1. Отмена карточной системы, переход к развернутой торговле
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
Развитие товарооборота являлось одной из наиболее важных народнохозяйственных задач второй пятилетки1124. Несмотря на большой рост товарооборота в первой пятилетке, достигнутый уровень розничного товарооборота и состояние торговли в стране не соответствовали глубоким изменениям, происшедшим в экономике, и не могли удовлетворить потребностей народа. На фоне успехов промышленности и сельского хозяйства стало еще более очевидным отставание торговли.
Нормированное снабжение и закрытые формы торговли как временная мера, вызванная главным образом отставанием мелкотоварного сельскохозяйственного производства, уже не могли быть приемлемы в новых условиях подъема экономики страны.
Карточная система была вынужденной, но необходимой мерой. Вместе с тем она содержала и серьезные недостатки, выразившиеся в ухудшении качества обслуживания потребителей, замораживании товарооборота, снижении производительности труда работников торговли, росте управленческого аппарата, занятого выдачей и учетом карточек, повышении издержек обращения, ослаблении торговой инициативы и т.д.
Задача подготовки отмены нормирования отпуска товаров и замены системы централизованного распределения развернутой советской торговлей была выдвинута еще в 1932 г. XVII партийной конференцией1125. В результате роста промышленности и сельского хозяйства во второй пятилетке государство получило возможность направить на рынок такое количество товаров, которое уже в основном могло удовлетворить потребности трудящихся.
Чтобы улучшить руководство значительно выросшей пищевой промышленностью и усилить регулирующую роль государства в области развития советской торговли, в связи с подготовкой к отмене нормированного снабжения, постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 июля 1934 г.1126 из состава Наркомснаба СССР были выделены Народный комиссариат пищевой промышленности и Народный комиссариат внутренней торговли СССР. На местах были созданы наркомвнуторги союзных и автономных республик, областные, краевые, городские и районные отделы торговли при местных Советах1127.
Для перехода к открытой торговле необходимо было постепенно перейти к единой системе розничных цен, расширить сеть торговых предприятий, технически переоборудовать и обновить имевшиеся магазины и склады, организовать изучение потребительского спроса, обеспечить правильное товаропродвижение и бесперебойное снабжение розничной сети товарами, наладить подготовку и воспитание кадров торговых работников, которые могли бы обеспечить высококачественное обслуживание потребителей.
Наиболее сложным в экономическом отношении был переход к единой системе розничных цен. До отмены карточной системы существовала система двух цен: нормальных (пайковых) и повышенных (коммерческих); она явилась дополнительным средством осуществления классово-производственного принципа снабжения населения и смягчения диспропорций между недостаточным предложением товаров на рынке и высоким уровнем покупательных фондов. При наличии нормированного снабжения система двух цен обеспечивала распределение предметов потребления в интересах трудящихся, особенно низкооплачиваемых групп, и в то же время позволяла улучшать соотношение между спросом и предложением товаров. Вместе с тем коммерческие цены в немалой степени влияли на снижение уровня рыночных цен и помогали бороться со спекуляцией предметами потребления. Система двух цен в период рационирования снабжения полностью оправдала себя. Но в условиях перехода к открытой торговле эта система теряла смысл. Необходимо было установить единые государственные цены, которые способствовали бы укреплению социалистического принципа оплаты по труду, а также укреплению хозяйственного расчета на социалистических предприятиях.
Единственно возможный и правильный путь перехода от системы двух цен к единой государственной цене состоял в том, чтобы постепенно, по мере увеличения товарных ресурсов в стране и расширения торговли по коммерческим ценам, снижать уровень этих цен на отдельные товары, сокращая тем самым разрыв между коммерческими и «нормальными» ценами закрытой торговли до таких размеров, которые позволили бы установить единые розничные цены.
