четыре основных типа стратифицированного общества: рабство, каста, сословие и класс.
Рабство, как известно, было предельной формой неравенства, при которой одни владели другими буквально как своей собственностью. Правда, и рабство было неоднородно в зависимости от периода или культуры: в одном случае раб находился практически вне закона, в другом же случае выполнял более «почетные» функции слуги или даже солдата.
Разделение на касты особенно характерно для Индии, однако по различным регионам формы кастовости различны. Как правило, границы между кастами очень резкие, практически исключающие какую-либо социальную миграцию. Каста связана с индуизмом, и с учением о «переселении души». Надежда на то, что в «следующей» жизни его каста «повысится», помогает индивиду смириться с низкой кастой в текущей жизни. За пределами Индии подобные ограничения касаются рас, что объясняют стремлением сохранить «чистоту расы».
Сословность — черта европейского феодализма. Феодальное сословие основывалось на дифференциации различных обязанностей и прав членов социума. Многие привилегии были узаконены. Самое высокое сословие составляли аристократы и вельможи. К следующему сословию принадлежало духовенство, у которого был более низкий статус, но много заметных привилегий. К третьему сословию принадлежали свободные крестьяне, чиновники не дворянского происхождения, купцы и ремесленники.
Границы между сословиями не были такими резкими, как в кастовой системе, и социальное передвижение из сословия в сословие было в какой-то мере возможным.
Класс не детерминирован вероисповеданием или каким-либо законом; принадлежность к классу не зависит также от наследственной позиции, определяемой законом или нравственной практикой. Класс — более открытый тип стратификации, чем другие, и классовые границы не столь строги и категоричны. Поэтому социальное передвижение из одного класса в другой не только возможно, но на практике и обычно. Принадлежность к классу во многом зависит от самого индивида, так как связана с его профессией и материальным уровнем, имущественным цензом и приобщенностью или неприобщенностью к ключевым контролирующим позициям в обществе. Таким образом, класс можно определить как группирование людей на основе распределения между ними материальных ресурсов и обусловленного этим распределением образа жизни. В западном индустриальном обществе различают, как правило, четыре класса. Высший класс объединяет работодателей, директоров и вообще людей, которые или владеют производственными силами или контролируют их, что определяет их собственный очень высокий имущественный ценз, проще говоря — богатство. В средний класс входят служащие («белые воротнички») и квалифицированные рабочие. К рабочему классу принадлежат рабочие ( «синие воротнички») и ремесленники, и к крестьянам — сельскохозяйственное население.
Класс как форма стратификации — главный объект интереса многих исследований. К. Маркс считал, что классовая структура индустриального общества — залог развития и перемен. Класс в теории К. Маркса базируется на материальной основе и на распределении труда. Изменяя эту материальную основу, или базис, можно изменить и общество в целом. При всей своей значимости классовая система в историческом аспекте — это все-таки только одно из проявлений социальной стратификации.
Существует несколько теорий стратификации, по-разному интерпретирующих типы общества и сущность неравенства. Одни исследователи одобряют общественное неравенство как «правильное» и даже необходимое, другие осуждают его как несправедливое и не имеющее права на существование. Первая позиция — консервативна, так как поддерживает то, что уже существует; вторая — радикальна, так как отрицает уже существующее в каждом обществе неравенство и утверждает равенство как идеал.
Консервативная концепция имеет глубокие исторические корни — индусские воззрения на естественность неравенства, учение Аристотеля, оправдывающее институт рабства, позже — утверждения социал-дарвинистов о том, что эволютивный отбор позволяет способным преуспевать в жизни лучше, чем менее способным. По такому взгляду, неравенство социальных позиций отражает естественное природное различие между людьми.
Радикальная концепция, напротив, подчеркивает, что неравенство «неправильно» и не неизбежно. Еще в работах Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо (J. Locke, J.-J. Rousseau) подвергалась критике точка зрения о «естественности» неравенства. Специальное значение в этом отношении имеют труды К. Маркса, в которых причинам социального неравенства уделяется особенное внимание.
