3. Оптовая торговля

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 

Развитие розничного товарооборота в значительной степени определяется состоянием оптовой торговли, качеством работы оптовых баз, призванных бесперебойно снабжать розничную сеть товарами в определенном ассортименте. Для регулярной связи между производством и розничной сетью в условиях значительного увеличения товарной массы в стране требовалось дальнейшее совершенствование оптовой торговли и рационализация товародвижения в интересах лучшего удовлетворения потребностей населения.

После отмены системы нормированного снабжения были произведены серьезные изменения в организационной структуре оптовых звеньев промышленности и торгующих систем. В конце 1934 г. — начале 1935 г. в составе промышленных наркоматов были созданы всесоюзные и республиканские хозрасчетные конторы по сбыту продукции. В июле 1936 г. они были преобразованы в отделы сбыта главных управлений промышленности соответствующих наркоматов. Цель этой реорганизации — усилить ответственность главных управлений за организацию сбыта, а также за ассортимент и качество продукции, укрепить связи промышленности с рынком.

Наряду с улучшением работы выходных (подсортировочных) баз, находившихся в основных пунктах сосредоточения предприятий некоторых отраслей промышленности, сбытовые организации промышленности значительно расширили сеть социализированных торгово-сбытовых баз в республиках, краях и областях.

Быстрыми темпами возрастал также оптовый товарооборот сбытовых организаций промышленности. В 1935 г. он увеличился, по сравнению с 1934 г., более чем вдвое — с 36 млрд. руб. до 73,2 млрд. руб. Сбытовые организации промышленности сосредоточили в своих руках крупный опт по предметам потребления. На их долю в 1934 г. приходилось 65,7% общего объема учтенного оптового товарооборота страны по этим товарам, а в 1935 г. — 77,1%.

Расширение сети сбытовых специализированных баз промышленности и развитие их торговой деятельности имели положительное значение. Однако сбытовых баз промышленности было еще мало для того, чтобы осуществлять непосредственную связь с розничными организациями, особенно сельскими. Эти базы отгружали закупленные товары низовым торгующим организациям неравномерно, нередко нарушая согласованный ассортимент. Оптовые базы промышленности слабо изучали потребности торгующих организаций, не обеспечивали своевременное снабжение их необходимыми товарами.

В интересах бесперебойного снабжения товарами розничной сети торгующие организации системы Наркомторга и потребительская кооперация развивали свою сеть оптовых баз и складов. Для закупки товаров и снабжения ими розничных организаций оптовые конторы создавали торгово-закупочные базы на местах, главным образом в основных районах производства соответствующих товаров. Оптовые и оптово-розничные конторы Наркомторга призваны были укрепить связь с соответствующими отраслями промышленности, усилить воздействие на производство, способствовать расширению торгового ассортимента, внедрению и выработке новых товаров.

Известную роль в развитии оптовой торговли и вовлечении в товарооборот дополнительных товарных ресурсов производства местной промышленности, промысловой кооперации и других предприятий, а также в реализации излишних товаров, скапливавшихся в торговых организациях, сыграли оптовые ярмарки, периодически проводившиеся в Москве, а также в республиках, краях и областях.

Наиболее широко была развернута внутрисистемная оптовая торговля в потребительской кооперации. Оптовый товарооборот отраслевых объединений Центросоюза развивался быстрыми темпами и в 1934 г. был в 2,4 раза больше, чем в 1932 г. Еще быстрее развивалась оптовая торговля баз республиканских, краевых и областных потребсоюзов. Это были в основном межрайонные универсальные базы, торговавшие широким кругом разнообразных непродовольственных и продовольственных товаров.

Огромный рост сельского товарооборота потребительской кооперации и развитие торговых баз промышленности создали условия для развития оптовой торговли райпотребсоюзов. С конца 1935 г. основным оптовым звеном в системе потребительской кооперации стали райпотребсоюзы.

