1.1. ИСТОКИ РАЗВИТИЯ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17  19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 

Возникновение социологии и ее становление как самостоятельной науки связаны с теми обществен­ными потрясениями, которые происходили по раз­ным причинам в XVIII и XIX веках. Раздробление абсолютной монархии в большинстве стран, распад в связи с этим жесткой социальной структуры фе­одального общества, стремительное развитие капи­талистического способа производства — крупней­шие социально-экономические события рубежа XVIII-XIX веков. Государство и общество, власть и народ, индивид и социум начинают дифферен­цироваться и осознаваться как самостоятельные су­бъекты действительности и объекты науки. Идеи свободы и равенства, вопросы общественного уст­ройства и социальной справедливости попадают в центр общественного внимания. Капитализм в его прагматических целях начинает нуждаться в науке, и это дает толчок развитию естественных дисцип­лин.

Однако весьма скоро становится очевидно, что капиталистический способ производства неизбежно сопровождается кризисами. Почти все обществен­ные институты, которые казались столь устоявши­мися и незыблемыми, начинают выглядеть как проб­лема. Такие традиционные институты, как церковь, приход, большая семья, или теряли свое былое зна­чение, или распадались (как, например, большая феодальная семья), и их задачи переходили в забо­ту государства, тем самым социально-политические «обязанности» государства увеличивались. С дру­гой стороны, религия и философия, которые рань­ше успешно занимались решением социальных и нравственных проблем, уже не справлялись с этим в изменившихся условиях. Все это вместе взятое подводило к неизбежности возникновения такой науки, которая бы специализировалась на иссле­довании общественных проблем и на накоплении знаний по этим проблемам. Так возникает социо­логия. Ее прагматическая функция — «добывать» знания о существующих в обществе проблемах и «пе­редавать» их в те инстанции, которые правомочий принимать конкретные решения на основе этих на­учных знаний. Социологии присуща критичность по отношению к общественным проблемам и стрем­ление к глубинному раскрытию общественных проб­лем. Как и в каждой науке, в социологии теория и практика тесно связаны между собой: результа­ты исследования применяются на практике, а на основе эмпирических результатов исследования происходит разработка социологической теории.

По своим задачам и характеру социология всегда являлась оппозиционной наукой. Как наука, кото­рая изучает общество и применение власти, она час­то оказывалась «сомнительной», особенно в таких общественных условиях, в которых власть явля­лась каким-то образом «сконцентрированной». При этом часто возникали противоречия между власть имущими и исследователями. Демократизация об­щества означала, что социум начали ставить выше государства. Таким образом, и те науки, которые изучали общество, приобрели в новых условиях большее значение. Благодаря своей критичности социология и в дальнейшем сохранила определен­ный оппозиционный характер. На оппозиционные же науки всегда смотрели несколько косо; напри­мер, в Германии 30-х годов социология не была «лю­бимицей» среди наук, потому что она обращала слишком большое внимание на феномен власти. Как уже говорилось выше, социология имеет особо вы­раженную прикладную функцию. Она ставит сво­ей целью решение общественных проблем и приме­нение приобретенной информации в общественной деятельности. В разной связи, например в социали­стических странах, подчеркивали эту сторону со­циологии и пытались использовать социологию и приобретенную ею информацию в управлении и ру­ководстве обществом. При таком подходе существу­ет, однако, опасность, что наука становится тесно связанной со взглядами и ценностями власть иму­щих и теряет свою первоначальную критичность. Детерминированность временем и социальными условиями, свойственная общественным наукам во­обще, проявляется в социологии особенно остро, поскольку она является наукой, которая непосред­ственно изучает общество и его членов, людей и их проблемы.

Возникновение социологии и ее становление как самостоятельной науки связаны с теми обществен­ными потрясениями, которые происходили по раз­ным причинам в XVIII и XIX веках. Раздробление абсолютной монархии в большинстве стран, распад в связи с этим жесткой социальной структуры фе­одального общества, стремительное развитие капи­талистического способа производства — крупней­шие социально-экономические события рубежа XVIII-XIX веков. Государство и общество, власть и народ, индивид и социум начинают дифферен­цироваться и осознаваться как самостоятельные су­бъекты действительности и объекты науки. Идеи свободы и равенства, вопросы общественного уст­ройства и социальной справедливости попадают в центр общественного внимания. Капитализм в его прагматических целях начинает нуждаться в науке, и это дает толчок развитию естественных дисцип­лин.

Однако весьма скоро становится очевидно, что капиталистический способ производства неизбежно сопровождается кризисами. Почти все обществен­ные институты, которые казались столь устоявши­мися и незыблемыми, начинают выглядеть как проб­лема. Такие традиционные институты, как церковь, приход, большая семья, или теряли свое былое зна­чение, или распадались (как, например, большая феодальная семья), и их задачи переходили в забо­ту государства, тем самым социально-политические «обязанности» государства увеличивались. С дру­гой стороны, религия и философия, которые рань­ше успешно занимались решением социальных и нравственных проблем, уже не справлялись с этим в изменившихся условиях. Все это вместе взятое подводило к неизбежности возникновения такой науки, которая бы специализировалась на иссле­довании общественных проблем и на накоплении знаний по этим проблемам. Так возникает социо­логия. Ее прагматическая функция — «добывать» знания о существующих в обществе проблемах и «пе­редавать» их в те инстанции, которые правомочий принимать конкретные решения на основе этих на­учных знаний. Социологии присуща критичность по отношению к общественным проблемам и стрем­ление к глубинному раскрытию общественных проб­лем. Как и в каждой науке, в социологии теория и практика тесно связаны между собой: результа­ты исследования применяются на практике, а на основе эмпирических результатов исследования происходит разработка социологической теории.

По своим задачам и характеру социология всегда являлась оппозиционной наукой. Как наука, кото­рая изучает общество и применение власти, она час­то оказывалась «сомнительной», особенно в таких общественных условиях, в которых власть явля­лась каким-то образом «сконцентрированной». При этом часто возникали противоречия между власть имущими и исследователями. Демократизация об­щества означала, что социум начали ставить выше государства. Таким образом, и те науки, которые изучали общество, приобрели в новых условиях большее значение. Благодаря своей критичности социология и в дальнейшем сохранила определен­ный оппозиционный характер. На оппозиционные же науки всегда смотрели несколько косо; напри­мер, в Германии 30-х годов социология не была «лю­бимицей» среди наук, потому что она обращала слишком большое внимание на феномен власти. Как уже говорилось выше, социология имеет особо вы­раженную прикладную функцию. Она ставит сво­ей целью решение общественных проблем и приме­нение приобретенной информации в общественной деятельности. В разной связи, например в социали­стических странах, подчеркивали эту сторону со­циологии и пытались использовать социологию и приобретенную ею информацию в управлении и ру­ководстве обществом. При таком подходе существу­ет, однако, опасность, что наука становится тесно связанной со взглядами и ценностями власть иму­щих и теряет свою первоначальную критичность. Детерминированность временем и социальными условиями, свойственная общественным наукам во­обще, проявляется в социологии особенно остро, поскольку она является наукой, которая непосред­ственно изучает общество и его членов, людей и их проблемы.