Чтобы подготовить условия для отмены карточной системы и воздействовать на колхозный рынок, в системе Наркомснаба СССР была организована с весны 1933 г. свободная продажа продовольственных товаров, в первую очередь хлеба, из специальной сети государственных магазинов, в дополнение к ранее развернутой коммерческой торговле. Всего в 1933 г. было открыто по стране 5596 таких магазинов1128. К концу 1934 г. функционировали уже 8661 коммерческих магазинов и палаток, а также магазинов свободной продажи продовольственных товаров, в том числе 7409 хлебных магазинов и палаток1129. Магазины свободной продажи товаров, применявшие лучшие методы обслуживания потребителей, стали школой советской культурной торговли.
По мере развертывания свободной продажи продовольственных товаров через сеть специальных магазинов цены в них систематически снижались. Соотношение «нормальных» и коммерческих цен на производственные товары в годы второй пятилетки постепенно изменялось в пользу единых цен. Если на 1 октября 1933 г. коммерческие цены на ржаной хлеб в Москве и Ленинграде были в 20 раз выше нормальных, то на 1 октября 1934 г. уже только в 4 раза; на масло животное соответственно в 5,3 и 4,1 раза, на сахар в среднем по стране — 6,1 и 5 раз и т.д.1130 Одновременно со снижением цен коммерческой торговли было произведено частичное повышение чрезмерно низких цен на нормированные товары, что способствовало значительному сокращению разрыва между этими двумя видами цен и создавало более благоприятные условия для перехода к единым ценам.
Наряду с продовольственными магазинами были открыты образцовые универсальные магазины для торговли промышленными товарами повышенного качества и расширена сеть других коммерческих магазинов и улучшенных магазинов открытого типа. Кроме магазинов Наркомвнуторга, сеть розничных специализированных промтоварных магазинов, торговавших по коммерческим ценам, была создана в городах сбытовыми объединениями Наркомлегпрома и Наркомтяжпрома. Потребительской кооперацией были открыты в районных центрах, преимущественно для обслуживания сельского населения, районные универсальные магазины и райкультмаги.
Наряду с развитием коммерческой торговли постепенно снижались розничные цены на непродовольственные товары, реализуемые через сеть коммерческих магазинов. Сохранившаяся к 1935 г. разница между коммерческими и нормированными ценами была уже сравнительно незначительной.
Расширение сети коммерческих магазинов и рост их товарооборота, значительное снижение коммерческих цен, развитие колхозной торговли и снижение рыночных цен наряду с увеличением промышленного и сельскохозяйственного производства явились важными звеньями в подготовке отмены карточной системы.
Отмена нормирования и карточек проводилась по этапам. По решению Пленума Центрального Комитета партии, состоявшегося в ноябре 1934 г.1131, была отменена с 1 января 1935 г. карточная система снабжения населения хлебом, мукой и крупой, а также «отоваривание» хлебом заготовок технических культур и повсеместно установлена широкая продажа этих продуктов населению государственными и кооперативными магазинами1132.
Ликвидация нормированного снабжения хлебом, мукой и крупой позволила установить единую государственную розничную цену на каждый из этих продуктов. Единые розничные цены на указанные продукты были установлены приблизительно на среднем уровне между существовавшими коммерческими и нормированными ценами. Единые цены были дифференцированы по восьми территориальным поясам, включавшим определенные группы областей, краев, республик, с учетом необходимости стимулирования развития отдельных видов продукции, различий транспортных и иных условий их снабжения. Например, более низкие цены на хлеб и муку были установлены в районах Средней Азии для стимулирования производства хлопка (первый пояс). Наиболее высокие цены на эти продукты были установлены в районах Севера Европейской части СССР и отдаленных районах Сибири (пятый — восьмой пояс), вследствие больших издержек по доставке хлеба в эти районы.
Установление единых цен означало некоторое повышение их по сравнению с более низкими ценами нормированного снабжения. Это могло отразиться на уровне реальной заработной платы рабочих и служащих, а также доходов колхозов и колхозников, снабжавшихся хлебом по нормированным ценам в порядке «отоваривания» сельскохозяйственного сырья. Поэтому для компенсации произведенного повышения цен одновременно с отменой карточек и установлением единых цен на хлеб были повышены, во-первых, заработная плата рабочим и служащим, а также стипендии студентам и пенсии неработоспособным и, во-вторых, заготовительные цены на сельскохозяйственное сырье, при сдаче которого колхозам, колхозникам и единоличникам отпускался хлеб по твердым ценам.