Новая экономическая обстановка, создавшаяся в годы второй пятилетки, требовала дальнейшего совершенствования форм и методов оптовой торговли промышленности и торгующих организаций, рационализации путей и сокращения звенности движения товаров от производства в розничную торговую сеть. В соответствии с постановлением СТО от 16 апреля 1936 г. «О расширении сети оптово-сбытовых баз промышленности и улучшении организации оптовой торговли товарами широкого потребления»1153 был установлен определенный порядок отгрузки товаров транзитом, что являлось наиболее рациональной формой товародвижения. Шире стали практиковаться транзитные отгрузки торгующим организациям непосредственно с фабрик и заводов таких товаров, как сахар, соль, спички, мыло и др.

Одним из основных недостатков в работе оптовых предприятий было слабое изучение спроса на отдельные товары и конъюнктуры рынка. Предварительные заказы нередко составлялись без достаточного обоснования, не отражали действительной потребности в конкретных товарах, теряли свое значение как средство планомерного воздействия торговли на производство. Предварительные заказы играли еще меньшую роль из-за того, что сбытовые органы промышленности и отдельные предприятия часто поставляли товары с отклонениями от требований заказов.

Для повседневного изучения спроса были созданы контрольно-ассортиментные пункты при некоторых сбытовых базах промышленности и оптовых базах торгующих систем. Учитывая заказы и заявки розничных организаций, проводя специальные опросы, контрольно-ассортиментные пункты наблюдали за состоянием спроса на такие товары сложного ассортимента, как, например, ткани (по отдельным группам и артикулам), и отражали изменения спроса в своих заказах промышленности. Представители сбытовых баз промышленности периодически посещали своих покупателей (райпотребсоюзы, раймаги, торги) и знакомили их с ассортиментом товаров на базах по образцам и альбомам. Эта форма связи оптовых баз с торговыми организациями и предприятиями дала положительные результаты.

Во взаимоотношениях торговых организаций с промышленностью недостаточно использовалась система хозяйственных договоров. Действовавшая система генеральных договоров, сыгравшая определенную роль в период внедрения планового начала в сферу товарного обращения и установления нормальных экономических связей между промышленностью и торговлей, уже не соответствовала в полной мере требованиям развернутой советской торговли. При этой системе ослаблялись непосредственные хозяйственные связи между промышленностью и торговыми звеньями и организациями. С целью упрощения системы договоров и укрепления непосредственной связи торговых организаций с промышленностью была расширена практика заключения прямых договоров между торгами, райпотребсоюзами, межрайбазами и другими торговыми организациями, с одной стороны, и оптово-сбытовыми базами или промышленными предприятиями — с другой.

Переход к системе прямых договоров означал известную децентрализацию оперативно-хозяйственной работы торговых организаций, расширение коммерческих взаимоотношений между оптовыми базами и промышленностью, а также между оптовыми и розничными звеньями торговли.

С переходом к открытой торговле необходимо было обеспечить торговую сеть товарами в таких размерах, чтобы не допускать перебоев в торговле и предоставлять потребителям широкий выбор разнообразных товаров. Важно было правильно распределить товары между оптовыми и розничными предприятиями, имея в виду, что оптовые базы должны бесперебойно снабжать розничную сеть всеми товарами и лучше, чем раньше, осуществлять подсортировку товаров сложного ассортимента. Вместе с тем необходимо было стремиться к возможному ускорению товарооборачиваемости и не допускать накопления в оптовой и розничной сети излишних товарных запасов, не вызывавшихся нормальными условиями торговли.

Одной из серьезных задач государственной и кооперативной торговли была нормализация товарных запасов, при которой были бы обеспечены достаточная насыщенность торговой сети товарами, равномерное размещение товаров по районам и торговым предприятиям внутри каждого района, и в то же время совместно ускорился бы процесс обращения товаров.

В ряде случаев товарные запасы росли вследствие недостатков в работе торговых организаций. В некоторых из них накопились неходовые товары, не пользовавшиеся спросом населения или завезенные в торговую сеть в чрезмерно большом количестве, без учета реальных потребностей. Только в системе потребительской кооперации к 1 января 1938 г. образовалось сверхплановых товарных запасов на сумму 780 млн. руб., что составляло около 20% всей суммы товарных запасов потребительской кооперации. Это ухудшало финансовое положение торгующих систем, вызывало недостаток оборотных средств для нормальной торговли.

