59. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА АНАЛИЗА ЗАТРАТЫ – ОБЪЕМ ПРОДАЖ – ПРИБЫЛЬ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Теоретической базой анализа поведения затрат и взаимодействия затрат, объема продаж и прибыли является система учета прямых затрат – «директ-костинг», которую называют еще системой управления себестоимостью, системой управления предприятием. Сущность системы «директ-костинг» заключается в разделении затрат на производство на переменные и постоянные. К переменным относятся затраты, величина которых меняется с изменением объема производства: затраты на сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо и энергия на технологические цели. К постоянным принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства, например арендная плата, проценты за пользование кредитами, начисленная амортизация основных фондов, некоторые виды заработной платы руководителей предприятия. Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные) затраты – стоимость самого предприятия. Рынок интересует не стоимость предприятия, а стоимость продукта. Разделение затрат на постоянные и переменные довольно условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами системы «директ-костинг».
Общие затраты на производство (Z) состоят из двух частей: постоянной (Zc) и переменной (Zv), что отражается уравнением:
Z= Zc + Z,
Еще одна особенность системы «директ-костинг» – соединение производственного и финансового учета. По системе «директ-костинг» учет и отчетность на предприятиях организованы таким образом, что появляется возможность регулярного контроля данных по схеме «затраты – объем – прибыль». Основная модель отчета для анализа прибыли выглядит следующим образом:
1) объем реализации – N;
2) переменные затраты – Z;
3) маржинальный доход – D= N – Zv;
4) постоянные расходы – Zс;
5) прибыль – P= D– Zс.
Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами, с другой стороны – это сумма постоянных расходов и прибыли.
Следующей особенностью системы «директ-кос-тинг» является разработка методики экономико-математического и графического представления и анализа отчетов для прогноза прибыли, для расчета порога рентабельности (критический объем выручки, прибыль при которой равна 0).
В прямоугольной системе координат строится график зависимости себестоимости (затрат и дохода) и выручки от количества единиц выпущенной продукции. По вертикали откладываются данные о себестоимости и выручке, а по горизонтали – количество единиц продукции. В точке критического объема производства нет прибыли и нет убытка. Справа от нее находится область прибылей (доходов). Для каждого значения (количества единиц продукции) прибыль определяется как разность между величиной маржинального дохода и постоянных расходов.
Слева от критической точки находится область убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода.
Теоретической базой анализа поведения затрат и взаимодействия затрат, объема продаж и прибыли является система учета прямых затрат – «директ-костинг», которую называют еще системой управления себестоимостью, системой управления предприятием. Сущность системы «директ-костинг» заключается в разделении затрат на производство на переменные и постоянные. К переменным относятся затраты, величина которых меняется с изменением объема производства: затраты на сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо и энергия на технологические цели. К постоянным принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства, например арендная плата, проценты за пользование кредитами, начисленная амортизация основных фондов, некоторые виды заработной платы руководителей предприятия. Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные) затраты – стоимость самого предприятия. Рынок интересует не стоимость предприятия, а стоимость продукта. Разделение затрат на постоянные и переменные довольно условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами системы «директ-костинг».
Общие затраты на производство (Z) состоят из двух частей: постоянной (Zc) и переменной (Zv), что отражается уравнением:
Z= Zc + Z,
Еще одна особенность системы «директ-костинг» – соединение производственного и финансового учета. По системе «директ-костинг» учет и отчетность на предприятиях организованы таким образом, что появляется возможность регулярного контроля данных по схеме «затраты – объем – прибыль». Основная модель отчета для анализа прибыли выглядит следующим образом:
1) объем реализации – N;
2) переменные затраты – Z;
3) маржинальный доход – D= N – Zv;
4) постоянные расходы – Zс;
5) прибыль – P= D– Zс.
Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами, с другой стороны – это сумма постоянных расходов и прибыли.
Следующей особенностью системы «директ-кос-тинг» является разработка методики экономико-математического и графического представления и анализа отчетов для прогноза прибыли, для расчета порога рентабельности (критический объем выручки, прибыль при которой равна 0).
В прямоугольной системе координат строится график зависимости себестоимости (затрат и дохода) и выручки от количества единиц выпущенной продукции. По вертикали откладываются данные о себестоимости и выручке, а по горизонтали – количество единиц продукции. В точке критического объема производства нет прибыли и нет убытка. Справа от нее находится область прибылей (доходов). Для каждого значения (количества единиц продукции) прибыль определяется как разность между величиной маржинального дохода и постоянных расходов.
Слева от критической точки находится область убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода.