Глава VII. Распределение прибылей
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62
Совет директоров решает расходовать прибыли компании на выплату дивидендов или на расширение производства, но за представление совету директоров обоснованных предложений и хорошо составленной программы ответствен финансовый руководитель.
Компания использует свои прибыли двумя путями: она вкладывает часть прибылей в производство для увеличения собственного чистого капитала и отдачи на вложенный капитал; часть же прибылей она выплачивает непосредственно акционерам в виде дивидендов. Хотя управление прибылями влияет на все стороны ведения дела и влечет за собой или получение дохода или расходы, оно в первую очередь решает вопрос, вложить ли прибыли в предприятие или выплачивать дивиденды.
Первым шагом в правильном управлении доходом является точное определение величины чистой прибыли. Если финансовый отдел хочет заложить крепкий фундамент для политики капиталовложений, то он должен точно указывать чистую прибыль в подготавливаемом им отчете о прибылях.
Как только финансовый отдел определит чистую прибыль, он должен дать рекомендации руководству о наиболее эффективных путях ее использования. Чтобы сделать это, ведущий финансовый руководитель должен знать все, что происходит в данный момент в компании, а также планы руководства относительно будущих операций. Чтобы играть ведущую роль в планировании деятельности компании, финансовый руководитель должен настаивать на предоставлении ему права голоса на всех заседаниях компании по вопросам планирования; Непосредственное участие в планировании компании дает финансовому руководителю возможность:
- выражать планы руководства в цифрах для определения капитала, требующегося для достижения целей компании;
- определять и предсказывать основные экономические тенденции и положение на денежном рынке, необходимое в качестве указателя уточнения политики в отношении выплаты дивидендов и нераспределения прибылей;
- систематически давать рекомендации руководству по финансовым вопросам, включая рекомендации по вопросам, оказывающим непосредственное влияние на прибыли фирмы.
Основываясь на планах компании, финансовое руководство составляет оценку доходности, чтобы указать уровень прибыли, который будет достигнут в случае выполнения планов руководства. Оно сравнивает свою оценку с возможной прибылью компании при альтернативных мероприятиях и с текущей прибылью. Финансовое руководство также пересматривает структуру капитала фирмы; оно предсказывает потребность в капитале на большой срок вперед, основывая свои оценки на планах руководства. Оно составляет прогнозы того, сколько собственных средств и кредита может потребоваться фирме для финансирования; оно оценивает наличные средства на будущие годы, сравнивая свои оценки с суммой наличных средств, которые могут быть получены в виде прибыли.
Хотя по большинству вопросов планирования прибыли финансовый руководитель работает в тесной связи с другими представителями высшего руководства, некоторые аспекты управления доходами остаются исключительно в его компетенции. Он должен определить, какие средства необходимы компании для финансирования, расширения или роста, откуда получить средства наиболее экономичным путем и каково будет финансовое положение фирмы на различных этапах пути к ее конечной цели. Финансовый руководитель должен проделать это до разработки политики по вопросам резервов и дивидендов и до представления рекомендаций относительно других способов использования дохода компании.
<Определение финансовых потребностей. Основные средства компаний. Финансовый руководитель начинает с изучения долгосрочных планов руководства. Он оценивает все проекты приобретения основных средств, сравнивая предполагаемые расходы по каждому проекту с расходами, которые потребовались бы при осуществлении альтернативных мероприятий. Финансовый руководитель разрабатывает оценки полной суммы затрат для определения наиболее экономичного подхода к приобретению основных средств — их покупке, строительству, а также аренде или сдаче в аренду.
Оборотный капитал. При увеличении объема реализации компания вкладывает большие средства в товарные запасы; она также должна вести большие операции по счетам дебиторов — и при этом по счетам, обычно умеющим большие сроки. Планируя потребность в оборотном капитале, финансовый руководитель учитывает изменения потребностей в товарных запасах, с тем чтобы обеспечить наличие запасов, достаточных для выполнения увеличенного поступления заказов. Он планирует также потребности в наличных средствах, чтобы обеспечить выполнение большего количества операций и в то же время оставить достаточный резерв на непредвиденные обстоятельства.
Первоначальные затраты на организацию производства. Когда компания начинает производство на новом заводе, вводит на рынок новую продукцию или вводит новые административные или учетные методы, она неизбежно сталкивается с проблемами, которые не планировались и не ожидались. Обычными проблемами такого рода бывают плохая работа оборудования, задержки производства и высокий процент брака и возвратов продукции. На эти случаи финансовый отдел должен предусмотреть выделение достаточно больших средств при подготовке прогнозов будущих издержек по производству продукции и в ходе планирования потребностей в капитале на будущее. Некоторые фирмы увеличивают первоначальные ассигнования на осуществление новых проектов на 20% для покрытия непредусмотренных расходов.
Обеспечение средств для расширения и роста. Решая вопрос о том, как использовать прибыли компании, финансовый руководитель должен определить, какие методы финансирования имеются в распоряжении компании. Если компания имеет возможность размещать на рынке свои ценные бумаги, то она в состоянии платить более высокие дивиденды и финансировать свои затраты в основном за счет увеличения собственного капитала. Фирмы, которые не могут привлечь достаточный капитал для сторонних инвеститоров, обычно при финансировании расширения или увеличения производства полагаются на собственные невыплачиваемые прибыли.
После того как финансовый отдел примет решение о средствах, необходимых фирме, и выберет источник этих средств, ему предстоит решение сложного вопроса о времени осуществления своих финансовых мероприятий. Имеет ли компания намерение осуществлять финансирование за счет собственных прибылей или за счет дополнительного выпуска акций или облигаций, она не должна ждать до последней минуты, чтобы приобрести необходимые средства. Никогда не рано начать накапливать собственные средства, но не следует занимать средства или продавать свои ценные бумаги задолго до того, как фактически потребуется капитал. Если только фирма не имеет намерения финансировать расширение операций за счет собственных прибылей, финансовый отдел может заполучить средства в два или более этапа, возможно, временно используя долгосрочные займы и затем по мере наступления сроков их выплаты осуществляя финансирование с помощью выпуска акций или облигаций.
Определение эффективности проектов финансирования. Влияние на состояние баланса. Чтобы застраховаться от ухудшения кредитоспособности фирмы в результате больших расходов или ошибочного планирования, финансовый руководитель составляет проект ее баланса с целью определения, не ослабят ли состояние оборотного капитала предполагаемые финансовые мероприятия.
Окупаемость капиталовложений. Проект инвестиций редко оказывается прибыльным, если только компания не получает достаточной отдачи от фондов, которые она вкладывает для осуществления своих планов. Эта окупаемость не обязательно должна быть такой же высокой, как общая окупаемость капиталовложений компании. Она должна определяться тем, что компания надеется получить, и связанным с этим риском. Финансовый отдел должен планировать размеры ожидаемого дохода и убытков, чтобы показать возможный уровень окупаемости за несколько отчетных периодов, а равно совокупную окупаемость с начала до завершения программы вложений.
Время, необходимое для окупаемости вложения. В качестве дополнительной проверки прибыльности финансовый отдел должен рассчитать время, необходимое для окупаемости вложения. Эта проверка особенно полезна для компаний, принимающих краткосрочные программы расширения своих операций. Например, компания может намереваться купить оборудование, которое очень быстро может устареть. Она должна тогда осуществить свой проект только в том случае, если будет в состоянии быстро окупить свои вложения, хотя она уверена, что после этого оборудование все еще будет работать успешно.
Соображения относительно налогообложения. Финансовый отдел должен обратить особое внимание высшего руководства на налоговое законодательство и правила, которые могут повлиять на планы компании.
Реинвестирование прибылей
Финансовый отдел должен определить наиболее выгодный путь использования прибылей — будь это финансирование расширения деятельности компании, выплата дивидендов, погашение долговых обязательств или другие цели. Тщательное финансовое планирование часто показывает, что компания должна в данный момент накапливать наличные средства, чтобы иметь их на предстоящие нужды — уплату налогов, погашение долгов, по которым наступают сроки, замену основных средств и т. д. Компании обеспечивают будущие потребности в средствах путем создания резервов и фондов.
Резервы отличаются от фондов тем, что в фондах наличные средства аккумулируются, в резервах же нет. Резервный счет не дает гарантии, что фирма будет иметь сумму, указанную в счете, когда она потребуется. Чтобы иметь уверенность, что наличность будет, когда понадобится, руководство должно дополнять свои резервы соответствующими фондами. Например, если компания имеет резерв для замены основных средств, она должна также отложить наличные средства в отдельный фонд, чтобы обеспечить сумму, достаточную для замены основных средств, когда они станут непригодными.
Имеются три категории резервов: стоимостные резервы, резервы обязательств, резервы за счет прибыли.
Стоимостные резервы.Эти резервы покрывают возможные потери в стоимости таких активов, как счета дебиторов, инвестиции, ценные бумаги, предназначенные для реализации на рынке, сооружения и оборудование, патенты и некоторые нематериальные ценности. Стоимостные резервы отражают истинную стоимость активов, допуская возможность уменьшения последней. Например, сумма счетов дебиторов часто существенно уменьшается в результате убытков по неоплачиваемым долгам. Создавая резерв на компенсацию неоплаченных долгов, фирма указывает истинную ценность принадлежащих ей счетов дебиторов, их балансовую стоимость за вычетом предполагаемых убытков по неоплаченным долгам. Другие стоимостные резервы включают амортизационные резервы и резервы для замены основных средств.
Резервы для оплаты обязательств. Резервы обязательств создаются для будущей оплаты обязательств, которые руководство может оценить не вполне точно. Наиболее часто встречающиеся резервы этой категории — это резервы для уплаты налогов, страхования и процентов. К числу таких же резервов принадлежат резервы пенсионные, на социальное обеспечение и резервы для уплаты долгов.
Резервы прибылей. Эти резервы обеспечивают выполнение проектов расширения деятельности компании и планов капиталовложений, а также служат для непредвиденных обстоятельств. Такие резервы представляют собой часть прибыли, предназначенную для осуществления специальных проектов, означая тем самым, что эта сумма прибыли не может использоваться для каких-либо других целей, например на выплату дивидендов.
Фонды. Фонд есть фактическая сумма наличности, отложенная для специальных целей. Фонд компании обычно соответствует ее резервным счетам. Фонды дают компании возможность накапливать наличность сегодня для покрытия обязательств в будущем. Наиболее распространенными фондами являются фонды, накопленные для уплаты налогов, погашения задолженности при наступлении сроков или для замены основных средств. Другие фонды включают фонды погашения облигаций и страховые фонды, которые дают компании возможность действовать в качестве своего собственного страховщика от необычных потерь.
Фирма, имеющая значительные фонды наличных средств, обычно должна их инвестировать. Однако она должна помнить, что фонды накапливаются с определенной целью. Компания едва ли должна использовать излишние фонды наличных средств для вложений в товарные запасы, для уплаты долгов, сроки уплаты которых наступили, или для замены вышедших из строя основных средств. Использование фондов в этих целях будет либо распылять капитал либо связывать его на неопределенное время.
Большинство компаний вкладывает свободные фонды в краткосрочные векселя и другие ценные бумаги, срок погашения которых истекает менее чем через год. Такие вложения приносят сравнительно низкий доход, но они очень ликвидны и имеют широкий диапазон колебаний сроков погашения. Другим безопасным способом получения дохода на излишние фонды является вложение их в сертификаты банковских депозитов. В принципе эти сертификаты похожи на сберегательные вклады, но они имеют определенный срок и удостоверяются сертификатами вместо записей в банковскую книжку.