Вместе с тем запасы непродовольственных товаров в торговой сети, особенно таких, как ткани, швейные изделия, обувь, были недостаточными, не обеспечивали необходимого выбора и приводили к перебоям в торговле. Перебои наблюдались и в торговле некоторыми продовольственными товарами из-за неравномерного размещения товарных запасов по отдельным районам и торговым предприятиям, отсутствия должной заботы о своевременном снабжении товарами розничной сети со стороны торговых организаций, главным образом их оптовых звеньев.

Большое значение для правильной организации торговли, развития товарооборота и борьбы за ускорение оборачиваемости товаров имело кредитование товарооборота.

Организация и формы кредитования на протяжении первой и второй пятилеток постепенно совершенствовались. После ликвидации карточной системы и проведения организационных мероприятий по перестройке торговой работы в городе и на селе банковское кредитование торговли расширилось. Сумма кредита, выданного торговым организациям систем Наркомвнуторга и Центросоюза, увеличилась с 8 млрд. руб. на 1 января 1937 г. до 10,8 млрд. руб. на 1 января 1938 г., или на 35%, при увеличении розничного товарооборота за 1937 г. на 18%. Особенно большое место в получении банковского кредита занимала потребительская кооперация: на ее долю приходилось 50% всех кредитных вложений Государственного банка в торговлю, причем непосредственное кредитование сельпо составляло более 2 млрд. руб.1154

Постепенное совершенствование кредитной системы и улучшение практики кредитования способствовали развитию торговли, борьбе за ускорение товарооборачиваемости, снижению издержек обращения.

На протяжении второй пятилетки уровень издержек обращения в государственной и кооперативной торговле (в процентах к товарообороту розничной торговой сети в ценах соответствующих лет) неуклонно снижался. В 1937 г. издержки обращения розничной торговли составили 9,4% к товарообороту (без общественного питания) против 11,3% в 1932 г. Решающее влияние на снижение уровня издержек обращения оказал рост физического объема розничного товарооборота, повышение производительности труда торговых работников, сокращение административно-управленческих расходов. В потребительской кооперации снижение издержек обращения обусловливалось ликвидацией мелких, нерентабельных сельпо, а также мелких лавок.

Однако были факторы, повышавшие уровень торговых расходов. К их числу следует прежде всего отнести изменение структуры розничного товарооборота в годы второй пятилетки. Уровень издержек обращения повысился также в связи с расширением торговой сети, приведением ее в лучшее состояние, чем она была в период нормированного снабжения.

Из-за некоторых недостатков в работе государственных и кооперативных торговых организаций издержки обращения были еще высокими. Часто встречались нерациональные перевозки товаров, увеличивавшие транспортные и другие расходы. Недостаточен уровень материально-технической базы оптовой и розничной торговли, неудовлетворительное хранение товаров и прямая бесхозяйственность приводили к значительным потерям.

Некоторые излишества допускались в штатах административно-управленческих работников торгующих систем. По данным переписи 15 апреля 1935 г., примерно на трех торговых и складских работников приходился один работник управленческого аппарата. В общей численности работников кооперативной торговли 32,4% занимали работники контор и управлений, освобожденные члены правлений потребительских обществ и райпотребсоюзов1155.

В целом развитие товарооборота и некоторое снижение общего уровня издержек обращения обусловили повышение рентабельности государственной и кооперативной торговли. В 1935 г. потребительская кооперация получила 87,7 млн. прибыли от торговой деятельности, или 0,54% к розничному товарообороту, в 1936 г. — около 458 млн., или 1,97% к розничному товарообороту, в 1937 г. — 394,5 млн. руб., или 1,4% к розничному товарообороту1156. Прибыль системы Наркомвнуторга составила в 1936 г. свыше 600 млн. руб. (в 1935 г. — 97 млн. руб.)1157. Однако размеры прибыли в торговых организациях были еще недостаточными; план накопления по системе Наркомвнуторга на 1937 г. был выполнен лишь на 47%.