Согласно функциональной теории, стратификация — это следствие потребностей общества, а не индивида. В каждом обществе существуют позиции, которые наиболее важны для общества в целом и которые требуют от претендентов на эти позиции больших способностей и опыта. Для гарантии, что эти важные для всего общества позиции будут заняты достойными людьми, необходимо и оправданно неравенство в распределении таких социальных знаков, как зарплата, статус и власть.
Теоретики конфликта рассматривают общество не как функционально интегрированную систему, а как арену конкуренции различных групп, где власть имеет решающее значение в распределении социальных премий, а также излишков, принадлежащих обществу. Ссылаясь на человеческую натуру, утверждают, что человеку свойственно бороться за произведенный излишек, и те, кто имеет власть, имеют возможность получить большую его долю. К тому же чем больше излишков, тем чаще употребляется социальная власть для их распределения. При этом некая группа получает большую долю произведенных в обществе предметов потребления, чем другие. Это и является основным механизмом социальных привилегий: владение долей излишка и контроль над ней. Привилегия, следовательно, — атрибут власти.
5. 5. 2. социальная мобильность
Мобильность в широком понимании — это перемещение индивидов или групп с одного места в другое или из одного общественного класса в другой, так же как и перемещение ценностей и товаров. Понятие региональной мобильности включает в себя внутреннюю миграцию, эмиграцию и иммиграцию. Внутренняя миграция, так же как и оба типа переселения — эмиграция и иммиграция, содержит компоненты социальной мобильности.
Главные формы социальной мобильности — горизонтальная и вертикальная мобильность. Первая означает, например, переселение из одного города в другой или переход на новую работу, когда перемещение не связано с переходом на неравноправную, по сравнению с предыдущей, социальную позицию. Вертикальная мобильность означает перемещение индивида с одной социальной позиции на другую или из одного класса в другой.
Социальная мобильность может означать или социальное повышение, или социальное понижение, например, перемены в течение жизни одного поколения или перемещение индивида из одного общественного класса в другой. Социологов интересует также, каков тип мобильности между поколениями или при сравнении социальной позиции родителей и детей.
В связи с социальной мобильностью надо учитывать степень открытости общества или общественного класса. За исключением отдельных социальных систем, типа кастового общества, социальная открытость всегда имела место.
Социальная мобильность существует в обществе, разделенном на классы и страты. Люди группируются, на основе социальных различий или, прямо говоря, неравенства. Но этот же процесс предполагает и возможность перемещения людей через эти разделяющие границы (Нобле, 1979) (Noble). Конечно, мобильность не происходит сама по себе и вне связи с другими социальными феноменами: что-то способствует ей, что-то препятсвует, что-то является ее последствием.
Социальное неравенство, разное отношение к обладанию экономическими ресурсами, разная степень общественного престижа и политической власти — первостепенные стимулы или соответственно препятствия (при их негативной характеристике) для перемещения человека с одного слоя на другой. Важен также такой, зависящий от обстановки фактор, как изменения в относительном «объеме» слоев. Происходящие изменения в мобильности необходимо каким-то образом связывать с изменениями в соотношении слоев. На современном этапе самый низкий слой уменьшается, так как уровень образования все время повышается.
Интересна и значительна роль семьи в классовом, стратифицированном обществе. Семью обычно считали такой социальной единицей, через которую индивид находит свое место в классовой структуре. Если ребенок осваивает профессию родителей, он остается в общественном классе, к которому он принадлежит вместе с родителями, и наследственная профессия семьи, с одной стороны, освобождая его от многих проблем, с другой стороны, начинает ограничивать его мобильность в классовой структуре (Дж. МэкКи, 1969) (J. МсКее). Во всех обществах мобильность ограничивалась, так сказать, «социальным наследованием». В традиционном аграрном обществе именно традиции и наследование играли центральную роль.
Хотя индустриальное общество не предопределяет и не гарантирует, что сын наследует социальную роль отца, но оно также и не устраняет социальное наследование как важный фактор, определяющий положение человека в классовой структуре. В капиталистическом обществе наследование имущества может гарантировать профессию и классовую позицию. То, чего однажды в конкуренции достигли родители, передается потомкам вне конкуренции, как наследие (Дж. Б. МэкКи, 1969).