Совет директоров решает расходовать прибыли компании на выплату дивидендов или на расширение производства, но за представление совету директоров обоснованных предложений и хорошо составленной программы ответствен финансовый руководитель.
Компания использует свои прибыли двумя путями: она вкладывает часть прибылей в производство для увеличения собственного чистого капитала и отдачи на вложенный капитал; часть же прибылей она выплачивает непосредственно акционерам в виде дивидендов. Хотя управление прибылями влияет на все стороны ведения дела и влечет за собой или получение дохода или расходы, оно в первую очередь решает вопрос, вложить ли прибыли в предприятие или выплачивать дивиденды.
Первым шагом в правильном управлении доходом является точное определение величины чистой прибыли. Если финансовый отдел хочет заложить крепкий фундамент для политики капиталовложений, то он должен точно указывать чистую прибыль в подготавливаемом им отчете о прибылях.
Как только финансовый отдел определит чистую прибыль, он должен дать рекомендации руководству о наиболее эффективных путях ее использования. Чтобы сделать это, ведущий финансовый руководитель должен знать все, что происходит в данный момент в компании, а также планы руководства относительно будущих операций. Чтобы играть ведущую роль в планировании деятельности компании, финансовый руководитель должен настаивать на предоставлении ему права голоса на всех заседаниях компании по вопросам планирования; Непосредственное участие в планировании компании дает финансовому руководителю возможность:
- выражать планы руководства в цифрах для определения капитала, требующегося для достижения целей компании;
- определять и предсказывать основные экономические тенденции и положение на денежном рынке, необходимое в качестве указателя уточнения политики в отношении выплаты дивидендов и нераспределения прибылей;
- систематически давать рекомендации руководству по финансовым вопросам, включая рекомендации по вопросам, оказывающим непосредственное влияние на прибыли фирмы.
Основываясь на планах компании, финансовое руководство составляет оценку доходности, чтобы указать уровень прибыли, который будет достигнут в случае выполнения планов руководства. Оно сравнивает свою оценку с возможной прибылью компании при альтернативных мероприятиях и с текущей прибылью. Финансовое руководство также пересматривает структуру капитала фирмы; оно предсказывает потребность в капитале на большой срок вперед, основывая свои оценки на планах руководства. Оно составляет прогнозы того, сколько собственных средств и кредита может потребоваться фирме для финансирования; оно оценивает наличные средства на будущие годы, сравнивая свои оценки с суммой наличных средств, которые могут быть получены в виде прибыли.
Хотя по большинству вопросов планирования прибыли финансовый руководитель работает в тесной связи с другими представителями высшего руководства, некоторые аспекты управления доходами остаются исключительно в его компетенции. Он должен определить, какие средства необходимы компании для финансирования, расширения или роста, откуда получить средства наиболее экономичным путем и каково будет финансовое положение фирмы на различных этапах пути к ее конечной цели. Финансовый руководитель должен проделать это до разработки политики по вопросам резервов и дивидендов и до представления рекомендаций относительно других способов использования дохода компании.
<Определение финансовых потребностей. Основные средства компаний. Финансовый руководитель начинает с изучения долгосрочных планов руководства. Он оценивает все проекты приобретения основных средств, сравнивая предполагаемые расходы по каждому проекту с расходами, которые потребовались бы при осуществлении альтернативных мероприятий. Финансовый руководитель разрабатывает оценки полной суммы затрат для определения наиболее экономичного подхода к приобретению основных средств — их покупке, строительству, а также аренде или сдаче в аренду.
Оборотный капитал. При увеличении объема реализации компания вкладывает большие средства в товарные запасы; она также должна вести большие операции по счетам дебиторов — и при этом по счетам, обычно умеющим большие сроки. Планируя потребность в оборотном капитале, финансовый руководитель учитывает изменения потребностей в товарных запасах, с тем чтобы обеспечить наличие запасов, достаточных для выполнения увеличенного поступления заказов. Он планирует также потребности в наличных средствах, чтобы обеспечить выполнение большего количества операций и в то же время оставить достаточный резерв на непредвиденные обстоятельства.