Задача дальнейшего повышения рентабельности торговли требовала усиления внедрения хозяйственного расчета в работу торговых предприятий и организаций, наведения порядка в хозяйственной работе, установления жесткого режима экономии, усиления контроля за сохранением социалистической собственности.

*

В результате победы социалистической системы во всех отраслях народного хозяйства был завершен процесс формирования советской торговли как формы товарного обмена, присущей социалистическому обществу. Важнейшая отличительная особенность торговли при социализме как торговли особого рода состоит в том, что в ней совсем не участвует частный капитал, она планомерно осуществляется социалистическими предприятиями, а также в какой-то мере колхозниками. Реализация товаров в СССР происходит через государственную, кооперативную и колхозную формы торговли, образующие систему советской торговли.

Расширение сферы планирования торговли осуществлялось постепенно на протяжении всего переходного периода; качественный же скачок от торговли, выражавший борьбу планового начала с рыночной стихией, к планомерно организованной торговле, выражающей социалистические производственные отношения, произошел в результате изменения социальной сущности торговли в СССР, в результате перехода к советской торговле, как единственной форме товарного обращения в стране. Усиление планомерности всего процесса товарного обращения развивало специфический характер товарно-денежных отношений в условиях социалистического общества.

Основными результатами планомерного развития советской торговли в переходный период, обусловленными развитием общественного производства, повышением материального благосостояния трудящихся, были: во-первых, неуклонный рост розничного товарооборота, в результате чего товарное потребление трудящихся к концу переходного периода значительно увеличилось как по сравнению с начальным этапом нэпа, так и с дореволюционным периодом; во-вторых, постепенное сближение уровня товарооборота на душу сельского и городского населения, а также расширение ассортимента продаваемых населению товаров; в-третьих, некоторое выравнивание уровня товарооборота по отдельным районам страны.

Развитие розничного товарооборота в значительной степени определяется состоянием оптовой торговли, качеством работы оптовых баз, призванных бесперебойно снабжать розничную сеть товарами в определенном ассортименте. Для регулярной связи между производством и розничной сетью в условиях значительного увеличения товарной массы в стране требовалось дальнейшее совершенствование оптовой торговли и рационализация товародвижения в интересах лучшего удовлетворения потребностей населения.

После отмены системы нормированного снабжения были произведены серьезные изменения в организационной структуре оптовых звеньев промышленности и торгующих систем. В конце 1934 г. — начале 1935 г. в составе промышленных наркоматов были созданы всесоюзные и республиканские хозрасчетные конторы по сбыту продукции. В июле 1936 г. они были преобразованы в отделы сбыта главных управлений промышленности соответствующих наркоматов. Цель этой реорганизации — усилить ответственность главных управлений за организацию сбыта, а также за ассортимент и качество продукции, укрепить связи промышленности с рынком.

Наряду с улучшением работы выходных (подсортировочных) баз, находившихся в основных пунктах сосредоточения предприятий некоторых отраслей промышленности, сбытовые организации промышленности значительно расширили сеть социализированных торгово-сбытовых баз в республиках, краях и областях.

Быстрыми темпами возрастал также оптовый товарооборот сбытовых организаций промышленности. В 1935 г. он увеличился, по сравнению с 1934 г., более чем вдвое — с 36 млрд. руб. до 73,2 млрд. руб. Сбытовые организации промышленности сосредоточили в своих руках крупный опт по предметам потребления. На их долю в 1934 г. приходилось 65,7% общего объема учтенного оптового товарооборота страны по этим товарам, а в 1935 г. — 77,1%.

Расширение сети сбытовых специализированных баз промышленности и развитие их торговой деятельности имели положительное значение. Однако сбытовых баз промышленности было еще мало для того, чтобы осуществлять непосредственную связь с розничными организациями, особенно сельскими. Эти базы отгружали закупленные товары низовым торгующим организациям неравномерно, нередко нарушая согласованный ассортимент. Оптовые базы промышленности слабо изучали потребности торгующих организаций, не обеспечивали своевременное снабжение их необходимыми товарами.

