2. Подготовка рабочих и инженерно-технических кадров

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 

В годы второй пятилетки особо важное значение приобрело расширение и ускорение подготовки рабочих и специалистов и повышение их квалификации. Это было обусловлено двумя основными причинами: быстрым насыщением промышленности современной техникой и значительным притоком на производство необученной рабочей силы. Рабочие и инженерно-технические работники должны были не только освоить передовую новую технику, но и двигать ее вперед, добиваться на ее основе высокой производительности труда, являющейся залогом победы социалистической системы хозяйства.

Серьезные трудности в разрешении проблемы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов давали повод противникам социализма рисовать мрачные перспективы развития Советской страны. Так, лондонская «Таймс» в 1933 г. утверждала, что «Россия не будет в состоянии эффективно овладеть своей вновь созданной промышленностью»129.

Социалистическая система хозяйства, плановая экономика и происходившая в стране культурная революция создали объективные предпосылки для ускоренного решения задачи подготовки рабочих и инженерно-технического персонала. Вместе с тем размеры подготовки квалифицированных кадров все же были недостаточны. Поэтому Коммунистическая партия и Советское правительство выдвинули лозунг «Кадры, овладевшие техникой, решают все» и осуществили целый комплекс мероприятий по расширению масштабов подготовки квалифицированных рабочих, техников и инженеров.

Одной из главных форм подготовки квалифицированных рабочих кадров являлись школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), о которых Советское государство проявляло большую заботу. С целью расширения масштабов и ускорения сроков подготовки квалифицированных кадров осенью 1933 г. они были реорганизованы в профессиональные учебные заведения для подготовки (из лиц, окончивших семилетку) квалифицированных рабочих массовых специальностей. За счет сокращения общеобразовательных предметов сроки обучения уменьшались с 2 лет до 6 месяцев, а по наиболее сложным специальностям — до года. Это дало возможность увеличить пропускную способность школ ФЗУ.

Однако эти меры были целесообразны на короткий период, лишь для ликвидации особенно острой нехватки обученных рабочих в промышленности. Школы ФЗУ с сокращенным сроком обучения не обеспечивали подготовки квалифицированных рабочих по целому ряду специальностей, требовавших более высоких технических знаний и более длительного практического производственного обучения. Поэтому постановлением Совнаркома СССР в августе 1935 г. для учащихся, овладевавших в школах ФЗУ тяжелой индустрии особо сложными и ответственными специальностями, срок обучения был продлен до 1,5—2, а затем и 3 лет. Вскоре таким же образом была перестроена работа школ ФЗУ и других отраслей промышленности.

Система фабрично-заводского ученичества сыграла огромную роль, являясь основной формой подготовки квалифицированных кадров из подростков. За годы второй пятилетки она подготовила 1,4 млн. квалифицированных рабочих — втрое больше, чем в первой пятилетке. Однако школы ФЗУ не могли полностью обеспечить потребности промышленности в технически грамотных кадрах. Кроме того, освоение новой техники могло произойти только в процессе ознакомления с нею, т.е. на производстве. Обучение непосредственно на производстве хотя и было связано с известными издержками, но оно было наиболее эффективно в отношении сроков, что в тот период было особенно важно. Поэтому большинство квалифицированных рабочих готовилось без отрыва от производства.

Подготовка рабочих кадров в процессе производства осуществлялась через различные кружки, курсы и индивидуально-бригадное ученичество на предприятиях. Во второй пятилетке продолжались поиски наиболее рациональных и эффективных форм и методов обучения рабочих непосредственно на производстве. С целью улучшения качества технической подготовки и ускорения сроков обучения производственно-политехнические курсы и рабочая техническая школа в 1933 г. были преобразованы в производственно-технические курсы I и II ступени, просуществовавшие до конца 1935 г. Производственно-технические курсы I ступени с шестимесячным сроком обучения готовили кадры рабочих массовых профессий; производственно-технические курсы II ступени, где обучение было рассчитано на 10 месяцев, готовили рабочих средней и высшей квалификации. Только за 1933 г. этой системой было подготовлено 178 тыс. квалифицированных рабочих для тяжелой промышленности130.

Совершенствовалось индивидуально-бригадное ученичество, шефство кадровых, передовых рабочих над новичками, главным образом молодежью. В целом по промышленности численность учеников, получивших квалификацию таким путем, за 1933—1937 гг. составила около 1,6 млн. человек131.

В период широкой реконструкции народного хозяйства и массового овладения новой техникой нельзя было ограничиваться только обучением новых кадров. Необходимо было вооружить знаниями передовой техники всех работающих на производстве. Основной формой повышения квалификации рабочих в годы второй пятилетки явился техминимум, введенный еще в первом пятилетии. Сдача его, обязательная сначала для рабочих металлургической, машиностроительной, угольной и химической промышленности, была постепенно распространена и на другие отрасли индустрии. Техминимум включал изучение ряда хозяйственно-политических, общеобразовательных и специально-технических вопросов, техники безопасности и хозрасчета.

В 1933 г. на предприятиях страны по инициативе комсомола развернулось движение за сдачу общественно-технического экзамена на право управления механизмами, а в 1935 г. был введен государственный технический экзамен для рабочих, изучающих техминимум. Целью гостехэкзамена была проверка навыков, знаний и соответствия каждого экзаменуемого выполняемой им работе. Не выдержавшие экзамена отстранялись от обслуживания сложных агрегатов и механизмов, переводились на менее квалифицированную работу до повторной сдачи. Под руководством ИТР на предприятиях была создана широкая сеть курсов, школ, кружков технического просвещения, где рабочие изучали машины, технологические процессы, совершенствовали свою квалификацию. Среди рабочих развернулось соревнование за сдачу гостехэкзамена на «хорошо» и «отлично». За короткое время большинство рабочих сдали экзамены по техминимуму. Так, в 1935 г. в системе Наркомата тяжелой промышленности государственные экзамены по техминимуму сдали 815,9 тыс. человек, или 91,3% всех рабочих, обязанных сдать экзамены, по промышленности Наркомлегпрома — 177,3 тыс. человек, или 88% всех обязанных его сдать132. Многие рабочие, успешно сдавшие гостехэкзамен, были переведены на более ответственные должности или повышены в разрядах. Это был новый шаг в повышении культурно-технического уровня рабочего класса. Декабрьский (1935 г.) Пленум ЦК ВКП(б) отмечал, что усвоение программы техминимума и сдача гостехэкзамена привели к большим успехам в освоении новой техники.

