| Показатели объемов производства и продаж. Их формирование и взаимосвязьВ процессе комплексного целевого анализа производства и реализации продукции выделяются этапы: Анализ формирования и выполнения производственной программы.Анализ качества продукции.нализ ритмичности выпуска продукции.Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.Анализ резервов роста объема производства и реализации.
 Объем выпуска может оцениваться как в стоимостном, так и в натуральном, условно-натуральном выражении (в отличие от оценки объема реализации, где всегда используется стоимостная оценка). Основные показатели объема производства: валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ независимо от степени их готовности (выражается в сопоставимых ценах);товарная продукция – стоимость всей произведенной за период готовой продукции (работ, услуг);реализованная продукция – стоимость готовой продукции, отгруженной покупателям.
 Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции (расчета индексов динамики, базисных и цепных темпов роста). Оценка выполнения плана по объему выпуска осуществляется на основе сравнения данных за предшествующий период, плановых и фактических данных. Далее производится анализ ассортимента продукции. Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Оценка выполнения плана по ассортименту может проводиться: Далее проводится анализ причин невыполнения плана. Влияние изменения структуры продукции на объем ее выпуска в стоимостном выражении определяется при использовании средних цен: ?П = (Ц
ср
1? Ц
ср
0) К
1 где ДП – прирост объема продукции за счет изменения структуры; Ц
ср
1,Ц
ср
0– средняя оптовая цена группы изделий фактическая и прошлого периода; К
1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде. Качество продукции – совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Технический уровень продукции оценивается путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими образцами. К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества; удельный вес экспортируемой продукции; удельный вес новой продукции; удельный вес сертифицированной продукции в общем ее выпуске; объем забракованной продукции и др. Требование ритмичности означает соблюдение определенного ритма выпуска продукции, согласованного с возможностями предприятия по производству и хранению продукции, а также ее своевременной отгрузки. Измерение и оценка степени ритмичности производится следующими способами: отношение наименьшего среднесуточного выпуска продукции к наибольшему, способом зачета, с помощью статистических характеристик. Под реализацией продукции, работ, услуг понимается передача покупателю права собственности на произведенные предприятием-продавцом продукцию, работы, услуги. Выполнение плана по объему реализации зависит от обеспеченности его товарно-сырьевыми ресурсами. Для изучения этого показателя составляется баланс товарной продукции в двух оценках – по себестоимости и по отпускным ценам, который отражает взаимоувязку показателей движения готовой продукции: РП = О
н+ П – О
к, где О
н, О
к– остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода. Работа предприятия по реализации продукции, работ, услуг должна быть оценена с позиции покупателя. Критериями для такой оценки может быть выполнение договоров поставки в полном объеме, т. е. по объему реализации в оговоренном ассортименте, заданного количества и в установленные сроки. Факторы, влияющие на выпуск продукции, а, следовательно, и на объем ее реализации сосредоточены в наличии и использовании групп соответствующих ресурсов. По экономическому содержанию их объединяют в три группы: рабочая сила, средства труда, предметы труда.
 Содержание, предмет и принципы экономического анализа | 
Задачи анализа и его роль в управлении хозяйственной деятельностью | 
Информационное обеспечение экономического анализа. Систематизация и обработка экономической информации | 
Типология видов экономического анализа | 
Метод и методика экономического анализа | 
Традиционные приемы экономического анализа | 
Детерминированное моделирование факторных систем | 
Способы измерения влияния факторов в детерминированных моделях | 
Метод цепных подстановок | 
Индексный метод в факторном анализе | 
Интегральный метод факторного анализа | 
Метод выявления изолированного влияния факторов | 
Способы детерминированной комплексной оценки результатов деятельности | 
Эвристические приемы решения экономических задач | 
Способы определения современной стоимости денег и наращенной суммы вложений | 
Способы соизмерения разновременных затрат, результатов и эффектов. Оценка инвестиционных рисков | 
Способы изучения корреляционных взаимосвязей | 
Базовые способы и модели прогнозирования деловой активности | 
Сущность, содержание, принципы финансового анализа. Основные группы пользователей бухгалтерской отчетности | 
Система показателей анализа финансовой отчетности | 
Информационное и организационное обеспечение проведения анализа и оценки результатов деятельности хозяйствующих субъектов | 
Анализ имущественного положения организации и оценка эффективности использования ее активов | 
Горизонтальный и вертикальный анализ статей бухгалтерского баланса. Коэффициентные и факторные методы анализа | 
Многофакторный комплексный анализ рентабельности активов | 
Анализ основного капитала и оценка эффективности его использования | 
Система частных и обобщающих показателей анализа состояния оборотного капитала и его использования | 
Сущность и содержание, состав, структура и движение капитала организации | 
Система показателей оценки эффективности использования собственного и заемного капитала | 
Анализ цены основных источников финансирования деятельности организации | 
Леверидж (финансовый рычаг). Эффект финансового рычага | 
Факторный анализ рентабельности собственного и заемного капиталов | 
Система показателей и методика оценки ликвидности активов, платежеспособности и финансовой устойчивости | 
Организационно-правовой механизм оценки состояния банкротства хозяйствующих субъектов | 
Выявление и обоснование причин возникновения банкротства | 
Понятие финансовых результатов и действующий порядок их формирования | 
Факторный анализ формирования прибыли от продаж и оценка запаса финансовой прочности | 
Экономическая сущность, содержание и состав доходов и расходов организации | 
Анализ и оценка состава, структуры и динамики доходов и расходов | 
Анализ и оценка финансового положения организации как инструменты принятия обоснованных управленческих решений | 
Анализ и оценка кредитоспособности заемщика | 
Состав, структура и движение денежных средств по видам деятельности организации | 
Прямой и косвенный методы анализа движения денежных средств | 
Коэффициентный метод как инструмент факторного анализа в оценке движения денежных средств | 
Методика корректировки показателей бухгалтерской отчетности организации в условиях инфляционной экономики | 
Корректировка показателей бухгалтерской отчетности организации с использованием метода GPP | 
Общие методические подходы к организации контроля с использованием методов и процедур экономического анализа | 
Анализ объема выпуска продукции | 
Анализ затрат на производство продукции | 
Методы и процедуры анализа формирования прибыли по результатам производственной деятельности | 
Комплексная оценка интенсификации производственно-финансовой деятельности организации | 
Правовое обеспечение и понятийный аппарат анализа инвестиционной деятельности | 
Цель и задачи анализа инвестиционной деятельности | 
Информационная база и система показателей анализа долгосрочных инвестиций | 
Анализ и оценка денежных потоков от инвестиционной деятельности | 
Методы и показатели оценки долговременных инвестиций | 
Системный подход к анализу хозяйственной деятельности | 
Система показателей эффективности использования материальных ресурсов | 
Система показателей себестоимости продукции | 
Система показателей прибыли коммерческих организаций | 
Показатели использования трудовых ресурсов | 
Показатели использования основных производственных фондов. Методика их анализа | 
Показатели объемов производства и продаж. Их формирование и взаимосвязь | 
Статистические и экономико-математические, количественные и качественные методы экономического анализа | 
Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности
 Литвинюк А.С. Экономический анализ | Шредер Н.Г. Экономический анализ
 |