В интересах бесперебойного снабжения товарами розничной сети торгующие организации системы Наркомторга и потребительская кооперация развивали свою сеть оптовых баз и складов. Для закупки товаров и снабжения ими розничных организаций оптовые конторы создавали торгово-закупочные базы на местах, главным образом в основных районах производства соответствующих товаров. Оптовые и оптово-розничные конторы Наркомторга призваны были укрепить связь с соответствующими отраслями промышленности, усилить воздействие на производство, способствовать расширению торгового ассортимента, внедрению и выработке новых товаров.

Известную роль в развитии оптовой торговли и вовлечении в товарооборот дополнительных товарных ресурсов производства местной промышленности, промысловой кооперации и других предприятий, а также в реализации излишних товаров, скапливавшихся в торговых организациях, сыграли оптовые ярмарки, периодически проводившиеся в Москве, а также в республиках, краях и областях.

Наиболее широко была развернута внутрисистемная оптовая торговля в потребительской кооперации. Оптовый товарооборот отраслевых объединений Центросоюза развивался быстрыми темпами и в 1934 г. был в 2,4 раза больше, чем в 1932 г. Еще быстрее развивалась оптовая торговля баз республиканских, краевых и областных потребсоюзов. Это были в основном межрайонные универсальные базы, торговавшие широким кругом разнообразных непродовольственных и продовольственных товаров.

Огромный рост сельского товарооборота потребительской кооперации и развитие торговых баз промышленности создали условия для развития оптовой торговли райпотребсоюзов. С конца 1935 г. основным оптовым звеном в системе потребительской кооперации стали райпотребсоюзы.

Новая экономическая обстановка, создавшаяся в годы второй пятилетки, требовала дальнейшего совершенствования форм и методов оптовой торговли промышленности и торгующих организаций, рационализации путей и сокращения звенности движения товаров от производства в розничную торговую сеть. В соответствии с постановлением СТО от 16 апреля 1936 г. «О расширении сети оптово-сбытовых баз промышленности и улучшении организации оптовой торговли товарами широкого потребления»1153 был установлен определенный порядок отгрузки товаров транзитом, что являлось наиболее рациональной формой товародвижения. Шире стали практиковаться транзитные отгрузки торгующим организациям непосредственно с фабрик и заводов таких товаров, как сахар, соль, спички, мыло и др.

Одним из основных недостатков в работе оптовых предприятий было слабое изучение спроса на отдельные товары и конъюнктуры рынка. Предварительные заказы нередко составлялись без достаточного обоснования, не отражали действительной потребности в конкретных товарах, теряли свое значение как средство планомерного воздействия торговли на производство. Предварительные заказы играли еще меньшую роль из-за того, что сбытовые органы промышленности и отдельные предприятия часто поставляли товары с отклонениями от требований заказов.

Для повседневного изучения спроса были созданы контрольно-ассортиментные пункты при некоторых сбытовых базах промышленности и оптовых базах торгующих систем. Учитывая заказы и заявки розничных организаций, проводя специальные опросы, контрольно-ассортиментные пункты наблюдали за состоянием спроса на такие товары сложного ассортимента, как, например, ткани (по отдельным группам и артикулам), и отражали изменения спроса в своих заказах промышленности. Представители сбытовых баз промышленности периодически посещали своих покупателей (райпотребсоюзы, раймаги, торги) и знакомили их с ассортиментом товаров на базах по образцам и альбомам. Эта форма связи оптовых баз с торговыми организациями и предприятиями дала положительные результаты.

