16. СИСТЕМА ПОИСКА РЕЗЕРВОВ, ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Комплексный анализ представляет собой совокупность определенных принципов, методов, приемов всестороннего изучения хозяйственной деятельности организации. Главное в комплексном анализе – системность, увязка отдельных разделов – блоков анализа между собой, анализ взаимосвязи и взаимной обусловленности этих разделов и вывод результатов анализа каждого блока на обобщающие показатели эффективности. При проведении комплексного системного анализа выделяют, как правило, шесть этапов.

На первом этапе (целевой этап) объект исследования представляется как система, для которой определяют цели и условия функционирования. Хозяйственную деятельность организации можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции.

На втором этапе (параметрический этап) осуществляется отбор показателей, характеризующих производственную деятельность, т. е. разрабатываются качественные характеристики экономики организации.

На третьем этапе (модельный этап) составляется общая схема (модель) системы, устанавливаются ее главные компоненты, функции, взаимосвязи. Знание факторов производства, их взаимосвязей, умение определить их влияние на отдельные показатели деятельности позволяют воздействовать на уровень показателей посредством управления факторами.

На четвертом этапе (факторный этап) системного анализа хозяйственной деятельности определяются все основные взаимосвязи и факторы, дающие количественные характеристики.

На пятом этапе (расчетно-аналитический этап) строится модель системы на основе информации, полученной на предыдущих этапах. В нее вводят конкретные данные о работе организации и получают параметры модели в числовом выражении. Методы горизонтального, вертикального, трендового, сравнительного, факторного анализа и анализа финансовых коэффициентов позволяют представить картину хозяйственной деятельности организации, ее уровень по сравнению со средними фактическими данными по стране, отрасли; темпы роста основных показателей; напряженность бизнес-плана; неиспользованные резервы, пути роста эффективности хозяйственной деятельности.

Завершающий, – шестой этап (оценочный) – работа с моделью с целью объективной оценки результатов хозяйственной деятельности, комплексного выявления резервов для повышения эффективности производства и определения путей совершенствования хозяйственной деятельности.

Стратегическая цель увеличения стоимости бизнеса достигается в процессе управления финансовыми потоками организации при максимальном сокращении финансового цикла. Финансовый цикл – это период обращения денежной наличности, время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, средний интервал между моментом текущих вложений (отток) и моментом поступлений (приток). Узловые моменты финансового цикла можно представить в следующем порядке:

1) момент поступления сырья и сопроводительных документов;

2) момент оплаты сырья;

3) момент отгрузки готовой продукции;

4) момент получения платежа от покупателей.

Комплексный анализ представляет собой совокупность определенных принципов, методов, приемов всестороннего изучения хозяйственной деятельности организации. Главное в комплексном анализе – системность, увязка отдельных разделов – блоков анализа между собой, анализ взаимосвязи и взаимной обусловленности этих разделов и вывод результатов анализа каждого блока на обобщающие показатели эффективности. При проведении комплексного системного анализа выделяют, как правило, шесть этапов.

На первом этапе (целевой этап) объект исследования представляется как система, для которой определяют цели и условия функционирования. Хозяйственную деятельность организации можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции.

На втором этапе (параметрический этап) осуществляется отбор показателей, характеризующих производственную деятельность, т. е. разрабатываются качественные характеристики экономики организации.

На третьем этапе (модельный этап) составляется общая схема (модель) системы, устанавливаются ее главные компоненты, функции, взаимосвязи. Знание факторов производства, их взаимосвязей, умение определить их влияние на отдельные показатели деятельности позволяют воздействовать на уровень показателей посредством управления факторами.

На четвертом этапе (факторный этап) системного анализа хозяйственной деятельности определяются все основные взаимосвязи и факторы, дающие количественные характеристики.

На пятом этапе (расчетно-аналитический этап) строится модель системы на основе информации, полученной на предыдущих этапах. В нее вводят конкретные данные о работе организации и получают параметры модели в числовом выражении. Методы горизонтального, вертикального, трендового, сравнительного, факторного анализа и анализа финансовых коэффициентов позволяют представить картину хозяйственной деятельности организации, ее уровень по сравнению со средними фактическими данными по стране, отрасли; темпы роста основных показателей; напряженность бизнес-плана; неиспользованные резервы, пути роста эффективности хозяйственной деятельности.

Завершающий, – шестой этап (оценочный) – работа с моделью с целью объективной оценки результатов хозяйственной деятельности, комплексного выявления резервов для повышения эффективности производства и определения путей совершенствования хозяйственной деятельности.

Стратегическая цель увеличения стоимости бизнеса достигается в процессе управления финансовыми потоками организации при максимальном сокращении финансового цикла. Финансовый цикл – это период обращения денежной наличности, время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, средний интервал между моментом текущих вложений (отток) и моментом поступлений (приток). Узловые моменты финансового цикла можно представить в следующем порядке:

1) момент поступления сырья и сопроводительных документов;

2) момент оплаты сырья;

3) момент отгрузки готовой продукции;

4) момент получения платежа от покупателей.