Ликвидация карточной системы при продаже хлеба, муки и крупы стала первым и наиболее важным мероприятием в переходе к развернутой советской торговле. С 1 октября 1935 г. была отменена карточная система снабжения мясом и мясопродуктами, жирами, рыбой и рыбопродуктами, сахаром, картофелем и установлена продажа этих продуктов населению государственными и кооперативными магазинами по единым государственным ценам, дифференцированным по территориальным поясам. Основанием для поясной дифференциации цен на эти товары, как и на хлебные, были различия в стоимости их производства и транспортировки в разных поясах. С 1 января 1936 г. было отменено нормирование непродовольственных товаров, в результате постепенной ликвидации множественности розничных цен, сближения коммерческих цен и цен нормального фонда.
Отмена карточной системы и снижение коммерческих цен обусловили значительное снижение цен и на колхозных рынках. Выгода, полученная населением от снижения цен в колхозной торговле, составила в 1935 г. не менее 3,5—4 млрд. руб.1133
Установление единой розничной цены в государственной и кооперативной торговой сети на среднем уровне между коммерческими и нормированными ценами при одновременном повышении заработной платы рабочих и служащих и заготовительных цен на сельскохозяйственное сырье означало рост реальных доходов трудящихся. Повышение заработной платы рабочих и служащих и доходов колхозников значительно перекрывало изменение среднего уровня цен государственной и кооперативной торговли.
Упразднение нормированного снабжения имело важное значение для ликвидации уравниловки в оплате труда, обусловленной пайковой системой. Ликвидация карточной системы и переход к развернутой советской торговле по единым ценам повышали роль социалистического принципа распределения по труду, усиливали материальные стимулы поднятия производительности труда, положили начало новому этапу в планировании и регулировании цен.
Однако система ценообразования нуждалась в дальнейшем совершенствовании.
Переход к единым твердым розничным ценам потребовал унификации отпускных цен на однородные изделия, изменения порядка установления отпускных цен, при котором цены на промышленные товары утверждались непосредственно трестами, управлениями, наркоматами и т.д. Начало осуществлению этого процесса было положено в конце 1937 г. постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 декабря 1937 г.1134 По этому постановлению на те товары, которые производились предприятиями народных комиссариатов пищевой, легкой и лесной промышленности союзных республик, одинаковые с изделиями союзной промышленности, распространялись отпускные цены, устанавливаемые для последних на основе постановления СНК СССР. На прочие основные товары отпускные цены устанавливались соответствующими наркоматами союзных республик по согласованию с Народным комиссариатом внутренней торговли СССР. На все остальные товары отпускные цены устанавливались наркоматами пищевой промышленности, легкой и лесной по согласованию с народными комиссариатами внутренней торговли союзных республик. Приказом Народного комиссариата легкой промышленности СССР от 29 декабря 1937 г. был установлен перечень товаров, на которые распространяются цены изделий союзной промышленности и перечень товаров, на которые отпускные цены устанавливает Народный комиссариат легкой промышленности СССР.
Происходившие в годы второй пятилетки значительные изменения условий снабжения населения предметами потребления вызывали необходимость изменения порядка планирования товарных фондов и товарооборота. Формы и методы планирования товароснабжения менялись в зависимости от развития производства и количества товаров, направляемых для продажи населению, от соотношения спроса и предложения, от изменения самой торговли.
Уже к началу второй пятилетки на основе социалистического обобществления сферы товарного обращения и увеличения производства предметов потребления планирование распространялось на все основные элементы товарооборота государственной и кооперативной торговли: общий объем розничного и оптового товарооборота; распределение товарных ресурсов между рыночным и внерыночным фондами, а также по отдельным торгующим системам, между городом и деревней, по районам страны; уровень товарных запасов и скорость обращения товаров; развитие торговой сети; цены на важнейшие товары; численность торговых работников; издержки обращения; рентабельность торговой работы и т.д.