Во взаимоотношениях торговых организаций с промышленностью недостаточно использовалась система хозяйственных договоров. Действовавшая система генеральных договоров, сыгравшая определенную роль в период внедрения планового начала в сферу товарного обращения и установления нормальных экономических связей между промышленностью и торговлей, уже не соответствовала в полной мере требованиям развернутой советской торговли. При этой системе ослаблялись непосредственные хозяйственные связи между промышленностью и торговыми звеньями и организациями. С целью упрощения системы договоров и укрепления непосредственной связи торговых организаций с промышленностью была расширена практика заключения прямых договоров между торгами, райпотребсоюзами, межрайбазами и другими торговыми организациями, с одной стороны, и оптово-сбытовыми базами или промышленными предприятиями — с другой.

Переход к системе прямых договоров означал известную децентрализацию оперативно-хозяйственной работы торговых организаций, расширение коммерческих взаимоотношений между оптовыми базами и промышленностью, а также между оптовыми и розничными звеньями торговли.

С переходом к открытой торговле необходимо было обеспечить торговую сеть товарами в таких размерах, чтобы не допускать перебоев в торговле и предоставлять потребителям широкий выбор разнообразных товаров. Важно было правильно распределить товары между оптовыми и розничными предприятиями, имея в виду, что оптовые базы должны бесперебойно снабжать розничную сеть всеми товарами и лучше, чем раньше, осуществлять подсортировку товаров сложного ассортимента. Вместе с тем необходимо было стремиться к возможному ускорению товарооборачиваемости и не допускать накопления в оптовой и розничной сети излишних товарных запасов, не вызывавшихся нормальными условиями торговли.

Одной из серьезных задач государственной и кооперативной торговли была нормализация товарных запасов, при которой были бы обеспечены достаточная насыщенность торговой сети товарами, равномерное размещение товаров по районам и торговым предприятиям внутри каждого района, и в то же время совместно ускорился бы процесс обращения товаров.

В ряде случаев товарные запасы росли вследствие недостатков в работе торговых организаций. В некоторых из них накопились неходовые товары, не пользовавшиеся спросом населения или завезенные в торговую сеть в чрезмерно большом количестве, без учета реальных потребностей. Только в системе потребительской кооперации к 1 января 1938 г. образовалось сверхплановых товарных запасов на сумму 780 млн. руб., что составляло около 20% всей суммы товарных запасов потребительской кооперации. Это ухудшало финансовое положение торгующих систем, вызывало недостаток оборотных средств для нормальной торговли.

Вместе с тем запасы непродовольственных товаров в торговой сети, особенно таких, как ткани, швейные изделия, обувь, были недостаточными, не обеспечивали необходимого выбора и приводили к перебоям в торговле. Перебои наблюдались и в торговле некоторыми продовольственными товарами из-за неравномерного размещения товарных запасов по отдельным районам и торговым предприятиям, отсутствия должной заботы о своевременном снабжении товарами розничной сети со стороны торговых организаций, главным образом их оптовых звеньев.

Большое значение для правильной организации торговли, развития товарооборота и борьбы за ускорение оборачиваемости товаров имело кредитование товарооборота.

Организация и формы кредитования на протяжении первой и второй пятилеток постепенно совершенствовались. После ликвидации карточной системы и проведения организационных мероприятий по перестройке торговой работы в городе и на селе банковское кредитование торговли расширилось. Сумма кредита, выданного торговым организациям систем Наркомвнуторга и Центросоюза, увеличилась с 8 млрд. руб. на 1 января 1937 г. до 10,8 млрд. руб. на 1 января 1938 г., или на 35%, при увеличении розничного товарооборота за 1937 г. на 18%. Особенно большое место в получении банковского кредита занимала потребительская кооперация: на ее долю приходилось 50% всех кредитных вложений Государственного банка в торговлю, причем непосредственное кредитование сельпо составляло более 2 млрд. руб.1154

Постепенное совершенствование кредитной системы и улучшение практики кредитования способствовали развитию торговли, борьбе за ускорение товарооборачиваемости, снижению издержек обращения.