Первоначальные затраты на организацию производства. Когда компания начинает производство на новом заводе, вводит на рынок новую продукцию или вводит новые административные или учетные методы, она неизбежно сталкивается с проблемами, которые не планировались и не ожидались. Обычными проблемами такого рода бывают плохая работа оборудования, задержки производства и высокий процент брака и возвратов продукции. На эти случаи финансовый отдел должен предусмотреть выделение достаточно больших средств при подготовке прогнозов будущих издержек по производству продукции и в ходе планирования потребностей в капитале на будущее. Некоторые фирмы увеличивают первоначальные ассигнования на осуществление новых проектов на 20% для покрытия непредусмотренных расходов.
Обеспечение средств для расширения и роста. Решая вопрос о том, как использовать прибыли компании, финансовый руководитель должен определить, какие методы финансирования имеются в распоряжении компании. Если компания имеет возможность размещать на рынке свои ценные бумаги, то она в состоянии платить более высокие дивиденды и финансировать свои затраты в основном за счет увеличения собственного капитала. Фирмы, которые не могут привлечь достаточный капитал для сторонних инвеститоров, обычно при финансировании расширения или увеличения производства полагаются на собственные невыплачиваемые прибыли.
После того как финансовый отдел примет решение о средствах, необходимых фирме, и выберет источник этих средств, ему предстоит решение сложного вопроса о времени осуществления своих финансовых мероприятий. Имеет ли компания намерение осуществлять финансирование за счет собственных прибылей или за счет дополнительного выпуска акций или облигаций, она не должна ждать до последней минуты, чтобы приобрести необходимые средства. Никогда не рано начать накапливать собственные средства, но не следует занимать средства или продавать свои ценные бумаги задолго до того, как фактически потребуется капитал. Если только фирма не имеет намерения финансировать расширение операций за счет собственных прибылей, финансовый отдел может заполучить средства в два или более этапа, возможно, временно используя долгосрочные займы и затем по мере наступления сроков их выплаты осуществляя финансирование с помощью выпуска акций или облигаций.
Определение эффективности проектов финансирования. Влияние на состояние баланса. Чтобы застраховаться от ухудшения кредитоспособности фирмы в результате больших расходов или ошибочного планирования, финансовый руководитель составляет проект ее баланса с целью определения, не ослабят ли состояние оборотного капитала предполагаемые финансовые мероприятия.
Окупаемость капиталовложений. Проект инвестиций редко оказывается прибыльным, если только компания не получает достаточной отдачи от фондов, которые она вкладывает для осуществления своих планов. Эта окупаемость не обязательно должна быть такой же высокой, как общая окупаемость капиталовложений компании. Она должна определяться тем, что компания надеется получить, и связанным с этим риском. Финансовый отдел должен планировать размеры ожидаемого дохода и убытков, чтобы показать возможный уровень окупаемости за несколько отчетных периодов, а равно совокупную окупаемость с начала до завершения программы вложений.
Время, необходимое для окупаемости вложения. В качестве дополнительной проверки прибыльности финансовый отдел должен рассчитать время, необходимое для окупаемости вложения. Эта проверка особенно полезна для компаний, принимающих краткосрочные программы расширения своих операций. Например, компания может намереваться купить оборудование, которое очень быстро может устареть. Она должна тогда осуществить свой проект только в том случае, если будет в состоянии быстро окупить свои вложения, хотя она уверена, что после этого оборудование все еще будет работать успешно.
Соображения относительно налогообложения. Финансовый отдел должен обратить особое внимание высшего руководства на налоговое законодательство и правила, которые могут повлиять на планы компании.