До отмены карточной системы в основе планирования лежали нормы снабжения и численность населения, получавшего товары по карточкам. Данные об объеме покупательных фондов населения и спросе на отдельные товары, как и особенности экономики различных районов, почти не учитывались при планировании товарооборота и размещения товарных фондов по стране. В централизованном порядке планировалось распределение широкого круга товаров по торговым системам, целевым назначениям, по республикам, краям и областям. Достаточно указать, что только 12 важнейших непродовольственных товаров, относившихся к группе так называемых планируемых промышленных товаров, занимали более ¼ всего розничного товарооборота страны и почти ½ товарооборота села. Включая же планируемые продовольственные товары в группу так называемых регулируемых товаров, централизованное планирование охватывало подавляющую часть товарных ресурсов.
Централизованное планирование распределения значительной части товаров оправдало себя в условиях острого недостатка товаров. При помощи централизованных планов обеспечивалось первоочередное и преимущественное снабжение трудящихся на важнейших участках народного хозяйства в соответствии с задачами социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. Но, выполняя положительную роль, эта система обладала в то же время и серьезными недостатками.
Чрезмерная централизация планирования, прохождение плана в процессе его составления через многочисленные инстанции надолго задерживали его утверждение и доведение до промышленных предприятий, которые должны были отгружать товары, лишали планы товароснабжения необходимой оперативности.
В связи с отменой в 1935 г. системы нормированного снабжения и переходом к развернутой советской торговле в 1936—1937 гг. были внесены некоторые изменения в систему планирования товароснабжения: уменьшился круг товаров, планируемых централизованно; планирование размещения некоторых товаров по республикам, краям и областям было передано центрам торгующих систем; распределение отдельных товаров (сахар, кондитерские изделия, соль и др.) между торговыми системами было возложено на местные регулирующие органы. Постепенно система планирования товарооборота и товарных фондов совершенствовалась, становилась более гибкой, в большей мере соответствовала требованиям, предъявляемым к торговле.
Развитие товарооборота являлось одной из наиболее важных народнохозяйственных задач второй пятилетки1124. Несмотря на большой рост товарооборота в первой пятилетке, достигнутый уровень розничного товарооборота и состояние торговли в стране не соответствовали глубоким изменениям, происшедшим в экономике, и не могли удовлетворить потребностей народа. На фоне успехов промышленности и сельского хозяйства стало еще более очевидным отставание торговли.
Нормированное снабжение и закрытые формы торговли как временная мера, вызванная главным образом отставанием мелкотоварного сельскохозяйственного производства, уже не могли быть приемлемы в новых условиях подъема экономики страны.
Карточная система была вынужденной, но необходимой мерой. Вместе с тем она содержала и серьезные недостатки, выразившиеся в ухудшении качества обслуживания потребителей, замораживании товарооборота, снижении производительности труда работников торговли, росте управленческого аппарата, занятого выдачей и учетом карточек, повышении издержек обращения, ослаблении торговой инициативы и т.д.
Задача подготовки отмены нормирования отпуска товаров и замены системы централизованного распределения развернутой советской торговлей была выдвинута еще в 1932 г. XVII партийной конференцией1125. В результате роста промышленности и сельского хозяйства во второй пятилетке государство получило возможность направить на рынок такое количество товаров, которое уже в основном могло удовлетворить потребности трудящихся.
Чтобы улучшить руководство значительно выросшей пищевой промышленностью и усилить регулирующую роль государства в области развития советской торговли, в связи с подготовкой к отмене нормированного снабжения, постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 июля 1934 г.1126 из состава Наркомснаба СССР были выделены Народный комиссариат пищевой промышленности и Народный комиссариат внутренней торговли СССР. На местах были созданы наркомвнуторги союзных и автономных республик, областные, краевые, городские и районные отделы торговли при местных Советах1127.