На протяжении второй пятилетки уровень издержек обращения в государственной и кооперативной торговле (в процентах к товарообороту розничной торговой сети в ценах соответствующих лет) неуклонно снижался. В 1937 г. издержки обращения розничной торговли составили 9,4% к товарообороту (без общественного питания) против 11,3% в 1932 г. Решающее влияние на снижение уровня издержек обращения оказал рост физического объема розничного товарооборота, повышение производительности труда торговых работников, сокращение административно-управленческих расходов. В потребительской кооперации снижение издержек обращения обусловливалось ликвидацией мелких, нерентабельных сельпо, а также мелких лавок.

Однако были факторы, повышавшие уровень торговых расходов. К их числу следует прежде всего отнести изменение структуры розничного товарооборота в годы второй пятилетки. Уровень издержек обращения повысился также в связи с расширением торговой сети, приведением ее в лучшее состояние, чем она была в период нормированного снабжения.

Из-за некоторых недостатков в работе государственных и кооперативных торговых организаций издержки обращения были еще высокими. Часто встречались нерациональные перевозки товаров, увеличивавшие транспортные и другие расходы. Недостаточен уровень материально-технической базы оптовой и розничной торговли, неудовлетворительное хранение товаров и прямая бесхозяйственность приводили к значительным потерям.

Некоторые излишества допускались в штатах административно-управленческих работников торгующих систем. По данным переписи 15 апреля 1935 г., примерно на трех торговых и складских работников приходился один работник управленческого аппарата. В общей численности работников кооперативной торговли 32,4% занимали работники контор и управлений, освобожденные члены правлений потребительских обществ и райпотребсоюзов1155.

В целом развитие товарооборота и некоторое снижение общего уровня издержек обращения обусловили повышение рентабельности государственной и кооперативной торговли. В 1935 г. потребительская кооперация получила 87,7 млн. прибыли от торговой деятельности, или 0,54% к розничному товарообороту, в 1936 г. — около 458 млн., или 1,97% к розничному товарообороту, в 1937 г. — 394,5 млн. руб., или 1,4% к розничному товарообороту1156. Прибыль системы Наркомвнуторга составила в 1936 г. свыше 600 млн. руб. (в 1935 г. — 97 млн. руб.)1157. Однако размеры прибыли в торговых организациях были еще недостаточными; план накопления по системе Наркомвнуторга на 1937 г. был выполнен лишь на 47%.

Задача дальнейшего повышения рентабельности торговли требовала усиления внедрения хозяйственного расчета в работу торговых предприятий и организаций, наведения порядка в хозяйственной работе, установления жесткого режима экономии, усиления контроля за сохранением социалистической собственности.

*

В результате победы социалистической системы во всех отраслях народного хозяйства был завершен процесс формирования советской торговли как формы товарного обмена, присущей социалистическому обществу. Важнейшая отличительная особенность торговли при социализме как торговли особого рода состоит в том, что в ней совсем не участвует частный капитал, она планомерно осуществляется социалистическими предприятиями, а также в какой-то мере колхозниками. Реализация товаров в СССР происходит через государственную, кооперативную и колхозную формы торговли, образующие систему советской торговли.

Расширение сферы планирования торговли осуществлялось постепенно на протяжении всего переходного периода; качественный же скачок от торговли, выражавший борьбу планового начала с рыночной стихией, к планомерно организованной торговле, выражающей социалистические производственные отношения, произошел в результате изменения социальной сущности торговли в СССР, в результате перехода к советской торговле, как единственной форме товарного обращения в стране. Усиление планомерности всего процесса товарного обращения развивало специфический характер товарно-денежных отношений в условиях социалистического общества.

Основными результатами планомерного развития советской торговли в переходный период, обусловленными развитием общественного производства, повышением материального благосостояния трудящихся, были: во-первых, неуклонный рост розничного товарооборота, в результате чего товарное потребление трудящихся к концу переходного периода значительно увеличилось как по сравнению с начальным этапом нэпа, так и с дореволюционным периодом; во-вторых, постепенное сближение уровня товарооборота на душу сельского и городского населения, а также расширение ассортимента продаваемых населению товаров; в-третьих, некоторое выравнивание уровня товарооборота по отдельным районам страны.