Насыщение промышленности современной техникой и стахановское движение вызвали дальнейшее расширение и совершенствование системы производственно-технического обучения рабочих, в ходе которого особое место отводилось распространению и изучению опыта новаторов. Для ознакомления с опытом передовых рабочих-стахановцев и для повышения мастерства рабочих, имеющих квалификацию, но не выполняющих норм выработки из-за недостатка технических знаний и практических навыков, с осени 1935 г. стали организовываться стахановские школы. Инициатором создания первой в стране такой школы был стахановец-орденоносец фабрики «Парижская Коммуна» С. Яшин. Уже в ноябре 1935 г. на фабрике работало 19 стахановских школ, в которых насчитывалось более 300 слушателей133. Их примеру последовали многие предприятия страны.

Декабрьский (1935 г.) Пленум ЦК ВКП(б) вынес решение о перестройке системы технической учебы рабочих без отрыва от производства. В соответствии с решениями Пленума был расширен контингент рабочих, проходящих обязательный техминимум, повышались требования, усложнялись программы. Устанавливалась единая система технического образования рабочих: курсы техминимума I и II ступеней, стахановские школы и курсы для рабочих, сдавших гостехэкзамен; курсы мастеров социалистического труда с двух-трехлетним сроком обучения для рабочих-новаторов производства.

На основе решений декабрьского Пленума ЦК ВКП(б) техническая учеба рабочих без отрыва от производства приобрела особенно широкий размах. За последние два года второй пятилетки техминимум I ступени изучали 6 млн. человек, свыше 2,5 млн. посещали занятия техминимума II ступени и более 0,5 млн. — курсы мастеров социалистического труда. В общей сложности учебой по техминимуму за годы второй пятилетки было охвачено около ¾ рабочих промышленности и транспорта134.

Повышению культурно-технического уровня рабочего класса способствовала также производственно-техническая пропаганда. С этой целью широко использовались печать, радио, выставки, технические конференции, технические бои, диспуты и т.д. Намного увеличилось издание специальной литературы, в том числе общедоступных учебников по основам техники и технологии производства, периодических журналов. По выпуску технической литературы СССР занял первое место в мире. Важную роль в распространении технических знаний сыграло добровольное общество «За овладение техникой», объединявшее к ноябрю 1934 г. 1,5 млн. человек.

В период второй пятилетки рабочий класс имел более высокую производственную подготовку, чем в годы первой пятилетки. Стаж рабочих всех отраслей промышленности увеличился, улучшился квалификационный состав. Опытными мастерами стали люди, пришедшие на предприятия в начале реконструктивного периода. Они составили основной костяк высококвалифицированных опытных кадров всех отраслей народного хозяйства.

В исследуемый период значительно увеличился удельный вес квалифицированного труда в промышленности. Этому способствовали развитие механизации, создание и внедрение новой техники, подготовка рабочих и повышение их технического уровня. Удельный вес высококвалифицированных и квалифицированных рабочих увеличился в промышленности с 18,5 в 1925 г. до 40,5% в 1937 г., или в 2,2 раза. Доля малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих уменьшилась за эти годы в 1,4 раза135. Повышение удельного веса квалифицированных кадров не только обеспечивало рост производительности труда в промышленности, но и повлекло за собой повышение заработной платы, улучшение жизненных условий рабочих.

В годы технической реконструкции народного хозяйства происходила планомерная замена ручного труда машинным, ликвидация многих профессий, связанных с тяжелым физическим трудом, появились новые профессии. Например, в угольной промышленности не стало зарубщиков, отгребальщиков, коногонов; в машиностроении — клепальщиков и т.д. Существенно возросла численность рабочих важнейших профессий квалифицированного труда, что заметно сказалось на повышении уровня развития производства. С 1926 по 1939 г. численность токарей увеличилась в 6,8 раза, фрезеровщиков — в 13 раз, станочников — в 14 раз, буровых мастеров — в 5,7 раза, инструментальщиков — в 12,3 раза, число прессовщиков и штамповщиков — в 6,3 раза, механиков — в 9,5 раза, шоферов — в 40 раз, трактористов — в 215 раз136.

Таким образом, в течение второй пятилетки были достигнуты значительные успехи в подготовке квалифицированных рабочих кадров, в овладении основными массами рабочих современной техникой и технологией производства и в целом в повышении культурно-технического уровня рабочего класса. Ярким подтверждением этого служит возникновение и быстрое распространение стахановского движения, основным содержанием которого явилось массовое соревнование рабочих за высокую производительность труда на базе овладения новой техникой и эффективного ее использования, улучшения организации производственных процессов.

Другой первостепенной задачей Коммунистическая партия считала обеспечение промышленности и всего народного хозяйства высококвалифицированными специалистами, способными эффективно использовать новую технику, освоить новейшие достижения науки. В решениях XVII партийной конференции и XVII съезде ВКП(б) уделялось исключительное внимание вопросам создания квалифицированных кадров технической интеллигенции из среды рабочих и крестьян. Решение этой задачи расценивалось как часть общего плана построения социализма в СССР.

Наряду с увеличением числа подготавливаемых инженерно-технических работников партия указала на необходимость повышения уровня их теоретической и практической подготовки. XVII партконференция (1932 г.) подчеркнула, что «количественный рост технических кадров в Советском Союзе ни в какой мере не должен умалять значения вопроса об их научной квалификации, об обязательности соответствующего усвоения ими всех основных достижений мировой науки и техники»137.