Для перехода к открытой торговле необходимо было постепенно перейти к единой системе розничных цен, расширить сеть торговых предприятий, технически переоборудовать и обновить имевшиеся магазины и склады, организовать изучение потребительского спроса, обеспечить правильное товаропродвижение и бесперебойное снабжение розничной сети товарами, наладить подготовку и воспитание кадров торговых работников, которые могли бы обеспечить высококачественное обслуживание потребителей.
Наиболее сложным в экономическом отношении был переход к единой системе розничных цен. До отмены карточной системы существовала система двух цен: нормальных (пайковых) и повышенных (коммерческих); она явилась дополнительным средством осуществления классово-производственного принципа снабжения населения и смягчения диспропорций между недостаточным предложением товаров на рынке и высоким уровнем покупательных фондов. При наличии нормированного снабжения система двух цен обеспечивала распределение предметов потребления в интересах трудящихся, особенно низкооплачиваемых групп, и в то же время позволяла улучшать соотношение между спросом и предложением товаров. Вместе с тем коммерческие цены в немалой степени влияли на снижение уровня рыночных цен и помогали бороться со спекуляцией предметами потребления. Система двух цен в период рационирования снабжения полностью оправдала себя. Но в условиях перехода к открытой торговле эта система теряла смысл. Необходимо было установить единые государственные цены, которые способствовали бы укреплению социалистического принципа оплаты по труду, а также укреплению хозяйственного расчета на социалистических предприятиях.
Единственно возможный и правильный путь перехода от системы двух цен к единой государственной цене состоял в том, чтобы постепенно, по мере увеличения товарных ресурсов в стране и расширения торговли по коммерческим ценам, снижать уровень этих цен на отдельные товары, сокращая тем самым разрыв между коммерческими и «нормальными» ценами закрытой торговли до таких размеров, которые позволили бы установить единые розничные цены.
Чтобы подготовить условия для отмены карточной системы и воздействовать на колхозный рынок, в системе Наркомснаба СССР была организована с весны 1933 г. свободная продажа продовольственных товаров, в первую очередь хлеба, из специальной сети государственных магазинов, в дополнение к ранее развернутой коммерческой торговле. Всего в 1933 г. было открыто по стране 5596 таких магазинов1128. К концу 1934 г. функционировали уже 8661 коммерческих магазинов и палаток, а также магазинов свободной продажи продовольственных товаров, в том числе 7409 хлебных магазинов и палаток1129. Магазины свободной продажи товаров, применявшие лучшие методы обслуживания потребителей, стали школой советской культурной торговли.
По мере развертывания свободной продажи продовольственных товаров через сеть специальных магазинов цены в них систематически снижались. Соотношение «нормальных» и коммерческих цен на производственные товары в годы второй пятилетки постепенно изменялось в пользу единых цен. Если на 1 октября 1933 г. коммерческие цены на ржаной хлеб в Москве и Ленинграде были в 20 раз выше нормальных, то на 1 октября 1934 г. уже только в 4 раза; на масло животное соответственно в 5,3 и 4,1 раза, на сахар в среднем по стране — 6,1 и 5 раз и т.д.1130 Одновременно со снижением цен коммерческой торговли было произведено частичное повышение чрезмерно низких цен на нормированные товары, что способствовало значительному сокращению разрыва между этими двумя видами цен и создавало более благоприятные условия для перехода к единым ценам.
Наряду с продовольственными магазинами были открыты образцовые универсальные магазины для торговли промышленными товарами повышенного качества и расширена сеть других коммерческих магазинов и улучшенных магазинов открытого типа. Кроме магазинов Наркомвнуторга, сеть розничных специализированных промтоварных магазинов, торговавших по коммерческим ценам, была создана в городах сбытовыми объединениями Наркомлегпрома и Наркомтяжпрома. Потребительской кооперацией были открыты в районных центрах, преимущественно для обслуживания сельского населения, районные универсальные магазины и райкультмаги.
Наряду с развитием коммерческой торговли постепенно снижались розничные цены на непродовольственные товары, реализуемые через сеть коммерческих магазинов. Сохранившаяся к 1935 г. разница между коммерческими и нормированными ценами была уже сравнительно незначительной.