Реинвестирование прибылей
Финансовый отдел должен определить наиболее выгодный путь использования прибылей — будь это финансирование расширения деятельности компании, выплата дивидендов, погашение долговых обязательств или другие цели. Тщательное финансовое планирование часто показывает, что компания должна в данный момент накапливать наличные средства, чтобы иметь их на предстоящие нужды — уплату налогов, погашение долгов, по которым наступают сроки, замену основных средств и т. д. Компании обеспечивают будущие потребности в средствах путем создания резервов и фондов.
Резервы отличаются от фондов тем, что в фондах наличные средства аккумулируются, в резервах же нет. Резервный счет не дает гарантии, что фирма будет иметь сумму, указанную в счете, когда она потребуется. Чтобы иметь уверенность, что наличность будет, когда понадобится, руководство должно дополнять свои резервы соответствующими фондами. Например, если компания имеет резерв для замены основных средств, она должна также отложить наличные средства в отдельный фонд, чтобы обеспечить сумму, достаточную для замены основных средств, когда они станут непригодными.
Имеются три категории резервов: стоимостные резервы, резервы обязательств, резервы за счет прибыли.
Стоимостные резервы.Эти резервы покрывают возможные потери в стоимости таких активов, как счета дебиторов, инвестиции, ценные бумаги, предназначенные для реализации на рынке, сооружения и оборудование, патенты и некоторые нематериальные ценности. Стоимостные резервы отражают истинную стоимость активов, допуская возможность уменьшения последней. Например, сумма счетов дебиторов часто существенно уменьшается в результате убытков по неоплачиваемым долгам. Создавая резерв на компенсацию неоплаченных долгов, фирма указывает истинную ценность принадлежащих ей счетов дебиторов, их балансовую стоимость за вычетом предполагаемых убытков по неоплаченным долгам. Другие стоимостные резервы включают амортизационные резервы и резервы для замены основных средств.
Резервы для оплаты обязательств. Резервы обязательств создаются для будущей оплаты обязательств, которые руководство может оценить не вполне точно. Наиболее часто встречающиеся резервы этой категории — это резервы для уплаты налогов, страхования и процентов. К числу таких же резервов принадлежат резервы пенсионные, на социальное обеспечение и резервы для уплаты долгов.
Резервы прибылей. Эти резервы обеспечивают выполнение проектов расширения деятельности компании и планов капиталовложений, а также служат для непредвиденных обстоятельств. Такие резервы представляют собой часть прибыли, предназначенную для осуществления специальных проектов, означая тем самым, что эта сумма прибыли не может использоваться для каких-либо других целей, например на выплату дивидендов.
Фонды. Фонд есть фактическая сумма наличности, отложенная для специальных целей. Фонд компании обычно соответствует ее резервным счетам. Фонды дают компании возможность накапливать наличность сегодня для покрытия обязательств в будущем. Наиболее распространенными фондами являются фонды, накопленные для уплаты налогов, погашения задолженности при наступлении сроков или для замены основных средств. Другие фонды включают фонды погашения облигаций и страховые фонды, которые дают компании возможность действовать в качестве своего собственного страховщика от необычных потерь.
Фирма, имеющая значительные фонды наличных средств, обычно должна их инвестировать. Однако она должна помнить, что фонды накапливаются с определенной целью. Компания едва ли должна использовать излишние фонды наличных средств для вложений в товарные запасы, для уплаты долгов, сроки уплаты которых наступили, или для замены вышедших из строя основных средств. Использование фондов в этих целях будет либо распылять капитал либо связывать его на неопределенное время.
Большинство компаний вкладывает свободные фонды в краткосрочные векселя и другие ценные бумаги, срок погашения которых истекает менее чем через год. Такие вложения приносят сравнительно низкий доход, но они очень ликвидны и имеют широкий диапазон колебаний сроков погашения. Другим безопасным способом получения дохода на излишние фонды является вложение их в сертификаты банковских депозитов. В принципе эти сертификаты похожи на сберегательные вклады, но они имеют определенный срок и удостоверяются сертификатами вместо записей в банковскую книжку.