Пути дальнейшего развития высшего и среднего специального образования в СССР, повышения качества обучения и воспитания будущих специалистов были определены в ряде директивных документов партии и правительства. В их числе постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» и постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 г. «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой»138. Партия и правительство наметили основные направления повышения идейно-теоретической и практической подготовки специалистов: обеспечение высших и средних специальных учебных заведений квалифицированными кадрами преподавателей, укрепление их материальной и научно-производственной базы; совершенствование учебно-воспитательного процесса, усиление связи институтов и техникумов с производством; развертывание научно-исследовательской работы в вузах и особенно во втузах.

Во второй пятилетке существенно возросла роль средней школы в комплектовании вузов, что улучшило качество подготовки специалистов. Повысилась требовательность к поступающим в институты и техникумы: были введены вступительные экзамены по основным дисциплинам, что помогло учебным заведениям отбирать наиболее подготовленных и способных людей. Отменялись ограничения при приеме в вузы и техникумы, связанные с социальным происхождением лиц, поступающих в эти учебные заведения, или с ограничением в правах их родителей. Теперь двери высших и средних специальных учебных заведений были открыты для всех граждан СССР, окончивших школу и сдавших вступительные экзамены.

В целях повышения качества подготовки специалистов было уделено большое внимание укреплению и специализации вузов и техникумов. Была упорядочена сеть высших и средних специальных учебных заведений, был устранен параллелизм в подготовке кадров, ликвидированы мелкие учебные заведения, не обеспеченные квалифицированным профессорско-преподавательским составом и учебным оборудованием, объединялись родственные институты и техникумы. В результате число вузов сократилось с 832 в 1932/33 учебном году до 683 в 1937/38 учебном году, а число средних специальных учебных заведений — с 3509 до 3496. Однако это не сопровождалось сокращением числа учащихся. За годы второй пятилетки число учащихся вузов и техникумов выросло соответственно на 8,5 и 19,2% по сравнению с первой пятилеткой. Если в 1932/33 учебном году на один вуз приходилось 606 студентов, а на один техникум — 206 учащихся, то в 1937/38 учебном году среднее число обучавшихся в высших и средних специальных учебных заведениях составляло соответственно 801 и 247 человек.

Более высокими темпами возрастали контингенты высших и средних специальных учебных заведений в союзных республиках в соответствии с задачей ускоренной подготовки национальных кадров (таблица). Число учащихся вузов увеличилось в Белоруссии в 1,4 раза, а техникумов в 1,7 раза, в Армении — соответственно в 1,4 и 1,3 раза, в Казахстане — в 2,1 и 2 раза, в Таджикистане — в 2,2 и 2,5 раза, в Киргизской ССР — в 6 и 2,2 раза. Кроме того, система преимущественного предоставления мест для национальных кадров при приеме в высшую школу старых культурных центров обеспечивала дополнительные возможности подготовки национальных кадров.

Высшие и средние учебные заведения в 1932/33 и 1937/38 учебных годах по союзным республикам*

 

1932/33 г.

1937/38 г.

1932/33 г.

1937/38 г.

число высших учебных заведений

численность студентов в них, тыс.

число высших учебных заведений

численность студентов в них, тыс.

число средних специальных учебных заведений

численность учащихся в них, тыс.

число средних специальных учебных заведений

численность учащихся в них, тыс.

СССР

832

504,4

683

547,2

3509

723,7

3496

862,5

РСФСР

498

333,3

435

356,5

2083

464,5

2205

552,6

Украинская ССР

203

111,8

123

114,4

709

154,6

576

159,1

Белорусская ССР

31

10,6

23

15,2

104

19,7

96

33,2

Узбекская ССР

31

12,2

31

15,6

92

12,6

86

17,4

Казахская ССР

10

2,7

18

5,7

95

11,0

113

22,0

Грузинская ССР

20

17,7

19

20,2

204

32,4

210

33,2

Азербайджанская ССР

19

10,6

12

10,6

85

14,8

74

23,5

Киргизская ССР

2

0,2

4

1,2

14

1,2

17

2,7

Таджикская ССР

4

0,6

5

1,3

16

1,3

28

3,3

Армянская ССР

9

3,5

8

4,9

65

7,6

57

10,1

Туркменская ССР

5

1,2

5

1,6

42

4,0

34

5,4

* «Культурное строительство СССР», 1940, стр. 106, 108.

В дореволюционной России в вузах и техникумах обучалось 148 тыс. человек. В 1937/38 учебном году в СССР численность учащихся высших и средних специальных учебных заведений составляла свыше 1,4 млн. человек, или в 9,5 раза больше, чем в 1914/15 учебном году.

До Октябрьской революции в Белоруссии, Азербайджане, Армении, Средней Азии и Казахстане вузов не было. В 1937/38 учебном году в 23 вузах Белорусской ССР обучалось 15,2 тыс. студентов, в 12 вузах Азербайджанской ССР — 10,6 тыс. студентов, в 8 вузах Армянской ССР — 4,9 тыс. студентов, в 45 вузах республик Средней Азии — 19,7 тыс. студентов и в 18 вузах Казахской ССР — 5,7 тыс. студентов. В период построения социализма в союзных республиках сформировались национальные кадры интеллигенции.

В результате увеличения числа учащихся высших и средних специальных учебных заведений в годы второй пятилетки более чем в 2 раза вырос выпуск специалистов высшей и средней квалификации. Высшие учебные заведения выпустили 370 тыс. (вместо 340 тыс. по плану) специалистов для народного хозяйства — на 200 тыс. больше, чем в предыдущее пятилетие. Число выпускников техникумов и других средних специальных учебных заведений составило 623 тыс. (против 850 тыс. по плану) и увеличилось более чем вдвое по сравнению с первой пятилеткой. Выпуск специалистов высшей и средней квалификации в среднем за год во второй пятилетке увеличился в 1,7 раза по сравнению с 1929—1932 гг. В 1937 г. высшая школа выпустила 104,8 тыс. специалистов — в 9,8 раза больше по сравнению с 1914 г. За тот же период средние специальные учебные заведения подготовили 155,9 тыс. человек (в 32 раза больше, чем до революции). Всего за годы второй пятилетки было подготовлено и направлено в народное хозяйство СССР 993 тыс. человек с высшим и средним специальным образованием вместо 461 тыс. человек за предыдущее пятилетие139.