Расширение сети коммерческих магазинов и рост их товарооборота, значительное снижение коммерческих цен, развитие колхозной торговли и снижение рыночных цен наряду с увеличением промышленного и сельскохозяйственного производства явились важными звеньями в подготовке отмены карточной системы.
Отмена нормирования и карточек проводилась по этапам. По решению Пленума Центрального Комитета партии, состоявшегося в ноябре 1934 г.1131, была отменена с 1 января 1935 г. карточная система снабжения населения хлебом, мукой и крупой, а также «отоваривание» хлебом заготовок технических культур и повсеместно установлена широкая продажа этих продуктов населению государственными и кооперативными магазинами1132.
Ликвидация нормированного снабжения хлебом, мукой и крупой позволила установить единую государственную розничную цену на каждый из этих продуктов. Единые розничные цены на указанные продукты были установлены приблизительно на среднем уровне между существовавшими коммерческими и нормированными ценами. Единые цены были дифференцированы по восьми территориальным поясам, включавшим определенные группы областей, краев, республик, с учетом необходимости стимулирования развития отдельных видов продукции, различий транспортных и иных условий их снабжения. Например, более низкие цены на хлеб и муку были установлены в районах Средней Азии для стимулирования производства хлопка (первый пояс). Наиболее высокие цены на эти продукты были установлены в районах Севера Европейской части СССР и отдаленных районах Сибири (пятый — восьмой пояс), вследствие больших издержек по доставке хлеба в эти районы.
Установление единых цен означало некоторое повышение их по сравнению с более низкими ценами нормированного снабжения. Это могло отразиться на уровне реальной заработной платы рабочих и служащих, а также доходов колхозов и колхозников, снабжавшихся хлебом по нормированным ценам в порядке «отоваривания» сельскохозяйственного сырья. Поэтому для компенсации произведенного повышения цен одновременно с отменой карточек и установлением единых цен на хлеб были повышены, во-первых, заработная плата рабочим и служащим, а также стипендии студентам и пенсии неработоспособным и, во-вторых, заготовительные цены на сельскохозяйственное сырье, при сдаче которого колхозам, колхозникам и единоличникам отпускался хлеб по твердым ценам.
Ликвидация карточной системы при продаже хлеба, муки и крупы стала первым и наиболее важным мероприятием в переходе к развернутой советской торговле. С 1 октября 1935 г. была отменена карточная система снабжения мясом и мясопродуктами, жирами, рыбой и рыбопродуктами, сахаром, картофелем и установлена продажа этих продуктов населению государственными и кооперативными магазинами по единым государственным ценам, дифференцированным по территориальным поясам. Основанием для поясной дифференциации цен на эти товары, как и на хлебные, были различия в стоимости их производства и транспортировки в разных поясах. С 1 января 1936 г. было отменено нормирование непродовольственных товаров, в результате постепенной ликвидации множественности розничных цен, сближения коммерческих цен и цен нормального фонда.
Отмена карточной системы и снижение коммерческих цен обусловили значительное снижение цен и на колхозных рынках. Выгода, полученная населением от снижения цен в колхозной торговле, составила в 1935 г. не менее 3,5—4 млрд. руб.1133
Установление единой розничной цены в государственной и кооперативной торговой сети на среднем уровне между коммерческими и нормированными ценами при одновременном повышении заработной платы рабочих и служащих и заготовительных цен на сельскохозяйственное сырье означало рост реальных доходов трудящихся. Повышение заработной платы рабочих и служащих и доходов колхозников значительно перекрывало изменение среднего уровня цен государственной и кооперативной торговли.
Упразднение нормированного снабжения имело важное значение для ликвидации уравниловки в оплате труда, обусловленной пайковой системой. Ликвидация карточной системы и переход к развернутой советской торговле по единым ценам повышали роль социалистического принципа распределения по труду, усиливали материальные стимулы поднятия производительности труда, положили начало новому этапу в планировании и регулировании цен.
Однако система ценообразования нуждалась в дальнейшем совершенствовании.
