Показатели объемов производства и продаж. Их формирование и взаимосвязь
В процессе комплексного целевого анализа производства и реализации продукции выделяются этапы: - Анализ формирования и выполнения производственной программы.
- Анализ качества продукции.
- нализ ритмичности выпуска продукции.
- Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
- Анализ резервов роста объема производства и реализации.
Объем выпуска может оцениваться как в стоимостном, так и в натуральном, условно-натуральном выражении (в отличие от оценки объема реализации, где всегда используется стоимостная оценка). Основные показатели объема производства: - валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ независимо от степени их готовности (выражается в сопоставимых ценах);
- товарная продукция – стоимость всей произведенной за период готовой продукции (работ, услуг);
- реализованная продукция – стоимость готовой продукции, отгруженной покупателям.
Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции (расчета индексов динамики, базисных и цепных темпов роста). Оценка выполнения плана по объему выпуска осуществляется на основе сравнения данных за предшествующий период, плановых и фактических данных. Далее производится анализ ассортимента продукции. Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Оценка выполнения плана по ассортименту может проводиться: Далее проводится анализ причин невыполнения плана. Влияние изменения структуры продукции на объем ее выпуска в стоимостном выражении определяется при использовании средних цен: ?П = (Ц
ср
1? Ц
ср
0) К
1 где ДП – прирост объема продукции за счет изменения структуры; Ц
ср
1,Ц
ср
0– средняя оптовая цена группы изделий фактическая и прошлого периода; К
1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде. Качество продукции – совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Технический уровень продукции оценивается путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими образцами. К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества; удельный вес экспортируемой продукции; удельный вес новой продукции; удельный вес сертифицированной продукции в общем ее выпуске; объем забракованной продукции и др. Требование ритмичности означает соблюдение определенного ритма выпуска продукции, согласованного с возможностями предприятия по производству и хранению продукции, а также ее своевременной отгрузки. Измерение и оценка степени ритмичности производится следующими способами: отношение наименьшего среднесуточного выпуска продукции к наибольшему, способом зачета, с помощью статистических характеристик. Под реализацией продукции, работ, услуг понимается передача покупателю права собственности на произведенные предприятием-продавцом продукцию, работы, услуги. Выполнение плана по объему реализации зависит от обеспеченности его товарно-сырьевыми ресурсами. Для изучения этого показателя составляется баланс товарной продукции в двух оценках – по себестоимости и по отпускным ценам, который отражает взаимоувязку показателей движения готовой продукции: РП = О
н+ П – О
к, где О
н, О
к– остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода. Работа предприятия по реализации продукции, работ, услуг должна быть оценена с позиции покупателя. Критериями для такой оценки может быть выполнение договоров поставки в полном объеме, т. е. по объему реализации в оговоренном ассортименте, заданного количества и в установленные сроки. Факторы, влияющие на выпуск продукции, а, следовательно, и на объем ее реализации сосредоточены в наличии и использовании групп соответствующих ресурсов. По экономическому содержанию их объединяют в три группы: рабочая сила, средства труда, предметы труда.
Содержание, предмет и принципы экономического анализа |
Задачи анализа и его роль в управлении хозяйственной деятельностью |
Информационное обеспечение экономического анализа. Систематизация и обработка экономической информации |
Типология видов экономического анализа |
Метод и методика экономического анализа |
Традиционные приемы экономического анализа |
Детерминированное моделирование факторных систем |
Способы измерения влияния факторов в детерминированных моделях |
Метод цепных подстановок |
Индексный метод в факторном анализе |
Интегральный метод факторного анализа |
Метод выявления изолированного влияния факторов |
Способы детерминированной комплексной оценки результатов деятельности |
Эвристические приемы решения экономических задач |
Способы определения современной стоимости денег и наращенной суммы вложений |
Способы соизмерения разновременных затрат, результатов и эффектов. Оценка инвестиционных рисков |
Способы изучения корреляционных взаимосвязей |
Базовые способы и модели прогнозирования деловой активности |
Сущность, содержание, принципы финансового анализа. Основные группы пользователей бухгалтерской отчетности |
Система показателей анализа финансовой отчетности |
Информационное и организационное обеспечение проведения анализа и оценки результатов деятельности хозяйствующих субъектов |
Анализ имущественного положения организации и оценка эффективности использования ее активов |
Горизонтальный и вертикальный анализ статей бухгалтерского баланса. Коэффициентные и факторные методы анализа |
Многофакторный комплексный анализ рентабельности активов |
Анализ основного капитала и оценка эффективности его использования |
Система частных и обобщающих показателей анализа состояния оборотного капитала и его использования |
Сущность и содержание, состав, структура и движение капитала организации |
Система показателей оценки эффективности использования собственного и заемного капитала |
Анализ цены основных источников финансирования деятельности организации |
Леверидж (финансовый рычаг). Эффект финансового рычага |
Факторный анализ рентабельности собственного и заемного капиталов |
Система показателей и методика оценки ликвидности активов, платежеспособности и финансовой устойчивости |
Организационно-правовой механизм оценки состояния банкротства хозяйствующих субъектов |
Выявление и обоснование причин возникновения банкротства |
Понятие финансовых результатов и действующий порядок их формирования |
Факторный анализ формирования прибыли от продаж и оценка запаса финансовой прочности |
Экономическая сущность, содержание и состав доходов и расходов организации |
Анализ и оценка состава, структуры и динамики доходов и расходов |
Анализ и оценка финансового положения организации как инструменты принятия обоснованных управленческих решений |
Анализ и оценка кредитоспособности заемщика |
Состав, структура и движение денежных средств по видам деятельности организации |
Прямой и косвенный методы анализа движения денежных средств |
Коэффициентный метод как инструмент факторного анализа в оценке движения денежных средств |
Методика корректировки показателей бухгалтерской отчетности организации в условиях инфляционной экономики |
Корректировка показателей бухгалтерской отчетности организации с использованием метода GPP |
Общие методические подходы к организации контроля с использованием методов и процедур экономического анализа |
Анализ объема выпуска продукции |
Анализ затрат на производство продукции |
Методы и процедуры анализа формирования прибыли по результатам производственной деятельности |
Комплексная оценка интенсификации производственно-финансовой деятельности организации |
Правовое обеспечение и понятийный аппарат анализа инвестиционной деятельности |
Цель и задачи анализа инвестиционной деятельности |
Информационная база и система показателей анализа долгосрочных инвестиций |
Анализ и оценка денежных потоков от инвестиционной деятельности |
Методы и показатели оценки долговременных инвестиций |
Системный подход к анализу хозяйственной деятельности |
Система показателей эффективности использования материальных ресурсов |
Система показателей себестоимости продукции |
Система показателей прибыли коммерческих организаций |
Показатели использования трудовых ресурсов |
Показатели использования основных производственных фондов. Методика их анализа |
Показатели объемов производства и продаж. Их формирование и взаимосвязь |
Статистические и экономико-математические, количественные и качественные методы экономического анализа |
Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности
Литвинюк А.С. Экономический анализ | Шредер Н.Г. Экономический анализ
|