В то время как в Советском Союзе постоянно и неуклонно возрастало число учащихся вузов и техникумов, увеличивался выпуск специалистов, в капиталистических странах происходило сокращение подготовки инженерно-технических кадров. Так, в Англии, Германии, Франции, Италии, Японии с 1932/33 по 1937/38 г. число студентов сократилось с 453,6 тыс. человек до 420,7 тыс., или на 7,3%140.

Крайне тяжелым было положение студенчества в капиталистических странах. После окончания высших учебных заведений большинство молодых специалистов не могли получить работу по специальности и вынуждены были устраиваться чернорабочими, официантами и т.д. Американский публицист Мексайн Дэвис в книге «Погибшее поколение» в 1936 г. писал: «Около 8 миллионов молодых людей, окончивших высшую школу, не имеют работы — не работают не по их вине»141. Об этом же писал и профессор Оксфордского университета Вальтер Котшинг в своей книге «Безработица среди ученых профессий»: «Вопрос безработицы среди выпускников высшей школы становится все более трагичным и представляет большую угрозу для общества»142. Капиталистическая система неспособна обеспечить будущим специалистам средств к существованию. Так, на Парижском международном конгрессе по высшему техническому образованию в 1937 г. в резолюции было записано следующее: «Надо внушить студентам, что полезнее для них будет меньше стремиться к университетской деятельности…, что получение высшего образования — это бескорыстная задача»143.

Социалистическое государство последовательно увеличивало ассигнования на образование, а в капиталистических странах они регулярно сокращались. Вот данные о расходах на образование в СССР и Японии: с 1928 по 1935 г. эта статья расходов госбюджета СССР увеличилась с 643 до 8310 млн. руб. (почти в 13 раз), в Японии с 1933/34 г. по 1936/37 г. бюджетные расходы на образование сократились на 7%.

К исходу второй пятилетки Советский Союз вышел на первое место в мире как по числу учащихся, так и по темпам и объему подготовки специалистов. Число учащихся в высших учебных заведениях на 100 жителей в СССР было почти в 2 раза больше, чем в Англии и в Италии, и в 3 раза больше, чем в фашистской Германии. В США за 1933—1937 гг. было подготовлено 56,9 тыс. специалистов высшей квалификации; втузы СССР выпустили за этот же период 134,4 тыс. инженеров для народного хозяйства144.

Многочисленные инженерно-технические кадры готовились из практических работников предприятий и квалифицированных рабочих без отрыва от производства в вечерних и заочных вузах, в институтах повышения квалификации хозяйственников и инженерно-технического персонала, а также на различных курсах. Если в 1928—1932 гг. центральной задачей всей системы технического образования на предприятиях была подготовка инженеров и техников, то во второй пятилетке основное внимание сосредоточивается на повышении их квалификации. В период технической реконструкции, освоения новой техники и новых производств требовалось, чтобы каждый инженерно-технический работник пополнял и совершенствовал свои знания. В результате накопленного опыта сложилась система повышения квалификации технического персонала без отрыва от производства, в основном через институты повышения квалификации инженерно-технических работников. В 1936 г. только в системе Наркомтяжпрома функционировало 35 институтов, которые были размещены во всех районах страны. Возникли специализированные и межотраслевые институты повышения квалификации инженерно-технических работников. В 1934 г. — первой половине 1936 г. в тяжелой промышленности повысили квалификацию 228,8 тыс. специалистов145.

Немаловажную роль в деле научно-теоретического роста кадров производственно-технической интеллигенции сыграли научные инженерно-технические общества (НИТО), созданные в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О реорганизации НТО и общества «Техника — массам» от 19 ноября 1931 г.146 В 1934 г. обществами НИТО было организовано и работало 3836 курсов, семинаров и кружков, которые охватывали более 70 тыс. человек; было проведено 648 командировок на передовые предприятия и в научно-исследовательские институты, в экскурсиях участвовало около 13 тыс. инженерно-технических работников147.

Советское государство проявляло большую заботу о подготовке и повышении квалификации командных кадров промышленности. Руководящие хозяйственные работники обучались в промышленных академиях как с отрывом, так и без отрыва от производства. В системе промакадемий в одной лишь тяжелой промышленности в 1933 г. обучалось 3010, а в 1934 г. — 3341 человек. В последующие годы число промакадемий и контингенты учащихся в них сократились. В 1934 г. в крупных индустриальных центрах были организованы институты повышения квалификации хозяйственников. На 1 января 1936 г. в тяжелой промышленности имелся 21 институт с 8047 учащимися, из них по техминимуму обучалось 5150 и по повышенной программе (II курс) — 2897 человек. В 1935 г. — первой половине 1936 г. институты повышения квалификации хозяйственников окончили 5807 человек, из них 448 прошли обучение по повышенной программе148.

В годы второй пятилетки общее число специалистов, занятых в промышленности, значительно увеличилось по сравнению с предыдущим пятилетием. В 1932 г. в промышленности было 492 тыс. инженерно-технических работников, а в 1937 г. — 830 тыс. Повысилась насыщенность отраслей народного хозяйства специалистами. Число инженерно-технических работников в промышленности, приходящихся на 1000 рабочих (включая учеников), в 1932 г. составляло 64, а в 1937 г. увеличилось до 87149. «Крупнейшей победой второй пятилетки, — отмечал XVIII съезд партии, — является создание значительных, нужных для всех отраслей социалистического строительства кадров советской интеллигенции и широкое выдвижение новых руководящих работников из партийных и непартийных большевиков во всех отраслях народного хозяйства»150.

Быстрый рост кадров квалифицированных рабочих и специалистов стал важнейшим фактором строительства социализма. Все отрасли народного хозяйства в основном были ими обеспечены. За годы второй пятилетки была успешно выполнена директива XVII съезда ВКП(б) об увеличении численности квалифицированных работников народного хозяйства: вместо 5 млн., предусмотренных планом, было подготовлено около 6 млн. человек151. Жизнь опровергла утверждения буржуазных «пророков» о том, что СССР не сможет справиться с задачей технической реконструкции промышленности из-за нехватки квалифицированных кадров.