Переход к единым твердым розничным ценам потребовал унификации отпускных цен на однородные изделия, изменения порядка установления отпускных цен, при котором цены на промышленные товары утверждались непосредственно трестами, управлениями, наркоматами и т.д. Начало осуществлению этого процесса было положено в конце 1937 г. постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 декабря 1937 г.1134 По этому постановлению на те товары, которые производились предприятиями народных комиссариатов пищевой, легкой и лесной промышленности союзных республик, одинаковые с изделиями союзной промышленности, распространялись отпускные цены, устанавливаемые для последних на основе постановления СНК СССР. На прочие основные товары отпускные цены устанавливались соответствующими наркоматами союзных республик по согласованию с Народным комиссариатом внутренней торговли СССР. На все остальные товары отпускные цены устанавливались наркоматами пищевой промышленности, легкой и лесной по согласованию с народными комиссариатами внутренней торговли союзных республик. Приказом Народного комиссариата легкой промышленности СССР от 29 декабря 1937 г. был установлен перечень товаров, на которые распространяются цены изделий союзной промышленности и перечень товаров, на которые отпускные цены устанавливает Народный комиссариат легкой промышленности СССР.
Происходившие в годы второй пятилетки значительные изменения условий снабжения населения предметами потребления вызывали необходимость изменения порядка планирования товарных фондов и товарооборота. Формы и методы планирования товароснабжения менялись в зависимости от развития производства и количества товаров, направляемых для продажи населению, от соотношения спроса и предложения, от изменения самой торговли.
Уже к началу второй пятилетки на основе социалистического обобществления сферы товарного обращения и увеличения производства предметов потребления планирование распространялось на все основные элементы товарооборота государственной и кооперативной торговли: общий объем розничного и оптового товарооборота; распределение товарных ресурсов между рыночным и внерыночным фондами, а также по отдельным торгующим системам, между городом и деревней, по районам страны; уровень товарных запасов и скорость обращения товаров; развитие торговой сети; цены на важнейшие товары; численность торговых работников; издержки обращения; рентабельность торговой работы и т.д.
До отмены карточной системы в основе планирования лежали нормы снабжения и численность населения, получавшего товары по карточкам. Данные об объеме покупательных фондов населения и спросе на отдельные товары, как и особенности экономики различных районов, почти не учитывались при планировании товарооборота и размещения товарных фондов по стране. В централизованном порядке планировалось распределение широкого круга товаров по торговым системам, целевым назначениям, по республикам, краям и областям. Достаточно указать, что только 12 важнейших непродовольственных товаров, относившихся к группе так называемых планируемых промышленных товаров, занимали более ¼ всего розничного товарооборота страны и почти ½ товарооборота села. Включая же планируемые продовольственные товары в группу так называемых регулируемых товаров, централизованное планирование охватывало подавляющую часть товарных ресурсов.
Централизованное планирование распределения значительной части товаров оправдало себя в условиях острого недостатка товаров. При помощи централизованных планов обеспечивалось первоочередное и преимущественное снабжение трудящихся на важнейших участках народного хозяйства в соответствии с задачами социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. Но, выполняя положительную роль, эта система обладала в то же время и серьезными недостатками.
Чрезмерная централизация планирования, прохождение плана в процессе его составления через многочисленные инстанции надолго задерживали его утверждение и доведение до промышленных предприятий, которые должны были отгружать товары, лишали планы товароснабжения необходимой оперативности.
В связи с отменой в 1935 г. системы нормированного снабжения и переходом к развернутой советской торговле в 1936—1937 гг. были внесены некоторые изменения в систему планирования товароснабжения: уменьшился круг товаров, планируемых централизованно; планирование размещения некоторых товаров по республикам, краям и областям было передано центрам торгующих систем; распределение отдельных товаров (сахар, кондитерские изделия, соль и др.) между торговыми системами было возложено на местные регулирующие органы. Постепенно система планирования товарооборота и товарных фондов совершенствовалась, становилась более гибкой, в большей мере соответствовала требованиям, предъявляемым к торговле.