Если же семья не может передать следующему поколению имущество, она старается максимали-зировать социальные возможности своих детей. В этом случае необходимой предпосылкой для продвижения по социальной лестнице, т.е. социальной мобильности, является образование. Особенно семьи среднего класса ищут наиболее перспективные и прагматические профессии для своих детей и соответствующее этим профессиям образование, стараются внушить им идею о преуспевающем человеке, добившемся всего своим трудом, и разными другими путями повышают социальную мобильность и жизнестойкость своих детей. Такой демографический фактор, как уменьшение количества детей в семье, также повышает социальные возможности уже имеющихся детей.
Люди высокого социального статуса, даже в том случае, если не ставят своей специальной целью повышение социальной мобильности детей, непроизвольно способствуют этому своим образом жизни, тем уровнем культуры, в которой воспитываются дети, а также через свои позиционные и ценностные модели. Люди, лишенные в детстве такой привилегии, должны позже в своей жизни усвоить культурные ценности, характеризующие тот образ жизни, на который они претендуют.
Современные индустриальные общества — «открыты», в них много мобильности, и статус индивида зависит больше от его собственных способностей и достижений, чем от его контактов и протекции (А. Хиф, A. Heath).
Власть обычно понимают как возможность контролировать поведение нижестоящих. В этом подходе акцентируется идея: власть — это контроль.
Другая трактовка: власть — элита, небольшая группа, имеющая доступ к авторитарным и контролирующим позициям и монополизирующая привилегию принятия решений. В этой трактовке власть — это возможность принятия решений. Когда говорят, что некто имеет власть, подразумевают, что он имеет доступ к принятию решений или, по крайней мере, влияние на принятие решений. Власть всегда связывали с авторитетом, который означает право принимать решения и контролировать.
Власть иногда рассматривалась как почти материальный объект обладания, наравне, например, с товаром. Согласно такому представлению, в обществе существует некое определенное и ограниченное количество власти, и если одной группе ее достается на сколько-то больше, следовательно, другие столько же теряют.
М. Вебер показал, что в стабильных общественных системах легитимитет авторитета, предоставление ему права, является традиционным, легально-рациональным, опирающимся на законы, конституции или привилегии.
Властью пользуются не только те стороны, которым это присуще по положению и согласно закону (принятие решений и осуществление контроля), но и те, кто оказывают на них влияние и давление. Структуры власти, позиция элиты, место и роль в обществе влиятельных людей, способных принимать важные решения, являются объектом исследования многих ученых. Даже в ситуации, когда система авторитетов — слаба, а структура оказывания влияния — сильна, все равно пользование властью требует легитимации авторитетов.
Если этого нет, решения власть имущих могут восприниматься как система принуждения. Легитимитет должен быть не только основан, но и обоснован, иначе власть будет казаться в глазах людей насилием и принуждением.
Необходимо, чтобы всем было очевидно, что решения принимаются теми, кто имеет на это право и владеет символами авторитета. Остальные участники процесса принятия решения оказывают влияние и давление. Влияние, по мнению Дж. Б. МэкКи (J. В. МсКее) (1969), — это выражение требования быть учтенным, услышанным, требования внимания к легитимным позициям и интересам представляемой группы. Давление — это форсированное влияние на людей, принимающих решения, иногда с применением угроз им лично, их карьере, их окружению. Какая-то политическая группа может оказывать давление, угрожая также отказом поддержки или передачей поддержки оппозиции. По этой трактовке, власть — это сочетание влияния, давления и авторитета для принятия, легитимации и осуществлении решения.
Правительства и партии представляют собой организованную и легитимную структуру, имеющую право принимать решения. Хорошим противовесом концентрированной власти, и как крайний случай — тоталитаризму, является плюральное общество, в котором существует несколько источников власти помимо государства и в котором возможно соединение разных групп в разных сочетаниях — в конфликтных ситуациях и в борьбе за те или иные цели.
В истинно демократическом обществе, в обществе, в котором у всех его членов есть возможность разными путями влиять на принятие решения, должны существовать посреднические политические организации, предлагающие гражданам свободное членство и дающие им возможность участвовать в политической конкуренции, претендовать на должности и получать их.