В годы второй пятилетки особо важное значение приобрело расширение и ускорение подготовки рабочих и специалистов и повышение их квалификации. Это было обусловлено двумя основными причинами: быстрым насыщением промышленности современной техникой и значительным притоком на производство необученной рабочей силы. Рабочие и инженерно-технические работники должны были не только освоить передовую новую технику, но и двигать ее вперед, добиваться на ее основе высокой производительности труда, являющейся залогом победы социалистической системы хозяйства.

Серьезные трудности в разрешении проблемы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов давали повод противникам социализма рисовать мрачные перспективы развития Советской страны. Так, лондонская «Таймс» в 1933 г. утверждала, что «Россия не будет в состоянии эффективно овладеть своей вновь созданной промышленностью»129.

Социалистическая система хозяйства, плановая экономика и происходившая в стране культурная революция создали объективные предпосылки для ускоренного решения задачи подготовки рабочих и инженерно-технического персонала. Вместе с тем размеры подготовки квалифицированных кадров все же были недостаточны. Поэтому Коммунистическая партия и Советское правительство выдвинули лозунг «Кадры, овладевшие техникой, решают все» и осуществили целый комплекс мероприятий по расширению масштабов подготовки квалифицированных рабочих, техников и инженеров.

Одной из главных форм подготовки квалифицированных рабочих кадров являлись школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), о которых Советское государство проявляло большую заботу. С целью расширения масштабов и ускорения сроков подготовки квалифицированных кадров осенью 1933 г. они были реорганизованы в профессиональные учебные заведения для подготовки (из лиц, окончивших семилетку) квалифицированных рабочих массовых специальностей. За счет сокращения общеобразовательных предметов сроки обучения уменьшались с 2 лет до 6 месяцев, а по наиболее сложным специальностям — до года. Это дало возможность увеличить пропускную способность школ ФЗУ.

Однако эти меры были целесообразны на короткий период, лишь для ликвидации особенно острой нехватки обученных рабочих в промышленности. Школы ФЗУ с сокращенным сроком обучения не обеспечивали подготовки квалифицированных рабочих по целому ряду специальностей, требовавших более высоких технических знаний и более длительного практического производственного обучения. Поэтому постановлением Совнаркома СССР в августе 1935 г. для учащихся, овладевавших в школах ФЗУ тяжелой индустрии особо сложными и ответственными специальностями, срок обучения был продлен до 1,5—2, а затем и 3 лет. Вскоре таким же образом была перестроена работа школ ФЗУ и других отраслей промышленности.

Система фабрично-заводского ученичества сыграла огромную роль, являясь основной формой подготовки квалифицированных кадров из подростков. За годы второй пятилетки она подготовила 1,4 млн. квалифицированных рабочих — втрое больше, чем в первой пятилетке. Однако школы ФЗУ не могли полностью обеспечить потребности промышленности в технически грамотных кадрах. Кроме того, освоение новой техники могло произойти только в процессе ознакомления с нею, т.е. на производстве. Обучение непосредственно на производстве хотя и было связано с известными издержками, но оно было наиболее эффективно в отношении сроков, что в тот период было особенно важно. Поэтому большинство квалифицированных рабочих готовилось без отрыва от производства.

Подготовка рабочих кадров в процессе производства осуществлялась через различные кружки, курсы и индивидуально-бригадное ученичество на предприятиях. Во второй пятилетке продолжались поиски наиболее рациональных и эффективных форм и методов обучения рабочих непосредственно на производстве. С целью улучшения качества технической подготовки и ускорения сроков обучения производственно-политехнические курсы и рабочая техническая школа в 1933 г. были преобразованы в производственно-технические курсы I и II ступени, просуществовавшие до конца 1935 г. Производственно-технические курсы I ступени с шестимесячным сроком обучения готовили кадры рабочих массовых профессий; производственно-технические курсы II ступени, где обучение было рассчитано на 10 месяцев, готовили рабочих средней и высшей квалификации. Только за 1933 г. этой системой было подготовлено 178 тыс. квалифицированных рабочих для тяжелой промышленности130.

Совершенствовалось индивидуально-бригадное ученичество, шефство кадровых, передовых рабочих над новичками, главным образом молодежью. В целом по промышленности численность учеников, получивших квалификацию таким путем, за 1933—1937 гг. составила около 1,6 млн. человек131.

В период широкой реконструкции народного хозяйства и массового овладения новой техникой нельзя было ограничиваться только обучением новых кадров. Необходимо было вооружить знаниями передовой техники всех работающих на производстве. Основной формой повышения квалификации рабочих в годы второй пятилетки явился техминимум, введенный еще в первом пятилетии. Сдача его, обязательная сначала для рабочих металлургической, машиностроительной, угольной и химической промышленности, была постепенно распространена и на другие отрасли индустрии. Техминимум включал изучение ряда хозяйственно-политических, общеобразовательных и специально-технических вопросов, техники безопасности и хозрасчета.

В 1933 г. на предприятиях страны по инициативе комсомола развернулось движение за сдачу общественно-технического экзамена на право управления механизмами, а в 1935 г. был введен государственный технический экзамен для рабочих, изучающих техминимум. Целью гостехэкзамена была проверка навыков, знаний и соответствия каждого экзаменуемого выполняемой им работе. Не выдержавшие экзамена отстранялись от обслуживания сложных агрегатов и механизмов, переводились на менее квалифицированную работу до повторной сдачи. Под руководством ИТР на предприятиях была создана широкая сеть курсов, школ, кружков технического просвещения, где рабочие изучали машины, технологические процессы, совершенствовали свою квалификацию. Среди рабочих развернулось соревнование за сдачу гостехэкзамена на «хорошо» и «отлично». За короткое время большинство рабочих сдали экзамены по техминимуму. Так, в 1935 г. в системе Наркомата тяжелой промышленности государственные экзамены по техминимуму сдали 815,9 тыс. человек, или 91,3% всех рабочих, обязанных сдать экзамены, по промышленности Наркомлегпрома — 177,3 тыс. человек, или 88% всех обязанных его сдать132. Многие рабочие, успешно сдавшие гостехэкзамен, были переведены на более ответственные должности или повышены в разрядах. Это был новый шаг в повышении культурно-технического уровня рабочего класса. Декабрьский (1935 г.) Пленум ЦК ВКП(б) отмечал, что усвоение программы техминимума и сдача гостехэкзамена привели к большим успехам в освоении новой техники.

