Литвинюк А.С. Экономический анализ

Показатели объемов производства и продаж. Их формирование и взаимосвязь

В процессе комплексного целевого анализа производства и реализации продукции выделяются этапы:

  1. Анализ формирования и выполнения производственной программы.
  2. Анализ качества продукции.
  3. нализ ритмичности выпуска продукции.
  4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
  5. Анализ резервов роста объема производства и реализации.

Объем выпуска может оцениваться как в стоимостном, так и в натуральном, условно-натуральном выражении (в отличие от оценки объема реализации, где всегда используется стоимостная оценка).

Основные показатели объема производства:

  • валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ независимо от степени их готовности (выражается в сопоставимых ценах);
  • товарная продукция – стоимость всей произведенной за период готовой продукции (работ, услуг);
  • реализованная продукция – стоимость готовой продукции, отгруженной покупателям.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции (расчета индексов динамики, базисных и цепных темпов роста). Оценка выполнения плана по объему выпуска осуществляется на основе сравнения данных за предшествующий период, плановых и фактических данных.

Далее производится анализ ассортимента продукции. Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.

Оценка выполнения плана по ассортименту может проводиться:

  • по способу наименьшего процента (выполнения плана);
  • по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции;
  • с помощью среднего процента:

    % вып. плана ас.= П фП/П П

    где П фП – выпуск фактический в пределах плана; П П – плановый выпуск.

Далее проводится анализ причин невыполнения плана. Влияние изменения структуры продукции на объем ее выпуска в стоимостном выражении определяется при использовании средних цен:

?П = (Ц ср 1? Ц ср 0) К 1

где ДП – прирост объема продукции за счет изменения структуры;

Ц ср 1,Ц ср 0– средняя оптовая цена группы изделий фактическая и прошлого периода; К 1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде.

Качество продукции – совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Технический уровень продукции оценивается путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими образцами. К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества; удельный вес экспортируемой продукции; удельный вес новой продукции; удельный вес сертифицированной продукции в общем ее выпуске; объем забракованной продукции и др.

Требование ритмичности означает соблюдение определенного ритма выпуска продукции, согласованного с возможностями предприятия по производству и хранению продукции, а также ее своевременной отгрузки. Измерение и оценка степени ритмичности производится следующими способами: отношение наименьшего среднесуточного выпуска продукции к наибольшему, способом зачета, с помощью статистических характеристик.

Под реализацией продукции, работ, услуг понимается передача покупателю права собственности на произведенные предприятием-продавцом продукцию, работы, услуги. Выполнение плана по объему реализации зависит от обеспеченности его товарно-сырьевыми ресурсами. Для изучения этого показателя составляется баланс товарной продукции в двух оценках – по себестоимости и по отпускным ценам, который отражает взаимоувязку показателей движения готовой продукции: РП = О н+ П – О к,

где О н, О к– остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода.

Работа предприятия по реализации продукции, работ, услуг должна быть оценена с позиции покупателя. Критериями для такой оценки может быть выполнение договоров поставки в полном объеме, т. е. по объему реализации в оговоренном ассортименте, заданного количества и в установленные сроки.

Факторы, влияющие на выпуск продукции, а, следовательно, и на объем ее реализации сосредоточены в наличии и использовании групп соответствующих ресурсов. По экономическому содержанию их объединяют в три группы: рабочая сила, средства труда, предметы труда.


Содержание, предмет и принципы экономического анализа | Задачи анализа и его роль в управлении хозяйственной деятельностью | Информационное обеспечение экономического анализа. Систематизация и обработка экономической информации | Типология видов экономического анализа | Метод и методика экономического анализа | Традиционные приемы экономического анализа | Детерминированное моделирование факторных систем | Способы измерения влияния факторов в детерминированных моделях | Метод цепных подстановок | Индексный метод в факторном анализе | Интегральный метод факторного анализа | Метод выявления изолированного влияния факторов | Способы детерминированной комплексной оценки результатов деятельности | Эвристические приемы решения экономических задач | Способы определения современной стоимости денег и наращенной суммы вложений | Способы соизмерения разновременных затрат, результатов и эффектов. Оценка инвестиционных рисков | Способы изучения корреляционных взаимосвязей | Базовые способы и модели прогнозирования деловой активности | Сущность, содержание, принципы финансового анализа. Основные группы пользователей бухгалтерской отчетности | Система показателей анализа финансовой отчетности | Информационное и организационное обеспечение проведения анализа и оценки результатов деятельности хозяйствующих субъектов | Анализ имущественного положения организации и оценка эффективности использования ее активов | Горизонтальный и вертикальный анализ статей бухгалтерского баланса. Коэффициентные и факторные методы анализа | Многофакторный комплексный анализ рентабельности активов | Анализ основного капитала и оценка эффективности его использования | Система частных и обобщающих показателей анализа состояния оборотного капитала и его использования | Сущность и содержание, состав, структура и движение капитала организации | Система показателей оценки эффективности использования собственного и заемного капитала | Анализ цены основных источников финансирования деятельности организации | Леверидж (финансовый рычаг). Эффект финансового рычага | Факторный анализ рентабельности собственного и заемного капиталов | Система показателей и методика оценки ликвидности активов, платежеспособности и финансовой устойчивости | Организационно-правовой механизм оценки состояния банкротства хозяйствующих субъектов | Выявление и обоснование причин возникновения банкротства | Понятие финансовых результатов и действующий порядок их формирования | Факторный анализ формирования прибыли от продаж и оценка запаса финансовой прочности | Экономическая сущность, содержание и состав доходов и расходов организации | Анализ и оценка состава, структуры и динамики доходов и расходов | Анализ и оценка финансового положения организации как инструменты принятия обоснованных управленческих решений | Анализ и оценка кредитоспособности заемщика | Состав, структура и движение денежных средств по видам деятельности организации | Прямой и косвенный методы анализа движения денежных средств | Коэффициентный метод как инструмент факторного анализа в оценке движения денежных средств | Методика корректировки показателей бухгалтерской отчетности организации в условиях инфляционной экономики | Корректировка показателей бухгалтерской отчетности организации с использованием метода GPP | Общие методические подходы к организации контроля с использованием методов и процедур экономического анализа | Анализ объема выпуска продукции | Анализ затрат на производство продукции | Методы и процедуры анализа формирования прибыли по результатам производственной деятельности | Комплексная оценка интенсификации производственно-финансовой деятельности организации | Правовое обеспечение и понятийный аппарат анализа инвестиционной деятельности | Цель и задачи анализа инвестиционной деятельности | Информационная база и система показателей анализа долгосрочных инвестиций | Анализ и оценка денежных потоков от инвестиционной деятельности | Методы и показатели оценки долговременных инвестиций | Системный подход к анализу хозяйственной деятельности | Система показателей эффективности использования материальных ресурсов | Система показателей себестоимости продукции | Система показателей прибыли коммерческих организаций | Показатели использования трудовых ресурсов | Показатели использования основных производственных фондов. Методика их анализа | Показатели объемов производства и продаж. Их формирование и взаимосвязь | Статистические и экономико-математические, количественные и качественные методы экономического анализа | Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности
Литвинюк А.С. Экономический анализ | Шредер Н.Г. Экономический анализ