Любая социальная ценность или общий интерес делают возможным объединение людей и позволяют им в случае надобности оказывать давление на авторитеты. Добровольные гражданские организации, такие как торговые палаты, профсоюзы, даже организации пенсионеров и т. д. («параполитические») могут быть значительными источниками власти.
Наиболее существенной чертой демократической системы (лат. demos — народ, kratos — власть) является выборность. Это значит, что люди, принимающие решения и наделенные властью, избираются голосованием. Несмотря на этот демократический принцип, и в этом случае рождается и развивается элита власти, контролирующая «демос», избравший ее. Гаэтано Моска (1858-1941)(Gaetano Mosca) писал, что каждым обществом всегда и везде правил контролирующий социальный класс. Такой правящий класс легализует свою власть опираясь на ценности, актуальные для данной культуры; считалось, что короли правят по воле Бога, а президенты, избранные на выборах, — по воле народа.
В. Парето (V. Pareto) также считал наличие правящего класса само собой разумеющимся. Он посвятил свои исследования выборности и сменяемости элиты, так сказать, «обороту элиты». Он рассматривал значение открытых и закрытых элит. По В. Парето, никакая элита не имеет монополии на ум и способности, однако для поддержания стабильности политического процесса и гарантии «здорового» руководства необходимо, чтобы элита могла получать все лучшее — талантливое и творческое — извне. Элита всегда склонна к закрытости и никогда не уступает достигнутых привилегий.
Интересен вопрос о соотношении элиты и аристократии. Если исходить из традиционного определения аристократии как «родовой знати», то едва ли это явление так уж актуально для современного общества. Хотя, как известно, слово «аристократ» давно получило переносное значение как выражение чего-то высшего, утонченного, рафинированного: ср. «аристократ духа», «он настоящий аристократ», «она просто аристократка» («настоящий» — как раз и значит «не настоящий по происхождению», т. е. выглядящий как аристократ). В прямом значении «аристократия» — это потомки родовой знати (в России — русских дворян), а в переносном — люди любой социальной группы, отвечающие столь высоким моральным, а иногда и просто поведенческим критериям.
Что касается элиты, то, как уже было сказано выше, существует концепция множества элит: политическая, экономическая, административная, военная, религиозная, научная, культурная. Понятно, что в современном обществе не только потомки «родовой знати» имеют шанс попасть в элиту. Хотя в прошлом столетии это было именно так: доступ к образованию, к вершинам искусства, вообще к духовным достижениям обеспечивал и вход в элиту.
В целом же вопрос о соотношении аристократии и элиты может быть отдельным объектом социологического исследования.
Роберт Майкле (1986) (Robert Michels) показал, что руководство необходимо каждой группе, которая организуется для коллективной деятельности, так как всегда возникает необходимость распределения труда с тем, чтобы функции, предполагающие особые умения и знания, были бы поручены от имени группы наиболее компетентным ее членам. В этом процессе и возникают роли руководителей.
Руководители специализируются на выполнении таких обязанностей, о которых другие знают очень мало, и это умение, а со временем и опыт, выделяют этих членов общества. Концентрация в руках руководителей больших обязанностей, но и больших же прав, таких, которых нет у других членов общества, приводит к такому явлению, как «власть немногих» (олигархии), действия которых уже практически неподконтрольны.
Социум способствует укреплению олигархии, негласно соглашаясь с тем, что распределение труда и специализация социальных ролей в индустриальном современном обществе неизбежны, отсюда как следствие — неизбежность растущей власти руководителей.
Денис Вронг (1979) (Denis Wrong) определяет власть как возможность и способность для определенных личностей оказывать намеренное и ожидаемое влияние на других членов общества. Это близко к определению М. Вебера, в котором отмечается возможность одного человека или некоторых людей осуществлять свою волю в социальной деятельности, несмотря даже на сопротивление других участников этой деятельности. Упоминание «сопротивления» говорит о том, что власть — это принуждение или даже возможность налагать наказание. По мнению Д. Вронга, понятие «власть» неоднородно, оно включает в себя насилие, манипуляции, убеждение и авторитет.