Насыщение промышленности современной техникой и стахановское движение вызвали дальнейшее расширение и совершенствование системы производственно-технического обучения рабочих, в ходе которого особое место отводилось распространению и изучению опыта новаторов. Для ознакомления с опытом передовых рабочих-стахановцев и для повышения мастерства рабочих, имеющих квалификацию, но не выполняющих норм выработки из-за недостатка технических знаний и практических навыков, с осени 1935 г. стали организовываться стахановские школы. Инициатором создания первой в стране такой школы был стахановец-орденоносец фабрики «Парижская Коммуна» С. Яшин. Уже в ноябре 1935 г. на фабрике работало 19 стахановских школ, в которых насчитывалось более 300 слушателей133. Их примеру последовали многие предприятия страны.

Декабрьский (1935 г.) Пленум ЦК ВКП(б) вынес решение о перестройке системы технической учебы рабочих без отрыва от производства. В соответствии с решениями Пленума был расширен контингент рабочих, проходящих обязательный техминимум, повышались требования, усложнялись программы. Устанавливалась единая система технического образования рабочих: курсы техминимума I и II ступеней, стахановские школы и курсы для рабочих, сдавших гостехэкзамен; курсы мастеров социалистического труда с двух-трехлетним сроком обучения для рабочих-новаторов производства.

На основе решений декабрьского Пленума ЦК ВКП(б) техническая учеба рабочих без отрыва от производства приобрела особенно широкий размах. За последние два года второй пятилетки техминимум I ступени изучали 6 млн. человек, свыше 2,5 млн. посещали занятия техминимума II ступени и более 0,5 млн. — курсы мастеров социалистического труда. В общей сложности учебой по техминимуму за годы второй пятилетки было охвачено около ¾ рабочих промышленности и транспорта134.

Повышению культурно-технического уровня рабочего класса способствовала также производственно-техническая пропаганда. С этой целью широко использовались печать, радио, выставки, технические конференции, технические бои, диспуты и т.д. Намного увеличилось издание специальной литературы, в том числе общедоступных учебников по основам техники и технологии производства, периодических журналов. По выпуску технической литературы СССР занял первое место в мире. Важную роль в распространении технических знаний сыграло добровольное общество «За овладение техникой», объединявшее к ноябрю 1934 г. 1,5 млн. человек.

В период второй пятилетки рабочий класс имел более высокую производственную подготовку, чем в годы первой пятилетки. Стаж рабочих всех отраслей промышленности увеличился, улучшился квалификационный состав. Опытными мастерами стали люди, пришедшие на предприятия в начале реконструктивного периода. Они составили основной костяк высококвалифицированных опытных кадров всех отраслей народного хозяйства.

В исследуемый период значительно увеличился удельный вес квалифицированного труда в промышленности. Этому способствовали развитие механизации, создание и внедрение новой техники, подготовка рабочих и повышение их технического уровня. Удельный вес высококвалифицированных и квалифицированных рабочих увеличился в промышленности с 18,5 в 1925 г. до 40,5% в 1937 г., или в 2,2 раза. Доля малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих уменьшилась за эти годы в 1,4 раза135. Повышение удельного веса квалифицированных кадров не только обеспечивало рост производительности труда в промышленности, но и повлекло за собой повышение заработной платы, улучшение жизненных условий рабочих.

В годы технической реконструкции народного хозяйства происходила планомерная замена ручного труда машинным, ликвидация многих профессий, связанных с тяжелым физическим трудом, появились новые профессии. Например, в угольной промышленности не стало зарубщиков, отгребальщиков, коногонов; в машиностроении — клепальщиков и т.д. Существенно возросла численность рабочих важнейших профессий квалифицированного труда, что заметно сказалось на повышении уровня развития производства. С 1926 по 1939 г. численность токарей увеличилась в 6,8 раза, фрезеровщиков — в 13 раз, станочников — в 14 раз, буровых мастеров — в 5,7 раза, инструментальщиков — в 12,3 раза, число прессовщиков и штамповщиков — в 6,3 раза, механиков — в 9,5 раза, шоферов — в 40 раз, трактористов — в 215 раз136.

Таким образом, в течение второй пятилетки были достигнуты значительные успехи в подготовке квалифицированных рабочих кадров, в овладении основными массами рабочих современной техникой и технологией производства и в целом в повышении культурно-технического уровня рабочего класса. Ярким подтверждением этого служит возникновение и быстрое распространение стахановского движения, основным содержанием которого явилось массовое соревнование рабочих за высокую производительность труда на базе овладения новой техникой и эффективного ее использования, улучшения организации производственных процессов.

Другой первостепенной задачей Коммунистическая партия считала обеспечение промышленности и всего народного хозяйства высококвалифицированными специалистами, способными эффективно использовать новую технику, освоить новейшие достижения науки. В решениях XVII партийной конференции и XVII съезде ВКП(б) уделялось исключительное внимание вопросам создания квалифицированных кадров технической интеллигенции из среды рабочих и крестьян. Решение этой задачи расценивалось как часть общего плана построения социализма в СССР.

Наряду с увеличением числа подготавливаемых инженерно-технических работников партия указала на необходимость повышения уровня их теоретической и практической подготовки. XVII партконференция (1932 г.) подчеркнула, что «количественный рост технических кадров в Советском Союзе ни в какой мере не должен умалять значения вопроса об их научной квалификации, об обязательности соответствующего усвоения ими всех основных достижений мировой науки и техники»137.

Пути дальнейшего развития высшего и среднего специального образования в СССР, повышения качества обучения и воспитания будущих специалистов были определены в ряде директивных документов партии и правительства. В их числе постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» и постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 г. «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой»138. Партия и правительство наметили основные направления повышения идейно-теоретической и практической подготовки специалистов: обеспечение высших и средних специальных учебных заведений квалифицированными кадрами преподавателей, укрепление их материальной и научно-производственной базы; совершенствование учебно-воспитательного процесса, усиление связи институтов и техникумов с производством; развертывание научно-исследовательской работы в вузах и особенно во втузах.

Во второй пятилетке существенно возросла роль средней школы в комплектовании вузов, что улучшило качество подготовки специалистов. Повысилась требовательность к поступающим в институты и техникумы: были введены вступительные экзамены по основным дисциплинам, что помогло учебным заведениям отбирать наиболее подготовленных и способных людей. Отменялись ограничения при приеме в вузы и техникумы, связанные с социальным происхождением лиц, поступающих в эти учебные заведения, или с ограничением в правах их родителей. Теперь двери высших и средних специальных учебных заведений были открыты для всех граждан СССР, окончивших школу и сдавших вступительные экзамены.

В целях повышения качества подготовки специалистов было уделено большое внимание укреплению и специализации вузов и техникумов. Была упорядочена сеть высших и средних специальных учебных заведений, был устранен параллелизм в подготовке кадров, ликвидированы мелкие учебные заведения, не обеспеченные квалифицированным профессорско-преподавательским составом и учебным оборудованием, объединялись родственные институты и техникумы. В результате число вузов сократилось с 832 в 1932/33 учебном году до 683 в 1937/38 учебном году, а число средних специальных учебных заведений — с 3509 до 3496. Однако это не сопровождалось сокращением числа учащихся. За годы второй пятилетки число учащихся вузов и техникумов выросло соответственно на 8,5 и 19,2% по сравнению с первой пятилеткой. Если в 1932/33 учебном году на один вуз приходилось 606 студентов, а на один техникум — 206 учащихся, то в 1937/38 учебном году среднее число обучавшихся в высших и средних специальных учебных заведениях составляло соответственно 801 и 247 человек.

Более высокими темпами возрастали контингенты высших и средних специальных учебных заведений в союзных республиках в соответствии с задачей ускоренной подготовки национальных кадров (таблица). Число учащихся вузов увеличилось в Белоруссии в 1,4 раза, а техникумов в 1,7 раза, в Армении — соответственно в 1,4 и 1,3 раза, в Казахстане — в 2,1 и 2 раза, в Таджикистане — в 2,2 и 2,5 раза, в Киргизской ССР — в 6 и 2,2 раза. Кроме того, система преимущественного предоставления мест для национальных кадров при приеме в высшую школу старых культурных центров обеспечивала дополнительные возможности подготовки национальных кадров.

Высшие и средние учебные заведения в 1932/33 и 1937/38 учебных годах по союзным республикам*

 

1932/33 г.

1937/38 г.

1932/33 г.

1937/38 г.

число высших учебных заведений

численность студентов в них, тыс.

число высших учебных заведений

численность студентов в них, тыс.

число средних специальных учебных заведений

численность учащихся в них, тыс.

число средних специальных учебных заведений

численность учащихся в них, тыс.

СССР

832

504,4

683

547,2

3509

723,7

3496

862,5

РСФСР

498

333,3

435

356,5

2083

464,5

2205

552,6

Украинская ССР

203

111,8

123

114,4

709

154,6

576

159,1

Белорусская ССР

31

10,6

23

15,2

104

19,7

96

33,2

Узбекская ССР

31

12,2

31

15,6

92

12,6

86

17,4

Казахская ССР

10

2,7

18

5,7

95

11,0

113

22,0

Грузинская ССР

20

17,7

19

20,2

204

32,4

210

33,2

Азербайджанская ССР

19

10,6

12

10,6

85

14,8

74

23,5

Киргизская ССР

2

0,2

4

1,2

14

1,2

17

2,7

Таджикская ССР

4

0,6

5

1,3

16

1,3

28

3,3

Армянская ССР

9

3,5

8

4,9

65

7,6

57

10,1

Туркменская ССР

5

1,2

5

1,6

42

4,0

34

5,4

* «Культурное строительство СССР», 1940, стр. 106, 108.

В дореволюционной России в вузах и техникумах обучалось 148 тыс. человек. В 1937/38 учебном году в СССР численность учащихся высших и средних специальных учебных заведений составляла свыше 1,4 млн. человек, или в 9,5 раза больше, чем в 1914/15 учебном году.

До Октябрьской революции в Белоруссии, Азербайджане, Армении, Средней Азии и Казахстане вузов не было. В 1937/38 учебном году в 23 вузах Белорусской ССР обучалось 15,2 тыс. студентов, в 12 вузах Азербайджанской ССР — 10,6 тыс. студентов, в 8 вузах Армянской ССР — 4,9 тыс. студентов, в 45 вузах республик Средней Азии — 19,7 тыс. студентов и в 18 вузах Казахской ССР — 5,7 тыс. студентов. В период построения социализма в союзных республиках сформировались национальные кадры интеллигенции.

В результате увеличения числа учащихся высших и средних специальных учебных заведений в годы второй пятилетки более чем в 2 раза вырос выпуск специалистов высшей и средней квалификации. Высшие учебные заведения выпустили 370 тыс. (вместо 340 тыс. по плану) специалистов для народного хозяйства — на 200 тыс. больше, чем в предыдущее пятилетие. Число выпускников техникумов и других средних специальных учебных заведений составило 623 тыс. (против 850 тыс. по плану) и увеличилось более чем вдвое по сравнению с первой пятилеткой. Выпуск специалистов высшей и средней квалификации в среднем за год во второй пятилетке увеличился в 1,7 раза по сравнению с 1929—1932 гг. В 1937 г. высшая школа выпустила 104,8 тыс. специалистов — в 9,8 раза больше по сравнению с 1914 г. За тот же период средние специальные учебные заведения подготовили 155,9 тыс. человек (в 32 раза больше, чем до революции). Всего за годы второй пятилетки было подготовлено и направлено в народное хозяйство СССР 993 тыс. человек с высшим и средним специальным образованием вместо 461 тыс. человек за предыдущее пятилетие139.

В то время как в Советском Союзе постоянно и неуклонно возрастало число учащихся вузов и техникумов, увеличивался выпуск специалистов, в капиталистических странах происходило сокращение подготовки инженерно-технических кадров. Так, в Англии, Германии, Франции, Италии, Японии с 1932/33 по 1937/38 г. число студентов сократилось с 453,6 тыс. человек до 420,7 тыс., или на 7,3%140.

Крайне тяжелым было положение студенчества в капиталистических странах. После окончания высших учебных заведений большинство молодых специалистов не могли получить работу по специальности и вынуждены были устраиваться чернорабочими, официантами и т.д. Американский публицист Мексайн Дэвис в книге «Погибшее поколение» в 1936 г. писал: «Около 8 миллионов молодых людей, окончивших высшую школу, не имеют работы — не работают не по их вине»141. Об этом же писал и профессор Оксфордского университета Вальтер Котшинг в своей книге «Безработица среди ученых профессий»: «Вопрос безработицы среди выпускников высшей школы становится все более трагичным и представляет большую угрозу для общества»142. Капиталистическая система неспособна обеспечить будущим специалистам средств к существованию. Так, на Парижском международном конгрессе по высшему техническому образованию в 1937 г. в резолюции было записано следующее: «Надо внушить студентам, что полезнее для них будет меньше стремиться к университетской деятельности…, что получение высшего образования — это бескорыстная задача»143.

Социалистическое государство последовательно увеличивало ассигнования на образование, а в капиталистических странах они регулярно сокращались. Вот данные о расходах на образование в СССР и Японии: с 1928 по 1935 г. эта статья расходов госбюджета СССР увеличилась с 643 до 8310 млн. руб. (почти в 13 раз), в Японии с 1933/34 г. по 1936/37 г. бюджетные расходы на образование сократились на 7%.

К исходу второй пятилетки Советский Союз вышел на первое место в мире как по числу учащихся, так и по темпам и объему подготовки специалистов. Число учащихся в высших учебных заведениях на 100 жителей в СССР было почти в 2 раза больше, чем в Англии и в Италии, и в 3 раза больше, чем в фашистской Германии. В США за 1933—1937 гг. было подготовлено 56,9 тыс. специалистов высшей квалификации; втузы СССР выпустили за этот же период 134,4 тыс. инженеров для народного хозяйства144.

Многочисленные инженерно-технические кадры готовились из практических работников предприятий и квалифицированных рабочих без отрыва от производства в вечерних и заочных вузах, в институтах повышения квалификации хозяйственников и инженерно-технического персонала, а также на различных курсах. Если в 1928—1932 гг. центральной задачей всей системы технического образования на предприятиях была подготовка инженеров и техников, то во второй пятилетке основное внимание сосредоточивается на повышении их квалификации. В период технической реконструкции, освоения новой техники и новых производств требовалось, чтобы каждый инженерно-технический работник пополнял и совершенствовал свои знания. В результате накопленного опыта сложилась система повышения квалификации технического персонала без отрыва от производства, в основном через институты повышения квалификации инженерно-технических работников. В 1936 г. только в системе Наркомтяжпрома функционировало 35 институтов, которые были размещены во всех районах страны. Возникли специализированные и межотраслевые институты повышения квалификации инженерно-технических работников. В 1934 г. — первой половине 1936 г. в тяжелой промышленности повысили квалификацию 228,8 тыс. специалистов145.

Немаловажную роль в деле научно-теоретического роста кадров производственно-технической интеллигенции сыграли научные инженерно-технические общества (НИТО), созданные в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О реорганизации НТО и общества «Техника — массам» от 19 ноября 1931 г.146 В 1934 г. обществами НИТО было организовано и работало 3836 курсов, семинаров и кружков, которые охватывали более 70 тыс. человек; было проведено 648 командировок на передовые предприятия и в научно-исследовательские институты, в экскурсиях участвовало около 13 тыс. инженерно-технических работников147.

Советское государство проявляло большую заботу о подготовке и повышении квалификации командных кадров промышленности. Руководящие хозяйственные работники обучались в промышленных академиях как с отрывом, так и без отрыва от производства. В системе промакадемий в одной лишь тяжелой промышленности в 1933 г. обучалось 3010, а в 1934 г. — 3341 человек. В последующие годы число промакадемий и контингенты учащихся в них сократились. В 1934 г. в крупных индустриальных центрах были организованы институты повышения квалификации хозяйственников. На 1 января 1936 г. в тяжелой промышленности имелся 21 институт с 8047 учащимися, из них по техминимуму обучалось 5150 и по повышенной программе (II курс) — 2897 человек. В 1935 г. — первой половине 1936 г. институты повышения квалификации хозяйственников окончили 5807 человек, из них 448 прошли обучение по повышенной программе148.

В годы второй пятилетки общее число специалистов, занятых в промышленности, значительно увеличилось по сравнению с предыдущим пятилетием. В 1932 г. в промышленности было 492 тыс. инженерно-технических работников, а в 1937 г. — 830 тыс. Повысилась насыщенность отраслей народного хозяйства специалистами. Число инженерно-технических работников в промышленности, приходящихся на 1000 рабочих (включая учеников), в 1932 г. составляло 64, а в 1937 г. увеличилось до 87149. «Крупнейшей победой второй пятилетки, — отмечал XVIII съезд партии, — является создание значительных, нужных для всех отраслей социалистического строительства кадров советской интеллигенции и широкое выдвижение новых руководящих работников из партийных и непартийных большевиков во всех отраслях народного хозяйства»150.

Быстрый рост кадров квалифицированных рабочих и специалистов стал важнейшим фактором строительства социализма. Все отрасли народного хозяйства в основном были ими обеспечены. За годы второй пятилетки была успешно выполнена директива XVII съезда ВКП(б) об увеличении численности квалифицированных работников народного хозяйства: вместо 5 млн., предусмотренных планом, было подготовлено около 6 млн. человек151. Жизнь опровергла утверждения буржуазных «пророков» о том, что СССР не сможет справиться с задачей технической реконструкции промышленности из-за нехватки квалифицированных кадров.